Чтения состоялись в формате мастерских. Ведущими стали социальные партнеры школы 552 - члены молодежного клуба Спасо-Преображенского храма поселка Тярлево и других приходов Пушкинского благочиния, начальник Царскосельской скаутской дружины " Лицейский сад " , педагоги школ района. Одна из мастерских на тему " Нравственные ценности в современном киноискусстве: взгляд современного молодого поколения " , познакомила ребят с молодежным кинофестивалем " Пленка " , его задачами. Ведущие мастерской клирик Спасо-Преображенского храма в Тярлево иерей Александр Покрамович и эксперты молодежного кинофестиваля " Пленка " после знакомства с короткометражными фильмами фестиваля и рассказа о задачах и алгоритме создания видеоролика предложили ребятам разработать сценарий ролика на заданный формат и представить его всей группе.  Мастерскую " Герой нашего времени " (на основе фильмов международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный Ангел " ) провел  клирик храма равноапостольной Марии Магдалины Павловска и и  учитель школы 638 иерей Дионисий Левыкин . На примере фильмов " Гоша " и " Яблоня " были обсуждены проблемы взросления и воспитания качеств отцовства у поколений послевоенного времени и современных молодых людей. Третья мастерская имела практическую значимость. На примере мультфильма " Рождество " ребята познакомились со смыслом этого праздника, затем им были показаны дидактические приемы проведения праздника для учащихся школы или в семейном кругу. Участники мастерской могли сами стать участниками разыгрываемых событий. О традициях вертепных представлений с возможностью стать кукловодами рассказала Наталья Мухина, учитель школы 552.  О ценностях и смыслах, идее и формах организации праздника учащимися психолого-педагогических классов рассказала Светлана Тимченко, учитель школы 552. Наталья Соколова, руководитель Царскосельской скаутской дружины " Лицейский сад " , поделилась технологиями проведения обучающего Рождественского спектакля посредством вертепных фигурок, сделанных своими руками. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Хотя эти дни, после ночного визита Гучкова с Корниловым, она и жгла, жгла дневники, письма – всё же она отчасти и успокоилась. Особенно понравилось ей, что Корнилов – рыцарь, и пока он во главе петроградского гарнизона – можно быть спокойной за детей, за себя, за дворец. Но сегодня утром – рано, ещё в десятом часу, во дворце раздался телефонный звонок, и Бенкендорфу оттуда объявили, что с ним говорит генерал Корнилов – уже здесь, с царскосельского вокзала! Корнилов просил узнать у Ея Величества, в котором ближайшем часу она может его принять. Александра Фёдоровна была застигнута едва встав. После того ночного, но благополучного визита – снова он? И так рано, внезапно? Он должен был выехать из Петрограда чуть свет? Это не могло быть по радостному поводу. Какое-то несчастье. Да и сердце сжималось так. Но – откуда несчастье? Не угадать, теперь жди отовсюду. Бенкендорф сообразил у телефона и в волнении спросил, какая причина привела генерала? Но Корнилов отказался разъяснять по телефону, лишь настаивал на приёме. Ничего не оставалось, как назначить время. Сколько нужно успеть одеться и подготовиться. Через час. В половине одиннадцатого. Ровно в половине одиннадцатого в Александровский дворец вступил невысокий смурноватый темнокожий генерал Корнилов в сопровождении полковника и штабс-ротмистра. Бенкендорф встретил их на первом этаже и пригласил на второй. Ротмистр остался внизу, двое старших поднялись. Государыня – вместе с обер-гофмейстером Бенкендорфом – вышла к ним в глухо-закрытом чёрном платьи. Она знала, что выглядит совсем плохо, как всегда утром, и уже не пыталась скрыть постаренье лица, но хотя бы беспомощность глаз. Она толчками волновалась, и все силы клала скрыть волненье, хотя оно несомненно выражалось на лице переходящими красными пятнами. Да замороченная всеми тревогами и болезнями детей, она ощущала себя как в дыму. Все ж успокаивал её первый опыт, что в Корнилове есть рыцарственное, и он не должен принести плохое. Корнилов представил, что с ним вместе – полковник Кобылинский, новый начальник царскосельского гарнизона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Женщина не ответила. Ананьев, повернувшийся на Динин вопрос, усмехнулся, встретившись взглядом со смеющимися глазами офицера на портрете. – Ого! Как тебе это, Абардышев? Олег повернулся к Белоземельцевой. – Будьте любезны ответить, кто это. – Это мой внук Вадим, выпускник Царскосельской гимназии. – И на нем, надо полагать, здесь как раз форма Царскосельской гимназии? – с закипающим тихим бешенством спросил Олька. – Я полагаю, что Вы сами понимаете, какая на нем форма. – Где он? – Вероятно, на фронте. – Что Вам сейчас о нем известно? – Я уже давно ничего не знаю о моем внуке. – Так. Приступайте к обыску! – кивнул Олька. 38 «Я не могу больше. Я не могу больше ждать». Собственно, почему ждать? Почему все тело, все мышцы натянуты, как канат… Надо расслабиться… Хоть немного. Что со мной творится, в конце концов? Сережа начал растирать затекшую от неудобного положения ногу. На антресолях было пыльно: через мутное, непрозрачное от грязи окно лился тусклый свет белой ночи. Лестничная площадка перед дверью, на которую выходило внутреннее незастекленное оконце, не была через него видна, но Сережа и без этого знал, что на днях доставленный из румынского посольства пулемет установлен как раз так, чтобы все пространство перед дверью попадало в поле обстрела. «Уходить только в случае провала квартиры, но и в этом случае не уходить без боя», – снова прозвучал в ушах приказ Некрасова. Преимущества старого дома, видимо, одного из первых квартирных домов, были налицо. К кухне примыкало нечто вроде узкой шахты – вероятнее всего, это был какой-то хозяйственный подъемник. В крайнем случае по его тросам спустятся после перестрелки Юрий с Тутти, Борис и Владимир. Некрасов и Казаров держат подъезд дома на прицеле второго пулемета. Им легче, они сейчас знают, насколько близко враги, – еще не подъехали к дому или вошли уже в подъезд. Стенич занимает позицию у черного хода. Но Сережа уйдет не через подъемник, выходящий в подвал, смежный с подвалом соседнего дома. Он уйдет последним, когда пулемет у окна замолчит и перестрелка у черного хода прекратится, когда кончатся патроны и дверь под ним упадет, – он уйдет через антресоль на чердак и оттуда спустится в пустую и разоренную квартиру в соседнем подъезде.

http://azbyka.ru/fiction/derzhatel-znaka...

Пушкин провел в Лицее 6 лет (с 1811 по 1817 гг.). Окончил он по второму разряду, имея отлично только по русской и французской словесности и по фехтованию. Чувство «дружбы» – было особенно развито у Пушкина; оно как бы компенсировало ему недостаток родительской любви и ласки в прошлом. В Лицее у него было много друзей: Пущин, про которого он позднее написал – «Мой первый друг, мой друг безценный»; Дельвиг, про которого, после его смерти, Пушкин писал Плетневу – «Никто на свете не был мне ближе Дельвига»; Кюхельбекер, поэт с которым так смело и трогательно Пушкин обнялся, когда встретил его, перевозимого из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую; Илличевский – тоже поэт; Малиновский, с которым Пушкин поклялся быть в вечной дружбе и которого трогательно вспомнил перед кончиной; Матюшкин, ставший моряком, и под конец жизни бывший контр-адмиралом и сенатором, которому посвятил несколько теплых строк Пушкин в своем стихотворении «19 октября 1825 г.; Вольховский, первый ученик, окончивший с большой золотой медалью, пленивший Пушкина своей спартанской воздержанностью и строгостью к себе; Яковлев, талантливый сочинитель романсов на слова Пушкина и Дельвига; Данзас, впоследствии секундант Пушкина на последней дуэли; Корсаков; Горчаков, с которым, правда, дружба была лишь в стенах Лицея. 19 октября – день открытия Лицея – всегда торжественно праздновался; по окончании Лицея лицеисты обычно собирались ежегодно в этот день. Пушкин посвятил этому дню несколько стихотворений: в 1825, 1827, 1828, 1831 и 1836 гг. В Царском Селе, в стенах Лицея, Пушкин начал писать свои первые стихи (детские опыты до нас не дошли). Когда, «при кликах лебединых» (по выражению самого поэта), уединенному в аллеях Царскосельского парка юноше «стала являться Муза», – он внимал ей всем существом: и душой и телом. И совершалось дивное и чудное чудо: «уродливый» Пушкин превращался в эти минуты в статного, стройного, изящного и красивого юношу. Развигались плечи, расширялась грудь, становились прекрасными походка и плавные движения рук, голова подымалась вверх, лицо преображалось, светлело внутренним восторгом, свидетельствуя о том, что поэт «приносит священную жертву Апполону»... «Безобразный утенок» превращался в эти мгновения в «Царскосельского лебедя». С годами эти метаморфозы стали случаться все чаще и чаще, и каждый раз стали оставлят после себя глубокие следы: духовный рост поэта постепенно изменял весь его телесный облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

В виду увеличивающейся с каждым годом дороговизны на предметы первой необходимости, положено ассигнуемый на содержание каждой воспитанницы Царскосельского училища духовного ведомства оклад возвысить вместо 80 р. 290 до 100 р. в год как для казеннокоштных воспитанниц, так и для пансионерок, поступающих в это училище. (20 Марта – 7 Апреля 1881 г. Ц. В. 30.) При Царскосельском, равно и Ярославском училищах девиц духовного ведомства, почетные блюстители определяются из купеческого звания, с освобождением их, доколе будут находиться в этом звании, от другой общественной службы, в утверждении же и увольнении их от должностей предписано руководствоваться тем порядком, какой положен по училищным уставам для определения и увольнения смотрителей домов поименованных училищ. (30 Апреля 1851 г. П. С. 3. 25068.) По Высочайшему повелению 29 Января 1849 г. дозволено при Царскосельском училище девиц духовного ведомства иметь врача – консультанта в пособие штатному врачу и для экстраординарных надобностей без назначения ему жалованья и без означения класса должности. (29 Января 1849 г. П. С. 3. 22968). Равным образом при том же училище учреждена должность архитектора без жалованья, с причислением ей, применительно к нравам архитекторов духовного ведомства, по расписанию должностей к 9 классу, а по мундиру к 10 разряду. (8 – 14 Мая 1867 г. П. С. 3. 44537.) 3 Ярославское училище На тех же главных основаниях, на которых учреждено Царскосельское училище, признано возможным учредить другое воспитательное заведение для девиц духовного звания в г. Солигаличе (Костромской епархии) 291 , с разрешением принимать в него детей, принадлежащих по рождению к епархиям Костромской, Вологодской и Ярославской, с некоторым однако сокращением штатного положения против Царскосельского училища, в отношению к содержанию училища и к числу воспитанниц, которых положено 45, а пансионерок столько, сколько по соображениям местного начальства дозволит удобство помещения, не превышая однако ж числа штатных воспитанниц. (Выс. утв. 4 Июня 1845 г. докл. Обер-прокур.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Новикова. Обучение в Царскосельском лицее, созданном в 1811 году по замыслу известного масона М.М. Сперанского, в подоснове своей определялось идеями о «просвещении» как раскрепощающем восстановлении «божественной» (а не богоданной) сущности человеческой души. Магические корни лицейского просвещения вскрыл Ф.В. Булгарин в обличительной записке «Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного» (1826): «Почти все были или дети членов новиковской мартинической секты, или воспитанники ее членов, или товарищи и друзья и родственники сих воспитанников. Дух времени истребил мистику, но либерализм цвел во всей красе!» – так автор определил духовное направление лицеистов, их преподавателей, воспитателей (мартинисты, упомянутые им, составляли влиятельное направление в русском масонстве и особенно последовательно занимались магическим просвещением на рубеже XVIII–XIX веков). По образцу лицея создавались и другие учебные заведения, например Нежинская гимназия высших наук, в которой прошел обучение Н.В. Гоголь, подобно тому как в Царском Селе выучился А.С. Пушкин. Конечно, в этих училищах для избранных были и православные педагоги, способные увлекательно преподавать свои предметы, но не они определяли общую направленность образования. Как бы то ни было, у народного языка и самосознания свои законы духовного развития, и эти законы мало подвержены суетным воздействиям отдельных лиц, пусть даже лица эти представляют часть образованной, власть имущей верхушки общества и воздействия их совершаются непрестанно в течение десятилетий и даже веков. Если на XVIII век приходится расцвет эпохи Просвещения в Западной Европе, то в это же время на славянских землях, включая и Россию, в противовес западному воздействию усиливается исконное славянское просвещение, которое еще называют славянским Возрождением . Как вспоминал зимой 1848–1849 годов А.С. Стурдза, близкий Александру I в 1815–1821 годах и непосредственно участвовавший в перемене государственного управления в области просвещения, «император Александр I всю жизнь оплакивал недостатки своего воспитания… Ему надлежало 25 лет бороться с духами злобы, чтобы спасать от них свою душу и свое царство» .

http://pravoslavie.ru/32783.html

В послепетровскую эпоху в России сформировались светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционной эпохи оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить. Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Но ее главной особенностью, отличающей ее от литературы Запада того же периода, является религиозная направленность, глубокая связь с православной традицией . Сказанное относится и к великим русским поэтам Пушкину и Лермонтову, и к писателям – Гоголю, Достоевскому, Лескову, Чехову, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви. Величайший русский поэт А. С. Пушкин (1799–1837) , хотя и был воспитан в православном духе, еще в юношеском возрасте отошел от традиционной церковности, однако никогда окончательно не порывал с Церковью и в своих произведениях многократно обращался к религиозной теме. Духовный путь Пушкина можно определить как путь от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Первую часть этого пути Пушкин прошел в годы обучения в Царскосельском лицее, и уже в 17-летнем возрасте он пишет стихотворение «Безверие», свидетельствующее о внутреннем одиночестве и утрате живой связи с Богом: Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Михаил Деларю Деларю Михаил Данилович (1811–1868) – поэт, переводчик. Стихи подписывал, подчеркивая французские дворянские кони: «М.де-Ларю», иногда псевдонимом: «Д. Казанский» по месту рождения и жизни в Казани. В 1829–1833 годах учился в Царскосельском лицее, тогда же был представлен Пушкину и Дельвигу как поэт-лицеист, имевший полное право воскликнуть в «Прощальном сонете»: Прости, лицей! в последний раз Здесь жаром сладких песнопений Кипит, бурлит поэта гений: Настал, настал разлуки час!.. Принадлежность к «лицейскому братству» во многом определила его участие почти во всех изданиях бывших лицеистов, а в «Литературной газете» и «Северных Цветах» он стал ближайшим сотрудником их издателей Пушкина и Дельвига. В «Северных Цветах на 1830 год» было опубликовано четыре, в «Северных Цветах на 1831 год», посвященных памяти Дельвига, – восемь его стихотворений, которые ввели его в число поэтов пушкинской плеяды. Правда, сам Пушкин напишет Плетневу об этих стихах: «...Слишком гладко, слишком правильно, слишком чопорно пишет для молодого лицеиста. В нем не вижу я ни капли творчества, а много искусства. Это второй том Подолинского. Впрочем, может быть, он и разовьется». Пушкин не ошибся, в дальнейшем Деларю действительно развился, но не столько в оригинальной поэзии, сколько в переводах, став признанным мастером переводческого искусства. С его именем связаны первые в России переводы Овидия и Вергилия, а также поэтическое переложение гекзаметрами «Слова о полку Игореве». Один из его переводов и вызвал громкий скандал, о котором сохранилась запись в дневнике Пушкина от 22 декабря 1834 года: «Цензор Никитенко на обвахте под арестом, и вот по какому случаю: Деларю напечатал в Библ. Смирдина перевод оды В. Юго, в которой находится следующая глубокая мысль: если бы я был Богом, то я бы отдал свой рай и своих ангелов за поцелуй Милены или Хлои. Митрополит (которому досуг читать наши бредни) жаловался Государю, прося защиты православия от нападения Деларю и Смирдина. – Отселе буря. Крылов сказал очень хорошо: «Мой друг! Когда бы был ты Бог,//То глупости такой сказать бы ты не мог». Это все равно, заметил он мне, что я бы написал: когда б я был Архиерей, то пошел бы во всем облачении плясать французский кадриль. А все виноват Глинка (Федор). После его ухарского псалма, где он заставил Бога говорить языком Дениса Давыдова, ценсор подумал, что он пустился во все тяжкое... Псалом Глинки уморительно смешон».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Не исключаясь из Семинарии, я, будучи воспитанником среднего её отделения, в июле 1862 года взял отпускной билет в Санкт-Петербург и, собрав необходимую для проезда по железной дороге сумму в 3 рубля 21 копейку, с одной сменой белья и несколькими книжками с благословения моей матушки направился в столицу. Прощаясь с родственниками в Пскове, к дорожной сумме я заполучил еще около двух рублей, с которыми и сел на поезд. Дорогой, благодаря заботам родных, расходоваться на продовольствие не приходилось, и я прибыл в Петербург, по моим Псковским расчетам, маленьким Крезом. Прибыв в Петербург, я хотел поскорее увидеть Технологический институт и потому, остановился в существовавший тогда на углу Загородного и Большого Царскосельского проспектов, Троицкой гостинице. Прожив в этой гостинице два дня, я поинтересовался узнать, что будет стоить суточное мое в ней прибывание, и глубоко был огорчен и испуган внушительным заявлением полового, что находящихся у меня наличных средств недостаточно для расчета за прожитые мною два дня. Посоветовав мне поскорее убираться из гостиницы, великодушный половой видимо намеренно не довзял с меня следовавших ему 50 копеек, с которыми я оказался, как в пустыни, к третьему вечеру моего пребывания на шумных и многолюдных улицах Петербурга. Между тем в эти два дня я успел узнать в канцелярии Технологического института, что приемные экзамены в него начнутся не раньше 7го августа. Что мне было делать? Только в это время я почувствовал всю безысходность своего положения и готов был немедленно возвратится в Псков; но в чём суть? В кармане оставалось всего несколько копеек. В горьком раздумье, с разочарованием в успехе за предстоявшее, я голодный до вечера слонялся по улицам Петербурга. С наступлением же сумерек начал накрапывать дождик, и я должен был искать себе ночлег. Великодушный поступок со мною намеренного в Троицкой гостинице ободрил меня, и я опять направился к ней; но каково же было моё положение, когда в гостинице объявили, что искомый мною служка куда-то отбыл.

http://azbyka.ru/fiction/duxovnaya-akade...

8 июня. 156 C. 12 : Болгарская роза на севере: (Оконч.). III/Начинающий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 7 июня: (Впечатления от Пушкинского праздника: «и публика, и представители всех направлений словесности слились на сей раз действительно в одном идеале, чистом и бессмертном»)/(Г.-П.); Пушкинский праздник в Обществе любителей российской словесности/+ (Ф. А. Гиляров); Из письма Царскосельского лицеиста; Перед памятником А. С. Пушкина (6 июня 1880 г.): (Стихотв.)/А. К.; Первый Пушкинский вечер. Программа Пушкинского вечера (8 июня в Благор. собрании). (ЗиИ); С. 23 : По поводу Пушкинского праздника. (ПП); С. 3 : Петербург: (Пушкинский праздник); Из Брянска. 25 мая: Пожарный сезон. Покушение на поджог. Карты. Труппа. Ненамеренное убийство/(В. Николаев?); Из города Суджи, Курской губ. 1 июня: Два-три слова о положении корреспондента вообще. Казарменное помещение местной уездной команды; Из Царицына. 1 июня: Засуха. Недостаток хлеба. Саранча. Заживо сгоревшая старуха. (ВИ); С. 4 : Пушкин и его жена (Н. Н. Гончарова): (О семейном быте поэта из газ. «Неделя»). (РИ). 9 июня. 157 С. 1 : Подробности о городском обеде: (Републ. из газ. «МВед» речей И. С. Аксакова и М. Н. Каткова). ((Ф)); С. 2 : Москва, 8 июня: (О речи Ф. М. Достоевского в ОЛРС: «Это была молния, прорезавшая небо»)/(Г.-П.); (Поздравительные адреса, прочитанные на заседании Общества); С. 23 : Петербург: (Пушкинский праздник: (6 июня на Пушкинском обеде Е. А. Погожев, внук лубоч. писателя А. А. Орлова, прочел неизв. письмо Пушкина к деду от 9 янв. 1832 г.)); Одесса: (Пушкинский праздник); Тифлис: (Памяти А. С. Пушкина). (ВИ); С. 3 : Из Одессы. 2 июня: Два слова об упраздненных комиссиях. Перевод всех дел комиссии в Петербург и новая комиссия Е. П. Старицкого; Из Саратова. 1 июня: История земской железной дороги. (ВИ); С. 4 : Место дуэли А. С. Пушкина: (По заметке книгопродавца Я. А. Исакова в газ. «Голос»). Н. В. Гоголь о Пушкине. К пребыванию А. С. Пушкина в Одессе: (Из газ. «Одес. вестн.»). Костюм и палка А. С. Пушкина. Сердечные увлечения А. С. Пушкина: (Мар. Ив. Родеус как прототип стихотв. «Гречанке»; по газ. «Одес. вестн.»). Юбилей Яна Длугоша: (Из газ. «СПбВед»). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010