Православный. – Ты, друже, берешь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснемся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе ( Ин.4:21–23 ). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии; и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною» и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые Апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: Написано: дом Мой дом молитвы наречется; вы же сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:17 ). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы». Молоканин. – Если храмы суть «домы Божии», то почему же апостол Павел сказал, что Бог не в рукотворенных храмах живет ( Деян.17:24 )? Православный. Бог вездесущ, и, по выражению Соломона, даже небо, и небо небесе не довлеют Ему ( 3Цар.8:27 ), тем паче храм, созданный руками людей… Но, по милости Своей и снисхождению к людям, Господь благоволит посещать особенною Своею благодатию храмы, которые верующие посвящают Его святому имени и предназначают для молитвы; и храмы эти становятся местами особенного присутствия Божия, «домами Божиими». Клянущийся храмом, – сказал Спаситель, – клянется им и Живущим в нём ( Мф.23:21 ). Хотя Бог везде, и на всяком месте владычествия Его можно благословлять Его святое имя ( Пс.102:22 ), но в храмах особенно угодно Ему принимать молитвы верных. Господь сказал Соломону, создавшему храм: Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Моё тамо во веки: и будут очи Мои ту и сердце Моё во вся дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прилагательные «несказанна», «непостижима», «безмерна» и «неизреченно» отражают раннехристианскую традицию употребления по отношению к Богу так называемого «апофатического» (отрицательного) богословского языка. О нем мы скажем подробнее, когда будем рассматривать анафору Литургии Иоанна Златоуста 611 . Сейчас лишь отметим, что этот богословский язык отражен не только в молитве первого антифона, но и во многих других молитвах Литургии, на которые мы укажем в свое время. Вторая часть молитвы первого антифона содержит прошение о том, чтобы Бог взглянул на храм и молящихся в нем. Это прошение напоминает молитву царя Соломона, произнесенную при освящении Иерусалимского храма: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его… Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем… Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего… Если и иноплеменник… придет… и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего… ( 3Цар.8:27–29, 33–34, 41–43 ). Христианский храм, подобно Иерусалимскому храму, мыслится как дом Божий, место обитания Бога на земле, Его живого присутствия. Священнослужители, совершающие службу, просят о том, чтобы Бог, взглянув на них и на храм, сотворил с ними и со всеми, кто с вместе с ними молятся, Свои богатые милости и щедроты. О значении этих двух понятий мы скажем при изложении молитвы сугубой ектении 612 . Молитва завершается возгласом «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», на который хор отвечает: «Аминь». В этом возгласе термин «слава» звучит в ином смысле, чем в самой молитве, где он указывал на славу Божию: здесь он обозначает славословие, воссылаемое людьми. Честь и поклонение – два других термина, указывающих на различные формы богопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пророк Иеремия перед разрушением Иерусалима Навуходоносором спрятал ковчег в Нево в 587 г., и более никто никогда его не видел. Следует отметить, что после пленения ковчега филистимлянами в скинии он больше не был. Сама скиния без ковчега переносилась из Силома в Номву, Гаваон, а уже оттуда святыни ее были взяты в Иерусалимский храм. 7.14. Слава Ягве в храме Соломоновом Время странствования Израиля прошло. Должно было пройти и время скинии – Божьего шатра для странников. Наступало время царства. Еще царь Давид сказал пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром ( 2Цар. 7:2 ). Бросается в глаза: не ковчег находится в скинии, как одна из ее святынь, а скиния – это всего лишь шатер, под которым находится ковчег. Ковчег же – престол обитания славы Ягве. Нафан благословил тогда Давида: всё, что у тебя на сердце, иди, делай. Но Ягве Бог судил иначе. Построить дом для ковчега в святом Иерусалиме надлежало сыну Давида Соломону. И Соломон воздвиг в Иерусалиме на горе Мориа величественный храм – дом ковчега Божия. По завершении семилетнего строительства храма, священники, царь Соломон и все общество Израилево вносят святой ковчег в новопостроенный храм и поставляют его в давире, во Святом Святых. И когда священники вышли из святилища, произошло самое главное – облако наполнило дом Ягве. И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Ягве наполнила храм Ягве. С этого момента, а не ранее, величественное сооружение становится домом Божиим, теперь в нем обитает Ягве. Тогда сказал Соломон: Ягве сказал, что Он благоволит обитать во мгле. В ничем и никак не освещенном давире храма, во Святом Святых, где всегда темно, благоволил Ягве обитать во мгле, в Божественном Мраке, что не от мира сего, не в свете сем. Весь белый свет не вмещает Бога и не может быть Его обиталищем. Ягве, слава Его, обитает во мгле Святого Святых Иерусалимского храма. И сказал Соломон: Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки ( 3Цар. 8:10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Протестанты утверждают, что первые христиане не нуждались в храмах, а «молились, преломляя по домам хлеб»... ( Деян.2:6 ). Протестанты приводят здесь только вторую половину стиха. Процитируем его полностью: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб; принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Отсюда явствует, что молились христиане в храме, но Таинство Причащения совершать там они не могли: им бы не позволили неверовавшие во Христа иудеи, поэтому преломляли хлеб, т.е. причащались они по домам. Когда начались гонения от иудеев, христианам приходилось выбирать для молитв и Богослужения особые места. Сначала это были комнаты верхнего этажа частных домов – «горницы». В такой горнице Господь установил Таинство Причащения, когда на Тайной вечере претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. Эти горницы апостолы строго различали от обыкновенных жилищ, придавая им значение дома Божия: «слышу, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор.11:18–22 ). «Жены ваши в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома и мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). «Это – заповеди Господни», – прибавляет апостол ( 1Кор. 14,37 ). Сам Господь, следовательно, заповедал различать храм и обычный дом. Господь, напоминая иудеям слова пророка Исаии, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ). Мог ли Он так сказать об обыкновенном доме, где живут люди? Разумеется нет. Он говорил о Доме Божием, о храме, и не только ветхозаветном; христиане начали строить свои храмы сразу после того, как прекратились гонения. Такие храмы существуют ныне и будут существовать до скончания века. Протестанты считают, что, предсказав разрушение Иерусалимского храма, Христос вообще отверг храм: «Видишь сии великие здания; Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк.13:2 ). Храм в Иерусалиме был разрушен потому, что народ иудейский «не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:44 ), то есть не принял Спасителя и распял Его. Но это не значит, что Богом отвергнуты вообще все храмы, что они должны быть разрушены и новые не должны создаваться. Христос повторил слова пророка: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». Храм же Иерусалимский был домом молитвы только для народа еврейского. Божии храмы будут у христиан до кончины мира, до того времени, когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Апостол имеет в виду здесь не «духовный» храм, а рукотворенный – в греческом тексте употреблено слово, которое в Священном Писании всегда означает здание храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

С евр: «вы сеете много, и собираете мало; едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; заработывающий плату, заработывает для дыряваго кошелька». Т. е. Поскольку вы не строите дома Божия, забыли главнейшую свою обязанность, то Бог не доволен вами, не благословляет ваших трудов, от того у вас во всех делах неуспех, во всем недостаток. Именно по этой причине вы хотя и много сеете семян, но собираете хлеба мало и едите не в сытость, остаетесь голодны; разводите много виноградников, но эти виноградники дают мало ягод и вина, потому и пьете вино не в довольство, не утоляете жажды, пьете «не настолько, чтобы возрадовалось сердце ваше, и о вас можно было бы сказать: «вино веселит сердце человека» ( Пс. 103:15 ) (бл. Иерон.); вы одеваетесь в одежды, но такие плохие, что они не согревают вас, а тот, кто думает получить прибыль торговлею, или другим образом, тот походит на человека, кладущего деньги в дырявый кошель, трудится без пользы, без выгоды, напрасно. Агг.1:7, 8 . Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути ваши, взыдите на гору и усецыте древа, и принесите и созиждите храм, и благоволю в нем и прославлюся, рече Господь. С Евр: «так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши; ( Агг. 1:8 ) взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь 11 ), говорит Господь». Если, говорит пророк, такой у вас везде недостаток, такая во всем скудость при всех трудах ваших, при всей заботливости устроить домашнее счастье, то, повторяю вам: «положите сердца ваша в пути ваши», размыслите внимательно о делах ваших, о том, от чего нет в них успеха? По внимательном размышлении, вы увидите, что Бог не благословляет ваших трудов за то, что не созидаете Ему храма ( Агг. 1:9 ). Потому поспешите со всем усердием построить сей храм, собирайте, приготовляйте для сего нужные материалы, спешите на горы, на которых растут нужные для постройки храма деревья, или на гору Ливан, на которой растут знаменитые кедры (см. 1Цар. 5:20 ), пригодные для сего храма, и, собрав все нужные материалы, созидайте храм. Я буду благоволить к нему, говорит Господь, и явлю славу Мою как в храме, так и в народе, сделав его современем, славным и знаменитым ( Соф. 3:20 ). Здесь, конечно, разумеется, главным образом, та слава, которую проявил Спаситель мира Господь Иисус Христос ( Агг. 2:9 ) в Своей Церкви, которой храм Иерусалимский был прообразом.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ст. 14–15. …И построили и окончили храм по воле Бога Израилева и по воле Кира, и Дария, и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария… Месяц Адар был последний в священном году еврейском и соответствовал концу нашего февраля и началу марта. Шестой год Дария Гистаспа падает на 516 г. до Р. X., первый же год Кира, когда начали строить храм, соответствует 537 году. Таким образом, второй храм иерусалимский (т. е., собственно, Святилище и Святое Святых) строился в продолжении 21 года, т. е. ровно втрое дольше храма Соломонова. Окончательное же устройство храма, т. е., соприкасавшихся к нему пристроек, а также внутренняя его отделка и украшение в деталях, продолжались и после Дария. Посему-то, конечно, в числе строителей храма, после имени Дария, при котором окончен дом Божий, стоит еще и имя Артаксеркса (Долгорукого), преемника Дариева. Можно думать, что эта окончательная отделка храма продолжалась лет 25 еще, и при Артаксерксе. Таким образом и получаются те 46 лет, в продолжении которых строился второй храм, по преданию иудейскому 877 . Во 2-й Маккавейской книге есть также указание, что храм строился еще и при Неемии 878 , т. е. во времена Артаксеркса. Ст. 16. …И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью… Радость эта увеличивалась воспоминанием тех многочисленных препятствий, которые Господь явным заступлением Своим помог побороть им, а также наступлением великого праздника пасхи. При освящении – принесены великолепные жертвы (200 овнов и 400 агнцев), и, между прочим, двенадцать козлов в жертву за грех всего Израиля, по числу колен Израилевых, – как это было, некогда, при Моисее, на торжестве обновления скинии 879 . Эта жертва знаменательна в том отношении, что свидетельствовала об исчезновении враждебного духа между коленами израилевыми и предуказывала духовное единение обновленного Израиля. Ст. 17. Праздник освящения совершен со всеми законными формальностями, что придавало ему особенную стройность и не могло не радовать сердце Иудея, научившегося в горьком плену дорожить преданиями своей религии. Священники расставлены были по классам, а также и левиты по чредам своим на службу Божию в Иерусалиме; как предписано в книге Моисея 880 , и как это устроено было при Давиде 881 . Счастливые и блестящие времена этого царя невольно приходили на мысль торжествовавшим Иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Та же мысль о существовании храма до конца мира имела место, очевидно, и в сознании Иоанна, предводителя засевших в храме иудеев, который говорил, что «никогда не должно бояться разорения, потому что Иерусалим принадлежит Богу» (Война VI.2:1) 162 . Та мысль о значении храма не только для одних евреев, но и для других народов мира , которая жила в сознании иудеев в плену Вавилонском, теперь, после плена, нашла себе более яркое выражение. Пророки проповедовали Иудеям: «будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» ( Зах.8:22–23 ). Или еще: «все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет сюда, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящее праздновать праздника кущей. Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!» ( Зах.14:16–19 ). Высоко ценя значение храма, поддерживаемые и вдохновляемые подобными пророчествами, иудеи доходили до представления, что их храм славнейший на всей земле, что пред ним преклоняются все народы. По словам автора 2 Мак., воины, сподвижники Иуды Маккавея, «воссоздали славный во всей вселенной храм» ( 2Мак.2:28 ), Иосиф Флавий, повествуя о споре александрийских иудеев с самарянами о храме, замечает, что иудеи «с трудом переносили, когда кто-либо хотел отнять преимущество у этого храма, столь древнего и самого славного во всем свете» (Древн. XIII.4:4). По словам того же историка, Елена, мать Изата, царя Адиавинского «пожелала отправиться в Иерусалим и поклониться храму Божиему, прославляемому всеми людьми«… (Древн.ХХ.2:6) 163 . Рассказывая, далее, о том, что стрелы, пускаемые Симоном, сыном Гиоры, долетали до жертвенника и храма, Флавий замечает, что «многие, с усердием собравшееся из отдаленных стран земли вокруг славного и для всех людей священного места, сами пали пред жертвами, и жертвенник, священный для всех греков и варваров, обагрили своею кровью»… (BoйhaV.1:3). Иисус первосвященник в своей речи к идумеям, пришедшим к Иерусалиму, называет храм «местом, покланяемым вселенною и иноплеменниками из отдаленных стран почитаемым по слуху» (понаслышке) (BoйhaIV.4:3); а Иосиф Флавий в своей речи, обращенной к осажденным в Иерусалиме иудеям, говорит: «храм сделался вместилищем всяких (нечистот) и руками жителей осквернено священное место, которому и римляне издали поклонялись оставляя много из своих обычаев по нашему закону»... (BoйhaV.9:4) 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Так вот Симеон был один из переводчиков и христианское предание рассказывает, что когда он переводил книгу пророка Исаии, там были слова: “Се Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут Ему имя Эммануил”. Когда Симеон прочитал в кожаном свитке этот еврейский текст, он подумал: “Наверное это описка. Если родит, то уже не дева. Как же сказано — се Дева во чреве примет, если примет во чреве, уже не дева, и родит”. И он взял нож, чтобы из кожаного свитка вырезать слово “алма”, которое означает дева, но когда он хотел это сделать, чтобы заменить словом жена, по-еврейски “иша”, вдруг в его келии появился белоснежный ангел, который остановил его руку с ножом и сказал: “Симеон праведный, ты будешь жить до тех пор, пока сам не увидишь Деву, которая родит. Не повреждай текст пророка, ты увидишь сам своими глазами Деву, которая родит”. И Симеон жил очень долго. Он прожил более двухсот лет. Он каждый день приходил в Иерусалимский храм, потому что каждый день туда приносили детей и он всматривался в матерей этих детей, всматривался в младенцев, чтобы понять, когда же он увидит Деву, Которая родила. Мы прочитали, что Дух Святой был на нем, то есть он мог распознать Деву, Которая родила с помощью Духа Святого, который был на нем. Кстати, очень интересная деталь: Дух Святой на нем, так как он ветхозаветный человек. Христиане отличаются от ветхозаветных людей тем, что Дух Святой не на нас, а в нас. Как апостол Павел пишет: любовь Божия излилася в сердца наши Духом Святым. Потому что еще не было дня пятидесятницы и все древние пророки, они имели Духа Святого, который почивал на них, но не был в них. Потому что, чтобы Духу войти в нас, надо совершить очищение нашего внутреннего мира, как сказано: “в лукавую душу не внидет премудрость Божия”, а очищение совершилось только на Голгофе, когда Сын Божий пролил свою драгоценную кровь, и это стало основанием пятидесятницы, чтобы Дух Святой вошел в очищенные кровью Иисуса Христа сердца. И мы читаем: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. То есть ангел в Духе Святом засвидетельствовал ему, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня, Деву, которая родит и Младенца, рожденного от Пречистой. И он приходил в храм, старался каждый день по вдохновению приходить в храм. Сказано: “и пришел он по вдохновению в храм”, то есть не потому, что это требовалось от него, не по какому-то обряду, а по вдохновению он ходил в храм ежедневно, благословляя и прославляя Бога. Очень важно, чтобы мы тоже всегда испытывали вдохновение отправиться в храм, как псалмопевец Давид восклицает: “Возрадовалась душа моя о сказавших мне: пойдем в дом Господень”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

Так сделал Хирам десять подставок. Все они были одинаково отлиты, одного размера и одной формы. Еще он сделал десять медных чанов – по одному чану для каждой из десяти подставок. Вместимость каждого чана – сорок батов, диаметр – четыре локтя. Пять подставок Хирам поместил справа от входа в Храм и пять – слева от входа. Море поместил справа от входа в Храм, возле юго-восточного угла. Еще Хирам сделал котлы, лопатки и чаши для кропления кровью. Так завершил он все работы, которые выполнял для царя Соломона в Храме Господа Завершив все работы по строительству Храма Господа, царь Соломон перенес туда дары, которые его отец Давид посвятил Господу – серебро и золото и прочую утварь – и поместил их в сокровищницу Храма Господа. 8:22–23, 27, 29 Соломон в присутствии всей общины Израиля стал перед жертвенником Господа, простер руки к небу и сказал: «Господи, Боже Израилев! Нет Бога, равного Тебе, ни на небе вверху, ни на земле внизу! Ты соблюдаешь договор с рабами Твоими, и хранишь верность тем, кто служит Тебе всем сердцем. Поистине, Богу ли жить на земле?! Небеса и небеса небес не могут вместить Тебя – тем более этот дом, мною построенный. Да будут очи Твои взирать на этот Храм и ночью, и днем – на это место, о котором сказал Ты: «Там пребудет имя Мое»; и услышь всякую молитву, с которой раб Твой сюда обратится». Из Евангелия от Марка 4 13:1–2 И когда Он выходил из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель, посмотри, какие камни и какие здания! И Иисус сказал ему: видишь эти великие здания? Не останется здесь камня на камне, который бы не был опрокинут. Из откровения Иоанна 21:9–10, 22 И пришел один из семи ангелов… И он перенёс меня в Духе на гору великую и высокую, и показал мне город святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога… И храма я не увидел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец. Раздел 2. Писания отцов церкви о храме Святитель Софроний Иерусалимский. Слово о Божественном священнодействии 5 2 . Так как нам предлежит говорить о том, что совершается в божественных службах, то наперед необходимо сказать, что такое церковь и с каким знаменованием устрояется полукружие, сопрестолие, свод и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Такую радикальную весть Спаситель провозглашал и различными другими словами и действиями. Например, символическим проклятием бесплодной смоковницы (см. Мф. 21, 19 и пар.) или пророчеством о разрушении храма Иерусалимского: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2,19). Показательно, что именно это Его высказывание в искаженной форме было вменено Ему в вину: И сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф. 26, 61; Мк. 14, 58); Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого... (Мф. 27, 39-40; Мк. 15, 29-30). Кстати, сам по себе факт, что эти слова приводятся в связи со столь различными ситуациями (в начале служения, как в Ин, и в конце, уже на суде, как у Синоптиков), с такими различиями (точнее, искажениями) и в таких различных Евангелиях, как Синоптические, с одной стороны, и от Иоанна, с другой, наводит на мысль об их подлинности и особой важности. Обратим внимание, что Христос говорил и о воссоздании храма в три дня. « " Храм " здесь — состояние религиозной жизни, воплощенной в общине. Система явно рассыпалась, но это лишь предваряло новую религиозную жизнь, воплощенную в новой общине. И все-таки отстроить заново надо тот же самый храм. Новая община — все еще Израиль; в разрыве осуществлена непрерывность. Старое не сменилось новым, оно воскресло» . 27. Двенадцать и более широкий круг Собирая новый Израиль, Иисус сформировал четко определенную группу, именуемую «Двенадцать (учеников)» (см. Мк. 3, 14; 4, 10; 6, 7; 9, 35; 10, 32; 11, 11; 14, 17 и пар.) — по образцу ветхозаветного Израиля, состоявшего из двенадцати колен-потомков двенадцати братьев-сыновей Иакова: Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). В то же время община Двенадцати, основанная Иисусом, замысливалась Им как ядро собираемого нового Израиля — Церкви, которая вся должна жить по тем законам, которые устанавливал Христос. Вероятно, более всего среди этих законов Его беспокоили те, что касались общения, внутреннего согласия и в то же время нового понимания иерархического авторитета. Он Сам здесь подает пример, умывая ноги Своим ученикам (см. Ин. 13, 5), а также поучая:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010