При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

39 В Неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный Устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря). Если Неделя св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству. 40 Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IX-X в.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами). Название «царские» великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Такое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов «великими», так как их служба посвящена Царю царей – Христу Спасителю. 41 Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час – 5, 89 и 100 псалмы; 3-й час – 16, 24 и 50 псалмы; 6-й час – 53, 54 и 90 псалмы; 9-й час – 83, 84 и 85 псалмы. 44 Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии («Царю Небесный...», Слава в вышних Богу...» и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются Престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает «Благослови, владыко!»; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: «Благословенно Царство...», после чего оба делают поклон Престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя 307 : после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, на четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Вполне песненное последование царских часов, с тремя ектениями и священническими молитвами на каждом часе-антифоне, излагается в грузинском Типиконе Тифлисского церковного музея 193, XI в., переведенном с греческого знаменитым игуменом Афоно- Иверской Лавры св. Георгием II Мтацминдели († 1065 г.). По этому Типикону, царские часы совершаются в два срока: 1-й и 3-й – в начале 3-го часа, 6-й и 9-й – в начале 5-го. После обычного начала (на 1-м часе и на 6-м) и трех праздничных псалмов, диакон произносит ектению (великую), а священник читает молитву с возгласом, – и поются «тропари Софрония, патр. иерусалимского», по два раза каждый, с особыми припевами из псалмов; после трех (а на 1-м часе Рождества – четырех) тропарей, диакон (по богоявленскому чину): ,,Паки и паки» (малая ектения), священник – молитву и возглас, а затем следуют прокимен, паремия, апостол и евангелие; после евангелия, диакон: «Исполним молитву нашу Господеви» (просительная ектения), священник творит молитву с возгласом, потом народ: «Стопы моя направи» (стих часа), – и заканчивают 1-й час. Далее, священник: «Приидите, поклонимся», – и начинается 3-й час. В таком порядке совершаются все рождественские и богоявленские часы; в богоявленском чине в конце 6-го часа указан, между прочим, псалом 50-й. – К 9-му часу примыкают изобразительные. Изложение рождественских часов переводчик заключает таким обращением: «святые отцы, вышеприведенное последование часов в Греции очень разбросано; я же написал вместе, чтобы вы не затруднялись, ища его» (л. 89 об.). Вероятно, извлекая из нескольких книг отдельные части службы (которые могли быть «разбросаны» частью в Уставе, частью в Стихираре или Минее, частью в Часослове), переводчик и допустил случайно в составе тропарей те особенности, которые являются исключительной принадлежностью его перевода; а именно, в рождественской службе 1-го часа он, сверх трех обычных тропарей, приводит еще четвертый: «Веселитеся небеса и радуйся земля», а в богоявленской службе 6-го часа, вместо «Что возвращаеши», указывает тропарь: «Руце твои», – вероятно, нынешний последний – «Руку твою», вместо которого на 9-м часе положен тропарь «Днесь во Иордане крещается». – В остальном как рождественские, так и богоявленские часы очень мало отличаются от нынешних. В рождеств. часах, кроме особых припевов к каждому тропарю, положены еще два иных псалма: 134-й вместо 131-го и 84-й вм. 110-го, а на 3-м часе – иной апостол ( Евр. 4:14 : «Бр., имуще Архиереа велика»); в богоявлен. часах вместо псалма 22-го поставлен 12-й, на 6-м часе приведен прокимен, указанный в Евергетид. Типиконе, а на 9-м – указанное там же евангелие 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Часы (На практике часы вычитываются на проскомидии до встречи архиерея). Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят: южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него по левую, и после троекратного поклонения к алтарю одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: Ис полла: Священник говорит: Благословен Бог наш: Чтец: Аминь. Начинается чтение часов. После каждого возгласа оба кланяются архиерею. Чтец: Именем Господним, Владыко, благослови. Священник: Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. На первом Трисвятом: из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред Царскими вратами, затем по возгласе священника: Яко Твое есть Царство: одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят Престол, жертвенник, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца; снова взойдя на амвон, оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят Царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят Престол только спереди и сзади, Царские врата и архиерея. Когда читают Часы, архиерей сидит, востает же только на Аллилуиа: и на Трисвятое: и на Честнейшую: По окончании каждения иподиаконы выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенцем ( пономарь с полотенцем на плечах находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к Царским вратам (вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но это, так сказать, идеальная цель. А ближайшая, очередная задача исторического исследования богослужебных чинов и обрядов должна заключаться в тщательной разработке, всестороннем освещении и приведении в стройную систему документальных данных касательно них. Фактическая, материальная сторона дела, можно сказать, неисчерпаема. И если бы нам даже удалось, применительно к наличному состоянию источников, достигнуть трудного идеала – «исчерпывающего» исследования, то лишь на время: не сегодня-завтра могут обнаружиться новые документы, откроются новые данные и явится потребность в особом доследовании. Легче достижима формальная законченность работы. Вот почему и автор, не упуская из виду возможной фактической обстоятельности исследования, в то же время главное внимание сосредотачивает на благодаря своей эластичности и ёмкости, не только вмещал бы в свои рамки весь наличный материал, но открывал бы доступ и для предполагаемых новых поступлений. Все виды церковных служб, составляющие предмет нашего исследования, располагаются по отдельным главам и рассматриваются с двух сторон – внешней, формальной и внутренней, материальной, т. е. изучается как внешний строй, или чин отдельных служб, так и состав их молитвословий, или материальное содержание. Первая глава служит как бы введением и посвящается решению вопроса о происхождении часов вообще, в связи с их церковно-богослужебным назначением. В дальнейших главах последовательно рассматриваются: песненные часы (2 гл.), чин тритекти (3 гл.), монастырские часы (4 гл.), ночные часы (5 гл.), царские и пасхальные часы (6 гл.), и, наконец, изобразительные, или обедница (7 гл.); при чем решаются вопросы о происхождении, и назначении этих служб, о постепенном развитии их формы, или чина, и молитвенного состава, или содержания, наконец, определяется их историческая судьба и современное значение. В заключении дается краткая схема развития часовых служб вообще. Каждая глава исследования, входя в общий план, сохраняет в то же время известную самостоятельность, обусловливаемую самым характером исследуемых чинов. Чины эти связаны между собою частью названием, частью употреблением; судьба же их различна, как различны и самые условия их исторического существования. Взаимная их связь лишь отражает природную связь всех суточных служб между собою. 2. Источники и пособия

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Из этих часов одни вседневные – обычные 517 , другие великопостные, третьи царские 518 . Βο-2-х, бывают часы без псалмов, а состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении со вседневными, состоит в том, что: 1) великопостные часы: 3-й, 6-и и 9-й совершаются вместе; 2) что на часах бывает чтение кафизм: 3) чтение паремии на 6-м часе; 4) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 5) поклоны великие. Особенность царских часов составляет то, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда 519 вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Ч А С Ы Первый час Третий час Шестой час Девятый час Благословен Бог Благословен Бог Царю небесный. Царю небесный. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Господи, помилуй, Господи, помилуй, 12-ть раз. 12-ть раз. Слава и ныне Слава и ныне Приидите, Приидите, Приидите, Приидите, поклонимся, поклонимся, поклонимся, поклонимся, трижды 520 трижды 520 трижды 520 моя внуши, Господи, правду имя Твое спаси возлюбленна мою 521 . мя... 521 . селения Твоя, Господи 521 . прибежище был еси Господи, воздвигох Боже, молитву мою. еси, Господи, землю душу мою. и суд воспою Тебе, мя, Боже. в помощи Вышняго. Господи, ухо Твое. Господи. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, трижды. трижды. трижды. трижды. (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – часах – часах – часах – Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Если положена Если положена Если положена Если положена кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

с. 88. Третий Час: шесть молитв: «Молитва III-ro часа»=«Тритоекти» Барб. 336 и Син. 957 (Дмитр. 9). –=– Барб. 336. Примеч. : «Молитва главопреклонная». Шестой Час: шесть молитв «молитва VI-ro часа»=Барб. 336. «Молитва 1-го антифона»=Барб. 336. «Молитва 2-го антифона»=Барб. 336. «Молитва 3-го антифона»=«Тритоекти» Барб. 336. «Молитва отпуста или прошений»=Барб. 336. «Молитва главопреклонная»=Барб. 336. Девятый Час: шесть молитв «Молитва IX-ro Часа»=1-я верных «Тритоекти» Барб. 336. –=– Барб. 336. Примеч. : «Молитва отпуста после ектении, т.е. прошений». «молитва главопреклонная». Из данных этой рукописи можно было бы вывести, что «Великие Часы», или « Царские Часы», совершаемые в настоящее время в те же дни, па которые указывает рукопись, являются пережитком Песненного последования в службе палестинского Часослова, находящегося в употреблении ныне 297 . Обращение к молитве из «Тритоекти» для того, чтобы достигнуть в каждом из четырех Часов цифры шесть, указывает, что эта служба не была больше в употреблении. Нигде также не появляется в кодексе служба Полуночи. Сама «Паннухис » с одной только молитвой должна была быть ничем другим, как Повечерием, или тем, что называется сегодня «параклисис» или Молебен. При первом сличении этих шестнадцати источников, мы можем констатировать прежде всего то, что Песненное последование Малых Часов практиковалось везде: в Южной Италии (нн. 1, 2, 3), в Константинополе и окрестностях (нн. 4, 5) и в Палестине (нн. 9, 10 и, может быть, н. 11), и это – с VIII-ro по XI-XII вв. Взятие Константинополя крестоносцами 298 дало возможность палестинскому монастырскому Часослову, принятому Студитами, заменить Песненное последование даже в мирских церквах. Начиная с XII-ro в., исключая некоторые архаизированные случаи (нн. 6, 7, 8), Малые Часы исчезают из Евхология, остаются только «Паннухис» (нн. 12, 13, 16), «Тритоекти» (н. 13), служба Полуночи (н. 13) и Часы – три дня в год (н. 16). Шестнадцати рукописей, без сомнения, недостаточно, чтобы сформулировать теорию по вопросу столь обширному по времени и пространству, но, не обладая другими рукописями, мы все же осмеливаемся предложить ее как гипотезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихи на «Бог Господь..» священник не произносил. Первые и последние песни канона пропевались красивой погласицей. Пономарь с помощью специальной палки, на конце которой была закреплена горящая свеча, ловко снимал лампады, поправлял фитили и снова подвешивал их на своё место. Перед пением «Честнейшую Херувим…» раздался краткий предупреждающий трезвон. Часы читали в храме (в греческих и сербских монастырях их часто читают по кельям). После третьего часа была небольшая пауза, во время которой все склонились в поясном поклоне. Видимо это связано с завершающими действиями проскомидии, совершаемой в алтаре. Каждения всего храма на шестом часе, как это обычно происходит, не было. Кадили только из царских врат (так происходит и по старому обряду). Кадил служащий очень «густо», медленно поворачиваясь по кругу у Царских Врат. Перед «Благословено Царство…» снова все склонились молчаливо в поясном поклоне. На великой ектенье царские врата закрыли. Пропели по несколько стихов первых двух антифонов и затем «Единородный Сыне». На заповедях Блаженств царские врата открыли в конце, ближе к «Славе». После малого входа они были снова закрыты.Кстати, и малый и великий входы совершались через средину храма. Евангелие читали лицом к народу. После Херувимской песни, которую пели несколько монахов, царские врата и завеса были закрыты вплоть до выноса чаши для причащения (так и по старому обряду). На великом входе, как мне показалось, поминали только «всех православных христиан». Во время пения «Тебе поем», когда совершается главный момент литургии – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, все благоговейно наклонили головы. Общего поклона, однако, после окончания пения не было (как и после «Достойно есть…»). «Верую» и «Отче наш» читал игумен. После призыва диакона или священника: «Главы ваша Господеви преклоните» и после возгласов на евхаристическом каноне пение не всегда покрывало чтение тайных молитв в это время. Причастников не было. Служащий сразу, осеняя крестообразно молящихся чашей, произнёс «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое» (в России по обычному чину священник на этих словах крестообразно осеняет молящихся рукой, а по старому обряду эти слова священник произносит лицом к престолу).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной — чтец и становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе “Ис полла…” священник возглашает: “Благословен Бог наш…”, чтец: “Аминь”; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа “Молитвами святых отец наших…” священник говорит: “Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас”. Чтец же говорит: “Именем Господним, Владыко, благослови” вместо “Именем Господним благослови, отче”. При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону, а сойдя с амвона, — архиерея  (трижды по трижды),  священника, чтеца, снова взойдя на амвон, — оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея  (трижды), молятся к алтарю  (один поклон),  кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую сторону, второй — левую. Вместе же кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. “Егда же глаголются часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую”  (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь стоит между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем.

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

скрыть способы оплаты Комментарии tamara 6 января 2021, 10:28 Огромное спасибо и низкий поклон автору! А мы никак не меняемся в своём отношении к этому Величайшему событию, задаемся ненужными вопросами, несмотря на предупреждение автора, что Тайна воплощения Христа требует безмолвного поклонения, а не исследования... Елена 6 января 2020, 09:09 Спаси Господи, нас грешных и немощных в настоящем сем житии.И Царствия небесного нашим родным и близким усопшим.Замечательная статья,укрепляющая в вере.Спасибо огромное.Господи ,помоги прекратить в Украине войну и наступить благоденствию.Здоровья,мира и благополучия нашей маленькой семье и заступления Божьего.И всем людям на земле.Христос рождается!Славим Его! Татьяна 5 января 2020, 23:58 Пожалуй, и я присоединюсь к вопросу Дениса, может ли кто-то объяснить, почему было попущено такое страшное злодеяние, как убийство такого огромного числа невинных младенцев. Может в толкованиях где-то есть упоминание об этом? Наталья Нашко 5 января 2018, 21:56 Спаси Господи! 5 января 2018, 17:27 смею предположить, что младенцев в Вифлееме избили в наказание местным жителям. наверняка Ирод послал следом за волхвами соглядатаев, чтобы точно найти Богомладенца, а местные жители помогли Святому семейству (и волхвам) скрыться. Виталий Лозинский 5 января 2015, 22:14 " ...Праведный Иосиф завершает родословную Спасителя, потому что он жил верой и упованием, что «все возможно Богу». Я не оспариваю " Праведность Иосифа " , но каким образом Он может быть в родословной Христа? Он его отчим. Отец Христа Сам Господь Бог. Людмила 3 января 2013, 22:49 Значит Царские часы - это час первый,третий,шестой и девятый,в которых рассказано о Рождении Господа нашего ИИсуса Христа ? Литургия не служится? Правильно я поняла ? Денис 6 января 2012, 14:19 интересно, а почему Бог позволил Ироду убить всех детей до 2 лет вместо того чтобы образумить его. Ну или убить самого Ирода? Леван 6 января 2012, 09:04 Спаси Господи за данное толкование Евангелия! Было очень интересно, и главное - вовремя!

http://pravoslavie.ru/3890.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010