4. ГЕРШЕНЗОН, Михаил Осипович — историк литературы и публицист. Родился в 1869 г. в еврейской семье. Поступив в 1889 г. на историко-филологический факультет Московского университета, работал по греческой истории и написал две работы: «Аристотель и Эфор» и «Афинская Полития Аристотеля и Жизнеописание Плутарха», напечатанные на средства университета. Оставлению его при университете для подготовки к профессорской деятельности помешало его вероисповедание. Статьями в «Филологическом обозрении» закончились занятия Гершензона по всеобщей истории, от которой он обратился к истории русской культуры. Особенностью его трудов в этой области является метод: автор исследует духовные движения не в их сплошной массе, а на типичных, хотя иногда второстепенных их представителях. Важнейшие результаты этого психологического изучения, основанного на первоисточниках и приведшего к самостоятельным выводам, изложены в ряде талантливых журнальных статей (в «Русской Мысли», «Вестнике Европы», «Мире Божьем», «Научном Слове», «Вопросах философии психологии» и др.). Отвергая — при нынешнем состоянии науки — самую возможность систематического построения истории литературы, Гершензон дал в области отстаиваемого им монографического изучения литературы и общественности ряд ценных трудов, в основу которых в значительной степени положены самостоятельно добытые новые материалы. Таковы: «П. Я. Чаадаев» (1908); «История молодой России» (1908); «Исторические записки» (1910); «Жизнь В. С. Печерина» (1911); «Образы прошлого» (1912). С особенной любовью исследует Гершензон мировоззрение и образы первых славянофилов, к философскому учению которых он примыкает. 5. БАУМЕЙСТЕР Ф. (1709–1785) — известнейший популяризатор лейбнице-вольфовской философии. 6. ДЕЖЕРАНДО, Жозеф-М. (1772–1842) — историк, религиозный писатель. 7. Из лицейских дневников Пушкина: (На Георгиевского) Предположив — и дальше На грацию намёк. Ну-с — Августин богослов, Профессор Бутервёк. 8. КОНДИЛЬЯК, Этьен Бонно (Condillac, Etienne Bonno de) (1715–1780), французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции. Родился в Гренобле (Франция) 30 сентября 1715. Его старший брат, аббат Мабли, был известным политическим мыслителем. Кондильяк был возведен в сан священника в 1740 и принял имя аббата де Мюро. Был избран членом Берлинской академии и Французской академии (1768). Философия Кондильяка называется сенсуализмом. Согласно этой теории, ощущения являются единственным источником знания, к ощущениям сводятся также мысли и воспоминания. Кондильяк был учеником Локка, одним из авторов французской Энциклопедии и другом Ж.Ж.Руссо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Милютина, вышедшую в 1859 и в 1861 гг. и не устаревшую до наших дней. Много материала по истории монастырских владений дают «писцовые» и «переписные» книги. Что касается истории монастырского быта, воззрений, характерных для монахов той или иной эпохи, то тут больше написано не историками Церкви, а историками литературы, — мы имеем в виду работы Порфирьева (по киевскому периоду), Петухова, Сперанского, посвященные общей истории древнерусской литературы. Специальные монографии приводятся в соответствующих местах в библиографии и примечаниях. В качестве справочников до сих пор используются труды митрополита Евгения (Болховитинова) и архиепископа Филарета (Гумилевского), а также упомянутая ранее книга Н. Глубоковского, правда, скорее как научное исследование, чем как источниковедческий труд. В области картографии монастырской колонизации и границ епархий до сих пор, можно сказать, не сделано практически ничего, хотя вопросы эти весьма важны; кое–что можно, однако, найти в работе Покровского. Историография по XIX в., особенно по его 2–й половине, очень фрагментарна. В качестве справочного пособия (персоналии и тематические статьи) определенное значение имеет незаконченное издание «Православной энциклопедии» (ПБЭ), хотя статьи в ней неравноценны в научном отношении. Следует также упомянуть «Русский биографический словарь» (РБС), который, например, при изучении XVIII и XIX вв. очень ценен как своей богатой библиографией, так и своим содержанием; выходил он не в алфавитном порядке, и некоторые буквы отсутствуют либо полностью («М» и др.), либо частично. При ссылке на это издание приходится указывать первое и последнее имя, включенное в том, и соответствующую страницу. Все сказанное здесь — лишь краткий источниковедческий и библиографический экскурс; сделан он, с одной стороны, чтобы помочь читателю, с другой — чтобы показать, как трудно собрать материал по некоторым вопросам. В перечне источников и научной литературы приводятся, разумеется, лишь важнейшие издания, дополнительные сведения со ссылками на специальную литературу даны в примечаниях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В пошивочном цехе обновлен ассортимент тканей, продолжается развитие вышивального участка, начат выпуск шитых жемчугом окладов на иконы. Создан новый участок по изготовлению иконостасов различной сложности и размеров, украшенных позолотой, с отделкой ручной и машинной резьбой, участок компьютерного моделирования и дизайна, где по желанию заказчика разрабатываются проекты иконостасов и храмовых интерьеров. Совершенствуется работа по выпуску икон типографским способом. Сотрудники предприятия фотографируют лучшие иконы в храмах и монастырях, а затем доносят до верующих красоту этих дивных образов. Несмотря на то, что в деятельности предприятия есть отдельные недостатки, надеюсь, что они усилиями тружеников “Софрино” будут устранены. Поддержка и развитие этого предприятия – наша общая забота. Ведь оно, отличаясь высоким уровнем профессионализма и производственной культуры, не только стало гордостью нашей Церкви, но и получило широкую известность во многих странах мира. VII. Издательская и информационная деятельность Говоря о книгоиздательской деятельности Русской Православной Церкви, можно констатировать, что количество публикуемой церковной литературы с каждым годом возрастает. Во многих регионах созданы православные издательства, активно осваивается наше духовное наследие: переизданы многие значительные труды святых отцов, русских богословов, церковных историков. Впрочем, издание святоотеческой литературы не может ограничиваться лишь репринтной перепечаткой переводов, сделанных в XIX веке: необходимо издавать новые переводы, а также современные монографии, посвященные отцам Церкви, где их учение излагалось бы живым современным языком, доступным широкому читателю. Оставляет желать лучшего и степень научной проработки некоторых богословских изданий. Хотел бы призвать тех, кто трудится в области православного книгоиздательства, обращать большее внимание на качество издаваемых книг, а не только на их количество. Рынок сейчас заполнен разного рода церковной литературой, но далеко не вся она находится на должном богословском, научном, духовном и эстетическом уровне.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

В. И. Ленин был бескомпромиссным атеистом и материалистом: «…Социал-демократия строит все свое миросозерцание на научном социализме, т. е. марксизме. Философской основой марксизма, как неоднократно заявляли и Маркс и Энгельс, является диалектический материализм, вполне воспринявший исторические традиции материализма XVIII века во Франции и Фейербаха (1-ая половина XIX века) в Германии, – материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии... Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 17, Об отношении рабочей партии к религии) «Большая Советская Энциклопедия» в статье «Атеизм» сообщала, что «После победы Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от религии Советского Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства. В СССР было создано добровольное общество «Союз воинствующих безбожников» (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета »Безбожник» (1922–41), журналы «Безбожник» (1925–41), »Атеист» (1922–30), «Воинствующий атеизм» (1931) и др. Выходят атеистические журналы »Наука и религия (с 1959) и «Людина i cbim» (»Человек и мир» с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, с.-х., культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введен курс " Основы научного атеизма. Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма. Современный этап коммунистического строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

поиск:   разделы   рассылка Российские специалисты по исламу не считают книгу Силантьева исламофобской Ведущие российские специалисты в области религии, опрошенные " Интерфаксом " , не считают исламофобской книгу Романа Силантьева " Новейшая история исламского сообщества России " . " Исламофобской эту монографию назвать нельзя " , – заявил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. " Безусловно, – добавил он, – книга очень информативна, хотя информация в ней не классифицирована. В ней есть какие-то вещи провокативного характера, но такая книга имеет право на существование " . В свою очередь эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгардт в беседе с корреспондентом агентства сказал, что " не встретил в книге Романа Силантьева выпадов против исламского вероучения или религиозных ценностей мусульман " . " На мой взгляд, книга, безусловно, заслуживает внимания, это хорошая исследовательская работа. Можно соглашаться или не соглашаться с рядом выводов или посылок автора. Но трудно назвать ее тенденциозной книгой " , – отметил Г.Энгельгардт. Он также выразил несогласие с теми, кто считает, что упомянутая научная монография способна посеять вражду между мусульманами и немусульманами. " Вражду разжигает не выход единичных книг, сколь бы скандальными они ни были, тем более если речь идет о научном исследовании, вышедшем ограниченным тиражом. Враждебность или хорошие отношения между христианами и мусульманами зависят от того, как ведут себя те и другие, от того, насколько развиты экстремистские тенденции в исламской среде " , – считает ученый. По его мнению, жесткую реакцию Совета муфтиев на выход книги Р.Силантьева, " скорее, можно уподобить реакции крупной компании на критику в адрес ее представителей " , так как многие факты, изложенные Силантьевым, могут не нравиться ряду функционеров СМР. Со своей стороны старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта " Энциклопедия современной религиозной жизни России " Сергей Филатов заявил, что " книга абсолютно не исламофобская " и что она " отражает реальное положение вещей " .

http://religare.ru/2_23499.html

Итогом этого колоссального научного труда является уникальное собрание статей, написанных на высоком научном уровне. Причем, должен сказать, что научный уровень энциклопедии растет по мере выпуска новых томов, то есть если посмотреть на первые тома, с буквами «А», «Б», «В», в них встречаются и довольно слабые статьи, написанные, может быть, учеными не первой категории, а все последние тома, по крайней мере, последние 20 или 30 томов, это, действительно, издания очень высокого уровня. Существуют примеры, когда статьи из Православной энциклопедии перепечатываются в качестве отдельных книг или брошюр. Например, была статья в томе на букву «И», посвященная Иерусалимской Православной Церкви . Эту статью у нас попросила Иерусалимская Православная Церковь, перевела на греческие и английский языки и издала в качестве отдельной брошюры. То есть у самой Иерусалимской Церкви не было такого издания, которое настолько бы объективно описывало эту Церковь. Е. Грачева: Может быть, экономичнее такую энциклопедию нашим чиновниками держать в электронном виде или она достойна исключительно того, чтобы стоять на полке? Митрополит Иларион: Электронная версия Православной энциклопедии существует, но ведь мы знаем, что электронный формат достаточно новый, к которому привыкли далеко не все. Многие совершенно сознательно от него отказываются или пользуются им только в ограниченных целях. Например, если у вас на полке стоит Православная энциклопедия, то вы в любой момент можете достать нужный том, прочитать нужную статью и получить вполне исчерпывающую на высоком научном уровне информацию по интересующему вас вопросу. Это касается и других подобного рода изданий, например, Большой российской энциклопедии. Кстати, хотел бы отметить, что у этих двух энциклопедий один главный редактор Сергей Леонидович Кравец , который начинал именно с Православной энциклопедии, а уже потом, когда государство увидело качество этого издания, он был приглашен в качестве главного редактора Большой российской энциклопедии.

http://patriarchia.ru/db/text/5016991.ht...

Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям осуществляется поддержка полиграфических работ, как вы уже слышали об этом, по изданию очередных томов «Православной энциклопедии». Это, как опять-таки уже было сказано, помогает поддерживать доступную цену на книги. Цена эта намного ниже, чем цена нашей светской энциклопедии. И тот факт, что удается поддерживать такую невысокую цену, в первую очередь, обуславливается государственной поддержкой на производство полиграфических работ. Выполняет свои обязательства и Министерство культуры, которое в этом году также сохранит централизованное приобретение по 17 500 экземпляров каждого тома (всего три тома). Я хотел бы поблагодарить Министерство культуры — это очень большая поддержка. Речь идет, конечно, и о финансах, но кроме того, это огромная поддержка для всех людей, которые проявляют интерес к сфере знаний, отраженных в «Православной энциклопедии». В общем, в этом году идет успешная плановая работа по всем утвержденным нашими Советами направлениям. Как я уже говорил, потенциал «Православной энциклопедии» весьма востребован, и мы сейчас думаем над тем, как этот потенциал мог бы реализовываться в некоторых иных проектах. В частности, одним из таких проектов должен стать современный православный Катехизис, который излагает основы Православного вероучения на современном научном уровне и современным доступным языком. Это очень важный проект. Сегодня все больше и больше людей открывают свое сердце и свое сознание навстречу тем истинам, которые предлагает Православная Церковь. Но интеллектуальная поддержка этого церковного послания отстает от потребностей современного человека. У этого отставания есть свои причины: десятилетиями в Русской Церкви не осуществлялось практически никакой богословской работы, был разрыв между светской образованностью, светской наукой и церковной наукой. Долгое время не издавались богословские и церковно-исторические труды высокого уровня. Сейчас этот разрыв преодолевается. И в частности, коллектив «Православной энциклопедии» состоит из светских и церковных ученых. Так что сегодня у нас есть возможность, привлекая этот потенциал, подготовить современный Катехизис. Катехизис — это изложение Православной веры именно в категориях, которые были бы понятны для современного человека и которые были бы не пастырского характера, не нравоучительного характера, а научно-богословского. Именно поэтому научно-редакционная работа и последующие издания Катехизиса нами поручаются Церковно-научному центру.

http://patriarchia.ru/db/text/1149679.ht...

3) В научном и общеречевом употреблении слово «иерархия» означает: а) расположение частей или элементов целого (какой-либо конструкции или логически законченной структуры) в убывающем порядке – от высшего к низшему (либо наоборот); б) строгое расположение служебных чинов и званий в порядке их соподчинения, – как гражданских, так и воинских («иерархическая лестница»). Последние представляют собой типологически наиболее близкую священной иерархии также трехстепенную структуру (рядовой состав – офицерство – генералитет). Лит.: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до IXab. М., 1905; Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906; Лебедев А. П. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907; МирковичаЛ. Православна Литургика. Први општи део. Друго изданье. Београд, 1965 (наасерб. яз.); Фельми К. Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 254–271; Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition/Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. – 2nd ed. London – New York, 1993 (Chap. IV: Ordination. P. 339–398). Архиерей АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus) – в языческих религиях – «верховный жрец» (таково букв. значение этого термина), в Риме – Pontifex maximus; в Септуагинте – высший представитель ветхозаветного священства – первосвященник ( Лев.3:4 ). В Новом Завете – именование Иисуса Христа ( Евр.4:14 ), не принадлежавшего к Ааронову священству (см. Мелхиседек). В современной православной греко-славянской традиции – родовое название всех представителей высшей степени иерархии, или «епископата» (т. е. собственно епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов). См. Епископат, Духовенство, Иерархия, Клир. Диакон ДЬЯКОН, ДИАКОН (греч. diakonos – «слуга», «служитель») – в древнехристианских общинах – помощник возглавляющего евхаристическое собрание епископа. Первое упоминание о Д. – в посланиях ап. Павла ( Филип.1:1 и 1Тим.3:8-13 ). Близость его к представителю высшей степени священства выражалась в том, что административные полномочия Д. (собственно – архидьякона) ставили его зачастую над священником (особенно на Западе). Церковная традиция, генетически возводящая современный дьяконат к «семи мужам» книги Деяний Апостольских (6:2–6, – совсем не названных здесь Д.!), в научном отношении очень уязвима.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-cerkovnay...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 18 ноября 2021 г. состоится конгресс «Российские теологические журналы: новые вызовы и перспективы развития» Тема конгресса — обсуждение особенностей развития и продвижения российских теологических журналов в международном научном пространстве МОСКВА.  Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) и Общецерковная аспирантура и докторантура анонсируют проведение 18 ноября 2021 г. первого в российском научном пространстве конгресса по развитию российских журналов по теологии. Основная тема конгресса — обсуждение особенностей развития и продвижения российских теологических журналов в международном научном пространстве, определение места российских журналов среди профильных зарубежных изданий, оценка достигнутых результатов и определение дальнейших путей развития. Основные вопросы: Регламент выступления до 20 минут. Заявки принимаются в электронном виде по ссылке: Срок регистрации: до 12 ноября 2021 г. Для справок Начальник отдела аспирантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры Паламаренко Евгений Викторович Тел.: +7 (495) 721-80-37 E-mail: aspirantura@doctorantura.ru Дискуссия своевременна и, исходя из актуальности тематики, принесет пользу всем участникам, дав новый импульс развитию теологии как отрасли научного знания и российским научным теологическим журналам!   Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10051263.html

356. Ответ на 353., Ник Ликашин: грех настолько вошел в мир, что мир погиб. Нет-нет, Игорь, здесь Вы ошиблись в Гегеле: Извините, у него по поводу Евенгелия так: сейчас не дословно, - грех, который вошел в мир, это не есть Мир Да, Гегель говорит о хитрости. Но, как на Канта есть Гегель, то на Гегеля есть анти-Гегель. Иначе Гегеля не понять. Гегель понимается анти-Гегелем. А вот анти-Гегель корректируется Священным текстом и научными данными (идеалом и опытом). Говоря о грехе погубившем мир, я говорю о Потопе, в котором погиб первый мир. О чем говорит и Апостол Петр: " Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его?Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом... " Поэтому и мы не должны говорить как те: " от начала творения все остается так же. " Это ложное утверждение. Потому, что творение и ныне не есть " так же " , хотя и содержится тем же Словом. То есть первый мир погиб в Потопе. Но Наука пока по этому вопросу - молчок. Пока. Есть куда развиваться Науке : целый мир оказывается упущен из внимания.... 355. Ответ на 352., Сергей Абачиев: Впрочем, что Вам это, если для Вас текст первых трех глав Библии всего лишь сказка для древних пастухов. Мой Вам совет: бросьте свои самодеятельные философствования месячишка на три и ПРОШТУДИРУЙТЕ классическую " Диалектику мифа " А. Ф. Лосева. Тогда более или менее будете понимать существенную разницу между сказкой и мифом. Между сказкой и мифом? А о единстве времени Вы так и будете ждать когда опытно откроют эту тайну? Да никогда опытно эту тайну не откроют: опыта не хватит. Эта тайна открывается посредством вложения опыта в умозрительную идею. Нет другого способа. А у эволюционистов идея такова, что является извращением истинной идеи, посредством опыта. Вы, эволюционисты, подчиняете идеальную, умозрительную идею опыту, а потом этой подчиненной идеей подчиняете чистую умозрительную идею,идеал - своей эволюционной идее. Вы, эволюционисты, губите истину ложной истиной. Настало время торжества истинной истины. И Наука идет по этому пути.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010