2. Сотрудник Братства св. Гурия. 12 декабря 1909 года Речь высокопреосвященного Владыки-митрополита Антония В Петербурге было недавно „пастырское собрание столичного духовенства“, на котором Владыка митрополит С.-Петербургский Антоний изволил произнести высоко-знаменательную речь. Первосвятитель русской Церкви призывал своих слушателей и учеников на подвиг веры и любви, и его речь являясь как бы руководящим принципом нашей церковной жизни, имеет ныне глубокое и важное значение. – Вот как излагается она в „Церков. Ведомостях“: Владыка митрополит обратил внимание собравшихся на то, что православная Церковь в настоящее время поставлена в новые условия в государстве и должна бороться с сектантами иными, чем прежде, средствами. До последнего времени православные миссионеры находили поддержку в правительстве. Отпадения от православной Церкви карались государственными законами, а посему и миссионеры в глазах многих являлись как-бы полицейскими чиновниками. С изданием закона о веротерпимости положение изменилось. Миссионеры православной Церкви должны иметь точку опоры только в своих нравственных силах. Если с изданием этого закона Церковь православная стала подвергаться нападениям, то с твёрдой верой можно и должно сказать, что „врата ада не одолеют её“. На первых порах, правда, поражали массовые отпадения от православия, но то были отпадения лиц, только числившихся в православной Церкви и фактически не принадлежащих ей. До закона о веротерпимости отступления от православной Церкви карались, как государственное преступление. Это многих удерживало в Церкви; были случаи, что числившиеся православными молили отпустить их, но такого отпущения ни от кого не получали. Когда вышел новый закон, они и ушли из Церкви. Таковы были отпадения на западе в католическую Церковь , отпадения на востоке бывших мусульман. Сначала это вызвало замешательство, но я верю, – говорил высокопреосвященнейший владыка, – что это послужит только ко благу Церкви... Может быть, до последнего времени, надеясь на государственную помощь, мы недостаточно усердствовали о славе Церкви, уверенные, что никто не смеет проникнуть в ограду церковную и похищать из неё овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Преосвященный епископ Борис, как ученый 1 Личность каждого человека, относительно внешнего наблюдения, представляет собою как бы многогранник, с большим или меньшим количеством углов. Смотря по тому, с какой стороны и под каким углом зрение совершается наблюдение данной личности, смотря по этому, высказывается о ней то или иное суждение. Соответственно этому, и о личности преосвященного Бориса могут высказываться разные суждения, смотря по тому, с какой стороны больше наблюдали и больше знают его личность. Мне, как сотруднику «Церковного Вестника», ведшему в нем в 1884–1888 гг. отдел обозрение журналов, а потом, с 1894 г. по сие время, состоящему помощником редактора, пришлось наблюдать личность называвшегося в мире Владимира Плотникова, а потом архимандрита и епископа Бориса, со стороны его ученой и литературной деятельности. А потому я и осмеливаюсь сказать несколько слов о его личности с этой именно точки зрение. В истории русской церкви, в ряду русских иерархов, имя преосвященного Бориса сохранится для памяти потомства, как имя «ученого иерарха». Несмотря на сравнительно непродолжительный период деятельности и, несмотря на то, что чисто-ученая деятельность его соединялась с деятельностию общественной и служебной, он оставил после себя длинный ряд более или менее ценных и обстоятельных исследований по очень многим и разнообразным вопросам 2 . В своих ученых трудах преосвященный Борис является то ученым филологом, то церковным историком, то метафизиком, то апологетом, то экзегетом, то пасторалистом, то моралистом. Его статьи по разным отраслям науки можно встретить и в «Филологических записках», и в «Томских Епархиальных Ведомостях», и в «Руководстве для сельских пастырей», и в «Чтениях в обществе любителей духовного просвещение», и в «Православном обозрении», и в «Вере и Разуме» и, наконец, в академических органах всех четырех академий, с которыми преосвященный Борис имел то или иное соприкосновение. Из отдельных исследований преосвященных Борису принадлежат: «О сравнительной мифологии Макса Мюллера (изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов); «Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознание»; «Об изучении истории просвещение вообще и истории литературы в особенности»; «История христианского просвещение в его отношении к древней греко-римской образованности», в трех выпусках (1885 г., 1890 и 1892 г.); «Космология или метафизическое учение о мире», в двух выпусках (1888 и 1889 гг.); «Задачи метафизики»; «Вопрос о начале мира» (апологетическое исследование); «О невозможности чисто-физиологического изъяснения душевной жизни»; «Опыт объяснение XLIX гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

VII. Больница монашеско-странноприимная и кладбища Кладбище явилось в лавре, разумеется, с первым в ней покойником, а больница в собственном смысле слова (после больницы в несобственном смысле слова – для «старичков», о которой см. выше, с. 217) заведена в ней только в весьма недавнее сравнительно время. Но не имея никакой связи по времени, или хронологической, они имеют тесную связь между собою по существу: лежащий в больнице должен помышлять о кладбище, и большая часть лежащих в больнице действительно и отправляется на кладбище. До Петра Великого у нас совсем не было врачей (за исключением врачей иностранных, которые выписывались из-за границы для самих государей), а поэтому вовсе не могло быть у нас и больниц в собственном смысле слова. Со времени Петра Великого, заведшего обучение медицине при трех учрежденных им главных военных госпиталях – Московском, Петербургском и Кронштадтском, – у нас явились свои врачи. Но в продолжение всего XVIII столетия, несмотря на основание в 1755 году Московского университета с медицинским факультетом, размножение числа врачей шло весьма небыстро, вместе с чем весьма небыстро могли размножаться в России и больницы. Первый врач явился в лавре не столько для самих монахов, сколько для учеников заведенной в ней семинарии. Этот семинарский врач упоминается под 1747 годом (в ведомости расходов лавры на сей год, причем о большой еще редкости врачей у нас в то время дает знать огромное получавшееся им жалованье – 400 рублей в год против 230 рублей, которые получали ректор и Но после приобретения врача далеко не вдруг явились больницы, и именно спустя очень значительное время после сего явилась больница семинарская, и спустя довольно значительное время после семинарской больницы явилась больница монастырская: первая заведена была в 1797 году, а вторая – после первой (с 1814 г. ставшей больницею академическою), в 1828 году. Монастырская больница помещена была в Донском, или Варваринском, корпусе. При самом преподобном Сергии и долгое время после него, до 1556 года, братские келлии стояли в монастыре довольно тесным четвероугольником вокруг Троицкого собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/438585/

XCVII. Речь при посещении съезда о. о. уездных наблюдателей, заведующих и учащих второклассных церковно-приходских школ Казанской епархии 101 . О значении школы в просвещения крестьянского население Призываю Божие благословение на вас и на ваши предстоящие труды и от всей души желаю вам придти к надлежащему решению тех вопросов, которые предлагаются на обсуждение настоящего съезда. Вы все созваны для суждения об интересах великого дела обучения и воспитания русского народа. Школа есть ближайшая союзница и помощница церкви. А православие и церковность – это великий незыблемый оплот державы российской. Православием живет искони русский народ, живет и преуспевает на благо церкви, престола и отечества. Истинно-верующий сын православной церкви всегда является верным и преданным слугой своего Государя. Истинный сын церкви – вместе и истинный сын своей родины. Он любит ее горячей любовью, для блага ее он готов отдать все, для защиты ее от врагов внешних и внутренних, которых, к сожалению, в наш мятущийся век расплодилось немало, он готов душу свою положить за родину. Враги внутренние сеют плевелы, смущают слабые души и ведут их к погибели. Но у вас есть твердая и мощная защита против всех козней наших врагов – это православие, истинная, твердая и крепкая вера в Бога и Его помощь. Где же русский человек может почерпнуть эту великую силу, великий и незыблемый оплот против своих врагов? Прежде всего и главнее всего этому учит наша св. церковь в лице ее служителей. У них есть в руках для этого надежное, верное и испытанное средство – церковная проповедь. Я при первоначальном знакомстве с Казанской епархией был немало удивлен, что некоторые священники пишут в клировых ведомостях как о некоторой заслуге, что они произнесли 3–4 проповеди в год. Слово, сказанное благовременно с церковной кафедры, действует на душу простого русского человека самым разительным образом. Это слово может отвратить многих от различных пороков, искоренить вредные и непохвальные обычаи, привести в лоно церкви погибшего от духов нечистых, т.е. искушений и соблазнов мира и сынов века сего, может уничтожить сомнения и колебания смущаемого разными лжеучителями и примирить с Богом всякую трепещущую грешную душу. Я не мыслю литургию без проповеди слова Божия, без назидания молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXIII. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как проповедник «Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные смоленской пастве». Смоленск. 1871 г. Один из усердных почитателей памяти и таланта преосвященного Иоанна, некто г. Н. Б., пользуясь позволением его наследников, собрал и издал плоды его проповеднической деятельности в Смоленске – «беседы, поучения и речи», помещенные в разное время, по мере произнесения, в мало кому известных местных епархиальных ведомостях. Нельзя не пожалеть, конечно, что почтенный издатель не внес в свой сборник проповедей предшествовавшего, более блестящего периода проповеднической деятельности преосвящ. Иоанна, – нельзя не пожалеть тем более, что перепечатка их из «Христианского Чтения» и «Православного Собеседника» не представила бы большего труда; тем не менее мы думаем, что любители духовно-назидательного чтения будут благодарны ему и за то, что он сделал. Изданные г. Н. Б. проповеди преосв. Иоанна несколько слабее или, говоря точнее, проще, низменнее, ординарнее, чем проповеди, сказанные в Петербурге и особенно в Казани, создавшие его проповедническую знаменитость, и перепечатанные в свое время в светские газеты и даже, в качестве образцов церковного красноречия, в учебные хрестоматии (гг. Галахова и Филонова). Прежде всего, конечно, это зависело от характера паствы, пред которой проповедовал преосв. Иоанн в Смоленске. Епископский сан проповедника, с другой стороны, как известно, делает авторитетным его слово и независимо от блестящих ораторских красот и до некоторой степени уполномочивает его меньше заботиться о внешнем изяществе слова. Наконец, из напечатанных в настоящем сборнике проповедей многие говорились одна за другой каждый день (например, проповеди на дни страстной седмицы), так, что проповеднику не было, может быть, и времени на более тщательную обработку их. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, оригинальная даровитость нашего знаменитого оратора бьет и в них роскошной и обильной струей, и прекрасные качества ораторского таланта преосв. Иоанна, в большей или меньшей мере, сказываются в каждом из настоящих его поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

А. Абрамов Я. Брак и семья. СПБ.1900. – Развод. СПБ.1900. Абрашкевич.М. Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса. 1904. Азаревич Д. Античный мир и христианство . Ярославль. – 1880. – Брачные элементы и их значение. Временник Демидовского Юридического Лицея. 1879. Т. 18. Ярославль. – 1879. – История византийского права. Ярославль. 1876– 77. – Русский брак. Журнал гражд. и угол. Права. 1880. V, VI. Айвазов И. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. М. 1913. – Новая вероисповедная система русского государства. М. 1908. – Православная церковь и высшие государственные учреждения России. М. 1912. Аквилонов Е. , протопресвитер, проф. О непозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам. СПБ. 1906. – Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. СПБ. 1906. – Церковь . Научные определения Церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом. СПБ. 1894. Аксаков.Н. П. Возможны ли в церкви решающие и совещательные голоса? СПБ. 1906 г. – Духа не угашайте! По поводу статьи Л. Тихомирова : « Духовенство и общество в современном религиозном движении». СПБ. 1895 г. – Канон и свобода. СПБ. 1905. – К церковному собору. СПБ. – Несколько примечаний к канонам. СПБ. 1906. – Об избрании епископов в древней христианской церкви. СПБ. 1906 г. – Патриаршество и каноны. СПБ. 1906 г. – Что говорят каноны о составе собора. СПБ. 1906г. Аксенов. П. Моисеево уголовное право. СПБ. 1904. Алабовский М, свящ. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев. 1912. Александровский А. Владимир Соловьев и доктрина непротивления злу и отрицания государства. Церк. Ведомости. 1915. 31. Прибавл. Александров Д., свящ. О клятвах соборов 1956, 1666–1667 г.г. и об единоверии. Самара. 1901. Александр, еп. Дмитровский. Церковь англиканская по прву ли присваивает себе название церкви кафолической? Изд. 2-е. М. 1892. Алексий, еп. Шелапутинская община. Казань. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

А.П. Орлов † С.И. Смирнов (8-го сент. 1870 г. † 4 июля 1916 г.) 4-го июля сего года Московская Духовная Академия понесла тяжелую утрату в лице скончавшегося ординарного профессора ее по кафедре истории русской церкви, Сергея Ивановича Смирнова . Покойный родился 8-го сентября 1870 года в селе Большая Брембола Владимирской губ., Переяславского уезда, в 3-х верстах от г. Переяславля-Залесского 1 . Родитель Сергея Ив. о. Иоанн Сергиевич Смирнов (+1900 г.) в течение 33 лет (с 1867 г.) служил в этом селе священником. Кроме покойного, в его семействе было еще три сына и три дочери, из которых два брата и все сестры были моложе С.И-ча. Отличительной чертой в характере о. Иоанна была его незаурядная для сельского священника любовь к книгам и к кабинетным занятиям, соединявшаяся с почти совершенным равнодушием к хозяйственно-практическим вопросам жизни. Он большую часть своего времени проводил в чтении книг, собравши у себя довольно значительную библиотеку преимущественно святоотеческого и проповеднического содержания, много занимался составлением поучений, с любовью вел церковную летопись своего прихода и даже поместил во Владимирских Губернских Ведомостях (за 1878 г.) археологическую заметку: «Надпись на кадиле в ц.с. Большая Брембола в Переяславском у.» Главная тяжесть по ведению хозяйства и воспитанию детей лежала на его супруге Анастасии Васильевне (урожденной Загорской). Это была женщина очень умная и энергичная, умело правившая не только своим домом, но отчасти и приходом, имевшая громадное влияние на своих детей, и всю свою долгую жизнь (†1914 г. в Сергиевом посаде) пользовавшаяся с их стороны исключительным уважением. Всячески изворачиваясь, она сумела при всей скудости средств сельского священника вывести в люди всех своих детей: все сыновья ее получили высшее образование, а дочери обучались в средних учебных заведениях и были устроены замуж В раннем детстве С.Ив. был флегматичным и малоподвижным ребенком, – черты, перешедшие к нему от отца. Хотя эти черты с годами значительно сгладились в нем так, что в отрочестве и юности в близком кругу своих родных и двоюродных братьев и сестер он был и бойким рассказчиком и смехотворцем, но в малознакомом обществе обыкновенно замолкал, дичился, уходил в себя. Следы такого прирожденного характера оставались в С.И. и до конца жизни. Выучившись грамоте весьма рано, он очень полюбил книги, но так как детских книг в доме почти не было, то ему нередко приходилось перечитывать свой, купленный матерью на ярмарке, букварь, несмотря на то, что все страницы его были известны ему наизусть. Несомненно, под влиянием живых воспоминаний об этой своей неутоленной жажде книг в детстве, сам С.И. впоследствии очень любил дарить детям книги и умел выбирать их со вкусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Александро-Невский монастырь под управлением архимандритов (1725–1742 годы) Глава первая. Александро-Невские архимандриты. Александро-Невский Монастырь в непосредственном ведении Святейшего Синода. Назначение Александро-Невским архимандритом архиепископа Феофана (Прокоповича) и его отказ. Архимандрит Петр (Смелич), «первейший архимандрит в Российской Империи; следственные дела и утрата первенства; назначение на Белоградскую кафедру. Архимандрит Стефан (Калиновский). Правовое положение Монастыря. Учреждение С.-Петербургской епархии. Через день после отрешения архиепископа Феодосия, 14-го мая 1725-го года, Святейший Синод, имея суждение о дальнейшей судьбе Александро-Невского Монастыря, объявил его «без бытности настоятеля принадлежащими непосредственно до синодального ведомства» и предписал Тихвинскому архимандриту Павлу взять у наместника и судии в Святейший Синод «с приходных и расходных книг и с прежних ведомостей о всем того Монастыря состояли обстоятельные на письме известия: колико во оном Монастыре денежные казны и всякого хлеба и материалов и в церковных ризницах всяких одежд и вещей и прочего ныне налицо обретается, и то все описать именно и, те ведомости взяв, подтвердить, чтобы то все объявлено было самою истиною, а наличное велеть хранить и смотреть, чтоб никакого напрасного истощения и похищения нигде ни от кого отнюдь не было» 1884 . 4-го июня судья Александро-Невского Монастыря Головачев «словесно доносил» Святейшему Синоду, что архитектор Швердфегер требует положенной ему по контракту выдачи 300-и рублей содержания за полгода, что контракт, оканчивается в декабре 1725-го года, что «при бывшем настоятеле, архиерее Феодосии» деньги эти он обыкновенно получал вперед и что «в посылаемых того Монастыря в вотчины указах и прочих письмах имя было писано его, Феодосия»; и «притом просил», «дабы учинена была резолюция», выдавать ли ныне деньги архитектору и «в указах и прочих канцелярских письмах, вместо того Феодосиева имени, как писать». Святейший Синод, «рассуждая о том, согласно приговорили: с выше помянутым архитектором учинить контракт, чтоб ему до окончания в том Монастыре всякого строения быть никуда неотлучно; а ежели от того станет он отрицаться, то заключить тот контракт с ним на 5 лет, или на 3 года, и по заключении того выше объявленные ему деньги, 300 рублей, выдать без умедления; а в посылаемых из Александро-Невского Монастыря в вотчины указах и в прочих канцелярских письмах писать, с будущего в тот Монастырь настоятеля, титул Ее Величества Государыни Самодержицы Всероссийской» 1885 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ароди. Церковь Николая Чудотворца. Kosas Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1893. Архитектор: Я.Ф. Бауманис Адрес: Латвия, Цесисский край, Скуйенская волость, Ароди Kosas baznca, Arodi, Skujenes pagats, Csu novads, LV-4143 Координаты: 57.083282, 25.388341 Проезд:Автобусом из Риги и Цесиса. на запад от Скуене) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Козенгофский приход Святителя Николая Мирликийского. В п.1 Церковной Ведомости Козенгофской церкви (за все годы), пишется, что приход открыт по Указу Св.Синода от 17.06.1852 г. за 511. В архивном деле 1248, начатом 05.08.1852 г., записано: 05.04.1852 г. Рижский военный губернатор А. Суворов известил владыку Платона о том, что с его стороны для образования Козенгофского прихода препятствий нет. В исторических документах Козенгоф впервые упоминается в 1582 году, приписан в дальнейшем к Шуиенской (ныне Скуенская) волости, Венденского уезда. В Рижскую Духовную Консисторию 20.09.1854 года представлен Договор: «...Мы, нижеподписавшиеся: мызы Фоссенберг (сегодня - Кечу) отставной порутчик Вальтер и Венденский благочинный священник протоиерей Александр Мутовозов, заключили договор: Я, помещик арендатор Вальтер даю в наём Рижской епархии находящийся у меня в аренде мызы Фоссенберг, для помещения Козенгофской православной церкви и её причта с приходской школой весь старый мызный деревянный дом, состоящий из 9 комнат, 2-х кухонь и 1-й кладовой. В доме могут поместиться: церковь — в зале; в 4-х комнатах, с одной части дома — священник, в 2-х смежных комнатах - приходская школа, а на второй половине дома из 2-х комнат с кухнею и особым выходом – для причетников...». Церковь освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С 26.08.1855 г. арендатору Вальтеру назначено по 300 рублей в год из Духовно-учебных капиталов Рижской епархии. Позднее на суммы Рижской епархии в мызе Козенгоф (сегодня Коса) был построен школьно-молитвенный деревянный, на каменном фундаменте, дом. 5 мая 1890 года приход обозревал прибывший в 11 часов епископ Рижский и Митавский Арсений.

http://sobory.ru/article/?object=07689

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010