И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:  слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Итак, мы видим, что во всех этих фрагментах ключевое место занимает действие Святого Духа. В самом деле, как мы ни будем стараться приобщиться к ангельской божественной, чистой жизни, наполненной настоящей любовью, у нас ничего не выйдет без Святого Духа, потому что источник любви, лежит не в человеке, а в Боге. Таким образом, достоинство и смысл существования человека проявляется в его способности довериться Богу и принять в себя Дух Святой. Потому, что нас преображает не формальная сторона веры, не ее инструменты — служба, молитвы, посты, чтение, пение или иконы, а только то, ради чего они созданы – стяжание преображающего нас Духа. Как же сформировалась необыкновенная душа Девы Марии? Часть Ее души была создана поколениями боголюбивого народа, сумевшего взрастить в своих недрах такую смирную и духовно чуткую девицу. Часть Ее души сформировало ее служение в Иерусалимском храме — от младенчества до отрочества. Остальное – Ее  собственная заслуга и плод Ее собственных усилий. Главное качество души Богородицы  – Ее бесконечное доверие Богу. Доверив Свою душу Богу, Она позволила Ему действовать внутри Себя и изменять ее так, как это было угодно Богу. Обратим внимание: человек разрешил Богу действовать в себе и работать вместе с Богом. Пожалуй, в этом доверии Богу и в желании жить и трудиться в Боге и есть самая главная заслуга Богородицы, сделавшая Ее не только лучшей из людей, но превзошедшей ангелов. А теперь посмотрим на себя. Разве для нас событие — есть ли у нас на сердце Святой Дух или Его там нет?  Нет, для большинства это не событие. Почти все мы живем не Духом, а своей волей и собственным умом, далеким от мудрости Божией. Мы не позволяем Духу войти в нас. Мы даже не понимаем, зачем Ему быть с нами. В этом трагедия всей нашей жизни. Для мирских — это любить Бога и не желать быть с Ним вместе. Для церковных — быть с Ним вместе и не любить Его.

http://pravmir.ru/s-dnem-tvoreniya-novog...

И пошел с русскими в церковь , и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И ответил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И минувшю лту, в лто 6496, иде Володимеръ съ вои на Корсунь, град гречьский, и затворишася корсуняне въ град. И ста Володимеръ об онъ полъ города в лимени, дали града стрлище едино, и боряхуся крпко изъ града. Володимеръ же обьстоя градъ, изнемогаху въ град людье, и рече Володимеръ къ гражаномъ: «Аще ся не вдасте, имамъ стояти и за 3 лта». Они же не послушаша того, Володимеръ же изряди воа своа, и повел приспу сыпати къ граду. Симь же спущимъ, корсуняне, подъкопавше ст-ну градьскую, крадуще сыплемую перьсть, и ношаху к соб въ градъ, сыплюще посреди града.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

И премилостивый Бог услышал молитву своего любителя и отвел его на Святую Гору свою и поселил его в доме святого Пантелеймона, в рушском монастыре 9 . Первое чудо сотворил на нем Бог , когда прибыли они на Святую Гору. Прошло немного времени, и прибыли избранные ратники, посланные его отцом, и многие другие из солунских краев по приказу царя кир-Исаака 10 и распорядились в письме к проту 11 и всем Сятогорцам, чтобы его никто не задерживал. Нашли его в доме Святого Пантелеймона. Сильно ему обрадовались и воздали за него хвалу Богу, что вернут они его обратно родителям и примут великую честь от господина своего, его отца, а еще и похвалу. И стали его крепко охранять, дабы опять никуда не ушел. Случился день праздника недельного; а в день субботний, в предвечер воскресения устроил он великое веселье со слугами своими: с теми, что пришли за ним, и с теми, что жили с ним. И решил он с богочастивым игуменом того святого места, что когда все лягут спать, ударят они в колокол и встанут к церковной службе, на пение того праздника 12 . И после долгого бдения, сидя на чтении, заснули стражники от многих трудов, и агнец Христов вопиил к пастырю своему с великим сердечным плачем: “О, добрый человеколюбец и душелюбец, услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, дабы спасти меня. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня ( Пс.102:1 ; Пс.101:1 ; Пс.30:2 ; Пс.141:6 ; Пс.141:7 ). И близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине ( Пс.144:18 ), и творит волю тех, кто его боится, и послан был ему богоразумный совет. Призвал он одного из слуг своих, одел его в свое платье, наказав, дабы стоял тот на его месте до окончания службы. И вошел он в святой алтарь по первому прошению и тут принес жертву Господу своему, горькими и великими слезами омочил святое святилище и уподобился Господу своему, когда солдаты охраняли в гробе его пречистое тело, и, укрытый его невидимой силой, вышел с иным ликом средь ратников своих, что его охраняли. И так, пройдя чрез них, вошел в пирг 13 и здесь затворился и прославил избавителя своего, который сотворил с ним такую милость, преклонил пред Господом свои душевные и телесные колени, сотворил молитву и поклялся Господу своему, и остриг власы головы своей, и облекся в монашеские ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

И это настолько неизбежный закон, что Сам Спаситель подчинялся ему. Для молитвы Он выбирал более удобное место и время,– уходил, напр., то на гору, то в пустынные места 87 , молился словами 88 , во время молитвы преклонял колена, падал ниц и возводил очи к небу 89 , в общей молитве допускал пение 90 . Своим же ученикам и последователям Спаситель оставил прекрасный образец молитвы. «Случилось, что когда Он в одном месте молился, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: «когда молитесь, говорите: Отче наш , иже еси на небесех»... ( Лук.11:1–4 ). – Не только в молитве, но и в других случаях своей религиозной жизни Он прибегал к внешним формам и прямо заповедовал их. Пред своим великим служением Он нашел нужным принять сорокадневный пост в уединении ( Мф.4:1–2 и паралл.). Об изгнании нечистых духов сказал, что это возможно только «молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Получению возрождающей благодати и тесное общение с Собой Он благоволил соединить с особыми внешними средствами, каковы: вода в крещении, хлеб и вино в причащении 91 . – А так как Спаситель не мог говорить одно, а делать другое, чего не бывает и с порядочным человеком, то следовательно и в беседе с самарянкой Он не мог отрицать внешнюю сторону христианской религиозной жизни. Но если Христос не отрицал и не мог отрицать внешних проявлений религиозной жизни, то все-таки, скажут иные, отсюда еще далеко до тех обильных форм и видов, которые составляют совокупность нашего православного богослужения. Если, по учению Спасителя, христианская молитва не должна ограничиваться ни местом, ни временем, то не значит ли это, что она не должна ограничиваться никаким решительно местом, хотя бы это был и христианский храм, и не должна определяться никакой формой, хотя бы это было и христианское богослужение. И многим действительно кажется, что в христианстве не должно быть ни храмов, ни богослужений. Внешнее выражение молитвы необходимо, потому что неизбежно. Но как бы оно ни проявлялось, все равно. Поэтому каждый должен выражать свою молитву так, как может и проявлять свое религиозное чувство, как ему угодно. Никаких ограничений ни местом, ни формой не должно быть. Такую свободную молитву, по-видимому, заповедал Сам Спаситель. «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им» ( Мф.6:6–7 ). Вот новое препятствие признать одну общеобязательную и притом обильную религиозную внешность. Здесь, по-видимому, прямо отрицается и христианский храм, как место молитвы и обильные церковно-богослужебные формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Иисуса Христа вывели на двор, где Он под стражею должен был провести остаток ночи. Здесь Он подвергся самому горькому уничижению со стороны архиерейских слуг. Они били Его, плевали Ему в лицо и заушали Его, а некоторые, закрыв Ему рукою глаза, ударяли Его по ланитам и с насмешками спрашивали: „прореки нам, Христос: кто ударил тебя?“ И все эти оскорбления Господь перенес безропотно в молчании. Рано утром снова собрались у Каиафы первосвященники, старейшины и книжники для окончательного решения дела. Господа ввели в это собрание и спросили: «Ты-ли Христос, скажи нам?» Он сказал: „если скажу вам, вы не поверите; если же спрошу вас, вы не будете отвечать Мне и не отпустите Меня“; но еще раз и с особенною силою, применительно к пророчеству Даниила, повторил им: „отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией“. „Итак, Ты – Сын Божий?!“ – злобно воскликнули иудейские начальники. Господь отвечал им: „вы (правду) говорите, что Я“. Тогда члены синедриона сказали: «какое еще нам нужно свидетельство? мы сами слышали из уст Его», и окончательно определили предать Иисуса Христа на смерть за то, что Он называл Себя Сыном Божиим. § 90. Отречение Петра и раскаяние; погибель Иуды. (Мф. 29, 58, 69–75; 27, 2–10; Марк. 14, 25, 66–72; Лук.22 54–62; Ин. 18, 15–18, 25–27). «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня. И взял Я тридцать сребреников, и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11, 13 ). Когда Господь Иисус Христос был взять под стражу в Гефсиманском саду, то за Ним издали пошли апостолы Петр и Иоанн. Иоанн был известен в доме первосвященника Анны 81 и беспрепятственно вошел во двор, а Петр остался на улице подле ворот. Тогда Иоанн попросил служанку пропустить Петра. Пропуская его, она спросила из любопытства: „и ты не из учеников-ли этого человека?“ Петр сказал: „нет“. В это время послышалось пение петуха. От Анны вслед , за Господом Иисусом Петр прошел к Каиафе. Там, когда в полночь сделалось холодно, слуги развели на дворе огонь и грелись, и Петр подошел к огню. Видя его беспокойство, некоторые из слуг просили: „не из учеников-ли Его и ты? и наречие обличает, что ты галилеянин“. Тогда Петр вторично отрекся от Иисуса Христа. Наконец, подошел к Петру родственник того Малха, которому он отсек ухо, и начал обличать его: „не я ли видел тебя с Иисусом в саду Гефсиманском?“ Петр совсем растерялся и стал божиться и клясться, что не знает Иисуса. Петух запел во второй раз. В эту самую минуту Господь, обратившись, взглянул на Петра. Взор Господа проник до самой глубины в сердце Его. Он вспомнил слова Господни, бросился вон со двора Каиафы и горько плакал о своем падении. Печаль Его была проникнута пламенною любовью в Господу и оживлялась верою в Его бесконечное милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Как нарушается целомудрие духовное? Когда увеселения доводят человека, например картежника, пьяницу, до того, что он начинает терять здравый рассудок: мыслить лукаво, чувствовать страстно или похотливо и поступать вопреки внушениям совести. Наконец, мирские удовольствия непозволительны для лиц, посвященных на служение Церкви, или для тех, кто связал себя явным или тайным обетом служить Богу в тишине семейной или уединенной жизни. Итак, христианин, тебе дозволяются удовольствия, но помни при этом апостольское изречение: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ). Пользуйся дозволительными удовольствиями, но смотри, чтобы они не лишили тебя здравомыслия, чистоты сердечной, чистоты телесной и здравия телесного. Будь послушным рабом своей совести, но не будь рабом своих удовольствий. А сие последнее будет тогда, когда ты доведешь себя до такого состояния, что без этих плотских, чувственных удовольствий все другие, хотя бы высшие, истинно благородные удовольствия истины, красоты и добра потеряют для тебя достаточную цену. Это будет тогда, когда привязанности твои к домам зрелищ и к увеселениям разного рода сделают твой семейный очаг для тебя холодным, жилище твое – мрачным и скучным, когда служебные и общественные занятия твои станут для тебя постылыми, когда храм Божий не будет привлекать тебя к себе своим благолепием, когда церковная молитва, церковное пение покажутся для тебя занятиями крайне скучными, когда звон колокольный будет возбуждать в сердце твоем тоску. Помни, христианин, слова предостережения, сказанные мудрецом израильским для юноши, и приложи их к себе: Веселись, юноша, в юности твоей... ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это, то есть за похоть сердца, за похоть очей, Бог приведет тебя на суд ( Еккл.11:9 ). Против зрелищ. Беседа пятая Голос архипастыря Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. ( Еф.4:1 ). Пастырским долгом нашим считаем предупредить верных сынов Святой Церкви удерживаться от посещения увеселительных зрелищ, назначаемых в навечерие воскресных и праздничных дней, а также во время святой Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Как тут не вспомнить начало притчи о милосердном самарянине? «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (Лк. 10, 31–32). У священника и левита были свои мотивы, чтобы так поступить: если бы они коснулись этого израненного человека, а он оказался мертвым, то они, согласно ветхозаветным правилам, считались бы оскверненными. А так — прошли мимо и остались чистыми. Обсуждаемый документ, по сути, узаконивает подобную ситуацию для священнослужителя, имеющего медицинское образование, и делает ее единственно возможной. И если святитель Лука Войно-Ясенецкий стал милосердным самарянином для сотен или тысяч людей, чьей плоти коснулся его хирургический нож и чью кровь он проливал во время операций, то обсуждаемый документ видит в этом лишь исключение из правила. Тогда непонятно, зачем он был канонизирован. К тому же наверняка не все произведенные им операции были успешны, наверняка за долгие годы его хирургической практики были и такие пациенты, которые умерли под его ножом. Само сведение медицинской практики к пролитию крови вызывает большие сомнения. Совершенно ясно, что в медицине пролитие крови, если и совершается, то с целью спасения жизни и сохранения здоровья, а не убийства или нанесения ущерба человеку. В этом случае механическое применение правил, почерпнутых из Номоканона, производит впечатление чуждого Новому Завету Господа Иисуса Христа фарисейского буквализма. Канонический запрет на совмещение священства с актерской профессией понятен. Однако можно ли считать обоснованным расширение понятия актерской профессии на «сценическое пение»? Следует ли включить сюда и выступления на сцене церковных хоров? Такие выступления являются распространенной и общепринятой практикой, одним из видов миссионерского служения Церкви в светском обществе. Или хор мирян на концертах выступать может, а хор духовенства не может? А как насчет иеромонаха Фотия, который получил первую премию на конкурсе «Голос» и выступает с сольными концертами? Ведь он занимается не чем иным, как сценическим пением.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kri...

Когда он поспешил на зов, предстоятель сказал ему: «Иди сей же час в храм, позови сюда семерых братьев и сам приходи с ними». Когда они пришли, он сначала призвал их жить в любви и мире друг с другом и со всеми верующими, следовать с неослабевающим постоянством монашеским правилам, которым он научил их и которым, как все они видели, следовал сам, и учиться из слов и дел отцов, бывших до них. Потом он добавил, что день его смерти близок. «Ибо,-сказал он,-возлюбленный гость, что приходит к нашим братьям , нынче пришел и ко мне, чтобы забрать меня из этого мира. Поэтому возвращайтесь в храм и велите братьям молиться ради моего отхода ко Господу и не забывать постом, молитвами и добрыми делами готовиться к собственному их отходу, час которого неведом». Когда он сказал это и многое другое подобное и когда они получили его благословение и пошли прочь в великой печали, тот из них, что слышал небесную песнь, вернулся, припал к земле и сказал: «Отче, прошу, позволь задать тебе вопрос». «Спрашивай все, что хочешь», -сказал ему Хад. И Овин спросил: «Молю, открой мне-что это за радостные голоса сошли с небес к ораторию и после вновь вернулись на небеса?» Хад ответил: «Если ты слышал пение и видел сошедшую небесную свиту, то именем Господа заклинаю тебя никому не говорить об этом прежде моей кончины . Это приходили ангельские духи, чтобы унести меня к небесным радостям, которые я всегда любил и к которым стремился; через семь дней они обещали вернуться и забрать меня с собой «. Так все и случилось по его слову, поскольку его немедленно охватила телесная слабость, которая день ото дня росла, и на седьмой день, как и было обещано, после приготовления к кончине вкушением плоти и крови Господа его чистая душа освободилась из темницы тела и в обществе ангелов, как следует верить, вознеслась к радостям небес. Неудивительно, что он с радостью встретил день смерти или, вернее, День Господень, хоть и ждал всегда его прихода с волнением. Ибо кроме всех добродетелей воздержания, смирения, рвения в учении, молитвах и добровольной бедности и прочих заслуг он был полон страха Божьего и всегда помнил о последнем своем часе.

http://sedmitza.ru/lib/text/440757/

Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Набрав крещенской воды, мы вместе со старостой под пение тропаря Крещению Господню обильно окропили притвор. Я тогда вспомнил, что, окропляя храм на сам праздник Богоявления, забыл освятить эту часть храма, притвор. Спустя несколько минут, мы с помощницей вышли из храма. В притворе стоял чудесный запах морозца. И тогда я понял, что запах тлена, по-видимому, исходил от того, кто приходил за старушкой. Пришел из бездны и ушел с добычей, а присутствие своё обозначил. Вот так наверно там и пахнет… Не забывает он нас, всегда рядом, «аки зверь рыкающий», страшный и безпощадный. И раньше случались явления в притворе, но чтобы такие, как вчера, – право, не припомню. Вот такие чудеса… Плоть едина И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. ( Мф. 19:5-6 ) На днях прочитал, что в Африке несколько католических священников отделились от своего Папы. И по причине вовсе не догматической, а по самой что ни на есть житейской: отцы заявили, мы хотим иметь жён, и жить с ними в законном браке, как и все остальные нормальные люди. Разумеется, что эти чернокожие ксёнзы уже имеют жен, живут с ними, но открыто не афишируют. Начальство об этом знает, но закрывает глаза, понимаем, мол, вас, наши африканские братья, нелегко вам там, в такой жаре, бороться с искушениями. Только верующему человеку, а тем более священнику, так жить (против совести) невмоготу. Нельзя самому нарушать принятые нормы благочестия и одновременно с этим учить паству нравственности, – вот и восстали. Тяжело нашим католическим братьям без матушек, раз решились ради них даже на раскол. Да и вообще, тяжело священнику одному, и не только когда он молод, но и во многих других отношениях… Вот, был у меня один знакомый целебатный батюшка, – сейчас связь, к сожалению, прервалась, а тогда я, ещё, не будучи священником, заезжал к нему на приход. Как-то приезжаю, и неожиданно попадаю на его день рождения. Захожу в церковный дом, а там… – яблоку упасть негде, и – одни женщины. Суетятся, готовят что-то на кухне, кто-то с тарелками бегает. Обстановка самая что ни на есть празднично приподнятая, женщины все в белых блузках, а под платочками угадываются тщательно уложенные головки.

http://azbyka.ru/fiction/plachushhij-ang...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010