Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня и повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия 90 . Так, благовест бывает пред 9-м часом (и вечернею), пред полунощницею (и утренею), пред 3-м часом (и литургиею). Затем пред более торжественными службами за благовестом бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею (Тип., гл. 9), по окончании 9-го часа, пред утренею по конце полунощницы (Тип., гл. 9), пред литургией по прочтении 3-го и 6-го часов 91 . Трезвон бывает пред литургией и тогда, когда она отправляется сряду за вечерней, а не за 3-м и 6-м часами, напр., в день Благовещения, в Великий четверток и Великую субботу, и пред Литургией Преждеосвященных даров 92 . И после чтения 12-го евангелия Великого пятка. Для выражения особенного торжества праздника Воскресения Христова бывает трезвон после литургии. Так: 1) бывает в день Пасхи, во всю Светлую седмицу 93 , во все воскресные дни – до дня Вознесения Господня и в день отдания Пасхи. 2) При молебных пениях – в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (См. табель, изд. Св. Синода), обыкновенно, бывает благовест пред молебном, – при начале его, а по окончании – трезвон 94 . К молебнам, кроме царских (и упомянутых выше), не дозволяется звонить (1729 г., сентября 9-го, определ. Св. Синода, пун. 7). 3) Звон бывает при крестных ходах таким образом: сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого крестного хода бывает трезвон. Иногда благовест пред крестным ходом бывает не в один, а в несколько колоколов, иначе сказать, бывает перезвон, или благовест перебором 95 . Звон, который совершается во время самого Богослужения, и которым возвещается о известных молитвословиях, чтениях совершаемого в храме Богослужения, который призывает находящихся вне храма соединить свои молитвы с молитвами предстоящих в храме, бывает во время утрени и литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела несколько отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитальянкие, греческие, грузинские, ранних славянских) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1 и 3-й часы; 6 и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов Великой Пятницы совершался особый чин омовения св. мощей (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в Великую Пятницу Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также - и к константинопольской традиции в Великую Пятницу мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение Великой Пятницы было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. существует практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в Великую Пятницу плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции, плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка - во-первых, совершение утрени Великой Пятницы, как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг, и совершение вечерни Великой Пятницы, как правило, среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (согласно Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность: удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часа-ми Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в Великую Пятницу торжественного обряда изнесения из алтаря св.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84-й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85-й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9-го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени. Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш«, особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва , общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», »Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва . Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней. Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье). Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Жизнь показывает, что некоторые службы – как Рождество, Крещение, Страстная – мы нередко путаем: поэтому я и пишу здесь об уставе. Если Рождество случится в понедельник или воскресенье, то царские часы справляются в предшествующую пятницу. Сначала священник, облачившись в фелонь (а архиерей – в мантию и малый омофор с клобуком), выносит на середину Евангелие и полагает на аналой. Потом начинает часы обычным возгласом: «Благословен Бог…» Если где есть диакон, – возглашает прежде: «Благослови, владыко». Чтец читает часы. Церковник заранее заготовляет кадило и угли на все время часов. Обычно после «Приидите, поклонимся…» начинается каждение: вокруг Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, клиросы, людей и весь храм, опять иконостас, настоятеля, Евангелие с одной передней стороны. Тропарь предпразднства – петь, а не читать; ибо царские часы – служба торжественная. Прочие тропари часов также поются. Затем паримии, Апостол и Евангелие. Во время Апостола каждения нет, хотя бы был и диакон: не положено в уставе. На 3-м и 6-м часе каждение совершается только вокруг Евангелия, пред иконостасом и – предстоящих; но ни алтарь, ни храм не кадятся. А на 9-м часе так же кадит, как и на 1-м. По прочтении Евангелия – оно уносится в алтарь; и царские врата, доселе все время открытые, затворяются. В конце изобразительных – разница: если в этот день не бывает литургия (когда Рождество в понедельник и воскресенье), тогда после «Всесвятая Троице…» поется трижды «Буди имя Господне…»; затем читается «Слава, и ныне» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» Если же в тот же день будет литургия, то после «Всесвятая Троице…»: Диакон: «Премудрость». Лик: «Достойно есть» (половину). Священник: «Пресвятая Богородице…» Лик: «Честнейшую…» И отпуст обычный (а не рождественский), и многолетствование. Если же Рождество случится в другие дни, то есть кроме воскресенья и понедельника, то царские часы служатся накануне праздника; и тогда они начинаются ранее, – можно в 8 часов утра (по уставу: «в начале втораго», то есть в начале 8-го утра). Если Рождество в воскресенье или понедельник, то в пятницу после царских часов ничего не служат до самой вечерни: литургии не бывает. Если же Рождество в другие дни, то будет литургия накануне (в навечерие праздника).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Самые ранние литургические книги, содержащие термин «ипакои»,- это груз. Лекционарии , отражающие традицию иерусалимского богослужения V-VII вв. (см.: Tarchnischvili. 1959-1960; Leeb. 1970). Здесь И. также употребляются в качестве припевов к стихам псалмов. Каждому тексту предшествует указание «И говорят ипакои», хотя, судя по контексту - исполнение народом или клириками,- скорее всего подразумевается хоровое пение на достаточно простые мелодии, возможно в виде мелодической речитации. В Лекционариях содержатся И. только для больших праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление (на вечерне и на освящение воды), Вход Господень в Иерусалим, Великий понедельник, Великий четверг (на умовение ног), Великая пятница (во время шествия по местам Страстей Христовых и на омовение Креста), Великая суббота (на крещении оглашенных) и Воздвижение Креста Господня. Самые большие группы И. встречаются в службах Великой пятницы и Воздвижения (т. н. Ипакои Креста). Некоторые тексты этих древнейших И. встречаются только в этой группе источников, другие сохранились в совр. богослужении, хотя почти все поменяли жанровую принадлежность. Напр., на Рождество Христово указаны И. «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк 2. 14) и «Исаие, ликуй,/Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила» (ныне ирмос 9-й песни канона 5-го гласа), на великое освящение воды в день Богоявления - «Ко гласу вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень» (Ис 40. 3) (в совр. богослужении - начало одного из тропарей царских часов навечерия Богоявления). В Великую субботу после совершения таинства Крещения новообращенные входят в храм с пением И. «Елицы во Христа креститеся». Некоторые И. в совр. богослужении не только существуют в ином жанровом определении, но и поются в др. дни и на др. гласы. Особенно много сохранилось И. из ночной службы Великой пятницы. Напр., И. 7-го гласа «О Иудина окаянства» в неизменном виде исполняется ныне как стихира 1-го гласа на «Господи, воззвах» в Великую среду, а И. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» и «Егда предстал еси Каиафе, Боже» в неизменном виде стали седальнами соответственно 6-го и 12-го антифонов «Последования Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/673735.html

Пентикостарион), после которого, возвышая крест (и осеняя им крестообразно) произносит 3-ды: «Христос воскресе»; народ ответствует ему: «Воистинну воскресе». После следующего затем тропаря: «Христос воскресе», поется: «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению»; «посем многолетны («Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго»), и целуем честный крест, держимый в руку настоятеля; и час первый». Часы пасхальные 368 состоят не из псалмов, как обычные, а из песнопений, прославляющих всерадостное событие воскресения Господа. Вместо «Приидите поклонимся», поется «Христос воскресе», 3-ды; вместо 3 псалмов – стихира: «Воскресение Христово видевше», 3-ды; далее – ипакои: «Предварившия утро», кондак: «Аще и во гроб», тропарь: «Во гроб плотски», «Слава» – «Яко живоносец», «И ныне – богородичен»: «Вышняго освященное Божественное селение»; потом – «Господи помилуй, 40 раз», «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче»; священник – «Молитвами святых отец», лик – «Аминь», «Христос воскресе», 3-ды, «Слава, и ныне», «Господи помилуй», 3-ды, «Благослови». На первом часе положен его обычный малый (воскресный) отпуст («Воскресый из мертвых Христос»). Таково последование как 1-го, так и 3 и 6 пред литургией и 9 часа пред вечерней, «кроме (как сказано в Ирмологии) отпуста, зане бывает вкупе» (т.е., отпуста после 6-го и 9-го часов не бывает). – Это же последование поется и вместо полунощницы, а также и вместо повечерия. – Все эти службы совершаются иереями в епитрахили и фелони. – См. в Уставе и Пентикостарион, «аще ли не будет когда по нужде литургии». 3 . от 14 до конца, – что вполне соответствует течению мыслей ив этом Евангелии (Церк. Вест. 1888, 33). B знаменование того, что слава воскрешего Господа распространилась по всем народам, Евангелие возвещается на разных языках, в особенности на еврейском, греческом и римском, на которых была надпись на кресте Спасителя. 371 Для чтения Евангелий диакон или архидиакон выходит на обычное место, против царских врат, и становится лицом на восток; другие диаконы становятся на различных местах, «от святаго престола и до западных врат церковных, единому по единому; последи же всех стоит архидиакон» (лицом к востоку); 2-й диакон становится лицом – к западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На 6-м часе поется тропарь: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас» 543 . На 9-м часе поется тропарь: «Иже, в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас» 544 . Касательно пения этих тропарей должно заметить: 1) Тропари великопостных часов поются иначе, нежели тропари праздника или святому. В Великую Четыредесятницу и страстную седмицу (в понедельник, вторник, среду) тропари великопостных часов поются со стихами, и при пении их творятся коленопреклонения. Это совершается таким образом: иерей (или учиненный чтец), выйдя на средину храма, пропоет тропарь на положенный глас 545 , затем тропарь поется велегласно ликами трижды: правым ликом – дважды, а левым – едножды (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). Именно, после иерея, поет правый лик. Засим иерей говорит 1-й стих, и левый лик поет тропарь. Наконец, иерей говорит второй стих, и правый лик поет тропарь. Когда иерей поет тропарь или говорит стих, тогда коленопреклонения творят лики и народ; когда же поют тропарь лики, тогда иерей совершает коленопреклонения (Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста и последование понед. страстной седмицы). 2) На часах в среду и пяток сырные, хотя положены тропари великопостпые, но они не поются, а читаются. В Типиконе сказано: «тропарь: “Заутра услыши” скоро без пения» (Тип., послед. сырной среды. Сн. Тип., послед. 14 ноября, 3-е зри). 3) Указанные тропари не поются на великопостных часах в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в день храмовый (Тип., храм. гл. 34 и 35), в день празднования великому святому (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник или день постен 2-й, З-й, 4-й седмиц Великой Четыредесятницы). Тогда на место их поются тропари праздника или святому. На царских же часах после псалмов поется «Слава и ныне». «Аллилуиа» трижды и на «Слава» – особый тропарь. На царских часах в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления на «Слава» поется тропарь предпразднства сих праздников, и на всех часах один и тот же тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Воскресение, 4 января Чуть свет, наши русапеты закопошились 48 . Шум и гам обычные. Звон к обедне получасом ранее. Молящихся было весьма немного. После службы чай и сборы. Ранее 10 часов Патриарх отправился, прислав гонца ко мне с извещением. После немалых перипетий были готовы и мы – я, Парфений 49 , Симон 50 , Порфирий 51 и Якуб, предводимые Хусейном Зяде 52 . Едем. Бедовый конь Парфениев. Гефсимания, Елеон, Вифания. Спуск к источнику Апостолов. Ожидающий нас уже целый час Патриарх с владыкою Мелетием. Присоединение наше к великому каравану. Тепло и чуть не жарко. Переодевание. Едем далее. Зелено, прохладно и весело. У хана 53 отдыхаем и закусываем притом пирожками, яйцами и апельсинами, увлажняя кое-чем сухоядение. Спуск и спуск. Фотий с иерихонцами, предводимый своим губернатором Юзефом-агою 54 . Страшная уади Кельт 55 . Пешеходство до самой равнины Иорданской. Многоводный поток. Остановка у греческой гостиницы. Переезд к нашему приюту 56 . Многолюдство непомерное в доме и в саду. Просто ступить ногою негде. Осмотр наших владений. Чай в «моей» (!) комнате и росстани. Шатательство туда-сюда при свете луны. Мечтания о верхнем этаже дома 57  и другие pia desideria 58 . Понедельник, 5 января Еще было темно, как все закопошилось и загудело в доме. Часа полтора тянулась отправка люда Божьего на Иордан. Чуть забрезжило, постучались ко мне в дверь и доложили, что Блаженнейший уже тут и ждет меня. Наскоро собрался я и примкнул к его свите. Разлившийся поток Елисеев, принятый мною за реку Хозевитскую 59 . Прохладно до холода. В стороне монастырь Предтечи 60 . Спускаемся в долину. Сыро. Торжественная встреча с ружейными выстрелами без числа и меры. Спешенье и процессиальное шествие к временно сколоченной на берегу святой реки церкви. Немедленно за сим чтение царских часов 61 : 1-го по-гречески, 3-го по-русски, 6-го по-гречески и 9-го по-русски. Служили Божественную литургию Епифаний 62 и наш Парфений. По окончании ее было на реке водосвятие, совершенное Его Блаженством. Вся служба кончилась ранее полудня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84-й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85-й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9-го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени.    Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней.    Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье). Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

II. Литургия оглашенных: 1. Каждение жертвенника, престола, алтаря, храма, святых икон и молящихся. 2. Начальный возглас. 3. Великая (мирная) ектения. 4. Молитвы антифонов. 5. Пение антифонов (изобразительных). 6. Малый вход. 7. Молитва Трисвятого пения. 8. Пение прокимна. 9. Чтение Апостола. 10. Пение Аллилуария. 11. Чтение Евангелия. 12. Сугубая ектения. 13. Раскрытие антиминса. 14. Ектения об оглашенных. 15. Молитва об оглашенных. III. Литургия верных: 1. Ектения и молитвы о верных. 2. Херувимская песнь. 3. Молитвы Херувимской песни. 4. Великий вход. 5. Поминовение Патриарха, епископа, священнослужителей и всех верных. 6. Поставление чаши и дискоса на престол; чтение тропарей. 7. Каждение Честных Даров. 8. Просительная ектения. 9. Молитва приношения. 10. Лобзание мира. 11. Пение Символа веры . Евхаристический канон: 12. Молитва «Достойно и праведно». 13. Пение славословия «Свят, Свят, Свят». 14. «С сими и мы блаженными силами». 15. Установительные слова Таинства: «Приидите, ядите», «Пийте от нея вси» (анамнезис). 16. Возношенне Святых Даров. 17. Призывание Святого Духа (эпиклезис). 18. Каждение престола. 19. Прославление Божией Матери. 20. Поминовение живых и усопших. 21. Приготовление молящихся к Святому Причащению. 22. Молитва Господня. 23. Закрытие завесы Царских врат. 24. Возглас: «Святая – святым». 25. Причащение священнослужителей: а) Раздробление Агнца; б) Погружение Агнца; в) Вливание теплоты; г) Причащение; д) Молитва благодарения; е) Разделение частей Агнца и погружение их в чашу. 26. Причащение мирян. 27. Последнее явление Святых Даров молящимся. 28. Благодарственная ектения. 29. Заамвонная молитва. 30. Потребление Святых Даров. 31. Отпуст. В последовании Преждеосвященной Литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет Проскомидии; б) Литургия предваряется службой 3-го, 6-го, 9-го часов с последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть Литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной Литургии; г) на Литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и пресуществлению Святых Даров. Краткий очерк истории евхаристического богослужения литургических обрядов

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010