В. В. Симонов Введение в историю Церкви – Часть 2 – Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие Источник Часть 1 → Содержание Введение Раздел 1. Зарубежная историография общей истории Церкви (основные этапы развития) Глава 1. Историко-церковные исследования (общие работы) § 1. Начало историографии церковной истории как науки § 2. Историко-критическое направление § 3. Новотюбингенская школа § 4. Либеральная историография § 5. Учебная литература § 6. Мифологическая теория § 7. Критика либеральной школы § 8. Религиозно-историческая школа § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. § 10. Э. Гиббон и начало англиканской историографии церковной истории § 11. Историография церковной истории в XX в. § 12. «Теория цивилизаций» и церковная история § 13. Культурно-историческая школа § 14. Разработка церковной истории христианского Востока § 15. «Истории папства» § 16. «Истории христианства»: синтетический подход к церковной истории § 17. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени § 18. Историография истории Армянской Апостольской церкви § 19. Библиографии и справочная литература по церковной истории § 20. Энциклопедии Глава 2. Патрологические исследования § 1. Ранние патрологические систематизации § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. § 3. Серийные издания патрологических источников и развитие патрологии в XX в. § 4. Патрология как «история духовности» § 5. Патрологические исследования в новогреческой историографии § 6. Справочная и библиографическая литература по патрологии Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования § 2. Право и вера (влияние протестантской теологии) § 3. Проблема богословского обоснования канонического права § 4. II Ватиканский собор и развитие канонического права § 5. Изучение византийского канонического права § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов» Глава 4. Изучение истории христианского богослужения § 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний результат исследования евангельской истории дается в некотором идейном содержании, которое представляет собою теоретическую основу дарующей вечную жизнь веры, что Иисус есть Христос, Сын Божий ( Ин. 20:31 ). Это – идея божественной духовной жизни, независимой в своей вечности от страданий и смерти, неограниченной по своей универсальности пределами индивидуальных и национальных благ, реализующейся в богосыновнем настроении и в деятельной духовной любви. Носителем этой божественной жизни был Христос, открывший нам ее в Своем учении и в Своем самоотречении даже до смерти по любви к человеку. Такой результат философии евангельской истории составляет ценный вклад в сокровищницу человеческого ума. Что особенно важно, так это то, что это значение евангельской истории независимо не только от фактической обстановки и хронологической последовательности событий евангельской истории, что составляет предмет нападок отрицательной критики, но даже от протокольной достоверности тех именно событий евангельской истории – чудес, которые образуют собою предмет рационалистического соблазна, так как евангельский смысл этих событий не в том, что будто они служили внешним удостоверением божественной жизни Христа, а в том, что они возводили взоры верующих от видимого к невидимому. Несомненно, что чудеса в евангельской истории занимают чрезвычайно важное место, – без чудес не было бы евангельской истории. В этом случае евангельская история подобна начальным страницам каждой религии, так как колыбель каждой религии окружена сиянием чудес. Но также несомненно, что только евангельские чудеса образуют собственно историю, фактически входят в течение человеческой жизни, – что только евангельская история делает чудеса символами, возводит от них взоры человека к невидимой духовной жизни, ставит его выше чудес. В этом основная идея евангельской истории. Евангелия представляют нам чудотворца распятым страдальцем и грозным судией человечества, а спасителя благовествуют в Сыне Божием, полагающем душу Свою за людей и призывающем их стать сынами воскресения. Посему, как истинная духовная вера независима от видения знамений и чудес ( Ин. 4:48; 20:29 ), так и идейное содержание евангельской истории находится вне той области, с которою имеет дело отрицательная рационалистическая критика. Конечно, чудотворные благодеяния Христа и пневматическая воодушевленность первохристиан – основной факт евангельской и церковной истории, отрицание которого равносильно отрицанию смысла в первоначальной истории христианства. Но факт этот, по смыслу истории, вполне вмещается в те границы, в которые поставлена сила веры: не подлежа сомнению в опыте современников Христа и первоначальных христиан, этот факт не страдает в своей полноте, если исключительные явления личной славы Христа (напр. § 37) также не выходили из сферы субъективной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И.В. Кривушин Содержание Введение 1. Евсевий Кесарийский: «Церковная история» 2. Сократ Схоластик: «Церковная история» 3. Эрмий Созомен: «Церковная история» 4. Феодорит Киррский: «Церковная история» 5. Евагрий Схоластик: «Церковная история» Раздел I. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский Глава I. Предыстория христианской церкви в трактовке Евсевия Глава II. Концепция церковной истории Евсевия Кесарийского § 1. Бог и Сатана в христианской истории § 2. Первый период истории христианства: от Христа до смерти Иоанна Богослова § 3. Второй период истории христианства: от апостолов до Диоклетиана. Концепция преемств § 4. Третий период христианской истории: Великое гонение и переворот Константина Глава III. Евсевий и раннехристианская церковно-историческая концепция § 1. Трансцендентные силы в христианской истории § 2. История церкви как преемство § 3. Проблема христианской империи: новаторство Евсевия Раздел II. Церковно-историческая концепция в церковной историографии V века Глава I. Церковно-историческая концепция Сократа Схоластика § 1. Событийность и время в «Истории» Сократа § 2. Церковная история как история смут § 3. Христиано-имперская история и ее интерпретация у Сократа § 4. Внутрицерковная история и христиано-имперская история: автономность и взаимодействие Глава II. Церковно-историческая концепция Эрмия Созомена § 1. Торжество концепции Мелитона. Слияние церковной и христиано-имперской истории § 2. Интерпретация внутренней истории церкви Глава III. Церковно-историческая концепция Феодорита Киррского § 1. Внутрицерковная история в интерпретации Феодорита § 2. Императоры и христианская империя в труде Феодорита. Судьба концепции Мелитона Заключение. Церковно-историческая концепция у историков V века. Общее и различное Раздел III. Церковно-историческая мысль в церковной историографии VI века Глава I. Секуляризация церковной истории в труде Евагрия Схоластика § 1. Церковная история в труде Евагрия Схоластика § 2. Историографические взгляды Евагрия: связь с античностью и установка на светское § 3. Историческая концепция Евагрия Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И.В. Кривушин Заключение За три века существования ранневизантийская церковная историография проходит в своем концептуальном развитии несколько принципиально разных этапов, которые в то же время позволяют говорить о ней как о целостном историографическом феномене со своим началом, расцветом и закатом. Начальный этап – рождение ранневизантийской историографии – бесспорно связан с Евсевием, который впервые в христианской литературе дал последовательное описание всей прошедшей истории церкви и предложил определенные способы ее интерпретации. Значение его труда огромно для мировой истории христианства, ибо это было первое настоящее Слово об истории церкви, знак того, что эта история состоялась. И не случайно, что такое Слово было сказано писателем начала IV в. Евсевий стал свидетелем и непосредственным участником ключевых для судеб христианства событий. На его глазах рождалась новая церковь и новое христианское государство, и он находился в самом эпицентре созидающего времени. Свершилась неизбежная встреча историка и Истории. Оценка вклада Евсевия в европейскую историографическую традицию не может быть однозначной, поскольку его «Церковная история» предлагает не один, а два разных, даже несовместимых типа церковного историописания. В своем сочинении Евсевий делает попытку соединить христианскую теологию с христианской историей. В историко-теологических целях он стремится продолжить Священную Историю и историю Христа в истории церкви. История у Евсевия тянется от Творения и Грехопадения через Первое Пришествие к Великому гонению и перевороту Константина, распадаясь на две четко разграниченные эпохи – дохристианскую и христианскую. Тем самым церковная история вливается в общий поток всемирной истории и становится одним из важнейших ее периодов. Теологический принцип ложится в основу выделения сверхсобытий – высших моментов соприкосновения Бога и его Логоса с земной историей. Сугубо теологический смысл истории – сохранение и передача божественной истины – определяет ее целостность и находит свое воплощение в преемствах. Таким образом, Евсевий реализует в сфере исторического повествования традиционное раннехристианское отношение к церковной истории как к истории сохранения первоначальной истины и постоянного воспроизведения неизменного образа христианской духовности (антиистория), которая кардинально отличается от светской суетной событийной истории (история как таковая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Свято-Тихоновском университете состоялась конференция «Изучение истории Русской Православной Церкви на современном этапе: проблемы и перспективы» 23 ноября 2012 г. 16:59 21 ноября 2012 года в актовом зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  прошла конференция «Изучение истории Русской Православной Церкви на современном этапе: проблемы и перспективы», в которой приняли участие руководители ведущих светских и церковных исследовательских центров России. Доклады представили архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев , директор Государственного архива РФ С.В. Мироненко, директор архива ФСБ В.С. Христофоров, директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А.И. Сорокин, руководитель  ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , профессор СПбГУ и СПбДА С.Л. Фирсов, декан Джорданвилльской Свято-Троицкой духовной семинарии , глава «Фонда русской истории» протоиерей Владимир Цуриков. С докладом «Восприятие новейшей церковной истории в России и Русском зарубежье и воссоединение двух частей Русской Православной Церкви» выступил педседатель конференции архиепископ Женевский Михаил. «Зарубежная Церковь всегда понимала, что положение разделения — явление временное, которое должно быть преодолено», — сказал владыка. Выступавший особо отметил параллели истории Русской Зарубежной Церкви XX века и современной истории Русской Православной Церкви: как РПЦЗ в 1921 году приняла административное деление на митрополичьи округа по континентам, так и сейчас в России идет введение структуры «митрополия — епархия». И тот, и нынешний процесс соответствует постановлениям Поместного Собора 1917-1918 годов, просто из-за гонений Церковь внутри России не могла претворять их в жизнь в течение десятилетий. Протоиерей Владимир Воробьев представил доклад «Изучение новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ: итоги 20-летия». В своем выступлении отец Владимир рассказал, почему с самого начала работы университета изучению новейшей истории Русской Православной Церкви стало уделяться повышенное внимание: «Даже те люди, которые жили в советское время, не очень представляли, что происходило с Церковью в те годы, а новое поколение вообще ничего не знает о ее судьбе. Безотцовщина, оторванность от корней ведет к гибели национальной культуры и надо приложить все усилия, чтобы этого не допустить».

http://patriarchia.ru/db/text/2608040.ht...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.) «История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.) Поснова — классика церковной историографии, одна из лучших книг по истории Древней Церкви. «История христианской Церкви» Поснова характеризуется научной направленностью, стремлением изложить исторические факты, так как они были, выявить их истинные связи. Поснов пишет о сути истории христианской Церкви: «Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели — спасению их душ». Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви Часть I. Предисловие. Предварительные сведения. Источники церковной истории. Издания источников. Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским. Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды. Церковная историография Период I-й. Период II-й. Вводная глава 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа. 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа. Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

§ 1. Понятие о Церковной Истории Церковная История есть последовательное изложение происхождения на земле Церкви Божией и судьбы Ее от начала мира до ныне. § 2. Разделение Церковной Истории История Церкви Божией разделяется временем явления на земле Сына Божия на две половины: на Историю Ветхозаветную и Историю Новозаветную. Ветхозаветная История изображает, как Бог постепенно приготовлял людей к принятию Обетованного Спасителя и ко вступлению в Его благодатное царство. История Новозаветная показывает», как Обетованный Спаситель явился посреди людей и основа ль Свое благодатное царство, как это царство утвердилось и с тех нор существуешь до ныне. § 3. Польза Церковной Истории Изображая действия Божии в отношении к человеческому роду, Церковная История сообщает нам самое живое понятие о свойствах Божественных. Читая повествование о том, как по слову творческому возникла из небытия вселенная, какими благодеяниями осыпал Бог вначале человеков, какие средства употреблял Он к спасению их по падении, с какою любовию принимал Он покаяние от самых тяжких грешников, и как строго наказывал целые города, страны и весь человеческий род за нераскаянность и ожесточение во зле, мы невольно поражаемся Его всемогуществом», благостию и правосудием. Эти невидимые свойства Верховного Существа становятся для нас явными и как бы осязательными, и через то самое питаются и укрепляются в нас чувства веры, надежды и любви со спасительным страхом к всемогущему, благому и правосудному Богу. В то же время, изучая, чего Он во все времена требовал от людей и каким способом люди угождали Ему, мы достигаем отчетливого знания о воле Божией и о своих обязанностях к Нему. § 4. Источники Церковной Истории Главным и важнейшим источником для Истории Церкви Божией служат книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. После них второстепенными, источником для Встхозаветной Истории служат книги Иосифа Флавия: «О древностях иудейских». Иосиф Флавий был сын идейскаго священника и жил в половине первого века по Рождестве Христовом. В 20 книгах своих «Древностей» он изложил историю своего народа от начала мира до разрушены Иерусалима римлянами, причем он пояснил, дополнил и продолжил повествование священных писателей. Для Истории же Новозаветной Церкви после времен апостольских пособий существует бесчисленное множество. Первое место между ними занимают писания Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, жившего в начале 4-го века. По расположению к нему Константина Великого , ему открыты были все архивы Римской Империи. Пользуясь сим, он с ревностью изыскивал все акты, касавшиеся Христианской церкви, и с большою точностию изобразил судьбу ее в оставленных им десяти книгах Церковной Истории. История церкви первобытной

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРЕНКО Александр Васильевич (16.01.1948, Панявежис, Литовская ССР - 19. 01. 2022, Москва), российский историк-медиевист, филолог. Главный научный сотрудник ИВИ РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН (с 2012), председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории», член Церковно-научного и Научно-редакционного советов «Православной энциклопедии», член совета, председатель научной секции ИППО, ответственный редактор альманахов «Религии мира: история и современность», «Церковь в истории России», член редколлегии периодических изданий: «Древнейшие государства Восточной Европы», «Древняя Русь: вопросы медиевистики», «Средневековая Русь», «Православный Палестинский сборник» и др. Автор ок. 400 научных работ. Окончил физико-математическую школу-интернат 18 им. А. Н. Колмогорова при МГУ (1967), филологический фак-т МГУ (по кафедре романо-герм. филологии) (1972). В 70-90-х гг. XX в. научная деятельность Н. была связана с проектом Ин-та истории СССР АН СССР (с 1992 ИРИ РАН) по изданию зарубежных источников по истории Др. Руси, к-рый в 1969 г. инициировал В. Т. Пашуто. Защитил кандидатскую («Русь и Германия во 2-й пол. Х в.: Начало политических взаимоотношений», 1989) и докторскую («Древняя Русь и Запад: Русско-немецкие связи IX-XII вв.», 1996) диссертации. Во время продолжительной работы в Ин-те «Monumenta Germaniae Historica» в Мюнхене (в качестве стипендиата Фонда им. Александра Гумбольдта) им были собраны материалы и написаны статьи по истории политических, культурных, экономических связей Древнерусского гос-ва со странами лат. Европы и с Византией, вошедшие в фундаментальное исследование «Древняя Русь на международных путях» (М., 2001), за которое автор удостоен премии имени митр. Макария (Булгакова) 1-й степени (2001). Это направление в исследованиях Н. было продолжено циклом новаторских работ по сравнительной типологии политико-династического строя Др. Руси. Участие в подготовке комментированного переиздания «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (90-е гг. XX в.), а с 2000 г. в издании «Православной энциклопедии» привело Н. к углубленному исследованию не только истории Русской Церкви X-XIII вв. (христианизация Руси, становление епархиальной структуры, взаимоотношения Церкви и гос. власти, международные церковные связи, паломничества), но и формирования церковно-религ. основ рус. национально-гос. самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564614.html

1. Письмо к Даниловскому священнику И. Ребольскому О. Иоанн! Получил я от тебя при репорте за 29 от 18 минувшего сентября раскольническую историю о соловецких бунтовщиках. В объяснение сей книги посылаю тебе две выписки из одного неизданного сочинения: 1-ю о том, сколь подозрительна и лжива, в существе своем, эта история; и 2-ю. краткая история, как действительно была взята соловецкая обитель, захваченная бунтовщиками 195 . Вам, моим отцам возлюбленным, по благости Божией, удостоенным служить св. церкви в таком месте, каково Суземки, необходимо иметь точные, ясные понятия о раскольнической истории и о действительной истории событий, дабы, по Апостолу, готовым быть присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании ( 1Петр. 3, 15 ). Если раскольнической истории действительно нет у ваших раскольников, то и не говорите о ней. Но я не думаю, чтобы этой истории у них не было, чтобы они не читали ее, не слушали, не плакали над нею. Я это пишу, судя по опытам на Урале. На Урале те, кои читают истории, выходящие из под цензуры, особенно те, кои из раскола обратились к церкви, кои и от пастырей церковных получили объяснение существа раскольнической истории, к этой обольстительной истории не имеют уважения; но ваши соседи раскольствующие не читают подлинных историй, не слышать о неверностях, о лукавстве Денисова, составителя истории, верят ей больше Четьи-Минеи и Пролога. Бог поселил с вами добрых и верных псковитян: не слышать ли чего о страдальцах соловецких они? Не думаю, чтобы раскольницы особенно не пытались подходить со своими прелестями к псковитянам простодушным. Вы это откроете, когда будете учить у себя детей, особенно девушек. Дети откровеннее других. Я это слышал на Урале; начинаю слышать и здесь. Раскол не дремлет, хотя и кажется он спящим. Он иначе существовать не может: давно бы его и не было, если бы ревнители его не трудились над распространением его больше, чем мы, пастыри православия вселенского. Запасайтесь, запасайтесь познанием, особенно же любовью к Спасителю нашему Иисусу Христу, которая не пожалеет сил и трудов, чтобы только не постыдиться в день страшного испытания Владычня, услышать сладкий оный глас, глаголющей: добрый рабе, благий и верный, над малыми был еси верен, над многими тя оставлю, вениди в радость Господа твоего (см. свою Грамоту еврейскую). 2. Письмо к Лумбужсному священнику о. Иоанну

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010