Космозеро. Церковь Александра Свирского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Александра Свирского расположена в центре села Космозеро, являясь его композиционным ядром и архитектурной доминантой. Построена в 1769 г. по заказу и на средства Санкт-Петербургского купца Ф.Попова. Первоначально церковь была зимняя и входила в архитектурный ансамбль, включавший помимо неё летнюю Успенскую церковь (1720 г.) и пристроенную к ней в 30-х годах XIX в. колокольню. Эти постройки сгорели в 1942 г. Церковь представляет собой шатровый храм типа " восьмерик на четверике " . Стены здания бревенчатые, стены четверика и восьмерика выполнены с повалами. С востока к четверику примыкает небольшой пятистенный алтарь, покрытый пятискатной крышей, завершающейся бочкой с гребнем. С запада - более широкие трапезная и паперть главного входа под двускатными крышами в разных уровнях. На обоих крышах – тесовая безгвоздевая кровля (так называемая конструкция по курицам и потокам). Вход в церковь осуществляется с открытых площадок со ступеньками через двери паперти на южном и северном фасадах. Углы четверика храма при переходе на восьмерик покрыты полицами. Восьмерик имеет два яруса фронтонного пояса, нижний из которых не завершен. Кровля шатра выполнена из гладкостроганного теса в три яруса с городковой порезкой юбок. Венчает шатер глава с крестом, покрытая городковым лемехом. Декоративное убранство представлено " красным " тесом с окончаниями в виде усеченных пик, из которого выполнены полицы и кровля алтаря, резными карнизными досками на кронштейнах, украшающими окна церкви, резными причелинами. Церковь представляет историко-архитектурную ценность, как хорошо сохранившая объемно-планировочную структуру культовая постройка XVIII века, принадлежащая к Прионежскому типу шатровых храмов. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь действующая, освящена в честь прп. Александра Свирского, приписана к храму во имя преподобного Алексия, человека Божия с. Великая Губа. Об этом свидетельствует сайт «Православие в Карелии. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии» и сайт храма прп. Алексия, где, кстати, космозерская церковь указана как «храм-часовня». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05036

На протяжении XVI-XVII вв. в А. С. м. велось интенсивное строительство. Древнейшая постройка мон-ря - каменная Покровская ц. с трапезной палатой - сооружена в 30-40-х гг. XVI в. московским мастером Игнатием. До 1918 г. под Покровской ц. находилось помещение, где хранились святыни обители: ручные жернова прп. Александра, 2 печи и место ночного отдыха святого. К 2000 г. сохранились только печи. Существующий в наст. время Троицкий собор (освящен в 1699) сменил находившиеся на его месте одноименные деревянную церковь, построенную прп. Александром в 1508 г., и каменную, построенную ок. 1526 г.; фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г., придел в диаконнике во имя апостолов Петра и Павла устроен в нач. XIX в. Под Троицким храмом находились захоронения Генатского митр. Евфимия и Олонецкого еп. Аркадия (Федотова; † 1870), ныне не сохранившиеся. Трехъярусная многопролетная колокольня между Троицким собором и Покровской ц. сооружена в 40-х гг. XVII в. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построен над Св. (юж.) вратами А. С. м. в 1676-1677 гг., упразднен в 1869 г. В 1716-1718 гг. к сев. корпусу жилых покоев мон-ря, где размещались больничные кельи, была пристроена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина. Спасо-Преображенская деревянная ц. в Преображенской пуст. была поставлена прп. Александром Свирским около своей кельи и монастырского кладбища, возобновлена в 1623 г., после польско-литов. разорения обители, с приделом во имя прп. Александра, где покоились мощи преподобного. В 1641-1644 гг. выстроен каменный собор с приделами прп. Александра Свирского и свт. Николая Чудотворца (упразднен в 1680). Храм во имя прор. Захарии с колокольней, сооруженный в 1660-1668 гг. иждивением московского дьяка Захария Богдана Силина, сев. фасадом примыкает к Преображенскому собору. Братские кельи, настоятельские покои, ограда строились на протяжении XVIII-XIX вв. Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря С сер. XVI в. А. С. м. стал крупным земельным вотчинником. Помимо земель, сопредельных мон-рю, к кон. XVII в. ему принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском оз. А. С. м. имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители 2 раза в год проводилась Троицкая ярмарка.

http://pravenc.ru/text/82035.html

На месте рождения прп. Александра Свирского строится часовня 16 января 2008 г. 11:37 Преподобный Александр Свирский родился и вырос в доме с. Мандеры, которое располагалось на берегу реки Оять (Ленинградская область). На противоположном берегу находился и находится Введено-Оятский монастырь, тогда именовавшийся Введенским Островским. В 1830 году на месте дома была построена часовня во имя преподобного. На ней была табличка с надписью: «На сем месте стоял дом преподобного Сергия и преподобной Варвары — родителей преподобного Александра Свирского, здесь же было рождение и жительство и самого преподобного». В годы безбожия часовня, как и многие святыни, была разрушена. Идея возрождения часовни принадлежит петрозаводчанину Константину Кукушкину. Об утраченной святыне он узнал из книги известного писателя Н.М. Коняева «Преподобный Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы». «У меня появилось желание восстановить часовню, — говорит Константин. — Но я не знал, как организовать строительство, как найти на него средства. Через несколько лет я поступил в Свято-Тихоновский университет , мои одногруппники поддержали идею восстановления часовни. Позже наше начинание благословил оптинский старец схиигумен Илия». В 2006 году инициативная группа получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и настоятеля Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря архимандрита Лукиана на строительство часовни. Силами монастыря был создан проект часовни. К сожалению, облик утраченной часовни восстановить невозможно — ее фотографии не сохранились. Поэтому было решено построить уменьшенную копию деревянного храма во имя вмч. Георгия Победоносца с. Юксовичи, построенного в 1493 г. Эта церковь — чудо деревянного русского зодчества, самый древний деревянный храм Ленинградской области. По преданию, его освятил сам прп. Александр Свирский. Постепенно строящаяся часовня обрела благотворителей, в том числе и из столицы Карелии. Именно петрозаводский деревообрабатывающий комбинат бесплатно предоставил площадку для строительства часовни. Возводит ее бригада мастеров, построивших петрозаводскую церковь во имя апостола Иоанна Богослова и храм во имя св. Серафима Саровского в Машезере. Готовый сруб уже перевезен и установлен на месте старой часовни на берегу р. Оять (в будущем рядом с часовней планируется устройство монастырского скита). Сейчас начинается второй этап строительства — возведение колокольни, главок, крестов. Кроме того, по сценарию, написанному Н.М. Коняевым, будет снят фильм, посвященный прп. Александру Свирскому и его святым родителям.

http://patriarchia.ru/db/text/351063.htm...

Главный стоматолог МО РФ начальник кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии профессор, полковник медицинской службы В. Н. Балин преподаватель кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии подполковник медицинской службы А. К. Иорданишвили 20 июля 1998 г. Заключение о поиске и идентификации мощей святого преподобного Александра Свирского Заключение составлено на основе: 1) анализа историко-архивных материалов, полученных в архивах: ЦГА СПб, ЦГАЛИ, Архив ЛОИИ, Архив АИМК, Фотоархив СПб, Фотоархив АИМК СПб, РГИА, Архив РАН, Гос. Архив РФ, Архив ВМА, Архив СМЭС; библиотеках; Б АН, Российская национальная библиотека, библиотека института истории РАН; тщательно проверенных фондах музеев: истории религии (Казанский Собор), Исаакиевского собора, музея этнографии, отдела антропологии музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН; – материалов по поводу исцелений и чудес, явленных от мощей св. прп. Александра Свирского после перенесения их из музея ВМА в храм свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Руководитель поиска – и.о. настоятеля Александро-Свирского мужского монастыря игумен Лукиан (Куценко); Исполнитель – насельница Покрово-Тервенического женского монастыря, к.б.н. инокиня Леонида (Сафонова); 2) антрополого-иконографического исследования, посвященного проблеме идентификации мощей св. прп. Александра Свирского Исполнитель – эксперт ВМА – с.н.с., к.б.н. Ю.Д. Беневоленская; 3) заключения стоматологической экспертизы мумифицированного трупа мужчины, находящегося в фундаментальном музее кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Исполнители – главный стоматолог МО РФ, начальник кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии профессор, полковник медицинской службы В.Н. Балин; преподаватель кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии подполковник медицинской службы А. К. Иорданишвили; сотрудники кафедры нормальной анатомии ВМА: начальник кафедры профессор И. В. Гайворонский, доцент М. В. Твардовская, доцент Л. П. Тихонова, преподаватель Г. И. Ничипорук, преподаватель Д. А. Старчик;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Икона. Ок. 2012–2013 г. Иконописец Д. Юдов (ц. Всех святых Важеозер-ского мон-ря) Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Икона. Ок. 2012–2013 г. Иконописец Д. Юдов (ц. Всех святых Важеозер-ского мон-ря) Возле раки над мощами Н. и Г. в монастырской ц. Всех святых установлена их икона с 18 клеймами жития и образом благословляющего Спасителя в небесной полусфере (ок. 2012-2013, иконописец Юдов). Состав клейм разработан автором совместно с настоятелем Важеозерского мон-ря. Порядок композиций следующий: слева сверху вниз читаются сюжеты, посвященные Г., справа таким же образом - события из жизни Н. На иконе представлены слева: 1. Приход Г. к прп. Александру Свирскому; 2. Духовное возрастание Г. под рук. прп. Александра Свирского; 3. С благословения наставника Г. уходит на Важеозеро; 4. Г. собирает небольшое количество братии; 5. Г. устраивает для братии кельи; 6. Пророчество Г. об основании мон-ря; 7. Погребение Г.; 8. Явление Г. и Н. болящему и его исцеление; 9. Чудо возрождения мон-ря. Справа: 10. Приход Н. в обитель прп. Александра Свирского; 11. Н. упражняется в послушании и стяжает великое смирение; 12. По благословению прп. Александра Свирского Н. отправляется в Новоезерский мон-рь; 13. Встреча Н. и прп. Кирилла Новоезерского; 14. Братия Новоезерского мон-ря видит столп света на месте встречи преподобных; 15. Путешествие Н. в Киев; 16. Царь Иоанн IV дает Н. грамоту на монастырскую землю; 17. Духовная забота Н. о братии; 18. Погребение Н. На одной из хранящихся в мон-ре икон основатели Важеозерской пуст. представлены вместе со свт. Митрофаном Воронежским, т. к. во имя последнего освящен храм в скиту обители. Н. и Г. изображаются также на совр. иконах учеников прп. Александра Свирского или Собора Важеозерских святых, в разных композициях Собора Карельских чудотворцев (напр., на иконе в соборе блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске, в ц. Всех святых Важеозерского монастыря) и Собора С.-Петербургских святых, в житийных циклах прп. Александра Свирского и в храмовых росписях с Олонецкими чудотворцами, на иконах Всех святых, в земле Российской просиявших. Созданы сюжетные рисунки и книжные иллюстрации с образами преподобных (пишущий в келье Н.) и др.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

В ноябре 1932 года постановлением Президиума Леноблисполкома Введенский храм и церковь Богоявления (которую вскоре разобрали до основания, а кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Видимо гробницы преподобных Сергия и Варвары - родителей Александра Свирского, смущали новую власть, т.к. могли оставаться местом паломничества и поклонения верующих в последующие годы. Чтобы не осталось и следов места погребения святых, храм разобрали даже на метр вглубь земли), были закрыты. Во Введенской церкви устроили клуб обосновавшегося на территории монастыря в 1929 году колхоза " Ильич " . Купола и кресты с храма были сняты сразу же после её закрытия. Церковь была разграблена и осквернена. Во всю длину храма сделали пристройку - кинозал над разорённым кладбищем. В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Главным событием в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стала канонизация в 2000 году преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского. После того как память святых была почтена, их помощь и покровительство обители становится всё более явной. Был объявлен сбор для реставрации Свято-Введенского монастырского храма. И уже в 2003-2004 годах эта церковь была полностью отремонтирована, а с помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря устроен двухъярусный иконостас, иконы для которого были написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря. В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: прп. Сергия Радонежского, прп. Нила Столобенского, прп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского. Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. " Памятники архитектуры Ленинградской области " . - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и сайта www.Oyatsky.ru/Монастырь Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с полукруглым выступом алтаря и с колокольнею с западной стороны, теплая, каменная, одноэтажная, о 5 главах, крытая железом, а кресты на главах церкви и на шпице колокольни обиты жестью. Длина церкви с алтарем и папертью 14 саж., ширина 4 саж. 1 арш., вышина церкви с крышею 9 саж. 1 арш., вышина колокольни до креста 15 саж.

http://sobory.ru/article/?object=05250

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря (С.-Петербургской и Ладожской епархии), расположен в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл., в 22 км от Ладожского оз. и 8 км от р. Свири. Основан в 1506 (1508) г. прп. Александром Свирским на берегу Рощинского оз., на землях Обонежской пятины Вел. Новгорода. Изначально состоял из 2 частей: «рощинской» Троицкой пуст., предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. В Преображенской пуст. скончался и был погребен прп. Александр Свирский, над гробом к-рого учениками был выстроен и освящен в его имя деревянный храм. Вероятно, уже с момента основания в А. С. м. был введен общежительный устав (см. Общежительные монастыри ), к-рый частично известен из предсмертной духовной грамоты прп. Александра Свирского 1533 г., адресованной Новгородскому свт. Макарию (впосл. митр. Московский и всея Руси), а также из жития прп. Александра, составленного ок. 1545 г. игум. Иродионом . В духовной грамоте преподобный наставлял братию «отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем», не иметь собственности (АИ. Т. 1. 135. С. 195-196). А. С. м. прославился строгостью жизни иноков; неск. пострижеников прп. Александра стали основателями новых обителей - Андрусовской мужской пустыни , Никифоровской Спасской Важеезерской пуст. и др. В 1581 г. А. С. м. был разорен шведами, в 1612-1613 гг.- отрядами поляков и литовцев. Захватчики замучили игум. Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Насельники А. С. м. и др. обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили польск. отряды близ Олонца. В результате грабежей и поджогов в 1613 г. сгорели и были разрушены Преображенская ц., кельи и служебные помещения, каменная Троицкая ц. треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игум. Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Феодоровича грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, мон-рь быстро восстановился. В 1644 г. в А. С. м. было 87 иноков, 55 монастырских слуг.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Особенно сильно мироточили ноги Преподобного. Этим мироточением святой Александр показывал нам, что это он и что он готов уйти из рентгеновского кабинета, но... эксперты еще не закончили свою работу. «С какой радостью, получив такое “говорящее” подтверждение истинности мощей от самого преподобного, и одновременно с тяжелым сердцем покидали мы “экспертную службу”: ведь мы уезжали, а Святой опять оставался там», – вспоминает настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Лукиан. Это было 14 июля, а конца мытарствам мощей по лабораторным столам не было видно. Но все вдруг быстро поменялось... Уже 17 июля, по экстренному требованию ВМА, мощи снова возвращаются в музей анатомии. 28 июля начальник академии, член-корр. РАМН Ю.Л. Шевченко, верующий человек, ознакомился с результатами освидетельствования. После чего он, отдав должное Божиему знаку подтверждения истинности мощей – мироточению, подписал указ о передаче мощей прп. Александра Свирского Православной Церкви. Утром 30 июля, по благословению правящего архиерея митрополита СанктПетербургского и Ладожского Владимира, настоятель монастыря Александра Свирского игумен Лукиан принял мощи святого Александра из ВМА, где они пребывали долгие 80 лет. В тот же день святыня была внесена в храм свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и помещена в раку. При возвращении мощей не было помпезной встречи и крестного хода. Когда думаешь о той тишине и скромной обстановке, которая сопровождала возвращение святых мощей преподобного Александра Свирского в храм, то невольно приходит на ум, что именно так всегда является благодать от Господа. Тихо, кротко, смиренно. Святейший Патриарх Алексий приехал поклониться вновь обретенным мощам св. Александра 16 августа 1998 года, через две недели после возвращения мощей Церкви. Через месяц мощам поклонялись члены Священного Синода. Мощи святого пребывали в Санкт-Петербургском храме свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии четыре месяца. Перед возвращением мощей преподобного Александра в родную обитель Господь для укрепления веры в истинность возвращения святого послал знамения на ту землю, где он родился. Так, за две недели до возвращения мощей преподобного Александра в обитель на Олонецкой земле замироточили 152 иконы Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих – происшествие небывалое в этом крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Подробнее... Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Изборск) [ править править код ] Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Изборск) Адрес: Псковская область, Печорский район, Изборск В Псковских писцовых книгах 1585-1587 годов впервые упомянута церковь Рождества Богородицы на ламех, т.е. на том месте, где велась добыча (ломка) известняка для строительства крепостных стен. Изначально церковь принадлежала небольшому девичьему Рождественскому монастырю. Основателем монастыря был преподобный Серапион Изборский. Единственное упоминание о нем гласит: «Серапион, начальник монастыря Рождества Богородицы, иже на ламех в Изборском уезде». Дата упразднения монастыря неизвестна. Мощи святого почивают под спудом в храме. Существующая церковь построена в конце XVII века, кем и по какому случаю — неизвестно. Церковь каменная. В архивных документах конца XVIII века упоминается придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Подробнее... Плюсский район [ править править код ] Церковь прп. Александра Свирского (Игомель) [ править править код ] Церковь прп. Александра Свирского (Игомель) Адрес: Псковская область, Плюсский район, село Игомель. Церковь преподобного Александра Свирского — небольшая деревянная церковь простой архитектуры, перестроена в 2008-2010 годах из бывшего здания начальной школы. Храм устроен по инициативе местных жителей. Подробнее... Церковь вмч. Георгия Победоносца (Заполье) [ править править код ] Церковь вмч. Георгия Победоносца Адрес: Псковская область, Плюсский район, Заполье. Одно время Запольский приход относился к Которскому. В 1655 году помещиками в Заполье был построен храм. Потом старый храм разобрали, а на другой стороне дороги в 1845-1848 годах построили новый. 17 августа 1848 года последовало освящение новой деревянной церкви во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1864 году храм обновили и утеплили. В 1937 году храм был закрыт. Богослужение было возобновлено во время Второй мировой войны, в период немецкой оккупации, после чего храм не закрывался.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама — Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: " Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы " . На месте явление прп. Александру Святой Троицы - величайшего духовного события — встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки. Обретение мощей святого [ править править код ] За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых. Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе - мантия и схима - были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Алекс...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010