Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Свет Его ярче лучей солнечных Продолжаем рассматривать мессианские места Книги пророка Иезекииля, свидетельства о Пришествии в мир Иисуса Христа, о некоторых важных моментах, раскрывающих нечто важное в Пришествии Иисуса в этот мир. Таких откровенных пророчеств в Книге пророка Иезекииля немного. В ней много, как я уже говорил, присутствует символики храма, и специалистам, знатокам храмовой жизни эти пророчества, наверное, что-то говорят. А в целом они очень таинственные и подробно рассматривать их не будем. Коснемся только одного. Это пророчество, используя определенным образом символику храма, раскрывает очень важные особенности и современной жизни, и христианского вероучения, раскрывающие некоторые факты домостроительства, спасения Божия. Пророчество небольшое. Это глава 44, самое начало 1 – 2 стихи: «И привел Он меня обратно ко внешним вратам святилища, обращенным лицом на восток. И они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота сии будут затворены и не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены». Для начала надо понять, что иудейский храм в городе Иерусалиме вратами был открыт на восток. Не так, как большинство наших храмов смотрят алтарем на восток, а именно вратами он смотрел на восток. В этом есть смысл, потому что ветхозаветный храм – это храм прообразовательный, храм, ожидающий Спасителя. Если мы сейчас строим храм, который вмещает в себя Пришедшего Спасителя, то все храмовое богослужение ветхого Израиля устремляло человека на ожидание. Известно, что образы Ветхого Завета имеют продолжение в Новом Завете, в православном богослужении, в христианской поэзии, в мыслях, писаниях святых отцов о том, что Христос есть Восток. Об этом замечательный светилен Рождеству Христову «Посетил нас Восток свыше!» – Христос именуется Востоком и Солнцем. Если вдуматься, открывается очень красивая, величественная и очень глубокая картина. Во-первых, восток означает собой зарождение солнца, зарождение дня. То есть Пришествие в мир Христа понимается как зарождение нового дня. Фактически так оно и есть, ведь Пришествие в мир Христа начинает собой особую эпоху.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/87

Только первосвященническим служением Христа Спасителя открыт нам доступ к такому общению с Богом. Раздралась завеса, отделявшая святое святых; Христос открыл путь всему новозаветному Израилю к Отцу Небесному; чувство неизгладимой виновности пред Богом заменяется сознанием полного оправдания во Христе; страх пред Судией и грозным Мздовоздаятелем заменяет чуждая страха любовь к Отцу, не пощадившему Единородного Сына Своего для спасения мира; сознание ветхим человеком своего отдаления от Бога уступает место в христианине новому сознанию — своей сыновней близости к Небесному Отцу, «потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхи, по приняли Духа усыновления, которым взываем Авва Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. В силу такого сознания своего, дарованного Христом, Богосыновства христианин близок к Богу и сам может явиться Его храмом: «разве не знаете — пишет св. Апостол верующим, — что вы храм Божий, и Дух Божий живешь в вас... храм Божий свят, а этот храм вы». Христианин должен только приготовлять себя, чтобы явиться достойным храмом для Бога; и Сам Христос входит в этот храм и обитает в нем полнотою Своей любви. Христиане, благодаря этому общению, являются святыми и освященными, и, составляя Божий храм, сами же являются и служащим в нем Богу священством, приносящим Богу, говоря словами св. Льва Великого, непорочные жертвы благочестия на алтаре своего сердца, то, что было только прообразуемо в Ветхом Завете, открывается с возможною полнотою в христианстве. Св. Апостол, величественными чертами изобразивший первосвященническое достоинство Христа Спасителя, говорит что этим служением навсегда сделаны «совершенными» освящаемые; и далее Апостол призывает верующих, чтобы они «имея деряновение входит во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т. е. Плоть Свою», приступали к этому святилищу с искренним сердцем, приносили Богу жертву хвалы и в послании к Римлянам св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Словами же «в духе и истине» нельзя отвергать всю внешность и обрядность Православной Церкви, как полагают сектанты. Не всякая внутренняя молитва духовна и наоборот – внешнее действие или проявление молитвы не только не лишает ее духовности, а напротив – усовершает духовность. Фарисей молился внутренне, «сам в себе» ( Лук. 18:11 ) и однако его молитва не была угодна Богу. Дела, служащие внешним выражением плодов духа духовны. Так, духовно то Богослужение, которое идет от самого сердца, от самой души, проявляясь в внешних выражениях. Отсюда и заповедь апостола проявлять Бога «в телах и в душах» ( 1Кор. 6:20 ; 1Тим. 2:8 ). Иисус Христос и апостолы не только выражали свою молитву во внешних действиях (коленопреклонение, падение ниц, возведение очей к небу и проч. – Мф. 26:39 ; Иоан. 17:1 ; Деян. 20:36 ; 1Тим. 2:8 и др.), но ходили и в храм для молитвы ( Деян. 3:1, 22:17 ). В заключение не лишне указать на то, что сектанты, поняв неправильно слова Спасителя о поклонении Богу в духе и истине и отвергнув на этом основании всю внешность и обрядность Православной Церкви, измыслили свои обряды, свой Богослужебный культ, служащий воплощением лжи, проповедуемой ими. Слова, приводимые сектантами так часто по всякому поводу и без всякого повода, что где двое или трое собраны во имя Христа, там и Сам Господь Иисус, – нисколько не говорят за то, что храмов не нужно. Собраны во имя Христа хотя бы двое или трое тогда, когда имеют храм, каких бы он размеров ни был, где приносится бескровная жертва, совершаемая пастырем Церкви, законно на то уполномоченным. У сектантов этого не имеется, посему они и собираются не во имя Спасителя, Господа Иисуса. 4) Напрасно вы, православные, говорите о храмах, да о храмах Господь ведь сказал: «Не надейтесь на обманчивые слова говорящим: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7:4 ). Тогда, как Господь Бог, чрез пророков предсказал, что вещественные храмы будут разрушены: «И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо, ужаснется, и свиснет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» ( 3Цар. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Дух Святой сообщается, братие, и ныне всем истинным христианам и живет в них. «Разве вы не знаете», писал апостол Павел Коринфянам, «что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ; ср. 6:19). Получают Духа Святого истинные христиане чрез усердную молитву и чрез таинства. Что можно получить Духа Святого чрез усердную молитву. – об этом так говорил Сам Иисус Христос: «если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.11:18 ). А что мы получаем Духа Святого чрез таинства, – об этом так учит св. апостол Павел: «когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения (то есть крещением) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:3–4 ). Будем же, братие, молить Бога о ниспослании нам Духа Святого, будем с усердием и должным приготовлением приступать к таинствам, установленным в Церкви Христовой, будем стараться о том, чтобы быть достойными Духа Святого. Если, братие, каждый христианин составляет, по слову апостола, храм Божий, в котором живет Дух Святой, то мы должны хранить в чистоте душу и тело свое, чтобы прославлять Бога в телесех наших, и в душах наших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Помните, братие, увещание апостола Павла. Назвавши христиан храмом Божиим, в Котором живет Дух Святой, он делает такое наставление: «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» ( 1Кор.3:17 ). Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Аминь. Тропарь, глас 1 Радуйся, благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещаяй сущыя во тьме./Веселися и Ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам вос­кресение. Кондак, глас1 Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже;/но умири во бранех жительс­тво,/едине Человеколюбче. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной Жизни Господа нашего Иисуса Христа ( Лк.2:22–40 ). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву ( Лев.12 ) женщине, родившей младенца муж­ского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарс­твенную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубо­кому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо виде­ли очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и сла­ву народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на паде­ние и на восстание многих в Израиле и в предмет прере­каний, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроют­ся помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молит­вой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:37–38 ). Праздник Сретения – двунадесятый. Празднуется 2 фев­раля/15 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Возрастает " , – говорит, – " в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь " . Очень часто (апостол) говорит о созидании: " в святой храм, в жилище Божье Духом " . Для чего же происходило это созидание? Для того чтобы в этом храм обитал сам Бог. Каждый из вас, и все вы вместе, есть храм, и обитает как в теле Христовом, обитает как в храме духовном. Поэтому (апостол) не сказал: вход, но: " имеем доступ " (ст. 18), т. е. не сами собою мы пришли, но приведены Им. " Никто " , – сказал (Спаситель), – " не приходит к Отцу, как только через Меня " ; и в другом месте: " Я есмь путь и истина и жизнь " (Иоан. 14:6). " Слагаясь стройно, возрастает в святой храм " . (Апостол) опять возвращается к прежде приведенному им примеру и соединяет их с (ветхозаветными) святыми, и (самих святых в свою очередь) не допускает разъединяться с Христом. Значить, домостроительство спасения нашего началось еще до пришествия (Христа); значить, имея это в виду, Павел и сказал: " как мудрый строитель, положил основание " (1 Кор. 3:10), и в другом месте: " Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " . Видишь ли, что примеры нужно понимать не просто, но должно отыскивать в них подразумеваемое? (Апостол) говорит здесь при помощи примеров, как и Христос, когда представлял Отца земледельцем, а Себя корнем. " Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников " (3:1). Прежде (апостол) говорил о великом промышлении Христовом, теперь же говорить о своем усердии, малом и ничтожном в сравнении с Его (промышлением), которое само по себе достаточно для приведения (к спасению). " Для сего-то я " , – говорит, нахожусь в узах, потому что если Владыка мой претерпел за вас распятие, то тем более я должен потерпеть узы. Не только сам Он был связан, но благоволил, чтобы и рабы Его потерпели за вас – язычников – узы. Великий смысл (заключается в этих словах): не только мы не отвращаемся вас, говорить он, а еще терпим за вас узы, и я, между прочим, удостоился такой милости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На Руси со времени принятия ею Крещения существовало понимание Премудрости, полностью адекватное апостольскому: «А мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). Среди статей, включенных в Изборник 1073г. великого Киевского князя Святослава, имеется толкование на 9-ю притчу Соломонову «Премудрость созда себе дом» Ипполита Римского (III в.) в редакции автора VI в. Анастасия Синаита , где говорится: «Христос Божия и отчая мудрость и сила... словом во плоти став, вселился в нас». Так же понимал слова притчи митрополит Киевский Климент Смолятич, упомянувший об этом в послании к Фоме пресвитеру: «Вот о чем глаголет Соломон, говоря, что «премудрость создала себе храм»: премудрость – есть Божество, а храм – человечество, ибо Христос истинный Бог наш, как во храм вселился во плоть, принявши ее от Пречистой Владычицы нашей Богородицы». Спасителю были посвящены Софийские соборы Киева, Новгорода, Полоцка, построенные в 1-й половине – середине XI в. Об этом, в частности, свидетельствовали изображения, располагавшиеся над входами в эти соборы: в наосе Софии Киевской, на западной стене под хорами, Христос на троне, окруженный представителями великокняжеской династии, начиная с крестителя Руси князя Владимира; грандиозное изображение Спасителя, известное по описаниям, над входом в Софию Новгородскую. София Премудрость Божия. Икона. 1-я четв. XV в. Тверь (?). 69х54,5 см. ГМЗМК. Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля По сути, каждый храм представлял собой тот «Дом Премудрости», о котором говорится в 9-й притче Соломоновой. Это подобие Святая Святых храма Соломона, где Господь обитал между крышкой Ковчега Завета и крыльями венчавших его херувимов, что подтверждают слова псалма, выложенные мозаикой над аркой алтаря Софии Киевской: «Бог посреди его: он не поколеблется; Бог поможет ему с раннего утра» ( Пс.45:6 ). Одновременно храм Софии являл образ Церкви как тела Христова: «Приступая к Нему [Господу], камню живому, ...Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет.2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Обвиняя Христа в намерении разрушить столь величественный архитектурный комплекс, судьи попадали в ими же подготовленную ловушку. Если Иисус — обычный бродячий проповедник, такое обвинение выглядело бы нелепо: ведь нельзя же всерьез верить, будто один человек способен разрушить то, что тысячи людей строили на протяжении нескольких десятилетий. А если Он действительно Мессия, способный силой Божьей творить подобные чудеса, тогда как может народ Израиля судить своего Спасителя? Поэтому обвинение было признано недостаточным. Тем более что и подтверждалось оно показаниями людей, прямо названных в Евангелии лжецами: Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лже­свидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф 26:59—61). В чем же тут была ложь? Неужели обманщики не могли придумать более правдоподобное обвинение, приписав Иисусу столь безумные угрозы? Один из крупных специалистов по лжи спустя два тысячелетия утверждал: чем чудовищнее ложь, тем легче ей верят люди. Но в случае с обвинением Христа ложь заключалась не в самом факте, а в деталях. Спаситель действительно два года назад говорил похожие слова в Иерусалимском храме: …разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19), но подразумевал при этом вовсе не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что Его слова были пророчеством о Его крестной смерти и воскресении: На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин 2:19—21). Ложь свидетелей была в передергивании и подмене слов. Христос не говорил: могу разрушить , но — разрушьте , не говорил созижду , но — воздвигну . От таких «мелочей» общий контекст сказанного меняется очень существенно. Но в целом обвинение все же было абсурдным и могло рассматриваться лишь в качестве оскорбления в адрес храма, что для смертного приговора было явно недостаточно.

http://foma.ru/kto-razrushil-ierusalimsk...

" Первые мученики " января 2020 Митрополит Варсонофий освятил храм мучеников младенцев Вифлеемских " Поздравляю вас с престольным праздником - памятью мучеников младенцев Вифлеемских, с попразднством Рождества Христова и освящением великим чином этого храма, - сказал владыка в проповеди. - Пока не построен большой храм преподобного Сергия Радонежского, этот храм будет основным. Сегодня мы славим Христа. Миряне-христославы ходят из дома в дом, священнослужители - из храма в храм, чтобы прославить Господа, который начинает восходить на Крест с младенческих пеленок. Мы помним, что волхвы сообщили Иосифу радостную весть, что были у царя Ирода, правителя Иудеи, который сказал им: " Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему " (Мф. 2:7). Иосиф обрадовался - сам царь придет! Но ночью во сне ему явился ангел и говорит: " Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его " (Мф. 2:13). Иосиф удивился: волхвы сказали одно, а ангел - другое, но послушался ангела, взял Младенца и Матерь Божию - предание гласит, что был с ними еще Иаков, сын Иосифа, которого Господь потом будет называть Своим братом, - и ушел в Египет " . " Ирод узнал, что волхвы покинули Иудею и уже находятся в своей стране, - продолжил архипастырь. - Он понял, что обманут: они не сообщили, где находится Младенец. И решил, что волхвов вернуть не сможет, но Младенца точно убьет, а точнее, всех младенцев до двух лет, чтобы точно не промахнуться. Он видел в Младенце конкурента, потому что волхвы сказали, что Царь родился. Но Ироду в то время было уже семьдесят лет - как Младенец мог быть ему конкурентом? Пока бы Он рос, Ирод успел бы умереть. Но глаза царя застилала ярость - он ведь был жестоким человеком: убил жену, троих сыновей. И он издал бесчеловечный приказ - убить всех младенцев в окрестностях Вифлеема. В то время там были не только местные жители - многие пришли на перепись с детьми. Все они попали под указ царя Ирода и были умерщвлены. В честь этих младенцев и освятили мы этот временный храм, и молимся им как первым мученикам за Христа. Святое семейство бежало в Египет, но находилось там недолго - вскоре после неслыханного злодеяния Ирод был изъеден червями и скончался. Иосиф хотел вернуться в Вифлеем, но узнав, что новым правителем стал сын Ирода Архелай, который не уступал в жестокости отцу (на праздник Пасхи убил три тысячи иудеев, которых считал противниками) - по наставлению ангела пошел не в Вифлеем, а в Назарет. Там Христос будет жить до тридцати лет. С самого детства Спаситель - беженец, подвергается гонениям. Кто был в Египте, на Синае, знает, что это пустыня, и они туда бежали от Ирода " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010