Псков. Церковь Богоявления Господня в Бродах. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1444. Год утраты:1701 (засыпана при строительстве батареи в ходе Северной войны) Адрес: Псков, Финский парк Координаты: 57.821322, 28.342065 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Церковь Богоявления в Бродех построена в 1444 году, упразднена в 1786 году, в 1793 году была уже разобрана на материал». Местность, где располагалась церковь Богоявления, называлась в старину Бродами. Это был один из живописнейших участков старого Пскова. В Бродах на высоком левом берегу реки Псковы, примерно в 35 саженях к востоку от угловой башни Среднего города, находилась приходская церковь Богоявления, построенная в 1443 году «противъ мелниць». Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове. Церковь Богоявления в Бродах была одной из первых приходских церквей на Полонище. Она возникла еще до возведения крепостных укреплений в этой части посада. Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями. Остатки сломанной церкви погребены под земляной насыпью Богоявленской батареи. Ее высокую горку можно видеть и сейчас и даже подняться на нее для обозрения окрестностей. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1443 году, был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но за XVIII век и он разрушился. «Церковь Богоявления в Бродех» упразднена в 1786 году. Хотя храм не сохранился до наших дней, но его местоположение определяется по показанным на плане 1740 г. одноименным батарее и воротам. На схеме Пскова, снятой со старинной иконы хранившейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова), церковь Богоявления в Бродах обозначена цифрой 29, рядом с церковью иконы Казанской Божьей Матери 30).

http://sobory.ru/article/?object=50016

Броды. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1594 и 1596. Адрес: Украина, Львовская обл., г.Броды, ул. В. Стуса, 9. Координаты: 50.082826, 25.146182 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Парафиальный костел Католическая парафия существовала в Бродах еще в ст. Умирая, коронный гетьман Станислав Конецпольский завещал сыну Александру построить каменный костел. Но завещание отца выполнить не удалось. Храм построил уже внук покойного гетьмана в начале 1660-х гг. На протяжении столетий сооружение пережило немало перестроек и реставраций из-за пожаров. В 1993 г. здание костела передали УГКЦ (униатская церковь. Украинская греко-католическая церковь), до этого оно использовалось как спортзал. Источник: karpaty.info Согласно историческим данным, католический костёл в Бродах впервые упоминается в конце XVI века. Также известно, что на 1594-1596 годы приходится строительство костёла в этом городе. Что стало с эти костёлом позже, источники умалчивают. В те времена великий коронный гетман Речи Посполитой, тогдашний помещик Станислав Конецпольский пригласил в местечко Броды монахов-доминиканцев и в своём перед смертью составленном завещании, датированном от 11 марта 1646 года, обязал своего сына Александра помочь им при строительстве католического кляштора. Здесь уместно сообщить, что фундамент будущего костёла был заложен в 1641 году. Однако костёл в Бродах достраивал уже внук Станислава Конецпольского в начале 1660-х годов. В 1693 и 1859 годах храм ещё дважды попадал в пламя огня, после чего он каждый раз восстанавливался и расширялся. Известно, что в костёле в те времена могли одновременно разместиться до 2,5 тысяч человек. Каменная сакральная постройка служила горожанам вплоть до начала вхождения города Броды в состав Австро-Венгерской империи. Броды тогда оказались пограничным городком с Российской империей. Однако в конце XVIII века доминиканцы были вынуждены покинуть город Броды, а их костёл был передан городской католической общине. Именно тогда здесь были построены боковые часовни, в 1825 году здание расширили и перекрыли черепицей, позднее - жестью. С правой стороны от главного алтаря размещалось пристроенное помещение за алтарём, а над ним - ризница. Костёл функционировал и после распада Австро-Венгрии и после включения территории империи в состав возрождённой Польши.

http://sobory.ru/article/?object=09964

В 1701 году Император Пётр I засыпал оборонительным валом несколько церквей на р. Пскове и в том числе церковь Богоявления в Бродах. По плану г. Пскова 1740 г., хранящемуся в архиве инженерного департамента, на засыпанной церкви Богоявления в Бродах под номерами 13 и 14 показана Богоявленская батарея, возведённая Петром I... Эта церковь не только стала подножием петровской батареи, но в ней самой был устроен пороховой склад, который во время пожара 1710 года взорвался и разрушил церковь. Тогда при раскопках углубили образовавшуюся нишу и обнаружили два каменных креста, служившие наружным украшением стен храма. Оба креста эти высечены из дикой плиты и, по всем вероятиям, представляют собою древние памятники на курганах христианской эпохи, весьма часто встречаемые и ныне, как в Псковском, так и в других уездах. При одном из крестов имеются изображения на стене четырёх евангелистов. Надписи па самом кресте сохранились частично «1С. ХС», на другом кресте у входа в церковный придел лучше сохранилась надпись «1с. Хс. Црь Свы». Эти буквы на подобных крестах расшифровываются так: «Иисус Христос – Царь Славы». При раскопке внутренней части придела оказалось, что своды его обрушены, под грудой плиты найдена была часть изразчатой лежанки с разбитыми изразцами. Раскопки происходили под наблюдением Псковского археологического общества (ПАО) Федора Алексеевича Ушакова. Вход в нишу прикрыли деревянным навесом. В июне возле входа в храм обнаружили колонну, а также еще одну стену с крестом. Возникшую тогда идею о постройке часовни возле этого места ПАО так и не смогло осуществить. Ввиду такой древности отрытого храма, председатель Общества телеграфировал о находке Председателю Императорской археологической комиссии и просил Псковского губернатора принять меры к ограждению найденной стены от посетителей, разрушающих и без того едва сохранившуюся фреску на открытой стене храма (Журнал заседания, 1899). Недалеко от этого места — сбоку современного рынка (с восточной его стороны) можно увидеть остатки стены Среднего города.

http://sobory.ru/article/?object=50016

Архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан: Отношения с УГКЦ мы хотели бы выстраивать симметрично В Бродах Львовской области наша община насчитывает 300 верующих, которые лишь после многих лет бюрократических мытарств – и то через суд – смогли получить землю под строительство храма. Так давайте будем по-человечески выстраивать наши отношения. 11 сентября, 2012 В Бродах Львовской области наша община насчитывает 300 верующих, которые лишь после многих лет бюрократических мытарств – и то через суд – смогли получить землю под строительство храма. Так давайте будем по-человечески выстраивать наши отношения. В течение последней недели в украинских СМИ говорят о конфликте между православными и греко-католиками в г. Хмельник Винницкой области, где православные якобы не дают греко-католикам построить часовню. За объяснениями портал «Православие в Украине» обратился к председателю отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архиепископу Луганскому и Алчевскому Митрофану (Юрчуку). – Ваше высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, в чем суть межконфессионального конфликта в Хмельнике. – Мы внимательно следим за развитием событий. Детально ознакомившись с материалами, выслушав наше духовенство на месте, хотел бы сказать, что ситуация в СМИ подается не совсем правдиво. Предыстория этого конфликта такова. Религиозная община святого Иоанна Богослова Украинской Греко-Католической Церкви в г. Хмельник была зарегистрирована еще в 1992 году, но долгое время существовала только на бумаге. В 2010 году был зарегистрирован устав этой общины в новой редакции, и в то же время местной экзархией УГКЦ был приобретен дом в Хмельнике, где поселился священник. Параллельно с этим в 2010 году греко-католическая община обратилась к городским властям с просьбой о предоставлении земельного участка для строительства в Хмельнике храма своей конфессии. Но тогда им не удалось его получить. В течение 2011 года греко-католическая община г. Хмельника располагалась в здании районной больницы, откуда была вынуждена уйти из-за того, что почти никто из пациентов и городских жителей не посещал их богослужения и не обращался к их священникам по каким-либо вопросам. Последнее время небольшая община (около 20 членов) греко-католиков молится в небольшом помещении, которое им выделил местный римско-католический костел.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-luganskij-...

И.К. Лабутина в своей книге «Историческая топография Пскова XIV-XV вв.» привела сведения о трёх Богоявленских церквях, располагавшихся компактно по обоим берегам Псковы. Сохранилась лишь одна - на Запсковье, а две левобережные исчезли. Первая из них находилась в Кстове, во внутреннем углу стены Среднего города. Записи Псковской 3-й летописи за 6905 (1397) г. и 2-й летописи за 6906 (1398) г. о постройке каменной церкви «святое Богоявление» она относит к этой церкви (Лабутина, 1985, с.195, 196, 221-222, 224-225). Так что не её обнаружили в 1898 году. Другую Богоявленскую церковь над левым берегом Псковы - «в Бродах» - освятили 1 ноября 6952 (1443) г., когда шла активная застройка Полонища (Окольного города), хотя оно ещё не было прикрыто пятым кольцом крепостных укреплений. В период реконструкции набережной р. Псковы и ул. Воровского от Троицкого моста до Кузнецкого моста, проводимой в рамках туристско-рекреационного кластера «Псковский» летом 2014 года псковские археологи обнаружили средневековый арсенал и некрополь. Археологи исследовали участок некрополя церкви Богоявления. Исследованный участок вплотную прилегал к стене южного придела храма, что позволяет предполагать высокий статус погребенных в этой части кладбища. Здесь исследовано 23 ненарушенных погребения и еще не менее 12 переотложенных. В большей части погребений присутствовали кресты – из бронзы, латуни, свинцово-оловянистого сплава. Два креста декорированы цветной эмалью. На некоторых крестах сохранились отпечатки ткани, в «ушках» - обрывки шнурков. Остатки одежды погребенных фрагментарны - это пуговицы и остатки погребальной кожаной обуви. Помимо этих вещей, в слое некрополя встречены медные монеты, фрагменты слюды и стекла. В северном профиле раскопа был зафиксирован участок фундамента южного придела храма, что позволяет уточнить габариты скрытого в бастионе памятника. Именно в этом приделе церковные службы продолжались еще некоторое время после засыпки храма – по ходатайству псковского купца Никифора Ямского, в палатах которого во время срочных работ по реконструкции псковской крепости поживал Петр I.

http://sobory.ru/article/?object=50016

, впрочем, не совсем справедливо. Полтавские полочане и впоследствии при полковниках Жученке и Герцикове не раз вооруженною рукой хотели согнать колома-чан с земель их, считая эти земли собственными, но коломачане каждый раз обещали или перейти в другие места, или состоять в ведении Полтавского полка. Для удержания дерзких ахтырский полковник Перекрестов испросил царскую гра­моту, которою утверждены земли за Коломаком как городком Ахтырского полка; гетман Апостол в 1728 г. входил с протестом против последнего решения, но без успеха. Эти происшествия объясняют, между прочим, и то, почему в 1687 г. видим гетмана Самойловича в Коломаке в самое печальное для него время. В июле сего года набожный Самойлович слушал в коломацком храме всенощное богослужение, как внезапно арестован был в самом храме, здесь же взят был и сын его Яков, и оба отправлены были в Сибирь. В 1688 г. жители Коломака едва ли уцелели от проходивших вблизи Коломака татар, после битвы их с харьковскими казаками у Тумаева Рога; во всяком случае это не обошлось для них без сильных тревог. В 1694 г. по случаю вторжения татар в Изюмский полк ахтырский полковник Осипов стоял с полком своим «около новой Перекопи, Высокополья и Коломака на бродах и перелазах», но татары поспешили убраться в Крым. В 1709 г. во время Шведской войны Карл, разбитый в Городнянке, мстил за свою неудачу истреблением украинских слобод и, между прочим, сжег Коломак. О бедствиях Коломака 1711 г. представляет нам сведения любопытное прошение коло мацкого священника. Священник пишет: «Вел. господину, преосвящ. Илариону митрополиту белогородскому бьет челом богомолец твой города Коломака Николаевской церкви поп Яков. В прошлом 1711 г. в приход воинских людей Татар и воров изменников Запорожцев тот город Коломак разорен без остатку и церкви Божии, что в том городку было, пожжено, и Никольская церковь , в которой я, богомо­лец твой, служил, сожжена. И я, богомолец твой, с женою и детьми иман в полон и был в полону в гор. Карасове в неволи по се время. И из той неволи ныне в октябре мес. выкупили меня, богомольца твоего, гор. Карасова Греки Ян да Илья, а откупу дали за меня 170 талярей и отпустили меня из той неволи за поруками сроком, а жена моя с детьми и ныне в неволи, на откупе, в с. Каракупе; а откупа за ту жену мою с дочерью просят 300 талярей. И ныне я в том городку Коломаку в приход свой Николая Чудотворца с мирскими требами вхо­дить, так и на искупление свое и жены своей с детьми у всяких чинов людей и у духовных особ просить без твоего архипастырскаго бла­гословения не смею. И ставленная моя грамата в тот воинский приход взята с пожитками моими». Архипастырем выдана была грамота как на право служения, так и на право собирания подаяний от 2 декабря 1712 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О колодези Иакова Оттуда до селения Иосифа, которое называется Аскар, верст десять. Тут есть колодец Иакова, глубок и велик, вода в нем студеная и вкусная; у этого колодца Христос беседовал с женою-самарянкой. Здесь мы ночевали. О Самарии В полверсте от этого колодца находится город Самария. Это очень большой и богатый город, стоит он между двумя горами высокими, много здесь водных источников с холодной водой, которые красиво текут посредине града. Растут здесь бесчисленные плодовые деревья: смоквы, рожки, ореховые и масличные деревья, как дубравы, как леса по всей земле около Самарии. В окрестностях раскинулись нивы многоплодовитые. Вся земля около Самарии красотой своей чудесна. Место это обильно всем добром: маслом и вином, пшеницей и овощами, просто сказать - всем этим добром живет Иерусалим. Ныне город Самария зовется Неаполи (Наблус). От города Самарии в двух верстах к западу находится место, называемое Себустия (Севастополи). Тут создан небольшой городок, в нем находится темница Иоанна Крестителя. В этой темнице была отсечена по приказу Ирода голова Иоанна Предтечи. Здесь стоит гроб его и создана хорошая церковь во имя Иоанна Предтечи. Ныне здесь богатый католический монастырь. О городе Аримофеи Оттуда четыре версты до Аримофеи, здесь стоят гробы Иосифа и Малелеила. К западу от Самарии в горах создан небольшой городок и церковь добрая со стрельчатым верхом над гробом Иосифа. Место это зовется Аримофеей. Путь от Самарии к Тивериадскому озеру на юго-восток. О городе Бей сане От Самарии до города Бейсана верст тридцать. В том городе был царем Бейсанским Ог, его убил Иисус Навин у Иерихона. Место это страшно и грозно. Вытекают из города Бейсана семь рек, растет высокий тростник по этим рекам, финиковые высокие деревья стоят как лес густой. Место это страшно и труднопроходимое. Здесь живут сарацины сильные, другой веры, и разбойничают на бродах рек. Много львов здесь рождается. Место это близ Иордана-реки, равнина большая, низменная, протянулась от Иордана до Бейсана, отсюда и реки текут в Иордан. Львов много в этих местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

Сходная ситуация наблюдается на Руси, по крайней мере, до XV века. В домонгольское время известен только один случай наречения именем Екатерина в княжеской семье – дочери великого князя Всеволода Ярославича. С XV века (очевидно, во 2-й половине) наблюдается достаточно широкое распространение изображений святой Екатерины в русской иконописи, в том числе житийной. Только в XVII веке имя Екатерины вошло в царский ономастикон – его носила родившаяся в 1658 году дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод «Мученичества» святой Екатерины, выполненный иеромонахом Арсением Греком и опубликованный в 1660 году в составе Анфологиона, а также упоминание святой Екатерины (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 году иеромонахом Епифанием (Славинецким). На месте явления царю во сне великомученицы Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 году был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII–XIX векам и, несомненно, связан с тем, что его носили две императрицы. В России посвящение великомученице Екатерине монастырей сравнительно редки и известны не ранее XVI века. Посвящения святой Екатерине церквей (в основном придельных) до XVIII века были только в больших городах. В Новгороде церковь во имя святой Екатерины на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 году, позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV веков) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу. Приделы во имя святой Екатерины известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах. В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 году была освящена каменная церковь преподобной Параскевы с приделом во имя великомученицы Екатерины. В Москве церковь великомученицы Екатерины на Всполье (ул. Большая Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в октябре 1612 года. Придел во имя святой Екатерины существовал в кремлевской церкви Рождества Богородицы на Сенях. Великомученице Екатерине была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 году. В Твери церковь во имя святой Екатерины (каменная с 1781 г.) находилась в Затверецком посаде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Из путеводителя «Псковская область», издание 3, переработанное. Издательство «Вокруг света» 2004 г. На высоком берегу реки Псковы стоит храм Богоявления в Бродах - одна из самых крупных и красивых церквей старого Пскова. Дата постройки - 1496 год. До уничтожения Псковской республики оставалось каких-то пятнадцать лет, однако ни о каком московском влиянии в зодчество Пскова речи ещё не шло, и Богоявленский храм воплотил все лучшие черты традиционной псковской архитектуры. Вот что писал Ю. Спегальский, реставрировавший это архитектурное чудо: " Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой сверху донизу, и мощным основанием... сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена " . Любопытный факт: гуру мировой архитектуры ХХ века, отец конструктивизма Ле Корбюзье специально приезжал в 1961 году в Псков, чтобы увидеть Богоявленский храм с Запсковья. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. В 1496 г. «соседи» Богоявленского конца псковского посада закончили создание своего нового кончанского храма. Он был поставлен на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы у взвоза, где основная транспортная артерия конца — Большая Запсковская улица, скрещивалась с одним из главнейших путей через город, шедшим от Новгородской дороги сквозь «полевые» Петровские ворота к Ильинским воротам запсковской стены. Там, вероятно, и до этого стояла общинная церковь конца с ее «буем». С этого места открывался вид на Пскову с островками на ней, на Средний и Окольный город, Гремячую гору и Верхние Решетки, на стены и верха церквей Довмонтова города. Зрительная связь с далекими окрестностями, широкий масштаб и яркая живописная красота окружающего пейзажа требовали постройки на этой возвышенности такого сооружения, которое производило бы сильное впечатление и на близком и на большом расстоянии и благодаря своей величине и эффектности объемного и цветового решения могло бы с достаточной силой «держать» столь важный в композиции города узел.

http://sobory.ru/article/?object=01934

Священник с. Юськовец Кременецкого уезда Волынской губернии Аверкий Барщевский, прослышав о торжестве православия в селе Борятине, подал 29 сентября прошение владыке Евлогию о назначении его туда священником 118 . Но владыка Евлогий посылает священника Аверкия Барщевского в другой, ещё не обращённый в православие населённый пункт, где не было постоянного православного священника – село Заболотцы того же уезда. Иерей Аверкий о своём посещении этого села доложил владыке рапортом, в котором писал: «Во исполнение поручения Вашего Высокопреосвященства, я 30 сентября сего года отправился в село Заболотцы Бродского уезда, взявши с собою антиминс, псаломщика и получив в Бродах для охраны стражника. В Заболотцы я приехал около четырёх часов вечера и был принят местными крестьянами приветливо, когда они узнали, для какой надобности я приехал. Всенощное бдение служить с вечера мне не пришлось, так как местный псаломщик, которому вручены были ключи от церкви, уехал в Броды. Время же вечернее я провёл в беседе с местными крестьянами, из которой вывел заключение, что желание принять православие у них есть, но организовать сие дело им теперь очень трудно, так как у них беспрерывный постой солдат, занявших все их сборные пункты, ввиду положения села как железнодорожной станции и перегрузочного пункта, да и сами они постоянно заняты. На другой день утром, 1 октября, я служил всенощную, а потом литургию. Всенощную пел местный псаломщик с крестьянами, а литургию – наши солдатики. Несмотря на то, что Покров Пресвятой Богородицы у них не праздник, молящихся была полная церковь , и преимущественно местные крестьяне. Даже бабы просили после литургии отслужить им акафист Божией Матери. За литургией я сказал проповедь о покрове и заступлении Божией Матери, которая простерла Свой покров и над ними, спасла их от ига жидов и панов; с их же стороны необходимо прибегать с усердной молитвой к Божией Матери и необходимо должно веровать так, как учит Православная Церковь , отнюдь не признавая главенства папы и догмата filioque (попутно указал неправильности сего учения), дабы своими такими неправильными и неправославными верованиями не оскорбить Божией Матери и вместо милости не навлечь Её гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004   005     006    007    008