В 3-й час дня Спаситель наш был предан Пилатом на бесчисленные наругания, заушения, был привязан к столпу, и бичеван и уязвлен терновым венцом. В третий час дня было сошествие Святаго Духа на Апостолов. В 6-й час дня Спаситель наш веден был к пропятию, Сам нес крест, пригвожден был ко кресту среди двух разбойников. Воины разделили Его одежды между собою, мимоходящии ругались Ему. Тьма была по всей земле до часа девятого. В 9-й час Спаситель мира, вися на кресте, воззвал: жажду! Напоен был оцтом, смешанным с желчью и предал пресвятую душу Богу Отцу. Основания земли потряслись, мертвые восстали из гробов. Один из воинов ребра Ему прободе и вышла из него кровь и вода. Службы часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу; но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так, во 1-х, бывают часы трипсалмные (Тип., послед. нед. Ап. Фомы), заключающие в себе по три псалма. Из этих часов одни вседневные – обычные, другие великопостные, третьи царские. Во 2-х бывают часы без псалмов, и состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении с вседневными, состоит в том, что великопостные часы: 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе; что на часах бывают: 1) чтение кафизм; 2) чтение паремии на 6-м часе: 3) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 4) поклоны великие. Особенность царских часов, кроме псалмов, – в том, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Часы великопостные совершаются: 1) В среду и пяток сырные, если только не случится в них: а) праздник Сретения Господня (2-го февраля) или предпразднство его (1-го февраля); б) день храмовой (Тип., храм. глава 28). (Тогда часы 3-й и 6-й прямо соединяются с литургией Златоустого, a вечерня за сим бывает отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чтение Евангелия на царских и великопостных часах бывает на средине храма. И как пред первым Евангелием (на царских часах – на 1-м часе, а на великопостных – на 3-м), так и пред последним (на 9-м часе) бывает каждение аналогия с Евангелием, алтаря и всей церкви, ликов и народа, а пред чтением других Евангелий бывает каждение только аналогия, и икон, и ликов (Тип., послед. часов 24-го декабря и последование понедельника страстной седмицы Великого поста). На великопостных часах и царских часах, когда бывает чтение Евангелия, после пения: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», читается на каждом часе молитва, сообразная со службой и воспоминаниями часа. На 1-м часе молитва: «Стопы моя направи» и «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи»; на 3-м часе: «Господь Бог благословен»; на 6-м часе: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи»; на 9-м часе: «Не предаждь нас до конца» (На обычных часах, как сказано выше, эти молитвы читаются после Богородична). После указанных молитв на всех трипсалмных часах читается: «Трисвятое» и «Отче наш» и, по возгласе: «Яко Твое есть царство», поется кондак. Аще несть Четыредесятницы, сказано в Часослове, поем кондак святого или прилучившегося праздника. Если в известный день (в Минее) положен один кондак, то он поется один на всех часах (Тип., гл. 52). Так бывает на царских часах. Если же положено два кондака (например, 1-го сентября, или когда в седмичные дни в предпразднство или попразднство бывает святой с бдением), то они поются на часах попеременно (Тип., послед. 1-го сент. и гл. 52), т. е. первый кондак (святому или предпразднству или попразднству) поется на 1-м и 6-м часах. В который день положено три кондака, например, когда в Неделю случится предпразднство или попразднство и великий святой, тогда кондак воскресный поется на всех часах, а кондаки предпразднства и святому – попеременно на тех и других часах (Тип., гл. 52, о предпразднстве и попразднстве в Неделю). Равным образом, если в седмичные дни в предпразднство или попразднство случится два святых, из коих каждому положен кондак, то кондак предпразднства поется на всех часах, а кондаки святым переменяются на них (Тип., гл. 52, о предпразднстве и попразднстве в седмичные дни). Но в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1-го октября (когда, кроме кондака Покрову, положены кондак преподобному Роману Сладкопевцу и кондак святому апостолу Анании), хотя бы в седмичный день купно с Покровом совершалась служба апостолу Анании и преподобному Роману Сладкопевцу, кондак на всех часах глаголем Покрова, но тропари поются и Покрову и святым, именно: Покрову поются на всех часах, а святым тропари поются попеременно на тех и других, часах (Тип., послед. 1-го октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Господь, воплотившийся, явился в крещении явно миру («Явился еси днесь вселеппей» – см. кондак) и сего дня просвещал мир светом учения, чудес, благодати («и свет Твой знаменася на нас», см. кондак). Праздник Богоявления Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова, Праздник Богоявления Господня имеет четыре дня предпразднства (со 2-го по 5-е января) и восемь дней попразднства. Отдание совершается 14-го января. Суббота и Неделя пред праздником Крещения Господня называется субботою и Неделею пред Просвещением. В них полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику 883 . Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывает после отдания праздника Рождества Христова (Устав о чтении Апостола и Евангелия их в Тип., послед. 26-го декабря, 2-го января). В дни предпразднства, за 4-ре дня до праздника, поются на повечерии трипеснцы (Тип., 5-го янв., 24-го дек.). На повечерии на 5-е января канон подобный канону великой субботы. Ирмос: «Волною морскою» (Ирмологий). Канун, навечерие праздника Богоявления, как и канун, навечерие Рождества Христова, есть сочельник (о сочельнике см. выше). В навечерие, если оно будет (в седмичные дни) в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, совершаются царские часы, 1, 3, 6 и 9, и на каждом из них, после трех псалмов (особых), читаются – паремия, Апостол и Евангелие. В эти дни не читаются на часах Символ веры и псалом: «Благословлю Господа» (См. выше); засим, особо от часов – вечерня с литургией св. Василия Великого , и после нее бывает освящение воды. Если же сочельник случится в субботу или Неделю (воскресение), то часы царские совершаются в пяток, и литургии в тот пяток не бывает. А так как литургии не бывает, то Символ веры и псалом «Благословлю Господа» читаются па часах (Тип. 5-го янв. зри) 884 . О навечерия Крещения в Типиконе употребляется выражение: «пост не бывает, если случится навечерие в субботу или Неделю» (Тип., послед. 5 янв.). В чем состоит отсутствие поста? В Типиконе это обозначается так: 1) Пост не бывает и тропари царских часов со чтениями в субботу и Неделю не поются, но поем царские часы в пяток но обычаю. 2) Аще случится навечерие святого Богоявления в субботу или Неделю – пост не бывает. Литургия же бывает Златоустого в свое время, но обычаю, яко же всегда (Тип., послед. 6 января). Таким образом, служба навечерия в субботу и Неделю не такова, как в навечерие, случившееся в другие дни седмицы, служба уменьшается: царские часы переносятся на другой день (на пятницу), а литургия св. Василия Великого , более продолжительная, переносится на праздник; она заменяется Златоустовской, и притом литургия Златоуста совершается не после вечерни, а в свое время. 3) И касательно пищи облегчается пост навечерия, если оно случается в субботу или Неделю. Пост не бывает таков, как в навечерие в другие дни седмицы. Вместо одного раза, дозволяется дважды принятие нищи, Именно – после литургии и после освящения воды 885 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Тот же чин неизменно соблюдается и в службе богоявленских часов (л. 189). – Состав службы – нынешний, с тою только разницей, что на 1-м часе положено евангелие 6-го часа, на 6-м – 9-го, а на 9-м – особое евангелие ( Лук. 3:1 ). Точно такое же последование часов Рождества и Богоявления излагается в М. Типографских Минеях XIV–XV в.: 95/206, л. 235 об., и 102/213, л. 30; в М. Синодальных Уставах XIV в.: 383/328, л.л. 89 об., 707, 384/329, 385/332, л.л. 69, 77, и 388/336, л. 1 об. Все эти памятники, излагая последование рассматриваемых нами часовъ, по составу почти совершенно тожественное с нынешним, в то же время вполне согласно присоединяют к нему по три ектении на каждом часе. При этом, в отличие от Типогр. 45 и подобно греческому Типикону Синод. 272 и грузинскому Тнфл. 193, они разделяют все последование на две части и предписывают совершать 1-й час с 3-м, а 6-й с 9-м. Кроме того, на всех часах указываются особые стихи-припевы к тропарям. – В Типографской Минее – Декабрь, 95, интересны, между прочим, некоторые выражения. После указания евангелия, на 3-м часе замечено: «вечернее Исполним» (ектения); а после третьего тропаря на 6-м и на 9-м часе сказано: «и нын. тотж., синаит.» (=συναπτ, ектения). – Устав Синод. 383 изложение чина богоявленских часов предваряет таким замечанием: «поем же не по обычаю, но инако; бывает же сице», – и следует изложение самого чина (л. 101). Чин царских часов с тремя ектениями вошел также в первопечатный Краковский Часослов 1491-го года (л. 180, 197), очевидно, как чин наиболее распространенный в то время. Хорошо был известен у нас этот чин и позже, в XVI–XVII вв. Он излагается, напр., в упоминавшихся уже Уставах: К. Д. Академии 194 (стр. 986), К.-Печ. Лавры 8 (л. 121), К.-Соф. собора 97 (л. 77), Синод. 390 (л. 491 об.) и 391 (л. 54 об.), и друг., где обычно занимает место в особом отделе «о останцех устава», под заглавием: «како поют часы царские». Между прочим, по Синод. 391 (нач. XVII в.), на всех часах, после обычного начала и псалмов, читается Аллилуиа, дважды, а «третье поют, якоже на вечерни, на глас, – и посем октения болшая». По возгласе – Слава, тропарь, И ныне, богородичен часа, – «и поем тропари глас 8, творение Софрониево». Дальше на своих местах указываются две другие ектении (л.л. 54 об.–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Первый из них поется без стиха, а другие два со стихами Священного Писания. Тропари царских часов, по своему содержанию, суть тропари пророчества 547 . После тропарей пророчества произносится пред паремиею прокимен. На великопостных часах (на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, и на 1-м часе – в Великий четверток) один прокимен произносится пред паремиею, а другой прокимен – после нее (см. сказанное о прокимнах Великого поста на вечерне). На великопостных часах пред прокимном священник или чтец не произносит слова «прокимен», как то обыкновенно бывает прежде пения прокимна, но он говорит только: «Глас такой-то». О сем читаем такое указание в Типиконе, в последовании сырной среды, что после пения тропаря пророчества говорит иерей: «Вонмем», и чтец «прокимен» не глаголет, точию скажет глас 6... После чтения паремии иерей (произносит): «Вонмем». Чтец гл. 7-й прокимен: «Господь крепость людем своим даст» ... Сице глаголати иерею и чтецу во всю святую Четыредесятницу прокимен пред паремиями 548 . После прокимна и паремии на царских часах следует чтение Апостола. После чтения апостола читается Евангелие. Евангелие положено читать, кроме царских часов, на великопостных часах, именно: в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. В Типиконе сказано: «Ведомо же буде, яко Евангелие от Матфея все чтется, подобне и от Марка и от Луки. От Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий» (т. е. до 46-го зачала, гл. 13:31). «Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается» (оканчивается) «в среду на 9-м часе. Бывают же от Луки чтения три, прочая же по два» (т. е. все Евангелие Луки разделяется на три чтения, а каждое Евангелие прочих Евангелистов делится на два чтения). «Вкупе всех чтений девять и вящше ничтоже» (Типикон, последов. Великого понедельника утра). В приходских церквах обыкновенно начинается чтение Четвероевангелия ранее, в седмицу пред Неделею ваий. На великопостных часах чтение Евангелия бывает на 3-м и 9-м часах после тропаря и Богородична часа, а на 6-м часе – после паремии и прокимна. Пред началом чтения каждого из четырех Евангелистов диакон глаголет: «И, о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим». Лик поет: «Господи, помилуй» трижды. диакон говорит: «Премудрость, прости, услышим святого Евангелия». Иерей: «Мир всем». Лик поет: «И духови твоему». Иерей именует Евангелиста, которого чтется Евангелие. Но «сия глаголются точию к началом Евангелистов. К началом же (т. е. каждого чтения из Евангелия) «глаголет токмо: “Премудрость, прости” и тако чтет иерей Тетроевангелие» (Тип., послед. понед. страст. седм. утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

539 На каждом часе более одной кафизмы не стихословятся. Кафизмы положено стихословить на часах только в седмичные дни Великого поста, кроме суббот. Но в понедельники на первом часе и в пяток на 1-м и на 9-м часе не полагается кафизмы. На Страстной седмице на часах кафизмы стихословятся только в понедельник, вторник и среду. И во все эти дни на 1-м и 9-м часах не бывает кафизмы. 545 Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши» поется на 6-й глас. Тропарь 3-го часа: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа» поется на 6-й глас. Тропарь 6-го часа: «Иже, в шестый день же и час» поется на 2-й глас. Тропарь 9-го часа: «Иже, в девятый час» поется на 8-й глас. 546 Чтение из Лествичника полагается на 6 часе после паремии и прокимна, а на 3-м и 9-м часах – после Богородична. Это чтение бывает в монастырях. 547 В конце царских часов в навечерие Рождества Христова, после пения тропарей пророческих, прежде пения тропаря или стихиры на «Слава и ныне», славит диакон, сказано в Типиконе, Императора, и Синод, и настоятеля, по обычаю велегласно (Тип., послед. часов в навеч. Рожд. Хр., см. 24-го декабря. См. далее о навечерии Рожд. Хр.). 548 Что после паремии чтец не говорит слово: «прокимен», хотя это слово и написано в книге, это видно и из того, что здесь слева: «глас» и «прокимен» поставлены совершенно в ином порядке, нежели в каком обыкновенно они говорятся; всегда сперва произносится слово «прокимен», а потом уже говорится «глас такой-то», а здесь наоборот, слово прокимен написано только как заглавие молитвословия, но не для произнесения. 549 В изд. в Венеции в 1789 стр. 94 – to ποτεταγμnον (от [ποτσαω – подчиняю), в изд. в 1851, стр. 94 – τ ε’ξς – следующий, по порядку, потом. 550 Благодарственная песнь: «Взбранной воеводе» составлена греками в то время, когда они избавились от нападения киевских князей – Аскольда и Дира (866 г.), разбитых на своих судах бурей у Царьграда, при погружении в море ризы Владычицы. Так как князья киевские, быв поражены этим чудом, приняли крещение, то и русские поют эту благодарственную песнь «Взбранной воеводе... избавльшеся от злых», т. е. от бед языческого зловерия (Постн. Триодь, синакс. субботы 5 седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чин 12 Евангелий. Служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Чин 12 Евангелий. Служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Русская практика XVI – сер. XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела неск. отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитал. греч., груз., ранних слав.) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1-й и 3-й часы; 6-й и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов В. п. совершался особый чин омовения св. мощей . (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в В. п. Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также и к к-польской традиции в В. п. мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или мон-ре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение В. п. было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. уже существовала практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в В. п. плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка: во-первых, совершение утрени В. п., как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг и совершение вечерни В. п. обычно среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (как по Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность делать удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часами Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в В. п. торжественного обряда изнесения из алтаря св. плащаницы, положения ее на специальном столе-гробнице посреди храма и лобызания ее, что символизирует погребение тела Христова праведными Иосифом и Никодимом.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Типикон умалчивает об особенностях данного богослужения, лишь содержит замечание: «Всю службу поем поскору, труда ради бденнаго». Так как такое же замечание относится в Уставе к совершению часов на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в полиелейные праздники в седмичные дни поста, то можно вывести следующие особенности. Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов. По «Отче наш…» кондак Великого канона «Душе моя…». Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). §4.6. Особенности в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами. После Богородична (на 3-м и 9-м) или после второго прокимена (на 6-м) читается Евангелие. По Уставу в первые три дня Страстной седмицы на часах (кроме 1-го) прочитывается все Четвероевангелие до Ин. 13, 31 . По «Отче наш…»: кондак Триоди. Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (на 9-м часе – с тремя). §5. Последование великого часа Великие часы, как мы уже отмечали, совершаются три раза в году: в навечерие Рождества Христова, в навечерие Богоявления и в Великую Пятницу. Однако если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу (перед навечерием). Это самый торжественный вид часов; Великие часы совершаются при открытых царских вратах, и на каждом часе полагается каждение. Наиболее полное последование Великих часов дается в Типиконе, 24 декабря (см.: «Последование часов, певаемых в навечерии Рождества Христова»). Назовем сначала отличительные черты Великого часа в сравнении с обычным часом. 1. Все четыре Великих часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) совершаются вместе (исключение имеет место только в том случае, если Благовещение случится в Великую Пятницу; в этом случае 1-й час присоединяется к утрене, а 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе с изобразительными).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Этим подчеркивается, что праздник еще не наступил, что наше ликование и радость связаны с ожиданием его наступления. Однако следующий за кондаком икос говорит о нем в настоящем времени. Если в икосе 20—23 декабря мы слышим, что Господь, по Своей благости дарующий всем жизнь, «в вертепе родитися грядет и в яслех положитися», то икос 24 декабря торжественно возвещает, что «священная пророков речения конец прияша: се бо Дева раждает Всесовершеннаго в Вифлееме граде, внутрь вертепа». Сочетание будущего времени в кондаке с настоящим в икосе не случайно – оно создает впечатление стремительного движения времени, наполненного вечностью.    Последующие службы навечерия праздника Рождества Христова, рождественские часы и вечерня, характеризуются не только особенностями содержания, но и своим богослужебным строем.    Рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. «Последование часов, певаемых в навечерии Рождества Христова», совершается с особой торжественностью. Ему предшествует благовест, начинающийся по Уставу «в начале 2-го часа», то есть, по нашему счету, в начале 8-го часа утра. Служится это последование при открытых царских вратах на середине храма, где на аналое полагается Евангелие, пред началом часов износимое священником из алтаря. Уже в этих внешних особенностях совершения часов заключается глубокий смысл, обращающий души и сердца молящихся к духовному содержанию праздника. Открытые царские врата знаменуют открывшееся нам в Рождестве Христовом небо, изнесение Евангелия на средину храма – сошествие Христа Спасителя на землю. Наконец, каждение фимиамом пред Евангелием напоминает о ливане и смирне, принесенных Христу волхвами.    С еще большей полнотой раскрывается духовный смысл праздника в самом содержании часов. Прежде всего, из обычно читаемых на каждом часе псалмов на рождественских часах сохраняется лишь по одному, остальные же представляют пророчества о явлении в мир Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010