Святитель Феофан Затворник называл чтение Священного Писания «духовной трапезой» и говорил о том, что «чтение Евангелия есть лучшее чтение». Современная книжная продукция бросает доверчивого читателя в сети порока Современная книжная продукция часто бросает доверчивого или малоподготовленного читателя в обольстительные растлевающие грязные сети порока, обрушивает волны насилия и жестокости, лукаво заманивает в черные глубины магии и оккультизма. Агрессивный напор, с которым наступает такого рода литература, способен выдержать далеко не каждый. Яркие, броские, нередко весьма откровенные обложки, доступная цена, увлекательный сюжет часто привлекают многих людей, которые с удовольствием читают такие книги в вагонах метро. Еще совсем недавно утверждали, что Россия самая читающая страна в мире. Но хотелось бы уточнить, какие книги читают люди, попадающие в статистические отчеты, что предлагают им книжные издательства и куда ведет современная литература? Евангелие справедливо задает вопрос: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма ? (Мф. 6, 22 — 23). В Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны Сейчас особенно важно обратиться к духовной традиции наших предков. Недавние находки берестяных грамот доказали высокий уровень грамотности среди простого населения. Исторические свидетельства, относящиеся к раннему, домонгольскому периоду развития христианской Руси, показывают высокий уровень книжной культуры среди населения. Многие исследователи отмечают, что в Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны. В книгах излагалось и толковалось христианское учение, книга являлась сокровищем духовной мудрости, к которому тяготело сердце древнерусского христианина. Книжник был не просто грамотный человек, это был знаток и распространитель книжной культуры. Грамоту дети осваивали по Псалтири и Часослову, а во взрослые годы любимым чтением было Священное Писание и жития святых…

http://pravoslavie.ru/104722.html

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава шестая. Медитативное чтение I. Духовная книга Духовное общение Несомненно, что христианское и монашеское испытало влияние иудаизма 756 . Однако первым, кто решительно одобрил практику θεα νγνωσις, был Ориген 757 . Мы знаем, что он получил образование под руководством израильских учителей. Несомненно, что именно от них он усвоил такой способ внимательного проникновения в слово Божие, его усвоения, προσχειν. Это слово употребляется почти всегда, когда хотят как-то обрисовать, что такое духовное чтение. Мы прекрасно понимаем, что слово «чтение» не очень подходит для описания взаимосвязи с духовными книгами, поскольку для древних монахов это было формой «общения», беседой с Богом. Киприан Карфагенский сформулировал один из главных законов духовного чтения, когда утверждал: «Или усердно молись, или читай! Или беседуй с Богом, или слушай Его!» 758 Здесь речь идет прежде всего о том, чтобы понять и усвоить личное и конкретное послание, с которым Бог обращается к нам посредством книг. Ведь именно после того, как он услышал некое чтение в церкви, Антоний Великий решил оставить все, чтобы последовать за Христом 759 . И книги тогда являются духовными, когда несут в себе силу Духа, действующего в мире. «Воистину велико и сильно могущество слова Божия, – пишет Мартирий Сахдона, – слова, которое преобразует “порождения ехиднины” в сынов Божиих (ср.: Мф. 3:7,9 ). Будем же постоянно сеять его в наших загрубевших сердцах до тех пор, пока они не смягчатся и в них не прорастут колосья спасения» 760 . Чтение должно быть подобно семени или духовной пище. Усваивание, поглощение Писания – это чисто библейская символика, но именно Ориген ввел его в традицию. Для него Писание и Евхаристия тесно связаны между собой, поскольку Библия – одно из «воплощений» Логоса Божия 761 . Необозримы возможности слова Божия, пишет Ефрем Сирин : «Господь окрасил Свое слово множеством красок для того, чтобы каждый, кто вглядывается в него, мог бы выбрать себе то, что ему по душе. И Он скрывает в Своем слове все сокровища, дабы каждый из нас обрел богатство в том, над чем он размышляет» 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов. В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст , установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней. Книги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала , подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Книга Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал. Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне 38 . Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1882 г. 1 . – Материалы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . 2. Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону. Христианское Чтение (журнал, издаваемый С.-Петербургской духовной Академией), 1882 г., кн. 7–8. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–34) напечатано было 20 экземпляров. Получено гонорара ок. 63 рублей. 2 . – Собрание патриархом Никоном книг с востока. (Подписана: май 1882 г.). Там же кн. 9–10. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–51) напечатано было 30 экземпляров. Получено гонорара ок. 93 рублей. 1883 г. 3 . – Материалы для истории Русской церкви. (1. Резолюция Филарета митрополита Московского, последовавшая 2 февраля 1865 г. на докладе учрежденного собора Троице-Сергиевой Лавры об исправлении дома митр. Платона в Вифании и о прощении Вифанскому монастырю долга в 5000 рублей. – 2. Письмо иеромонаха Евграфа к Платону митрополиту Московскому). Христианское Чтение 1883 г., кн. 1–2, стр. 282–284. Отдельных оттисков не было. За эти материалы вместо гонорара были сделаны оттиски статей: 1) Чина п. Никона и 2) Собрания им книг с востока (см. выше 1 и 2). 4 . – Указатель ко всем периодическим изданиям (Императорского) Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 68 лет. 1815–1883 гг. Москва, 1883 г., типография Е. И. Погодиной, стр. 1–197+I–II. Был предложен для издания Обществу, но не принят. Напечатано было 600 экз. Уплачено было за печатание 166 рублей, за брошюровку 8 руб., за бумагу 37 руб. 80 коп. Отзывы: 1) Исторический Вестник 1884 г. февраль, стр. 431–433. К. Н. В. (Карнович). – 2) Журнал Учебного Комитета при Свят. Синоде от 6 декабря 1885 г. 480 (напечатан в Церковном Вестнике за 1886 г., 8, часть официальная. Указатель одобрен был для фундаментальных библиотек духовных семинарий). – 3) Библиограф 1885 г. сентябрь. – Я. – 5 . – «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова . Христианское Чтение 1883 г., 11–12. Отдельные оттиски (в количестве 90 экземпляров), Спб. 1883 г. (стр. 1–69), с сорочкой (напечатанной в Москве): Старца Арсения Суханова «Статейный список» и «Прения с греками о вере». С предисловием, примечаниями и приложениями С. А. Б–ва). Получено гонорара 89 руб. 3 коп. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Вышли в свет новые номера научных изданий: «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия» В Избранное Сборники выпускаются Санкт-Петербургской духовной академией САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вышли в свет два новых научных издания Санкт-Петербургской духовной академии: сборник «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия». В «Христианском чтении» — 12 статей по вопросам богословия, библеистики, церковного языкознания, истории Церкви, а также отдельный блок с материалами прошедших VI Барсовских чтений (декабрь 2022) и конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (октябрь 2022). Содержание сборника: БОГОСЛОВИЕ Г. В. Дьяченко. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского : референциально-онтологический аспект. Священник Даниил Горячев . Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении. Иеромонах Феофан (Пожидаев). Эпистемологическое осмысление принципа иерархичности: научный и богословский аспект. Протоиерей Алексей Емельянов . «Обожение» и «усыновление»: две модели спасения в трудах русских богословов-систематиков синодального периода. Священник Евгений Веселов. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников. БИБЛЕИСТИКА Диакон Николай Серебряков, диакон Николай Ильяшенко. Использование и толкование книги пророка Аввакума в современном корпусе гимнографических текстов Русской Православной Церкви. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Л. И. Маршева. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы). К. А. Цырельчук. Перевод православного богослужения и междисциплинарность (на примере переводов преданафорального диалога литургии святителя Иоанна Златоуста ). Н. С. Александров, А. М. Осипов. Структурно-смысловое прояснение богослужебных церковнославянских текстов (на примере избранных стихов Первого Соборного послания апостола Петра и воскресного Октоиха). Д. А. Миронюк . Концептуальная оппозиция «скорбь–радость» в церковнославянской Псалтири.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

Б. Средства борьбы с блудною страстию 1. Молись о помощи к Богу и святым Его Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. «Возведи горе, если можешь, учит св. отец (св. Иоанн Лест.), душевное, а если нет, то наружное око; неподвижно, в образ креста, держи руки, чтобы крестным образом посрамить и победить тебе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй мя, яко немощен есмь ( Nc. VI, 3 ). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо невидимою помощию прогонишь невидимых». Тогда не будешь говорить: нет сил бороться: в Боге найдешь эту силу. Так молитвою обезоруживали духа блудного св. Иаков персянин, преподобная Мария египетская и другие великие подвижники. I. Преп. Максим исповедник советует молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31, 7 ) и преп. Иоанн Лествичик приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, с помощь мою вонми ( Пс. 62, 2 ). Полезно в этом случае призвать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так преп. Даниил скитский приказал брату, борцмому от блуда, молиться, призывая на помощь св. муч. Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, – и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне. И сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобн. Моисея Угрина и Иоанна и преподобн. Мартиниана. (Д-ко). 2. Читай св. писание и др. душеполезные книги Чтение полезных книг приносит различную пользу. Занимая ум, оно предохраняет нас от дурных желаний и мыслей. Полезное чтение, рождая здравые мысли, заставляет глубже вникнуть в то, о чем бы мы без него и не подумали. Настраивая душу к благоговению пред Создателем, закрывая вход в нее всему грубому и безнравственному, оно возносит ее в мир духовный. Из всех чтений самое действительное и ни чем незаменимое – это чтение слова Божия. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16, 17 ). Ибо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава X. Исповедание веры Произнесение его в веке апостолов и мужей апостольских. Исповедание веры во II веке и отсутствие для него определенной формулы за это время. Чтение символа веры в III веке. Исповедание, веры в IV и V в.в. Разнообразие символов до II вселенского собора. Двоякое исповедание веры – пред крещением и при погруружении. Символ веры после II вселенского собора. Чтение символа веры в VIII и X в.в. и заключение в данное время акта оглашения. Те же самые акты в практике греческой церкви с XIII в. Историческое обозрение совершения их в практике русской церкви. В тесной, так сказать, непосредственной связи с сочетанием Христу в приготовительном к крещению акте всегда стояло исповедание веры, или чтение символа, непосредственно следовавшее за сочетанием 666 . Появление этого акта в крещальном чине восходить еще ко временам апостольским. Исповедание веры во Христа при крещении в этом век – есть несомненный исторический факт, засвидетельствованный во многих местах писания. Уже при Иоанновым крещении требовалась вера в грядущего, т. е., Иисуса Христа, а покаяние лишь приготовляло к этой вере. В христианском крещении вера должна была получить и получила тем более решительное значение, что она была плодом не только внешнего влияния апостольской проповеди, но гораздо больше непосредственным порождением св. Духа. Веровать во Христа теперь не значило-только признавать, что Он пришел в мир, но значило принять Его учение, принесенное Им и проповеданное апостолами, значило – признать его не Мессиею только, но Сыном Божиим 667 . Исповедания веры пред крещением требует и сам И. Христос, когда говорит, что кто будет веровать и крестится спасен будет 668 . Потому и апостолы, совершая крешение, обязательно требовали от желающих принять оное – исповедания веры, Св. Апостол Петр в известный в истории распространения христианства день Пятидесятницы допустил к крещению только тех, которые охотно приняли слово его 669 . Равным образом и ап. Филипп преподал крещение в Самарии только тогда, когда поверили ему, благовествующему о Церкви Божией и о имени И. Христа 670 , и евнуха царицы Ефиопской крестил только после исповедания этим последним веры в И. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Двадцать девятый день. Пред. Кириак отшельник. (О чтении житий святых). I. Пр. Кириак, память коего празднуется ныне, родился в Карфагене и был сын священника. С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг. От утра и до вечера он сидел за книгами, из которых узнавал о делах Божиих, направленных ко спасению человека. Вот он изучил библейскую историю и приступил к чтению житий святых. Это чтение окончательно утвердило его сердце, он выучил многия жития на память и захотел в своей жизни подражать им. Он удалился в пустыню и провел всю жизнь в подвигах. II. Читайте, братия, жития святых, и вы, подобно Кириаку, найдете для себя много примеров, достойных подражания. Пример святых наставит и ободрит вас на добрыя дела. а) Велика и можно сказать неисчислима польза от чтения житий святых. Уже одно то, что на чтении житий св. мучеников и других подвижников благочестия воспитывались древние христиане, отличавшиеся таким высоким благочестием, что мы даже дивимся их святости жизни, что чтение спасительных житий святых, в которых изображены высокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своею порочною жизнию и обращало их на путь христианской жизни, – что чтение житий святых было любимым чтением наших предков, почерпавших из них и страх Божий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность Промыслу Божию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им, – уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествований о жизни святых. Прекрасно говорит «о воспитательном влиянии житий святыхь» один глубокий знаток духовной письменности. «В сих книгах церковь ежедневно указует нам, говорит он, на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы с одной стороны предохранить нас от ежедневных грехопадений, с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ковернино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1754. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, пгт Ковернино Координаты: 57.125527, 43.816675 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина. Подробная опись церковному имуществу обоих храмов составлялась в 1867 году в четырёх экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью как церковной, так и архиерейской. Также в храме хранились копии приходских Метрических книг, начиная с 1839 года, а Исповедные росписи — с 1869 года. При храмах существовала приходская библиотека, в ней хранилось книг духовно-нравственного содержания 179 томов, а духовных журналов - 183 тома. В частности, там были такие издания: " Православный собеседник " за 4 года, " Руководство для сельских пастырей " за 20 лет, " Вестник христианина " за 1 год, " Духовный вестник " за 3 года, " Духовная польза " за 4 года, " Православное обозрение " за 1 год, " Христианское чтение " за 1 год, " Душеполезное чтение " за 10 лет, " Воскресное чтение " за 2 года, " Братское слово " за 3 года и " Домашняя беседа " за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, этими изданиями могли пользоваться безвозмездно и прихожане, а также священнослужители из ближайших других приходов. К 1901 году в церковной библиотеке книг, " предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою " , имелось уже 217 томов, а всего — 126 названий; на 1917 год — 220 томов, а всего – 120 названий.

http://sobory.ru/article/?object=57123

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БРАКЕ Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Православное учение о браке очень трудно. Оно далеко не полно изучено в богословской литературе, да и литературы о нем в Православии очень мало. Католическое богословие о браке нельзя признать удовлетворительным, поскольку его отправные точки совершенно не сходны с православным учением, и большая часть написанного в католицизме о браке страдает существенным искажением основных христианских, православных принципов. На русском языке имеется лишь несколько работ, например книга А.С.Павлова " Пятидесятая глава " Кормчей книги " как исторический и практический источник русского брачного права " конца прошлого века. Она посвящена практике совершения брака, а также церковному законодательству о браке. Другая книга, Н.Страхова " Христианское учение о браке " , Харьков, 1895 г., большее внимание уделяет нравственному значению брака. О браке писали русские религиозные философы: Бердяев, Розанов и другие. При том, что их взгляды не всегда согласуются с православным церковным учением, эти философы хорошо почувствовали недостаточность историко-канонического и морального подходов, которые имелись в русском богословии. Более полной с точки зрения богословской явилась книга С.В.Троицкого " Христианская философия брака " , изданная в Париже в 1932 г. Но есть более поздняя замечательная работа отца Иоанна Мейендорфа " Брак и Евхаристия " . На русском языке она печаталась в " Вестнике РСХД " (номера: 91, 92, 93, 95, 96, 98, 1969 и 1970 гг., ИМКА-ПРЕСС, Парижа). Здесь является нам современный богословский взгляд на православное учение о браке, хотя не ставится задача изучения его чинопоследования.

http://zavet.ru/vorobiov.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010