Эта книга представляет собой собрание духовных песен народа Израиля. В еврейском каноне она относится к третьей части Библии, которая называется «Кеттубим», где стоит на первом месте. В еврейских изданиях Библии книга носит название «сефер тегиллим», что означает «книга прославления, или книга хваления». Трудно установить период времени, когда была написана полностью эта великолепная книга. Скорее всего, этот период длился на протяжении более тысячи лет. Если мы имеем там псалмы Моисея, царя Давида, Соломона, сынов Кореевых, то скорее всего она приобрела такой вид в период Езекии, то есть уже после плена. А ее формирование началось еще при Моисее или чуть раньше, возможно, что псалмы более древние здесь повторены и обработаны. Именем царя Давида называется часть псалмов, потому что первая часть относится к его авторству и называется «ле Давид», т.е. это псалмы, которые приписываются Давиду или написаны им самим. Остальные псалмы или без названия, или приписываются другим авторам. Всего из 150 или 151 псалма, в зависимости от издания и редакции, 73 имеют надписание и приписываются Давиду. Его мы называем псалмопевцем и пророком, потому что многие псалмы имеют мессианское значение и пророчество, в них предсказана судьба Мессии, Его служение, Его воскресение и все, что связано с Его рождением и будущей эсхатологией. То, что это написано царем Давидом, подтверждается следующими цитатами: из 1Цар. 16, 18  и 18, 10; 2 Цар.; 2 Пар.; Деян.; Рим. 4, 6–7 – авторы этих Книг единогласно считают Давида автором вышеназванных псалмов. Два псалма написаны Соломоном, авторы пятидесяти псалмов неизвестны, их можно отнести к Давиду или к его окружению. Двадцать пять псалмов написаны различными певцами, такие псалмы имеют авторскую надпись «сынов Кореевых», «Асафа», «Ефрама Езрахита», «Моисея», «Емана» и ряд других. Часто псалмы имеют надписание: «Начальнику хора, псалом Давида. Блажен, кто помышляет о бедном и нищем, в день бедствия избавит его Господь» ( Пс. 40 ) Или, например, «начальнику хора, учение сынов Кореевых», «начальнику хора, на музыкальном орудии». Есть определенные названия и также способ исполнения того или иного псалма, но все это относилось к древней иудейской церкви. В наше время псалмы исполняются либо чтецом, либо хором, либо читаются про себя священником или диаконом. Обратите особое внимание на псалмы, которые входят в Часы ежедневные, в Царские Часы и Часы Великого Пятка, надо знать употребление этих псалмов на Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

На клиросе поют молитву Господню: »Отче наш«... В это время все молящиеся должны сделать земной поклон. После сего диакон, приглашая молящихся к благоговению возглашает: »Вонмем«! А священник приподнимая Святый Агнец над дискосом произносит: »Святая святым«, т.е. Святые Дары Тело и Кровь Христовы могут преподаны только святым или очистившим себя от грехов чрез таинство покаяния. На клиросе от лица всех молящихся поют: »Един свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь«. Этими словами христиане сознают свое недостоинство и выражают надежду, что только Один безгрешный Господь Иисус Христос по Своему милосердию может соделать нас достойными причащения Святых Христовых Таин. Затем в алтаре бывает причащение священно-служителей, а на клиросе в это время поют причастный стих. Причащение мирян После причащения священнослужителей отверзаются царские двери и священник или диакон появляясь в них с Чашею в руках приглашают врующих приступить к причащению следующими словами: »Со страхом Божиим и верою приступите». Это явление Святых Даров напоминает Воскресение Христово и все молящиеся должны сделать земной поклон, как Самому воскресшему Господу, а на клиросе в это время поют: «Благословен грядый (т.е. достоин прославления идущий) во имя Господне». Приступающие к причащению вместе со священником читают молитву: »Верую Господи и исповедую«..., а во время самого причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Когда все причастятся, священник относит Чашу со Святыми Дарами на прсстол и, обратясь к молящимся, благословляет их говоря: »Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние (т.е. православных) Твое». На клиросе поют: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Потом священник, взяв Чашу со Святыми Дарами, является в царских вратах и, обратясь к народу, крестообразно осеняет ее народ произнося: »Всегда ныне и присно и во веки веков» и относит их на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров напоминает нам, как Господь Иисус Христос, явившись Своим ученикам последний раз, благословил их и вознесся на небеса. Все верующие должны в это время сделать земной поклон. Поклонитесь и вы, дети, пред Святыми Дарами, как Самому возносящемуся Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Это бабка Подбериха натащила их сюда! — с уверенностью сказал Женя. — Лёня! Смотри! Мои четыре принца. Я их с карточных валетов срисовал. Принцы стояли у двери, но эта дверь была совсем не дворцовая. Её сбили из неструганых досок, и закрывалась она деревянной вертушкой. — Нам к Золотоголовой Птице! — сказала Шуршава принцам. — На одну минуточку. Принцы галантно раскланялись перед Шуршавой, но сказали строго: — Только на одну минуту! — и перевернули песочные часы, висевшие на стене. Мальчики думали, что попадут в царские покои, сверкающие драгоценными камнями, золотом, парчой, а попали — в птичник. На полу — солома, посредине птичника — гнездо из соломы, а в гнезде сидел… гусёнок. — Гуська! Мой милый Гуська! — закричал Лёня, и радостные слезы покатились по его щекам. Резиновый, хорошо надутый гусёнок, в золотой шапочке набекрень, взмахнул крыльями и сел Лёне на плечо. — Милый мой Гуська! Я думал, ты потерялся навсегда. Тебя все искали: и папа, и мама, а Женя был тогда совсем маленький. — Лёня взял Гуську на руки и нянчил, как младенца. — Я тебя иногда во сне вижу. — Меня утащил Серый Озорник! — вздохнул Гуська. — А нашла меня бабка Подбериха. За это я присвоил ей титул Самой-Самой Доброй. Дверь в гусятник распахнулась, и принцы хором сказали: — Минута истекла! — Это мои лучшие друзья! — сказал им Гуська. — Гости ждут, когда Золотоголовая Птица откроет бал Полнолуния, — сказали принцы. — Хорошо. Я сделаю это, сидя на твоём плече, мой хороший мальчик Лёня. А ты, Женя, можешь погладить меня по перьям. — Без Гуськи я никогда не ложился спать, — объяснил Лёня младшему брату. — О высокочтимая Золотоголовая Птица! — вскричала Шуршава. — Мальчики от радости забыли, зачем пришли к твоему величеству. Они потеряли янтарный перстень. Никто из наших его не видал, даже Самая-Самая Добрая. — Но у меня его нет! — развёл крыльями Гуська. — Ах, значит, он у Короля Летучих Мышей! — Шуршава покачнулась, но её поддержал за руку один из принцев. А по лунной зале уже летел, звал хрустальный звон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4237...

Так они читали часы, «Помилуй мя Боже», «Благослови Господи» – все по книге, не спеша, а не так, как мы спешно читаем. То же и при отпусте их служб. Но «Господи воззвах» с прочими стихирами они просто читают (?), равно и все каноны (исполняются) без канонарха и пения, кроме ирмосов. Поэтому они много читают из житий и поучений при кафизмах псалтыря и песнях канона в своем месте. Всякое «Слава и ныне» поют по его гласу, но при этом все, т.е. священники и певчие, выходят и становятся в хоросе полукругом друг против друга, сделав взаимно поклон головою; то же делают при «Честнейшую херувим», когда наступает ее время, равно при девятой песне за заутреней и после канона, т.е. после десятого хвалитна пред «Хвалите Господа с небес», а также в свое время за литургией. Равным образом и при «Слава в вышних Богу» и пр. они выходят в хорос и поют ее армянским напевом, а затем, после Святый Боже, возвращаются на свои веста. Архиерей или протопоп не читает ни «Свете тихий», ни «Сподоби Господи», ни «Верую» и «Отче наш» при литургии, но все это поют священники и певчие на обоих клиросах. Во время ектении, которую говорит дьякон или священник, при всяком прошении «Господи помилуй» поют, так же и «подай Господи», ибо говорящий ектению, сказав прошение, останавливается (и ждет), пока не споют. Так у них принято, согласно с тем, как установлено в книге (служебнике). При окончании каждого возгласа священника непременно поют Аминь. В конце каждой службы непременно поется «Достойно есть» и прочее в надлежащем порядке певчими и священниками. При ектении дьякона или священника отворяют царские двери, которые бывают деревянные, с резьбой и позолотой, а когда тот кончит, затворяют их и они всегда остаются замкнутыми 350 . Если в церкви присутствует архиерей, то священники и дьяконы, после того как войдут (в алтарь), облачатся и, выйдя, сделают несколько земных поклонов пред иконами Господа и Владычицы, по их всегдашнему обыкновению, подходят к нему под благословение. За вечерней дьякон непременно возглашает «Благослови владыко» вне (алтаря), сильно растягивая, и входит (в алтарь), а священник говорит «Благословенно», и чтец читает псалом вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я ответил: «Тебе не следует ее иметь. Что бы ты делал с прелюбодейкой? Ибо та прелюбодейка, которая незаконно соединяется в браке с Христом». Пока я всё это обсуждал, мне доставили известие, что царские занавеси убраны, что базилика наполнена народом, и что требуют моего присутствия; я тотчас же обратил к этому речь свою, говоря: «Как высоки и как глубоки предсказания Духа Святого! В утренние часы было прочитано, как вы помните, братья, что высшим мы ответим на скорбь души: «О бог, язычники вошли в наследие твое» ( Псал. 48, 1 ). И действительно вошли язычники и даже больше, чем язычники вошли: вошли также готы и люди разных народов, вошли с оружием и, окружив, оккупировали базилику. Мы, не зная Твоего величия, горевали об этом, но наше незнание предполагало иное. Язычники вошли, но истинно вошли в наследие Твое, ибо те, кто вошли, как язычники, сделались христианами. Те, кто вошел, чтобы вторгнуться в Твое наследие, стали сонаследниками Бога. Я имею защитниками тех, кого считал врагами. Видел Ты вооруженных людей, приходящих в храм Твой. Здесь – стонущий народ и приходящий толпами, чтобы не казалось, что они отдают базилику Бога; там – солдаты с приказом силой навести порядок. Смерть перед глазами моими. Чтобы не было позволено безумие между ними, Ты, Господь, вмешался в середину – один между теми и другими. Ты сдержал вооруженных людей, говоря, действительно: «Если прибегнут совместно к оружию, если в храме Моем запертые будут потревожены, «какая польза от крови моей?» Итак, благодарим Тебя, Христос. Ни посол, ни вестник, но Ты, Господь, принес спасение народу Твоему: «Ты снял с меня вретище и препоясал меня веселием» ( Псал. 29, 12 ). Я говорил это, задаваясь вопросом, что душа императора могла бы смягчиться рвением солдат, настоятельными просьбами комитов, мольбами людей. Между тем, мне сообщили, что ко мне послан нотарий, который должен передать мне приказание. Он передает приказ, чтобы я уступил малую базилику. «Как ты смотришь на то, – он говорит, – что действовал против приказания?» Я отвечаю: «Что было приказано, я не знаю; и мне сказали неопределенно о том, что было сделано необдуманно».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ряды псалмов расположены по степени их близости к нынешнему составу и по сравнительной употребительности. Всего было в употреблении, согласно таблице, 58 псалмов (1–7, 9–12, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 30, 32, 34–37, 39, 40, 42, 45, 48, 50, 51, 53–55, 57, 58, 68–70, 73, 83–85, 87–90, 100, 101, 106, 108, 110, 116, 118, 131, 137–139, 142), при чем половина из них упоминается только однажды. Наиболее употребительными являются псалмы: 2, 5, 21, 34, 40, 50, 51, 58, 68, 85, 87, 90; некоторые из этих псалмов встречаются почти во всех последованиях. Любопытное показание относительно псалмов дает между прочим Устав Киево-Софийской б-ки 97. Заметив предварительно, что на часах в. пятницы исполняются «три псалмы обычные», т. е. повседневные, поставленные во ряду таблицы, он в тексте приводит на самом деле псалмы XI ряда, а в выносках на поле указывает сверх того еще и псалмы XIV ряда. Таким образом, здесь мы сразу имеем троякое указание касательно псалмопения, отчасти напоминающее предписания Орбельской и Хлудовской Триодей, которые наряду с повседневными псалмами («псалми 3, яко и присно») указывают также особые антифонные псалмы. Антифонные припевы 12-тропарей составляют продолжение часового псалмопения и являются в сущности сокращением антифонных псалмов. Можно указать даже случай, когда почти все стихи-припевы заимствуются из одного и того же ряда антифонных псалмов; такая именно преемственная связь существует между припевами Святогробского последования 1122 г. и псалмами Барбериновской Триоди 339 (табл., XX и XXI). – В настоящее время, вместо 12-ти антифонных псалмов, употреблявшихся в древности – хотя бы даже сокращенно, в виде избранных стихов, как напр. в последовании 1122 г., – приводится всего семь стихов на часах в. пятка ( Пс. 2:1–2; 5:2–3; 68:22. 2; 21:19 ) и по два стиха на рождественских и богоявленских часах ( Аввак. 3:1. 3 , и Пс. 41:7; 76:17 ); но зато в начале каждого часа читается теперь три псалма, тогда как прежде нередко полагалось только «по единому псалму».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Основой царских часов, или – вернее – царскими часами в собственном смысле является «служба 12-ти тропарей». 12 тропарей с чтениями, как свидетельствуют древние памятники, составляли вполне самостоятельную службу царских часов, со временем чисто внешним образом соединившуюся в одно последование с обычными часами. Общая схема царских часов такова. В начале читается, в качестве предначинательного псалма, один из обычных часовых псалмов (5 или 100, 50, 90 и 85). За ним следует великая ектения, после которой исполняется антифон из трех тропарей, со стихами избранных псалмов, подобных нынешним избранным псалмам «по полиелеи». Стихов бывало от двух до шести; но могло быть и больше: указываются даже целые псалмы. После тропарей произносится малая ектения и поются седальны с богородичнами, а далее – прокимен и чтения. Вслед за чтением евангелия поется тропарь часа («отпустительный») со стихами и – богородичен. В заключение произносится просительная ектения, – и бывает отпуст. – Эта схема почти целиком заимствована из Триодей Орбельской и Хлудовской, где излагается одно из самых полных и законченных последований часов в. пятницы. Замечание о предначинательном псалме основывается на свидетельствах памятников о пении «по единому псалму» в начале часов. Затем, в Святогробском Типиконе особые антифонные псалмы, указываемые в Орб., Хлуд. и Ватикан. 771) Триодях, заменяются избранными стихами, числом до шести. Далее, Орб. и Хлуд. Триоди помещают «отпустительный» тропарь не в начале (как обычно), а в конце службы часа, что вполне соответствует и самому названию тропаря. Наконец, во многих памятниках на царских часах указываются ектении: великая, малая и просительная. Несколько странным представляется отсутствие молитв в службе царских часов, вообще, и в. пятницы, в частности, засвидетельствованное многими документами. Некоторые памятники прямо заявляют: «ведомо-ж буди, яко часове сего дне (т. е. великой пятницы) молитвы не имут» (см., напр., Киево-Соф. 97/17, л. 297). Между тем паломница IV века вполне определенно утверждает обратное. Очевидно, здесь произошло какое-то недоразумение...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

ТРАДИЦИЯ 14. ДОНАШИВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДРУГ ЗА ДРУГОМ Факт, который кажется невероятным: в семье последнего российского императора царские дочери в буквальном смысле донашивали одежду друг за другом. Исследователь Игорь Зимин в книге «Взрослый мир императорских резиденций» пишет: «При заказе каждого нового платья Александра Федоровна действительно всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со времен небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории. Ближайшая подруга императрицы писала, что “воспитанная при небольшом дворе, Государыня знала цену деньгам и потому была бережлива. Платья и обувь переходили от старших великих княжон к младшим”». Сегодня во многих домах донашивание одежды — требование времени: ничего не остается делать, если семья большая, а доход — нет. Но только ли в этом дело? «Традиция донашивания одежды поможет научиться разумному и бережному отношению к вещам, а через это — и ко всему окружающему миру, — считает отец Стефан. — Кроме того, это развивает в человеке чувство ответственности, так как он должен сохранить одеж­ду в хорошем виде и передать ее другому». С точки зрения психолога Татьяны Воробьевой, это воспитывает в человеке скромность и привычку заботиться о других. А отношение к такой традиции — чувство стыда и досады или чувство родства, близости и благодарности — целиком зависит от родителей: «Надо правильно преподнести — как дар, подарок, а не как обноски: “Какой заботливый у тебя брат, какой молодец! Смотри, он аккуратно ботинки носил, чтобы они тебе достались, когда придет твой день. Вот он пришел!” Когда мы отдаем часы золотые — это очень значимо, а когда отдаем хорошие ботинки, которые берегли, бумажкой проложили, промазали, прочистили — разве это не является даром? Можно сказать, допустим, так: “В этих ботинках Андрюшка наш бегал, а теперь, сынуля, ты будешь бегать! И, может, от тебя они кому-то достанутся — ты их береги”. Тогда не возникнет ни пренебрежения, ни брезгливости, ни чувства своей ущербности».

http://pravoslavie.ru/75873.html

По настроению того периода, наказания, положенные в Духовном регламенте и особыми указами императорской власти, довольно чувствительные для всякого времени, в те годы, применялись к духовным лицам с большей строгостью, чем после. Также следует заметить, что и число штрафованных, при императрице Анне, является большим, чем до и после её царствования. Проступки между духовенством встречались тогда следующие: нерадение к службе, неслужение литургии в воскресные, праздничные и царские дни, венчание неправильных браков, но особенно пьянство. Ссор, личных обид, драк, воровства, которые прежде бывали, теперь было не много. Меры же взыскания существовали следующие: посылали под начал, отрешали от мест, секли плетьми, лишали сана, ссылали в Сибирь. В наше время, наказания в законодательных кодексах уравновешены с проступками и преступлениями. Но тогда еще не была выработана эта система... Выбор наказаний зависел от усмотрения судебной власти... Оттого, за вины разного свойства и разных степеней полагалось нередко одинаковое наказание, и наоборот, один и тот же проступок подвергался различным наказаниям. Некоторые из наказаний имели особенность против других месть. Например: в епархиях, где управлял епископ, виновных духовного ведомства держали под началом при монастырях, но в С.Петербургской Синодальной области, за недостатком монастырей и скудости их, виновные посылались под начало к заказчикам, отправляя (священники) за них, или (другие чины) вместе с ними, службу в их церквах. Больше же всего, в то время встречается телесное наказание. Священник Копорского уезда, Горского погоста Гавриил Фомин предавался пьянству, по воскресным и праздничным дням, вместо литургии, правил только часы, к родильницам не ездил давать молитв, а посылал их в шапках, в чем и сам сознался, а главное – в высокоторжественные и викториальные дни, за нерадением, не служил литургий и царских молебнов. Его вызвали в С.Петербургское Духовное правление к следствию и для исправления. Здесь Фомин, около трех месяцев, просидел при самом правлении под караулом в числе колодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Уже упоминавшийся Хрисотриклин, до Х в. главный священный зал, находился совсем рядом с китоном – жилыми и спальными покоями царской семьи. Здесь же находилась персональная сокровищница императора. Стены комнат были облицованы порфировыми плитами, зеленым и белым мрамором, мозаиками, изображающими столь любимые охотничьи сценки. Василевса ежедневно будили в китоне в шесть утра тремя ударами в дверь и он, самостоятельно, без каких-либо церемоний одевшись, шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся там в нише. Хрисотриклин представлял собой огромный восьмиугольный зал с таким же количеством боковых сводчатых помещений-камар и в VII в. был увенчан куполом с 16 окнами. Здесь хранились императорские регалии и стояли два больших органа, целиком покрытые золотом и драгоценными камнями. Во время приемов император располагался в глубине зала, в восточной нише – конхе (от греч. «раковина») на возвышении, в окружении трех рядов стоявших полукругом стражников. Свод ниши был украшен мозаикой с изображением Христа и надписью «Царь царей». Отдельным полукругом стояли приближенью императрицы. Все должны были держать очи долу в знак уважения. Находившийся здесь трон-ложе с двойной спинкой и подставкой для ног, чем-то похожий на алтарь, со ступеньками из багряного порфира, можно было видеть, когда остиарии – царские привратники из числа евнухов открывали закрытые завесами серебряные входные двери, ведшие через западную камару Хрисотриклина, так называемый Орологий, где, вероятно, стояли часы. Сидя на этом троне император завтракал, а потом принимал приходивших к нему с делами высоких чиновников и сановных вельмож. Внутреннее пространство Золотого зала и его западный портик – Трипетон были разделены раздвижными или подъемными занавесами-вилами, за которыми дожидались назначенные к царскому приему чиновники или послы. В Хрисотриклине проходили все важнейшие церемонии и официальные встречи, устраивали пиры, званые обеды – клитории. Рядом с ним стараниями Василия I Македонянина (867–886 гг.) было возвдвигнуто одно из самых красивых помещений Дворца – Кенургий, что означало «Новое здание», роскошно украшенное 16 мраморными колоннами с искусной резбой и мозаикой, прославлявшей деяния царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010