Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм Рождества Христова, ул. Оболонская Набережная, 5. Храм Рождества Христова, ул. Щусева, ЗЗа. Храм св. Лазаря Четверодневного (Совское кладбище), ул. Колосковая, 6. Храм свмч. Космы и Дамиана (Диагностический центр КНП «КМКБ ул. Юрия Кондратюка, 8а. Храм св. Царственных страстотерпцев (в Киевской городской детской клинической больницы ул. Богатырская, З0. Храм свт. Димитрия Ростовского, ул. Щекавицкая, 6. Церковь святых Константина и Елены, ул. Щекавицкая, 6/8. Храм свт. Луки Крымского, прп. Агапита Печерского (в парке им. Багряного), проспект Победы, 40б (проспект Победы, 38). Храм свт. Николая Чудотворца (Приемник-распределитель для детей НП Украины в г. Киеве), переулок Бондарский, 14. Храм свт. Николая Чудотворца на водах, ул. Набережно-Крещатицкая, 8. Храм свт. Николая Чудотворца, ул. Юрковская, З. Церковь в честь иконы Божией Матери, ул. Щусева, 12а. Храм свт. Петра Могилы, улица Академика Грекова, 20а. Храм свт. Феодосия Черниговского, переулок Кияновский, 6/10. Храм Святителя Луки, Архиепископа Крымского, ул. Кловский спуск, 13А, (на территории Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии, трансплантации эндокринных органов и тканей МОЗ Украины). Храм Святого Апостола и Евангелиста Марка, ул. Оноре де Бальзака, 2а. Храм святого мученика Трифона, ул. Сержа Лифаря. Храм святой блаженной Ксении Петербургской (Святошинское кладбище), ул. Кольцевая дорога 14а. Храм Святой великомученицы Варвары, ул. Загоровская, 1а. Собор Воскресения Христова, ул. Железнодорожное шоссе, 3. Храм Свято-Покровский (Приорка), переулок Мостицкий, 2а. Храм Преображения Христова, ул. Автозаводская, 68. Храм Преображения Господня, ул. Юрия Ильенко, 81. Храм Преподобного Сергея Радонежского Чудотворца, ул. Вышгородская, 47г. Храм пророка Илии, ул. Почайнинская, 2. Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (родильный дом просп. Владимира Ивасюка, 16. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Бабий Яр), переулок Герцена. Храм иконы Божией Матери «Боголюбская», ул. Дегтяревская, 23.

http://radonezh.ru/2023/09/16/spzh-v-kie...

Согласно письму великого князя Гедимина к Папе римскому, в 1323 году на месте церкви Святого Николая Мирликийского Чудотворца уже существовал монастырь старейшего на территории Беларуси ордена францисканцев. В 1434 году строится деревянный храм этого ордена на пожертвования княгини Елены Радзивилл (урождённая Пшездецкая). Место было выбрано не случайно - именно тут издавна располагалась рыночная площадь, куда каждый день приходили горожане, часто бывали здесь купцы и другие важные особы. В 1780 году на месте ветхого деревянного храма строится каменный костёл св. Антония при том же монастыре францисканцев. Православным храм стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 г.). Костёл закрыли в 1839 году, а потом, как и большинство католических храмов Беларуси, переоборудовали в православную церковь Святого Николая - покровителя российского императора Николая I. После пожара 1852 года храм переоборудовали, барочный фронтон был заменён на колокольню, куда ведут две винтовые лестницы. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму. Над притвором, где находился вход на звонницу с тремя колоколами, были расположены хоры. Благодаря благотворительному участию цесаревичей Николая и Александра, в церкви появилась икона Св. Николая и дарохранительница. Так, на образе Св. Николая Мирликийского в серебряной ризе была надпись: " В оную соборную церковь во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского, от Его Императорского высочества Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича 6 дня декабря 1863 года " . Тогда же на престоле была размещена суженная к верху серебряно-позолоченная дарохранительница с четырьмя гранями и четырьмя ярусами. На ней была надпись: " Вклад Благоверного Государя наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича в соборный храм города Новогрудка на вечное поминовение за упокой души... 12 августа 1865 года " . К соборному Никольскому храму в то время относились приписные новогрудские Борисоглебская и деревянная Воскресенская церкви. Принадлежали храму 78 десятин пахотной, сенокосной и выгонной земли. Прихожан в 1864 году насчитывалось 4050 человек: 2035 мужчин и 2015 женщин. В 1902 году в приходе числилось уже 5600 человек. После Октябрьской революции, гражданской войны и воссоединения в 1939 году Западной Белоруссии с БССР, Новогрудок вошёл в состав Пинско-Новогрудской епархии. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистких захватчиков Новогрудская епархия вошла в состав Минской епархии. Новогрудская епархия была возрождена в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Кафедральным Никольский собор стал в том же году, когда была возрождена Новогрудская епархия.

http://sobory.ru/article/?object=09619

В настоящее время проект находится на рассмотрении Постоянной комиссии Киевсовета по архитектуре, градопланированию и земельным отношениям и Постоянной комиссии по культуре, туризму и общественным коммуникациям. В КГГА приложили список храмов УПЦ, которые подлежат проверке и потенциальному сносу:   Богоявленский храм, ул. Святослава Храброго, 9. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, проспект академика Глушкова, 17а. Воскресенский академический храм на Печерске, ул. Лаврская, 27. Воскресенская церковь, ул. Лаврская, 17. Введенская церковь, ул. Почайнинская, 27/44. Свято-Андрее-Владимирский храм, ул. Железнодорожное шоссе, 3. Храм 40 Мучеников Севастийских, ул. Ивана Крамского, 21. Храм Воскресения «Словущего» (на Байковом кладбище), ул. Байковая, 16. Храм иконы Божией Матери Пантанасса (при 9-й больнице), ул. Рижская, 1. Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах», ул. Ивасюка ,16. Храм апостола Луки (в Киевском отделе медобеспечения при госпитале ГУМВД), ул. Майбороды, 19. Храм Владимирской иконы Божией Матери, проспект Гонгадзе, 21а. Храм вмц. Екатерины (на Лукьяновском кладбище), ул. Дорогожицкая, 7/3. Храм Св. новомучеников и исповедников православных, ул. Дорогожицкая, 7. Храм вмц. Екатерины, ул. Приорская, 10. Храм вмч. Георгия Победоносца, переулок Родниковый, 3. Храм вмч. Георгия Победоносца (госпиталь МВД), ул. Бердичевская, 1. Храм вмч. Пантелеимона (Киевский городской клинический госпиталь ветеранов), ул. Федора Максименко, 26. Храм Владимирской иконы Божией Матери, ул. Сечевых Стрельцов, 86-88. Храмовый комплекс в честь Рождества Христова, ул. Шумского, 3б. Крестовоздвиженская церковь на Подоле, ул. Воздвиженская, 1а. Часовня в честь святителя Николая Чудотворца, ул. Воздвиженская, 1а. Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии), ул. Майбороды, 32. Храм прп. Феодора Освященного, улица Овручская, 7. Храм прп. Серафима Саровского, улица Николая Юнкерова, 42. Храм Рождества Иоанна Предтечи (Зверинецкое кладбище), ул. Верхняя, 21(/1).

http://radonezh.ru/2023/09/16/spzh-v-kie...

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Так сложилось исторически, что обычно в селе был один храм. Со временем в нём могли устраивать новые приделы. История Иванькова интересна тем, что в этом селе до 1849 года существовало две церкви: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое упоминание о церкви Святителя и Чудотворца Николая находим в писцовой книге 1588/89 г/г.: «Село Иванково на речке на Регодовше. А в селе церков Николы чюдотворца древеная клетцки – значит построенная как изба. А в церкви оброзы и колаколы и все церковная строенье тово ж храму попа Якова Иванова…» Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Уже к 16 веку в Иваньковскую волость входило 3 деревни (Сидоровская, Пилюгино и Восьма). Значит церковь в селе существовала уже значительное время. Далее об этом храме находим информацию в Государственном архиве Тульской области, фонд 3, опись 17, д. 552, с.96: Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая был построен и освящён 14 ноября 1764 года тщанием прихожан. В Клировых ведомостях читаем: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольнею, покрыта тёсом». В ней имелся один холодный, то есть неотапливаемый, престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка, пономаря. Прихожанами церкви были жители 3 деревень (Сидоровского, Пилюгина, Восемской) помещицы генеральши Марьи Васильевны Талызиной и раскольники перекрещенной секты. При церкви состояло кладбище. Этот факт помогает определить, на каком месте находился храм, так как кладбище в селе всегда было одно. Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Первую информацию о церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла находим в уже упоминавшемся деле 552 фонда 3, описи 17 ГАТО на странице 86 читаем: «Построена по сгорении старой в 1790 году тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольнею». В храме было 2 придела: холодный (главный) – во имя Св. Петра и Павла и тоже холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря (данные за 1829 г.). Прихожанами церкви были крестьяне надворной советницы Настасьи Васильевны Бестужевой, старообрядцы и перекрещенцы.

http://sobory.ru/article/?object=06213

После революции началось разрушение кромских храмов. В 1940-1941 годы был снесен Успенский собор, по-видимому, еще раньше уничтожили Никитскую, Тихвинскую и Иоанно-Предтеченскую кладбищенскую церкви и закрыли Николаевскую тюремную церковь. В 60-е годы пустили на щебень для шоссе все еще прекрасно сохранившуюся Троицкую церковь. Церковь Св. Николая Чудотворца является единственной уцелевшей из шести церквей поселка Кромы. Никольский приход известен с XVII века, хотя предположительно существовал еще в XVI веке. Первоначальный деревянный храм Св. Николы Чудотворца находился в юго-восточной части города и являлся одной из двух приходских церквей Стрелецкой слободы. Очередной деревянный Никольский храм, вместо деревянного же, был построен в 1685 году помещиком Андреем Киреевым и перестроен в 1778 году прихожанами. По ведомости 1734 года при нем насчитывалось 15 приходских дворов. В 30-е годы XIX века было решено перенести храм ближе к дороге Орел-Курск. 9 июня 1838 года состоялась закладка на новом месте каменной Никольской церкви. 20 декабря 1842 года освятили придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 29 июня 1856 года состоялось окончательное освящение храма во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского. Старый же деревянный храм был продан в село Плоское Кромского уезда. В 1868 году при Никольской церкви была построена каменная колокольня, а в 1874 году на средства купца Михаила Ивановича Мамошина с левой стороны главного алтаря устроили придельный храм во имя Св. Архистратига Михаила, освященный 8 ноября. В 1881 году на средства прихожан устроили новый трехъярусный иконостас. В 1892 гду купцом Василием Симоновичем Свиридовым были устроены балдахины над особо почитаемыми иконами - Св. Николая Чудотворца и Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , написанной в 1723 году. Из числа местных святынь следует также назвать крест с мощами преподобного Нила Столбенского, Марии Магдалины, пророка Моисея и Св. Арсения Тверского. В 1890-е годы в церковной сторожке была устроена одноклассная церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=07796

В пользу храма получаются проценты с 1300 руб. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, церковной земли 40 десятин 1537 кв. сажень. Церковно – приходское попечительство открыто с 1869 г., с 1870 г. в приходе существует земская школа. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула 1895 г. Веневский уезд, стр. 274. Церковь на селе основана в третьей четверти XVI в. В 1782 г. строится новая деревянная церковь св.Николая Чудотворца с приделом прп.Сергия Радонежского. Существующий кирпичный храм соборного типа был построен в 1835 г. на средства гр.Н.П.Шереметева. Главный ппрестол - св.Николая Чудотворца, боковые - свт.Димитрия Ростовского (северный) прп.Сергия Радонежского (южный). Придельные алтари устроены на средства гр.Д.Н.Шереметева. Храм представляет собой центрическую пятикупольную постройку в стиле ампир со звонницами в боковых барабанах. В 1878 г. был заменен главный иконостас, придельные - в 1884 г. Перед войной храм закрыли, здание немцы использовали под конюшню, затем там содержались военнопленные. В 1946 г., по ходатайству матери маршала В.И.Чуйкова, Елизаветы Федоровны, богослужения были возобновлены. Источник: " Подмосковье Монастыри Храмы Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Николая Чудотворца по адресу: пос.Серебряные Пруды, ул.Романова, 38, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Кирилл Аминов, 11 марта 2015 г. На Серебряно-Прудской земле до революционных событий 1917 года и до начала богоборческих времён насчитывалось более 30 церквей. Но только одной из них была дарована судьба во все даже самые трудные годы ХХ столетия оставаться Домом Божиим, в котором непрестанно возносились молитвы о спасении Отечества и его защитниках. Это храм в честь св. Николая Чудотворца. Его бытование ознаменовано великим духовным подвигом и великим молитвенным стоянием в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны. С ним связана земная жизнь крестьянской семьи Ивана и Елизаветы Чуйковых - родителей маршала Великой Победы Василия Ивановича Чуйкова, свершения и ратные подвиги которого способствовали спасению Отечества и приумножению славы родного края.

http://sobory.ru/article/?object=21762

Протоиерей Иоанн Михайлович Басов, священник с 1859 г., награжден орденом св. Анны 2 степени в 1896 г. Священник Иоанн Петрович Смирнов, священник с 1890 г., награжден скуфьею в 1895 г. Диакон Григорий Васильевич Лебедев, диакон с 1886 г., имеет серебряную медаль за труды по народному образованию. Псаломщик Алексей Евфимович Филонов, псаломщик с 1887 г., на сем месте с 1888 г., посвящен в стихарь в 1891 г. Псаломщик Петр Васильевич Капутовский с 1895 г., имеет звание учителя церковно-приходской школы. В школе грамоты учащихся 26 чел., учительницей состоит окончившая курс женского епархиальное училище Куйкина. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Церковь во имя Николая Чудотворца возвели в Заднепровской части Смоленска, на берегу главной водной артерии города. Из-за своего расположения она и получила название Нижне-Никольская. Двухэтажный каменный храм возведён в 1745-1748 гг. на средства купца Федора Щедрина. Верхний храм – в честь Святителя Николая Чудотворца, внизу приделы – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мученика Меркурия. В 1812 году храм разграблен французами. В 1813 году из казны выделено 5000 рублей на его восстановление и прислан из Санкт-Петербурга иконостас. Трехъярусная колокольня построена благодаря мещанке Рубцовой. Раньше храм был кафедральным. В 1996 году он передан епархии. Престол освящен в 1997 года митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом. В настоящее время церковь является действующей. Сейчас на территории располагается Православная гимназия. Храмовый комплекс церкви Николая Чудотворца и одноименной часовни играет важную градостроительную роль в низменной правобережной части Смоленска, занимая территорию между Ново-Ленинградской и Старо-Ленинградской ул.; хорошо обозрим с юга и запада. Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) построена в 1748 г. на средства купца Щедрина, заменив сгоревшую в 1747 г. деревянную, которая находилась в центре предмостного укрепления, возведенную в начале 18 в. по приказу Петра I. В 1766-1776 г.г. на одной оси с церковью, к западу от нее, поставлена надвратная колокольня, с двумя примыкающими к ее первому ярусу с севера и юга небольшими пристройками, смыкавшимися с церковной оградой. Во 2-й половине 19 в. завершенный высокий четырехскатной кровлей с восьмигранным световым барабаном и маленькой главкой. Второй этаж четверика двусветный. Пятигранная апсида, трапезная и придел, также двухэтажные, немного ниже четверика. Композицию с запада дополняет парадное откидное крыльцо, ограниченное парапетом и столбами с ползучими арками.

http://sobory.ru/article/?object=01018

Св. Церковь, братие, прославляя ныне св. Николая, дает краткую, но чрезвычайно яркую и всестороннюю его характеристику. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю...» – взывает она к святителю Божию и этими словами определяет, за что она так ублажает св. Николая. Правило веры... Действительно, как не назвать св. Николая правилом веры, когда мы знаем, что его ревность о вере, его твердость, непоколебимость в вере не имела границ. За веру он готов был жизнь свою положить! Он не мог снести хулы нечестивого Ария на Христа Спасителя и заградил нечестивые, хульные уста! Он, даже по смерти, ревнуя о славе Божией, не захотел почивать своими мощами среди неверных и, явившись во сне благочестивому пресвитеру града Бар, повелел перенести свои мощи из страны неверных к христианам, в то время еще православным. За свою ревность о вере он и на иконах изображается иногда с мечом в одной руке и храмом – в другой, как ревностный страж и хранитель веры и Церкви. Таков св. Николай, как идеал в области религиозной жизни! Образ кротости... Так определяет св. Церковь отношение св. Николая к ближним. Действительно, как точнее определить эти отношения, как не образом кротости! Нам нет нужды говорить о безграничной самоотверженной любви св. Николая к людям. Эта любовь источала и источает реки чудес от него и при жизни, и по смерти, и от св. мощей его, и от св. чудотворных икон его, коих он не лишил и наш св. град и сей св. храм! Дивный чудотворец, как прежде, так и теперь и во сне, и наяву, и на суше, и на море является призывающим его и спасает там, где бессильна всякая земная помощь. Но все эти дела любви святителя Божия к людям, сверх всего, всегда бывают окрашены чрезвычайной кротостью, снисходительностью. Движимый именно этой кротостью любви, святитель Божий три раза ночью идет к дому обедневшего богача, готового отдать своих дочерей на служение пороку, и каждый раз тайком помогает ему, чтобы явной милостыней не устыдить его, не оскорбить естественного чувства гордости этого недавнего богача. Эта кротость подвигает святителя на помощь даже иноверцам, хотя и чтущим его, но, по немощи своего духа, находящимся вне Церкви Христовой. Этою же кротостью, несомненно, объясняется и то, что св. мощи Николая Чудотворца почивают ныне во граде и даже во храме инославном. Да, кроток, снисходителен св. Николай к немощам человеческим, но он строг к явному злу, к упорному пороку! Мы знаем, как строг он был к одному царю за неправедное заключение в темницу невинных. Мы знаем, как грозен он был, когда вырвал меч из руки палача, уже занесенной над невинной жертвой судии неправедного. Мы уже говорили, каким гневом воспылало его сердце против нечестивого, хульного Ария. Кротость святителя Божия далека была от безразличия, равнодушия к судьбам истины и правды, от непротивления злу. Таков св. Николай, как идеал жизни общественной!

http://pravoslavie.ru/50469.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010