Владимир Легойда . Мораль на экране . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Надпись на ограждении «Не верь ТВ!». Фото Арсения Русака//Фома. - – май 2012. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »). Интервью номера: Екатерина Градова . Многие дети уже не знают, с кем мы воевали . О христианском смысле роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», об отце-фронтовике, о маме-монахине и о вере Иннокентия Смоктуновского с актрисой Екатериной Градовой беседовал Константин Мацан . Ил.: Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». Фото «РИА-Новости» и фото из архива Екатерины Градовой//Фома. - – май 2012. – С.10-13. – (рубрика « Интервью номера »). См. отклик: Юлия Вешникова , директор благотворительного фонда «Дар». Если хочешь изменить мир //Фома. - – май 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Тема номера. Храм Христа Спасителя : Утерянный и возвращенный . Вступление от Редакции . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2012. – С.14. – (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »). Юрий Пущаев . Храм, по которому можно изучать историю Фото Владимира Ештокина, ИТАР-ТАСС и фото www.xxc.ru//Фома. - – май 2012. – С.16-21. - (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »). Имеются справочные врезки: « Алексеевский женский монастырь » (С.17), « Высота храма составила 104 метра » (С.18), « Планировали уничтожить не только Храм Христа Спасителя » (С.19), « В храме Христа Спасителя хранятся уникальные святыни » (С.21). При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с. См. отклики: Юлия Вешникова , директор благотворительного фонда «Дар». Если хочешь изменить мир //Фома. - – май 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). [Храм Христа Спасителя]. Блок иллюстрированной изографики . Общий план и составные части храма//Фома. - – май 2012. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »). Протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь храма Христа Спасителя. Обычный приход необычного храма . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2012. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-109-...

  разделы   рассылка  распечатать Светлана Можаева Храм Христа Спасителя. Чудо возрождения: собор воссоздан с Божьей помощью Источник:  Вечерняя Москва СВЯТЫНЯ 19 августа исполняется 15 лет со дня окончания строительства нового здания храма Христа Спасителя (1994-1997) и 175 лет учреждения Комиссии по строительству первого здания собора. Корреспондент " ВМ " попросила вспомнить о работе по возрождению храма известных российских художников, с честью решивших эту нелегкую, но благородную задачу. А также рассказать, есть ли различие между новым и прежним зданиями собора. АРХИВНЫЕ ФОТОГРАФИИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ VMDAILY.ru У КАЖДОЙ ФРЕСКИ ДВА АВТОРА Василий Нестеренко, народный художник России Внешне храм Христа Спасителя воссоздан очень точно. Но раньше он стоял на холме, и взорвали его вместе с холмом. Холм срыли и построили бассейн. Когда стали его восстанавливать, построили нижнюю стилобатную часть, которой не было. Туда входит храм Преображения Господня как напоминание о древнем Преображенском монастыре, стоявшем на этом месте, зал Церковных соборов, патриаршая трапезная, зал Священного синода. В общем, появился комплекс храма. Василий Игоревич, насколько точно новое здание собора повторяет прежнее? В некоторых деталях храм отличается, но есть удивительные совпадения. Например, в том храме пол был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года – Франции, Италии. Из тех же каменоломен поступал мрамор на пол и стены нового храма. Это ли не чудо? Вы расписывали собор. Насколько, как вам кажется, удалось возродить взорванную живопись? Храм долго стоял просто белым: патриарх Алексий II считал, что нет художников, которые смогут повторить росписи XIX века – ведь тогда собрали лучших мастеров, академиков. Но потом решили воссоздать храм в тех же материалах, росписях, с теми же орнаментами, тем же убранством. Вся художественная Россия зашевелилась: кто будет расписывать? Как добиться точности? Было сложно. Скопировать можно, когда имеешь перед глазами оригинал, но ничего не осталось. Сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса " Внутренний вид храма Христа Спасителя " , где можно увидеть некоторые росписи. Нет никаких свидетельств о цвете росписи. Все фото, сделанные в конце XIX – начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм. У нас была общая композиционная схема без цвета, поэтому говорить о точном воссоздании фресок невозможно. Сложилась совершенно уникальная ситуация: у каждой нынешней росписи фактически два автора. Первый – художник, создавший композицию и общий живописный строй в XIX веке. Но плохое качество фотографий не позволяло воссоздать колоссальные росписи по 10, 15 и даже 20 метров. Нашим художникам необходимо было переосмыслить, дополнить, искать аналоги... В XIX веке храм расписывался десять лет...

http://religare.ru/2_96438.html

В воссоздании Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий принимал самое непосредственное и самое активное участие. Он практически еженедельно посещал строительную площадку и наблюдал за ходом строительных работ. Когда храм был воссоздан, он приобрел статус главного кафедрального собора. Святейший Патриарх очень любит совершать здесь богослужения, тем более что храм может вместить много людей, как молящихся, так и сослужащих Святейшему Патриарху. Это обстоятельство Предстоятель все время с удовлетворением отмечает, поскольку если бы не было сейчас Храма Христа Спасителя, то было бы проблематично совершать богослужения, когда, например, во время проведения Архиерейских Соборов Святейшему Патриарху сослужат практически все архиереи Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя в нынешнем своем виде стал символом духовного возрождения России и укрепления нашей Православной Церкви. Обычно, когда совершаются главные церковные праздники, храм посещают первые лица нашего государства, которые считают своим долгом прийти и поздравить Святейшего Патриарха и оказать уважение всей полноте Русской Православной Церкви. На Рождество обычно это делает премьер-министр, на Пасху — Президент России. В Храме Христа Спасителя происходят хиротонии новопоставленных епископов. Особенно часто здесь Святейший Патриарх служит в Великий пост. И вот, наблюдая за Святейшим Патриархом, не знаю, может быть, я ошибаюсь, бывает так, что Святейший приезжает сюда перед богослужением уставшим от различных дел. Но после того, как он здесь послужит, он уезжает уже с другим настроением, получив духовную поддержку, духовную подпитку в Храме Христа Спасителя. Конечно, не оттого, что мы здесь какие-то необыкновенные, но оттого, что молитвы людей, приходящих в Храм Христа Спасителя, его, несомненно, укрепляют в его служении. Святейший Патриарх, когда видит заполненный людьми храм, часто вспоминает, что одним из доводов против его строительства было то, что, дескать, московские храмы, небольшие по размеру, и то не полностью наполняются молящимися, а уж если построить такой большой храм, то он будет полупустым. А когда во время открытия Рождественских чтений в конце января приезжают люди со всех регионов России, часто бывает так, что храм не может вместить всех желающих прийти сюда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204299...

Скачать epub pdf «Храм Мой, храм молитвы наречется» (Мф.21:13) «Днесь храм одушевленный и великого Царя, в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище» (Стихира 21 ноября). Так радостно поет св. Церковь в день великого праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, который мы совершаем торжественно 21-го ноября по нашему православному календарю. Кто этот «храм одушевленный»? Это – Пречистая Отроковица Мария, Которая в нежном трехлетнем возрасте была введена своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анною, согласно данному ими обету, в иерусалимский храм. Зачем и для чего? «Тому уготоватися в Божественное жилище», то есть, для того, чтобы «воспитавшись во Святая Святых» стать достойной Божественного вселения, стать Матерью нашего Господа и Спасителя. Постоянно пребывая в тишине храма, в непрестанной, ничем не развлекаемой молитве и Богосозерцании, Она скоро созрела для того, чтобы сделаться «вместилищем Невместимого» – стать чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное воплощение от Нее Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа. Так вот, следовательно, каково огромное воспитательное значение храма Божия! Он делает людей святыми, достойными вселения в них Самого Бога. Но, если такое значение имел храм ветхозаветный, бывший только «сенью грядущих благ», по выражению св. апостола Павла ( Евр.10:1 ), то насколько выше и важнее – храм новозаветный – сама «Благодать и Истина» ( Ин.1:17 )! Недаром богомудрые отцы наши называли храм «училищем благочестия». Нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как во храме, ибо там постоянно приносится Страшная Бескровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там – «самый воздух святой», по выражению одного из наших святителей. «Поистине храм есть земное небо, – говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский , – ибо, где престол Божий, где страшные таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями» («Моя Жизнь во Христе», том II, стр. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пояс Пресвятой Богородицы: в Москве с 21 по 27 ноября в храме Христа Спасителя 17 ноября, 2011. Редакция " Правмира " Если Вам не удалось, по каким-либо причинам приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы — вы сможет беспрепятственно и в любое удобное для вас время приехать в Храм Христа Спасителя, помолиться перед Частицей Ризы и приложиться к такой же по значимости Святыне, как и привезенная с Афона. В Кафедральном Храме Христа Спасителя, Пояс Пресвятой Богородицы будет находиться с 19 по 27 ноября 2011 года. Когда привозят святыню? 19 ноября 2011 года, в Храме Христа Спасителя, в 16.00 часов начнется всенощное бдение. В 17.00 Пояс Пресвятой Богородицы прибудет в Храм. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сослужащее духовенство выйдут встречать Святыню. После того, как духовенство и максимальное число прихожан войдут в Храм, доступ в него будет прекращен и будет формироваться очередь на улице. Когда будет открыт доступ? После Полиелея откроется доступ, находящимся в Храме к Святыне и только после этого Святыня будет доступна для поклонения всем, кто не успел войти в Храм и ожидает на улице (предположительное время 24.00). Доступ прихожан для поклонения Великой Святыне планируется осуществлять круглосуточно. Освященные от Пояса Пресвятой Богородицы ленточки (маленькие пояски) будут раздавать афонские монахи у ковчега со Святыней тем, кто уже к нему приложился. Конечно же, до 27 ноября, к сожалению, не всем удастся приложиться к Святыне. Убедительная просьба, планируйте время посещения Кафедрального Храма Христа Спасителя, в эти дни, заблаговременно. Если не получается приехать? Обращаем Ваше внимание на то, что вот уже два года в Храме Христа Спасителя находится частица Риза Пресвятой Богородицы и все, кто посещает Храм могут, совершенно свободно, к ней приложиться. Если Вам не удалось, по каким-либо причинам приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы — вы сможет беспрепятственно и в любое удобное для вас время приехать в Храм Христа Спасителя, помолиться перед Частицей Ризы и приложиться к такой же по значимости Святыне, как и привезенная с Афона.

http://pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogor...

протоиерей Михаил Рязанцев 12 января 2012 г. 01:00 Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя - памятник доблести и святости наших предков 5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет с того дня, как в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Восстановление разрушенной святыни стало делом Церкви, общества и государства, так как было зримым свидетельством возвращения России к своим духовным истокам. Собор поражает каждого, кто сюда попадает, не только своим величием. Здесь возрождаются традиции уставного богослужения старой Москвы. Об устроении внутренней жизни храма и о трудностях сегодняшнего дня рассказывает ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев. — Отец Михаил, Храм Христа Спасителя сегодня — это огромный комплекс. Какие помещения он включает и чем отличается от того здания, которое было построено во второй половине XIX столетия? — Центром комплекса является само здание храма, которое было разрушено и отстроено заново в первозданном виде. На месте собора собирались возвести дворец советов с огромной статуей Ленина наверху. Для этого был выкопан громадный котлован и положено бетонное кольцо в основание фундамента. Великая Отечественная война остановила эти работы. Котлован просуществовал до 60-х годов прошлого века, а потом из него сделали бассейн " Москва " . Когда в 1994 году было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, эту грандиозную и крепкую конструкцию решили использовать, раньше храм стоял на высоком берегу Москвы-реки, и, когда строительство развернулось во второй раз, грунт решили не насыпать, а использовать разницу в высоте. Был построен так называемый стиллобатный этаж, в котором разместился нижний храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Это очень символично, поскольку раньше на месте Храма Христа Спасителя находился Алексеевский монастырь и главным собором монастыря был Преображенский. Кроме того, самым чтимым образом обители был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Нижний храм служит напоминанием о святынях Алексеевского холма, срытого во время строительства дворца советов.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

«Храм Мой, храм молитвы наречется». (Матф. 21, 13) «Днесь храм одушевленный и великаго Царя, в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище»  (Стихира 21 ноября). Так радостно поет св. Церковь в день великого праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, который мы совершаем торжественно 21-го ноября по нашему православному календарю. Кто этот «храм одушевленный»? Это – Пречистая Отроковица Мария, Которая в нежном трехлетнем возрасте была введена своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анною, согласно данному ими обету, в Иерусалимский храм. Зачем и для чего? «Тому уготоватися в Божественное жилище», то есть, для того, чтобы «воспитавшись во Святая Святых» стать достойной Божественного вселения, стать Материю нашего Господа и Спасителя. Постоянно пребывая в тишине храма, в непрестанной, ничем не развлекаемой молитве и Богосозерцании, Она скоро созрела для того, чтобы сделаться «вместилищем Невместимаго» – стать чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное воплощение от Нее Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа. Так вот, следовательно, каково огромное воспитательное значение храма Божия! Он делает людей святыми, достойными вселения в них Самого Бога. Но, если такое значение имел храм ветхозаветный, бывший только «сенью грядущих благ», по выражению св. Апостола Павла ( Евр. 10, 1 ), то насколько выше и важнее – храм  новозаветный  – сама «Благодать и Истина» ( Иоан. 1, 17 )! Недаром богомудрые отцы наши называли храм «училищем благочестия». Нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как во храме, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там – «самый воздух святой», по выражению одного из наших святителей. «Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский : «ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых,  со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти  и все житейское попечение, и да стоим в нем  с верою, благоговением,  разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим  обновленными,  как бы  небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями» («Моя Жизнь во Христе», том 2, стр. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Каждый храм – мысль о России Господь хранил это поистине священное место, на котором, как выразился в середине XIX века один современник, «случилось историческое решение Бога быть России» — имелись в виду и события августа 1612 года, когда здесь стоял штаб князя Пожарского, и келарь Авраам Палицын служил тут молебен «о побеждении на враги». Место оказалось неоднократно освящено: и при закладке Алексеевского монастыря, и при строительстве храма Христа Спасителя и при его воссоздании. Устроить в храме Христа Спасителя новую нижнюю церковь позволила необходимость стилобата. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а потом еще образовалась чаша-котлован   бассейна «Москва», надо было возводить холм искусственно, то есть сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Так и явилась идея соорудить в нем вторую церковь — не придел, а самостоятельный храм с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре, на месте которого в XIX веке был построен храм Христа Спасителя. Ныне Церковь отвергает известную легенду о проклятии игуменьи: глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на будущий храм, посвященный Господу. Чудесным образом новый, современный храм не только продолжает традицию храма Христа Спасителя свидетельствовать о богохранимости России, но и развивает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней. Напомним, что Алексеевский монастырь был основан в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, и освящен в честь его тезоименитства, но находился тогда чуть дальше от этого места, на Остоженке. После пожара 1547 года монастырь перевели на живописный холм набережной Москвы-реки, а на его прежнем месте царь Федор Иоаннович позднее возобновил Зачатьевскую обитель, молясь о даровании наследника. Главный престол собора Алексеевского монастыря был освящен во имя Преображения Господня, а приделы — во имя Тихвинской иконы Богоматери и св. Алексия, человека Божия. Так же устроена и новая нижняя церковь в стилобате воссозданного храма Христа Спасителя — ее главный престол посвящен празднику Преображения Господня, а приделы — Тихвинскому образу и св. Алексию. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя — именно в Тихвинской церкви, что стояла в старину в Лужниках, государь Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах о благословении делу построения благодарственного храма.

http://pravoslavie.ru/476.html

Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя Храм Христа Спасителя. Современный вид. 23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Храм был воздвигнут в благодарении Богу за национальное спасение России и ее победу над Наполеоном в Отечественной войне. Созидаемый храм, как главный храм России, был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. До наших дней уцелели московские предшественники храма Христа Спасителя: церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная во славу победы на Куликовом поле, храм Покрова Божией Матери на Рву — в честь взятия Казани, Казанский собор на той же Красной площади — в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смуту, церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы… День национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поскольку к концу декабря 1812 года на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. Оттого главный престол благодарственного храма освятили во имя этого великого праздника. И по указу императора с 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных. Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Целая плеяда архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое. Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I, страдал идеей духовной абстракции. Устройство мистического «чисто христианского храма», по замыслу архитектора, следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в 1817 году на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и был создан не в традициях русского зодчества. Его сооружение не состоялось отчасти и по этой причине. После смерти Александра I, страстно увлекавшегося мистикой, на престол вступил консервативный государь, и с подобной мистикой было покончено.

http://pravoslavie.ru/362.html

Поучение по возобновлении сельского храма Православные христиане! При Божией помощи, общим нашим усердием, в нашем храме устроен новый иконостас, а также весь храм прилично украшен, и ныне мы пришли сюда призвать Божию благодать на обновленный храм сей и вознесли благодарные молитвы к Богу за то, что Он даровал нам Божий храм и по своей милости промышляет о нем. Конечно, молясь в сем храме, вы также с особенным вниманием смотрите на красоту храма. Взор наш останавливается прежде всего на новом иконостасе. Да и как не посмотреть христианину с отрадою в душе на Божию красоту? Здесь лики св. угодников Божиих сияют как звезды на небе. Везде украшение, чистота и опрятность. Прекрасен теперь храм наш. Честь вам, добрые прихожане и благотворители св. храма сего! На его украшение вы принесли немалую жертву от вашего имущества и трудов. За такое усердие к Богу и Его св. жилищу никогда не забудет вас св. Церковь . При каждом Богослужении она воссылает свои молитвы к Богу о своих благотворителях, взывая: о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем (из суг. ект.) Господу помолимся; освяти, Господи, любящия благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою (заамв. мол.). Вот награда усердным благотворителям святых храмов Божиих! Бр. хр.! Мы радуемся обновлению нашего приходского храма, нам приятно видеть свой храм прилично украшенным. Но неужели все дело должно тем и кончиться, что мы посмотрим теперь на новый иконостас, на красоту храма, да и пойдем отсюда, не поучившись ничему полезному и спасительному для души? Нет, в нашем праздновании, по случаю обновления храма, есть немало поучительных и назидательных уроков для нас. Ныне в храме нашем новый иконостас; он обновлен и украшен, все в нем чисто и опрятно. Но обновлена ли наша жизнь, украшена ли наша душа? Душа наша есть также храм, который дорог для Господа и для нас самих. Да, други мои, по слову св. апостола, душа наша есть тот храм, в котором должен жить Дух Божий ( 1Кор. 3:16 ). Для Бога, конечно, приятен и этот храм, в который мы приходим молиться Ему и который мы теперь украсили; но храм души нашей несравненно приятнее и дороже. – Этот храм рукотворенный построен и украшен усердием человеческим, и в свое время опять обветшает и, может быть, совсем не будет существовать; а храм души нашей, созданный Всемогущим Творцом по образу и по подобию Божию, купленный бесценною кровью Христа Спасителя нашего, должен существовать вечно и назначен для царства небесного. А потому и забота наша об украшении души нашей, как храма Божия, должна быть для Бога самая приятнейшая и для нас спасительная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010