В верхнем регистре росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947) помещена полуфигура святого вполоборота вправо, в мантии и епитрахили, с седой, немного раздвоенной на конце бородой и волнистыми, спадающими на плечи волосами, правая рука на груди, левая опущена и повернута ладонью; надпись: «Св. преп. Ioahhukiй». Ростовой образ И. в рясе и мантии, руки на груди (на левой - четки), волосы разделены на прямой пробор, широкая борода с проседью, написан вместе с образом прп. Елисея Радонежского на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.). Возможно, И. также был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). На миниатюрах из троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) фигуры иноков, учеников святого, за редким исключением, не персонифицированы. Изображения И. неизвестны в клеймах житийных икон прп. Сергия и на сюжетных эстампах. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/577944.html

Между 1332 и 1334 гг. вместе с семьями преподобных Кирилла и Марии Радонежских, зятя прп. Кирилла, Дюденя, и братьев Тормосовых О. переселился из Ростова в Московское княжество, в г. Радонеж, где получил небольшую вотчину одновременно с др. переселенцем из Ростовского княжества, буд. московским тысяцким Протасием. В редакциях Жития прп. Сергия 2-й трети XV в. Пахомия Логофета эти сведения об О. были сокращены (Там же. С. 347, 382). Из текста Жития прп. Сергия в редакции прп. Епифания Премудрого можно сделать вывод, что О. входил в число первых 12 монахов, к-рые находились в Троице-Сергиевом мон-ре за год до смерти его 1-го игумена - прп. Митрофана Радонежского († 1354). Возможно, как и в случае с прп. Стефаном Радонежским, О. мог постричься в монахи после смерти своей жены. Характеризуя деятельность О., прп. Епифаний Премудрый дважды отметил, что в обители он исполнял должность диакона. Этот факт свидетельствует о том, что О. был грамотным человеком. Можно предполагать, что наряду с прп. Сергием и др. насельниками обители О. был в числе инициаторов приглашения из Хотьковского Покровского мон-ря игум. Митрофана для постоянного проживания в Троицком мон-ре. По данным архим. Леонида (Кавелина) (по-видимому, зафиксировавшего местное монастырское предание), О. похоронили на месте, на к-ром в 1422 г. поставили Троицкий собор ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 143). О. почитался местно как родственник прп. Сергия и один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря. В 20-х гг. XVI в. сведения прп. Епифания Премудрого об О. попали в статью 1392 г. общерусского свода - Никоновскую летопись, составленную по повелению митр. Московского Даниила Рязанца (ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135). По крайней мере с нач. XVII в. (очевидно, по окончании Смутного времени) «диякона Анисима» стали поминать на службе в патриаршем московском Новинском в честь Введения Пресв. Богородицы во храм муж. мон-ре на Пресне. Он был записан в синодик этой обители в ст. «Род Сергия, чюдотворца Радонежскаго», к-рая в 1716 г. была переписана из рукописи 1646 г. (РГБ ОР. Ф. 173/IV. Собр. «прочие» б-ки МДА. 96. Л. 40). Источником сведений о членах семьи прп. Сергия стал не список одной из редакций их родового помянника из синодиков Троице-Сергиева мон-ря, а непосредственно один из списков Жития прп. Сергия. В поздней традиции О. предстает как один из его учеников. Однако в силу возраста О. и степени его родства с прп. Сергием это было невозможно.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

В храме находились почетные гости, члены рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению юбилейных торжеств, благотворители, многочисленные паломники. На телеканале «Первый Тульский» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой верующие могли наблюдать на экранах, установленных на территории рядом с храмом. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Также были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих «вождей и воинов, на поле Куликовом за веру и Отечество жизнь свою положивших». За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Илию Ермакова, клирика храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с кратким словом, в котором поздравил председателя Правительства России, губернатора Тульской  области, архиереев и всех молящихся с отмечаемым в текущем году 700-летием преподобного Сергия Радонежского. «У всех на памяти торжества в июле в Троице-Сергиевой лавре, а сегодня мы собрались здесь, на Куликовом поле, чтобы вспомнить как тех ратников, которые отстояли нашу Родину, положили начало ее освобождению от иноземного ига, так и имя преподобного Сергия, который имел непосредственное отношение к этой битве», — отметил Святейший Владыка.   Предстоятель Русской Церкви поблагодарил духовенство храма прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле за труды по пастырскому окормлению местных жителей и многих паломников. В дар храму Святейший Владыка передал пасхальные покровцы. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле Идею возвести на священном месте Куликова поля — Красном Холме — мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя преподобного Сергия Радонежского, в 20-е годы XIX века озвучил генерал-губернатор А.Д. Балашов.

http://patriarchia.ru/db/text/3753779.ht...

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Храм был заложен 8 августа 1893 года. Начало истории храма прп.Сергия Радонежского и самого села Бибирево связано с Московским Вознесенским женским монастырем, основанным святой Великой Княгиней Евдокией, в иночестве Евфросинией, супругой св. блгв. Князя Димитрия Донского. К началу XVIII в. в Бибиреве насчитывалось двадцать дворов, включая монастырский и скотный. Причт состоял из священника и дьячка, которые получали содержание от монастыря. Деревянная церковь с течением времени ветшала. В это время игуменьей Вознесенского монастыря была мать Евстолия (Лодыгина), известная многими трудами по обустройству существующих и строительству новых храмов как в самом монастыре, так и в его вотчинах. Именно она и предоставила средства на строительство нового храма в Бибиреве. В 1732 г. вместо ветхого храма вчерне был построен новый деревянный с такой же колокольней. Диакон Феодор Соколов в статье «История Благовещенского храма в с.Бибирево и построение нового во имя прп.Сергия Радонежского», указывает датой окончания Благовещенского храма 1738 г., однако архивные документы об освящении храма ясно указывают на другой год. В августе 1755 г. игуменья Вознесенского монастыря Елена (Ржевская) с сестрами обратилась в Московскую духовную консисторию с прошением об освящении построенной в вотчине их монастыря селе Бибиреве новой деревянной церкви, что и было совершено в ближайшие месяцы. Иконы в новый храм перенесли из прежнего, некоторые иконы подарили сестры Вознесенской обители. В 1859 храм был капитально отремонтирован по благословению свт.Филарета, при настоятеле о.Павле Троицком, подведен каменный фундамент. Когда через двадцать лет деревянная Благовещенская церковь крайне обветшала, было решено построить в Бибирево новый каменный храм во имя прп.Сергия Радонежского. В это время священником в Бибирево был о.Сергий Соколов, деятельный пастырь-подвижник. Новый храм был возведен при настоятеле о.Сергии Соколове. Храм был заложен 8 августа 1893 года. 23 мая 1894 г. состоялось торжественное поднятие креста на новый храм. Литургию совершали священник Покровской общины сестер милосердия и местный священник о. Сергий Соколов при хоре монахинь Вознесенского монастыря. Торжественное освящение храма состоялось 21 августа 1894 г.

http://sobory.ru/article/?object=03400

1679 г. в присутствии царя Феодора Алексеевича освящен каменный собор во имя вмц. Екатерины с трапезной и колокольней над ней. В кон. XVII в. в храме был устроен сев. придел во имя прп. Сергия Радонежского (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 76). После 1757 г. старая каменная колокольня, построенная над трапезной, обветшала и была разобрана. 3 сент. 1763 г. был освящен юж. придел во имя свт. Димитрия Ростовского, устроенный иждивением кн. Д. Ю. Трубецкого (Там же. Ед. хр. 84). Согласно офицерской описи 1764 г., одноглавая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского была покрыта тесом, глава - зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 180. Л. 2). В 1764-1765 гг. строитель Пахомий с братией отстоял придел прп. Сергия Радонежского от притязаний владельца с. Суханова А. Г. Гурьева, который хотел обратить его в приходскую церковь для своих крестьян, полагая, что пустынь скоро упразднят. Настоятель в донесении в консисторию писал, что «спорный» придел был устроен иждивением боярина Т. Н. Стрешнева ок. 70 лет назад «на помин души», а не для служения мирских треб. Его поддержал кн. Трубецкой. Сухановским крестьянам, которые ходили на богомолье в пустынь, было предписано по-прежнему для мирских треб обращаться в церковь с. Ермолина (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 84). Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г. Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г. В 1787 г. к Екатерининскому храму была пристроена новая 2-этажная трапезная, включившая приделы во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского; на верхнем этаже разместился холодный придел во имя апостолов Петра и Павла. Ок. 1800-1802 гг. с востока к трапезной был пристроен новый объем собора вмц. Екатерины, оказавшийся точно по центру мон-ря. Храм сооружен в сдержанных формах классицизма. Бесстолпный 2-светный четверик завершен ротондой с невысоким куполом и главкой на тонкой шейке-барабане.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Лит.: 25-летний юбилей Правосл. Богословского ин-та в Париже: 1925-1950. П., 1950; Семенов-Тян-Шанский А., свящ. Памяти М. М. Осоргина//ВРСХД. 1950. 6. С. 30-33; А. Ш. М. М. Осоргин//ЦВЗЕЕ. 1951. 1(28). С. 18-19; Кассиан (Безобразов), еп. Слово на отпевании М. М. Осоргина//Там же. С. 19-20; Ossorguine N. M. Un chantre hors du commun: M. Ossorguine//Messager orthodoxe. P., 1987. N 104. P. 76-82; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 402-404, 407, 431-432, 444; Рар Г. Киссингенский храм: его настоятели и богомольцы (1921-1984)//Братский вестн. Бад-Киссинген, 1997. Вып. 6. С. 4-12; Рахманова М. П. M. M. Осоргин//Золотая книга эмиграции. М., 1997. С. 474-475; Ковалевский П. Е. Дневники (1937-1948). СПб., 2001. Т. 1. Н. М. Осоргин. Фотография. 2005 г. (8.09.1924, Париж - 5.11.2014, там же), псаломщик, регент, церковно-общественный деятель, автор обработок церковных распевов. Сын M. M. Осоргина. Род. на Сергиевском подворье. Учился в Русской гимназии в Париже. С раннего детства прислуживал в церкви Сергиевского подворья, где 8 янв. 1939 г. был посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским). Во время второй мировой войны прислуживал в Александро-Невском соборе в Париже. Член братства иподиаконов и прислужников при соборе. Окончил техническое уч-ще (1946), Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже (1949). Член студенческого братства им. преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1950 г. женился на И. В. Александрович. Руководил кружком по изучению церковного пения при Русском студенческом христианском движении (1949-1955). 1 окт. 1951 г. был назначен псаломщиком ц. прп. Сергия Радонежского на Сергиевском подворье, исполнял это служение до самой смерти. Член приходского совета ц. прп. Сергия Радонежского (1951-2014). Регент мужского хора студентов Богословского ин-та и певчих ц. прп. Сергия. Преподаватель церковного устава в Богословском ин-те (1951-2005). Администратор Сергиевского подворья (1951-2005). Директор епархиального свечного завода при Сергиевском подворье (1951-1995). Член редакционной комиссии по составлению «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975; т. н. Лондонский сборник). Член комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения (1968). Участник работ Межправославной комиссии по вопросу церковного календаря в Шамбези (1977). Член епархиального совета Архиепископии русских православных церквей в Зап. Европе (1981-1994). Автор статей по литургическому богословию.

http://pravenc.ru/text/2581643.html

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе. Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей. Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).  Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи. Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В конце XVII в. с северной стороны трапезной был сооружен придел как самостоятельная церковь Климента, папы Римского (с 1819 г. прп. Сергия Радонежского), состоящего из пятиглавого четверика и трапезной. В интерьере Знаменского храма сохранилась живопись 1850 г., в приделе — 1909 г. (выполнена Е. П. Пашковым по эскизам М. В. Нестерова). Храм закрыли в 1930 г., здание приспособили под физическую лабораторию. В 1960-1970-х гг. церковь частично реставрировали. В 1997 г. храм возвращен верующим, первым освятили Всехсвятский придел. При храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, Историко-краеведческое приходское общество, при котором открыт небольшой музей. В 2002 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Знаменскому храму официально придан статус храма при ГУ МВД по г. Москве. В 2007 г. основные работы по реставрации шли в приделе преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен иконостас для Сергиева придела, который установили в декабре 2008 г. В феврале 2008 г. Филатовскими реставрационными мастерскими (г. Москва) началось восстановление уникальной живописи в Сергиевом приделе, проводившееся по сохранившейся фотофиксации. В приделе преподобного Сергия Радонежского в 1914 г. в стиле раннего русского модерна по эскизам и при участии М.В. Нестерова придел расписал его ученик Е.П. Пашков. Известное всем " Явление отроку Варфоломею " (фрагмент из жития преподобного Сергия Радонежского) заняло свое место на южной стене придела, в алтаре на Горнем месте находится " Сыне Единородный " В.М. Васнецова. Церковный модерн, прекративший свое развитие в связи с революцией 1917 года, встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет огромное значение не только для прихожан храма, но и для специалистов: художников, реставраторов, искусствоведов. В марте 2009 г. работы по восстановлению живописи завершились, а в октябре 2010 г. были подняты хоросы и повешены светильники, изготовленные по специальной технологии для этого придела.Много находок и открытий было сделано в это время. Самый яркий пример - осколки мраморной плиты в память сотрудников жандармерии, погибших в 1905-1906 гг. Теперь их имена занесены в синодик храма и поминаются за каждой Божественной литургией. А нынешнее руководство милиции занесло их имена на Доску памяти, у которой проходят панихиды о погибших сотрудниках.

http://sobory.ru/article/?object=04540

Перед кончиной прп. Герасим продиктовал ученикам устав-завещание, отражавший реалии жизни Г. Б. м. в XVI в. Игумен мон-ря поставлялся только из его пострижеников, а не назначался царем. В руководстве обителью настоятель советовался с 12 соборными старцами, избираемыми братией. В отличие от правил, напр., прп. Иосифа Волоцкого, определявшего «три устроения» в пище и одежде, прп. Герасим указывал, чтобы «пища бы была равна игумену и всей братии», но рекомендовал игумену давать по 4 р. в год, если он не носит общую одежду. В Г. Б. м. было запрещено «хмельное питие», но квас, «дражженник брацкой» держали для гостей-мирян. На трапезе читались поучения. Постригали в Г. Б. м. «безо вкладу всякаго человека». Женщины допускались на богослужение 3 раза в году: на праздники Св. Троицы, Введения во храм Богородицы и прп. Сергия Радонежского. По заповеди прп. Герасима, в мон-рь принимали странников и нищих, кормили их с братской трапезы. В мон-ре допускался труд наемных рабочих, к-рых в случае провинности дозволялось «смиряти в кротости». Исследователи (Г. П. Федотов , А. П. Кадлубовский, Р. П. Дмитриева) отмечают, что прп. Герасим стремился установить полное общежитие. К сер. XVI в. в Г. Б. м. проживало 127 чел. Преемником прп. Герасима стал игум. Иосиф Краснописец, автор мн. сочинений. При нем мон-рь стал крупным книжным центром. Возможно, насельником Г. Б. м. был и инок Филофей (Пирогов), автор Жития и канона прп. Нилу Столобенскому. Ок. 1569 г. мон-рь возглавил игум. Антоний, буд. свт. Вологодский. При нем в 1576 г. были переписаны завещание-устав прп. Герасима и его Житие. В кон. XVI - нач. XVII в. настоятелем был игум. сщмч. Феоктист , с 1603 г. архиеп. Тверской. Вкладчиками Г. Б. м. были цари Феодор Иоаннович, Борис Феодорович Годунов, Петр I Алексеевич, царица Ирина Феодоровна , бояре Звенигородские, Плещеевы, Пушкины, Салтыковы, Засецкие, кн. В. М. Масальский-Рубец, кн. В. Д. Шестунов и др. Уже в 1551 г. упоминается подворье Г. Б. м. в Москве, в Богоявленском пер. (РГБ ОР.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010