На протяжении всей Истории стоят зримые вехи, начиная с радуги, как знака свыше, что завет Бога с людьми непреложен. Престолы и святилища предизображают Храм – место Боговселения – и охраняют от всякой абстрактности в богопочитании. Ветхозаветные пророки преисполнены страхом перед чисто духовной областью, они сознают, что между небом и землей – трагическое, невыносимое расстояние, и у Исаии вырывается крик иудейской души: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» ( Ис.64:1 ). В этом призыве – потребность в пространственном измерении, в нем ожидание и жажда Воплощения: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Слову свойственно «доказывать», образу – «показывать». Вся долгая история Ветхого Завета – это борьба против идолов, против ложных образов и ожидание Образа истинного. В конце времен Бог открывает Свое человеческое лицо, Слово становится предметом созерцания: Блаженны очи, видящие то, что вы видите ( Лк.10:23 ). Иисус исцелял глухих, открывал очи слепым. Невидимое проявляется в видимом: Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ). Отныне образ становится существенной частью христианства наравне со словом. На самом высшем уровне Слово предлагает Себя как божественная трапеза: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). В день же Пятидесятницы все охвачено огненными языками. Не выражает ли Крест молчания Великой Субботы? Лишь его изображение дает возможность действительно внять этому молчанию, как бы увидеть его. Важно заметить, что Символ веры – это именно «символ», он не излагает вероучение, но тайны веры исповедуются в нем через начертание истории спасения. Он прекрасно поддается иконографическому изображению, и иконы церковных праздников говорят нам об этом в явленных образах. Посредством видимого к нам нисходит Невидимое, принимая нас в свое Присутствие. Литургия – наглядное выражение Библии, Слово, явленное в литургическом действии. Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ). Рукописание, которое было против нас, Он… пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Наука церковной истории может привести много данных за апостольское происхождение епископства в христианской Церкви 993 , но нам важно узнать, мыслился ли епископ преемником апостолов в деле учения и сохранения истины, каким он выступает в изложенном нами учении св. Иринея. Об этом можно указать несколько свидетельств уже в раннейших посланиях апостола Павла. В Послании к Филиппийцам апостол пишет: Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (τ ατ φpονεν ν Κυp). Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник (σξυγε γνσιε), помогай им (συλλαμβνου ατας), подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими ( Флп.4:2–3 ) 994 . Здесь апостол обращается к двум женщинам с увещанием к единомыслию 995 , желает устранить какое-либо несогласие в деле веры. Наряду с этим он обращается к своему искреннему сотруднику, очевидно, с просьбой помочь Еводии и Синтихии, достичь единомыслия. Итак, в Филиппах было лицо, которое должно было заботиться о единомыслии верующих и утверждать колеблющихся. Многие ученые пытаются узнать это лицо по имени, но это, конечно, напрасная задача; важно только то, что предстоятелю Филиппийской Церкви апостол Павел дает именно право и власть утверждать членов этой Церкви в единомыслии. Апостол сначала сам увещает к единомыслию, а потом увещать же просит и своего доброго сотрудника; свою учительную деятельность апостол переносит и на предстоятеля общины. Еще более важное свидетельство находим в книге Деяний апостольских в прощальной беседе апостола Павла с ефесскими пресвитерами. Под пресвитерами здесь нет необходимости разуметь коллегию пресвитеров одной Ефесской Церкви, потому что об этом в тексте нигде не говорится. Из Милита… послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви (τς κκλησας) ( Деян.20:17 ). Но известно, как долго жил апостол Павел в Ефесе, и, конечно, в окрестностях Ефеса им было основано много Церквей 996 . Сам апостол в речи своей вспоминает, что он ходил... проповедуя Царствие Божие (ν ος διλθον κηpσσων) ( Деян.20:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Но все они указывают на смутные догадки, которые представали людям в глубине веков, догадки, благодаря которым, встретив действительное Воплощение, в лице Иисуса Христа, они могли узнать в Нем исполнение свой «древней надежды». Здесь стоит отметить и то, что в Книге Бытия есть текст, который христианские богословы называют «протоевангелием Бытия». Этот маленький фрагмент, дающий надежду на окончательную победу над злом находится в конце библейского рассказа о грехопадении — и в нем церковная традиция видит самое раннее ветхозаветное пророчество о Воплощении Христа и о том, Спасении, которое Он принесет людям. Обращаясь к змею (образ сатаны), Бог говорит: «И вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3,15). Пришествие Христа, вырвавшего жало смерти и поправшего силу ада, исполнило это обетование. Это библейское пророчество показывает, что с самого времени своего падения, люди могли действительно иметь некую надежду. Итак, читая Толкина, мы нередко встречаемся с надеждой. И все же, в толкиновском повествовании мы пребываем в дохристианской истории, а история — это, в значительной степени, «продолжительное поражение» , и для того, чтобы сохранять верность надежде и следовать ей, ее героям необходима добродетель мужества. Иногда критики, справедливо заметив важное место этой добродетели во «Властелине Колец», отмечают затем, что восхваление мужества — одно из характерных свойств языческого, в частности германского, героического эпоса. Из этого делается вывод, что книга Толкина представляет собой скорее пример языческого, чем христианского миросозерцания. Такие критики упускают из вида два важных момента: во–первых, христианское миросозерцание отнюдь не чуждается мужества; во–вторых, образ мужества в толкиновской истории серьезно отличается от большинства героических образов германских преданий. В языческих легендах образ мужества почти всегда связан с воинской доблестью и силой (у Толкина это далеко не всегда так).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Но одновременно всё сильнее звучал голос Церкви, которая, как и в древние времена, обращалась к каждому человеку: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, [дабы] любил Господа Бога твоего, слушал глас Его… ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30: 19–20). Те сильные духом и мужественные люди, которые отозвались на этот зов, приступили к делу: делу духовного, национального и государственного устроения. И тогда мы начали церковное обустройство родной земли, ибо не могли и не хотели мириться с тем, что земля нашего духовного родства может стать теперь всего лишь территорией ядерного бедствия, зоной отчуждения, безлюдным местом. Многие не захотели покидать родные места, среди таковых мы видим, естественно, и священнослужителей; многие со временем вернулись к своим очагам и начали в поте лица трудиться, чтобы жизнь вновь вступила в свои права. Труд и молитва стали опорой святого дела на оскорбленной земле. Вот почему нынешняя 20-летняя годовщина трагедии, которая произошла в Чернобыле, еще раз подтверждает истинность нашей извечной веры в победу Жизни над смертью. Не умерла наша земля, не погребальным звоном встретила она второе тысячелетие своей христианской истории! Она живет! — ибо ее возрождают к новой жизни такие люди, о которых сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, что они «вписаны в Книге Жизни Всемилостивого Господа и пребывают в новейшей истории зримым исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16)». В эти дни скорбь и радость идут рука об руку. И это — тоже проявление многосложности и противоречивости наших дней. Но радости у нас несравнимо больше, потому что Христос воистину воскрес! …Вечная память героям, которые ценою жизни заслонили нас от последствий катастрофы. Но они живы, потому что Бог наш «не есть Бог мертвых, но [Бог] живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). …Вечная память страдальцам, окончившим свой земной путь в болезнях. Но мы увидим их вновь, ибо Христос воскрес, — и жизнь жительствует!

http://patriarchia.ru/db/text/108548.htm...

Но что же это в самом деле такое? Упомянет ли Ириней о Поликарпе, как свидетеле об Иоанне, умолчит ли о нем, – во всяком случае выводятся заключения не в пользу достоверности древних сказаний об Иоанновом Евангелии? Неужели в самом деле это – научная критика историческая? Нет, это – страстное отношение к делу, слепое стремление оправдать предвзятую мысль, во что бы то ни стало. – Оставалось бы после всего этого место сожалению, что нет определеннейшего и решительнейшего свидетельства из первого века о происхождении и обстоятельствах написания наших Евангелий; но при этом невольно приходит на мысль одно место из притчи Спасителя: богач, томившийся в аде, увидев Авраама, между прочим, просил его, чтобы он послал Лазаря к братьям его засвидетельствовать о бедствии грешников в будущей жизни. Авраам сказал: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. ( Лук. 16:27–31 ). 4 Обращаемся к свидетельству Папия (†120г.) – первому по времени, сохранившемуся до нас, прямому свидетельству о происхождении Евангелий Матфея и Марка от этих именно апостолов. Свидетельство это сохранилось у Евсевия в третьей книге его церковной истории 149 и заимствовано им из недошедшего до нас сочинения Папия под заглавием: «изъяснение Господних изречений» ( λογων К υριακν ξγησις), которое впрочем известно было во времена Евсевия 150 . Важность этого свидетельства, как свидетельства лица близкого ко временам апостольским и епископа, усугубляется еще от того, что Папий слышал передаваемое им от непосредственных учеников апостольских, а сии – от самих апостолов. Выписываем подлинные слова Евсевия: «Папий приводит в своем сочинении и некоторые сказания вышеупомянутого Аристона о беседах Господа, и предания пресвитера Иоанна, к которым отсылая любознательных, мы считаем нужным к выписанным словам Папия присовокупить его предание о Марке, написавшем Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Откровение Любви Божией в лице Иисуса Христа все с большой силой встает перед нами - ищущими и верующими - как ответ Божий на вопрос о судьбе мира. Таков этот ответ в глазах христианской веры. Охваченные этой верой или, вернее, покоренные этим превозмогающим откровением Любви Божией во Христе Иисусе, мы все более опять сближаемся друг с другом — в это время все более заостренных разделений и контрастов. " Любовь Христова объемлет нас " — в этом мы можем увидеть одну из решающих сокрытых сил (а может быть, вместе с апостолом, и самую решающую силу) в глубинах истории. И, может быть, гонение Церкви Божией в Советской России и Второй Ватиканский Собор и новый расцвет духом апостольских и свято-отеческих времен охваченною богословия на Западе - не все ли это знаки, признаки нарастающей силы Единства, нарастающего призыва Божия к Единству? Признаки, может быть, часто грозные и тяжелые: все большего призвания к участию нашему в Кресте Христовом, но и к участию в Его Победе. Но это означает также и все большее пробуждение в нас нашего, часто еще сокровенного, но уже данного нам единства - в Нем. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут, все едино (Ин 17. 21). " Любовъ Христова объемлет нас " (2 Кор 5. 14). Николай Арсеньев 12 апреля 1973 г. Глава первая. О единении христиан 1 Мы, верующие христиане, стоим перед совершенно невероятным, поражающим фактом, перед трудно вообразимой ( " недомыслимой " , если употребить славянское выражение церковных песнопений), превозмогающей Реальностью — безмерного снисхождения Бога, открывшегося нам в " Сыне Любви Своей " (Кол 1. 13). Высшая ценность человеческой жизни — любовь, оказывается таким образом отблеском Вечной Реальности, ибо Бог есть Любовь. И это раскрылось - самым " недомыслимым " , невероятным образом - в безмерном снисхождении Сына Божия, отдавшего за нас душу, т. е. жизнь Свою. В этом безмерном, фактическом, историческом прорыве Любви Божией в мир, в подвиге, жертве и победе Сына Божия - весь смысл и все содержание христианской проповеди - более того, в этом — основоположный, центральный и решающий факт истории мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Отношение Церкви к инославию в том, в чем оно с нею едино, определяется не компромиссами и приспособлениями, не политикой и тактикой, но – любовью церковною. Да, любовь, не как «настроение», а как существо жизни, любовь не эмоциональная или психологическая, но именно церковная. О заблуждениях Церковь скорбит, но единомыслие любит. Об этой любви сказано апостолом в гимне любви: любы «не радуется о неправде, радуется же об истине» (1 Kop. 13:6). Это слово и да будет нормой церковной любви нашей к отделенным братиям. И далее продолжает апостол»: любы вся покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( 1Кор. 13. 7 ). В этом ее сила. «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду, ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей... Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от народа Своего» и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухе: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их (будут) благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». (Ис, 56: 1–7). О ватиканском догмате I. Учение папизма в католичестве слагалась веками, в борьбе с епископальной системой. В нем выразился религиозный волюнтаризм западного христианства, воспринимающий церковь прежде всего, как организацию власти. Однако до 1870 г. папизм оставался только фактом, правда, могущественным и определяющим, но все же еще не имеющим силы догмата, которым он сделался после Ватиканского собора 1870 г. Последний есть грань в истории католичества, предел, к которому оно стремилось, развивая систему папизма. В предыдущей истории церкви, наряду с бесчисленными свидетельствами, в которых утверждается папский абсолютизм, можно привести, вероятно, столько же свидетельств, в которых он прямо или косвенно оспаривается. Это борение проявилось в католической литературе и накануне 1870 г. и даже на самом Ватиканском соборе, где с полной решительностью отвергалось многими влиятельнейшими и ученейшими его отцами положение «схемы» о папе, внесенной для обсуждения собора. И лишь после этого собора папизм перестал быть только фактом, но сделался догматом, – вопрос был закрыт. Roma locuta est – пред лицом всего мира, при свете гласности. Подготовление и течение Ватиканского собора раскрыто и свидетельствами участников и документами с полной ясностью. Это событие имеет величайшую важность для католичества. В нем выявилась и великая сила дисциплины и организация, присущих католическому миру, и великая его слабость, – духовная скованность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Полной религиозной реформы он никак не мог произвести. Вот народ настолько в этом плане неподатлив, что (вот, централизованный культ – культ, где нужно поклоняться) он наряду с этим практикует дома, на местных холмах, на высотах и даже на плоской крыше своего дома! Уж что легче – вышел по винтовой лестнице на плоскую крышу и вот – служит небесному воинству. Очень удобно. Богине неба печёт пирожки с изюмом, и вот, подносит ей, и молится. Так, вот, здесь тоже о нём говорится: « Только высоты не были отменены и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих [вот не обратил твёрдо]. Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева [Ничего от этих записей не сохранилось. Очень много из книг, которые имели, вот, авторы этих Паралипоменон, были тогда, но до нашего времени они не дошли. Исчезли, пропали, в результате депортации, пожаров, разрушений, ограблений – пропадали рукописные сокровища. Сжигались целые библиотеки, и всё, понимаете, так . Вот при таком небрежном отношении мы также можем . Вот сейчас намечается – я не знаю, варварское просто дело, если его не остановить, – Снодальные библиотеку хотят взять какие-то структуры под президентские или какие, что ли, апартаменты, и эту древнейшую, ценнейшую библиотеку переселить куда-то! Ведь вы знаете, для того, чтобы перевести вот такое книгохранилище, нужно только несколько лет описи, потому что . Затем нужно всё это так упаковать – под охраной ведь всё может пропасть! Ведь это затея может быть такая – чтобы многое уничтожить! Перевезти! Это невозможно трогать такие книгохранилища и вдруг – ни средств, ничего , я не знаю, – чтоб мы вообще остались без всякой памяти исторической. Ведь там снодальные архивы за весь снодальный период – это с лишком триста лет! Это же с Петра начиная! Всё это если пропадёт – мы останемся без церковной истории. Это же перевозить всё нужно, следить, чтобы не украли, чтобы не подменили, не со . Вот, я не знаю, как. Прочие деяния Иосафата внесены в книгу, вот, Ииуя, сына Ананиева, – она была! Записи эти пропали] в книгу царей Израилевых. Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охозией, царем Израильским, который поступал беззаконно [вот с этим Охозией, который умер], и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис» Вот знаменитый Тартесс. Что это за Фарсис? Употребляется – есть понятие – золото из Фарсиса ( Иер. 10:9 ). Полагают, что это Индия. Вот в Индию Соломон посылал корабли, и за несколько лет оттуда они приплывали с золотом, с красным сандаловым деревом, обезьянами, редкостными животными, с павлинами – и всё это привозилось и свозилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 2: 17 – 4: 6). Краткие сведения о жизни святых праотцев, пророков, апостолов и отцов Да простит нас благочестивый читатель, что мы в столь кратких строках попытались едва наметить канву жизни великих подвижников Божиих. Это было предпринято, чтобы, по мере чтения, явилась возможность соотнести слова святых или упоминания о них со сведениями об их земном пути. Каждый, кто проявит необходимые терпение и усердие, без сомнения, уточнит и восполнит приводимые сведения в общепризнанных церковных источниках. Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». «Православная церковь почитает праведников… как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов» . Праотцы – разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Это предки Господа нашего Иисуса Христа по человечеству, тем самым они участвуют в истории спасения, движении человечества к Царствию Небесному. К праотцам прежде всего относятся ветхозаветные патриархи; это десять допотопных патриархов; все они по именам названы в Библии: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт. 5, 1–32). Послепотопные патриархи Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. К праотцам относятся святые праведные богоотцы Иоаким и Анна – родители Богородицы, а так же праведный Иосиф, обручник Девы Марии. Пророки – ветхозаветные святые, почитаемые Церковью как провозвестники воли Божией, предрекшие приход Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Последняя встреча и последнее целование Прощальные слова отца Порфирия Первое посмертное чудо Батюшки Тропарь отцу Порфирию Письмо Старца к его духовным чадам     ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА   «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин» - говорится в одном из церковных песнопений, посвященном величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. Но русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества», то есть, иными словами, отменяет или изменяет то, что диктуется законами природы, времени, физического пространства. Эти явления, которые необъяснимы с точки зрения рационального, народ издавна стал называть чудесами. Немощный человеческий рассудок недоумевает: что это? Как это возможно? И там, где неверие не в силах найти ответ, вера подсказывает: Все возможно Богу Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог творящий чудеса! – в порыве Божественного вдохновения восклицает Псалмопевец. В другой песне он, обращаясь к своему народу, говорит: Помяните чудеса Его, яже сотвори И действительно, каждый человек, которого коснулось чудо, старается его запомнить, записать, чтобы не только он, но и другие люди могли прославить неизреченное человеколюбие своего Творца. Эта книга тоже маленькое, но живое свидетельство одного благодарного сердца о том, как Господь через своего угодника являет людям чудесную помощь. Ведь мы помним из истории Нового Завета, что Спаситель не только сам сотворил множество чудес и знамений, но и даровал такую власть Своим ученикам: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы А другой Евангелист свидетельствует: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит Такую силу получает человек, когда он становится избранным сосудом Божественной благодати, когда благодать вселяется в его сердце и начинает действовать через него, по слову Апостола: уже не я живу, но живет во мне Христос

http://isihazm.ru/1/?id=744

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010