Чем больше входила иконопись в общую потребность русского народа и чем больше распространялась, тем больше в своем развитии стремилась она к сокращению размеров иконописных изображений до мелкого письма, сближенной с миниатюрой. В народе стали распространяться иконы малого размера, пядницы, названные так по своей мере. Иконы много личные, как например, Страшный Суд, Почи Бог от дел своих, Единородный Сын, и т. п., будучи писаны на досках умеренной величины, естественно должны были состоять из десятков и сотен маленьких фигур. Миниатюрность изображений скрадывала недостаток природы, а яркий, даже пестрый колорит мелкого письма с избытком выкупал в глазах наших предков наследованную с давних времен неверность рисунка и недостаток в группировке, в движении и выражении фигур. Древняя величавость и строгость византийских мозаик и стенной живописи – в натуральных и даже в колоссальных размерах, сменилась игривостью и затейливостью миниатюры. Колоссальные размеры живописных фигур требуют для себя обширных вместилищ, высоких стен и громадных сводов. Это возможно только в зданиях каменных, стены и своды которых могут быть украшены мозаикой и стенной живописью. Только в этом случае живопись получает свой монументальный характер, составляя одно целое с архитектурным зданием, которого стены и купола оно как бы раздвигает своей перспективой и светлотенью, и пустую поверхность оживляет фигурами. Так были украшены храмы в Византии, Равенне, Риме. Тот же величавый характер имеют древнейшие храмы на Руси, украшенные в строгом Византийском стиле – мозаикой и фресками в колоссальных размерах, соответствующих общей архитектурной идее целого здания. Сокращение размеров иконы было необходимым явлением местных условий вследствие распространения христианского просвещения по глухим украйнам древней Руси, где могли строиться только маленькие деревянные церкви и часовни, для украшения которых возможны были иконы небольшие. Тому же способствовал, распространявшийся вместе с христианством, обычай в каждой горнице, как бы ни была она мала, помещать икону.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Arhiva În Duma de Stat a Rusiei au fost discutate problemele de pstrare a bisericilor din Nordul Rusiei 14 noiembrie 2014 18:56 Деревянные церкви наиболее уязвимы и могут быть утрачены навсегда, если не принять своевременных мер по их реставрации. Об этом заявил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил на круглом столе в комитете Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. Мероприятие было посвящено церковной археологии Русского Севера и сохранению памятников деревянного зодчества. Владыка отметил, что большая часть церквей в Архангельской области деревянные и это наследие принадлежит всем жителям России. «Север — это жемчужина деревянного зодчества, но состояние храмов остается плачевным в большинстве случаев, что отражает состояние всего общества», — подчеркнул архипастырь. В круглом столе, организованном по инициативе фонда сохранения исторического наследия «Император», участвовали священники, искусствоведы, архитекторы и депутаты. Эксперты призвали Министерство культуры РФ взять под особый контроль разрушающиеся памятники деревянного зодчества Русского Севера — храмы и часовни. Для их восстановления и сохранения необходим постоянный мониторинг состояния святынь и принятие целого комплекса мер, отметил председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. По его словам, ежегодно теряется более 300 деревянных памятников, поэтому важно упростить передачу архитектурных объектов Церкви для проведения реставрации и восстановления. Участники заседания предложили Министерству культуру включить в федеральную целевую программу «Культура России» подраздел «Деревянные храмы Русского Севера». Ярослав Нилов отметил, что программа должна включать финансирование обследования, учета и мониторинга предполагаемых памятников федерального значения. По его словам, церковные археологические изыскания практически не получают поддержки ни со стороны министерства, ни со стороны региональных властей. Кроме этого, Министерство культуры предложено значительно упростить методики реставрации деревянных памятников церковной архитектуры в случае выявления угрозы их утраты.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3840207...

В Государственной Думе России обсудили вопросы сохранения храмов Русского Севера Москва, 14 ноября 2014 г.      Деревянные церкви наиболее уязвимы и могут быть утрачены навсегда, если не принять своевременных мер по их реставрации. Об этом заявил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниилна круглом столе в комитете Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. Мероприятие было посвящено церковной археологии Русского Севера и сохранению памятников деревянного зодчества, сообщает Патриархия.ru . Владыка отметил, что большая часть церквей в Архангельской области деревянные и это наследие принадлежит всем жителям России. «Север — это жемчужина деревянного зодчества, но состояние храмов остается плачевным в большинстве случаев, что отражает состояние всего общества», — подчеркнул архипастырь. В круглом столе, организованном по инициативе фонда сохранения исторического наследия «Император», участвовали священники, искусствоведы, архитекторы и депутаты. Эксперты призвали Министерство культуры РФ взять под особый контроль разрушающиеся памятники деревянного зодчества Русского Севера — храмы и часовни. Для их восстановления и сохранения необходим постоянный мониторинг состояния святынь и принятие целого комплекса мер, отметил председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. По его словам, ежегодно теряется более 300 деревянных памятников, поэтому важно упростить передачу архитектурных объектов Церкви для проведения реставрации и восстановления. Участники заседания предложили Министерству культуру включить в федеральную целевую программу «Культура России» подраздел «Деревянные храмы Русского Севера». Ярослав Нилов отметил, что программа должна включать финансирование обследования, учета и мониторинга предполагаемых памятников федерального значения. По его словам, церковные археологические изыскания практически не получают поддержки ни со стороны министерства, ни со стороны региональных властей. Кроме этого, Министерство культуры предложено значительно упростить методики реставрации деревянных памятников церковной архитектуры в случае выявления угрозы их утраты.

http://pravoslavie.ru/75148.html

Мои наблюдения такие, братья, что у себя в благочиниях, у себя на приходах у вас все находится: и деньги, и благотворители, и энергия кипит, и все идет хорошо. Вы не только восстанавливаете порушенные святыни, но строите новые храмы и часовни. А вот когда нужно сделать что-то имеющее общецерковную ценность, вы стоите в стороне. Нужно покончить с этим состоянием. Хочу в ваших сердцах зажечь горение к восстановлению святых храмов, находящихся в руинах. Вот цель первой встречи с первой группой наших благочинных. Я отобрал самых ответственных, самых энергичных и самых состоятельных, потому что вы возглавляете хорошие благочиния и имеете возможность поработать для Господа. В некоторых из ваших округов есть такие соборы, которые могли бы давно уже десять храмов восстановить, а они даже пальцем не повели. Теперь начнем работать персонально с каждым и будем делать выводы… Я хотел бы предложить, чтобы среди вас были распределены храмы, которые требуют внимания или восстановления. И чтобы вы взялись за это крепко и собирали средства, находили благотворителей, а я знаю, что около каждого благочинного много таких благотворителей. Нужно в Бога богатеть (см. Лк. 12:16-21), и средства этих людей направлять на тот храм, который вам будет распределен. И все это будет для вас посильно. Я вот, например, смотрю на батюшку, он скажет: " У меня всего-то пять приходов, что я могу сделать? " Все это учитывается, потому что мы соединим вас с другим благочинием, и вы вместе будете трудиться. Ничего непосильного не будет. Но нужно сдвинуться с места и показать, что мы можем преодолеть эти трудности. Кроме нас никто не будет это делать. Все сейчас говорят о кризисах: у кого в голове, у кого еще где-то. А мы должны с именем Божиим трудиться, как всегда это делали в трудные времена героические люди, и были результаты. И, я думаю, так будет в нашей епархии! Я хотел бы, чтобы отец Михаил Егоров раздал после представления каждого документа соответствующие бумаги, и мы поговорили о том, как и что нам надо делать. У нас есть Благотворительный фонд, у нас есть в этом фонде Управляющий совет, который возглавляет отец Михаил. И я отцу Михаилу поручаю эту работу со всеми вами, сидящими здесь, координировать. Со всеми вопросами вы будете обращаться к нему, а он уже будет передавать соответствующую информацию мне».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Особое внимание председатель ФХУ уделил роли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в процессе храмостроительства. Напомним, именно Его Святейшеству принадлежит инициатива по созданию Программы строительства православных храмов в Москве. При этом Предстоятелем Русской Православной Церкви принято знаковое решение об оказании финансовой поддержки со стороны Московской Патриархии проектируемым и строящимся храмам. Благодаря этому в 2019 году Программа совершила качественный скачок. Об этом же говорил и Владимир Ресин: «Всего с начала Программы возведено 92 храмовых комплекса. И это не просто одиночные храмы, а храмовые комплексы, со всей сопутствующей для жизни прихода инфраструктурой: приходскими домами, воскресными школами, концертными залами, церковными лавками, инженерными корпусами, другими постройками социального и хозяйственного назначения». В докладе заместителя руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Константина Блаженова была отмечена важность всестороннего освещения социальной пользы новых столичных приходов: «Создаются не просто храмы, а новая общность людей, которых объединяет общее дело, общее стремление к созиданию. И очень важно, для профилактики негативных настроений, чтобы о той социальной работе, которая проводится в новых храмах и в тех общинах, которые имеют еще только временные часовни, знало население города. С этой целью Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы проводит ежегодную фотовыставку. Что интересно, репортажи для нее делают сами прихожане». В 2020 году традиционная фотовыставка на Гоголевском бульваре под открытым небом, посвященная деятельности новых московских приходов, пройдет в июне и станет уже пятой экспозицией, организованной Департаментом. «Эти ежегодные выставки стали уже традиционными, и в общей сложности за прошедшие четыре года их увидели более 115 тыс. москвичей и гостей столицы», – сообщил Константин Блаженов. Фотографии предоставлены Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/politnews/2020/01/28/...

Люди, которые пытаются раскачать ситуацию межконфессионального мира, ни перед чем не остановятся. Эти люди не только поджигают православные храмы, но и пытаются поджигать мечети. Так, 13 августа в поселке Большие Клыки пытались поджечь мечеть. Этим людям всё равно, что жечь: мечети или церкви, главное – попытаться раскачать межконфессиональный мир. «Единственный способ нормализовать ситуацию в республике – полностью поменять политику в религиозной и национальной сфере» Роман Силантьев , исламовед, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества: Роман Силантьев. – Я считаю, что причина поджогов православных храмов в Татарстане – проваленная государственно-религиозная политика республики. Мы имеем хорошую работу правоохранительных органов, адекватное руководство муфтията, хорошие межрелигиозные отношения, но при этом в Татарстане существует заметная группа террористов, которая возникла при попустительстве властей. Сравнивая Татарстан с другими регионами, например с Башкирией, где также наблюдается присутствие ваххабитских экстремистов, мы видим, что при одинаковом конфессиональном составе населения поджогов православных храмов в Башкирии нет. Нет и таких резонансных терактов. Татарстан на сегодняшний день находится на одном из первых мест по террористической угрозе в стране. Даже в Чечне сейчас гораздо спокойнее, чем в Татарстане. Отмечу, что виноват здесь совсем не Рустам Нургалиевич Минниханов. Ему просто досталось проблемное наследство – ведь именно при его предшественнике в республике появились первые ваххабитские общины, чиновники пропитались ваххабитской идеологией, откровенные ваххабиты встали во главе мусульманской общины и начались первые теракты. Единственный способ нормализовать ситуацию в республике – полностью поменять политику в религиозной и национальной сфере. Какие проблемы сейчас стоят и требуют незамедлительного решения? Во-первых, терроризм: атаки на православные храмы и часовни (поджоги храмов и домов священников, минирование и осквернение храмов, часовен и святых источников); убийства и покушения на убийство дружественных Церкви мусульманских духовных лидеров; «классические» теракты (подрывы трубопроводов, ракетные атаки объектов химической промышленности и т.д.).

http://pravoslavie.ru/67679.html

Сегодня Нина Васильевна вспоминала о том, что в самом начале польско – литовской интервенции поляки – захватчики, заняв Москву, пошли на Лавру. Там, где сейчас поселок Ашукино, 30 тысяч русских воинов- ратников пытались сдержать натиск врагов. 22 сентября 1608 года произошло кровопролитнейшее сражение. К сожалению, большинство русских воинов погибло 23 сентября. Захватчики были уже у стен Лавры, но защитники нашей Родины смогли ослабить, обессилить захватчиков, так что они двенадцать месяцев осаждали Лавру, так и не смогли ее занять. И в память об этой битве, на месте, где она происходила, рядом с ашукинским кладбищем тоже создан небольшой храм и мемориал. Мы стараемся, чтобы люди, приходя в наши храмы или приезжая на наши источники, могли назидаться чем – то полезным для себя. Не секрет, что сейчас развита очень печальная тенденция в нашем обществе- человеческая безучастность. Многие люди, особенно- далекие от церкви, стараются построить рай за своим забором, создать благополучие своей собственной семьи, не чувствуя чужую боль, не печалясь за судьбу своей страны, своей Родины, за будущее. В общем – то цифры и тенденции страшные, я уже не буду лишний раз перечислять статистику наркомании, алкоголизма, раковых заболеваний, засилия мигрантов, и так далее. В общем, они говорят, что, если мы останемся безучастными, то вряд ли, если не мы, то наши потомки увидят что – то хорошее впереди.  И для того, чтобы как - то пробудить людей, встряхнуть их, мы и проводим подобные мероприятия. Проводим работу, в первую очередь, с молодежью - в школах, в детских садах и, конечно, в воинских частях. Потому что человек, находясь еще в юном возрасте, гораздо глубже впитывает в себя то, что дает ему окружающий мир, чем тот человек, который уже созрел и сформировался. Молодежь глубже и быстрее впитывает многие полезные для себя вещи, поэтому эти мероприятия у нас регулярные. И мы стараемся, созидая наши храмы, часовни, устраивать также парки в память погибших, памятники. У нас много таких мест, памятники есть погибшим морякам, сейчас созидаем памятник погибшим казакам и казачкам.

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-poet...

Собственные праздники цакмуку были и в других городах; с одной стороны, и они служили для прославления местного бога, а с другой – являлись выражением радости по случаю вступления солнца в свои права. Затем у вавилонян был праздник жатвы, соответствующий еврейскому празднику кущей, и праздник мрака и плача, не вполне попятный по своему значению. Некоторые говорят о праздновании субботы (Чэд Боскавен, Мензис), но другие не находят в памятниках никакого намека на это (Иеремиас, Вурм). Храмы для богов обыкновенно устраивались в форме часовни, но рядом с ней возводилась кирпичная башня в несколько этажей; наверху ее также устраивалась маленькая часовенка. В главной части храма было таинственное отделение, вход в которое был закрыт завесою; здесь хранились драгоценные письменные памятники народа или города. Позднейшие храмы часто приспособлялись к астрологическим целям: на них непременно устраивалась зигуррат или обсерватория. Самым знаменитым храмом был храм Бэла, находившийся недалеко от Вавилона к юго- востоку от него; он состоял из 8 этажей и был расположен в середине огороженного пространства в 4 квадратных стадии. Александр Великий хотел возобновить это разрушенное здание, но несмотря на то, что 10000 рабов в течение 2 месяцев занимались очисткой мусора, работа была почему-то прекращена. Вавилоняне верили, что божество на столько сживается с своим храмом, как местом постоянная своего жилища, что неохотно переходит на другое место; поэтому при возобновлении храма они всячески старались о том, чтобы новая закладка была положена на старом фундаменте. Жрецы пользовались у вавилонян чрезвычайно большим влиянием в народе. Это была замкнутая каста, скрывавшая от народа свои традиции и обладавшая довольно обширными знаниями в области астрономии, медицины, тайных наук и т. д. У жрецов существовали собственные школы, в которых их дети, получавшие жреческое достоинство по наследству, учились тайнам своего служения. Между жрецами существовало деление на классы, из которых каждый исполнял особую религиозную функцию; Диодор Сицилийский говорит, что у вавилонян были жрецы для принесения жертв, затем жрецы очистители, заклинатели, авгуры, снотолкователи, гаруспиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Рубрики Коллекции Священник Дмитрий Николаев. Чудаки на Русском Севере 2 мин., 21.08.2020 Поделиться М. : Никея, 2020. - 240 с. - (Русское пространство). Московский священник Дмитрий Николаев - один из вдохновителей «Общего дела» (проекта, в рамках которого с 2013 года волонтеры восстанавливают деревянные храмы Русского Севера). Увлекательно и живо рассказывает он в своей книге об экспедициях, в ходе которых были возрождены уникальные памятники деревянного зодчества Архангельской области. Жанр книги - синтез путевого дневника с лирическими очерками о людях, с которыми сводила судьба отряд добровольцев с емким названием «Небо зовет!». Картины северных просторов так живописны и выразительны, что читатель как будто становится частью отряда романтиков-энтузиастов, среди которых режиссеры, музыканты, актеры, архитекторы, офицеры, бизнесмены, преподаватели, студенты и школьники, адвокаты, есть даже ветеринар и помощник министра! Как в сказке, восстают из руин церкви и часовни и наполняются местными жителями, прадеды которых строили эти храмы. Невозможно без волнения сердечного читать описание крещения: «Мне казалось, что мы попали во вневременную зону, в бесконечность. Момент крестного хода вокруг купели стал торжественным, ликующим шествием. Двадцать пять новокрещеных разных возрастов, в том числе родители с детьми, во время Божественной литургии шли в белых одеждах по храму, в котором молились их предки и который еще месяц назад стоял пустой и разрушенный, а теперь в нем открываются двери вечной жизни…» Сказка эта, однако, рукотворная, рождающаяся в тяжелом труде, в жару и холод, но с неизменной душевной радостью от общего дела, благодаря которому возрождается жизнь в умирающих северных деревнях. Ведь, как пишет отец Дмитрий Николаев, будет храм - будет жизнь в деревне. После прочтения этой книги очень хочется стать частью «Общего дела», побывать на Русском Севере и убедиться, что «экспедиция есть путешествие в те места, где и жизнь иная, и время течет иначе, и присутствие Божие не просто ощущается, а просто не обсуждается. И чудеса, с этим связанные, - суть живительная среда, в которой пребывает всякий, возложивший руку свою на плуг “Общего дела”». Вот так чудаки, которые едут за тысячи километров с чадами и домочадцами (Дмитрий Николаев берет в экспедиции шестерых своих детей) провести отпуск в труде и молитве, меняют мир к лучшему. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/svjashhennik-dmitrij-niko...

Добровольцы «Общего дела» в 2019 году отреставрируют 40 деревянных храмов Поморья Архангельск, 4 марта 2019 г.      Добровольцы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» в 2019 году планируют провести реставрационные работы на 40 церковных памятниках в Архангельской области, сообщает Патриархия.ru . По словам руководителя экспедиций проекта Никиты Мелентьева, всего в этом году запланировано 70 экспедиций, большая часть — в Поморье. Волонтеры будут работать в Каргопольском, Вельском, Мезенском, Онежском и Пинежском районах. «Командировки начнутся в мае и будут продолжаться до октября. Планируем привлечь к ним около 700 человек, в основном это — москвичи. Экспедиции в среднем длятся 7-10 дней, за это время можно провести достаточно существенные консервационные работы», — отметил представитель «Общего дела». На Русском Севере сохранилось около 600 деревянных храмов, большая часть из них нуждается в спасении. На помощь церквям уже больше 10 лет приезжают добровольцы «Общего дела» — участники проекта спасли от разрушения уже более сотни объектов в Карелии, Коми, Марий Эл, Архангельской, Кировской и Вологодской областях. «До сих пор на Русском Севере можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад. В годы советской власти огромное число храмов было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады, оставалось в запустении. Нам выпала честь найти эти храмы, сохранить и передать потомкам. В первую очередь важно провести противоаварийные работы: отремонтировать кровли, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях. Если не сделать этого сейчас, многие деревянные святыни скоро разрушатся, как уже исчезли безвозвратно сотни северных храмов», — сообщается на сайте «Общего дела». Желающие присоединиться к команде спасателей храмов могут найти информацию здесь: http://obsheedelo.ru/expeditions/take-part/ . 4 марта 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/119672.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010