С Божией помощью дело сдвинулось с мертвой точки Понадобится еще немало времени и сил, чтобы восстановить Знаменскую церковь в Бродах В недавно изданном романе протоиерея Алексия Мокиевского «Незавершенная Литургия» повествуется о том, как прямо во время службы чекисты арестовывают священника и Литургию через много лет, уже в наше время, завершает другой священнослужитель. Очень сложно соединить в сердцах людей порванные в безбожные годы нити. И все-таки с трудом, постепенно это происходит. Происходит по воле Божией. Оживает народная душа-христианка. Безусловно, понадобится еще немало времени и сил, чтобы восстановить стены Знаменской церкви, других сельских храмов. Но ведь храм в конце концов силен не стенами, а молитвой. А она уже звучит в полный голос. Литургия, прерванная в 1930-е годы, продолжается. Свеча зажжена. И она не погаснет. Сейчас над могилой отца Алексия установлен крест. И каждый, кто приходит сюда, может поклониться этому замечательному человеку. Зажечь свечу в его честь и в память тысяч таких же, как он исповедников, отдавших жизнь людям. Но главным памятником им будут храмы, в которых они служили Богу и людям. Для них – памятником, для нас – дорогой в новую жизнь, очищенную от скверны. От каждого из нас зависит, выберем ли мы эту дорогу. Рейтинг: 10 Голосов: 931 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мы будем рады любой посильной помощи, она очень нужна сегодня нашему приходу. Связаться с нами очень просто: Православный приход в честь иконы Божией Матери «Знамение» д. Броды, Старицкого района, Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви Телефоны: Электронная почта:  kbrody@mail.ru,   bat.r.oj@yandex.ru Реквизиты для перечисления денежные средств: карты Сбербанка: 4276 6300 1075 7816 Р/счет: 40703810800930001682 БИК: 044525787 к/сч: 30101810100000000787 ИНН: 0274062111 КПП: 775001001 ОКПО: 32020814 ОКВЭД: 65.12 ОГРН: 1020280000190 ОАО «УРАЛСИБ», 119048, г. Москва, ул Ефремова,8. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Соколова Лариса 7 февраля 2021, 20:28

http://pravoslavie.ru/92589.html

Псков. Церковь Богоявления Господня в Бродах. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1444. Год утраты:1701 (засыпана при строительстве батареи в ходе Северной войны) Адрес: Псков, Финский парк Координаты: 57.821322, 28.342065 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «Церковь Богоявления в Бродех построена в 1444 году, упразднена в 1786 году, в 1793 году была уже разобрана на материал». Местность, где располагалась церковь Богоявления, называлась в старину Бродами. Это был один из живописнейших участков старого Пскова. В Бродах на высоком левом берегу реки Псковы, примерно в 35 саженях к востоку от угловой башни Среднего города, находилась приходская церковь Богоявления, построенная в 1443 году «противъ мелниць». Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове. Церковь Богоявления в Бродах была одной из первых приходских церквей на Полонище. Она возникла еще до возведения крепостных укреплений в этой части посада. Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями. Остатки сломанной церкви погребены под земляной насыпью Богоявленской батареи. Ее высокую горку можно видеть и сейчас и даже подняться на нее для обозрения окрестностей. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1443 году, был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но за XVIII век и он разрушился. «Церковь Богоявления в Бродех» упразднена в 1786 году. Хотя храм не сохранился до наших дней, но его местоположение определяется по показанным на плане 1740 г. одноименным батарее и воротам. На схеме Пскова, снятой со старинной иконы хранившейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова), церковь Богоявления в Бродах обозначена цифрой 29, рядом с церковью иконы Казанской Божьей Матери 30).

http://sobory.ru/article/?object=50016

В 1701 году Император Пётр I засыпал оборонительным валом несколько церквей на р. Пскове и в том числе церковь Богоявления в Бродах. По плану г. Пскова 1740 г., хранящемуся в архиве инженерного департамента, на засыпанной церкви Богоявления в Бродах под номерами 13 и 14 показана Богоявленская батарея, возведённая Петром I... Эта церковь не только стала подножием петровской батареи, но в ней самой был устроен пороховой склад, который во время пожара 1710 года взорвался и разрушил церковь. Тогда при раскопках углубили образовавшуюся нишу и обнаружили два каменных креста, служившие наружным украшением стен храма. Оба креста эти высечены из дикой плиты и, по всем вероятиям, представляют собою древние памятники на курганах христианской эпохи, весьма часто встречаемые и ныне, как в Псковском, так и в других уездах. При одном из крестов имеются изображения на стене четырёх евангелистов. Надписи па самом кресте сохранились частично «1С. ХС», на другом кресте у входа в церковный придел лучше сохранилась надпись «1с. Хс. Црь Свы». Эти буквы на подобных крестах расшифровываются так: «Иисус Христос – Царь Славы». При раскопке внутренней части придела оказалось, что своды его обрушены, под грудой плиты найдена была часть изразчатой лежанки с разбитыми изразцами. Раскопки происходили под наблюдением Псковского археологического общества (ПАО) Федора Алексеевича Ушакова. Вход в нишу прикрыли деревянным навесом. В июне возле входа в храм обнаружили колонну, а также еще одну стену с крестом. Возникшую тогда идею о постройке часовни возле этого места ПАО так и не смогло осуществить. Ввиду такой древности отрытого храма, председатель Общества телеграфировал о находке Председателю Императорской археологической комиссии и просил Псковского губернатора принять меры к ограждению найденной стены от посетителей, разрушающих и без того едва сохранившуюся фреску на открытой стене храма (Журнал заседания, 1899). Недалеко от этого места — сбоку современного рынка (с восточной его стороны) можно увидеть остатки стены Среднего города.

http://sobory.ru/article/?object=50016

Первоначальное происхождение крюковых певческих знамен из Египта доказывают как путешествия по Египту ученых, так особенно сходство очертаний этих знамен с демотическими буквами египетскими и частью образные их фигуры и значение их названий. Особенно сходны по очертаниям с египетскими греческие знамена: исон, олигон, оксия, горгон, хоревма и некоторые другие. 482 Хрисанф формы этих знаков признает подражаниями движению рук в певческой хирономии, существовавшей ранее нотной письменности. Так петаста, имеет подобие руки, поднятой как бы для полета, кентима – подобие пальца, простертого для укола. Это предположение действительно оправдывается фигурами многих знаков. 483 Крюковая нотация затем сложилась в нотную систему в Сирии во времена св. Ефрема Сирина (в 4 в.), введена во всеобщее употребление в восточной церкви со времен св. Иоанна Дамаскина (8 в.), где обработана и усложнена в 1013 веках. Крюковые нотные знаки разных начертаний и доныне употребляются у греков, болгар, армян и у наших чтителей русской старины старообрядцев. 484 Очертания и значение греческих певческих знамен в течение веков неоднократно изменялись, а между тем недостаточно уяснены в старых греческих теориях и учебниках, а потому древнейшая нотная письменность или весьма трудна, или и совершенно невозможна для чтения в наше время. В греческой церковной нотописи с древних её времен доныне всего насчитывается пять смен, именно: 1) древне-эллинская буквенная нотопись с первых веков церкви до 8 века; 2) крюковая сирийская св. Ефрема и Иоанна Дамаскина до 10 века включительно; 3) крюковая же византийская 1113 века; 4) сложная Кукузелева с её видоизменением в 18 веке; 5) новейшая упрощенная нотопись 19 века. Образность старых крюковых греческих певческих знамен, для легчайшего их усвоения учащимися, однако же без их начертаний и без указания их певческого значения, достаточно уяснена в их толковании Михаилом Влеммидом (13 в.), которое приложено на особом пергаментном листке к Стихирарю 1365 г., находящемуся в библиотеке Синайского монастыря. Присоединяем к сему очертанию этих знамен и некоторые дополнительные о них замечания. 485

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

И.К. Лабутина в своей книге «Историческая топография Пскова XIV-XV вв.» привела сведения о трёх Богоявленских церквях, располагавшихся компактно по обоим берегам Псковы. Сохранилась лишь одна - на Запсковье, а две левобережные исчезли. Первая из них находилась в Кстове, во внутреннем углу стены Среднего города. Записи Псковской 3-й летописи за 6905 (1397) г. и 2-й летописи за 6906 (1398) г. о постройке каменной церкви «святое Богоявление» она относит к этой церкви (Лабутина, 1985, с.195, 196, 221-222, 224-225). Так что не её обнаружили в 1898 году. Другую Богоявленскую церковь над левым берегом Псковы - «в Бродах» - освятили 1 ноября 6952 (1443) г., когда шла активная застройка Полонища (Окольного города), хотя оно ещё не было прикрыто пятым кольцом крепостных укреплений. В период реконструкции набережной р. Псковы и ул. Воровского от Троицкого моста до Кузнецкого моста, проводимой в рамках туристско-рекреационного кластера «Псковский» летом 2014 года псковские археологи обнаружили средневековый арсенал и некрополь. Археологи исследовали участок некрополя церкви Богоявления. Исследованный участок вплотную прилегал к стене южного придела храма, что позволяет предполагать высокий статус погребенных в этой части кладбища. Здесь исследовано 23 ненарушенных погребения и еще не менее 12 переотложенных. В большей части погребений присутствовали кресты – из бронзы, латуни, свинцово-оловянистого сплава. Два креста декорированы цветной эмалью. На некоторых крестах сохранились отпечатки ткани, в «ушках» - обрывки шнурков. Остатки одежды погребенных фрагментарны - это пуговицы и остатки погребальной кожаной обуви. Помимо этих вещей, в слое некрополя встречены медные монеты, фрагменты слюды и стекла. В северном профиле раскопа был зафиксирован участок фундамента южного придела храма, что позволяет уточнить габариты скрытого в бастионе памятника. Именно в этом приделе церковные службы продолжались еще некоторое время после засыпки храма – по ходатайству псковского купца Никифора Ямского, в палатах которого во время срочных работ по реконструкции псковской крепости поживал Петр I.

http://sobory.ru/article/?object=50016

В то же время вне всяких влияний появился творец инок Маркелл Безбородый, который распел всю псалтырь со стихирами и славниками новым чудотворцам (это после собора 1549 г.), он же составил канон св. Никите, епископу новгородскому. Во времена же царя Ивана Васильевича Грозного славился головщик Троице Сергиевской лавры и песнотворец Логгин, по прозвищу Корова. В XVII-м же веке при царе Михаиле Фёдоровиче Романове прославились и как песнотворцы, и как ученые толкователи распева и знамен следующие лица: Николы явленного чудотворца из-за Орбатских ворот поп Лука, Великого Устюга Фёдор, по прозвищу Копыл, Н.-Новгорода Семен Баскаков, Вологженя Павлова монастыря игумен Памва, затем Григорий Зепалов, Кирилл Гомулин. А после них Лев Зуб, Тихон Корела и Иван Акимович Шайдуров. Последний особенно прославился, как истолкователь знамен и как изобретатель особых помет или признаков, облегчающих чтение знамен и пользование ими. В конце XVII века прославились, как знатоки певческого дела, два примечательных лица: инок Евфросин, писавший свое знаменитое сочинение (1657 г.) «О различных ересях (т. е. ошибках) в знаменном пении“ и старец Александр Мезенец, написавший не менее знаменитую «Азбуку крюкового пения“, которая носит его имя, и участвовавший в комиссии 1668 года, образованной для улучшения у нас в России церковно-певческого дела. Старец Александр был националист-патриот и стоял за то, чтобы у нас сохранилась своя нотная система, а именно крюковая, и отрицал принесенную к нам с юга России и из Польши пятилинейную нотную систему, а также квадратное нотное письмо. В самом конце XVII в. и в начале XVIII-ro в. прославился, как песнотворец, св. Димитрий, митрополит Ростовский. Им составлено несколько псальм, или духовных песней, причем им написаны и музыка и слова их. Из этих псальм наиболее известны: «Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте“, «Надежду мою в Бозе полагаю“, «Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радость“, «Взирай прилежанием тленный человече“ и др. Святитель Димитрий предсказал свою кончину. В 1709 году ехала в Ростов на поклонение Толгской иконе Божией Матери царица Параскева Феодоровна, супруга Иоанна Алексееевича 4 . Когда св. Димитрию донесли об этом, то он сказал: «Се грядут в Ростов две царицы – Царица Небесная и царица земная; токмо я уже видеть их не сподоблюся». Св. Димитрий после литургии 26 октября в день своего Ангела позвал своих певчих и велел им петь три первых вышеуказанных канта. Затем простился с ними, оставив одного из них, переписчика своих сочинений. Этому последнему он поклонился едва не до земли. «Мне ли, владыко святый, последнейшему рабу, ты так кланяешься!“, – старался удержать его певчий. Святитель кротко отвечал: «Благодарю тебя, чадо“. Затем, отпустив и сего последнего, св. Димитрий стал коленопреклоненно на молитву, и в таком положении был найден уже на утро, отошедшим в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обычно при чтении мы не обращаем внимания на синтаксис, так как мысль наша занята содержанием читаемого. То же надо сказать и о знаменном пении: крюковые знаки не могут заставить певца переживать исполняемое, но они являются обличительным напоминанием для певца нерадивого и руководством для любознательного. Они как бы рисуют то душевное состояние, которое испытывал когда-то сам песнописец – автор данного песнопения, и которое испытывает истинный певец-молитвенник, певец-подвижник, исполняющий его. Крюковая певчая книга – это книга иллюстрированная в своем роде, «книга с картинами»; при хорошем знании характеристики знамен и их значений по ней можно легко распознать содержание песнопений, даже не читая их текста. Таким образом, крюковая книга, как и всякая книга вообще, может служить и «учебником» для начинающего в церковном пении ученика, и источником высших познаний в этой области для певца «совершенного». Какое же значение имеет крюковая нотация в нашем богослужении? Минуя исторические и археологические стороны, достаточно раскрытые историками и археологами нашего церковного пения, мы все же должны отметить, что наша знаменная семиография ведет свое начало от тех же источников, что и знаменная мелодия. То верно, что святой Иоанн Дамаскин не был изобретателем мелодии и семиографии, но, как замечает отец истории церковного пения в России профессор-протоиерей Д.Разумовский , «по преданию Греческой Церкви, форма музыкальных знаков преподобного Иоанна Дамаскина нисколько не отличалась от знаков пения, известных ныне певцам Константинопольской Церкви» 48]. Но только ли как реликвия дорога нам знаменная семиография? Обратимся к ней за разрешением этого очень важного для нас вопроса. Каждое знамя, взятое в отдельности, мы рассматриваем с двух сторон: во-первых, со стороны музыкально-теоретической, как графическое изображение звука в сравнении с аналогичными знаками современной общепринятой нотации; во-вторых, со стороны церковно-богослужебной, как своего рода фактор, уточняющий ту или иную мысль, передаваемую текстом и мелодией. Таким образом, в каждом знамени нас интересуют как физические свойства звука, им изображаемого (высота, сила, тембр, длительность), так и музыкально-грамматическое значение этого знамени в безлинейной (крюковой) семиографии. Но прежде чем говорить обо всем этом, необходимо выяснить вопрос о количестве знамен, чтобы отделить существенное от несущественного в знаменной семиографии. Вопрос этот важен еще и потому, что одним из главных аргументов, выдвигаемых противниками знаменной нотации, является утверждение о «бесчисленном множестве» знаков крюковой системы. Количество знамен. Крюковая система

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Противники знаменной нотации любят выставлять в качестве аргумента против этой нотации ее «нечитаемость». Надо заметить, что возражение это – самое неосновательное из всех возражений, выставляемых критиками. В самом деле, можно ли назвать нечитаемой нотацию, практическое употребление которой никогда не прекращалось на Руси? Двести лет тому назад певчие иподиаконы синодальной конторы без всяких затруднений перевели все песнопения с крюковых книг на линейную систему. Азбука старца Александра Мезенца (1669г.) разобрана и объяснена С. В. Смоленским в наш век. Профессор Металлов свидетельствует, что он на собственном опыте убедился в совершенном тождестве знаменных мелодий крюковых и нотных книг синодального издания 256]. Старообрядцы всех толков, а также православные единоверцы до сего времени поют по крюковым книгам, и их знаменные мелодии во всем, кроме старопечатного текста песнопений, совершенно тождественны мелодиям книг линейной нотации синодального издания. Более того, Металлов признает за современными старообрядческими знатоками пения «ключ» к уточнению мельчайших оттенков в знаменном пении 256]. После всего сказанного отпадает всякое сомнение относительно читаемости знаменных книг в наши дни. Наши богомудрые предки-песнорачители, создавая и совершенствуя знаменную семиографию, хотели сделать ее разумной не только со стороны технической, как наиболее эффективное средство графической передачи всех тончайших оттенков знаменного распева, но и со стороны нравственно-назидательной. В старых певчих азбуках наряду с данными чисто технического характера помещаются также сведения о нравственно-назидательном значении знамен – их духовное толкование. И в подавляющем большинстве случаев, как мы уже видели при описании знамен, толкования эти составлены очень мудро и вполне гармонируют с семиографическими свойствами знамен. Правда, есть несколько неудачных толкований, но их не много. Противники знаменной семиографии, заостряя внимание на музыкально-теоретическом аспекте, яростно восстают против назидательных толкований или обходят эту область вообще. Но они упускают из виду, что знаменную мелодию и ее семиографию создавали одни и те же люди, с одинаковым намерением и для одинаковой цели – богослужения. Едва ли могли эти люди внедрять празднословие или пользоваться этим, с позволения сказать, «методом» обучения в те дни, когда благочестие народное доходило до крайностей. Что же касается нас, чад Русской Православной Церкви, то именно это-то толкование нам и дорого: оно помогает нам уяснить многое в области знаменной семиографии. Как неодушевленный «служитель» Святой Троицы, ( Пс. 103:4 ), знаменный распев тройственно раскрывает нам Божественные истины – в духе (тексте), душе (мелодии) и теле (семиографии), и все три ведут к единой цели – Царствию Божию. Глава третья. Современное положение знаменного распева в богослужении Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

До кон. XVI в. словари попевок в рукописях не фиксировались. Только избранные лица-попевки включались составителями в перечни столповых знамен - кулизма, перевяска, немного позднее - колесо (под названием «ключик»), в 1-й пол. XVII в.- также кулизма полная и различные змеицы (РГБ. Собр. Одоевского. 1, 2-я четв. XVII в.). Однако уже в нач. XVII в. собрание попевок было выделено из азбук знамен в самостоятельный раздел. Один из ранних сохранившихся текстов под названием «Имена попевкам» был включен в руководство инока Кириллова Белозерского монастыря Христофора «Ключ знаменной» (1604) после перечисления знамен и фит (РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 1001-1002, 1002 об.- 1003 об.; см.: Христофор. 1983). Составитель словаря попевок записал их, предложив заучивать в 2 этапа - сначала в виде последовательности формул с подтекстовкой каждого мелодического оборота его названием, а затем еще раз, но уже с фрагментом текста одного из песнопений, где этот оборот встречается. Подобная форма изучения мелодических формул была вполне традиц. и повторяла приемы известных поздневизантийских руководств «Ισον, λϒον, ξεα» протопсалта Иоанна Глики и «Μϒα σον» прп. Иоанна Кукузеля ( D év ai. 1958; Герцман. 1994. С. 37-42, XI-XIV; Troelsg å rd. 1997). Вероятно, нередко встречающееся название древнерусского сборника попевок «Кокизы», как и именование 2 формул «кукизой» и «кукизой сиос», восходит к имени Иоанна Кукузеля, составителя наиболее распространенного визант. руководства (см.: Лозовая. 1999. С. 66). (См. ил.: «Имена попевкам».) В певч. сборнике 1628 г. (РГБ. Больш. 93), содержащем обширный свод различных азбучных текстов, «какизами» назван большой раздел (более 150 формул), в к-ром попевки расположены в порядке осмогласия, каждая из них сопровождается именованием, подтекстована строкой песнопения, из к-рого она взята, а также вокализационными слогами     -     в качестве одного из приемов заучивания этих формул. Кроме того, параллельно с изложением столповых попевок киноварью выписываются совпадающие по названию формулы казанского (путевого) знамени («Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» - Л.

http://pravenc.ru/text/199933.html

Еще на рубеже веков линейная нотация использовалась в православном богослужебном пении государств, входящих в состав Речи Посполитой (Польши, Литвы, Украины). Сохранился рукописный памятник этой эпохи – Супрасльский Ирмологион датированный 1601 годом. Как пишет И. Гарднер, тот факт, что Ирмологион был положен на линейную ноту еще до того, как Супрасльский монастырь стал униатским (1603) «свидетельствует о том, что в юго-западной и западной части православной церкви среди восточных славян даже у монахов назревала необходимость введения в певческую практику линейной нотации. А это до известной степени могло означать начало некоторого отхода от древней традиции и какую-то значительную церковь , но культурную перемену. Можно думать, что среди пользующихся этим ирмологом знания безлинейной нотации стали уже ослабевать» 14]. Система линейной нотации используемая первоначально для записи монодийного пения получила наименование «киевское знамя». Структурные составляющие «киевского знамени»: 1 . Пятилинейный нотный стан, 2 . Ключ це фа ут, 3 . Нотные знаки. Ключ це фа ут (цефаутный) является графической разновидностью ключа С (до). В раннем скорописном виде нотации рубежа веков тонко прочерченные ноты были близки по рисунку к знаменам – крюку, стопице, статье. Ближе к середине XVII века нотные знаки приобрели вид квадратов (реже ромбов), что дало повод назвать нотацию квадратной. Но все равно в этих знаках можно было усмотреть элементы знамен крюковой нотации. С установлением строгой метричности знамен нотные знаки получили следующие названия такт полтакта чвартка полчвартки. Объяснение знамен линейной нотации в их соответствии столповому замени и звукам гексахорда, записываемых на нотном стане даны в азбуках, первые из которых датируются 80-ми годами XVII века 298–348]. Особое место среди них занимает азбука Тихона Макарьевского «Ключ разумения», как наиболее значительная по объему и наличию сведений. С появлением и распространением на Московской Руси многоголосного «органопартесного» пения существующая линейная нотация подверглась некоторым изменениям в результате чего она стала подобна «круглой» итальянской ноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010