(2) Сравнение устрояемой души со строящимся домом обычно для языка христианской мистики: глагол, передаваемый в русском тексте Нового Завета как " назидать " , и по-гречески (??????????), и по-латыни (aedificare) означает " строить дом " . Ср. слова Христа в Евангелии от Луки: " Всякий, приходящий ко мне, и слушающий слова мои, и исполняющий их.... подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне " (6, 47—48). (3) Имеется в виду, разумеется, не чувственный, а сверхчувственный " вкус " — вкус души к мистическому созерцанию. Средневековые мистики любили говорить о пяти чувствах души, противостоящих пяти чувствам тела. Библейская опора для фразеологии Хильдегарды — слова 33 псалма: " Вкусите и увидите, как благ Господь! " (ст. 9.). (4) " Губительное яблоко " , плод с древа познания добра и зла, означающий в символической системе Хильдегарды чувственные помехи к духовной свободе, " Человекоубийство " — угашение духовной жизни, которое есть дело дьявола, называемого " человекоубийцей от начала " еще в Евангелии от Иоанна, 8, 44. (5) " Челюсть мерзости " — неожиданный и смелый образ, обусловленный, однако, теми контекстами, в которых в Библии появляется слово " челюсть " (напр., " челюсти преисподней " , пс. 140, 7). (6 ) " Опыт " (experientia), т. е. непосредственное мистическое переживание — одно из кардинальных понятий в мировоззрении Хильдегарды, как и других средневековых мистиков. (7) " Первый отпавший ангел " — Люцифер. В средние века распространено было представление, согласно которому души праведных людей должны будут восполнить у престола бога число ангелов, отпавших вместе с Люцифером: ангелы через гордыню ниспадают с небес в ад, люди через смирение восходят с земли на небеса и удостаиваются занять место павших. Символ гордыни — башня (ср. рассказ Книги Бытия о Вавилонской башне или пророчество Исайи о том, что гнев божий " грядет на всякую башню " ). Но одновременно созидание башни, как и созидание дома, означает духовное самоусовершенствование (ср. в Евангелии от Луки, 14, 27—28: " И кто не несет креста своего и не идет за мною, не может быть моим учеником: ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для окончания ее? " ). Эта полисемия образа башни используется Хильдегардой для противопоставления двух " башен " : ложного самопревознесения и истинного восхождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

3:3 ) помогут вам приобрести сердце мужа и сына для Церкви, а, как говорит апостол, сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом ( 1Пет. 3:4 ). Если Ваш сын будет свидетелем благочестивой жизни своей матери, ее безукоризненного поведения, ее благородного смирения, самоотверженного служения семье, послушания мужу — а послушание мужу вменяется жене, как послушание Самому Господу, — то сын не вырастет равнодушным к христианской истине. Во всяком случае, у Вас есть возможность доказать сыну правоту христианства — Ваша личная праведная жизнь. При заключении брака принято, чтобы женщина брала фамилию мужа. Но при этом приходится не только менять паспорт, но и некоторые другие документы. Очень много хлопот. Есть ли какой-нибудь особый смысл в смене фамилии или можно оставить свою девичью? В русском языке слово семья происходит не от сочетания — семь я , как иногда его представляют, а от слова — семя. То есть это понятие имеет мужское начало. Такое представление соответствует христианскому мировоззрению на сотворение человека и первой семьи. В Священном Писании говорится, что человечество имеет тоже мужское начало — Адама. Уже по сотворению Адама сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ), и из взятого от Адама ребра, как из некого зерна, создал ему помощницу — Еву. Так возникла первая семья. Притом, не муж создан для жены, но жена для мужа ( 1Кор. 11:8 ). Заметим еще, что создание семьи имело целью не столько продолжение рода, сколько счастье человека, которое состоит в уподоблении Богу. Господь же есть Пресвятая Троица, три Лица ее нераздельно, но в то же время и не слитно (не поглощаясь друг другом) пребывают предвечно в любви и согласии. Семью (какой она должна быть) можно назвать образом Пресвятой Троицы. Поэтому разумно, когда члены ее, сохраняя свои личные имена, полученные в память святых, объединены семейным именем — или фамилией. Да будут едино, как Мы едино ( Ин.

http://azbyka.ru/fiction/na-vsyo-volya-b...

3) Будет производиться он в основе по тому закону любви, который, как именно основную норму жизни людской, оставил нам Владыка-Христос. Но вместе с тем, закон этот, в первичных элементах его и простейшей степени и форме, есть и закон общечеловеческий, так что по нему всего ярче и полнее определяется преобладающий уклон и направление жизни каждого из нас: в себя ли, или из себя к другим живем мы; на добро или на обиду и лишения им. Но судимы будут и все вообще наши дела, – «злая» и «благая», и в частности – «все соблазны и беззакония». С нас же христиан, спросится, как исполняли, как творили мы данные нам заповеди Христовы. Хотя бы казалось нам, что всею верою сердца своего мы исповедали Его, но если жили мы по-иному, и возвещенную Им волю Отца небесного не исполняли, Он скажет нам: «… что Мя зовете Господи, Господи и не творите, яже глаголю» 832 ? – Многие скажут Мне в тот день (день этого суда): «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, – отойдите от Меня, делающие беззаконие» 833 . Но не одни только дела будут предметом суда Господня, хотя главным образом воздаваться будет человеку за то, «яже с телом содела» (см. выше). Много значения придается в этом случае Писанием и слову людскому, ибо язык наш, по слову ап. Иакова, «… хоть и небольшой член, но много делает» 834 , и это дело его тем большую имеет цену, что в нем выражается важнейшее для христианства – настроение нашего сердца, «… ибо от избытка сердца говорят уста». «Глаголю же вам, – сказал поэтому Господь, – яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный, – от словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися» 835 . Особенно тяжелый ответ дадут нечестивые грешники «… в жестоких словах на Господа» 836 , тем более знаем мы, таких, которые произносились ими не по неведению, а по упорству и противлению духу истины 837 . Закон человеческий судит людей только за дела, и иногда – за слова, но тогда, когда слово это становится своего рода делом (– брань, клевета, шпионство и т. п.): то же, что остается внутри человека, в его сердце разные внутренние желания, чувства, мысли, – все это остается, и должно оставаться там, вне всяких судов и взысканий. Совсем иное дело – во вменении религиозном, и особенно в религии христианской. Здесь главное всегда – сердце и то, что от него исходит, почему Господь и называется «… испытующим сердца и внутренности» 838 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

48. Русская Реформация И, несмотря на расхожие мнения, в Православии тоже была Реформация: синодальное православие есть наше англиканство, поповское раскольничество есть наше лютеранство, беспоповщина есть наш кальвинизм (а старообрядческий тезис об отнятии благодати есть выражение типичного модернистского ощущения обезбоженности мира). Про постмодерн скажем ниже. Но само движение формаций говорит о прогрессе: от революции к революции мы идем к воплощению Великой Невозможности. Будем помнить: ортодоксия может существовать только в «ортодоксальной общине» – бесклассовой. Там, где не так, – вера искажается, и все «странности» современного Православия объясняются этим. Так названные три версии реформированного русского православия не есть Православие, Православие сохранили такие люди как Паисий (Величковский) и Серафим Саровский. 49. Политическая теология Итак, есть понятная связь между общественным устройством и мировоззрением. «Политической теологией» назвал эту связь Карл Шмитт: «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия. […] всемогущий Бог становился всевластным законодателем». Это верно, но спросим: какая теология подразумевает «всемогущего Бога»? Скажем, исламская, скажем – пожалуйста – стоическая, арианская, деистическая, да мало ли какая. Насколько концепт «всемогущего Бога» специфичен для христианства – ортодоксального христианства? Не специфичен совершенно, а вот «Бог распят» – именно специфичен, здесь все христианство, вся полнота его: «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Фес 2:2). А значит, политическая теология, исследуемая Шмиттом, – не христианская. 50. Политическая теология «Бог распят» Какой могла бы быть политическая теология, исходящая из «Бог распят»? Мы уже ответили: коммунистическая община, в которой воплощается принцип: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так» (Мф 20: 25–26).

http://blog.predanie.ru/article/sotnitsa...

626 Тайнов. Noyч.V:9: – т. е. Освященные Дары – Тело и Кровь Христовы; ради этого-то и вынимаются частицы из просфор в поминовение живых и умерших, и полагаются на дискосе у подножия Агнца, где и остаются до того момента, пока опускаются в чашу со словами: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честной, молитвами святых Твоих». 632 Приведем дословно все это место, важное и в ряде частных выражений своих: все бывшие с Иудой «… обратились к молитве, прося да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра (около 100 руб.), он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда – какая святая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». 696 Савинский. Эсхатологии, беседа Христа Спасителя. Киев 1906 г. Стр. 205; автор при этом справедливо оттеняет «услышите», т. е. будьте слушателями, а не участниками. 726 Откр.19:11–21 . Таково изображение этого последнего и наивысшего, сильнейшего противника Христа в Писании. Конечно, многое здесь аллегорично и таинственно. Но во всяком случае, этот сын беззакония будет человек, пользоваться будет исключительной властью – политической, и даже экономической – «… ничего нельзя будет купить без его печати», равно как и небывалым же самообожанием религиозным. «Сядет в церкви и заменит собою всякого бога или чтилище». Несомненно, историческим будет и гонение от него на верующих во Христа. 767 Наука о человеке. Казань. Изд. 2-е. Каз. 1906 г.т. II. стр. 408. Отсюда, проф. Несмелов делает тот вывод, что «… и погребение умершего человека является не положением в землю будущего тела его (по материальному составу), а лишь временным упокоением голого зерна будущей жизни в задержанной деятельности творческого духа. Когда наступит час, назначенный Богом, творческие силы будут возвращены умершим людям, и они из элементов ли своих прежних тел, или из других элементов, образуют себе новые материальные тела («… вси изменимся» – 1Кор.15:51 ), как необходимые орудия живых отношений их к новому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

6 Что одними христианами артикулируется как безусловная истина, другими, зачастую, опровергается или опознаётся как ложь, хотя истина не может противоречить сама себе. 7 Не имеем ввиду деструктивные тоталитарные секты, отождествляющие себя с последователями Иисуса Христа, где адептов настраивают на радикально негативное отношение ко всему «мирскому». 8 В настоящее время роль христианства в Европе снижается, традиционные религиозно-христианские и христианско-культурные ценности подменяются и вытесняются новыми, уровень влияния христианства на формирование мировоззрения европейцев падает. На этом фоне значимость вопроса об исторической роли христианства не только не уменьшается, но и увеличивается. От правильности оценки этой роли в истории развития наук зависит точность оценки его роли в деле развития современных наук, не в последнюю очередь тех, что формируются на стыке религиозных и светских дисциплин, как то: История Церкви, Библейская археология как отрасль общей археологии, Православная психология как отрасль общей психологии, Иконография как отрасль светского искусствоведения и др. 10 Стрельченко В. И. Основы истории и философии науки: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 136. 16 См. напр.: Филевский И. И. О значении христианства для науки/И. Филевский. – Харьков: Типография Губернского правления, 1909. – С. 4 17 Конечно, и до образования Церкви среди европейских философов встречались личности, возвышавшиеся разумом до отрицания мысли о существовании множества богов, однако в тех исторических условиях подобное отношение к многобожию не носило массового характера. 18 Вот лишь несколько библейских иллюстраций, подтверждающих сказанное: «Ибо невидимое Его (Бога – А. Л.), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» ( Пс.96:6 ); «...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

8 Этот § составлен по труду И. Л. Янышева: «Православное христианское учение о нравственности». 13 По-русски: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит». 14 По-русски: «всякий любящий рожден от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 15 По-русски: «посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу». 27 Известный английский романист, В. Скотт, в свои более поздние годы сказал о себе: «теперь я уже не хожу на охоту; хотя прежде я был хорошим стрелком, но в некотором отношении я чувствовал себя при этом удовольствии не совсем хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птичку, которая, когда я поднимал ее, устремляла на меня свой умирающий взгляд, как будто желая упрекнуть меня в убийстве ее. Не хочу изображать себя жалостливее, чем другие люди, но никакая привычка не могла изгладить во мне этого чувства совершенной жестокости. Теперь же я скажу совершенно свободно, что мне доставляет гораздо больше радости видеть, как птицы весело порхают надо мной на вольном воздухе». 28 Что в обществе пробуждается сознание необходимости более осторожного отношения к вивисекции, во имя высших гуманных начал, – это можно видеть из факта созыва всемирного конгресса против вивисекции, – бывшего в Цюрихе, в июле 1912 г. На нем между прочим, принят ряд резолюций о создании международного законодательства для охраны животных. Следующий подобный конгресс состоится в Париже в 1915 г. 35 По-русски: «не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». 36 По-русски: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». 41 Настоящее «Заключение» составлено по богословско-апологетическому исследованию Прот. П. Я. Светлова: «Идея Царства Божия в ее значении для христианского мировоззрения». Читать далее Источник: Православно-христианское нравоучение : (Предлагаемое руководство сост. применительно к прогр., изд. Св. синодом от 15 июля - 18 авг. 1910 г.)/Сост. законоучитель Твер. кавалер. и Твер. гор. жен. коммерч. уч-щ свящ. М. Березин . - Тверь : типо-лит. Н.М. Родионова, 1912. - 155 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

9 . N g – число звезд в галактике и N g – число галактик в наблюдаемой Вселенной. N g N g (10 40 ) 1/4 . Конечно, при анализе столь гигантских (для человека) чисел и удивительных соотношений необходимо помнить, что присваивание им какой-либо нумерологической значимости абсолютно не отвечает православному мировоззрению, основанному на трезвении и отрицании всякого оккультизма, магизма, эзотеризма и прочих духовных извращений. Однако образы Вселенной, непрестанно формируемые во всех видах общественного сознания ограниченным тварным человеческим умом, связаны с ее объективными свойствами, вытекающими из цельности мира как системы, всегда раскрытой для благодати, а также, что наиболее важно, из принципиальной простоты Божественных энергий. Эти неисчерпаемые для науки объективные свойства тварного мира включают в себя и очевидную необходимость существования людей (раз они на самом деле существуют), причем в форме единой системы: «человек – Вселенная», которой еще до начала ее бытия даны на Предвечном Совете сверх-космический, сверх-пространственный, сверх-временной смысл и метаистория. Как написано в Библии: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» ( Ис.46:10 ), а также «чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:28 ). Движение к вере началось не только в физике. В настоящее время происходит возрождение креационной науки. Это направление постепенно начинают признавать крупнейшие научные школы мира. Ученые креационисты стремительно укрепляют свои позиции во всех сферах общественного сознания, выпускают много ценных изданий своих научных трудов. В креационизме обозначились разные направления, в частности, одно из них защищает идею дословного понимания Библии в отношении астрофизических, геофизических и биологических проблем. На наш взгляд, к этой идее надобно подходить достаточно осторожно и взвешенно. «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое» ( Иов.33:3 ). Священное Писание, безусловно, полностью правдиво и неисчерпаемо содержательно, тем не менее, необходимо учитывать принципиальную ограниченность человеческого разума в его попытках рационально толковать богодухновенные сакральные тексты, написанные для всех времен и народов, а не только для людей конкретного века и установленных профессий. Кроме того, Библия не есть учебник по какой-либо научной дисциплине, ее задача совсем иная. Поэтому правоту Библии в целом, как и веры, невозможно «доказать» рационально.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

II. Можно ли признать такое объединение основных душевных стремлений в их непосредственно данном характере основательным и разумным? Нет, нельзя. Прежде всего на этот вопрос следует ответить отрицательно потому, что это объединение не оправдывается действительностью. Дело в том, что религия не сопровождается изменением внешних условий человеческой жизни, не приносит человеку внешнего счастья и видимого совершенства, не устраняет из его жизни страданий и уничижения. Ярким выражением такого характера действительности религиозной жизни служат страдания и уничижение праведников. Человек неосвобождается от страданий и уничижения жизни в меру своей праведности и нравственной невинности. Праведники страдают в общих бедствиях вместе c грешниками. «Всему», пишет библейский мудрец, «и всем одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и не чистому, приносящему жертвы и не приносящему жертв, как добродетельному, так и грешному, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что однаучасть всем» ( Ekkл. IX, 2, 3 ). Но этого мало. Невинные и праведники не только страдают вместе с виновными в общих бедствиях, но они страдают преимущественно. Наблюдения приводят нас к тому убеждению, что страдания постигают невинных и праведников не случайно, но по какому – то закону как природной, так и человеческой жизни, – невинные и праведники страдают неизбежно. В недрах природной жизни «не более ли страждет то, в чем более видны черты невинности? Агнец трепещетот волка, кроткая птица от хищной» ... В сфере человеческой истории этот закон обнаруживается несравненно заметнее. В этом равно убеждает нас свидетельство как священного Писания и церковных писателей, так и светских мыслителей и наблюдателей человеческой жизни. По словам ап.Павла, «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерами ущельям земли» ( Ebp. XI, 38 ). «В самом деле, пишет Иоанн Златоуст , рассмотри всех, кто только был именит в прошедшие времена, и увидишь, что все они скорбями приобрели дерзновение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

VI, 46: «не искушайте, – было сказано евреям, – Господа Бога вашего, как вы искушали Его в Массе». Выведенные из Египта в пустыню, евреи должны были встретиться со многими лишениями. Они не хотели претерпеть ради Господа этих лишений: это был род упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим ( Nc. LXXVII, 8 ), Они не веровали в Бога и искушали Его. Так они искушали Его, когда у них недоставало воды ( Ucx. XVII, 2 ); «они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет» (ст. 7)? Бог дал им воды. Но они снова «искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей» ( Nc. LXXVII, 18 ). И так неоднократно искушали Бога (ст. 41). Если бы евреи любили Бога и Его невидимые блага, если бы они не были привязаны к земному и видимому, то они не спрашивали бы: есть ли Бог среди нас, или нет? не спрашивали бы вещественных доказательств Его присутствия в своей среде. Их вопрос: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне ( Nc. LXXVII, 19 )? выражает боязнь за жизнь. Они спрашивали: может ли? потому что измеряли Его силу, всемогущество, пред которым человек трепещет. Христос призывает человека к любви, чтобы освободить его от страха: кто любит Бога, тот не боится за свою жизнь. Бог не отрицает Своим всемогуществом ограниченности человеческой жизни, но как благой в ней проявляет Свою внутреннюю славу по вере человека. Самую характерную особенность человеческого существа составляет, по определению Григория Богослова , «смешение в нем ума и чувства, соединение невидимого и видимой природы, вещественного тела с божественною жизнью: человек один и тот же есть земной и небесный, временный и бессмертный, видимый и умосозерцаемый, занимает средину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть, – дух ради благодати, плоть ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать и страдая припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием» и пр. Такое отношение в человеке земного к небесному образует первую область его свободной нравственной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010