«Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор. 6:2 ). Так кто же сориентировал верующих: и спасение, и утешение, и наследование земли ожидать только за гробом? Подобная зеркальная (подменная) сотериология была навязана верующим тогда, когда дух порабощения и эксплуатации царил во взаимоотношениях между христианами разного достатка и социального положения. Уродливым явлением было крепостное право, когда барин (который считал себя христианином) мог, как скотину, продавать своих крестьян (крещенных православных людей). Похоже, что тогда отдельные представители от казенного «богословия» и использовали религиозное чувство для безжалостной эксплуатации русского православного народа. Они и внушали: «утешишься за гробом», «благополучие обретешь на небесах»; они говорили: «крестьянин „Хам“, посему он должен находиться во власти господина, который как „Иафет“, под присмотром священнослужителей, которые как „Сим“» и т.п. Новый Завет учит: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:27–28 ). Благословенной памяти император Александр II (Освободитель) в 1861 г. отменил крепостное право, таким образом, разрушив порочное рабство, когда один верный, как вещью, владел другим верным. Но та идеология, которая тогда возникла, идеология эксплуатации религиозного чувства в корыстных целях, она продолжает существовать. В наше время мирянин приходит брать благословение у священника на борьбу за свои социальные права, а ему говорят: «терпи, надейся и верь». Олигархи разворовали Россию, таблички с их именами навешивают на храмы и часовни. Власть отреклась от идеалов Восточного Христианства, полностью сориентирована на т.н. «ценности западного мира» и «новый мировой порядок», а мы молчим, и молчанием, как учил св. Филипп Московский, «молчанием предается Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Рассказывают, что один приволжский мулла выучился в Саудовской Аравии, нашёл спонсоров и мог бы, вернувшись в Россию, построить не одну мечеть. Но он этого не делает. Он выпускает газету, одну из лучших в городе, адресованную прежде всего молодёжи и настолько миссионерскую, что в ней слово Аллах заменено на привычное Бог. Это популярное издание знакомит с исламом, демонстрируя то, что может привлечь: монотеизм, стойкость к эпидемии компьютерных игр и “мультяшек”, экзотичность традиции, совместимость с жизненными удовольствиями. И этот мулла-издатель везде заявляет, что он очень даже рад тому, что Русская Православная Церковь повсеместно возводит храмы и часовни и восстанавливает монастыри. Во-первых, потому, что средства вкладываются не в людей, которые могли бы приводить к Православию, а во-вторых, потому что через тридцать лет в этих храмах дети нынешних прихожан будут молиться уже не Христу. Вот почему пока мы “прорабст­ву­ем”, он издаёт… Разумеется, судьбы Православия решает Господь, а не образованный мулла. Но какую-то правду он усмотрел. Мы недостаточно занимаемся миссией, между тем как миссия — это сама природа Церкви. В предыдущей статье 3 речь шла о том, что православная церковно-приходская жизнь охватывает все возрасты, все способности и увлечения человека и о том, как в связи с этим может вестись миссионерская работа на приходе и в епархии. Данная статья затрагивает тему миссионерской “сверх­за­дачи”: свидетельства внешним, предполагающего соответствующую подготовку. Миссия — это пасхальный завет Спасителя: идите, научите все народы (Мф 28:19). Воскресший Христос просит Своих учеников последовать Ему и стать учителями. И коль скоро Церковь есть Тело Христово, она не может не свидетельствовать. Господь пришёл спасти, но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим 10:14). Наконец, апостол Павел восклицает в непритворном ужасе: Горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16). От Отца через Сына в Духе исходят милость и истина: милость к нашим немощам и падениям и истина о нас, призванных сбыться, унаследовать Царство, уготованное от создания мира (см. Мф 25:34). Как у Цветаевой: Господи, душа сбылась, умысел Твой самый тайный.

http://pravmir.ru/missiya-v-epohu-global...

Так бесполезно бывает то, что делает человек. Красота, вечность и непостижимость дел Божиих Пронесётся тысяча лет на земле. Другой старец на острове Патмос Эгейского моря услышит голос, говорящий ему: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец… ( Откр. 1:8 ). А тогда взгляд нашего философа терялся, не видел ни начала, ни конца – линия жизни вновь и вновь замыкалась в круг, и смысла в этой круговерти жизни он уже найти не мог. Что пользы работающему от того, над чем он трудится? …Однако безотрадным скептиком и агностиком царственный философ тоже не стал. Божественная Премудрость, Хокма Израиля и София Эллады, витала над ним, он слышал веяние её божественных крыл: Еккл. 3:11 Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. Мощные слова Божественного откровения произносят уста Екклесиаста, слова не философа и мудреца, а слова пророка. В этих словах, центральных во всей книге Проповедника, причина неизбывной тоски и бесплодных исканий человека. Божественная премудрость открывает тайну, разгадывает загадку жизни – почему нет пользы, нет остатка, нет итрон здесь, под небом, почему всё под солнцем суета сует и томление духа, пар и погоня за ветром. В словах Екклесиаста ещё нет исцеления, он ещё не знает лекарства, но зато установлен диагноз, вскрыта причина болезни. Три Божественные истины возвещает собранию Екклесиаст: – Бог всё сотворил прекрасным в своё время; – В сердце человека Бог вложил целую вселенную , вложил вечность ; – Дела Божии, столь привычные и понятные, когда происходят у нас на глазах, непостижимы ни в начале своём, ни в конце . Соедини первые два дарования с последней возможностью и получишь суету сует и духа томление. Дело Божие и всё, что Он сотворил, прекрасно . И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт. 1:31 )! Всё созданное Богом (яфе), всё прекрасно. Красота – исходное, первичное состояние этого мира, да и неистребимое его качество. Рыцарские замки и королевские дворцы, величественные храмы и малые часовни прекрасны даже в своих руинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выставка «Православные храмы и часовни Эстонии» открылась в Петербурге 25.12.2014 В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга , в выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона» проходит выставка « Православные храмы и часовни Эстонии ». Также состоялась презентация альбома «Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии», сообщает выставочный сайт. Выставка, посвященная православной сакральной архитектуре Эстонии, представляет более 100 фотографий православных храмов и часовен, построенных с конца XVII в. до настоящего времени. Фотоработы выполнены Арне Маасиком. Дополняют экспозицию информационные стенды с историческими описаниями церквей, копиями архивных документов и копиями архитектурных проектов храмов. Многочисленные фотографии дают представление о сохранившихся памятниках православного зодчества на эстонской земле и позволяют проследить характерные архитектурные особенности этих построек, ставшие результатом тесного взаимодействия разных культур. Работы Арне Маасика демонстрируют честный и беспристрастный взгляд на современное состояние православных храмов. На снимках посетители выставки могут увидеть не только ухоженные действующие церкви и соборы, украшающие городские пейзажи, но и практически разрушенные сельские храмы или их руины. Выставка сопровождается мультимедийной программой, демонстрирующей не вошедшие в состав экспозиции фотографии церквей, моленных домов и часовен Эстонии, а также икон и церковных кладбищ. Автором этих работ также является Арне Маасик. К выставке издан альбом «Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии» на русском, эстонском и английском языках (издатель — Эстонская художественная академия). Авторы текстов: историк и религиовед, доктор Яанус Плаат и историк искусства Александр Пантелеев. В книгу вошло 178 фотографий Арне Маасика. Альбом открывается статьей об истории Православия в Эстонии с XI в. до наших дней. Книга рассказывает об архитектурном своеобразии и истории православных храмов и приходов на территории современной Эстонии. Это подробный обзор всех ныне существующих, а также разрушенных православных церквей, часовен (в том числе, сетуских часовен) и монастырей, расположенных в Эстонии. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.12.2014 20:22:35

http://drevo-info.ru/news/18238.html

ИЗМЕНЕНИЯ ЗА 2012 год: по Санкт-Петербургу: I.NPUXOДЫ Количество новых приходов в Санкт-Петербурге составило 13, из них: -7 приходов получили юридическую регистрацию в текущем году (хочется обратить внимание на то, что 3 прихода из-за малой активности членов Приходского совета завершили процесс регистрации, начатый еще в 2011 году). -6 приходов находятся в стадии юридической регистрации ИТОГО в Санкт-Петербурге насчитывается 188 приходов, из которых 182 имеют юридическую регистрацию и 6 - ее оформляют. II. ПРИПИСНЫЕ ХРАМЫ (т.е. не являющиеся юридическими лицами): Количество новых приписных храмов в Санкт-Петербурге составило 4. ИТОГО в Санкт-Петербурге насчитывается 107 приписных храмов, включая храмы, находящиеся на территории исправительных учреждений (ГУФСИН) III. ЧАСОВНИ Количество новых часовен в Санкт-Петербурге составило 5. ИТОГО в Санкт-Петербурге насчитывается 104 часовни, включая часовни, находящиеся на территории исправительных учреждений (ГУФСИН) IV. МОЛИТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ИТОГО в Санкт-Петербурге насчитывается 4 молитвенных помещения. по Ленинградской области I.NPUXOДЫ Количество новых приходов в Ленинградской области составило 13, из них: -7 приходов получили юридическую регистрацию в текущем году (хочется обратить внимание на то, что 1 приход из-за малой активности членов Приходского совета завершил процесс регистрации, начатый еще в 2011 году). -6 приходов находятся в стадии юридической регистрации ИТОГО в Ленинградской области насчитывается 198 приходов, из которых 192 имеют юридическую регистрацию и 6 - ее оформляют. II. ПРИПИСНЫЕ ХРАМЫ (т.е. не являющиеся юридическими лицами): Количество новых приписных храмов в Ленинградской области составило 10.   ИТОГО в Ленинградской области насчитывается 134 приписных храма, включая храмы, находящиеся на территории исправительных учреждений (ГУФСИН) III. ЧАСОВНИ Количество новых часовен в Ленинградской области составило 7. ИТОГО в Ленинградской области насчитывается 126 часовен, включая часовни, находящиеся на территории исправительных учреждений (ГУФСИН)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

Типичны колокольни, отдельные от объёма храма. Также существуют центрические церкви с нешатровым, может быть, усложнённым завершением, характерные для Норвегии Для Украины: хустский, лемковский, бойковский и гуцульский типы, а также пятиглавые деревянные храмы с куполами по ветвям креста. Функционально храмы можно систематизировать таким образом: кафедральные соборы, монастырские соборы, приходские церкви, монастырские церкви, подворские храмы, воинские соборы и церкви, флотские корабельные церкви, ведомственные храмы при государственных организациях, учебных заведениях и больницах, частные церкви, баптистериии, мартирии, кладбищенские церкви, храмы-мавзолеи и другие гробничные церкви, мемориальные храмы и часовни, обычные часовни. Типологически оптимальными соотношениями могут быть: базиликальные, купольно-базиликальные и крестово-купольные сооружения для различных соборов, зального типа храмы в функции ведомственных домовых церквей, центрические как мартирии и баптистерии, но в целом, возможно разнообразие типов для каждого назначения храма. Типология храмов – не есть нечто застывшее, её следует рассматривать в динамике смены многообразных взаимоперетекающих форм с учётом творческого начала всех поколений мастеров. Уже раннехристианский и ранневизантийский периоды происходит своего рода “диффузия” типов. Ведь базилики отчасти принимают в себя и функции мартириев, что не может не влиять на их облик. Подробно о сложении форм в это время говорится в I томе ценнейшего научного труда А.Н. Грабара “Martyrium” Сформировавшиеся тогда и впоследствии типы христианских храмов могут быть также разделены по нескольким принципам их композиций: 1) центрические с одним геометрическим фокусом (мартирии и баптистерии), 2) линейные однофокусные (простые базилики и простые зальные церкви) и 3) с двумя основными фокусами – престолом и подкупольным пространством (купольные базилики, купольные залы, центрические кафедральные и приходские храмы, крестово-купольные церкви всех вариантов). 4). многофокусные, образующиеся при наличии нескольких престолов и, как правило, усложнённых композиционных схем. Историческая трансформация типов храмов определяется также обращённостью храма к городской или ландшафтной среде и включённостью их в разные стилевые направления. Так что, суммируя, можно увидеть связь типологического многообразия в строительстве христианских храмов с их функциональными, строительно-техническими, богословско-символическими, градостроительными стилистическими и различными семантическими составляющими, в наложении этих составляющих на волю заказчика и творческое вдохновение мастеров.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны , они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли. Важной особенностью древнего зодчества являлся тот факт, что в немногочисленном плотницком инструменте отсутствовали пилы (продольные и поперечные), которые, казалось бы, были столь необходимыми. Вплоть до петровской эпохи плотники не знали слова «строить»; они не строили свои избы, хоромы, церкви и города, а «рубили», почему и плотников именовали иногда «рубленниками». На Севере Руси пилы в строительном деле широко вошли в употребление лишь в середине XIX в., поэтому все брусья, доски, косяки были вытесаны старыми мастерами одним топором. Церкви рубили в прямом смысле этого слова . На Севере, в отличие от южнорусских областей, храмы в древности почти всегда ставились прямо на землю («пошву») без фундамента. Талант и мастерство зодчих позволяли строить храмы высотой даже до 60 м, а высота в 40 м была обычной. Суровая школа жизни отразилась на внешнем убранстве церквей, постепенно приведя к созданию произведений, поражавших своей простотой и вместе с этим неповторимой торжественностью и гармонией. Основные типы деревянной церковной архитектуры Часовни, колокольни Прежде чем приступить к описанию главных типов деревянного храмостроительства, необходимо упомянуть о более простых формах деревянного церковного зодчества. К таким сооружениям относятся часовни и колокольни. Часовни, поклонные кресты, либо иконы в киотах были непременными спутниками русских людей в древности. Они в великом множестве возводились по всей земле русской. Ставили деревянные часовни на местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением.

http://pravoslavie.ru/3708.html

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви: Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно 2 февраля 2011 г. 11:27 «Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. Даже лучший показатель по России — 3 000 человек на один храм», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года. Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для б о льшего, чем сейчас, числа храмов, отметил Святейший Патриарх Кирилл, однако предостерег от того, чтобы жестко увязывать эти две задачи: «Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания». Подчеркнув, что особенно важно строить храмы в тех регионах, где активно действуют сектанты, в частности, на Дальнем Востоке, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал необходимость разработки общецерковной программы увеличения численности приходов. При этом возникающую проблему финансирования можно разрешить, например, путем создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы регулировать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов — как в области храмоздательства, так и в других сферах.

http://patriarchia.ru/db/text/1399491.ht...

6 . В случае прекращения существования прихода, вследствие перехода прихожан в другое исповедание или по каким-либо иным причинам, находящиеся в приходе храмы, молитвенные дома, часовни и все храмовое и приходское имущество передаются распоряжением епархиальной власти другому храму и приходу, по ее усмотрению. 7 . Приходский храм и приход являются особыми юридическими лицами. Глава 2. О приходском храме 8 . Приходский храм есть святыня прихода и потому забота о благоустроении храма есть священная обязанность причта и прихожан; обязанность охраны храма лежит на прихожанах под руководством причта. 9 . В приходе, кроме приходского храма, могут быть храмы приписные и кладбищенские, а также молитвенные дома и часовни. 10 . Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с разрешения епархиальной власти и с соблюдением церковных и гражданских на этот предмет узаконений, на средства прихода, епархии, казны, частных благотворителей, общественных организаций и другие. Примечание. Храмоздателям и лицам, особо потрудившимся в деле сооружения, благоуст- роения или содержания приходского храма, епархиальным Архиереем может быть присвоено, по представлению прихода, звание попечителей храма. 11 . В случае недостатка местных средств на построение храма или на неотложный капитальный ремонт его могут быть разрешаемы сборы: а) в своей епархии – властью епархиального Архиерея, б) в других епархиях – по соглашению с местными Архиереями и в) во всей России – с разрешения высшей церковной власти. 12 . В молитвенных домах и часовнях может быть совершаемо Богослужение, не исключая и совершения, с разрешения епархиального Архиерея, Божественной литургии. 13 . Существующие в приходе приписные и кладбищенские храмы, молитвенные дома должны быть охраняемы и поддерживаемы в благоустроенном виде. Глава 3. О причте 14 . Приходский причт определяется в составе: священника, диакона и псаломщика. Число членов причта может быть епархиальною властью увеличиваемо или сокращаемо по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами: во всяком случае причт должен состоять не менее как из двух лиц: священника и диакона, или священника и псаломщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Пределы прихода могут быть изменяемы епархиальною властью по ходатайству прихожан и с согласия причтов и приходов, в пределы коих вводятся изменения. 5. Если число прихожан по каким-либо причинам в при­ходе значительно уменьшится, а остальные прихожане не будут в состоянии обеспечить причт и храм надлежащим содержанием, или в случае общего обеднения прихожан, при невозможности оказать должное пособие из общеепархиальных или общецерков­ных средств, а также в случае несоблюдения прихожанами лежащих на них обязанностей по содержанию храма и причта, та­ковой приход вместе с храмом приписывается, по распоряжению епархиальной власти, к одному из ближайших монастырей или соседних приходов. В многопричтовых же приходах, в ука­занных случаях, соответственно уменьшается число причтов. 6. В случае прекращения существования прихода, вследствие перехода прихожан в другое исповедание или по каким-либо иным причинам, находящиеся в приходе храмы, молитвенные дома, часовни и все храмовое и приходское имущество передаются распоряжением епархиальной власти другому храму и приходу, по ее усмотрению. 7. Приходский храм и приход являются особыми юридическими лицами. Глава II. О приходском храме 8. Приходский храм есть святыня прихода и потому забота о благоустроении храма есть священная обязанность причта и при­хожан; обязанность охраны храма лежит на прихожанах под руководством причта. 9. В приходе, кроме приходского храма, могут быть храмы приписные и кладбищенские, а также молитвенные дома и часовни. 10. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с разрешения епархиальной власти и с соблюдением церковных и гражданских на этот предмет узаконений, на средства прихода, епархии, казны, частных благотворителей, общественных организаций и другие. Примечание. Храмоздателям и лицам, особо потрудив­шимся в деле сооружения, благоустроения или содержания при­ходского храма, епархиальным Архиереем может быть при­своено, по представлению прихода, звание попечителей храма. 11. В случае недостатка местных средств на построение храма или на неотложный капитальный ремонт его могут быть разрешаемы сборы: а) в своей епархии – властью епархиального Архиерея, б) в других епархиях – по соглашению с местными Архиереями и в) во всей России – с разрешения высшей церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010