Чего же можно ожидать от таких школ, в которых Закон Божий сплошь да рядом будет преподаваться тем же учителем, как и прочие предметы, и при том – учителем из светских лиц, не получившим достаточной подготовки? С другой стороны, если церковно-приходская школа в настоящее время обставлена в материальном отношении крайне неудовлетворительно, и если по признанию самого духовенства дело в ней не может идти правильно при нынешних условиях, то не слишком ли смело рассчитывать, что будет давать удовлетворительные результаты такая школа, содержание которой должно обходиться еще дешевле? Но могут сказать: не подлежит ли сомнению, что школы грамоты хуже земских и церковно-приходских, но они во всяком случае дают народу главное, что должна дать школа, – начатки грамотности, и лучше раскинуть возможно скорее широкую сеть таких дешевых школ, чем открывать понемногу школы более дорогие и с более высоким учебным уровнем, рискуя таким образом надолго задержать распространение грамотности. Такие проекты представляются, конечно, до известной степени заманчивыми, но крайне сомнительна возможность их осуществить, и полезно ли было бы это для дела. Все расчеты и соображения о возможности устроить более дешевые школы, чем нынешняя земская и церковно-приходская, основаны на том, что преподавать в этих школах будут лица, не получившие ни общего среднего образования, ни специальной подготовки в учительских семинариях и тому подобных учебных заведениях. Но такие учителя могут быть полезными помощниками для опытного преподавателя и под его постоянным надзором и руководством, могут вести одно из отделений начальной школы; предоставленные же самим себе они оказываются обыкновенно не в состоянии вести удовлетворительно отдельную начальную школу, хотя бы и с сокращенным курсом. Само духовное ведомство смотрит с большим недоверием на таких преподавателей. Лица, стоящие во главе школ духовного ведомства заявляют, очевидно, на основании собственного опыта, что школы грамоты могут быть полезны только при том условии, чтобы обучением в них занимались лица более или менее образованные, лучше же всего из членов причта; от теперешних же учителей их – самоучек, в большинстве случаев невежественных и малограмотных, большой пользы ждать нельзя (отчет Кирилло-Мефодиевского Братства за 1890–91 учебный год, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

В церковной утвари храма было немало ценностей, которые хранили память о благочестивом усердии заводовладельцев. Из церковных документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий, 9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое. При этом наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы, украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный, позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными камнями. Имелись также ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом, крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами, звезда и крест вышиты золотом… При Симеоно-Аннинском храме с 1894 года начала действовать церковно-приходская школа. В начале ХХ века школа помещалась в наемном здании, принадлежавшем бывшей владелице завода М.А. Турчаниновой. По данным 1912 года, в ней обучалось 58 мальчиков и 22 девочки. Первым заведующим и законоучителем церковно-приходской школы был священник Евгений Львов. За весьма усердную и полезную деятельность в этой должности отец Евгений в марте 1903 года был удостоен награждения епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. С 1901 года отец Евгений исполнял служение благочинного четвертого церковного округа Екатеринбургского уезда. До 1903 года он был настоятелем Симеоно-Аннинского храма, а затем был переведен в Екатеринбург. Впоследствии батюшка разделил трагическую участь многих уральских священнослужителей: в сентябре 1937 года его расстреляли большевистские палачи. Промыслительно, что через 100 лет вновь открылась церковно-приходская школа при возрождающемся храме.  Материалы подготовила Анна Костарева, руководитель церковно-приходской школы храма в честь Святых Симеона и Анны г.

http://sobory.ru/article/?object=11418

Общественные и сословные учреждения совершенно устранены от участия в заведывании этими школами. Они играют роль только жертвователей, предоставляющих свои средства в полное и бесконтрольное распоряжение духовного ведомства. Такая постановка дела должна быть признана, конечно, совершенно правильною до тех пор, пока главная тяжесть расхода по содержанию церковно-приходских школ падает на духовное ведомство. Но совершенно иное дело, если это ведомство не участвует совсем в содержании церковно-приходских школ, или если его участие выражается в виде небольшого пособия, и школы содержатся на средства, отпускаемые другими учреждениями; в этом случае роли меняются, и духовное ведомство не может считать себя единственным хозяином дела. Тому, кто дает средства на содержание школы, нельзя отказать в праве голоса по вопросам, касающимся заведывания этой школой; такая постановка дела была бы и несправедлива, и не целесообразна, ибо она подорвала бы всякую нравственную связь между школою и ее учредителем, и тем самым школа лишена была бы возможности пустить глубокие корни в местном населении. Да и трудно понять, что, при таких условиях, могло бы побуждать общественные учреждения ставить свои школы в зависимость от духовного ведомства. Во всяком случае земство не может идти этим путем. Оно не может отнестись равнодушно к тому, чтобы порвалась всякая связь между школою и тем обществом, трудами которого она создалась, чтобы из достояния общественного школа превратилась в достояние одного из правительственных ведомств. Сделав для народного образования больше, чем какое-либо другое учреждение или ведомство, в праве ли земство отвернуться от этого дела, ему родного, и теперь когда земская школа начинает упрочиваться и укореняться в народе, передать эту школу другому учреждению, которое будет заведывать ею при помощи земских средств, но без всякого участия земства? Но скажут, может быть, речь идет в настоящее время не о передаче всех земских школ духовному ведомству, а лишь об оказании пособия некоторым из школ этого ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине протоиерей И.В. Бачинин 20.07.2021 17.04.2023 Приходская Школа трезвости: как организовать Общество трезвости и курсы по избавлению от алкогольной зависимости В Избранное ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Что такое настоящая трезвость и как её достичь Дорогие читатели! Перед вами — книга о том, как помогать людям, попавшим в зависимость от алкоголя, как организовать при храме Общество или Школу трезвости. То, что автор этой книги — священнослужитель, а Школа трезвости действует на церковном приходе, — совсем не случайность. Как у алкоголизма есть духовные причины, так и трезвость, трезвение — категории в том числе и духовной жизни. И рассуждать об отсутствии трезвости нужно более глубоко и серьёзно, чем просто как о пагубной привычке регулярно употреблять большие дозы спиртного. Трезво смотреть на мир могут только святые — люди, которые знают Бога. Трезвый взгляд открывает страшное засилье зла в мире: человек видит случающиеся в нём искушения, замечает действия дьявола. Но, с другой стороны, трезвый человек видит и всепобеждающую любовь и силу Божию, которые помогают избежать расставленных дьявольских сетей. Алкоголизм — это один из видов пьянства, нетрезвого состояния души. Можно опьянять себя мечтами, нечистыми страстями, интернетом и виртуальными играми, наркотиками — много способов опьянения есть у современных людей. Но любой вид «опьянения» в основе своей имеет духовные причины. Конечно, если говорить о самом веществе, то в рассуждениях об алкоголизме и об отношении к вину нужно избегать крайностей. Пьянство, алкоголизм — безусловно, зло. Но вино само по себе злом не является. Виноградное вино дано Богом, оно используется для Евхаристии. В Библии сказано: вино веселит сердце человека (ср.: Пс.103:15 ), и апостол Павел рекомендовал своему ученику Тимофею немного вина, ради желудка его и частых недугов (ср.: 1Тим.5:23 ). Сам Господь Иисус Христос употреблял вино на трапезах, вино было обязательной составляющей иудейских праздников. Вино в древности являлось основным напитком в Грузии, Греции, Иудее. Там не знали чая и кофе, и люди пили вино, разбавленное водой. Пили вино и в монастырях, где оно разрешалось даже в постные дни. У некоторых народов до сих пор сохраняется культура застолья, где вино — обязательный атрибут.

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

По штату при ней положены с 1885 г. священник, диакон и псаломщик. Жалование положено с 1893 г. священнику 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб. Другие источники содержания членов причта: добровольный хлебный сбор от прихожан: священника до 60 п., диакона до 40 п. и псаломщика до 30 п. Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле 2 каменных и 1 деревянный, построены тщанием прихожан. Дом для квартиры псаломщика построен в 1906 г. и составляет собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: построенная местным церковно-приходским попечиельством церковно-приходская школа, зданием каменная, крытая железом, 1908 г.п. при пособии от Св. Синода. Имеется амбар и каретник, изба бревенчатая и тесовый дровяник. Состояние домов: в удовлетворительном состоянии. Земли состоит усадебной вместе с погостом церковным 3 дес., пахотной 33 дес. 80 кв. саж., сенокосной 3 дес. 504 кв. саж., при речке Быстрице в расстояни 10 вер. от церкви, остальная земля в количествеве 36 дес. 80 кв. саж. Земли сии находятся в бесспорном владении церкви. Кроме сего, при речке Быстрице 0,41 дес. сенокосной земли. Качество церковной земли: среднее. Средний доход ею приносимый: обрабатывается самими членами причта. Надел священника приносит ежегодный доход до 60 руб.; диакона до 30 руб. и псаломщика до 20 руб. План церковной земли при речке Быстрице хранится в церковном архиве. План с усадебной и пахотной земли послан в 1904 г. в Вятскую духовную консисторию. Ближайшие церкви: Красного в 10, Кстинина в 8, Вяз 8, и Пасеговская в 9 вер. Опись церковного имуществп с 1885 г. Копии с церковных метрических книг с 1803 г. Исповедные росписи с 1802. Книги до церковного круга есть все. Имеющиеся в приходе школы: 1. Земское начальное народное училище при селе. Здание принадлежащее вятскому уездному земству и одворица на церковной земле в количестве 408 кв. саж. землю сию причт уступил на 12 лет с 15 сентября 1907 г., с разрешения Вятской духовной консистории. 2. Церковно-приходская школа 1-классная женская при селе. Церковная школа помещается в доме собственном. Книги, бумага и прочие учебные принадлежности высылаются бесплатно из Вятского уездного отделения, Вятского епархиального училищного совета.

http://sobory.ru/article/?object=34989

Но удивительное дело, – против православных церковно-приходских школ поведен был интеллигенцией и прогрессивной печатью систематический и столь жестокий и озлобленный поход, что одно это озлобление невольно заставляло видеть в этой борьбе что-то донельзя пристрастное, скрывающее свои настоящие побуждения и вместо них выставляющее, как маску, возражения общепедагогического характера. Казалось бы, что при любви к просвещению и при искреннем желании видеть как можно больше школ в стране, прогрессивные газеты должны были приветствовать решение церковной власти открывать при церквах школы. Взамен этого школа церковная слышала только одни нападки. В объяснение этого некоторые указывают на то, что школа церковная стала получать крупные отпуски от казны, которые могли бы пойти на усиление просветительной работы Министерства и земств. Но в первые 10 лет после своего восстановления церковная школа не получала никаких крупных отпусков 125 , а между тем нападки на нее в эти годы были даже значительно сильнее, чем в последующее время. Причина ненависти и клеветнической травли против церковной школы лежала в ее принципе: церковная школа поставила себе целью воспитание народа в духе сохранения церковности и государственности; она открыто объявляла себя противореволюционной силой. И вот она была объявлена знаменем реакции, учреждением ретроградным, врагом прогресса и просвещения. Во вражде к церковной школе объединились все противорелигиозные, противоцерковные, противогосударственные и противорусские, – все отрицательные элементы русского общества, все, что мечтало о разделении русской национальности, о господстве иноверцев, о государственном перевороте, о господстве социалистических и демократических идеалов, столь враждебных религии и церковности. Сюда присоединились российские либералы, в оппозиции правительству полагающие существо своих политических воззрений и часто сами не понимающие, чего им нужно, а также все, увидевшие в церковной школе опасного конкурента в школьном деле или опасавшиеся усиления влияния духовенства на народ и умаления своего собственного влияния и силы в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Сталкиваться с такими противниками нетрудно, так как у нас с ними одна общая точка зрения на предмет. Всякое же недоразумение не по существу предмета не имеет особенно важного значения. Каждое новое общественное учреждение, каждая новая система, как продукт ограниченного человеческого ума, не свободны от многих недостатков. Но недостатки бывают разные: есть недостатки коренные, существенные, это те, которые исправить или устранить нельзя, потому что они неразрывно связаны с самою основой предмета, с его идеей; но есть недостатки временные, не существенные, устранение коих есть дело времени и благоприятных к тому условий. Справедливое отношение к делу требует с нашей стороны строго различать эти недостатки. К сожалению, в жизни это требование справедливости почти всегда забывается: одними умышленно, ради кружковых, партийных целей, другими – по одному легкомыслию. По-видимому, временные, несущественные недостатки дела не могут быть причиной осуждения самого дела, но это только, по-видимому. На самом деле мы сплошь и рядом встречаемся с грубым, огульным отрицанием какого-либо дела или учреждения, причем на вид выставляются одни его поправимые недостатки. Вот, например, как один из самых сильных аргументов против распространения церковной школы употребляется указание на неточность официальных отчетов о состоянии церковных школ. «Такая-то школа показана существующею, а она существует только на бумаге». Слабость аргумента очевидна для всякого серьезно мыслящего человека. Если есть школы фиктивные, то ведь это указывает только на недостаток контроля над церковно-приходскими школами. Установите хороший контроль и фиктивности школ не будет места. Недостаток этот временный, зависящий от внешних причин. Все существующее недостатки в организации и распространены церковно-приходских школ являются результатом тех неблагоприятных условий, при которых эта школа возникла и должна была развиваться в первое десятилетие. Все указания на фиктивность школ, на косность духовенства, на те понудительные меры, которые употребляются для открытия школ – все это нисколько не подрывает самого принципа церковно-школьного воспитания народа, нисколько не говорит в пользу того, чтобы народная школа оставалась в руках интеллигенции.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/na...

Поусердствуйте, отцы и братие, ради церковного дела! Не забывайте, что духовное просвещение народа есть наша прямая пастырская обязанность, без выполнения которой или при нерадении о которой мы сами на себя навлекаем справедливый и Божеский, и человеческий суд. Новгород. 24 октября 1910 года Слово перед сбором пожертвований на церковноприходские школы 14 С тех пор как наша Русская Земля крестилась во святую христианскую веру, около приходской школы началась и грамотность. Священники, диаконы, псаломщики и другие под руководством священников и учили детей грамоте. Самая главная забота при этом была в том, чтобы через грамоту человек научился страху Божию, набожности, а после того добросовестно научился всему доброму и для жизни. Из рода в род, из века в век так это дошло и до нашего времени. Блаженной памяти покойный император Александр III обратил свое милостивое внимание на такую церковную школу для народа и повелел ее повсюду открывать, где будет в том нужда. За минувшие с тех пор 25 лет по всей России открыто более 40 тысяч церковных школ, из которых больше 600 числится и в нашей Новгородской епархии. Большинство из таких школ имеют и свои удобные помещения, устроенные преимущественно на жертвы местных жителей или добрых жертвователей. Теперь и учащие получают уже большее жалование, чем было доселе. А главная цель церковной школы и теперь осталась прежняя: прежде всего, научить ребенка страху Божию, набожности, совестливости, честности, трудолюбию, чтобы в жизни человек был хорошим христианином, семьянином, гражданином. Поэтому-то в церковной школе особенную заботу имеют о том, чтобы дети научились молиться, петь и читать молитвы, Евангелие, Псалтирь и другие набожные книги, читать и петь в церкви за служением. Ибо если научится человек с детства Бога помнить, то он и в жизни всегда под Богом будет ходить, а греха будет бегать, боясь Бога прогневить и погубить себя для вечной жизни. И вот такая-то добрая церковная школа народная теперь терпит большую нужду: в то время как земская школа получает полное содержание от казны и от земства, – церковная школа не имеет и малых средств на свое содержание, на отопление, на прислугу, на ремонт, на покупку карандашей, перьев, чернил, книг, бумаги и т.п., нужного в учении. Есть такие школы, которые испытывают крайнюю нужду и близки к тому, чтобы закрыться за неимением средств. Но если закроется где-либо церковная школа, то дети должны остаться без грамоты, ибо земство пока тоже не может открывать школы во всяком месте. А останутся дети без грамоты, – они и молитвам не научатся, а только лишь избалуются от безделья и без присмотра. Очевидно: от закрытия где-либо церковной школы будет не польза, а лишь один непоправимый вред. Поэтому все меры нужно приложить к тому, чтобы отстоять добрую и полезную церковную школу, не довести ее до закрытия по крайней бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

К последним спорам о судьбе церковной школы Бывший постоянным предметом спора и соревнования разных ведомств вопрос о народной школе теперь близится к окончательному своему разрешению. В Русской Православной стране самой основной и первой организацией будет, несомненно, возрождаемый православный приход. Приход и будет ближайшим хозяином народной школы. Православное же наше население и доселе охотнее получало земскую школу только потому, что земство не требовало от населения средств на содержание школы, прекрасно оборудованной тоже на народные средства, но собиравшиеся не попрошайничеством, а почти принудительным земским обложением. Церковная же школа всегда должна была прибегать к выпрашиванию особых средств у населения; это и раздражало крестьян против церковной школы. Объем же программ школы земской и церковной мало интересовал крестьян, да он и совершенно одинаков у них, вопреки всем лживым уверениям врагов церковной школы. Однако и при этом православное население деревни всегда любовно относилось к направлению церковной школы, научающей детей молитвам, чтению и пению в церкви; с любовью относилось оно и к учащим церковной школы, как лицам, несомненно, церковным по настроению и поведению (за неизбежными печальными исключениями), отличая их от учащих земских школ, среди которых значительно больше малорелигиозных лиц, что так разительно проявляется именно теперь по некоторым уездам епархии в отношении крестьян к земским учащим. Когда хозяином народной школы явится самоуправляющийся православный приход, то он непременно потребует от школы для своих детей именно того, что доселе хорошо давала церковная школа: церковного направления, обучения церковному пению и чтению, приучения к хождению в храм и к церковным обычаям. Таким порядком именно тип церковной школы и будет признан самим народом как самый желательный для него: народная школа будет в собственном смысле приходской. Исходя из всего сказанного сам собою напрашивается ответ духовенства и учащих церковной школы на естественный запрос теперь о судьбе церковной школы, которую непрошеные радетели народа бесповоротно решают передать в Министерство, не спросивши о том самый народ, о благе которого они будто бы стараются. Ответ этот может быть только один: церковная школа непременно должна существовать, обеспеченная одинаково с земско-министерской, как вполне народная и как отстоявшая свою самостоятельность среди самых трудных условий своего существования с самого начала своей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

В Тихвинском монастыре Екатеринославской епархии в 1885 г. школа была преобразована в параллельное отделение 1-го класса епархиального женского училища. В особых условиях находилось училище при Костромском Богоявленском монастыре: оно заменяло епархиальное. В числе воспитанниц были 24 стипендиатки. В училище преподавали: Закон Божий, русский язык, гражданскую и естественную историю, арифметику, педагогику, каллиграфию, черчение, рукоделие. Как уже отмечалось выше, с 5-го класса, по инициативе императрицы Марии Александровны, начиналось обучение по фельдшерскому курсу с практическими занятиями в аптеке, приемных покоях и больничных палатах в монастырской лечебнице 462 . Большой популярностью пользовалась школа в Московской Покровской общине сестер милосердия – 6-классная. Желавших поступить в нее в 1885 г. было 200 чел., принято же только девять 463 . В 80-е годы XIX в. при монастырях увеличилось число церковно-учительских школ. Целью таких школ являлась подготовка учителей для церковно-приходских школ. К числу таковых принадлежала открывшаяся в 1889 гг. при Петербургском Новодевичьем монастыре Свято-Владимирская учительская школа 464 . В 1889 г. при Владимирском Успенском монастыре была открыта женская рукодельная церковно-приходская школа для сирот и детей бедных родителей с тем, чтобы дать возможность самостоятельного заработка 465 . Церковно-учительские школы были созданы в Леснинском 466 , Леушинском 467 , Красностокском 468  и других, в основном миссионерских, монастырях. В 1895 г. выпускницы Виленского Мариинского училища стали получать диплом учителей церковно-приходских школ 469 . Программа основной массы школ при женских монастырях не выходила за рамки начального обучения: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, чистописание, пение, рукоделие. В 1883 г. насчитывалось 165 училищ: 55 – при мужских монастырях для мальчиков, 98 – при женских монастырях для девочек, 12 – при мужских и женских монастырях для совместного обучения. Из них 126 содержались исключительно на средства обителей. На полном монастырском обеспечении было 67 училищ, из них 48 для девочек (975 чел.) и 19 для мальчиков (252 чел.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010