К. немедленно сообщил об упразднении своего отдела на заседании Антирелигиозной комиссии. Комиссия «высказалась против такой ликвидации, крайне усложняющей и затрудняющей ее работу, и постановила обжаловать постановление МСНК как по советской, так и по партийной линии». Решающее значение имело личное письмо, к-рое К. передал Ленину, работавшему в Совнаркоме последние дни перед обострением болезни. В нач. дек. Ленин потребовал пересмотреть вопрос. В тот же день решение о ликвидации Отдела по делам культов было отменено. Согласно новому положению о НКЮ, 5-й отдел сохранился, но как консультативный орган по общему руководству религ. политикой и по разработке законодательства в этой сфере. Поскольку территориальные подразделения НКЮ упразднялись, регистрация религ. общин и контроль за их деятельностью переходили в ведение местных органов НКВД. На деле же, как разъяснялось ЦК РКП(б) местным парторг-циям, «органами, проводящими практическую церковную политику на местах, являются губотделы ГПУ». К. состоял членом Антирелигиозной комиссии все время ее существования (1922-1929). В круг его обязанностей входили разработка законопроектов по религ. вопросам, антирелиг. пропаганда, а также международные контакты (участие в межгос. переговорах с Ватиканом, контроль зарубежных связей религ. орг-ций). Осенью 1922 - весной 1923 г. он активно участвовал в проведении репрессий против духовенства, продолжавшего поддерживать патриарха Тихона. К. входил в состав подкомиссии по рассмотрению дел епископов и священников, намеченных для заключения в тюрьму или адм. высылки в отдаленные регионы. Был одним из организаторов судебного процесса над патриархом Тихоном, где, как планировалось, должен был стать обвинителем. Первоначально в решении правовых вопросов К. исходил из прежней своей трактовки декрета «Об отделении церкви от государства...» 1918 г. как не предполагающего существования организационных структур религ. орг-ций. Так, в нояб. 1922 г. при разработке положения о порядке регистрации религ. общин упор был сделан на «целый ряд препон организации таких обществ во всероссийском масштабе». Однако вскоре Антирелигиозная комиссия стала отмечать, что «враждебное реформе духовенство, опираясь на возглавляемые реакционными элементами приходы, становится на путь провозглашения полной самостоятельности отдельных церковных общин. Под флагом этой самостоятельности скрывается тенденция отмежеваться от ВЦУ в ожидании восстановления законной церковной власти». Поскольку самостоятельность религ. общин вступила в противоречие с заинтересованностью в поддержке обновленчества, К. пересмотрел свои взгляды на допустимость церковной иерархии.

http://pravenc.ru/text/2458931.html

Но не поручусь решительным образом, чтобы не упустил совершенно ничего из вновь написанного. Впрочем, если и упустил что-нибудь, то лишь не имеющее существенной важности, так что, не отрицая возможности некоторого количества упущений 1 , позволяю себе быть уверенным, что они не таковы, чтобы благодаря им поздно печатаемый второй том моей Истории являлся устаревшим. Другое дело – достоинства и недостатки его, равно как и первого тома, не зависящие от времени, каково это запоздание. Не принадлежа к числу людей, которые смотрят на свои творения так, чтобы отрицать нужду и возможность дальнейших после них работ над тем же, я считаю себя лишь одним из числа многих, имеющих трудиться над обработкой русской церковной Истории. Моё, так сказать, исповедание относительно сего читатель может найти в небольшой речи, которою я предварил мой докторский диспут (бывший 16 Декабря 1880 года) и которая напечатана в приложении ко второй половине первого тома Истории. Я говорю там о себе не с фарисейским или лицемерным смирением, а с полною искренностью. Преосвященный Филарет разделяет историю русской церкви на пять периодов, именно: период первый, от начала христианства в России до нашествия Монголов (988–1237г.); период второй, от опустошения России Монголами до разделения митрополии (1237–1410г.); период третий, от разделения митрополии до учреждения патриаршества (1410–1588г.); период четвёртый, – период патриаршества (1588–1720г.); период пятый, синодальное управление (1721– ). Преосвященный Макарий разделяет историю русской церкви на три периода, именно: первый – период совершенной зависимости русской церкви от константинопольского патриарха (988–1240); второй – постепенного перехода её от этой зависимости к самостоятельности (1240–1589); третий – период её самостоятельности (1589– ). Я не могу признать удовлетворительным ни того, ни другого разделения. Что касается до преосвященного Филарета, то «разделение митрополии», т. е. отделение в особую от Москвы митрополию киевской или юго-западной Руси не имело для первой ни малейшего внутреннего значения, а лишь внешнее значение сокращения пределов её церковной области 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Архив Пн Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 18 января 2009 г. 06:52 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей.   2. Утвердить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1992 года о предоставлении самостоятельности Православной Церкви в Молдове в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Утвердить Устав Православной Церкви в Молдове.   3. Одобрить решения Священного Синода, направленные на упорядочение внутреннего управления епархиями Русской Православной Церкви и восстановление самостоятельного управления следующими епархиями: Волгоградской, Ижевской, Новгородской, Петрозаводской, Ульяновской, Хабаровской, Челябинской, а также епархиями Украинской Православной Церкви: Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Хмельницкой, Луганской и Сумской.   4. Утвердить следующие решения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании новых епархий:   5. Утвердить решение Священного Синода об упорядочении архиерейского управления на территории Германии и объединении Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской епархий в единую епархию с титулом правящего архиерея «Берлинский и Германский».   6. Утвердить постановления Священного Синода Украинской Православной Церкви об образовании следующих епархии на территории Украины: Запорожской, Николаевской, Черкасской (1992 год), Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской (1993 год), Белоцерковской, Горловской, Тульчинской и Хустской (1994 год).   7. Одобрить деятельность Священного Синода Русской Православной Церкви во исполнение решений Поместного 1990 года и Архиерейского 1992 года Соборов, направленных на возрождение церковной жизни во всей ее полноте.

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

§44. Наши законы церковные и гражданские вообще запрещают детям вступать в брак без согласия их родителей, опекунов или попечителей. (Васил. В. пр. 38, 40, 42. Св. Зак. т. X. ч. 1. ст. 6). За вступление в брак без согласия родителей, хотя таковой по закону и не расторгается, виновные, по законам уголовным, могут подвергаться тюремному заключению от 4-х до 8-ми месяцев (Улож. о наказан. 1869 г. ст. 1549, 1566). Впрочем правило это по преимуществу распространяется только на молодых людей, не имеющих гражданской самостоятельности, каковы напр. дети крестьян, мещан и купцов, живущих одним домом с родителями, также дочери вообще. Напротив того, по самому смыслу закона, личная родительская власть хотя и не прекращается, но ограничивается определением детей на службу, когда они, вступая в новые отношения и получая чрез то новые обязанности, не могут уже оставаться в прежней непосредственной от родителей зависимости (Св. Зак. т. X. ч. 1. ст. 179, о д. 2.). Сюда же надобно отнести также и вдов, получающих особые права самостоятельности вследствие своего вдовства (там же, отд. 3). Кроме сего власть родит. по отношению к детям ограничивается также лишением родителей всех прав состояния, а также ссылкой их по суду без лишения особенных прав и удалением по приговору обществ или административным порядком, если дети не последуют за ними (Св. Зак. т. X. ч. 1. ст. 179, отд. 1; сравн. также примеч. к нему по продолжению 1863 года). В Черниговской же и Полтавской губерниях (по литовскому статуту), если отец или мать, или опекун, имея в своем опекунском управлении имение дочери, вздумали бы препятствовать выходу ее замуж, то она имеет право заявить жалобу на это в суд и затем вступать в супружество с его разрешения (Св. Зак. т. X. ч. 1. ст. 7, 264). Само собою разумеется, что в случае если бы несогласие на вступление в брак детей заявлял один из родителей, то дело должен решать голос отца, как старейшего, по обычаю. §45. Законодательство наше весьма благоразумно позаботилось в последнее время об ограничении всякого принуждения со стороны родителей и опекунов относительно вступления в супружество детей без воли и согласия на сие сих последних. Родителям в особенности за насильственное принуждение ко браку детей их закон даже прямо угрожает заключением в тюрьме на время от 4-х месяцев до одного года и 4-х месяцев и буде они христиане, то и церковным покаянием по распоряжению их духовного начальства (Высочайше Утвержден. мнен. Государственного Совета, 12 мая 1869 года. Сравн. Уложен. о наказан. 1869 года ст. 1586. Собрание Узаконен. 1869 г. 427). Потому и священники при Венчании браков в подобных обстоятельствах должны также действовать с надлежащею осторожностью, чтобы за повенчание кого-либо по принуждению родителей или опекунов самим также не подвергнуть себя наказанию по закону (Сравн. Улож. о наказ. 1869 г. ст. 1552; также ниже отдел. X, §77).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Благодаря такому тщательному и непосредственному изучению предмета, труд г. Николина, стоя в общем, по необходимости самого существа дела, в зависимости от иностранной (немец- —219— кой) богословской литературы, иногда поднимается и до научной самостоятельности: автор пишет самостоятельно проверенное, самолично продуманное и непосредственно дознанное, вследствие чего и все сочинение, будучи компилятивной работой, получает, однако ж, характер не только ученого труда, но и некоторой самостоятельности исследования. Труд г. Николина, наконец, отличается основательностью как в раскрытии лженаучности хитросплетенных умствований новейших врагов христианства, так и в доказательствах истины соборно-церковного воззрения на Деяния святых Апостолов. Принимая во внимание вышеуказанные достоинства сочинения, при незначительности и легкой устранимости его недостатков, – а также и то, что это – первый в России ученый труд, особо посвященный Деяниям святых Апостолов, – почитаем должным признать за составителем этого рассуждения полное право на ученую степень магистра богословия». Справка : 1) § 31 положения об испытаниях на ученые степени: «сочинение представленное на степень магистра богословия и признанное удовлетворительным, должно быть напечатано, но в совет академии для рассмотрения оно может быть представлено и до напечатания в рукописи четкой и чистой. 2) По § 32 того же положения ищущие степени магистра обязаны представить ректору по крайней мере за две недели до защищения 50 экземпляров напечатанной диссертации. 3) Кандидат Иван Николин представил в совет академии свое сочинение в рукописи. 4) По § 81 лит. а п. 10 устава духовных академий одобрение к напечатанию сочинений, писанных на соискание ученых степеней, значится в числе дел, окончательно решаемых самим советом академии. Определили : Кандидату Ивану Николину дозволить печатать его магистерское сочинение, а суждение о коллоквиуме иметь по представлении им о. ректору академии узаконенного количества экземпляров напечатанной диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь крепостное состояние держится твердо. Действующее законодательство, признавая некоторую религиозную самостоятельность, под контролем Министерства Внутренних дел, за привилегированными иностранными и иноверческими исповеданиями, в сущности, совершенно отрицает эту самостоятельность за адептами господствующей церкви. По смыслу нашего законодательства прирожденный русский может быть только православным, а иноверец, перешедший в первенствующую, государственную веру, должен остаться в этой церковной организации навсегда со всем своим потомством, – выход из православия, признанного национальной верой, всем запрещен и – безусловно. Эта неприкосновенность государственной религии обставлена у нас целым рядом гарантий, среди которых первое место занимают внешние административно-полицейские меры надзора и судебное преследование за уклонение от форм признанного господствующим вероучения. Жизнь, конечно, далеко не укладывается в такие рамки. Светская власть, так или иначе, должна считаться с тем несомненным фактом, что в государстве существует ряд духовных организаций и обществ, не подчиняющихся верховенству официальной церкви, авторизированному целым «арсеналом принудительных мер " . Политика, устраняющая искренность и правдивость в церковно-государственной жизни, неминуемо создает сложную систему лжи, притворства и лицемерного, чисто внешнего послушания, к которому в силу необходимости прибегают люди, юридически числящиеся сынами господствующей церкви, фактически же принадлежащие к какой-либо секте. Неужели не пора сознать, что на души подданных государство не может влиять, что факты, касающиеся внутренней совести гражданина, недоступны по существу государственному воздействию и что власть, стремящаяся духовно-нравственную пропаганду вероучения заменить репрессивными мероприятиями, обрекает себя на непосильную борьбу! Вторжение светской власти в чуждую ей область религиозных верований нарушает внутреннюю нравственную крепость церкви и лишает ее духовной силы, необходимой для господства пропагандируемых ею идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Москва, давно стремившаяся к церковной самостоятельности, наконец доросла до твердого сознания, что ей суждено заменить Византию и, будучи третьим Римом, по церковному устройству сделаться одинаковой с ней. При усилении Московского государства стремление к полной самостоятельности Москвы завершилось учреждением патриаршества на Руси по византийскому образцу. Патриаршество придавало новую силу и блеск первенствующему русскому иерарху. Но блеск этот был несколько слаб. У высокаго представителя русской церкви, сравнительно с византийским патриархом, было слишком мало подвластных митрополитов, архиепископов и епископов 83 . Это последнее обстоятельство одновременно послужило поводом и основанием впервые довольно серьезно затронуть вопрос об увеличении числа епархий на Руси. При учреждении патриаршества в 1589 году «на утверждение и совершенного ради благочестия святыя и непорочныя православныя христианския веры и в почесть превеликого престола патриарша царствующаго града Москвы» константинопольский патриарх Иеремия с московским и всероссийским Иовом на соборе определили – в великом русском царстве, в преименитых и богоспасаемых градах, помимо патриарха, быть четырем митрополитам – в великом государстве Новгородском, в царствующих городах Казани и Астрахани, в великом княжении города Ростова, близ царствующего города Москвы на крутицах; шести архиепископам – в великих княжениях на Вологде, в Суздале, Низовыя земли в Н.-Новогороде, в Смоленске, в Рязани и в Твери; восьми епископам – в государстве г. Пскова, в великих княжениях в Ржеве Володимирове, на Белоозере, в великом княжении (имя которого не названо), на Великом Устюге, в удельных княжествах на Коломне и в Дмитрове, осьмому епископу быть в Севере, Брянске и Чернигове. К одиннадцати старым епархиям проектировалось прибавить восемь новых – именно архиепископство в Нижн. Новгороде, епископства в Пскове, Ржеве Владимирове, Великом Устюге, на Белоозере, в великом княжении, имя которого не названо, в Брянске, Севере и Чернигове и последняя в Дмитрове 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Они должны отличаться удобоподвижностью, как ветер, и их так же трудно уловить, как луч луны. Два типа таких духовных существ знала древняя Эллада: нимф и демонов. Νμφαι (νμφη значит невеста, девушка, новобрачная, невестка) – божества источников, рек, морей, пещер, гор и лесов. Они представлялись в виде юных дев. Они назывались различно, смотря по тому, с чем связывалось их существование – с морем, рекою, горою. Почитание нимф источников, скал или деревьев нужно отличать от почитания священных источников, камней и деревьев. Последнее имеет фетишистический характер. Почитали божественную силу в естественном предмете, но эта сила мыслилась неопределенной и неотделимой от объекта, к которому приурочивалась. Наоборот, нимфы – существа определенного типа и представляемые отдельно от той среды, к которой они приурочены. Их связь с средою состоит в том, что раз разрушается среда, погибают и они. Иссякает источник, умирают и нимфы подобно тому, как после высыхания реки погибают рыбы. Нимфы вообще не бессмертны. Нимфы деревьев назывались дриадами. Было представление, что у отдельных деревьев были дриады (это не могло предполагаться действительна относительно всех деревьев), которые преимущественно назывались гамадриадами (μαδρυαδες). Вследствие связи, которая существовала между нимфами и населяемою ими средою —572— гамадриада должна была погибать вместе с гибелью дерева. Связь гамадриады с деревом древний грек должен был мыслить подобною связи души с телом в человеке. Душа по представлениям некультурных людей оставляет человека во время сна, в обмороке, вообще обладает некоторою самостоятельностью по отношению к телу. Душа и мыслилась имеющею некоторую свою форму. Самостоятельность дриад мыслилась гораздо большею, чем самостоятельность человеческой души, но подобною. Нимф почитали. Им приносили жертвы, которыми являлись козы, бараны, молоко и масло. Вино нимфам не приносилось никогда. Рассматривались нимфы, как благодетельные силы. Они являлись питательницами растений, стад и людей, содействовали произрастанию и умножению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русская церковно-историческая наука, несмотря на значительную зависимость от немецкой протестантской, стоит на высоте своего призвания. Она служит интересам православного просвещения. Она достаточно ясно представляет себе то, что составляет идеал православия, и в тех вопросах, где ее могли бы сбить с толку немецкие авторитеты, выражает значительную долю самостоятельности. Остается пожелать, чтобы она, русская церковно-историческая наука, росла и крепла, не переставая питаться теми соками, какие находятся в чужой науке. Уже и теперь даже в иностранной литературе замечают, что, несмотря на свою зависимость от иностранной науки, русская богословская наука представляет больший интерес, чем римско-католическая, и с достаточной силой заявила себя научностью, проявляющеюся в отсутствии тенденций 652 . Нельзя также не пожелать, чтобы русская богословская среда еще с большим вниманием следила за развитием науки в Германии, знакомила с её лучшими произведениями публику в своих журналах, переводила то, что заслуживает внимания в ней, – в этом отношении сделано у нас очень мало. Доселешнее положение нашей науки показывает, что кроме пользы ничего не может принести нам серьезное наше знакомство с немецкой литературой церковно-исторической. Можно ручаться, что здравый смысл удержит представителей нашей науки от недостойных увлечений, как он удерживал их и доселе, несмотря на то, что им приходилось работать почти исключительно при помощи чужой науки. Чем дальше, тем меньше можно опасаться таких увлечений: наука еще более окрепнет, еще более приобретет твердости, устойчивости и самостоятельности взглядов. 615 Более полное заглавие книги такое: Liber Historicus de rebus, in primitiva sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum ecclesia Christiana... in 4-to. 623 См. его замечания о свв. Иустине, Феофиле антиох., Иринее и об источниках для истории ересей. Стр. 16. 18–19. 51. Издание седьмое. М. 1849. 625 См. сборник: «Прот. А. В. Горский в воспоминаниях о нем Московской дух. Академии в 25-ю годовщину со дня его смерти». Сергиев Посад, 1900. Здесь между прочим помещена и наша статья об А. В. Горском (стр. 195–222).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но, с другой стороны, опыта «взрослой жизни» у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляется импульсивно, под влиянием обстоятельств. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно» [xli] . Прохождение данного кризиса тесно связано с соотнесением идеального представления о профессии и реальной профессии, перед человеком встает необходимость действенного подтверждения своего профессионального выбора, причем, как отмечают психологи, для молодых людей, «сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны прежде всего с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности с реальным характером ее протекания. Чем больше это расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты» [xlii] . Очевидно, что возраст, в котором в человеке только рождается «сравнение идеального Я с реальным, но идеальное Я еще не выверено и может быть случайным, а реальное Я еще полностью не оценено самой личностью», совершенно не может быть допущен в качестве возраста рукоположения в священный сан, поставления на степень духовного наставника верующих. Все это заставляет задуматься над изменением законодательства и современной практики рукоположений Русской Церкви в сторону повышения возраста ставленников. Необходимо не только возобновление старых или введение новых цензов, но и приведение их к действительному исполнению в сегодняшней церковной жизни. В свете современной ситуации внутри Церкви вновь приобретает особое звучание и актуальность рекомендация свт. Филарета (Дроздова), ратовавшего за постепенное возвращение к соборной, канонической практике рукоположений: «...избыток получающих семинарское образование дает возможность епархиальному управлению, без неприятных усилий, восстановить действие церковных правил о возрасте священника и о постепенном возведении во священство» [xliii] .

http://bogoslov.ru/article/314677

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010