Издательский отдел Нижегородской епархии выпустит серию альбомов о русских Патриархах 25 апреля 2008 г. 17:14 По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия издательский отдел Нижегородской епархии приступил к работе по изданию альбомов о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея Руси, Патриархе Алексии I (Симанском) и Патриархе Пимене (Извекове). Возглавляет работу наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). С 14 по 18 апреля архимандрит Тихон и фотохудожник Владимир Алексеев были в командировке в г. Пскове где директор Государственного архива Псковской области В.П. Волкова любезно предоставила хранящиеся в фондах документы касающиеся жизни Патриарха Тихона. Так же отец Тихон ознакомился с фондом Уполномоченного по делам религии Псковской области, где были обнаружены документы 1949-1953 г.г., касающиеся жизни и деятельности в Псково-Печерской обители архимандрита Пимена (Извекова). 16 апреля отец Тихон и В. Алексеев посетили село Клин — родину будущего Патриарха Тихона и г. Торопец, где прошло его детство. В Торопце они посетили восстанавливающуюся Спасо-Преображенскую церковь, в которой служил отец Патриарха Тихона иерей Иоанн Белавин, и сохранившийся дом Белавиных, в котором в данный момент идёт формирование музея. Местному благочинному протоиерею Георгию Фролову архимандрит Тихон пообещал помочь архивными материалами. 17 апреля в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» по благословению Святейшего Патриарха Алексия архимандрит Тихон и В. Алексеев произвели пересъёмку документов из личного архива Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Сайт Вознесенского Печерского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396830.htm...

Патриарх Алексий наградил Игоря Фархутдинова (посмертно) Москва, 16 октября 2003 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий  посмертно наградил губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова орденом преподобного Сергия Радонежского, сообщает РИА " Новости " . Вертолет, на борту которого находились 20 человек - 17 пассажиров, в том числе сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов, и три члена экипажа, потерпел катастрофу 20 августа. Все пассажиры погибли. Медалью преподобного посмертно награжден главный санитарный врач Сахалинской области Евгений Папиренко. Как сообщили РИА " Новости " в церковно-научном центре Московского Патриархата " Православная энциклопедия " , в рамках празднования 10-летия Южно-Сахалинской и Курильской епархии высоких церковных наград удостоились также другие государственные и общественные деятели, оказавшие содействие епархии. В частности, орденом преподобного Сергия Радонежского (3-й степени) за активную помощь в строительстве Воскресенского кафедрального собора были награждены первый вице-губернатор Иван Малахов и мэр города Южно-Сахалинска Федор Сидоренко. Награды благотворителям Церкви от имени Патриарха вручил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. 16 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7876.html

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной профессора Игоря Чичурова 9 июля 2008 г. 21:05 В связи с кончиной выдающегося византолога, исследователя исторического наследия Древней Руси, профессора Игоря Чичурова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил соболезнование родным и близким ученого. Родным и близким И.С. Чичурова Выражаю сердечные соболезнования в связи с кончиной выдающегося византолога, исследователя исторического наследия Древней Руси, профессора Игоря Сергеевича Чичурова. Смерть Игоря Сергеевича стала серьезной утратой не только для Московского государственного университета, где покойный нес свое служение на протяжении многих лет, будучи заведующим кафедрой древних языков исторического факультета, но и для всей российской исторической науки, а также и для Русской Церкви, с которой Игорь Сергеевич был неразрывно связан. Он активно трудился в церковно-научном центре «Православная энциклопедия», курируя разделы, посвященные истории и современному состоянию Восточных Церквей. Его уважали, как талантливого преподавателя и специалиста высочайшего уровня в Свято-Тихоновском гуманитарном университете , где он заведовал кафедрой истории Церкви и канонического права, щедро делясь своими знаниями с православным студенчеством и воспитывая новое поколение церковных историков. Заслуги профессора Чичурова были оценены не только в нашем Отечестве, но и за его пределами, показателем чего явилось его избрание членом научного совета при Институте европейской истории права общества Макса Планка во Франкфурте-на-Майне, профессором Тюбингенского университета. Молясь о упокоении новопреставленного раба Божия Игоря, уповаю, что Всещедрый Господь по Своей неизреченной милости дарует ему вечное упокоение и ниспошлет всем скорбящим о его кончине утешение и укрепление в постигшей скорби. + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/433980.htm...

Среди иностранных учеников де Росси – о. Франц Ксавер Краус (1840–1901) 1791 , который стал главой католической ветви христианской археологии в Германии. Этого верного последователя своего учителя прозвали «немецким де Росси». Священник сначала в Трире, Краус два года изучал археологию в Риме, в 1872 г. возглавил кафедру истории христианского искусства в Страсбургском университете, с 1878 г. был профессором кафедры истории Церкви в Университете Фрайбурга-в-Брайсгау. Здесь Краус создал первый Университетский институт христианской археологии, издавал Энциклопедию христианской археологии 1792 , опубликовал книгу «Подземный Рим», всецело основанную на трудах де Росси 1793 . Кроме того, он изучал катакомбы вне Рима, в том числе иудейские. В программной речи «О понятии, объеме и истории христианской археологии и значении изучения памятников для исторического богословия» (1879) Краус сформулировал свое понимание задач христианского искусства: «Искусство есть и остается сестрой или, если оно того пожелает, дочерью религии». Как и большинство археологов своей эпохи, Краус рассматривал христианскую археологию как вспомогательную историческую дисциплину для истории Церкви 1794 . Среди римских археологов католического направления κ. XIX – 1-й пол. XX в. выделяется масштабная фигура Йозефа (Джузеппе) Вильперта (1857–1944) 1795 . Уроженец Силезии, священник с 1883 г., Вильперт в 1884 г. прибыл в Рим и проработал здесь до конца жизни. Он специализировался в области христианской археологии в немецком религиозно-научном центре Сатро Santo Teutonico («Немецкое кладбище») в Ватикане. С 1903 г. Вильперт – апостолический протонотарий, в 1926–1936 гг. – профессор кафедры иконографии в Папском институте христианской археологии. Его часто сопоставляют с де Росси, анализируют сходство и различие их подходов 1796 , обсуждают вопрос о том, можно ли считать Вильперта «простым учеником» в школе де Росси, который продолжал линию мэтра, как, например, Марукки 1797 . Безусловно, он принадлежал к той же католической традиции, что и де Росси, но сознательно следовал апологетическому подходу, ставя науку на службу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известный тенор Давид Гвинианидзе откроет шестую акцию в поддержку детей, больных раком 7 февраля, 2012. Новостная служба Цель акции – сбор средств для лечения 15-летнего Глеба Яговдика из Таджикистана, который болен анапластической эпендимомой правой лобно-теменной области головного мозга. 7 февраля. ПРАВМИР. 9 февраля 2012 года в 15.00 известный тенор, Президент Фонда «Таланты мира», Давид Гвинианидзе откроет шестую благотворительную акцию в поддержку детей, больных раком, «Дорогою добра. С надеждой по жизни». Цель акции – сбор средств для лечения 15-летнего Глеба Яговдика из Таджикистана, который болен анапластической эпендимомой правой лобно-теменной области головного мозга. Для повторной лучевой терапии в Российском научном центре рентгенорадиологии необходимо собрать около 200 тысяч рублей. Акция пройдет накануне Всемирного дня онкобольного ребенка, который отмечается 15 февраля. Давид Гвинианидзе исполнит несколько произведений, расскажет о благотворительных проектах фонда «Таланты мира», в том числе посвященных 400-летию Дома Романовых, и пригласит всех желающих участвовать в этих проектах. Давид Гвинианидзе как исполнитель с успехом выступает на сценах многих оперных театров мира. Он является обладателем многих российских и международных наград, среди которых – золотая медаль «За меценатство», золотая медаль Международной ассоциации «Знание» «За вклад в развитие культуры», орденский знак «Рубиновый крест славы», памятный знак «Человек тысячелетия». Имя Давида Гвинианидзе занесено в энциклопедическое издание «Люди XXI века». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/izvestnyj-tenor-david-...

Т.е. тогда Господь просто попускает, как сказано в Священного Писании, а если кто заблудился и впал в грехи и упорствует, не хочет увидеть эти грехи, не хочет от них отойти, пусть будет предан сатане. Т.е., пожалуйста, пусть делает, что он считает нужным делать. Вот когда он намучается, и плоть его намучается, и душа намучается вот в этой самости его, когда он увидит, что он разрушил все вокруг себя. Не дай Бог, чтобы это случилось поздно, когда уже ничего не вернешь, вот когда он намучается, пусть он тогда увидит, куда он упал, попал, пусть вернется и попросит Бога, чтоб Господь его опять принял, вернул и дал ему сил и возможности жить. Так что тут те, кто обижаются на Бога, так говорят, что это попускаются мне какие-то невзгоды, что это не Бога, а сатана. Нет, сатана над нами не властен, он просто может нас искушать и предлагать нам ложные пути. Вот это да. А дать нам болезнь с нуля он не может, потому что сатана не равен Богу, сатана это извращенное творение Божие. А Бог – это Творец всего мира, Промыслитель, Начало и Конец всего бытия. К. Терёхина: И Преподобный Никодим говорит, что чем сложнее это искушение, попускаемое Господом, тем более он желаемо для стяжания совершенства. И он пишет, что больше пользы духовной будет человеку, если он претерпевает какие-то искушения от дорогих и близких людей, чем от случайно сложившейся ситуации. Как вы думаете, почему происходит так? Иг. Исидор (Минаев): Ну, это больней бьет. Потому что когда близкие дорогие люди тебе относятся, так или иначе, это очень чувствительно. Потому что, ну, что прохожий или случайный знакомый, это очень быстро уходит из сердца, мы даже порой не успеваем зафиксировать. А вот когда человек все-таки близкий, родной, дорогой тебя оставляет, или предает, или ставит тебе какой-то ультиматум, это очень сильно действующий, скажем, хирургический метод. А вот человек случайный, побочный – это еще терапевтический метод. Видимо те люди, которые серьезно уже погрузились в страсти свои и греховную жизнь, для них уже только хирургия возможна. Причем такая, знаете, я возвращаюсь к военной тематике, полевая хирургия. Не когда в как-то таком комфортабельном научном медицинском центре, где и анестезия шикарная и компьютеры подключены. А вот прямо там еще бомбят в 20 км, рядом идет бой, снаряды рвутся, а вот здесь в грязной палатке хирурги одного за другим режут без наркоза, как это было и в Отечественную войну и еще раньше. Вот, видимо, люди до такой степени доходят, что их только можно вот таким способом врачевать. И вот эти как раз невзгоды, полученные всякие печали от своих именно близких людей – это есть именно такой серьезный, действенный способ исцеления личности человека.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОВЧЕВА Мария Атанасова (род. 14.05.1959, Средец, ныне Бургасская обл.), болг. филолог-медиевист, лингвист, текстолог, доктор филологических наук, историк слав. средневек. лит-ры и книжности. В 1982 г. окончила филологический фак-т Софийского ун-та по специальности «болгарская филология», в 1987 г.- аспирантуру Ин-та болгарского языка Болгарской АН (науч. руководитель Е. Дограмаджиева). В 1990-1991 гг. сотрудник б-ки Болгарской АН, в 1991-1993 гг.- Ин-та болг. языка Болгарской АН. С 1994 по 2009 г. работала в Кирилло-Мефодиевском научном центре при Болгарской АН. В то же время преподавала старослав. (древнеболг.) язык на филологическом фак-те Софийского ун-та. С 2009 г. старший научный сотрудник Ин-та лит-ры Болгарской АН. В Софийском ун-те защитила докт. дис. «Солунский Октоих - среднеболгарский памятник кон. XIII в.» (1999, опубл. в дополненном виде в 2004). Научные интересы Й. сосредоточены в области гимнографического творчества учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изучения древнейших слав. акростихов, истории богослужения и богослужебных книг (в первую очередь Октоиха и Миней) в Болгарии со 2-й пол. IX до 2-й пол. XIV в., слав. месяцеслова, переводной лит-ры и культов зап. святых в средневек. слав. мире (прежде всего в Болгарии) и др. Й. открыла и опубликовала (параллельно, но независимо от российской исследовательницы О. А. Крашенинниковой) произведения обширного гимнографического цикла св. Климента Охридского в составе Октоиха (Новооткрити химнографски произведения на Климент Охридски в Октоиха//Palaeobulgarica. 1999. Год. 23. 3. С. 3-30; Акростихът в старобълг. канон за Св. Троица като свидетел за произхода на творбата//Црквене cmyдuje. Ниш, 2005. Год. 2. Бр. 2. С. 299-312; Осмогласният цикъл канони и стихири на Климент Охридски за първоапостолите Петър и Павел//XXXI научна kohфepehцuja на XXXVII семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура (Охрид, авг. 2004 г.). Ckonje, 2005. С. 125-135; Древнеслав. Октоих: Реконструкция его состава и структуры//Liturgische Hymnen nach byzantinischem Ritus bei den Slaven in ältester Zeit: Beitr. einer intern. Tagung. Paderborn, 2007. S. 50-73).

http://pravenc.ru/text/1238015.html

После окончания университета в 1961 году Аверинцев поступил в аспирантуру. В это же время появляются его первые энциклопедические статьи в Краткой литературной энциклопедии. «Августин», «Боэций» – читателям открывались целые миры, ранее недоступные. В 1967 году Сергей Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию «Плутарх и античная биография: к месту классика жанра в истории жанра». Появление этой работы стало настоящим событием в научном мире, а ее автор оказался в центре культурного процесса страны (а во многом задал новые – как сказали бы сейчас – тренды этого процесса). Удивительно, но научная работа, исследующая феномен «перекрестка» «римской и греческой традиций, гуманистической трезвости и почтения к традиционной мифологии», в 1968 году была отмечена премией Ленинского комсомола. Эта регалия с именем «вождя пролетариата» на долгое время станет для него фактором неприкосновенности от идеологических «заискиваний» со стороны советских надзорных органов. «Ранний успех Аверинцева, – писала Ольга Седакова, – напоминал сюжет Андерсена: странный, «чужой», преследуемый своими одноклассниками мальчик становится любимцем общества, его гордостью, властителем дум, “нашим Сережей”!». Манифест на Воробьевых горах В 1969 году в стране Советов начинается «тихая», профессорская контрреволюция в отдельном взятом вузе – Аверинцев начинает читать на историческом факультете МГУ свой курс по византийской эстетике. Формально, в глазах бюрократии, все это было о прошлом и о соотношении форм и содержания. Но на деле кандидат филологических наук, лауреат премии Ленинского комсомола открыто – с трибуны! – говорил о Боге. Ольга Седакова: «Трудно вообразить себе тот резонанс, который вызвали эти лекции, вводящие не столько в «эстетику», сколько в общие основы святоотеческого богословия, из которой излучалась вся вселенная огромной христианской культуры: без преувеличения, это был культурный, духовный и гражданский взрыв – и праздник». Сергей Аверинцев Кто только не приходил на лекции Аверинцева – студенты, литературоведы, историки, семинаристы, академисты. Слушателей, не вместившихся в аудиторию, приходилось размещать в соседних кабинетах и использовать громкую связь. Порой Аверинцев сам не мог пробиться к трибуне лектора среди толпы желающих его послушать в университетских коридорах.

http://pravmir.ru/sergey-averintsev-myi-...

17. Вопрос: Что производит в душе гордость? Укажу на очень важное духовное наблюдение: “Враг пал гордостью. Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными” (архимандрит Софроний (Сахаров). Из книги “Старец Силуан Афонский”). 18. Вопрос: Можно ли привести к больному в психиатрическую больницу священника? Духовное окормление у священника в условиях больницы вполне возможно. Все зависит от желания больного и его психического состояния. 19. Вопрос: Имеются ли больничные храмы в психиатрических лечебных учреждениях? В последние годы по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных храмах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном Центре Психического Здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя св. мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. Этой проблеме был посвящен ряд очень полезных встреч в издательском отделе Московской Патриархии. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров. Этой теме был посвящен пастырский семинар, проходивший в Свято-Даниловом монастыре в начале 1997 года.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-...

Согласно древнему монастырскому преданию, однажды к иконе подошел юноша и принялся что-то невнятно бормотать. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам-инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и благочестивой жизни. Образ Божией Матери «Все-царица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица» имеет и благодать исцеления больных раком — страшнейшей из болезней современного человечества. Первый список с древней иконы «Всецарица», специально изготовленный афонскими монахами, был доставлен в Россию в 1995 году: он был привезен в Москву и ныне находится в храме Всех святых, что в Красном Селе. Первыми испытали действенность молитвенных прошений пред этой иконой пациенты детского отделения Онкологического центра на Каширке — многие из них получили исцеление. Позже были сделаны и другие списки, которые ныне распространились по всей России. В Москве чтимый список имеется также в Новоспасском монастыре, под Москвой — в Серпуховском Владычном Введенском монастыре. Такие списки есть и в других епархиях — в Екатеринбургской (Свято-Троицкий монастырь в селе Тарасково), Псковской (храм иконы Божией Матери «Всецарица» села Логовино). В последние годы развернулось активное строительство храмов и часовен в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больницах и хосписах. Так, в Москве есть такой храм при Научно-исследовательском онкологическом институте им. П. А. Герцена и храм-часовня при Центральной клинической больнице 2 им. Н. А. Семашко; в Санкт-Петербурге построено две часовни: одна — на Каменном острове при городской онкологической больнице, другая — за городом, в поселке Песочное-Графская (в Российском научном центре радиологии и хирургических технологий); в Вятке храм в честь этой иконы открыт при областном клиническом онкологическом диспансере, а в Краснодаре не только выстроен такой храм на территории краевого онкологического диспансера, но в 2005 году на его основе создан женский Всецарицынский монастырь.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010