+ + + Понуждай себя на молитву и чтение Священного Писания. Гневайся на греховные помыслы и убивай их молитвой Иисусовой. Никого не осуждай, обиды от людей и болезни благодушно и безропотно терпи во очищение грехов. Всегда понуждай себя помнить о смерти: Господи, даждь ми память смертную. Бодрствуй и молись во всякое время и на всяком месте (ср. Лк. 21:36).   + + + Возлюбленный о Господе брате Михаиле! Помни, что без смирения и сокрушения сердечного и твердого убеждения, что каждый из нас есть самый худший и грешнейший из всех людей, неключимый раб, — без такого духовно-нищенского познания самого себя, даже если и будем стараться исполнить свой нравственный долг христианский, не сможем иметь общения с Духом Божиим. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Как без цемента нельзя построить здания храма, так без смирения все наши добродетели неугодны Богу. Ей, Господи, «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» .     + + + Непостижимо пребывает Господь в Таинстве Святого Причащения Тела и Крови Христовой. В каждой частице — пребывает весь Христос Бог и входит в человека и обоживает, просвещает и обновляет! А как?.. Не исследуй, не испытуй, а веруй и спасайся! Аминь.   + + + Какие жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? Уже ли они думают быть со Христом? Сии люди, хотя бы предали себя смерти за исповедание Христово, — грех их не омыется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже и страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником. Никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа, а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь. Кто не между членами Христа, тот не может иметь спасения.   + + + Дьявол — по-славянски клеветник. Все разносители клеветы, хотя бы и правдоподобной, есть рабы дьявола — клеветника. А принимающие клеветы — рабы рабов дьявола.   + + + Дина! Потеряла мужа, не ищи мужа, «таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» , — пишет Святой апостол Павел. Получите пенсию, принимайте ангельский сан вместе с сестрицей Марией. Награда — вечное творческое истинное счастье. Ищите прежде всего Царствия Божия, сказал Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

§ 321. Святое Божие Слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий, и в чем он состоит. Оно нас руководствует, чтобы в нас образ возобновился, который растлен по падении Адамовом. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим 3:16–17 ). Ибо как ветхого человека образ земной и скотский, так нового – образ небесный и Божий в нем описывается, и повелевается нам «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). Итак, это заповедует Слово Божие, когда повелевает нам быть милосердными, «как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ), быть совершенными, как Он совершен ( Мф.5:48 ), быть святыми, потому что Он Свят ( 1Петр 1:15–16 ), и прочее. Потому, как в зеркало смотрим для того, чтобы очистить пороки, увиденные на лице, так христианам подобает чаще посматривать в ясное зеркало Святого Писания, в котором образ Божий описывается, чтобы, взирая в него, могли очищать покаянием и верою во Христа пороки, к их душам прилепившиеся. А чем более кто будет очищать свои душевные пороки, тем чище будет у него душа. Чем же чище будет душа, тем яснее в ней будет блистать образ Божий, прекрасная и любезная ее красота. Об этом, христианин, помышляй, об этом заботься. Ибо для того и Христос пришел в мир, чтобы восстановить и возобновить в нас образ Божий, который мы в Адаме потеряли. Из этого видно: 1) Насколько нужно всякому христианину прилежное чтение или слушание Святого Писания. 2) Все христианское житие есть не что иное, как всегдашнее, до кончины жизни, покаяние. Ибо каждый, сравнивая себя с зеркалом Священного Писания , увидит, что во всякий день покаянием и верою во Христа должен себя очищать и исправлять, «ибо все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). Потому во всякий день христиане имеют нужду просить отпущения грехов и молиться: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

а. в самой страшной нищете богат; b. в самых трудных болезнях благодушен; в. в преследованиях неустрашим; г. в минуты смерти утешен. Любовь к Богу состоит в исполнении Его заповедей “ Возлюби Господа Бога твоего ” (ст.37). 1. Он заповедует нам чтрез Сына: будьте совершенны, как Отец совершен. 2. Божественная заповедь вещает из наших собственных сердец: возлюбим Его, ибо Он первее возлюбил нас. 3. И эту заповедь мы имеем от Него, что кто любит Бога, тот любит и ближнего. Почему заповеди о любви к Богу и ближним поставлены вместе? “ Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ” (ст.39). 1. Потому, что нельзя любить Бога, не любя ближних. 2. Потому, что нельзя любить ближнего, не любя Бога. Обязанность христиан заграждать уста буйных и безумных людей “ А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе… И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его ” (ст.34 ср. ст. 46. 1 Петр. 2:15; Тит.1:11 ). 1. Буйные и безумные люди, уста которых должны быть заграждаемы: а) неверующие саддукеи, которые отрицают христианскую истину иди глумятся над ней (ст.34; 2 Петр. 2:1 ); б) суеверные фарисеи, безумие которым, главным образом, состоит в самооправдании без веры, в одном только наружном благочестии без внутренней силы, во взгляде на добродетель, как на средство прославиться перед людьми т. д. 2. Способ, каким должны быть заграждаемы уста их: а) добрым словом, кротким и сострадательным, но серьезным и смелым, (2 Тим. 2:25; Колос. 4:5 ); б) добрым примером (1 Пет. 2:15; 3:1 ). 3. Цель, с какой нужно это делать: а) чтобы простодушные не соблазнялись , поскольку слова нечестивых, ловко направленные к ниспровержению учения, которое для простосердечных есть мудрость, разъедают все вокруг себя, подобно ядовитой ране; б) чтобы сами буйные и безумные могли сделаться мудрыми и разумными. II. Апостольское чтение. Зачало (176): 2е послание к Коринфянам 4: 6–15 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

А ведь какая польза душе от воздержания в пище, какую свободу чувствует человек от всяких плотских пожеланий! Но ведь пост по христианскому учению не в одной пище и кто только отказывает себе в пище, а ведет такую же жизнь, как всегда, тот пусть не думает, что он постился: истинно постящийся христианин должен посвящать это время на обсуждение своих поступков, на чтение свящ. книг, на безмолвие и сосредоточенность, а паче всего – на молитву: пост без молитвы – и не пост. Так вот теперь иные говорят, что И. Христос велел молиться не помногу, потому что не в многословии спасение. Правда, Он говорил: «Молясь, не говорите лишнего как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Что значит, братья, не говорите лишнего? А то, что не следует повторять слов молитвы, не молясь в сердце. Вот язычники думают, что им довольно языком проболтать побольше слов или даже написать молитву на ремень, а потом намотать на катушку и потом развертывать его, не читая – так для их богов, это все равно, что молиться. Вот такую-то молитву и осуждает Господь, а о том, что следует постоянно молиться,  Он ясно указал в притчах. Вот, говорил Он, придет кто-нибудь к другу своему в полночь и начнет будить его, просить хлеба взаймы, чтобы угостить гостя ( Лк.9:7 ).  А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе. 8. Если же, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Из этой притчи мы видим, что Господь учит нас молиться неотступно, умолять Бога о помощи неустанно, пока не получим просимого. Не Богу, а тебе для размягчения сердца сие нужно – и святая молитва , соединенная с постом, т. е. с воздержанием на лишние слова, на пищу и питье, далеко отгонит от тебя злые страсти и пороки. Но вот иной скажет: я бы рад молиться и поститься, но для чего непременно поститься всем вместе в определенные дни года – не лучше ли предоставить каждому молиться и поститься тогда, когда у него расположение явится, а не поневоле –  ведь И. Христос не установил, в какие именно дни надобно поститься. Дней-то Он,  разумеется, не установил, скажем мы, потому что один пост устроен в память Его смерти, другой – в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий в честь подвигов Св. Апостолов; стало быть, все события, в память которых устроены посты, были после земной жизни Спасителя. Поэтому Он, конечно, и не мог установить в память их постов – их установила св. Церковь , о которой Спаситель сказал, что ослушавшийся ее будет как язычник и мытарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Амвросий). Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно во дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии (преп. Амвросий). Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13, 9). И в другом месте: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий (2Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аминь. Беседа 54 в навечерие Богоявления (Зачало 143А.) ( 1Кор.9:19–27 ). Братие, свободен сый от всех, всем себе поработих, да множайшия приобрящу ( 1Кор.9:19 ). Предложенное ныне чтение из первого послания апостола Павла к Коринфянам составляет часть того наставления, которое преподал он коринфским христианам по случаю допущенного некоторыми из них злоупотребления христианской свободы. Это злоупотребление свободы состояло в том, что некоторые христиане, рассуждая, что «идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме единого» ( 1Кор.8:4 ), позволяли себе есть идоложертвенные яства (ст. 1), то-есть, те яства, которые принесены были в жертву идолам, между тем как другие христиане, недавно обратившиеся из язычества, соблазнялись такими поступками. Об этих христианах Апостол говорит: «но не у всех такое знание; некоторые и доныне с совестию, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (ст. 7). По этому случаю Апостол дает такое наставление: «берегитесь, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (ст. 9). «И потому, говорит далее: если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (ст. 13). Также писал Апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:23–24 ). Для подтверждения предложенных истин, Апостол, как истинный учитель, поучающий не словом только, но и примером, показывает Коринфянам, как сам он обыкновенно не то делает, что ему позволительно, и на что имеет право, но всегда старается делать только то, что полезно для других. Так он имел полное право, проповедуя Коринфянам Евангелие, пользоваться от них содержанием себя и своих сотрудников, подобно другим Апостолам; но он этим правом не пользовался, а приобретал необходимое для содержания себя и бывших с ним трудами рук своих, и делал это, как сам говорит, для того, чтобы не поставить какой преграды благовествованию Христову ( 1Кор.9:4–12 ). «За что мне награда? говорит он. За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властию в благовествовати». И затем. Апостол показывает Коринфянам, как он и в других случаях ограничивает свою свободу, чтобы, сколько можно, более доставлять пользы другим, внушая чрез то Коринфянам, что и они так должны обращаться с своими ближними, заботясь не о своей только пользе, но особенно имея в виду пользу ближних. Это апостольское объяснение предложено в нынешнем чтении, которое теперь рассмотрим подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Аминь. Над океаном жизни (Чтение, предложенное в 1905 году в одном из собраний столичного общества). «Период бури и натиска». – « Церковь – вестница небес». «В чем сила Церкви». – «Христианская закваска». – «Воинствующий характер Церкви». – «Путь к небу». – «Голоса представителей Церкви». – «В чем истинное пробуждение личности и самосознания». – «Мученичество – как путь борьбы». – «Обновление – как принцип не только личного усовершенствования, но и общественного». – «Примирение прогрессивных течений с охранительными началами». – «Что нуждается в обновлении». – «Враги общественного прогресса». – «Слово правды из уст архипастыря». – «Письмо старца-иерея». – «Тенденциозная проповедь». – «Борьба с корнями зла». – «Саможизненность Церкви». I В настоящее время мы переживаем своего рода «период бури и натиска». Море общественной жизни волнуется, кипит... Разные направления мысли, поднимаясь, точно грозные валы, сталкиваются, образуя какой-то бешеный круговорот идей, в котором трудно что-либо понять и разобраться... . И брызгами, пеной своей это взбаламученное море обдает и стены церковные. Оно как бы ждет от Церкви того властного, покоряющего голоса, который «запретит и скажет ветру: умолкни, – и волнению: перестань» ( Мк.4:39 ). «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этот завет Спасителя на все времена останется единственным началом, определяющим дух и направление истинно-христианской жизни. Только из этого начала и может исходить Церковь в установлении норм общественного порядка. Как солнце своей животворной теплотой производит благодетельные перемены в природе, так и Церковь своей благодатной, творческой силой пересоздает отношения между людьми. Проникнутые истинно-христианским настроением верные чада ее в своем бытовом и общественном укладе жизни, так сказать, перерастают внешние, юридические рамки, поставленные законом, – так что истинная жизнь Церкви, как живого организма, определяется не внешними регламентациями, а нравственно-органическими началами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Апостол Павел пишет: " Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто " (1 Кор. 13, 2). Старец Силуан пишет: " Сколько бы мы ни учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его Заповедям, ибо Господь познается не наукой, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали " . Но кто любит Бога, тот просвещен совершенной мудростью, ибо " кто любит Бога, тому дано знание от Него " (1 Кор. 8, 3). Наша любовь к Богу в сей жизни несовершенна, потому что мало кто из нас истинно духовный. Мало таких людей, которые любовь к Богу предпочитают всему земному и которые чрез Божественную любовь видят духовными очами и чувствуют в себе Бога. Обыкновенно же любят столько, сколько знают. А так как, повторяю, духовно просвещенных или, как говорят, прозорливых – мало, то все мы спасаемся верою и любим Бога отчасти лишь. Апостол Павел пишет к Коринфянам: " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу (узрим); теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " (1 Кор. 13,12-13). Почему любовь выше веры и надежды? Потому что вера не есть истинная, если она не открылась любовью (Галат. 5, 6). Не может быть истинной вера, если с нею нет и твердой надежды, а надежда не бывает, когда нет любви к Богу. Любовь к Богу – это наша жизнь, наше счастье, мир и покой души и совести нашей. В будущей жизни наша любовь к Богу дополнится и станет совершенной, если теперь будем искать ее и возгревать в сердцах своих, если будем полагать в Боге сыновнюю надежду, стараясь всячески приблизиться к Богу. А чтобы приблизиться к Нему, надо нудить себя к стяжанию непрестанной молитвы Иисусовой и как можно чаше обращаться к Богу в молитвах, беседовать с Ним и поучаться от Него чрез чтение Евангелия, а главное, чаще соединяться с Ним в Пречистых Тайнах, вкушая Божественное Тело и Кровь Христовы. Чем чаще мы будем с Господом, тем все более и более будет возгораться в нас любовь к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением и пояснением, развитием Евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и всепрощение, и главу и корень всех добродетелей – любовь. Оно читается так: облекитесь, как избранные Божии святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу 403 . Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от пристрастия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, – и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога 404 , и поучаться непрестанно в славословии в храме и дома. Аминь. Званные и избранные Слово в неделю Св. Праотец Грядите, яко уже готова суть вся ( Лк.14:17 ) Сегодняшний воскресный день называется в церковном порядке неделею св. Праотец, потому что св. Церковь перед приближением праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа находит справедливым почтить память праотцев Его по плоти: Адама, Сифа, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других; следующий же за этим воскресный день называется неделею св. Отец, т. е. ближайших по времени к Иисусу Христу сродников Его по плоти (и преимущественно – св. Богоотец Иоакима и Анны). Нынешний день Церковью положено читать Евангелие о званных на вечерю, потому что Иисус Христос, Которого пришествие в зраке рабием на землю или рождество Его мы будем скоро праздновать, есть тот посланный от Бога Раб по человечеству, Который приглашает нас непрестанно на вечерю велию. Под вечерию велиею разумеется будущее блаженное царство, которого уже удостоились весьма многие святые, оно называется вечерию·или ужином потому, что настанет по скончании краткого и изменчивого века сего; великою – потому, что будет блаженство неизреченно велико; и под званными на эту вечерю должно разуметь, братия, христиан, потому что все мы ; со времени совершения над нами таинства крещения вписаны в книгу живота, из которой, впрочем, очень скоро могут нас вычеркнуть, если дела наши будут несообразны с нашим званием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бежи всего, что удаляет душу и помыслы сердечные от Бога, возмущает, волнует, омрачает и приковывает к земле, склоняя ум и сердце к дольнему мудрованию. Мы в родстве с Богом, Царицею Небесною, с Ангелами и со всеми святыми. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [ Еф. 2, 19 – 20 ]. Как вести себя надо христианину! Я – орудие Церкви, которая есть столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ], и сам должен быть столпом, твердынею истины в слове и деле. Богослужение внушает уважать священнослужителей и священнослужение, освящаться им и вносить его в жизнь, то есть исправлять сердце, проникаться им во всех делах. Внушает, что Бог седит на престоле и внимает и зрит непрестанно на сердца, и судит. Цель литургии – да возможем разумети превосходящую разум любовь Христову и причастимся святыни Его, да скровны и стелесны ему будем, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Церковь , иначе род христианский, – стадо Христово, наследие Его. Пастыри! Как высоко ваше звание! Как велики ваши обязанности! Стихия рыбы – вода; стихия Ангелов – Свет Троичного Божества, славословие непрестанное; стихия христианина – молитва, общественное богослужение, богомыслие, чтение слова Божия. Какое отношение между театром и Церковью ? – Как между ложью и истиною, как между тьмою и светом, как между царством мира и Царством Божиим. Театр – служение миру прелюбодейному и грешному и самому лукавому, внушающему любить мир и яже в мире, вопреки Евангелию, которое говорит: Не любите мира f ни яже [рус.: ни того, что] в мире [ 1Ин. 2 Г 15]. Богослужение возрагцает, возгревает и питает веру, упование христианское и любовь. Без него они замерли бы и погасли. Алтарь – небо, храм – земля, притвор – преисподняя. Гора Господня – алтарь. Как члены Церкви, вы приходите в Церковь , в общество святых; Церковь воинствующая соединяет с Церковью торжествующей. Каждый день да будет ступенью восхождения на небо, а вся жизнь – лествица к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010