Она состоит: 1) из часов , 2) вечерни и 3) уже литургии . В каком порядке совершается эта литургия? Сначала идут часы, затем вечерня до входа и наконец самая литургия. И каждая из этих частей имеет свои особенности. Какие особенности часов Преждеосвященной литургии? Первая особенность та, что каждый час имеет свой тропарь, который поется по 3 раза в свое время при земных поклонах. Вторая особенность часов та, что на всяком из них читается, при земных поклонах, известная великопостная молитва св. Ефрема Сирина . Прочитайте тропари великопостных часов. 3-го часа. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа... 6-го часа. Иже в шестый день же и час... 9-го часа. Иже в девятый час... (См. вопрос: Для чего совершается девятый час, и какая главная песнь (тропарь) сего часа? и далее.). Прочитайте молитву св. Ефрема Сирина . Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Праздности – бездеятельности, лености. Уныния – безпечности о спасении души. Любоначалия – гордости. Празднословия – пустословия, болтовни. Целомудрия – чистоты тела и души. Смиренномудрия – смирения, скромности. Ей – о. Зрети – видеть. Брата – ближнего, другого человека. Какие особенности вечерни Преждеосвященной литургии? Первая особенность та, что между паремиями в царских вратах появляется священник, держа в руках кадило и светильник, который стоял перед Святыми Дарами, крестообразно осеняет народ и возглашает: Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех. Этим указывается на тот свет веры в Спасителя, который просвещал ветхозаветных праотцев и пророков. При этом молящиеся повергаются на землю в знак благоговения к сему свету, как образу Самого Иисуса Христа. Другая особенность вечерни та, что после паремий поются, при стоянии молящихся на коленях, известные стихи из псалмов: Да исправится молитва моя...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Но на царских часах в Великий пяток – на каждом часе на «Слава» поется особый тропарь. После тропарей, петых на «Слава», на всех трипсалмных часах (т. е. на вседневных, великопостных и царских) поется на «И ныне» Богородичен. Богородичны на всех часах различные, но на каждом часе всегда поется один и тот же Богородичен. Эти Богородичны в богослужебных книгах называются «Богородичнами часов» (Тип., послед, 24-го февр., аще в понед. 2-й, З-й и 4-й седм. велик. поста). Каждый из этих Богородичнов, по содержанию своему, имеет отношение к воспоминанию и общему молению часа. Так, на 1-м часе, на котором жизнь наша сравнивается с утром, полагается Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси солнце правды» и проч. На 3-м часе, на котором воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, положен Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота». В Богородичне заключается такая молитва ... «молися, Владычице, со святыми апостолы помиловати душы нашя». На 6-м часе, на котором воспоминается страдание Господа Иисуса на кресте, положен Богородичен: «Яко не имамы дерзновения за премногие грехи нашя, Ты, иже от Тебе Рождшагося, моли, Богородице Дево... яко милостив есть и спасти могий, иже и страдати о нас изволивый». На 9-м часе, на котором воспоминается смерть Господа на кресте, положен Богородичен: «Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри, яже создал еси рукою Твоею». После Богородична – на вседневных часах и на тех великопостных, на которых не положено паремии и не бывает «чтения» из Лествичника 546 , читаются молитвы. На 1-м часе читаются две молитвы, именно: «Стопы моя направи по словеси Твоему», и другая: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи»; на 3-м часе читается молитва: «Господь Бог благословен»; на 6-м часе молитва: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи»; на 9-м часе молитва: «Не предаждь нас до конца имени Твоего ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами, совершив три поклона, произносит возглас «Благословен Бог наш...» Чтец – «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш» и последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма чтец глаголет «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды) с 3 поясными поклонами. «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Другой чтец глаголет – «И ныне» – и начинает рядовую кафизму. «Аллилуиа» между «Славами» поется, как обычно. После 3-й «Славы» сам чтец заканчивает «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Иерей пред царскими вратами глаголет тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» по тому же чину, как и тропарь 1-го часа. По исполнении тропаря и поклонов иерей возглашает «Слава», чтец – «И ныне» и Богородичен «Богородице, Ты еси Лоза Истинная». Во время Богородична полагаются 3 поясных поклона. И далее все последование часов по порядку, указанному в Типиконе и Часослове.    На 6-м часе читаются тропарь пророчества, прокимен и паримия.    В конце 9-го часа – молитва Ефрема Сирина только с 3 поклонами.    После молитвы 9-го часа отверзается завеса царских врат, певцы поют «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Каждый стих сопровождается поясным поклоном, а последние три стиха «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко», «Помяни нас, Святый» – с поклонами земными. Затем чтец глаголет – «Лик Небесный», «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш» и кондаки.    Кондаки на изобразительных читаются в следующем порядке: в храме Христовом – кондак храма, дня, рядового святого по Минее, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». В храме Богородицы – кондак дня, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храма Богородицы. В храме святого – кондак дня, храма святого, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне». «Честнейшую», «Именем Господним». Иерей на солее произносит «Боже, ущедри ны» и молитву святого Ефрема Сирина с 16 поклонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен. Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры. Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель. С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни. Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени, По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий. 1 Благословен Бог наш... В приходских храмах часто опускается Двупсалмие Слава Святей... Шестопсалмие По указанию Типикона читается предстоятелем Утренние молитвы Великая ектения Бог Господь со стихами Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: Рядовые кафизмы (две или три) В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. 50-й псалом Л (Ч) Д С 11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.: К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим..., ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   За «Достойно» – ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати». Причастен – «Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас».    После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый! Сам благослови хлебы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Хлебы раздробляются и раздаются верущим.    На трапезе разрешается ястие без масла.    Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа – «Егда снизшел».    После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов.    Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Глава 1. Полунощница, утреня, часы, Литургия и вечерня    Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20—30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы, по обычному чину, начиная Трисвятым.    Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало: «Благословен Бог наш». «Царю Небесный» не читается, но по возгласе – «Аминь» и сразу Трисвятое и проч. Псалом 50-й. Канон «Волною морскою». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия – тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни – седален и по 6-й – кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и вносят ее в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писаная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

За «Достойно» – ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь, и воскрéсе спасаяй нас». После отпуста совершается благословение хлéбов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлéбов и пять тысящ насытивый! Сам благослови хлéбы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящáяй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Хлебы раздробляются и раздаются верущим. На трапéзе разрешается ястие без масла. Если освящение куличей и пáсох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа – «Егда снизшéл». После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов. Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Глава 1. Полунощница, утреня, часы, Литургия и вечерня Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20–30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы, по обычному чину, начиная Трисвятым. Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало: «Благословен Бог наш». «Царю Небесный» не читается, но по возгласе – «Аминь» и сразу Трисвятое и проч. Псалом 50-й. Канон «Волною морскою». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия – тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни – седален и по 6-й – кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и вносят ее в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писаная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 3-й: «Доблии мученицы истины...», «И ныне» – предпразднства, глас 8-й: «В Вифлееме раждается...». По Трисвятом – тропарь мучеников. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Вифлееме...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...», возглас: «Яко милостив...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется. Примечание. Поскольку навечерие Рождества Христова в текущем году приходится на субботу, совершение царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу (см. Типикон, 24 декабря, 1-е «зри»; 25 декабря, 2-е «зри»). Отдельно от утрени (по Уставу, «в начале втораго часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов навечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных . Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 44-й и 45-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ. По окончании 45-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-05/

Идейное содержание 1-го часа. Основная тема 1-го часа – утренняя молитва христианина (псалмы часа, библейские стихи). Также в последовании 1-го часа вспоминается Воплощение Бога Слова («Что Тя наречем, о Благодатная...» и «Христе, Свете истинный...» – Богородичен и молитва часа). Кроме того, во время совершения 1-го часа Служебник указывает вспоминать предварительный суд Христа у Каиафы, который имел место в 1-м часу по еврейскому счислению (см. Служебник, «Известие учительное…»). 3-й и 6-й часы входят в дневную группу служб и со­вершаются всегда вместе непосредственно перед литургией, в храме. Во время чтения этих часов священник и диакон совершают проскомидию. В начале 3-го часа бывает возглас и обычное начало. Во время чтения 3-го и 6-го часов после отпуста проскомидии диакон отверзает завесу царских врат 228 и совершает каждение храма. Идейное содержание 3-го часа. Во время совершения 3-го часа вспоминается суд над Христом у Пилата, который был в 3-м часу по еврейскому счислению (см. Служебник, «Известие учительное…»). Кроме того, в самом чинопоследовании 3-го часа отражаются еще две темы: – покаянная молитва христианина (псалмы, Богородичен и молитва часа); – сошествие Святаго Духа на апостолов (великопостный тропарь часа). Идейное содержание 6-го часа. В последовании 6-го часа содержатся следующие две темы: – распятие Спасителя на Кресте, которое произошло, по свидетельствам евангелистов, в 6-м часу дня (великопостный тропарь часа, Богородичен и молитва часа); – молитва христианина, выражающая упование на милость Божию (псалмы, библейские стихи). 9-й час обычно совершается перед вечерней и открывает собой вечернее богослужение грядущего цер­ковного дня, хотя в то же время сам по себе является последней службой уходящего дня, так как на 9-м часе читаются тропарь и кондак дня уходящего. Как мы уже отмечали, это сугубое значение 9-го часа символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. 9-й час может совершаться как в храме, так и в притворе, о чем ясно говорится в 1-й и 9-й главах Типикона. Если 9-й час совершается в притворе, то на нем полагается малый отпуст, если же в храме, то отпуста нет, сразу же после молитвы часа следует вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение, или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, именно накануне: а) Служба вечерняя состоит из 9-го часа 289 , вечерни, повечерия. Засим б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1-го часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3-го и 6-го часов литургии. Если же совершается бдение 290 , то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие 291 и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9-й час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1-й час (т. е. бдение). B. 3-й и 6-й часы, литургия. Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня, большею частью, сряду совершается за часами и за нею – литургия. Немного бывает в году случаев, когда вечерня с литургиею совершаются отдельно от часов, именно: 1) когда совершаются царские часы и бывает в тот день литургия. Так, в Великий пяток, если в оный случится Благовещение, сперва совершаются царские часы особо, потом вечерня в соединении с литургиею св. Иоанна Златоустог о совершается отдельно от часов царских (Тип., послед. 26-го марта). Также в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня, когда вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого ; вечерня с литургией отдельно совершается от часов царских (Тип., 24-го декабря и 5-го января). Устав также предписывает часы (3-й, 6-й и 9-й с Изобразительными) совершать отдельно от вечерни (в 8-м часу дня) с литургией и в том случае, если в Великий четверток или субботу случится Благовещение (Тип., послед. 25-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

515 а) В Сретение, предпразднство, попразднетво и отдание его, случившияся в среду или пяток сырные; б) в Благовещение – в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; в) в праздник храма; г) святого с полиелеем – в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста. 516 Таким образом, на службах 1-гог 3-го, 6-го и 9-го часов положено 12-ть псалмов, соответственно числу часов в продолжение дня (по восточному счислению). Припомним, что на востоке (См. выше) под 1-м часом дня разумели и три часа наши: 7-й, 8-й и 9-й утра; под третьим часом разумели часы: 10-й, 11-й и 12-й; под шестым часом – часы: 1-й, 2-й и 3-й пополудни; под девятым – часы: 4-й, 5-й и 6-й пополудни нашего времени. 518 Часы называются царскими в Типиконе (послед. 25-го декабря. Зри, аще случится навечерие Рождества Христова в субботу). 519 Исключение – то, если в Великий пяток случится Благовещение, тогда 1-й час совершается с утреней, а 3-й, 6-й и 9-й часы особо вместе (Тип., послед. 25-го марта, аще в Велик. пяток). 520 От Недели ап. Фомы до Вознесения, вместо: «Приидите поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе», трижды. 522 На великопостных часах: 1-м часе и 6-м, если после них бывает выход из церкви, после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и молитва – на 1 -м часе:«Христе свете истинный», па 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Велик. поста). 523 Например – служба 3-го часа, за коим следует 6-й час и литургия служба 9-го часа, за коим следует вечерня, повечерие; служба 1-го часа, за которым на царских часах следуют все другие часы. 524 Так, первый час – за утреней, 6-й – за третьим часом, также 9-й – за шестым в среду и пяток сырной седмицы, в день постен Св. Четыредесятницы, в Великие Четверток и Субботу. 526 «Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди их, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи» ( Пс.5:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010