54 Республика Карачаево-Черкесия. Нижний Архыз. Церковь Георгия Победоносца (Северный храм) 55 Прочие страны. Хорог. Церковь Михаила Архангела 56 Грузия. Метехи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 57 Нижегородская область. Филипповское. Церковь Казанской иконы Божией Матери 58 Нижегородская область. Выкса. Выксунский Иверский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 59 Нижегородская область. Кочкурово. Церковь Троицы Живоначальной 60 Тверская область. Новосёлки, урочище. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 61 Владимирская область. Гусь-Хрустальный. Собор Георгия Победоносца 62 Владимирская область. Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 63 Рязанская область. Ижевское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 64 Нижегородская область. Большое Широкое. Церковь Николая Чудотворца 65 Московская область. Новохаритоново. Церковь Георгия Победоносца 66 Тверская область. Уницы. Церковь Троицы Живоначальной 67 г. Санкт-Петербург. Пушкин (Царское Село). Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе 68 Воронежская область. Верхний Мамон. Церковь Митрофана Воронежского 69 Кировская область. Вагино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной 70 Кировская область. Сырчаны. Церковь Вознесения Господня 71 Челябинская область. Веры, остров. Пещерный комплекс старообрядческого скита на острове Веры озера Тургояк 72 Республика Татарстан. Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Богоявления Господня и церковь Андрея Первозванного 73 Кировская область. Омутнинск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной 74 Новгородская область. Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице 75 Красноярский край. Красноярск. Успенский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всецарица " 76 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа 77 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь 78 Ленинградская область. Сосновый Бор. Церковь Александра Невского (новая) 79 Московская область. Битягово. Серафимо-Знаменский скит. Церковь Серафима Саровского и иконы Божией Матери " Знамение "

http://sobory.ru/best/?auth=14252

Единственным украшением его кельи были распятие и икона Пресвятой Богородицы. Пафнутий все более и более посвящал себя молитве и переписыванию святоотеческих творений, в особенности преподобного Исаака Сирина. В 1830 году он был рукоположен в иеромонаха, а спустя некоторое время назначен духовником лавры. Помимо иноков, ему приходилось принимать также множество мирян. Со скорбью взирая на грехи приходивших к нему людей, он ополчался прежде всего на сам грех и, с болью душевной молясь о кающихся, не приписывал никакого грехопадения злобе человеческой и обдуманному намерению согрешить, а только исконному врагу нашего спасения. В 1838 году он принял великий ангельский образ – схиму с именем Парфений, в честь святого Парфения Лампсакийского (память 7 февраля), явившегося ему незадолго до пострига. Приняв схиму, преподобный Парфений всецело предался молитве, которая стала с той поры непрестанной. Он повторял слова, услышанные им от Самой Богородицы во время молитвы перед Ее иконой: «Схимничество есть посвящение себя молитве за весь мир». Он испытывал чрезвычайное благоговение перед Пресвятой Богородицей, Которая не раз являлась ему, и, пылая любовью к Ней, часто повторял: «Иисусе и Марие, Вы бо радосте моя!» Воодушевленный таким благоговением, он составил многочисленные молитвы Христу и Матери Божией, которые впоследствии получили широкое распространение в России. Он именовал Пресвятую Богородицу Пещеро-Лаврскою Игуменьей и видел в Ней совершенный образец монашеского жития. Преподобный жил в тесной келейке, напоминавшей пещеру. Единственное окно в ней было закрыто иконой Матери Божией, перед которой горела неугасимая лампада. Он обычно говорил: «На что мне свет чувственный? Она, Пречистая, – свет очей и души моей». Он часто удалялся в лес при Голосеевской пустыни для уединенной молитвы, а возле своей кельи поставил собственный гроб, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Однажды зимой разбойник снял с него шубу из овчины. Когда грабитель был пойман, преподобный сказал, что тот не сделал ему никакого зла, и даже послал этому человеку денег на пропитание.

http://pravoslavie.ru/60645.html

Если посмотреть на Катихизис, то в каждом пункте его есть тайна, так же как Священное Предание тоже есть тайна, очень глубокая, ибо мы не знаем даже элементарных вещей, нужных для нашей жизни. Например, когда и как было установлено таинство Евхаристии? Что дает нам это Таинство, когда мы причащаемся? Почему оно может быть в суд или в осуждение? Что не входит в Священное Предание? Мы с вами любим читать книги о прп. Серафиме Саровском . У него есть много предсказаний. Входит ли это в Священное Предание? В Николо-Кузнецком храме икона «Утоли моя печали» является чудотворной. В этом сомнений никаких нет – очень много чудесных исцелений и помощи она оказала людям, это все зафиксировано. Входит ли это в Священное Предание? О таинстве елеопомазания, о котором упоминает св. Василий Великий , пишет апостол Иаков. А. когда оно было установлено? И почему оно установлено в форме семикратного помазания? Символический смысл троекратного погружения при крещении, о котором говорит св. Василий Великий , известен – в честь трехдневного погребения Господа Нашего Иисуса Христа. Откуда взялось троекратное погружение? Почему недостаточно одного? Эти вопросы остаются. Здесь есть тайна. Что-то из этого мы узнаем, что-то не узнаем никогда. Лекция 4 Мы рассматривали способ сохранения Божественного Откровения. Божественное Откровение было дано пророкам. Оно было дано Самим Господом нашим Иисусом Христом, когда Он пришел на землю. Было дано все потребное для спасения. Каким образом сохраняется Божественное Откровение? Его «охраняет вся Церковь двумя способами: посредством Свщ. Предания и посредством Свщ. Писания. Конечно, для нас важны те истины, которые даны были для спасения всего человечества, – те истины, в которые наша Церковь веровала всегда, начиная с апостольских времен. Поэтому только о них идет речь. Безусловно, церковное Предание более широкое. Мы, например, читаем в патериках, в житиях святых, что же было дано в качестве Откровения: тому или иному святому, – это тоже сохраняется нами как церковное Предание. Например, в Евангелии ничего не сказано о мытарствах, а в житии св. Феодоры сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

линия освящения вытесняет линию обожения. Обратный процесс, начавшийся снизу в русском монашестве, а также за пределами России деятельностью св. Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников, вырастает постепенно в русское исихастское возрождение XIX-XX вв. Его основные вехи - создание и распространение русского " Добротолюбия " (фундаментальный свод исихастских текстов, не раз пересматривавшийся, дополнявшийся и ставший базовым руководством для устроения православного сознания и жизни); создание влиятельных очагов исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Саров и др.); подвиг учителей русского исихазма - свв. Тихона Задонского, Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в нашем веке - св. Силуана Афонского и его ученика игумена Софрония (Сахарова); становление новых форм исихазма - странничества и, в особенности, старчества. Новые формы показывали, что особая черта русского исихазма -широкое развитие намеченной у Паламы тенденции к утверждению исихазма в качестве универсальной, общеантропологической стратегии: в отличие от древнего института старцев - наставников иноков, в русском старчестве, а также в движении " Монастырь в миру " , идущем от славянофилов и получившем развитие в нашем веке, в том числе, при большевистских гонениях, - совершается выход исихазма в мир. Богословско-философское продумывание исихазма, начатое Максимом Исповедником и, в особенности, Паламой, не было воспринято и продолжено в России вплоть до нашего века (что повлияло на судьбу как русского исихазма, так и русской культуры в целом). Однако в последние десятилетия это продумывание развернулось весьма активно, причем тут ясно выступает утверждаемая исихазмом опытная основа и типология богословской мысли: происходящее осмысление исихазма - не отвлеченный анализ, но выражение опыта Традиции, данное, в большой мере, прямыми носителями его, афонскими подвижниками епископом Василием (Кривошеиным) и игуменом Софронием (Сахаровым). Наряду с ними, новый этап, на Западе неудачно называемый " неопаламизмом " или " неоправославием " , создавали богословы русской диаспоры - В.Н.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1478...

Это общественная экологическая организация «Зеленое движение», где не только делались конкретные дела, но и велось знакомство с научными и философскими работами, посвященными экологии, включая и мнение Православной Церкви. И, наконец, это общественное историческое объединение «Саровская пустынь», занявшееся историко-краеведческими исследованиями. Начатые на общественных началах, эти работы получили и широкое признание общественности, и поддержку местных властей. В этом одна из причин существования этой организации вплоть до настоящего времени. Но активность и духовный поиск могут вести к разным целям и приводить к разным результатам. Конечно, не все члены этих организаций со временем пришли в Церковь. Скорее, лишь некоторые. И должны были произойти события российского и мирового масштаба, чтобы раскрепостить православное творчество горожан. Хронологически первым из таких событий является, конечно, 1000-летие крещения Руси. Примерно с 1988 года вблизи Сарова при участии наших горожан проводились встречи жителей города, ученых Ядерного центра с российскими деятелями культуры и священнослужителями. Встречи имели разные названия, но их неотъемлемой частью были сообщения о преподобном Серафиме Саровском, и в историю они вошли как Серафимо-Дивеевские чтения. Одним из итогов Пятых чтений, состоявшихся в 1992 году, был призыв к созданию «международной ассоциации ученых и специалистов православного вероисповедания». О дальнейшей судьбе этой инициативы не известно. Существует версия, что после того, как организацию чтений в какой-то момент взяли на себя политизированные люди, возникла пауза, теперь уже многолетняя. От присутствующего здесь Павла Васильевича Флоренского я слышал другую версию: чтения прекратились естественным образом: зачем говорить о батюшке Серафиме в аудитории, когда после 1991 года можно идти в открытый храм и говорить с ним там. Начало 90-х годов – трудное время для сотрудников Ядерного центра. В угаре перестроечного пересмотра ценностей нашего бытия общественное мнение, выражаемое подавляющей частью СМИ, не признавало своим наследством «советский атомный проект». Приведу цитату: «Общественное мнение обрушилось на них, клеймя беспощадно: «Милитаристы! Ястребы! Поджигатели войны! Алесь Адамович предсказывал, что их «начнут отлавливать и топить». (Н.Андреев. Храм и хлам. «Известия», 27.01.1998, 14.)

http://pravmir.ru/atomnaya-bomba-spasti-...

Молодой художник Валерий Садиков в качестве стилистической ориентации выбрал византийской иконопись и мозаику. Это явно сказывается в миниатюре, исполненной в 1998 г. : подчеркнутая графичность основных линий лика и складок одежд, ряды белильных оживок на волосах и бороде святого. Фоном служит изображение облаков, которые крупными своими массами монументализируют и выявляют фигуру святителя. Св. Серафим. Т. Пантелеева Тамара Пантелеева (Артамонова) с особым трепетом относится к образу преподобного Сергия. Известны принадлежащие ее руке  поясное изображение святого (1992) и образ преподобного, изображенного в полный рост (1997) . На обеих миниатюрах Сергий правой рукой благословляет, а в левой – держит свиток. Первая (поясное изображение) – сдержанная по колориту, и только ярко-желтого цвета нимб, светящийся, как пламя свечи, вносит колористическое разнообразие. Вторая – благородная по пропорциям и тону: сиреневая мантия, приглушенно-зеленого цвета кукуль, холодновато-коричневая ряса и позем на теплом и холодном одновременно розовато-сиреневатом с охрой фоне. Простота и строгость ювелирного обрамления иконы дополняет и подчеркивает индивидуальность миниатюры. Тамара Пантелеева не раз обращается и к образу Серафима Саровского, исполняя в 1992 г. поколенное его изображение , а в 1997 – в полный рост . Первый образ, так же, как и изображение прп. Сергия Радонежского1992 года, поясное. Миниатюра была задумана и исполнена как парная вышеназванной, отсюда и аналогичное колористическое решение, но с более мягким контрастом нимба и фона. На последней миниатюре преподобного Серафим изображен в рост, идущим по лесу. Одет он в черную мантию, на голове его клобук, в правой руке посох, в левой - четки. Т. Пантелеева передает характерные черты внешности святого: невысокий рост, согбенные плечи, широкое лицо, обрамленое седыми волосами и бородой, добрые и проницательные карие глаза. Даже одежды его пронизаны неземной весомостью. Художник в копии сохраняет ощущение исходного материала  – акварели, так легки и прозрачны краски, положенные на эмаль, а черные цвета одежд святого не черны и непроницаемы, а воздушны и сотканы из различных оттенков зеленого, фиалетового и черного.

http://pravoslavie.ru/321.html

Да пребывает Воскресший Спаситель со всеми нами во все дни нашей жизни! …1920… При отпевании доктора В. Н. Штурма 405 В Спасо-Песковском храме 406 14/27 июля 1920 года Мне не хочется обращаться к тебе, дорогой Всеволод Николаевич, с обычным приветствием, я хочу обратиться к тебе с приветствием самого любимого тобою святого, преподобного Серафима Саровского , которому ты старался подражать. Преподобный Серафим каждого, приходящего к нему, всегда приветствовал такими словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Подражая ему, я говорю: «Радость моя, дорогой мой друг, Всеволод Николаевич, Христос Воскресе!» Теперь ты, конечно, в этом вполне уверился, что эта жизнь на земле временна, а там, куда ты ныне перешел, все те, кого ты любил, все вместе; так и мы будем с тобою. От этого сознания делается сердцу отрадно при разлуке с тобой. Но невольно все хочется говорить о тебе. Да, братие, вы все знаете покойного. Может быть, многие из вас были подняты с одра смерти благодаря его врачебной помощи. Покойный был большая душа, широкое сердце, редкий человек; это я могу поистине сказать. Некоторые сравнивали его с одним известным врачом, доктором Гаазом 407 , о котором вы, наверное, читали в брошюрах и книгах, а я лично слышал от покойной моей матери, бывшей с семьей Гааза в близких отношениях; что сама она слышала, то мне передавала. Сходство между ними действительно есть, но есть и разница. Гааз филантроп, альтруист с некоторым оттенком сухого протестантского христианства, а Всеволод Николаевич прежде всего – православный христианин, человек, всею душою любящий Святую Христову Церковь ; все, что он делал, он делал ради любви ко Христу. Я как-то шутя говорил ему: «В старину у нас были блаженный и юродивый Христа ради, а теперь вы – врач Христа ради». Он и поистине был таким, подобно Пантелеимону, Косме и Дамиану и другим врачам-бессребреникам. Он ради Христа старался помочь больному, и не только его телу, но и душе. Он желал, чтобы больной проникся весь верою во Христа, и молился за каждого своего больного. И действительно, помощью Божией нередко совершал чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Нам остается еще рассмотреть южную ветвь русского старчества, ведущего свое начало от старца Паисия. Из непосредственных учеников старца Паисия на юге России известны: монах Герасим, постриженник старца Паисия, по выходе в Россию жительствовавший в Софрониевой пустыни Курской губернии; в Екатеринославской епархии подвизался иеросхимонах Ливерий, скончавшийся в глубокой старости в 1824 году. Он имел своим учеником инспектора Екатеринославской духовной семинарии ученого инока Макария, впоследствии знаменитого начальника Алтайской миссии. Наиболее же широкое влияние на юге России имел, несомненно, знаменитый иеросхимонах Василий (Кишкин). Он происходил из дворян Курской губ., много странствовал и жил подолгу на Афоне и в Молдавии у старца Паисия. Возвратившись в Россию, он был строителем Белобережской пустыни, потом жил в Кременецком монастыре, в Саровской пустыни, в Коренной, в Глинской, в Софрониевой и Борисовской пустынях Курской епархии, в Рыхловском монастыре Черниговской епархии, в Усть-Медведицком монастыре Донской епархии, в Севском монастыре и в Площанской пустыни Орловской епархии. Во всех этих обителях он оставил многочисленных учеников и скончался в 1831 году. Он имел счастье слушать беседы Тихона Задонского и был другом Антония, архиепископа Воронежского. Это был замечательный подвижник, с юных лет отличавшийся целомудрием, смирением, терпением и любовию к оскорблявшим его. Из его учеников известны: оптинский старец Лев, находившийся под его руководством в Белых берегах; Серафим, бывший настоятель Белобережской пустыни; Арсений, подвизавшийся в Рославльских лесах; схииеродиакон Мельхиседек; схимонах Белобережской пустыни Макарий и другие подвижники этой обители, о которой нужно сказать, что она так же была замечательным средоточием Паисиевского движения. Далее учениками старца Василия были: Афанасий, схимонах Афонский; иеродиакон Анастасий, подвизавшийся в Свенском монастыре и в Рославльских лесах; архимандрит Симонова монастыря в Москве Мельхиседек, Оптинский архимандрит Моисей , игумения Усть-Медведицкого монастыря Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

С ним произошла разительная перемена, и это замечали все, кто знал его. До этого он слыл «мрачным Глебом». Теперь же был внутренне глубоко счастлив: открылась цель, жизнь обрела смысл. Отец Владимир открыл для него подвижническую, мистическую сторону православного христианства. Перво-наперво он дал Глебу житие преподобного Серафима Саровского († 1833), одного из самых любимых святых земли Русской, потом житие преподобного Сергия Радонежского и наконец классическое руководство по внутренней молитве «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Душа Глеба жадно поглощала русские святоотеческие писания, книги о подвижниках Святой Руси. Он знал, что помимо преподобных Сергия и Серафима было очень много пустынножителей – отшельников, пребывавших в единении с Богом среди бескрайних лесов России вплоть до нашего столетия. И особенно взволновали его жизнеописания старцев Оптиной пустыни, они продолжили традицию пустынников рославльских лесов, откуда изначально и пришли, и представляли в истории современной Церкви один из самых разительных примеров духовного преемства. В XIX и начале XX века Оптинские старцы оказывали огромное влияние на русское общество, вызвав широкое процветание святости. 265 Выполняя древнюю пророческую роль Церкви ( 1Кор.14:3 ), они даром Божией благодати проникали в людские сердца и целили раны душевные и телесные. Их пророчества и внушаемые свыше советы и назидания привлекали искателей духовности со всей Руси, их посещали Достоевский, Гоголь, Леонтьев и Лев Толстой. Опять же с помощью отца Владимира Глеб познакомился с учеником святого Нектария (одного из последних Оптинских старцев) отцом Адрианом Рымаренко, который привел отца Владимира в Церковь . Тогда уже пожилой, отец Адриан со своей матушкой жил в Спринг Веллей в штате Нью-Йорк, где основал Ново-Дивеевскую женскую обитель. Так же, как и в Европе, он духовно окормлял мирян из христианской общины, собравшихся вокруг него. Вместе со своей паствой отцу Адриану выпало много пережить. Во время Второй мировой войны прямо на его глазах его родному сыну осколком от бомбы снесло полголовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнет день с чтения и потом в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а еще лучше — стараться исполнить) — он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно прилагать усилия. —Владыка, а что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию? —Это понятие достаточно широкое. Конечно, в основе — книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Затем толкования на Писание — это литература, которая в доступной форме объясняет и дополняет его. Есть огромный корпус аскетической монашеской литературы: это книги, в которых изложен духовный опыт людей, сумевших жить согласно Евангелию, в основном тех, кто признан Церковью святыми. Чтение таких книг помогает нам, хоть мы и не ведем столь же напряженную аскетическую жизнь, стать причастниками опыта святых, пользоваться его плодами. Еще, конечно же, сюда можно отнести жизнеописания подвижников, святых угодников Божиих. В общем, это большой корпус книг, и он постоянно дополняется. В последние десятилетия появились замечательные духовные книги наших современников, ныне живущих или живших совсем недавно. Все эти книги говорят об одном: как жить человеку сегодня, в тех условиях, в которые он поставлен, но при этом исполнять заповеди Божии — так же, как их исполняли те, кто жил и сто, и тысячу, и почти две тысячи лет назад. —Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов? Почему нельзя доверять исключительно самому себе? —Собственно говоря, любую древнюю книгу невозможно понять без толкований. Любой текст может быть адекватно воспринят только в обширном контексте — в контексте своего времени, культуры, истории того народа, где он появился. С помощью толкований, объяснений читающий приобщается к реалиям этого текста. Это первое.

http://pravmir.ru/slovo-bozhie-vsegda-do...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010