Еще менее мы знаем ο Тверском пении, хотя там были свои творцы пения. Особенность Тверского пения была там самостоятельная; но, по присоединении Твери к Москве, она начала исчезать и слилась с Московским. Великою задачею для Историка будет: определить круг Московского пения, доказать его самостоятельность и раскрыть влияние на Россию. Суздальское пение состояло из Греческого. В нем преимуществовало пение столповое, нередко перемешанное с путевым. Можно ли признавать его за особенное, самостоятельное пение, еще решить пока невозможно. Нотные книги Суздальского письма считаются у нас чрезвычайною редкостью. Черниговское пение имеет своим основанием Греческий столповой напев. Киевское пение давно проникло в Чернигов, а с ним вместе исчезла и самостоятельность Черниговского. Изследовать его историческим путем мы не имеем данных, потому что старых Черниговских нотных книг не видно в наших библиотеках. Белорусское пение заключает в себя Болгарский и Киевский напевы. История его начинается с XV столетия. Первым творцом Белорусского пения считается Митрополит Григорий Цамблак. Это пение имеет свой обиход. В нем есть местные напевы: Виленский Святодуховский, Супральский, Почаевский, Смоленский. В начале ХШ столетия там был принят из Галиции Львовский обиход, так что во второй половине он был введен повсюду. Этому способствовали печатные издания. И. Сахаров. 1849 г. (Из Журнала Мин. Нар. Просв. , Μ. и 8. ) 20 Указание ο начертаниях древних крюков взяты из Рукописей, находящееся в Румянцевском Музеее. См. Катал. Востокова, 422. 21 Алипиус насчитывает музыкальных звуковьу Греков до 1620. Руссо в своем музыкальном словаре издал таб. шцу ног Диатонического рода вЛидийском тоне. Оду Пиндарову с азбучными нотами, см. в книге История музыки. С. Пб. 116, 1833. , стр. 21, где она приобщена в снимке. У Алипиуса представлено изменение одной Греческои буквы П в 5–ти видах: П, U, [ , ] , Г). Перш насчитывает только 90, из коих половину относит для голоса, a другую для инструмеыта. Bonpoc ο Гречсских знаках доселе не решен. .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Видя такое энергическое содействие правительства делу унии, многие из бывших противников ее, во главе с самой влиятельной из них – партией ново-лютеран, изменили тактику и перешли на сторону поборников унии, понимая последнюю в более широком и свободном смысле слова. Так, по поводу записки берлинского совета, узаконивающей унию, Генгстенберг, глава ново-лютеранской партии и прежде ярый противник унии, выступает в своем органе («Evangel. Kircheu-Zeituiig») с целым рядом обширных статей, в которых одобряет унию, поскольку она совершается без стеснения или ограничения вероисповедных особенностей. «В оправдание законных стремлений евангелической унии, – писал он в заключение своих статей, – мы приведем те указы пятидесятых годов, которыми определяется характер унии, именно, от 31 октября 1850 года, 10 июня и 27 октября 1851 и 6 марта 1852 годов. В этих указах определенно говорится, что уния не ведет к переходу из одного вероисповедания в другое, еще менее к образованию нового исповедания; правительство евангелической церкви должно охранять самостоятельность лютеранского и реформатского исповедания. Верховный церковный Совет должен управлять евангелической церковью в ее совокупности, представляя в себе полномочное право отдельных исповеданий. Посему, он должен охранять все учреждения, основывающиеся на этом праве 55 . Отсюда ясно, что Генгстенберг, склоняясь в пользу унии, в то же время отстаивает самостоятельность протестантских вероисповеданий, а на унию смотрит, как на своего рода теологический компромисс, или еще лучше – церковно-политический договор. Противоположный этому взгляд на унию выразил Шенкель, известный политико-церковный агитатор и главный апологет строго-унионистского движения. По поводу записки берлинского совета он также издал специальную брошюру под заглавием: «о современном положении протестантской церкви в Пруссии и Германии». По его мнению, необходимым условием протестантской унии должно быть поставлено то, чтобы все члены ее отрешились от своего догматического и традиционного наследства, заключающегося в их символических книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Согласно штатам 1764 г., епархии были подразделены на три степени, но титулование иерархов не было при этом регламентировано. С отменой деления на степени в 1867 г. титул митрополита закрепился за епископами Киева, Москвы и Петербурга, тогда как архиепископский сан с этого времени перестал быть связан с определенными епархиями, превратившись в личное отличие епископов. «Духовный регламент» в статье 13 устанавливал: «Да весть же всяк епископ, каковый он ни есть степенем, простой ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному коллегиум, яко верховной власти, подчинен есть, указов онаго слушать, суду подлежать, и определением его довольствоваться должен». С течением времени укреплялась власть обер–прокуроров, все более влиявших на избрание епископов и на управление епархиями. Теперь епископам приходилось считаться не только с мнением членов Синода, но и с воззрениями обер–прокурора. Сложившееся положение очень верно характеризует А. М. Иванцов–Платонов в работе 1882 г.: «Один прокурор более любит и выдвигает на первый план епископов светских, близких к обществу (граф Д. А. Толстой. — И. С.); другой — аскетов и простецов (граф А. П. Толстой и отчасти Победоносцев. — И. С.). Один преимущественно уважает ученость, а другой — бескнижную простоту. Один желал бы, чтобы в епископах больше было консерватизма, другой — либерализма. Один требует, чтобы епископы были лишь покорными исполнителями его предначертаний, а другой желал бы насильственным же внушением более пробудить в них самостоятельность и энергию. Удивительно ли, что представители Церкви все более и более теряют при этом самостоятельность и энергию и что вообще эти качества в жизни церковной не только с каждым столетием или полустолетием, а может быть, с каждым десятилетием слабеют и слабеют!»  Еще в XVIII в. епархии были почти не затронуты властью обер–прокурора. Епархиальный архиерей, исполнявший свои обязанности в согласии со взглядами собратий в Святейшем Синоде, имел возможность в случае конфликтов с государственной властью — конечно, отнюдь не всегда — рассчитывать на их поддержку, в особенности если дело касалось канонически обоснованных границ епископской власти. В XIX в. в связи с усилением власти обер–прокуроров ситуация в епархиях совершенно изменилась, в особенности же с тех пор, как в самих епархиальных управлениях у обер–прокуроров появились личные уполномоченные в лице консисторских обер–секретарей. Теперь епископ находился под постоянным контролем, так что о самостоятельном церковном управлении практически не могло быть и речи. Оппозиция обер–прокурору в Святейшем Синоде приводила, как уже говорилось (§ 9), к возвращению строптивого архиерея в его епархию, причем он мог быть уверен, что его дальнейшая карьера будет затруднена  . Более серьезное сопротивление каралось увольнением на покой. У Протасова и Победоносцева излюбленным средством острастки архиереям были частые переводы их с одной епархии на другую  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Еще в самом начале деятельности особого присутствия, не только в журналистике, но и в губернских присутствиях поднялся вопрос о сокращении приходов и состоящих при них причтов, в виду неравномерного распределения приходов во многих епархиях, а также и выработке нормы прихода, как по пространству, так и по численности населения 166 . Все эти теоретические предложения делались с целью улучшения материального положения духовенства, и в этих видах предполагалось упразднить малые, а потому и бедные, приходы, и присоединить их к другим приходам, которые от такого присоединения должны усилиться и получить возможность дать духовенству приличное содержание. Мысль эта хотя и родилась по похвальным побуждениям, но сама по себе она не глубокая, так как изобличала в авторах плохое знание природы прихода, рождающегося из недр религиозно-общественных потребностей данной церковной общины, а потому не могущего подчиняться бюрократической регламентации. Кроме того, надо заметить, что при осуществлении этой мысли на практике, она, очевидно, требовала принесения в жертву как интересов многочисленного причта, оставшегося за штатом вследствие такого сокращения, так и интересов прихожан, которые по понятным причинам могли стремиться к удержанию самостоятельности своей приходской общины, а главное, к сохранению самостоятельности своего храма для отправления в нем богослужения. Наконец, нельзя не указать, что это предложение об увеличении средств духовенства в новообразованных обширных приходах, чрез слияние с малыми приходами, могло повлечь за собой существенный разлад в православном обществе. Именно, авторы упомянутого предложения мало обратили внимания на самый важный вопрос в этом деле, т. е. совпадает ли такая реформа с желаниями и потребностями тех прихожан, к которым причислялись прихожане упраздненных приходов? Между тем решение этого вопроса в положительном смысле являлось самым важным обстоятельством для успеха такой реформы, так как прихожане являются главными плательщиками в пользу духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

[Видео] Протоиерей Алексий Уминский: Когда подростки уходят из Церкви… Мне приходилось много раз видеть этот тяжелый, трагичный момент. Дети из православной семьи, закончившие православную школу, и вдруг с ними как-то нехорошо бывает: человек себе какую-то татуировку сделал, курит, пьет, попал в какие-то дурацкие компании. 22 декабря, 2011 Мне приходилось много раз видеть этот тяжелый, трагичный момент. Дети из православной семьи, закончившие православную школу, и вдруг с ними как-то нехорошо бывает: человек себе какую-то татуировку сделал, курит, пьет, попал в какие-то дурацкие компании. Он сказал, что больше не пойдет в храм… Дети верующих родителей, получившие церковное воспитание, иногда полностью отходят от храма. Почему? Что делать? На вопрос отвечает протоиерей Алексий Уминский, духовник Свято-Владимирской гимназии. Читайте также результаты исследования:  6 причин, по которым молодые люди уходят из Церкви Некритическое мышление Подросток превращается в юношу. Но при этом вырасти-то он не может — ему не знакомо чувство ответственности, у него нет никакой самостоятельности. В какой-то момент он вдруг начинает быть очень управляемым со стороны – но уже не родительской. Родители пере-воспитали, дали слишком много заботы, так много все время делали за него, все решали за него, в том числе в вопросах веры, в вопросах молитвы, но не дали самостоятельности, не научили принимать правильные решения самостоятельно.. Он уже взрослый человек, он окружен совсем другими людьми и от родителей хочешь не хочешь отдален — институтом, новыми друзьями… Родители кормят, одевают, продолжают давать деньги, но основное влияние на него оказывает то общество, в котором он сейчас находится. И он, так же, как подчинялся тому церковному обществу, в котором был до этого, так же спокойно подчиняется тому обществу, в которое попадает сейчас. У юноши не сформировано критическое мышление. Оно не было сформировано в детстве. Ребенок воспринимал хорошие вещи, но не критически. Поэтому он ничего своего в православии не имел. И не имеет до сих пор, потому что все, что он имел, было ему дано. А он это принял без рассуждений, без переживаний, без внутреннего трагизма. У него не было моментов, когда бы он понимал, что вера — это его личная ценность, его личное сокровище. И поэтому так легко вдруг начинает слушать совсем другие вещи. Они тоже для него не становятся ценностью, вытесняя прежние вещи.

http://pravmir.ru/podarit-podrostku-svob...

Такие видения и откровения, факты прозорливости и предведения будущего яснее всяких доказательств свидетельствуют о самостоятельности души и ее особой, отличной от тела, природе. Здесь душа то совершенно отрешается от своей чувственной оболочки и воспаряет к сверхчувственному, то воспринимает в себя веления Высочайшего Существа, как родственная Ему по своей духовной природе, то преодолевает бремя своих внешних чувств и ограниченности, прозревает в далекое будущее и постигает глубокие тайны души человеческой. А дар чудотворений не есть ли разительное доказательство того, что душа наша выше чувственного и не только чужда ему по своей природе, но и господствует над ним, изменяя законы, руководящие природою. Эти особенные факты духовной жизни были свойственны святым отцам в такой степени, что церковные песнотворцы в церковных канонах не без основания именовали их «богоглаголивыми, богомудрыми, гуслями св. Духа и даже богодухновенными» 340 . Душа может действовать и независимо от тела, вступая подчас с ним в борьбу, как с чем-то для нее враждебным и чуждым. Этот важный факт свободы души человеческой служит также доказательством самостоятельности ее и независимости от тела, каким пользуются святые отцы в своих творениях. Рассуждая о свободе души человеческой, Ориген с особенною силою выясняет тот замечательный психический факт, что душа не всегда безусловно подчиняется влечениям плоти, а может, если захочет, действовать совершенно самостоятельно, свободно избирая ту или иную деятельность, а подчас вступая в борьбу с ними, как с чем-то совершенно ей враждебным 341 . В свободе души отцы церкви усматривают самое существенное отличие человека от животных. «В том и состоит преимущество человека пред неразумными животными и пред неодушевленным творением, замечает св. Ириней, что он доброе может познавать, избирать, любить, исполнять, словом, может быть причиною своих действий 342 . Свободною волею человек превосходит даже самого диавола, которого может побеждать 343 . В уменьи пользоваться ею Ориген усматривает основание различия духов по их достоинству 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Согласно желанию папы, первым - с 30 сентября по 31 октября - обсуждался проект конституции " О Церкви " (De Ecclesia). 30 сентября членам Собора был представлен текст, принятый к обсуждения большинством голосов 2 октября. Проект содержал ряд дискуссионных моментов, таких как вопрос об учреждении женатого диаконата , введение в конституцию учения о Деве Марии , вопрос о роли мирян в жизни Церкви. Восстановление диаконата как постоянного института священства, вызванное нехваткой священнослужителей, возражений не встретило. Допущение женатого диаконата, несмотря на критику, было утверждено. 3-я глава, обсуждавшаяся 16-25 октября, касалась роли мирян в Церкви и во многом основывалась на разработанных " прогрессистами " тезисах о широкой самостоятельности мирян, подчеркивала значение их миссионерства (апостолата), указывала на сопричастность священническому служению. В свою очередь " интегристы " выступали против предоставления мирянам широкой самостоятельности и настаивали на сохранении принципа их безусловной подчиненности иерархии в церковных вопросах. Основная дискуссия развернулась 4-16 октября по поводу 2-й главы документа - о коллегиальности епископата . В тексте содержалось внесенное " прогрессистами " утверждение, что все епископы, будучи преемниками апостолов , образуют единую епископскую коллегию, которая обладает правом управления Вселенской Церковью совместно с Римским понтификом . Одновременно утверждалось право национальных епископских конференций осуществлять коллегиальное управление всеми епископствами, относящимися к данной конференции. Поскольку формулировка учения о епископате изначально рассматривалась в контексте развития учения I Ватиканского Собора о примате папы , догматическое введение коллегиальности епископата приводило к фактическому ограничению власти папы, который ставился в зависимость от коллегии епископов, против чего выступили соборные " интегристы. " Большинство Собора высказалось за закрепление тезиса о коллегиальности, но недовольство значительной его части вынудило Совет президиума снять с обсуждения текст документа и отправить его на доработку.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Возвращаясь к описанной ситуации — если это не церковный брак, то, конечно, он обречен. Месяцем раньше они разойдутся, или месяцем позже — это не имеет значения. А для чего им жить вместе? Для нецерковного человека ради чего это все терпеть? Можешь спокойно взять, развернуться, и через месяц еще попробовать семью создать. А потом еще. И так, пока не устанешь. Можно им только посоветовать, чтобы они пришли в храм, к батюшке, который помог бы им выстроить отношения на основе истинной любви. Вышел в свет новый номер православного журнала для родителей «Виноград». Самостоятельность в ребенке зарождается очень рано. Как поддержать ее развитие? Сложно ли научить планировать свое время? Как воспитать в детях привычку отвечать за свои поступки? Что значит самостоятельно мыслить? «Научить ребенка самостоятельности» — тема нового номера «Винограда». Читайте в журнале: — Как научить детей самостоятельности? Советы родителям. — Чувство юмора. Как воспитать в ребенке эту важную способность? — Выстраиваем отношения с родственниками супруга (и). — Кругосветка Александра Грина. К 130 –летию со дня рождения. И многое другое в журнале для родителей «Виноград»! ПОДПИСКА НА «ВИНОГРАД»: Словарь Правмира — Любовь Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2023 9 марта, 2023 20 февраля, 2024 14 февраля, 2024 13 февраля, 2024 6 августа, 2023 8 июля, 2023 23 мая, 2023 22 марта, 2023 9 марта, 2023 9 марта, 2023 20 февраля, 2024 14 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/lyubov-proxodit/

«Не хочу в храм»: каприз или взросление? С механизмом идентификации парадоксальным образом связан механизм обособления, суть которого в отстаивании ребенком своей индивидуальности, в желании выделиться из числа других. Уже в раннем детстве сами родители порождают эту способность, когда организуют ситуации, в которых малыш должен действовать самостоятельно: закрыть дверцу шкафчика, отнести тарелку в раковину, застегнуть ботиночки и т.д. Они говорят: «Сделай сам». И скоро уже ребенок твердит: «Я сам!» Психологи даже описали один из первых в жизни человека возрастных кризисов, назвав его «Я сам», или «кризис трех лет». Описаны и предкритические «симптомы»: интерес к своему изображению в зеркале, заинтересованность своей внешностью, интерес к нарядам у девочек, желание быть успешным у мальчиков, острые реакции на неудачи и неуспех. Если вы заметили подобные особенности у своего малыша, это не грех тщеславия или гордости – это приближающийся кризис, один из наиболее острых в жизни человека, и поэтому надо быть готовым к последующим симптомам. Ребенок становится упрямым, строптивым, проявляет негативизм, когда отказывается выполнять любые требования взрослого или действует наоборот (даже если сам того не желает), проявляет своеволие, обесценивает то, что раньше было дорого: может начать ругаться, обзывать родителей, становится деспотичным и протестующим. Эти особенности поведения могут проявиться не только в отношении родителей или братьев и сестер, но и в отношении веры и всего, что связано с церковной жизнью. Однако стоит помнить, что этот период один из самых тяжелых не только в жизни родителей, которым приходится все это терпеть, но и в жизни самого ребенка. Именно в этот период начинает развиваться его самостоятельность, самосознание, ребенок научается делать выбор! Появляется понимание разницы между «должен» и «хочу». В результате механизма обособления ребенок начинает брать на себя ответственность за свою самостоятельность, а именно с этого начинается развитие личности.

http://pravoslavie.ru/100216.html

5. Европейский суд по правам человека за длительный период своей правоприменительной деятельности выработал целый ряд принципов, на основе которых он толкует нормы Конвенции, в том числе статьи 9, и вырабатывает свои правовые позиции, позволяющие уяснить содержание и особенности указанных прав и свобод. В результате накопленная прецедентная практика Суда даёт возможность вполне определенно и адекватно представить правовой смысл и интерпретацию положений статьи 9 Конвенции о свободе вероисповедания, а также принципа автономности религиозных организаций и недопустимости вмешательства государства во внутренние дела религиозных организаций. Суд неоднократно подчеркивал преемственность своих интерпретационных позиций в отношении являющихся следствиями статьи 9 Конвенции принципа автономности религиозных объединений и принципа запрета вмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений. Эти принципы являются производными от принципа разделения религиозных объединений и государства. 6. К числу внутренних дел (вопросов), самостоятельно определяемых религиозными объединениями, на которые распространяются их автономность и полная самостоятельность, относятся установление ими нормативных и структурно-функциональных особенностей иерархических отношений в религиозных объединениях, к числу которых относятся следующие (не исчерпывающий перечень): - самостоятельное установление особой собственной организационно-иерархической (институциональной) структуры и соответствующих ей специфических для данного религиозного объединения особенностей системы служебных иерархических отношений внутри религиозной организации, включая основы иерархических взаимоотношений соподчиненности внутри организации, а также внутренние правила деятельности лиц, находящихся в трудовых (служебных) отношениях с этой религиозной организацией, в том числе принимаемых на работу по контракту; - автономность, полная самостоятельность религиозных объединений в определении и закреплении (посредством саморегулирования) корпуса (системы) канонических регламентирующих норм (lex canonica, церковное право) - иной, помимо правовой, системы нормативной регламентации отношений и поведения членов, участников и нанимаемых по контракту работников религиозного объединения. Сказанное предусматривает добровольное принятие этими лицами обязательства соблюдать указанные канонические регламентирующие нормы (правила);

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010