Информационная политика Церкви как общественная проблема Где в нашей информационной повестке Христос? Не «православные ценности», а живой Спаситель. 6 марта, 2014 Где в нашей информационной повестке Христос? Не «православные ценности», а живой Спаситель. Член Межсоборного присутствия Дмитрий Сладков — о деятельности и позиции Церкви в медийном пространстве. Когда мы слышим в публичном пространстве некое высказывание, которое так или иначе можно воспринять как звучащее от лица Церкви, мы неизбежно задаем себе вопрос о субъектности этого высказывания. Что за голос мы слышим? Что это такое – «позиция Церкви»? Здесь могут быть две точки зрения. Позиция Церкви есть позиция институтов церковного управления. А в сегодняшнюю эпоху тотального огосударствления всего и вся, в эпоху воплотившегося гоббсовского Левиафана, – это позиция институтов церковного управления, официально признанных государственной властью. Позиция Церкви есть позиция Полноты Церковной, Народа Божия, собранного вокруг Христа Спасителя. Эти два существенно разных представления можно рассматривать в противопоставлении друг другу, искушение такое есть. Но это не единственный способ их взаимного соотнесения и, с моей точки зрения, уж точно не самый правильный, поскольку институты церковного управления – исторически появившаяся часть Церкви. Действительная проблема состоит в том, что институты церковного управления – даже в случае их высокой приближенности к идеалу (а их сегодняшнее состояние совсем не таково) – никак не всеохватны, не покрывают и не могут покрыть всего многообразия и всей содержательности жизни Церкви и в Церкви. Здесь уместно вспомнить известные слова апостола Павла о различии служений (1 Кор. 12: 4-30). И служение управления – лишь одно из многих церковных служений, не заменяющее собой всех остальных, равночестных ему. Когда мы говорим «информационная политика Церкви», «информационная» – это прилагательное, «Церкви» – дополнение, существительное же – «политика». Это, в частности, означает, что та или иная информационная политика, в той мере, в какой подобное словоупотребление не является метафорой, имеет прямое отношение к задачам взятия, удержания и структурирования власти и влияния.

http://pravmir.ru/sladkov-informacionnay...

А.А. Кострюков Глава 13. Русская Церковь в годы хрущевских гонений (1958–1964 гг.) § 1. Церковная политика советской администрации 1958–1964 гг. В марте 1958 г. Н. С. Хрущев возглавил Совет министров в СССР, сохранив при этом должность первого секретаря ЦК Коммунистической партии. После страшных лет ежовщины и бериевщины хрущевская политика выглядела относительно человечной. Частичная реабилитация жертв сталинских репрессий, определенная либерализация культурной жизни, выход из международной самоизоляции позволяли надеяться на серьезное обновление и даже перерождение советского строя. Название повести И.Г. Эренбурга «Оттепель», отразившей эти надежды, дало неофициальное название и всему этому периоду. Однако экономическая политика Хрущева явилась началом пути к очередной катастрофе. Хрущевское наступление на подсобные хозяйства стало продолжением сталинского раскулачивания и именуется порой «раскрестьяниванием». Крестьянин превращался в сельского пролетария, еще более оторванного от своих корней. Политика «укрупнения колхозов» привела к уничтожению малых сел и деревень. Исторический сельскохозяйственный центр России, разоренный войной, фактически лишился финансирования, направленного на освоение «целинных земель» в Казахстане. Результатом очередных экспериментов должно было стать всеобщее изобилие и построение утопического «коммунистического общества» уже к 1980 г. Поскольку обязательным атрибутом этого общества должен был стать всеобщий атеизм, новый курс коммунистического государства подразумевал и очередное наступление на Церковь . Обещание Хрущева показать по телевизору «последнего попа» казалось молодому поколению выполнимым – сорокалетняя богоборческая политика уже дала свои ядовитые плоды. Не подвело нового государственного лидера и его идеологическое окружение – М.А.Суслов, Е.А.Фурцева, Л.Ф.Ильичев, Л.Н.Поспелов. Подросли и новые воинствующие атеисты – комсомольские лидеры А.Н.Шелепин, В.Е.Семичастный, А.И.Аджубей, рвавшиеся в бой с религией. 1958–1964 гг. стали для Церкви периодом новых преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Командир 5-й партизанской бригады К.Д.Карицкий вручает медаль «Партизану Великой Отечественной войны» настоятелю церкви с.Хохловы Горки Псковской епархии свящ.Федору Пузанову. Март 1943 ЖМП 3 март 2020 /  30 апреля 2020 г. 15:04 Сим победиши       В издательстве «Познание» вышла в свет новая книга историка М. В. Шкаровского о Великой Отечественной войне «Господь дарует нам Победу». Автор в беспристрастной форме, опираясь только на факты, анализирует роль Церкви в победе над немецким нацизмом. Почему только война, поставившая советское государство на край катастрофы, заставила руководство страны несколько смягчить политику в отношении Церкви? Какой на самом деле была религиозная политика нацистов и почему стало возможным возрождение Православия на оккупированных территориях? Об этом в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский. PDF-bepcuя Война против атеизма — Михаил Витальевич, какой была религиозная политика руководства СССР и гитлеровской Германии накануне войны и как она затем изменилась? — Несмотря на то что во главе обоих государств стояли руководители, стратегической задачей которых было уничтожение христианства вообще и Православия в частности, их отношение к Русской Православной Церкви было разным. Хорошо известно, что пик гонения на Церковь в СССР пришелся на время Большого террора 1937–1938 годов, когда, по сути, была разгромлена вся церковная структура. На свободе оставалось четыре правящих архиерея, было репрессировано почти все духовенство, в стране действовало лишь около 350 храмов. Но с осени 1939 года религиозная политика в СССР в некоторых аспектах смягчилась. Это объяснялось тем, что к СССР были присоединены территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, где православная жизнь шла своим чередом, действовали тысячи приходов, около сотни монастырей, служили несколько архиереев. Все эти земли вошли в состав Московского Патриархата. И хотя в своей основе государственная политика оставалась атеистической, уже в первые месяцы войны позиция советского руководства претерпела изменения. Так, полностью прекратились атеистическая пропаганда и аресты священнослужителей. И были даже единичные случаи открытия приходов. Например, в Калинине (Тверь) первый приход открылся в августе 1941 года. Пока это было редким исключением, но чем дальше, тем лояльнее становилась политика советского руководства. Рубежом стал прием Сталиным в Кремле трех митрополитов, руководителей Русской Православной Церкви, в сентябре 1943 года. И конечно, выборы Патриарха.

http://e-vestnik.ru/history/sim_pobedish...

М.В. Шкаровский Содержание Введение Глава I. Политика германских ведомств в отношении Русской Православной Церкви перед началом Великой Отечественной войны 1. Антихристианская сущность нацистского режима 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. 3. Германская политика в отношении Православной Церкви в Генерал-губернаторстве Глава II. Русская Церковь в планах нацистов в период войны с СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны 2. Русская Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941–1945 гг. 3. Деятельность Православной Церкви на территории Третьего рейха в 1941–1945 гг. 4. Духовное окормление восточных рабочих и советских военнопленных 5. Отношение Русской Православной и Украинской Грекокатолической Церквей к холокосту Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике 2. Церковное возрождение в русских областях прифронтовой полосы 3. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви 4. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина» 5. Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины 6. Общие особенности и итоги церковного развития на оккупированной территории СССР Заключение Именной словарь Список сокращений Иллюстрации     Введение Различные аспекты истории двух наиболее значительных тоталитарных режимов XX века – национал-социалистического в Германии и коммунистического в Советском Союзе, в частности их религиозная политика, постоянно находятся в поле зрения исследователей и широкой общественности. Не меньший интерес представляет и ответная реакция христианских Церквей, среди которых была одна – Русская Православная Церковь (РПЦ), привлекавшая внимание руководителей обоих режимов и в полной мере испытавшая на себе воздействие их политики. Предлагаемая читателю работа посвящена малоизученной, но актуальной, в силу возрождения Церкви в России, теме. Актуальность ей придает и активное развитие в последние годы российско-германских отношений, в том числе в церковной области, а также существенное расширение сферы деятельности Русской Православной Церкви в Германии в связи с последней волной эмиграции из России. При этом деятельность Православной Церкви в Германии во многом продолжают регулировать законы, принятые в 1936–1938 гг. Новая российская государственность по-прежнему стоит перед необходимостью выработки своей модели религиозной политики, и исторический опыт такой политики в Германии (как позитивный, так и негативный – преобладавший в исследуемый период) мог бы представлять определенный интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь и политика РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25337.html 26 января 2006 Александр Кырлежев Церковь и политика Источник:  " Церковно-общественный вестник " (прил. к газете " Русская мысль " ), 5, 12/1996, 8, 01/1997 I Слово политика происходит от греческого polis , что значит " город " , а в расширительном смысле – государство, Град, упорядоченное, структурированное человеческое сообщество. Сегодня мы различаем государство и гражданское общество. Последнее, в условиях демократии, или народовластия, является основой государственной власти, поскольку все члены общества, реализуя свое избирательное право, прямо или косвенно участвуют в формировании всех органов власти. Кроме этого, политика оказывается неотделимой от финансово-хозяйственной жизни, от отношений между трудом и капиталом, а также от системы массовых коммуникаций, без которой немыслимо функционирование социального целого. Таким образом, в современном обществе сфера политики чрезвычайно широка. Помимо собственно " политических партий " , участвующих в борьбе за представительство в парламенте, немаловажную и все возрастающую роль в ней играют различные формы " общественности " , то есть общественные ассоциации, дискуссионные клубы, движения, независимые средства массовой информации и т.п. В открытом, демократическом обществе такие голоса независимой от официальных государственных структур " общественности " оказывают или могут оказывать непосредственное влияние на политическую жизнь, то есть иметь реальное политическое значение. Каково место христианской Церкви в столь сложно организованном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выявить общественно-правовое измерение Церкви, а затем – ее " специфику " именно как Церкви. В социальном пространстве Церковь формально выступает как добровольная ассоциация граждан и в этом смысле ничем не отличается от других общественных объединений, преследующих какие-то культурные, гуманитарные и иные цели. Церковь удовлетворяет религиозные потребности отдельных граждан, обладающих конституционным правом свободы совести и религиозных убеждений. Поэтому можно сказать, что Церковь – это не политическая организация, а одна из форм " общественности " . Поскольку Церковь не ставит перед собой собственно политических целей, она находится вне политики и может объединять людей разных политических взглядов.

http://religare.ru/2_25337_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Политика (др.-греч. πολιτικ — «государственная деятельность», от πλις — «город, государство») — 1) искусство управления государством; 2) борьба за власть; 3) деятельность какой-либо общности, направленная на решение его внутренних и внешних задач (пример: политика партии, политика Церкви). Существуют ли каноны, запрещающие священнослужителям заниматься государственной (мирской) политической деятельностью? 81е Апостольское правило гласит: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных». О том же говорится и в 6м Апостольском правиле , а также в 10м правиле VII Вселенского Собора . На пользу ли Церкви ее взаимоотношения с политиками? Взаимоотношения между политиками и духовенством имеют долгую историю и в разное время носили как положительный характер, так и негативный. Заметим, Церкви, именно в соответствии со своим призванием, нередко приходится решать и такие задачи, которые подразумевают взаимоотношение со светскими властями, в том числе с высшим политическим руководством. Однако всегда необходимо помнить слова Спасителя: «Кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Почему Церковь не вмешивалась в политику во время революции и Гражданской войны? Сказать, будто Церковь, в лице своих членов, совершенно не вмешивалась в политику во время революции и гражданской войны, по-видимому, нельзя. Другой вопрос, насколько высока или низка была степень такого вмешательства. Опять же, значительная часть православного духовенства в годы Гражданской войны занимала нейтральную, срединную позицию между противоборствующими сторонами и тогда еще существовавшими различными политическими партиями, надеясь на то, что смута в России скоро закончится. Этому нейтралитету способствовали и воззвания патриарха Тихона в 1918–1919 годах, когда он, с одной стороны, призывал народ к прекращению братоубийственной войны, а с другой – предостерегал духовенство от участия в политической борьбе, чтобы не провоцировать советскую власть и не давать повода для террора. Он напоминал, что священнослужители находятся выше по духовному сану и должны помнить, в первую очередь, о законах Святой Церкви. Когда появился современный запрет на политическую деятельность священнослужителей?

http://azbyka.ru/politika

Скачать epub pdf Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Митрополит Анастасий – обличитель церковной политики безбожного коммунизма. (Речь на Траурном Собрании памяти покойного Первоиерарха в Нью Иорке). Глубоко религиозный русский поэт В. А. Жуковский написал одно замечательное короткое четырехстрочное стихотворение: «О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет! Но с благодарностию: были». Исполним этот духовный совет и мы сегодня, собравшиеся сюда, чтобы почтить память Великого Святителя Земли Русской, Блаженнейшего Митрополита Анастасия. Да смягчится и наша скорбь по почившем глубокой искренней благодарностью Господу за то, что сподобил нас, недостойных быть современниками такого великого мужа. Мы имели радость видеть его, слышать его проповеди, беседовать с ним, читать его произведения. И теперь мы можем вновь перечитывать им написанное и понимать по новому высказанныя им мысли и чувства, потому что воистину его строчки написаны не в ширину, а в глубину . В сегодняшнем моем кратком сообщении мне хочется обратить Ваше внимание на один старый труд нашего почившего Первосвятителя, написанный еще в 1933 г., в котором он является обличителем церковной политики безбожного коммунизма. Мы достоверно знаем, что «Окружное Послание Собора Русских заграничных архиереев православной русской пастве», в июле 1933 г., по предложению Председателя Собора Блаженнейшего Митрополита Антония, – написано Архиепископом Анастасием, и является ответом на Послание Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола – митрополита Сергия, от 23 марта 1933 г. Впервые митрополит Сергий обратился к зарубежным епископам и прочему духовенству в августе 1927 г., с предписанием дать письменное обязательство «не допускать в своей общественной и особенно в церковной деятельности ничего такого, что м. б. принято за выражение нелойяльности в отношении Советской власти», под угрозой, в случае неисполнения этого указа, увольнения означенных лиц от должности и исключения их из состава клира Московской Патриархии. В 1933 г. он решил возобновить свое требование через особое Послание от 23 марта 1933 г., обращенное к той части Русского Православного Зарубежья, которая канонически объединяется вокруг Архиерейского Заграничного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава четвертая. Политическая позиция и деятельность Церкви В условиях средневековья христианская церковь никогда не ограничивалась, и не могла ограничиваться, только конфессиональной деятельностью. Ее выполнение предполагало ряд других важных функций, таких, как церковно-административная, экономическая, юридическая, культурная, прежде всего связанная с письменностью, литературой, передачей традиций и переводами с одного языка на другой, и не в последнюю очередь политическая. Поэтому вопрос о том, какую политическую роль играла древнерусская церковь в первые столетия своего существования, представляет интерес для изучения как истории Древней Руси, так и эволюции места церкви в истории России вообще. Этот вопрос имеет две стороны: каковой была роль и позиция церкви внутри страны, во взаимоотношениях митрополии, еписко-пий, монастырей с княжеской властью, с городами, и какова ее внешнеполитическая позиция, главным образом проявлявшаяся во взаимоотношениях Киевской митрополии с Константинополем и в деятельности киевских митрополитов — греков и русских. Католическая церковь из-за рубежа стремилась основать на Руси свою епархию, но дело не выходило за пределы посылки миссионеров, существования церквей в колониях иностранных купцов в Киеве, Смоленске, Новгороде и деятельности Ордена доминиканцев в Киеве в 1220—1230-х годах . Поэтому в государственных отношениях между княжеской и городской властью, с одной стороны, и церковной организацией — с другой, участвовала только русская, митрополичья церковь. 1. Международный статус древнерусской церкви Сформированная в конце X в. по инициативе киевского князя и по соглашению между Киевом и Константинополем, Киевская митрополия являлась формально одной из 60, позднее 70, митрополий Константинопольского патриархата. Главой его был патриарх Константинополя со своим советом и штатом. Вместе с тем несомненным авторитетом в церкви обладал и император, имевший сакральные функции и бывший номинальным главой христианского мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

  «Я смотрю на церковные наказания как на один из тех институтов церковного права, которые не могут замкнуться в неподвижные формы, при рассмотрении которых возникает неизбежный вопрос о границах между Церковью и государственной жизнью, между положением человека в Церкви, как ее члена, и между положением человека в государстве, как его гражданина. Отсюда неоспоримое и неизбежное сближение начал церковного права с воззрениями времени, со светским правосостоянием и, следовательно, с наукой права в обширном смысле». Суворов Н.С. I Сегодня нередко (и весьма тенденциозно) утверждают, будто Церковь и государство вследствие антагонизма их природ обречены жить в параллельных мирах. Но, очевидно, в таком случае нам должна открыться неуклонная и многовековая тенденция их изоляции друг от друга. Или хотя бы стремление Церкви освободиться от навязчивой опеки со стороны политической власти, что должно было бы выразиться, ко всему прочему, в ее независимом от государства альтернативном правотворчестве. История, однако, демонстрирует нам диаметрально противоположные картины. В течение многих веков ни одно из христианских обществ (не важно, говорим мы о католических, протестантских или православных) не знало жесткого разграничения между правом государственным , созданном политической властью для регулирования церковной жизни, и правом церковным , преследующем ту же цель, творцом которого выступало священноначалие (епископат) и Соборы. В те времена никому и в голову не могло прийти утверждение, что это – два качественно разных вида права. И «современный» подход, отличающий одно от другого по тому, кто является их законодателем, а также по предмету их регулирования («государственное законодательство относится прежде всего к области внешнего церковного права») , не выдерживает никакой критики. Факты свидетельствуют, что они становятся двумя различными видами права лишь в эпохе гонимой Церкви, когда та сознательно выведена из гражданского общества, не признается политической властью и считается нелегитимной религиозной организацией. Тогда Церковь в своей внутренней деятельности руководствуется созданными непосредственно ею правилами, которых не коснулась рука богоборческой или индифферентной ей власти. Зато в условиях «симфонии» властей право государственное, касающееся вопросов жизнедеятельности Церкви, и церковное практически отождествляются . А потому каноническое право , свод непреложных правил для всей Вселенской Церкви, ее «якорь спасения», представляет собой проникнутую единым духом, хотя и пеструю совокупность соборных актов, мнений духоносных лиц и актов императорской власти.

http://bogoslov.ru/article/6028630

Митрополит Кирилл возглавил обсуждение роли традиционных ценностей в политической жизни России и Европейского союза 27 февраля 2008 г. 16:43 27 февраля 2008 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошел «круглый стол» на тему «Роль традиционных ценностей, человеческого достоинства в политической жизни России и Европейского союза». Модератором дискуссии, в которой принял участие президент Европейской народной партии В. Мартенс, прибывший в Россию по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Предваряя обсуждение, владыка Кирилл рассказал участникам мероприятия об истории рассмотрения темы прав, свобод и достоинства личности в России с точки зрения духовных и нравственных ценностей. По его словам, Русская Православная Церковь смогла приступить к осмыслению этих понятий в 1999 году. «Выражение “достоинство человека” отражает высокую ценность человеческой личности и используется во многих международных и внутригосударственных правовых документах, которые определяют принципы жизни человеческого общества. Одно из главных обоснований прав человека зиждется на признании достоинства за каждым человеком», — отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По словам митрополита Кирилла, сегодня забота о человеческом достоинстве лишь с помощью механизма защиты прав человека пока не приводит к решению стоящих перед обществом проблем. «Мы сталкиваемся с удручающими примерами попрания человеческого достоинства, — сказал председатель ОВЦС. — Не исчезает преступность, увеличивается разрыв между богатыми и бедными, обостряется проблема торговли людьми, повышается число самоубийств, растет рознь на национальной и религиозной почве». «Если мыслить вне религиозных категорий, сложно ответить на вопрос, почему человек зачастую грубо посягает на достоинство окружающих, делая их средством для удовлетворения своих прихотей, — продолжил владыка Кирилл. — Ведь такая жизнь, как показывает опыт, не может быть достойной и для самого этого человека. Если достоинство человека столь совершенно и незыблемо, то почему столь мрачен окружающий мир, в котором господствуют насилие, принуждение и смерть? Ведь этот мир создается людьми, имеющими достоинство».

http://patriarchia.ru/db/text/371010.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010