И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.    В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?». И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?». Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою. В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира. И удивительное рассказывают, будто бы и другой свет есть – и чудно слушать их, – если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то по смерти снова востанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у кого служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их и службу». Они же отправились и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к цесарю. Цесарь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, цесарь обрадовался и в тот же день оказал им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские, разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила зажгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь , и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из всех проповедников Владимиру понравился лишь греческий философ, однако бояре и старцы посоветовали ему направить посольство в разные страны для того, чтобы можно было сделать окончательный выбор: «И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еше к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их – зачем пришли? Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские испытывать веру нашу. Приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и составили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь , и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, удивлялись и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью». После возвращения послов в Киев, продолжает «Повесть временных лет», Владимир созвал бояр и обратился к послам: «Говорите перед дружиной». Вот что рассказали послы Владимиру и боярам: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В пророческих откровениях сказано: «Разве разлюбит мать дитя свое? Но если бы и мать разлюбила дитя свое, – говорит Господь, – то Я не разлюблю вас» (см. Ис.49:15 ). Но притча о блудном сыне – только образ любви Бога к людям. На самом деле Бог любит человека неизмеримо глубже и сильнее, чем родители своих детей. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец, – прервав его, – сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги ( Лк.15,21–22 ). На этом человеке уже не было ни верхней одежды, ни обуви, но отец все возвращает своему сыну и даже дает ему перстень, который в старину был символом власти. Часто на перстне носили печать, которой пользовались при скреплении документов, и носитель этой печати был доверенным лицом у господина. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться ( Лк.15,23–24 ). Эта радость – от того, что нашелся сын. Совершенно забываются все грехи, все падения, все, что было сотворено им по своей воле, – так бывает и с нами, Господь вменяет нам все это в небывшее, когда мы каемся искренно. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование ( Лк.15:24–25 ). По-славянски переведено «пение и лики», а точный перевод с греческого – «музыка и танцы». Это было необыкновенно радостное пиршество, сопровождаемое всем, что обычно сопутствует человеческому веселью. Это образ того, какая радость бывает у Бога, Его святых, Ангелов Божиих, когда кто-то из людей кается. И, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым ( Лк.15:26–27 ). Откормленный теленок – символ обилия Божественной благодати, даруемой нам на божественном, церковном пире. Под пиром подразумевается, прежде всего, наша жизнь в Церкви (не только собственно то время, которое мы пребываем в храме, – но и вообще вся наша жизнь в Церкви, где бы мы ни находились, богослужение, участие в Таинствах).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

По окончании пения антифонов дьякон или священник поднимает Евангелие, крестообразно благословляя им прихожан, и произносит: «Премудрость, прóсти» . Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующего пения и чтения, а слово «прóсти» , то есть «стойте прямо», призывает к особому вниманию и благоговению. После пения «Приидите, припадем и поклонимся Христу, спаси ны, Сыне Божий…» поются церковные песнопения, называющиеся тропарями и кондаками. Они кратко повествуют о подвиге святого или выражают суть праздника, который в этот день совершается. В это время священник в алтаре от лица всех верующих молится Господу, чтобы Трисвятую песнь, от Серафимов воспеваемую, Он принял и от нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение и освятил наши помыслы, души и телеса. Трисвятое Малый вход завершается пением Трисвятого. Историю происхождения этой молитвы мы находим в Священном Писании и Священном Предании. Прежде всего, она связана с видением пророка Исаии, которому явился Ветхий Денми, то есть Бог в образе старца, сидящий на высоком Престоле. «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2–3). Увидев Бога, Исаия возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 5–7). Существует благочестивое предание: в Константинополе случилось чудо, явленное одному отроку, который во время землетрясения был восх и щен на небеса. Ему тоже довелось услышать ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» Когда он пришел в себя и поведал обо всем епископу, тот решил пройти по стенам города с пением Трисвятого, добавив к нему: «Помилуй нас!». После этого крестного хода землетрясение закончилось и город был спасен. Именно в этом виде Трисвятая песнь вводится в богослужение. Таково церковное предание. Документально же она впервые зафиксирована после завершения первого заседания Халкидонского Собора (451), когда отцы Церкви вышли из храма под пение Трисвятого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Пророки путешествовали по городам и селениям Иудейским иногда целыми сонмами или толпами. Они проповедовали народу Слово Божие, объясняли Иудейские религиозные обряды и пели священные гимны, которые составлялись в этих же религиозных братствах. Пророческие проповеди и пение сопровождались игрою на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях. Поэтому множество народа стекалось слушать проповедь пророков и особенно их религиозную музыку и пение. Из пророческих школь выходили доблестные мужи с закаленным религиозным характером, которые бесстрашно провозглашали истину и обличали пороки, как наприм. Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекиль, Даниил и др. В пророческих школах, или под руководством пророков, получили высокое религиозное образование боговдохновенные Иудейские цари Давид и Соломон. Во время гонений от Саула Давид, скрываясь, пришел к пророку Самуилу в Раму и рассказал все, что делал с ним Саул. Здесь, в сонме пророков, Давид облегчил свою, утомленную гонениями, душу пением священных гимнов и музыкою. В псалмах или священных песнопениях Давид изливал все свои религиозные чувства, а именно: пламенную веру в Бога, твердую надежду, благодарность и славословие, радость и скорбь, покаяние и сокрушение о грехах. По возвышенности и пламенности религиозного чувства, по силе и нежности выражений псалмы превосходят все песнопения, заключающиеся в священных книгах ветхого завета; поэтому они постоянно употребляются и в православном христианском богослужени. Но возможно ли представить, чтобы такие возвышенные религиозные гимны изливались из поэтической вдохновенной души царя Давида не на родном языке?.. Когда Давид получил известие о поражении Израильтяне и о смерти Саула и сыновей его, то он горько оплакивал это бедствие. «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей, быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские, плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Таковы и все псалмы избранные. С окончанием пения псалма избранного и каждения церкви еще раз поется величание перед образом с припевом: «Слава и ныне, аллилуия». Затем ектения, чтение седальных, пение степенных, первый антифон четвертого гласа (см. письмо десятое: «антифоны», прокимен и Евангелие). Евангелие в праздники господские повествует о празднуемом событии; в праздники богородичны читается всегда одно: «о посещении Пресвятой Девою Марией Елисаветы» ( Лк. 1:39–56 ). После Евангелия псалом пятидесятый и пение или особенных стихов в праздники господские, или дважды «молитвами Богородицы» в праздники богородичные. Вот, например, эти стихи в Рождество Христово. «(Слава) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился от Девы». (И ныне) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился в Вифлееме». Потом: «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. И здесь представлю в пример стихиру в день рождества Христова. «Слава в вышних Богу, и на земле мир! Сегодня воспринимает Вифлеем вечно сидящего с Отцом. Сегодня славословят ангелы, как Бога, рожденного младенца. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Затем диакон: «Спаси Боже люди Твоя» и пр., возглас священника и каноны. Помазание елеем Здесь особенность великих праздников состоит в том, что православные прикладываются к иконе, перед которой пилось величание, и помазываются елеем. Этот елей тот самый, который на вечерни, вместе с хлебами, был благословлен и освящен. Значит, и помазание – не какое-нибудь простое и ничего не значащее действие, а соединенное с благодатью, всеосвящающей и во всем помогающей. Но понятно, что сила и действие благодати проявляются лишь тогда, когда ее желают, ищут, когда к ней прибегают с благоговением и верой. Без этого и не помазание освященным елеем, а самые таинства ни к чему. Не забывай этого, друг мой. Не забывай, что дары благодати, которые, под видимыми знамениями, предлагает св. Церковь православным, то же самое, что дождь, падающий с неба. Падает дождь и на камень – и без пользы и плода скатывается с него. Падает на разрыхленную землю – и служит источником жизни. Да будет твоя душа, разрыхленная молитвой и верой, подготовленной ночвой для воспринятия даров благодати, под каким бы то ни было видимым знаком: благодать сойдет в твою душу и все оживотворит в ней. Не подражай тем бессмысленным, которые во всех действиях Церкви видят одну внешность, одну обрядность, и, не понимая внутреннего значения, дерзают судить и даже осуждать то или другое действие. Наказание за то уже и теперь в них самих. Где нет благодати, там нет жизни. И мертва их душа перед Господом Богом, мертва для всякого добра. Они-то и есть те мертвецы, о которых сказал Спаситель: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). Незавидная доля, от которой спаси Отец небесный всякого! Каноны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В день его памяти я бы хотел сказать несколько слов о церковной гимнографии и о том, как ее использовать. Многие люди, которые ходят в Церковь, занимаются всем, чем угодно, только не слушают богослужение, они говорят, что им нужен настрой, ощущение. Но тогда непонятно, зачем нужно богослужение? Может тогда поставить орган, как у католиков? Он ведь тоже создает неплохой настрой. Вы не думали, почему Церковь запретила органы и ввела богослужебное пение? Для того, чтобы люди умом и сердцем возносились к Богу. Церковное богослужение нужно для того, чтобы мы с вами учились благочестию. Чтобы люди знали, как Бог создал мир, как Он спас нас через Господа Иисуса Христа, каким образом Он освящает нас Святым Духом, как подвизались праведники, сражались мученики, побеждали страсти преподобные, каким образом бороться с грехом и учиться добродетелям? Всему этому учат церковные гимны, церковное песнопение, воспеваемое устами христиан. Церковные молитвенные священные тексты – это не обычные тексты, они восходят к Господу Богу – Духу Святому. Как говорил апостол Павел: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» ( Рим. 8:26-27 ). Все наши песнопения идут от Духа Святого, Который в Церкви молится через нас Отцу Небесному, подвигает нас к Отцу Небесному, и таким образом мы входим в Троическую жизнь. Первопевцом является Иисус Христос: «Посреди церкви воспою Тебя» ( Евр. 2:12 ), говорит Христос Богу-Отцу. Отца в Церкви прославляет Христос Спаситель, и мы вовлекаемся в вечную славу, когда Сын прославляет Отца, Отец прославляет Своего Сына, а Дух Святой славит и Отца, и Сына. Недаром все наше богослужение построено на словах Святого Духа. Почти все богослужение Православной Церкви соткано из слов Священного Писания. И гимны (каноны, стихиры, тропари) тоже вдохновлены Святым Духом, они основаны на Священном Писании. Наша задача — учиться по тому, что поют в Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании , молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства . Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается. Таинства Крещения и Миропомазания Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь , чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно. В таинстве Крещения , верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия. Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос , Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение в е дения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма). Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26:30 . Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел – 135-й псалом. Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол. 3:16 . Когда начинается и оканчивается церковный день? иеромонах Иов (Гумеров) Церковный день начинается с вечера. Первая служба суточного круга – вечерня. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу ( Лев. 23:32 . Такой способ отсчета суток связан с повествованием в книге Бытия о днях творения: И был вечер, и было утро: день один ( Быт. 1:5 . Следовательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово нюхтэмерон переводится ночь-день, т. е. сутки. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. Вне богослужения (например, начало и окончание постного дня) Церковь использует греческий способ исчисления суток – с полуночи до полуночи. Почему у многих храмов купола не одного цвета?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010