Чего мы хотим? Если украинские православные — наши братья во Христе, утрату церковного общения с которыми мы видим как большую беду, нам стоит думать о том, чтобы могло бы содействовать сохранению этого общения, а что — вредить ему. Ссылки на правила и каноны могут быть формально безупречны — но не убеждать людей, потому что в них нет самого главного — братолюбия. Как говорит Апостол, «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:1,2) Готовности услышать других православных, почувствовать их боль, осознать, какие скорби они претерпевают. За поступками людей могут стоять разные причины. Это может быть гордыня или политические амбиции. А могут быть невыносимые обстоятельства, в которых хорошего варианта нет, а какой из плохих является наименее плохим — это заранее понять невозможно. Мы можем, например, вспомнить декларацию митрополита Сергия, о которой люди спорят до сих пор. Была ли она необходимой? Была бы Церковь без нее совершенно уничтожена? Даже сейчас это трудно понять. А уж самому митрополиту Сергию, на которого легло невыносимое бремя этого выбора — тем более. Украинская Православная Церковь находится в тяжелейшем положении. С одной стороны, она претерпевает все бедствия войны — на которой погибают, в том числе, ее прихожане и их родные. С другой — ее стремится уничтожить правительство. Мы, как частные лица, не обладаем властью изменить эту ситуацию — но мы можем решить, как себя в этой ситуации вести. И нам стоит отнестись к нашим страдающим братьям с состраданием и пониманием — как говорит Апостол, «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор.12:26,27) Холодное, формальное осуждение может только быть вкладом в грех раскола — который предотвращается и исцеляется любовью.

http://radonezh.ru/2023/04/18/lyubov-boz...

Конечно, этот свет всегда пробивается через толщу человеческого греха — и когда мы решаемся «ходить во свете, подобно как Он во свете» (1Иоан.1:7), мы сразу же спотыкаемся о самих себя. Слишком трудно идти против течения этого мира, который учит вражде и ненависти, слишком много тьмы обнаруживается и в своем собственном сердце. Но мы не оставлены на самих себя — Бог не устает прощать и спасать, и когда мы ищем Его помощи и руководства, мы всегда ее получаем. Поэтому важно не то, можем ли мы — не можем — а то, хотим ли мы. Если хотим — Бог поможет нам исполнить Его волю. Поэтому в каждой ситуации, в которой мы оказались, стоит задаться вопросом — как мы можем исполнить повеление Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35) В эти дни доводится читать много комментариев о гонениях, которые претерпевает Украинская Православная Церковь. В интернете на нее изливается много злобы со стороны украинских националистов — да и просто несчастных, страдающих, озлобленных людей, которым подсунули удобный предмет для ярости и ненависти. Но негативные комментарии приходят и с нашей стороны. Украинским верующим ставят в вину то, что они прекратили поминать Патриарха Кирилла и вообще подчеркивают, что больше не связаны с Москвой. Сам Патриарх — и на это стоит обратить внимание — реагирует очень и очень сдержанно, мы не слышим от него каких-то резких и категоричных оценок. Только призывы ко всем, кто может его услышать — церковным и политическим лидерам мира — возвысить голос в защиту гонимой Украинской Церкви. Было бы очень хорошо, если бы и все мы придерживались принципа «не навреди», и следовали, в этом отношении, линии священноначалия. Но увы — довольно многие комментаторы высказывают в адрес украинских епископов обвинения в расколе. Раскол — действительно великое зло и грех, и, если подходить чисто формально, такое обвинение можно было бы выдвинуть. Вопрос в том, а нужно ли его выдвигать.

http://radonezh.ru/2023/04/18/lyubov-boz...

  «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». Рим. 1:21-25   Секуляризация и неоязычество Процессы секуляризации (отхода от религиозной жизни), которые победным маршем захватывают позиции на всё больших географических и политических территориях, относящих себя к современной цивилизации, несут с собой ряд издержек, в том числе «ассиметричное» отношение к различным религиозным взглядам. Поясним. «Расцерковление» нашего общества началось не в одночасье. С точки зрения истории основы этого явления были заложены ещё во времена Ренессанса в Западной Европе, а затем стали постепенно, совершенствуясь в формах, распространяться в глобальном масштабе. Вначале секуляризация разворачивалась в пределах христианского мира, а затем с успехом шагнула за его пределы. Кто-то усматривает в секуляризации массу положительных черт, например, право свободы выбора собственных религиозных взглядов. Кто-то пытается активно бороться с потерей обществом религиозных ориентиров. Но на текущий момент мы имеем уже довольно значительную часть населения нашей планеты, которая не живёт и не желает жить согласно заповедям, ниспосланным Свыше. Усугубляет нашу настороженность к этим процессам не просто вытеснение религии из всех сфер нашей жизни, но то, что при этом по отношению к различным религиям проглядывается определённая избирательность. Проиллюстрировать это можно на примере современного так называемого «Русского мира», то есть сообщества, которое выросло из православной культурной традиции. При всей фундаментальности внешнего авторитета Русской Православной Церкви, в сообществе наблюдается равнодушное отношение к христианскому духовному наследию. Более того, называя себя православными, люди живут по принципам, совершенно противоположным христианским. Попытки представителей Церкви высказаться на публичном уровне о необходимости соблюдения хотя бы элементарной морали встречают жёсткую реакцию, агрессию, которой трудно найти объяснение. Понятно, что христианские принципы самоограничения мешают обустраивать личный комфорт и удовлетворять свои повышенные запросы и элементарную похоть, но вместо ожидаемого игнорирования и замалчивания церковного мнения мы сталкиваемся со шквалом необоснованных обвинений и откровенной ругани.

http://bogoslov.ru/article/3228683

А это, как метко выразился Кареев, было как нельзя более на руку Церкви. На руку в чём? Уважаемый историк объясняет: в том, чтобы подмять под себя государство. Это совершенно правильно, но здесь надо задать вопрос: а для чего Церкви устанавливать своё господство над государством? Что она получит в результате этого? Давайте подумаем. Духовная власть, господство над душами людей у неё и так имеется, тут ей никто не конкурент. А подчинив себе государство, она будет иметь и власть материальную – политическую, административную и экономическую – таким образом весь мир будет у её ног. Значит, надо внести уточнение. Феодализм был не «на руку» западной Церкви, а представлял для неё сильный соблазн, великое искушение. Оно имело совершенно ту же природу, что и знаменитое искушение Христа во время Его сорокадневного поста в пустыне перед началом земного служения. Вспомним, как это было. «…Берёт Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему» ( Мф. 4:8 ). Этот сюжет повторился в точности. Раздробленность и слабость светского правления нашёптывала церковному руководству: возьмите брошенную кесарями власть в свои руки, отвлекитесь ради бедного беспризорного народа от исключительного служения одному Господу, обратите внимание и на мирское, и всё оно станет вашим! Метафизический смысл искушения был прост: послужите сразу двум господам – Богу и мамоне, и все сокровища и вся слава мира достанутся вам. И, в отличие от Христа, Западная Церковь не смогла преодолеть этого соблазна, не сказала «отойди от меня, сатана». В художественной форме суть искушения, перед которым она не устояла, выразил Достоевский в главе «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы». Это был поворотный момент не только в истории христианской Церкви, но и в истории всего человечества. Христианская цивилизация раскололась на католическую  и православную. Формальное размежевание между ними произошло лишь в XI веке, а фактически эти ветви разошлись лет на двести раньше. Католицизм воцарился в Западной Европе, православие – в Византии. Загоревшись желанием обрести власть не только над душами своей паствы, но и над её телами и кошельками, католическая Церковь провела энергичные реформы, сделавшие её более мобильной, централизованной и дисциплинированной (эти реформы провёл «величайший из пап» Григорий VII в конце XI века, сразу после официального разрыва с православной Церковью), и начала создавать для достижения своих честолюбивых целей новое богословие и новую философию.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

скрыть способы оплаты Комментарии Алмазов 25 июня 2020, 23:42 Истинному христианину не место там где царствует ложь. То что человек не может судить это показал Христос на своем кресте. Праведный свободен от закона. Закон обличает безбожников - людей мира сего, он их господин и он их бог. Заменяйте слова имею право на я могу. Валерий 29 августа 2019, 09:30 На самом деле слуга ударил Христа по щеке, потому что Он не прямо ответил на вопрос первосвященнику, а отослал к слышащим об Его учении. Он не мог метать бисер перед свиньями, и рассказывать о Своем учении, тем, кто собирался убить Его. Лектор же упомянул о праве обвиняемого на ходатайство о вызове свидетелей, и что таким образом затягивалось бы судебное дело. Но разве Господь наш не добровольно отдал Себя в руки грешников, чтобы затягивать потом еще судебную тяжбу? Итак, они ожидали прямой ответ от Христа об учении, а когда Он его не дал, то слуга первосвященника и применил силу. Спаси Господи! Мария 19 июля 2018, 21:32 Где и когда светский оторванный от христианских норм суд был справедливым? Нигде. И молчание гробовое на тему что делать христианам если они в конфликте между собой. На это есть указание ап.Павла что судитесь своим внутри церковным судом перед своими, а не перед неверными. К сожалению это утрачено. А светский суд это такое место куда и политика вмешивается, и деньги ( адвокат хочет гонорар) и т.д Татьяна Смирнова 24 сентября 2017, 10:40 Мудрые выводы. Спаси Господи! Василий 10 июля 2017, 12:59 А как быть с толкованием Иоанна Златоуста, который говорит, что не стыдно и голому ходить, но исполнить слово Христа? http://bible.optina.ru/new:mf:05:40 тамара 10 мая 2016, 22:04 Христос Воскресе!!!!! Да,по закону,все равны , независимо от вероисповедания.Но...увы...не всегда так бывало...Если бы не Константин Великий,который возвёл христианство в законную,уже не гонимую религию. А так...нас бы просто не было,христиан...Слава Богу за всё. Антон 10 мая 2016, 20:21 " 39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

http://pravoslavie.ru/93200.html

Доказывает ли это полную безгрешность членов Русской Православной Церкви? Конечно, нет. Если Вас ложно обвинили в том, что Вы - англо-японо-германский   шпион, заговорщик и террорист, это еще не доказывает, что Вы человек безупречный. Но это показывает, что Ваши обвинители - люди лживые, которым доверять не стоит. Разумеется, противниками Церкви могут выступать люди разные, с разными представлениями о допустимом; но если двадцать раз нападки оказываются ложными, будет разумно предположить, что это так и на двадцать первый раз; а если двадцать первый случай подтверждает сложившуюся тенденцию, то естественно ожидать, что она проявится и в двадцать втором. Какова реакция противников Церкви на выявление явной неправды? Она довольно показательна. Человек, искренне заинтересованный в правде может сделать ошибку - он может поторопиться, его могут ввести в заблуждение. Но что он сделает, если ему на это укажут? Признает ошибку и принесет извинения. В нашем случае происходит иначе - даже если люди признают, что порочащие утверждения о Церкви или Патриархе лично - ложны, это отнюдь не побуждает их к извинениям. “У порядочного человека не оторвут носа”, если на на Вас клевещут, значит, Вы это каким-то образом заслужили. В любом случае, они уверены, что все церковники, а Патриарх особенно - лицемеры и злодеи, а мелкие фактические нестыковки   не имеют значения. В чем причины такой неукротимой враждебности? Они могут связаны с различными духовными, психологическими, историческими и политическими причинами. Иногда они могут совмещаться в одном человеке; иногда - какая-то одна быть преобладающей, а другие не играть заметной роли. В духовном отношении враждебность не должна нас удивлять - это именно то, что в Писании неоднократно нам обещано, и за каждой Литургией мы слышим “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. (Матф.5:11)”. Чем более реальным будет становиться присутствие Церкви, чем громче будет звучать ее свидетельство, тем большее сопротивление это будет вызывать. Церкви отнюдь не обещана любовь мира. На психологическом уровне Церковь служит напоминанием о том, что возможна другая жизнь - с другими ориентирами и ценностями, и само это напоминание воспринимается болезненно. Церковь будет вызывать неприязнь не тем, что плохо служит Христу - а именно тем, что служит. “Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы...   Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. (Иоан.15:18; Иоан.7:7)”

http://radonezh.ru/analytics/i-vsyachesk...

Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» ( Мал. 2:7-9 ). Эти слова пророка Божия пришли нам на память после прочтения воззвания от 16/29 Июля 27 г. м. Сергия и организованного им Временного Священного Патриаршего Синода. Восстали они, как обличение того пути, на который так решительно и безоглядно стали они в этом своем «Обращении». Может ли Церковь, которая есть «столп и утверждение истины», может ли она и ее иерархия, при каких угодно случаях и для каких угодно целей становиться на путь лжи и человекоугодничества? Нет, ибо это безусловно воспрещается словом Божиим ( Деян. 4:19 ; Иез. 3:18 ). Все, что говорится от лица Церкви, должно дышать истиной Христовой, исходить из нее, быть сообразно с ней; и всякое отклонение от истины, какими бы соображениями оно ни оправдывалось, является оплеванием Пречистого Лика Христова, и для Церкви, в конечном итоге, оказывается всегда позорным и вредным. Позорно и вредно ей и то дело, которое начато м. Сергием, позорно и вредно потому, что в нем нет истины, а все оно полно лжи, соображений и расчетов человеческих. После Октябрьского переворота Русская Церковь оказалась перед лицом государственной власти не только безрелигиозной, но ярко антихристианской, в существе своем отрицавшей Христианство и Христу противоположновраждебной, а потому фатально обреченной на борьбу с Ним. Церковь стоит поперек дороги коммунизму в самых главных основных пунктах. Она является отрицанием коммунизма в области материалистической философии, его категорических концепций и практических средств его осуществления. Противоположность эта равняется противоположности между «да» и «нет», между утверждением и отрицанием, и поэтому враждебные действия государственной власти против Церкви были неизбежны. Однако, власть не находила до сих пор в себе достаточной силы открыто начать бороться с Церковью, как таковой, — она делала это под видом борьбы с политической контрреволюцией церковной иерархии и церковных организаций.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010