Волгоград. Церковь Спаса Преображения (старая). Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:не позже 1771. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, перекрёсток улиц Комсомольской и Мира Координаты: 48.710761, 44.518401 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О месте и виде первого царицынского храма с таким названием сведений не сохранилось, но его существование подтверждается тем, что форштадт крепости часто именовался в документах и на картах Преображенским. Мы находим храм в форштадте на планах Царицынской крепости 1729, 1737 годов. В 1771 году царицынский купец Ермолай Рудаков (по сведениям третьего номера журнала «Саратовские епархиальные ведомости» за 1897 год, фамилия его была Неживаго) построил деревянную церковь приблизительно там, где сейчас пересекаются улицы Комсомольская и Мира (около нынешнего магазина «Каравай»). В документах упоминается, что строился храм купцом вместе с женой Марфой. Известно, что священнослужители этого храма отличались большим миссионерским рвением, а прихожане заботились о внешнем и внутреннем убранстве церкви. В июне 1843 года епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков), находясь у нас в городе, награждает священника Спасо-Преображенской церкви Василия Дилигенского за успешное преподавание грамоты и Закона Божьего калмыцким детям. А в 1865 году благодарности епархиального начальства удостаивается купец Пётр Антонов за постройку церковной ограды. 25 мая 1885 года храм был отстроен вновь и освящен. Он стал каменным, крепким и теплым. Кроме главного престола, церковь имела еще два: в правом приделе — во имя Иоанна Богослова, а в левом — во имя преподобного Тихона Амафунтского Чудотворца (день памяти 16/29 июня). Уже на следующий год после освящения храма при нём в церковной сторожке открывается школа, а ещё одна размещается в нанятом попечительством доме. Законоучителем в них становится священник Порфирий Афанасьевич Надеждинский (числящийся законоучителем и заведующим и в 1902 году), а помогают ему дьякон А. Внуковский и К. Поспелова.

http://sobory.ru/article/?object=55780

Городково. Церковь Михаила Архангела. Церковь в честь обретения мощей прп. Сергия Радонежского Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Обретения мощей прп. Сергия Радонежского построена в 1892-1894 гг. по проекту арх. Н.П.Маркова. В 1913 г. после росписи стен церковь освятили. В 1930 г. церковь была закрыта, в ней размещен склад. В 2000 г. храм передан вновь образованной общине верующих. В ноябре 1869 г. крестьяне деревень Городково, Ядрово, Даниловка, Московкино, Горы и Львов прошением, поданным в 1863 г. на имя митрополита Филарета, просили дозволить выстроить церковь вновь при д. Городковой на их счет, для чего они жертвуют нужное количество земли для церкви и для причта и выражают желание, чтобы в новой церкви причт состоял из священника и псаломщика, для них крестьяне обязуются построить дома. По де­лам строительства храма поверенный купец Львов обращался даже к Государю Александру Николаевичу, причем сам был неграмотен, поручил вести переписку Дм. Введенскому. В ноябре 1869 г. Консистория дала разрешение по построение храма, с замечанием: «Вследствие требования Строительного отделения, поверенный Львов, предоставив в оное план местности и план деревянной существующей в с. Ивойлове (ныне Рузский р-н) Волоколамского уезда церкви, объяснил, что оная церковь без изменения плана и фасада перенесется к д. Городковой того же прихода». Губернский архитектор не разрешил перенос выбранной крестьянами церкви и начертил новый план более благовидного храма. Но крестьяне всё-таки перенесли ивойловский храм, украсив его фасады. Клировая ведомость за 1877 г. церкви Архистратига Михаила в с. Городкове сообщает: «Построена в 1871 г. тщанием Погорельского купца Тихона Яковлева Львова с помощью приходских людей. Зданием деревянная, с такой же колокольней. Престол один. Приход — с. Городково и деревни: Дрова, Даниловка, Московкина, Княжие Горы. Причт состоял из священника и псаломщика. Дом у священника деревянный, стоит на церковной земле и является собственностью священника, для псаломщика деревянный дом построен прихожанами, на церковной земле, составляет его собственность.

http://sobory.ru/article/?object=01837

З. Барсукова Глава четырнадцатая Заботы митрополита Иннокентия о распространении полезных книг в народе и об устройстве в епархии церковно-приходских школ. – Воспоминания о служении митрополита Иннокентия на Троицком подворье в день Рождества Христова. – Его болезнь. – Митрополит Иннокентий вторично просится у Государя Императора на покой. – Десятилетнее служение Иннокентия в сане митрополита Московского. – Болезнь митрополита Иннокентия и последние дни его земной жизни. – Кончина. – Погребение. Немало заботило митрополита Иннокентия распространение полезных книг в народе, с целью доставить ему возможность доброго и действительно полезного чтения. Раз как-то собрались у владыки на подворье отцы протоиереи. Он умолял их заняться этим добрым делом, просил составить для детей книжки самым простым доступным языком и даже дал им следующие темы. Бог все видит. Бог все слышит. Бог все знает. Бог любит правду. Бог не любит греха. Вообще преосвященный Иннокентий внимательно следил за ходом воспитания и строго преследовал свою мысль, чтобы во всех училищах, не исключая и самых высших, не ограничивались просвещением только ума, но заботились и об образовании сердца. Для успешности народного образования он предлагал сельским священникам устроить при церквах, в которых они состояли настоятелями, приходские школы, и указал им легкий способ, как учить детей. Такому благому совету маститого иерарха последовали многие священники и устраивали приходские церковные школы. Владыка недоумевал, почему при всей заботливости его относительно процветания этих школ, число их не увеличивается и почему народное образование ускользает из рук духовенства. Однажды пришел к преосвященному один священник, потерпевший неприятности по устроенной им школе, и излил перед ним свое горе, прося совета и утешения. «Что ж тебе смущаться?» сказал ему владыка, выходя из задумчивости. «Совесть твоя спокойна: ты все делал, что от тебя зависело. А что оттерли тебя от школы, так это знамение времени. И нас, вот, архиереев, лишили прямого отношения к народным школам. Что уж поделаешь!.. И, право, не знаю, чем могу помочь тебе... То-то из ведомостей благочинных и видно, что церковно-приходские школы стали уменьшаться. Это непонятно. Всячески препятствуют их развитию, и даже вот обращают их в земские. Может быть, вот от этого и духовенство охладело к ним. Но поверь, что опять за них возьмутся: без них ничего не поделают. Я-то не доживу, а ты, вероятно, доживешь до этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Настоятели Сретенского монастыря в 1730-е годы 22.10.2009 435 Время на чтение 8 минут Игумен Феодор (Левонов), настоятель Сретенского монастыря в 1731 году Игумен Николаевского Колоцкого монастыря Можайского уезда Феодор 13 января 1731 года назначен настоятелем московского Сретенского монастыря на место игумена Исаакия, переведенного в московский Крестовоздвиженский По документам Святейшего Синода, Феодор до этого назначения долгое время был иеродиаконом Синодального а затем, с февраля 1727 года, - настоятелем Колоцкого монастыря, со времени, когда обитель приобрела самостоятельность (ранее она была приписана к Новоспасскому При игумене Феодоре в Сретенском монастыре числилось 13 При нем в обитель пришли: " Иеродиакон Иов, постриженик Васильевского монастыря, что в Нижегородском уезде; в Сретенский монастырь он был принят игуменом для нужды церковной. Монах Варлаам, 24 года, пострижен в Ордынской пустыни, что в Бельском уезде, 4 декабря 1727 года, а в Сретенском монастыре отбывает шестой месяц; принят для нужды церковной в канархиста игуменом Федором " В документах Синодального казенного приказа за 1732 году находим следующую запись об окладах церквей Сретенского монастыря: " В прошлом 22 марта 1731 году велено Владимирскую в Сретенском монастыре и Марии Египетской церковь из оклада исключить и данные и прочие деньги по расчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того же Сретенского сорока церквям " В делах 1731 года сохранилась ведомость о ежегодных крестных ходах в Москве . В Сретенский монастырь они совершались три раза в год. Причем 21 мая в нем участвовали три сорока - малый ход, а 23 июня и 26 августа участвовали все сороки - большой 4 августа 1731 года вышло синодальное определение о недозволении монашествующим Московской епархии без нужды отлучаться из монастырей. В случае крайней монастырской нужды отпускать со свидетельством о личности и с указанием срока для отпуска. Отпущенным из монастыря являться в духовной дикастерии и жить в Москве в монастыре, а не в светских домах; бродящих монахов дикастерии сыскивать, допрашивать и доносить Святейшему

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия и Афон: единение веры, молитвы и благочестия 25.04.2016 362 Время на чтение 7 минут Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Епархиальной конференции, посвященной празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне (Московская епархия Русской Православной Церкви, мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь, 12 апреля 2016 года) Возлюбленные Преосвященные архипастыри, уважаемый Сергей Васильевич , дорогой отец Сергий , дорогие отцы, братья и сестры! В этом году мы празднуем тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом. Исходя из этого факта, несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель Киево-Печерской лавры - отец русского монашества - преподобный Антоний прибыл туда еще в период правления Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира. Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси и до нынешнего юбилея Церковь вновь и вновь обращается к благословенным страницам истории православия в нашей стране. И каждый раз мы убеждаемся в том, что именно оно является духоносным и спасительным основанием исторического бытия русского народа от древности и до сего дня. Тема, которой посвящена наша конференция, очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи. Не осталась в стороне и Московская епархия, о чем свидетельствует нынешняя конференция. Кроме того, в последних номерах «Московских Епархиальных Ведомостей» были опубликованы статьи Жанны Александровны Используя государственные и церковные архивы, она рассмотрела вопрос о том, как Русская Православная Церковь и наши гражданские институты стремились в весьма критический и ответственный для истории Афона момент энергично содействовать улучшению положения там русских иноков, а также рассказала о жизненном опыте некоторых святогорцев в тот период.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Илюшкино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Кирпичный однопрестольный храм возведён в 1905-1907 годах. По народной легенде, строили его пленные австрийцы. Для крепости раствора добавляли сырые яйца, которые собирали со всего села. В советские годы хотели взрывать, но рассчитали, что для сноса одной только колокольни нужен взрыв такой силы, что разнесет все близлежащие здания, в том числе и 2 школы. В другой раз власти попытались разобрать храм на кирпич, но крестьяне с вилами и топорами встали вокруг храма и не допустили никого. Теперь храм восстановлен. Частично покрыт росписями. Обустраивается территория. Существовавшая ранее Николаевская церковь в селе Илюшкине построена была в 1858 г. на средства прихожан; зданием церковь деревянная. Земли при церкви пахотной 88 дес., усадебной 1 дес. Ближайшая церковь Николаевская в селе Шалкине, в 4-х верстах. В 1887 г. открыта одноклассная церковно-приходская школа. Церковно-приходское попечительство существует с 1888 г. Дома: у священника и псаломщика общественные, у диакона квартира в здании школы. Казенного жалованья получают: священник 94 руб. 8 коп. и псаломщик 47 руб. 4 коп. в год.Священник Александр Павлович Георгиевский, диакон Матвей Порфирьевич Красавцев, псаломщик Петр Михайлович Варфоломеев. В селе Илюшкине государственных крестьян 446 дворов, 1441 душа муж. пола, 1455 душ жен. пола; военных 99 дворов, 892 души муж. пола, 394 души жен. пола; раскольников 24 двора, 63 души муж. пола, 74 души жен. пола. Всего 569 дворов, 1896 душ муж. пола, 1923 души жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Каменное здание церкви построено в 1903 году на средства прихожан. Здание сохранилось в полном объёме без существенных изменений. Церковь стоит примерно в центре села на хребте возвышенной гряды и значительно доминирует в окружающем ландшафте. Здание сложено из кирпича (25х12,5х6,5 см) на прочном однородном известковом растворе. Кладка крестовая, шов с двойной подрезкой. Фасады не оштукатурены. Нижняя часть цоколя из тесанного белого камня. Первоначальное покрытие кровли – железное (на храме – по своду и закомарам, алтарь и трапезная – по деревянным стропилам, купола – по кружалам).

http://sobory.ru/article/?object=16385

Камышин. Церковь Димитрия Солунского (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:1787. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Камышин, 7-й мкрн Координаты: 50.083551, 45.415632 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Дмитриевская церковь построена и освящена в 1787 г. тщанием прихожан; каменная, крепкая, теплая. Престолов в ней, кроме главного, один, в приделе – в честь Смоленской иконы Богоматери; церкви принадлежит каменная сторожка с пристроенными к ней каменным дровяником и кладовой; ближайшие церкви: Троицкая, Успенская, соборная Вознесенская и Николаевская кладбищенская. Есть церковно-приходское попечительство с 1875 г., а также церковно-приходская школа грамоты, со 2 декабря 1887 г. помещающаяся в церковной сторожке. Земли при церкви усадебной и пахотной нет; сенокосной имеется 81 дес. 177 кв. саж. У причта церковных квартир нет. Священник Евгений Лавров и псаломщик Николай Подольский. Прихожан при церкви обоего пола душ 1542, дворов 246. Хутора Карпунин и Песчанка от приходской церкви находятся в 5 верстах, препятствий в сообщении нет. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Как написано в рукописной летописи, хранящейся в городском краеведческом музее, в 1692 году казанскому губернатору дан был " Именной указ " о формировании полка для отправки его в новообразованный город Дмитриевск. Полк формировался на основе Казанского стрелецкого полка, дополнительно в него вошли жители различных местностей: " собрано с рек Волги и Камы и Вятки; с Ветлуги, и в уездах Уржумском, Мамлышском и других " . Сформированный полк назван был " конным, солдатским, Дмитриевским полком " , потому что, как отмечает летопись, все служивые люди просили казанского митрополита Михаила, архимандрита Геннадия, также губернатора и бояр, чтобы прежнее полковое их название осталось во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Ведь казанские стрельцы свято хранили и почитали икону Димитрия Солунского, которая была оставлена после взятия Казани " на оборону московским людям от набегов татарских " .

http://sobory.ru/article/?object=36662

Михайлов Погост. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Ведомость о церкви Воскресения Христова Погоста Михайлова, Псковской епархии, Порховского уезда, 5 благочинного округа за 1904 г. 1. Церковь построена в 1860 году, что видно из клировых ведомостей за прежние годы и известно из рассказов старожилов прихода. Построена по случаю ветхости деревянной церкви. Часть её на средства усердных крестьян сей церкви, а большей частью на церковные средства. На ея построения употреблено около 25 тысяч рублей. Пристроек к церкви и переделок ея не производилось. Ремонты бывали и всегда на церковные средства… 2. Церковь кирпичная, имеет форму креста, особенностей не имеет, прочна. В связи с ней находится каменная колокольня. На ней 7 колоколов (на сегодняшнее время остался один). Первый из них весит 123 пуда, 15 фунтов. На первом колоколе таковая надпись: «Псковской губ. Порховского уезда во Михайловскую Воскресенскую церковь, при преосвященном епископе Павле, при священниках Михаиле и Иоанне сооружен приходским попечительством Федором Тимофеевым, Петром Андреевым, Григорием Иоанновым, Александром Богдановым и крестьянином Димитрием Кожиным. Лит в заводе А.П. Финляндской, урождённой Богдановой, в Москве». 3. Храм весь тёплый. Престолов в нём 3, главный в нём во имя Воскресения Христова, правый придельный во имя Рождества Иоанна Предтечи и левый во имя Покрова Пресвятые богородицы... 4. Кладбищ два. Одно при церкви, а другое вне погоста на расстоянии 1,4 версты от церкви… О причте означенной церкви Штатные: 1. Священник Михаил Иоаннов Поспелов. Родом из погоста Оклюдица, Псковского уезда, сын псаломщика. Год рождения 1862. 2. Священник Василий Петров Покровский. Родом из села Подклинье, Порховского уезда. Год рождения 1870. 3. Дьякон Нил Матвеев Елецкий. Родом из погоста Троицы-Хлавицы, Холмского уезда, сын дьяка. Родился в 1852 г. 4. Псаломщик Иоанн Алексеев Лекарев. Родом из погоста Житя. Родился в 1854 г. 5. Допущеный к исполнению обязанностей псаломщика. Василий Иоаннов Лебедев. Родом из погоста Виделебье, Псковского уезда, сын псаломщика. Родился в 1876 г. 6. Церковный староста Солецкий 2 гильдии купец Иоанн Семёнов Рябов. В должности сей прослужил 4 трёхлетия и единогласно приходом был избран на 5 трёхлетие.

http://sobory.ru/article/?object=11444

Несветлые стороны нашей церковной жизни Две статьи, одновременно (от 1-го ноября 1867 г.) появившиеся в разных епархиальных ведомостях, одна – О чтении в Церкви и церковном пении во Владимирских, другая – Заметки для священно- и церковнослужителей из наблюдений одного сельского благочинного, в Вологодских, останавливают на себе особенное внимание. Из первой можно видеть, как нашим православным народом мало еще усвоены христианские понятия и начала жизни; вторая свидетельствует, чего еще недостает самому духовенству, чтобы оно могло содействовать этому усвоению. «Каков поп, таков и приход», – говорит наша народная пословица; но столько же верна и обратная мысль: «каков приход, таков и поп». Судить и осуждать кого-либо в этом случае трудно, да и было бы бесплодно. Несомненно то, что если русской народ имеет свою лучшую духовную, а с нею и материальную будущность, то этого лучшего он может достигнуть только через Церковь , при содействии Ее служителей. Народ воспитывается только верою; а вера дается, прежде всего, словом; кто не слышал евангельского учения, то есть, не понял и не усвоил его по мере данных сил, тот не может быть христианином: истины такие общеизвестные и простые, что, кажется, к чему их и повторять? А, между тем, нам нужно не только повторять их, но и доказывать и непрестанно напоминать; мы видим миллионы крещеных людей, среди которых целые столетия существуют православные храмы с причтами при них и Богослужением в них, и которые, посещая даже эти храмы и присутствуя при Богослужении, все еще не научились сосчитать хотя бы того, сколько у них богов, сколько богородиц, которые не вдруг ответят на вопрос: масленица не есть ли также Бог , а о молитве, хотя бы только Господней, и спрашивать их нечего. Что же это значит, в самом деле? И в самой дурной школе чему-нибудь да можно же научиться, если там учитель хотя чему-нибудь учит. Зачем же эти люди ходят в церковь , что они там делают и что оттуда выносят? На это ответят предлагаемые упомянутые статьи, которые мы позволяем себе перепечатать лишь с небольшими сокращениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Отзыв об учено-литературной деятельности высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского Источник В 14 Тверских Епархиальных Ведомостей за настоящий год было напечатано краткое известие о возведении нашего досточтимого архипастыря, Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, на высшую ученую степень доктора церковной истории. В настоящее время мы имеем возможность напечатать полный отзыв Комиссии, составленной по поручению Совета Московской Духовной Академии от 15 марта текущего года, для суждения о достоинствах учено-литературных трудов Высокопреосвященнейшего Саввы. В состав этой Комиссии входили: ординарный профессор Е. Е. Голубинский (доктор богословия), экстра-ординарные профессора Г. А. Воскресенский и И. Н. Корсунский и доцент А. П. Голубцов . В исполнение поручения Совета Академии, Комиссия в непродолжительном времени представила ему отзыв, который мы и печатаем на страницах нашего издания. На основании этого отзыва и представления Совета, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, 3-го июня ходатайствовал пред Св. Синодом об утверждении Высокопреосвященного Саввы в степени доктора церковной истории и Св. Синод указом от 21-го июня дал знать о своем согласии на таковое утверждение. В совет Московской духовной академии. Представление В исполнение поручения Совета от 15-го марта сего года, честь имеем представить отзыв об учено-литературной деятельности Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. В ряду современных иерархов русской церкви немного является архипастырей, которые среди многосложных, разнообразных и многотрудных дел епархиального управления, находят часы досуга и для учено-литературных занятий, притом совершая с достоинством и честью как те дела, так и эти занятия. К числу таких архипастырей по всей справедливости должен быть отнесен Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Вот уже 40 лет продолжается его учено-литературная деятельность, приносящая и уже принесшая великую пользу церкви, отечеству и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010