Можно предполагать, что интересы этих учреждений совершенно противоположны. В советской России существует несколько тысяч православных храмов, в которых при большом числе верующих совершаются богослужения, забота о церковной жизни этих храмов составляет большую и трудную задачу Московской Патриархии и вряд ли Московскую Патриархию могут серьезно интересовать международные вопросы коммунистической политики – Корея, Вьетнам, греческие коммунисты, Чехословакия и все то мировое коммунистическое движение, которым руководит коммунистическая власть, и Московская Патриархия несомненно притянута к участию в преступлениях советской власти насильно, за это ей дают возможность как-то жить, существовать и как-то поддерживать церковную жизнь в советской России, это плата за существование Московской Патриархии в коммунистическом государстве. Но все же преступление, добровольное или насильственное, остается преступлением, ложь, добровольная или насильственная, остается ложью. Такой образ действий церковной власти противоречит св. Евангелию и всей истории Церкви. Когда древних мучеников заставляли бросать только щепотку ладана на языческий жертвенник, они отказывались и принимали за то смерть. Могут на это возразить, что иерархов Московской Патриархии не заставляют отрекаться от Христа, они служение исполняют по церковным правилам, а их политическим заявлениям никто не верит и не придает им никакого значения, так как все знают, что они это делают по принуждению, ради церковной пользы. Не так, однако, повелевает Господь, Который сказал, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Иоан. 4, 23 ). И еще предупредил Господь, что в день Своего пришествия Он скажет подобным деятелям, действовавшим от Его имени: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лук. 14, 27 ). Так что истина обязательна для церковных служителей и ложь в их устах не может быть оправдана никакой церковной пользой. Вот в свете такого положения Московской Патриархии и происходят все ея выступления против Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим 4:14). Тимофею дана харизма по пророчеству - δια προφητεας, «согласно пророчеству» - с возложением рук пресвитериума.    Возложение рук пресвитериума могло происходить только на церковном собрании, которое свидетельствовало об истинности этого пророчества. 13-я глава Деяний еще с большей ясностью указывает, что свидетельствование общины было необходимым моментом поставления. Павел и Варнава были призваны на миссионерское служение через откровение воли Божией. «Когда они (пророки и учители) служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию» (Деян 13:2—4). Повествование с несомненностью указывает, что это поставление происходило на церковном собрании. Тамошняя церковь («церковь сущая в Антиохии», Деян 13:1) , что откровение было от Духа Святого. Об испытании как свидетельствовании общины вполне определенно говорится в 1 Кор 16:3: «Когда же приду, то, которых вы изберете (ος αν δοκιμασητε), тех отправлю с письмами». Когда ап. Павел обратился к собравшимся к нему пресвитерам-епископам: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (ν μας τ πνεμα τ αγιον θετο πισκπους) пасти Церковь Господа и Бога» (Деян 20:28), то ясно, что это поставление имело место на церковном собрании - ν . Как ни скудны эти показания новозаветных писаний, они достаточно убедительно показывают, что уже в апостольское время поставление на служения совершалось в церковном собрании, которое испытывало и свидетельствовало его как согласное с предвозвещенной в пророческом откровении волей Божией. Либеральная богословская наука сделала все, чтобы оторвать харизматическую эпоху истории церкви от последующей. Ей удалось внушить мысль о том, что харизматики - свободные вдохновенные служители, подобно ветхозаветным пророкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2 июля 2010 года «Радио Ватикан» сообщило о создании Отдела по содействию новой евангелизации для оживления христианства (католицизма) в тех странах, где “уже звучало первое возвещение веры” и где тем не менее отмечается “усиливающаяся секуляризация общества и затмение чувства Бога”. Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. - M., ФондИВ, 2007. Оригинал - La papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec orientale, Paris, 1863. От Матфея 16:13-16: « Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого ». Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство, глава «Притязания римских епископов на главенство в Церкви. Причины, вызвавшие возвышение римской кафедры». Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.286. John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 - New Rochelle: New City Press, 1993, p.327. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.285. В патрологии Миня не содержится самого письма бл.Феодорита, но лишь его описание (PG 84, col.305). Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика - М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим исповедник – посредник между Востоком и Западом. – М.: Изд.Сретенского монастыря, 2004, стр.171. Согласно А.В.Карташеву («Вселенские Соборы». Глава: «V-й Вселенский собор»), на латинском западе титул «вселенский патриарх» (икуменический патриарх) воспринимали иначе, чем на греческом востоке. Византийцы относили его именно к патриарху икумены, Империи, Византии, в то время как латиняне воспринимали его как патриарха Вселенной, против чего и протестовали. И тем контрастнее звучат возражения папы Григория.

http://bogoslov.ru/article/1251083

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 10 К оглавлению Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как в случае с Авраамом, повторилось обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (28:13-15). Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но самые серьезные испытания провидение готовило ему через наиболее любимого сына — через Иосифа. В библейской истории Иосиф предстает перед нами впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев — и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф. «И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (37:4)

http://sedmitza.ru/lib/text/432093/

Аминь.     20 августа 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне " (1 Кор. 4, 9–13). Так определяет апостол Павел в послании к Коринфянам, которое услышите вы завтра за Литургией, место христианина в миру. Это место христианина в миру — праха попираемого — зависит не от каких-либо случайных причин, а лежит в самом существе мирской стихии и Царства Христова. Не какие-либо преходящие, случайные, внешние обстоятельства делают для мирской стихии позорищем и посмешищем мир христианский — это коренится в самой основе и того и другого мира. И если в истории Церкви и истории мира были моменты, когда казалось, что возобладало начало христианское, то это касалось лишь чисто внешних взаимоотношений этих двух начал. В существе же своём мир всегда, поскольку он есть мир, презирал Христа, и Христос, и христиане, и Церковь всегда отделялись от мира. Всякое событие церковной жизни должно рассматриваться и оцениваться при свете такого именно понимания взаимоотношений этих двух начал. Всякое событие, которое служит обмирщению Церкви, должно рассматриваться как церковное бедствие. Всё, что утверждает Церковь Христову как Царство " не от мира сего " , всё есть великое церковное благо. Это должны ясно сознавать верующие люди. И если им придёт на разум мысль о том, какое значение в церковной жизни может иметь ясное сознание непримиримости двух начал, когда это не имеет как будто бы никакого " практического " применения, пусть они гонят эту мысль как признак нашего обмирщения; ибо в Царстве " не от мира сего " совершенно иначе понимается то, что является практически важным или неважным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Будучи Сам послан от Отца, Иисус Христос избирает и посылает апостолов, сначала только к иудеям 430 , а потом и в мир весь 431 . Это послание апостолов ставится как бы в связь с посланием Самого Иисуса Христа: и то и другое послание составляют одну как бы цепь. Как Отец послал Сына Своего, так и Сын посылает Своих учеников 432 . Принимающий апостолов принимает Христа, а принимающие Христа принимают Пославшего Его 433 . Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Апостол Павел так же получил непосредственное послание от Господа Иисуса Христа 434 , почему он и называет себя постоянно апостолом Иисуса Христа, призванным апостолом (κλητς πστολος) 435 , а не людьми поставленным 436 . Непосредственно Христом научен был апостол Павел 437 , и сам говорит, что ему была вверена проповедь 438 . Св. Ириней и Тертуллиан в конце II века говорили о церковной истине: quod ecclesiae ab apostolis, apostoli a Christo, Christus a Deo accepit. В Новом Завете мы имеем уже два последних звена той цепи, через посредство которой преемственно сохраняется и распространяется в мире богооткровенная истина. Первое звено пока не упоминается, потому что его и в действительности ещё не было. Но уж из апостольской истории и из посланий апостольских мы узнаём и о дальнейшем преемстве, преемстве епископата от апостолов. Наука церковной истории может привести много данных за апостольское происхождение епископства в христианской Церкви 439 , но нам важно узнать, мыслился ли епископ преемником апостолов в деле учения и сохранения истины, каким он выступает в изложенном нами учении св. Иринея. Об этом можно указать несколько свидетельств уже в раннейших посланиях апостола Павла. В Послании к Филиппийцам апостол пишет: Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (τ ατ φρονεν ν Κυρ). Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник (σζυγε γνσιε), помогай им (συλλαμβνου ατας), подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими ( Флп.4:2–3 ) 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Пусть этот процесс повлек за собой некоторое обмирщение земной Церкви. Пусть просочилось из мира в Церковь многое, о чем сказано: «среди вас да не будет так». Но этот процесс в общем ходе истории является прогрессом, потому что через него подготовляется окончательное разделение всего мирского и всего церковного, необходимое для достижения конечной цели мироздания. Мир в отношении Церкви по-своему пережил тот же процесс. И он начал с более совершенного отрицания Церкви. Эпоха гонений была эпохой полного разделения мирского и церковного начал. В дальнейшем этот натиск на Церковь ослаб, а вместе с тем ослабла грань, отделяющая мир от Церкви. Постепенно мир путем слияния с Церковью стал стремиться к власти в благодатном царстве не от мира сего. И этот процесс, взятый в своей изолированности, может казаться движением назад уже с точки зрения чистоты разделения мирского начала и Церкви. Ибо церковь получила влияние на мирскую жизнь и сама подверглась влиянию мирской жизни. В результате стушевывалось разделение мира и Церкви по сравнению с эпохой гонений. Но в общем ходе истории и это служит делу последнего разделения добра и зла, мира и Церкви – ибо приводит к самому ожесточенному отрицанию Церкви, а значит, и самой полной дифференциации. Неизвестный. Разделение между Церковью и миром для меня ясно. Ясен и процесс, которым идет это разделение. Больше того, самый вопрос мой вытекает в значительной степени именно из этого несомненного противоположения. Поэтому для меня важно уяснить себе не процесс разделения Церкви и мира, а дифференциацию каждого из них в отдельности. Духовник. Я это знаю. Но общая картина мирового процесса в церковном понимании была бы не полной, если бы я не сказал об этом основном разделении. Неизвестный. Конечно, конечно. Это просто мое нетерпение: ведь то, что ты говоришь о разделении Церкви и мира, я представлял себе именно так, как ты говоришь. А то, что можешь сказать о дифференциации Церкви и, особенно, мира в отдельности, я не представляю совершенно. Но, пожалуйста, продолжай говорить так, как находишь нужным. Это основное условие наших разговоров. Духовник. О разделении Церкви и мира я уже сказал. Перейдем теперь к рассмотрению того же процесса в жизни самой Церкви, и здесь мы увидим ту же борьбу добра и зла, то же разделение противоположных начал, тот же дух Христа и антихриста. Спаситель сказал Своим ученикам: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24: 4–5). Слова Спасителя начали сбываться с первых же дней бытия Церкви. Уже при жизни апостолов явились еретики, те, о которых апостол Иоанн сказал: «…вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов… Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами: но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2: 18–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

20, 19—20). Вопреки странным заявлениям «свидетелей Иеговы», Библия именно обязывает священников благословлять воинов определенным образом.  Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас  (Втор.20, 2–4).  Говоря о методе миссионерского служения в Церкви Православной (и опасности неправославных влияний на него), нелишне отметить его литургическую направленность. Митрополит Амфилохий (Радович) пишет в своей работе, озаглавленной «Миссия Церкви и ее методика»: «Богослужение, как живое дыхание Церкви, ее соборная память, всегда имело исключительное значение для осуществления церковной миссии. Православная методика всегда имела литургический характер. Богослужение было и осталось незаменимой благодатной школой, вечно новой школой, и в ней воспитывается не только человеческий ум. Она воспитывает не просто накоплением знаний, как это происходит в различных европейских школах, она образовывает, формирует всего человека как целостную личность. Не удивительно поэтому, что на протяжении всей церковной истории началом и концом всякой церковной миссии было богослужебное евхаристическое собрание. Богослужение, по самой своей природе, своими нестареющими методами, несет в себе вечно обновляющую преображающую силу». Трудно не согласиться с этими возвышенными словами. Как известно, природа католической церкви клерикальна (иерархична); природа протестантской церкви доктринальна (догматична), а природа Православной Церкви — Соборна (потому что евхаристична). Сама Евхаристическая Чаша и есть залог истинной иерархичности и чистоты догматической, и никак не наоборот.  См.:  Амвросий Медиоланский , Об Аврааме.  Там же. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина Корнилова 12 февраля 2018, 21:10 Спаси Господи, батюшка, за такие статьи! Очень все понятно и доступно. Все познаётся в сравнении и это не пустые слова. Вы проводите сразу три параллели — Ветхий Завет, Новый Завет и учения святых отцов. Это огромный научный труд, исследование, требующее огромного внимания и отличного знания священных текстов. У Вас прекрасный литературный язык, Вас легко читать, мысль не теряется и не блуждает где то в отдалении, в то время как глаза пытаются прочесть а ум пытается осмыслить. Спасибо, всегда хотела найти толковые современные статьи. Вот наконец нашла и с большим интересом читаю и осмысливаю. Желаю Вам, батюшка, духовных подвигов на ниве просвещения паствы и здравия душевного и телесного.

http://pravoslavie.ru/101713.html

Для составления единого православного исповедания время еще не настало. Г. Понятие и значение церкви: а) Понятие о Церкви Получив благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, малое стадо учеников Христовых стало Церковию. Первые страницы церковной истории свидетельствуют о том, что христиане с самого начала сознавали себя в виде единомысленной и единодушной общины людей, призванных Самим Богом из среды их соплеменников и единоверцев. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» ( Деян.5:13 ). Когда Церковь Христова вышла из Иерусалима и Апостолы начали свою всемирную проповедь Евангелия, то они, по существу дела, занимались тем, что раздвигали первоначальные границы единой Церкви все шире и шире, делая членами этой единой Церкви представителей различных национальностей. В этом единстве Церкви, пребывающей в разных местах и включающей в себя множество людей, совершается и исполняется Божественная воля, многократно возвещенная и в Ветхом, и в Новом Завете и с предельной ясностью выраженная в Первосвященнической молитве Христовой: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же молю только, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:11,20–21 ). В основу единения членов Церкви Христос полагает любовь, а идеал Церкви указан в единосущны Лиц Пресвятой Троицы. Единство Церкви основано на возглавлении ее Единым Главою Христом ( Еф.4:15–16 ), на единстве Богопреданного вероучения и на единстве пребывающей в Церкви благодати ( Еф.4:5 ). Необходимо отметить, что в древней Церковной практике различия в церковных обрядах и в местных обычаях не считались нарушением единства Церкви, а принадлежность к христианству всегда понималась не только как признание учения Христова, но и как органическая принадлежность к Церкви. Хотя в новозаветных книгах слово κκλησα часто употребляется для обозначения отдельных Поместных Церквей, весь контекст Апостольских Писаний свидетельствует об изначальном, живом и отчетливом самосознании Церкви, как цельного и единого по своей природе организма, без которого немыслимо бытие отдельных общин. Взаимоотношения членов Церкви с самого начала были проникнуты взаимной органической связью, которая в своем наиболее упорядоченном выражении осуществлялась в церковной иерархии. Вся духовная атмосфера первоначального христианства была проникнута идеей единой Церкви, члены которой, хотя и рассеяны в мире, но благодатию Божией соединяются в общении любви. Это учение об органическом, взаимно обусловленном и жизненно необходимом единстве членов Церкви, изображаемое в Апостольских Писаниях, было впоследствии развито св. отцами. В их творениях мы имеем подробное изложение учения о Церкви единой и единственной, учрежденной для всех христиан и имеющей Божию силу, для объединения спасаемых в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но прежде всего – каково отношение теософов к христианству? Официально рериховцы заявляют, что они сами совсем христиане и готовы исполнять все, что велит «махатма Иисус». Такая ситуация в истории Церкви не нова. Еще пророк Исайя предсказывал: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор» ( Ис. 4:1 ). Так и сегодня за имя Христа хватаются даже те, кто в сердце своем противостоит Его благовестию. Отношение теософов к христианству трудно назвать миролюбивым. По их мнению христианином может называться по праву только теософ: «Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Учение Христа искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его 105 . Очистить христианство надо от многого. Прежде всего, «мы отрицаем теории о творении, Боге, душе, и о дальнейшей жизни индивидуальности после смерти в их христианском смысле 106 . Кроме того, вера христиан в Промысл Божий, в заботу Бога о людях – не более чем «губительное заблуждение христианства 107 . Христианство, не признающее переселения душ, – «ложная вера 108 . У христиан (речь идет о Кювье) «набитые Библией мозги 109 . «Была ли когда-нибудь так называемая религия Христа после смерти этого Великого Учителя чем-либо иным, как не бессвязным сном? 110 . «Чудеса, совершенные в лоне материнской церкви, – начиная с апостольских времен и до церковных „чудес“ в Лурде, – пагубны по своему воздействию на человеческий разум 111 . Знаменитый символ Апокалипсиса о жене-блуднице («Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею… И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» – Откр. 17,1-5 ) под пером Блаватской превращается в образ… христианства. «Оккультисты в своем бесстрастии заявляют, что слова эти относились с изначала ко всем и всякой экзотерической церковности, к фарсу ритуального поклонения. „Тайна“ женщины и зверя суть символы убивающей душу церковности и суеверия 112 . Во «все и всякие» ритуальные формы церковности входят, между прочим, храм Покрова-на-Нерли, иконы Рублева, «Всенощная» Рахманинова и «Реквием» Моцарта…

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010