Во время последней войны в в 1992 г. монастырь была перенесена кафедра Захолмско-Герцеговинской епархии из Мостара, где она находилась на протяжении предшествующих 300 лет. Игумен монастыря – иеромонах Савва (Мирич). В монастыре живет на покое известный сербский богослов епископ Афанасий Евтич. Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Иконостас Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Фреска мч. Вукашина Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Фреска прп. Петра Коришского Тврдош. Храм Успения Божией Матери Икона мч. Вукашина из Клепаца. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Монастырский двор Монастырь Тврдош Монастырь Тврдош Монастырь Твдош. Герцеговинская ночь Тврдош. Монастырский виноградник Тврдош. Монастырский двор Монастырь Тврдош Тврдош. Старая австрийская дорога у стен монастыря Тврдош. Трапезная Тврдош. Новые цистерны для вина Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Фреска в часовне-усыпальнице на монастырском кладбище. Сошествие во ад Тврдош. Фреска в часовне-усыпальнице на монастырском кладбище Тврдош. Часовня-усыпальница на монастырском кладбище Монастырь Завала Монастырь Завала в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы находится в восточной части Попова поля приблизительно в 50 км от Требинья. Монастырь всегда был одним из наиболее важных центров духовной и культурной жизни православной Герцеговины. Точных сведений о времени его основания не сохранилось, но народное предание связывает постройку монастырского храма с именем императора Константина Великого. Храм расписан в 1619 г. хиландарским монахом Георгием Митрофановичем. Когда-то в Завале было немало известных духовников. Именно здесь начал свой монашеский путь великий сербский святой святитель Василий Острожский.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе). Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах.

http://pravenc.ru/text/154133.html

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная жёлто-белая Успенская церковь в Казачьей слободе - в слободе казаков, выходцев с южных окраин России. Нынешнее здание храма построено в 1695-1697 годах стараниями стольника В. Полтева. Храм Успения Божией Матери впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 года, как " Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе " . После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 году храм уже значился как " Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою " . В то время храм ещё " стоял без пения " , то есть служб в нём не было. В 1662 году храм был возобновлён уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях 1694 года значится уже как " Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье " . В 1768 году прихожанином этого храма, господином Г. Нестеровым был устроен придел в честь Седмиезёрской иконы Божией Матери. А в 1797-1798 гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери " Утоли моя печали " (правый), а так же новая колокольня в стиле зрелого классицизма. Небольшая по величине колокольня со шпилем, выглядит довольно стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трём сторонам нижнего яруса. Сам храм одноглавый " восьмерик на четверике " , - традиционное московское барокко. Фасады основного объёма украшены обычным декором того времени - полуколонками, карнизами, наличниками с разорванными фронтонами. В храме хранилось напрестольное Евангелие и храмовая икона Успение Божией Матери (оба 1696 года). С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло всё её внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалёку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жильё, в первую очередь озаботился восстановлением храма. В 1869-1877 гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П. Рогаткина и его сына.

http://sobory.ru/article/?object=02271

А поселения вдоль берегов Луги и её притоков существовали издревле. Являясь западным рубежом Новгородской земли, эти места не раз становились свидетелями жестоких сражений. В 1240 году немцы взяли Тёсов на Оредеже и гнали новгородцев «до Сабля» — важного стратегического пункта древней земли. После этого Александр Невский собрал войска, чтобы нанести поражение врагу на Чудском озере. В 1498 году деревня «Сабля» была на ручье Калиновском, текущем из озера Хотунь. В ней стояли церкви Успения и Николая, семь дворов церковных и семь дворов «худых людей». В XV веке новгородские земли делились на пятины. Разграничительными линиями между пятинами были реки. По Луге проходила граница между Водской и Шелонской пятинами. Пятины делились на половины, а половины — на погосты. В Сабельском погосте «за рекою Лугою» находилась церковь, которая относилась к Шелонской пятине… До начала XIX века в Сабельском погосте имелось уже три церкви — церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Великомученицы Параскевы Наречённой Пятницы с приделом Алексея Митрополита и церковь во имя Николая Чудотворца с двумя приделами — во имя Евангелиста Луки и святого пророка Илии. На месте деревянной Каменная церковь Успения Божией Матери была построена в 1804 году «тщанием прихожан (при благочестивейшем Государе Императоре Александре Павловиче, по благословению Высокопреосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новоградского и Санкт-Петербургского) на месте обветшалой деревянной…». Церковь имела три придела — летний (холодный) во имя Успения Божией Матери и тёплый, с двумя престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святой Мученицы Параскевы Пятницы. Историю церкви описывает матушка Лия Васильева в статье «Церковь Успения Божией Матери в селе Погост Саблё Батецкого района», опубликованной в 1 журнала «София» за 2012 год: Храм «по Высочайше утверждённому в 1843 году 15 мая штату состоял в 3 классе и в непосредственном ведении Новгородской Консистории». В 1915 году штат составляли два священника, один диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=08832

С 1862 года при Успенской церкви действовала школа для детей обоего пола, для которой в 1896 году было построено прекрасное здание. С 7 декабря 1880 года открыто попечительство. Причт, состоявший из двух священников, дьякона и двух псаломщиков, помещался в церковных домах. Постановлением БашЦИКа от 9 марта 1931 года церковь была закрыта и передана в ведение Уфимского горсовета для культурно-просветительных целей. Вскоре ее снесли, а на этом месте был выстроен Дом старых большевиков. http://likirussia.ru/content/view/841/ Церковь Успения Божией Матери в г. Уфе, зданием каменная, с такою же колокольнею, имеет три престола: в главном алтаре во имя Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Михаила Архангела, и в левом – во имя Георгия Победоносца. Ограждена в большом пространстве деревянною оградою, внутри которой разведен сад, состоящий из яблоней, приносящих плоды и других разных дерев. На постройку этой церкви, производившуюся в течении десяти лет, с 1840-го по 1850 год, употреблялись церковные доходы и прикладные суммы, собираемые по сборным книжкам. Сбор добровольных пожертвований на постройку церкви производились настоятелям церкви протоиереем Бреевым, священником села Птичья Челябинского уезда Николаем Абрамовым и чиновником Щеголевым. Престол в главном алтаре во имя Успения Божией Матери освящен преосвященным Иоанникием 18 декабря 1849 года, а престолы в приделах освящены преосвященным Филаретом: первый в 1862 году 30 ноября во имя Архистратига Михаила в память бывшей церкви в г. Уфе Михаило Архангельской, а второй во имя Гергия Победоносца, в память существовавшей в Успенском приходе часовни во имя Георгия Победоносца. Нынешняя каменная церковь Успения Божией Матери уже вторая и построена том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь в то же самое имя. Построение прежней церкви последовало по следующему случаю: в 1771 году по указу Святейшего Синода, от 24 декабря воспрещено было погребать умерших при городских церквах, - тогда за городом отведено было под городское кладбище то самое место, на котором теперь стоит Успенский храм, и с того времени здесь стали погребать умерших. Во время пугачевского бунта и осады Уфы, с октября 1773 года по 25 марта 1774 года, на здешнем кладбище стояла батарея, действовавшая против мятежников, нападавших на город со стороны сибирской дороги, как значится в памятной книжке, изданной в 1873 году Уфимским статистическим комитетом.

http://sobory.ru/article/?object=38053

- Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви. - Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина. - Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершались. Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 г. В 1753 г. церковь эта была ремонтирована. В 1819-26 гг. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм. Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 г., была, очевидно, построена задолго до 1753 г. В 1753 г. она была разобрана, и материал был употреблен на перестройку колокольни. Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно, но, судя по ее архитектуре, построение ее можно относить к последней четверти XVII ст. В 1882 г. церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая. Таким образом, в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом; шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах; древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и икона Похвалы Богородицы – древнего письма. В теплом каменном храме два престола: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе – во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличается икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апост. Петра. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 74 руб., от земли и от служб и требоисправлений 670 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Станков и 8 деревень, расстоянием от церкви до 3 верст, в коих по клировым ведомостям числится 253 двора, 618 душ муж. пола и жен. пола 734 души. В селе Станках имеется земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01886

После революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной. В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина. К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина. 28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас. Духовному возрождению храма активно помогали жители Трахонеева. Первым проявлением этого было возвращение в церковь Иверской иконы Божией Матери. Ее в 1937 году вынесла из церкви и сохранила у себя прихожанка Татьяна Качурина. Она обернула большую икону тканью, положила в мешок и спрятала в сенях. Условия хранения были далеки от идеальных. Поэтому когда Татьяна принесла икону в храм, она была сильно повреждена. Отец Александр Золотов отдал ее на полную реставрацию. Сейчас этот образ особо почитается верующими. Татьяна Качурина сохранила и другие иконы — «Тайную Вечерю» и «Успение Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

О церкви в 1816 году было сказано: «Церковь Успения Божией Матери с приделами Святого Великого князя Владимира и Святителя Димитрия Ростовского. Церковь в твердости, утварью церковной не бедна. Помещик генерал-майор и кавалер Борис Владимирович Полуэктов (II) платит причту 150 рублей жалования, а от приходских содержание имеют посредственное». В 1845 году возобновляется церковь с сохранением первоначальной композиции. Для возобновления храма приглашен молодой талантливый московский архитектор Павел Петрович Зыков. В художественный облик храма привнесены новые стилевые черты: храм получил оригинальную кубоватую форму кровли; световой барабанчик с куполом стал венчать ангел, держащий крест; достроен четвертый ярус колокольни с деревянным шатром, завершившимся главкой на восьмигранном барабанчике; колокольня украшена устройством часов; вокруг колокольни выстроена крытая паперть; увеличены окна в нижнем ярусе здания; пристроены боковые крыльца у приделов; барочный декор был частично срублен, частично скрыт штукатуркой, покрывшей фасад. Появляется аттик (стенка над карнизом) с ложными люкарнами (оконный проем в купольном покрытии), кокошники в основании барабанчика. Наружный декор изменен. Церковь внутри и отчасти снаружи была расписана. Это была эклектика — сочетание разнородных стилистических направлений в оформлении и собственно храма, и его внутреннего убранства. Из оставшихся больших росписей просматриваются: «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Воскресение Господне». От росписи фасада сохранились лишь следы на первом ярусе колокольни. Говорят, что здесь были образы: Господа нашего Иисуса Христа — «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», — и образ святителя Николая Чудотворца. Роспись «Успения Пресвятой Богородицы» не сохранилась. Она была на внешней алтарной стене храма. История храма такова. В 1694 стольнику Владимиру Ивановичу Полуэктову, отец которого отставной поручик Иван Леонтьев Полуэктов, владелец села Данилово (расположено в 3 км от села Успенского) с 1673 года, отказан жребий сельца Бобарыкино с садом и прудом. На своей земле Владимир Иванович к 1715 году строит деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1771 году при усадьбе Полуэктовых, вместо прежней обветшалой деревянной, Евдокия Афанасьевна (вдова Владимира Ивановича) строит кирпичную церковь Успения Божией Матери с двумя приделами: святого равноапостольного князя Владимира и святителя Димитрия Ростовского. В 1800 году Владимир Борисович (1-ый), сын Владимира Ивановича, завершил строительство. В 1843 году умирает генерал Б.В. Полуэктов, его супруга Любовь Фёдоровна (урожд. Гагарина) и сыновья, дочери в 1845 году возобновляют церковь с сохранением первоначальной композиции. Для возобновления храма приглашён молодой московский архитектор Павел Петрович Зыков.

http://sobory.ru/article/?object=02063

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

В августе месяце в 1336 году, великий князь повелел заложить храм во имя Успения Божией Матери. Начатое построение шло быстро. Скоро были воздвигнуты стены храма. Между тем святой Пётр приближался уже к концу своей жизни. Перед кончиною его великий князь видел сон: ему представилась высокая гора со снегом, который быстро исчез. Когда пересказал князь свой сон святителю, то он сказал: «высокая гора – ты князь, а снег – я смиренный, который скоро должен буду выйти из этой жизни». За некоторое время перед этим святитель приготовил себе могилу в новом храме, и спустя четыре месяца после основания его, скончался. Спустя 146 лет после смерти святителя Петра, воздвигнутый храм Успения Богоматери, по причине ветхости и тесноты был разобран, и заложен новый – обширнее прежнего, по образцу храма Успения во Владимире; это было в 1472 году, при великом князе Иоанне Васильевиче III и митрополите Всероссийском Филиппе I . Новый собор доведён был до сводов, но по причине неопытности строящих его мастеров обрушился. Имея попечение о храме Успения Богоматери, великий князь; начал заботиться, о построении нового храма. В то время славился в Венеции зодчий Фиораванти, прозванный за своё искусство Аристотелем. Великий князь послал звать, его в Москву, где он принят был с радостью. В 1474 году он приступил к сооружению нового храма Успения Богоматери. Великий князь и митрополит доставляли всё необходимые для сего средства. В 1479 году собор был кончен и августа 12 освящён митрополитом Геронтием. Когда в новосозданную церковь перенесены были мощи, святого Петра митрополита из церкви Иоанна Лествичника , где они находились во время перестройки храма, то было неописанное торжество. Бесчисленные свечи, горевшие в новосозданной церкви, уподоблялись небесным звёздам; народ день и ночь стекался к святому угоднику, и от сладости духовного пения и торжества воображал себя на небесах стоящим. Все с умилением взывали: «Господи помилуй» 2 . О святых иконах, находящихся в Успенском соборе Успенский собор, в расположении икон иконостаса, представляет собой всю торжествующую на небеси церковь . На пятиярусном его иконостасе изображены: святые праотцы, патриархи, пророки, апостолы, господские и богородичные праздники, по стенам – вселенские соборы, мученики и другие святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010