В одном из московских храмов каждую среду читается акафист прп. Александру Свирскому для тех, кто сегодня молится о рождении ребенка. Случай первый — август 1998 г. Каждый знает, что нет большего горя для матери, чем болезнь ребенка, а если эта болезнь неизлечима, то горе матери удесятеряется. Вот с таким тяжелым бременем вошла в храм молодая женщина с пятилетней девочкой на руках. Это было маленькое, худенькое существо, которое по виду не тянуло на пятилетний возраст. У ребенка было грустное личико, ручки безжизненно висели вдоль туло­вища. Оказалось, что и ножки девочки были такими же — ребенок не мог ходить. В разговоре с мамой выяснилось, что у девочки от рождения повреждена центральная нервная система. Это был пятый, но не последний ребенок в семье. Глядя на мать, нельзя было не заметить, как ей трудно, однако следов уныния не было видно на ее тонком красивом лице. Врачи же ничем не могли обнадежить несчастную мать. Такой тяжелый недуг мог быть исцелен только силою и волею Божией. И это произошло тут же, у раки преподобного, на глазах у изумленных людей, до отказа заполнявших храм. Верится, что все случилось так, как это описано в Евангелии от Иоанна, когда ученики Его, увидев человека, слепого от рождения, спросили у Иисуса Христа: «Кто согрешил — он или родители его, что родился слепым? » Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1–3). Мать, подойдя к раке преподобного Александра Свирского, с помощью стоящего у раки послушника положила девочку на поверхность стекла, прикрывающего мощи. Некоторое время ребенок оставался так в лежачем положении. Затем мать, сняв с раки, посадила девочку на пол, чтобы теперь самой приложиться к мощам святого. За молитвой не заметила, как девочка исчезла. Оказалось, что она встала на окрепнувшие вдруг ножки, как будто кто-то невидимый поднял ее, поставил, и она пошла, никем не поддерживаемая. В храме воцарилась тишина, люди расступались, по мере того как к ним приближалась девочка, делая широкий коридор для нее и ее мамы, которая, забежав вперед дочери, распростерла над ней руки, чтобы в любой момент подхватить свое дорогое существо. Так они дошли до выхода из храма, здесь мать взяла ребенка на руки, распрямилась, и все увидели на мокром от слез лице ее, что она испытала в этот момент: радость, благодарность, растерянность, страх и сомнение: «А вдруг снова не сможет ходить?» Спустя год мы узнали, что Верочка — так зовут исцеленную — не только ходит, но и бегает.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/...

С. Подъяпольский относит к начальному периоду управления М. Новгородской епархией ( Подъяпольский С. С. Историко-архит. исследования: Ст. и мат-лы. М., 2006. С. 191). А. Л. Баталов, отметив новгородские черты памятника, датирует строительство собора 50-ми гг. XVI в. ( Баталов А. Л. О времени создания собора Рождества Богородицы Лужецкого мон-ря в Можайске//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 101-111). Очевидно, благодаря покровительству М. в Лужецком мон-ре были воздвигнуты также ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с трапезной и храм во имя прп. Иоанна Лествичника над погребением основателя обители прп. Ферапонта ; можно говорить, «что весь монастырский ансамбль… сложился под патронатом святителя» М. (Там же. С. 111). В 1561 г. 1-м архимандритом в Русской Церкви был определен настоятель Троице-Сергиева монастыря (ПСРЛ. Т. 13. С. 331; Т. 29. С. 290). Как Новгородский, а впосл. всероссийский архиерей, М. имел общение со мн. св. подвижниками, которые позднее были прославлены Русской Церковью. В Новгороде к М. обращался миссионер прп. Трифон Печенгский († 1583), в 30-х гг. XVI в. к М. «ради икон в новопоставленую церковь и иных ради потребных» ( Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца. М., 1908. С. 58) из Переславля-Залесского приходил боровский постриженик прп. Даниил Переславский († 1540), с которым М. познакомился, вероятно, еще в Пафнутиевом мон-ре в кон. XV в. В Житии прмч. Корнилия Псково-Печерского († 1570) не говорится, какой из Новгородских архиереев его рукоположил, но хронологически это должен был быть М. Прп. Александр Свирский († 1533), который был прославлен Собором 1547 г. при жизни М., перед своей кончиной составил адресованную М. духовную грамоту, завещая свой монастырь его попечению (АИ. Т. 1. 135. С. 195-196). Будучи Новгородским архиепископом, М. давал вклады в Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь ( Греков Б. Д. Избр. тр. М., 1960. Т. 4. С. 169). Игум. Иродион позднее описал видение в Свирском мон-ре одновременно посетивших обитель уже скончавшегося прп.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Прп. Варвара. Фрагмент иконы «Преподобные Сергий, Александр и Варвара Свирские». Кон. XX в. Прп. Варвара. Фрагмент иконы «Преподобные Сергий, Александр и Варвара Свирские». Кон. XX в. (Васса; 20-30-е гг. XV в., Новгородская земля - 90-е гг. XV в., Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (совр. Ленинградская обл.)), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии), схим.; мать прп. Александра Свирского , житие к-рого является главным источником сведений о В. Супругом В. был Стефан (см. ст. Сергий и Варвара, преподобные ), семья жила на правом берегу р. Ояти в с. Мандера, близ Введенского монастыря. Молясь однажды в мон-ре о даровании сына, Васса услышала голос, обещавший ей исполнение молитвы. Прп. Александр (в Крещении Амос), вымоленный матерью после долгих лет бесплодия, родился 15 июня 1448 г. В икосе службы прп. Александру Свирскому говорится, что преподобный явился «преславной отраслью» благочестивого отца, «ветвью многоплодной» благоговейной матери. Васса пыталась удержать отрока от усиленного поста и ночных молитв, позднее родители хотели его женить, но он вскоре удалился в Валаамский мон-рь. Стефан посетил сына на Валааме, и юноша посоветовал отцу поселиться во Введенском мон-ре, что тот вскоре и сделал, приняв монашеский постриг с именем Сергий. Сведений о монашеской жизни В. нет. По-видимому, она, следуя примеру мужа, приняла постриг и схиму с именем В., подвизалась также во Введенском мон-ре, где скончалась и была погребена (о месте ее погребения, в частности, сообщается в «Описании о российских святых» по рукописи Савваитова - Барсуков. Источники агиографии. Стб. 76). Память преподобных Сергия и В. почиталась во Введенском мон-ре. В 1626 г. игум. тихвинского Введенского мон-ря царица-инокиня Дария (Анна Алексеевна Колтовская, бывш. 4-я супруга Иоанна IV Грозного) завещала 5 р. «к Введению Пречистыя Богородицы в остров... где лежат отец и мать Александра Чудотворца» (Новгородские ГВ. 1858. 41). В обители сохранялись вериги преподобных, Тихвинская икона Божией Матери, по преданию им принадлежавшая. В 2000 г. В. и прп. Сергий были причислены к лику местночтимых святых.

http://pravenc.ru/text/154089.html

1) Храм прпп. Сергия и Германа, напоминающий о Валаамском монастыре; 2) Часовня во имя прп. Сергия Радонежского († 1391), напоминающая о Троице-Сергиевом монастыре; 3) Часовня во имя прп. Кирилла Белозерского († 1427), напоминающая о Кирилло-Белозерском монастыре; 4) Часовня во имя прпп. Зосимы († 1477), Савватия († 1435) и Германа († 1483) Соловецких, напоминающая о Соловецком монастыре; 5) Часовня во имя прп. Павла Обнорского († 1429), напоминающая об Павло-Обнорском монастыре; 6) Часовня во имя прп. Александра Ошевенского († 1479), напоминающая об Александро-Ошевенском монастыре; 7) Часовня во имя прп. Нила Сорского († 1508), напоминающая о Нилово-Сорской пустыни; 8) Часовня во имя прп. Александра Свирского († 1533), напоминающая о Александро-Свирском монастыре; 9) Часовня во имя прп. Трифона Печенгского († 1583), напоминающая о Трифоно-Печенгском монастыре. Взаимное расположение часовен и места их помещения в ландшафте церковной горы определяются с учетом духовано-исторических и пространственно-географических особенностей соответствующих монастырей. При поэтапном осуществлении проекта в начале возводятся первые четыре здания. Часовни, рассчитанные на 5-6 молящихся, рубятся из дерева в стиле аскетичных северных часовен и архитектурно отличаются друг от друга. В каждой часовне находятся по две иконы – в честь посвящения главного престола соответствующего монастыря и его святого основателя (основателей), а также оформленный соответствующим образом текст необходимых кондаков, икосов, величаний и молитв и церковный подсвечник. Рядом с каждой часовней на специальном основании (или ее внешней стене) располагается стенд с фотографией монастыря и кратким рассказом о его истории, а также лавочка для отдыха. Часовни связаны одной кольцевой деревянной тропой. http://voznesenie.mrezha.ru/?p=863 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43641

6. Двухэтажный корпус на восточной стороне, длиною 68 саж., в коем: а) гостиная для приема богомольцев, б) странноприемная, в) трапезы для богомольцев, мужская и женская, г) кубо-грейная и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — всего 48 комнат. 7. Двухэтажный, со святыми воротами, корпус на южной стороне, длиною 48 саж., в коем: 8 келий, две мастерские и два сарая Все эти три корпуса в последнее время настоятельства епископов представляли из себя жалкий вид и приближались к разрушению. Церковные здания тоже требовали капитальных ремонтов; но Всеблагой Бог, по молитвам угодника Своего преподобного Александра, помог нынешнему настоятелю, отцу архимандриту Агафангелу, привести весь Троицкий монастырь в подобающее святому месту благолепное состояние, и древняя обитель стоит, как будто только что вновь отстроенная. Площадь, занимаемая Троицким монастырем, заключает в себе 4064 квадратных сажени. II. В Преображенском монастыре Александро-Свирский монастырь. Олонецкой губ. Вид Преображенского собора, в котором почивают мощи Прп. Александра Свирского чудотворца. 1. Преображенский собор, где почивают св. мощи преподобного Александра, Свирского Чудотворца, с приделом во имя его. Сей собор построен в 1641 г., при игумене Авраамии, а придел в 1716 году. В 1900 г. отцом архимандритом Агафангелом к западной стороне собора сделана пристройка на 4 саж. в длину, шириною 7 саж., высота в уровень с собором. Пол сделан деревянный; для братии устроены хоры с деревянными точеными перилами. Весь храм как снаружи, так и внутри отделан заново; стены, своды и полы окрашены масляною краскою. В 1903 и 1904 гг. весь собор расписан внутри живописными изображениями; отделан заново придел и также расписан. Иконостасы вновь вызолочены и местами исправлена резьба; иконы все возобновлены. 2. Церковь св. пророка Захарии и Елисаветы, вблизи собора, с небольшою над нею колокольнею, построена в 1668 г., при игумене Макарии. В 1899 г. попечением о. архимандрита Агафангела церковь эта как снаружи, так и внутри отремонтирована.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Прп. Кирилл Белозерский. Икона на раке с мощами святого. 2005 г. Иконописец В. Т. Воеводова Прп. Кирилл Белозерский. Икона на раке с мощами святого. 2005 г. Иконописец В. Т. Воеводова В монументальной живописи образ К. часто вводился в программы росписей больших городских и монастырских соборов, напр. Преображенского собора в Ярославле (1563-1564, на сев.-вост. столпе; см.: Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 100. Табл. 9), Троицкого собора переславского Данилова монастыря (1662-1668, артель Гурия Никитина; см.: Сукина Л. Б. Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002. С. 69. Табл. 4) или Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684, его же артель; см.: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 98-99. Ил. 49). В стенописи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя К. был представлен на западной стене (худож. П. Ф. Плешанов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). Достаточно условно тип «иконопортрета» святого воспроизведен на зап. стене паперти вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1902, вологодский живописец М. А. Алексеев). Скульптурный образ К. имеется на юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850, И. П. Витали). В XX в. наиболее известными изображениями К. стали работы мон. Иулиании (Соколовой) . К. представлен во главе группы Белозерских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» - на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); в молении Иисусу Христу - на единоличной иконе К. 30-40-х гг. XX в. (частное собрание; см.: Алдошина Н. Е., Алдошина А. Е. Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 128) - написана по образцу иконы прп. Александра Свирского нач. XVII в. (дар Г. Д. Костаки, ЦМиАР); вместе с др. собеседниками и учениками прп. Сергия - на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ (нач. 50-х гг. XX в.). Прорись с образом К. для Миней МП выполнили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 253). Наиболее значительным образцом современной иконописи является образ на раке К. письма В. Т. Воеводовой (2005, иконописная мастерская МДА). К. представлен на бронзовом рельефе креста, установленного на месте разрушенного Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (1997, скульптор А. В. Климков), в росписи на южной стене ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов) и др.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

С сайта:http://pravoslavie58region.ru В 1700-1702 г. в монастыре появился деревянный Троицкий храм с приделом Смоленской иконы Божией Матери, построенный из разобранного Спасского собора Пензы; в 1717 г. – надвратная деревянная церковь во имя прп. Александра Свирского. Первые каменные храмы возвели в обители в 1746-1747 гг. – это были также Троицкая церковь со Смоленским приделом в трапезной, и церковь Александра Свирского под колокольней. Помимо них, к середине XVIII в. в монастыре были келья настоятельницы, больничная келья, восемь монашеских келий и около сорока маленьких келий белиц. При реформе 1764 г. обитель – единственная из всех женских по епархии – упразднена не была, ее отнесли к третьему классу, и сюда перевели насельниц упраздненных Краснослободского Покровского и Инсарского Успенского монастырей. В 1770 г. в монастыре случился большой пожар, последствия которого устранили уже после Пугачевщины, за участие в торжественной встрече Пугачева в Пензе игуменья Ермилла была «с восьмью другими монахинями лишена мантий». В 1782 г. достроили новую колокольню; в 1798-1810 гг. у Троицкой церкви появился южный придел Иоанна Богослова; примерно в то же время – придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1900-1911 гг. по проекту А. Г. Старжинского (1850-1906) на месте прежнего построили величественный Троицкий собор в русском стиле – один из лучших памятников городской архитектуры начала ХХ в. Освятили храм 18 сентября 1911 г., боковые приделы – чуть позже, по-прежнему во имя Иоанна Богослова и иконы «Всех скорбящих Радость». В 1992 г. Троицкую обитель вернули епархии. 25 марта 1993 г. она была снова открыта. Активное восстановление Троицкого собора началось весной 2010 г. 1 октября 2010 г. протоиерей Сергий Лоскутов освятил его купола и кресты, которые затем были подняты на храм. В 2011 г. восстановили шатры и купола над трапезной. 18 ноября 2010 г. при очистке подвала Иоанно-Богословского придела были найдены остатки полутора десятков человек (предположительно, настоятельниц и насельниц обители), которые будут после завершения реставрации перезахоронены здесь же. На Троицу 2014 г. митрополит Серафим впервые совершил в Троицком соборе Литургию.

http://sobory.ru/article/?object=10921

Теперь, наконец, я могу не торопясь обследовать Казанский храм. Матушка Евфалия сказала нам, что на Святой Земле почему-то особенно почитают образ Казанской Божией Матери. Это почитание выразилось и в посвящении первого храма обители Казанской. Построен он был стараниями архимандрита Антонина (Капустина) в излюбленном им византийском стиле в 1883 году. С правой стороны от входа в храм находится обретенная архимандритом Августином святыня — под настенной мозаикой, изображающей встречу св. прав. Елисаветы и Приснодевы Марии, лежит большой камень, под которым высечена надпись: «На сем камне святой Иоанна Предтеча произнес свою первую проповедь к народу». Прежде чем войти в храм, паломники прикладываются к «святому камню». То время (полчаса или час?), которое я провела в благодатной тишине Казанского храма, останется незабвенным. Никуда не нужно торопиться, ни о чем не нужно заботиться, можно отключиться от суеты и напитываться святостью… В храме действительно очень много святынь. Так как по какой-то причине даже в книжице, посвященной Горней и изданной самим монастырем, они не перечислены, я тщательно переписала все духовное богатство Казанского храма. Итак, справа от входа в храм нас встречают лики святых икон с частичками мощей прп. Александра Свирского , прп. Амвросия Оптинского , прп. Лаврентия Черниговского , прп. Саввы Освященного, свт. Игнатия (Брянчанинова) . Эти иконы висят в нижнем ряду, они сравнительно небольшие. Над ними большие иконы Божией Матери — Пюхтицкая, «Всех скорбящих Радосте», Иерусалимская и большая икона св. Иоанна Крестителя. Далее в красивом резном киоте под стеклом лежат святыни, украшенные бисерным шитьем: мощевик с частицами мощей глинских старцев, камень с вершины горы Афон, камень с вершины горы Синай, крест, освященный на гробнице св. равноап. Нины, частичка мантии свт. Тихона Задонского , частица кипариса прп. Афанасия Афонского , частица гроба прп. Амвросия Оптинского , камень с места мученической кончины св. ап. Симона Кананита, камень с места сокрытия хитона Господня. Пока прикладываешься ко всем этим святыням, совершаешь путешествие и во времени, и в пространстве, — и так опять осознаешь вселенское значение Святой Земли.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

Церковные сосуды были оловянными и деревянными (возможно, ими пользовался еще К.), на престолах - полотняные покровцы и воздухи, «благословящие» кресты, обложенные железом. В церкви, находившейся «за монастырем, в роще», хранились церковные книги и облачения из самых простых тканей - полотна, выбойки и крашенины. Среди книг отмечены вклады игум. Дионисия из Александрова Свирского мон-ря, игум. Илии (настоятель московского в честь Богоявления мон-ря в 1621-1637; см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 176), игум. Пимена (настоятель московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря в 1624-1631; см.: Там же. Стб. 195), что говорит об известности Корнилиевой пуст. В 1676 г. была перестроена и вновь освящена Никольская ц., в 1688 г. обновлена и освящена ц. во имя прп. Александра Свирского (об этом сообщалось в надписи на деревянном кресте, к-рый в XIX - нач. XX в. хранился в Винницком приходе Лодейнопольского у., храм сгорел в нач. XIX в.; см.: НАРК. Ф. 25. Оп. 2. Д. 23/1638. Л. 8 об.). В 1723 г. Корнилиеву пуст. из-за «малобратства» приписали к Александрову Свирскому мон-рю, в ходе секуляризационной реформы 1764 г. упразднили, долгое время здесь никто не служил. Согласно донесению консистории, в 1788 г. для богослужения в праздничные дни был «определен входящим Чикозерской выставки священник Матфей Леонтьев» (ГААО. Ф. 1367. Оп. 2. Д. 844. Л. 19 об.- 20). В 1789-1791 гг. в бывшей пустыни жил свящ. Григорий Еремеев. Позднее она была приписана к соседнему (в 7 верстах), Винницкому приходу, где за неск. лет до этого сгорели свои церкви. Никольский храм перенесли в Винницы и служили в нем до 1873 г.; в обновленном виде церковь получила посвящение в честь Смоленской иконы Божией Матери (в память мученической кончины российского имп. Александра II). В Паданскую пуст. к могиле К. продолжали прибывать паломники не только из сел и деревень Лодейнопольского у. (Винницкого, Немжинского, Озерского, Ярославского, Согинского, Чикозерского приходов), но и из С.-Петербурга. Бывш. обер-прокурор Синода кн.

http://pravenc.ru/text/2458679.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010