Церковь во имя св. Георгия Победоносца. 1691 г. Фотография. 2015 г. Церковь во имя св. Георгия Победоносца. 1691 г. Фотография. 2015 г. Важным периодом истории М. м. было настоятельство архим. Серафима (1679-1699), начиная с которого до 1764 г. обитель возглавляли также архимандриты. При нем велось строительство каменного храма. Настоятель составил воззвание к благотворителям, на к-рое откликнулись мн. бояре и царственные особы. Царь Феодор Алексеевич в 1681 г. пожаловал на церковь 200 пудов железа, цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи в 1684-1691 гг. многократно жертвовали деньги и материалы на церковное строительство, отдельные предметы (напр., медное паникадило), церковное облачение. В 1691 г. строительство было окончено. В 2-этажном 5-главом храме нижняя зимняя церковь была освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, верхняя, летняя - в честь Рождества Пресв. Богородицы. К сер. XVIII в. с 3 сторон, кроме восточной, к церкви была пристроена каменная галерея, с западной стороны - каменная колокольня с часами. Впосл. в нижней церкви появились приделы во имя свт. Димитрия Ростовского и в честь Воздвижения Креста Господня. К нач. XVIII в. в М. м. были возведены настоятельский корпус, крытый тесом, и братский корпус, крытый дранью. Над св. воротами размещался «взруб древяной, крыто черепицей». За оградой устроены скотный и конный дворы. В 1708-1709 гг. были выстроены каменные св. ворота с надвратной ц. в честь Вознесения Господня. В 1713 г. начали возводить каменную ограду с 7 башнями под шатровыми верхами, а также каменные братские кельи. Строительство было завершено во 2-й четв. XVIII в., одним из активных благотворителей в тот период был Крутицкий архиеп. Леонид (Петровский), вероятно постриженик мон-ря. Помощь благотворителей укрепила хозяйственное положение мон-ря. В 20-х гг. XVII в. мон-рю принадлежало с. Клетино близ Мещовска с деревнями и пустошами. Впосл. М. м. значительно расширил свои владения, особенно при архим. Серафиме, благодаря пожалованиям царей Иоанна V и Петра I и царевны Софии Алексеевны. В частности, удалось вернуть земли старой обители. В 1678 г., согласно выписи из мещовских переписных книг Василия Сокольникова и подьячего Гаврилы Перекусихина, М. м. принадлежало 67 дворов крестьян. В нач. XVIII в. он владел 4 мельницами, рыбной ловлей, рядом с ним располагалась подмонастырская слободка, в к-рой проживали трудники. В 1725 г. Калужский городовой магистрат распорядился передавать в пользу М. м. сбор с ежегодной Петровской ярмарки в Мещовске, приуроченной ко дню памяти апостолов Петра и Павла, 29 июня. Мон-рю принадлежала и часовня на ярмарке. По данным 2-й ревизии, в 1744 г. обители принадлежали 963 крестьянина.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Лазаря», на северной - «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад». Выбор и размещение сюжетов, лаконичные композиции, трактовка отдельных деталей - все это восходит к традициям мастерской, работавшей в Кастории во 2-й пол. XIV в. Мн. физиогномические типы художники также переняли у предшественников (напр., лик вмч. Георгия схож с изображением того же святого в ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну»). Особенно близкие аналогии с фресками ц. ап. Андрея Первозванного представляет роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в Зевгостаси близ Кастории (1432), что позволило Цигаридасу предположить, что они созданы ок. 1430 г. В обоих ансамблях преобладают легкие, бестелесные фигуры с удлиненными пропорциями и маленькими головами. В трактовке лиц и драпировок все больше используется графическая стилизация. Притом что обе росписи следуют традициям позднего XIV в., они отличаются большей сухостью и декоративностью, характерными для живописи XV в. Храм св. Иоанна Предтечи на пл. Омония в Кастории. Кон. XIV в. Храм св. Иоанна Предтечи на пл. Омония в Кастории. Кон. XIV в. К этому же направлению в живописи раннего XV в. относятся фрески алтаря и наружные росписи вост. стены обновленного храма св. Иоанна Предтечи на пл. Омония. В нем в конхе изображена Богоматерь «Знамение», ниже - «Служба св. отцов», по сторонам апсиды - «Благовещение Пресв. Богородицы». Отдельные образы обнаруживают букв. сходство с фресками ц. ап. Андрея, напр. лик свт. Григория Чудотворца с характерной уже для нач. XV в. декоративной стилизацией рисунка. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 162-167; Τσιγαρδας. 1985/1986. Σ. 386; idem. 1999. Σ. 219, 303-330; Δρακοπολου. 1997. Σ. 113-117. Πιν. 94-98. Церковь Пресв. Богородицы «Одигитрия» в квартале Музевики, ныне освященная во имя покровителя Кастории вмч. Мины, была построена в XV в., судя по фрагментам фресок в алтарной части. В сер. XVI в. нек-рые из них были записаны. В 1654 г. храм был украшен новой росписью, сделанной на средства некой знатной дамы, сохранились фрески на зап. стене и часть ктиторской надписи. В верхних частях стен имеются сцены из «Акафиста», в средних - погрудные образы святых в медальонах, в нижних - фигуры святых в рост. Композиции загружены многочисленными персонажами и деталями, движения и жестикуляция фигур утрированы, объемность одежд преувеличена, сочетание красок необычно - все это придает росписи маньеристический характер. В XVIII в. часть росписей была поновлена. Во 2-й пол. XVII в. был пристроен и расписан нартекс, к-рый в наст. время существует в сильно измененном виде. В этом храме, бывш. кафоликоне мон-ря, в 1706 г. размещалась школа Георгия Кастриотиса.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Славцевская волость, как в давние времена, та и в наши дни, сплошь покрыта лесами, а в старину это несомненно была глушь с непроходимыми лесами и болотами, среди которых поселения располагались как бы отдельными островками. Среди этих лесов в начале XVII в. и была построена деревянная церковь во имя свт. вмч. Георгия. То место, на котором появился этот храм, назвали Георгиевским погостом, а рядом расположились в берёзовых рощах деревни Халтурка и Готовкино, затем появилось село Березники. После 1635 г. церковь была занесена в Патриаршие окладные книги. Кто был инициатором и в каком году появился этот храм на Березниковской земле, история умалчивает. Заселение это волости, вероятно, началось со второй половины XVII в., потому что в писцовых книгах Владимирского уезда 7150-7155 гг. значатся одни только пустоши. По преданию, в Славецких лесах была в старину царская охота, здесь жили царские ловчие, которые в отличие от других ловчих имели белые перевязи через плечо. Может быть, для этих ловчих и была выстроена эта церковка. В конце XVII в. Славецкая волость значится уже в вотчине князя Фёдора Семёновича Урусова, троюродного брата царя Алексея Михайловича. В 1725 г. деревянная церковь сгорела и на её месте возводится каменный храм с тем же посвящением. В этой церкви сначала был устроен только один престол, но в 1781-1788 гг. на средства князя А. П. Голицына в трапезе был устроен второй престол во имя вмч. Параскевы Пятницы. В приходе в это время значилось 350 дворов. В 1838 г. трапезная была расширена и в ней устроен ещё один придел - во имя св. пророка Илии. В 1839 г. к церкви погоста Георгиевского был назначен епархиальным архиереем и переведён из села Эрлекса Судогодского уезда священник Алексей Иванович Успенский (служил в Эрлексе с 1834 по 1860 гг.), управлявший приходом здесь до конца своей жизни. С 1842-1860 гг. в Георгиевской церкви служил священник Борис Иванович Молитвословов. При нём, в 1856-1859 гг., храм перестраивается и расширяется, после чего в нём остаётся один престол во имя св. вмч. Георгия. В этом виде он сохранился до наших дней. Это мощный пятиглавый двухсветный четверик с удлинённой трапезной и многоярусной колокольней. В 1864 г. к церкви погоста Георгиевского переведён с возведением в сан иерея диакон Дмитровского собора во Владимире Иоанн Иларионович Успенский. Он служил в Георгиевском храме до своего выхода в 1885 г. за штат.

http://sobory.ru/article/?object=02094

Патриарх Алексий совершил литургию в Георгиевском храме Поклонной горе Москва, 7 мая 2006 г . 6 мая, в день памяти, святого великомученика и Победоносца Георгия Победоносца Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме во имя св. Георгия на Поклонной горе, передает Седмица.Ru. Святейшему Патриарху сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. По окончании литургии у иконы с частью мощей св. Георгия был совершен молебен. Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Его Святейшество в своем слове отметил глубокую духовную связь между днем церковной памяти св. Георгия Победоносца и Победой нашего народа в Великой Отечественной войне. «Убежден, что св. вмч. Георгий — покровитель всего нашего Отечества», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх указал на промыслительное совпадение праздника св. Георгия с Победой над гитлеровским фашизмом. Предстоятель Русской Церкви от лица ее духовенства и верующих выразил глубокую благодарность всем, кто своим ратным и трудовым подвигом ковал Великую Победу. Святейший Патриарх также подчеркнул, что день св. Георгия — это не только этого престольный праздник храма на Поклонной горе, но и праздник всей Москвы, небесным покровителем которой является св. Георгий, чье изображение помещено на гербе Российской столицы. Предстоятель также тепло поздравил всех, кто в этот день отмечает память своего небесного покровителя. В их числе — настоятель Свято-Гергиевского храма, благочинный Михайловского округа протоиерей Георгий Студенов, полномочный представитель Президента РФ в Центральном ФО Г.С. Полтавченко, мэр Москвы Ю.М.Лужков и префект Западного административного округа Москвы Ю.М.Алпатов. За литургией была возглашена заупокойная ектения, в прошениях которой поминались вожди и воины на поле брани за Отечество жизни свои положивших, а также погибшие пассажиры авиалайнера, потерпевшего катастрофу близ г.Сочи. 7 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17289.html

Храм успешно ведет не только богослужебную деятельность, но и просветительскую работу: в нашем храме есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых, имеется книжная лавка. Также имеется социальная приходская служба храма, которая стала самым распространённым субъектом церковной социальной работы, то есть тем местом, куда можно обратиться за помощью и получить её без долгой бумажной волокиты. Социальной деятельностью храма более 20 лет руководит настоятель протоиерей Алексей Казанчев. Благодетели и добровольцы вместе с приходским социальным работником Безмолитвенной Татьяной заняты непосредственным выполнением социального служения. Святыни [ править править код ] Святыни храма вмч. Георгия Победоносца; вмч. Пантелеимона Целителя; свт. Николая Мирликийского; О святыне… свт. Спиридона Тримифунтского; прп. Нила Столобенского; О святыне… прав. Алексия Московского; О святыне… преподобных старцев Оптинских; прп. Феодора Санаксарского; прп. Александра Санаксарского; исповедника и прав. воина Феодора (Ушакова); прпп. Савватия, Зосимы и Германа Соловецких; икона прп. Серафима Саровского с частицами его вещей (мантии, поручей, чёток, «1000-дневного» камня, келии в Дальней Пустыньке). первоверховных Апостолов Петра и Павла; равноапостольной царицы Елены; великих вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого ; апостола Андрея Первозванного; апостолов от 70-ти Анании и Варнавы; первомц. равноап. Феклы девы; свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского; свт. Луки, архиеп. Симферопольского; мц. Лукии Сиракузской; прп. Пелагии Елеонской; свт. Игнатия, еп. Кавказского (Брянчанинова) ; вмч. Димитрия Солунского; О святыне… вмч. Феодора Стратилата; сщмч. Константина Богородского; сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского; свт. Иннокентия, еп. Иркутского; прп. Александра Свирского; прп. Варнавы Гефсиманского; прп. Ипатия, целебника Печерского; прп. Марии Египетской; прп. Романа Киржачского; прп. Ферапонта Можайского; прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы;

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Великомуч...

Георгиевский собор ждала непростая судьба. В 60-х годах XV века здание собора обрушилось, рухнули своды, сильно пострадали стены храма. В 1471 году для его восстановления из Москвы в Юрьев-Польский приехал известный московский строитель В.Д.Ермолин. Восстановление храма было затруднено отсутствием чертежей или изображений прежнего здания. Поэтому установить камни с изображениями так, как они были выложены раньше не удалось, их выкладывали хаотично. Кроме того восстановленный храм был значительно ниже прежнего. Известно также, что часть рельефных камней осталась лишней, и была позднее найдена на дворах местных жителей. Сейчас эти камни хранятся внутри храма. В XVIII-XIX веках вокруг храма было выстроено множество пристроек, так что здание было практически закрыто для обзора. И лишь в XX веке силами художника и искусствоведа И.Э. Грабаря территория вокруг храма была расчищена и превращена в небольшую городскую площадь. Известно также, что по подобию Георгиевского храма в Москве зодчими Ивана Калиты был построен в 1326 году Успенский собор - первый белокаменный храм Москвы. По материалам книги: «По городам России: Юрьев-Польский», составитель Н.Б. Седова, «Научный Мир», 2009 г. Интересную информацию о Георгиевском храме можно также найти в книге археолога Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли», М.: «Искусство», 1967, эл.версия книги http://www.rusarch.ru/voronin1.htm Георгиевский собор ведет свое начало от Суздальского князя Георгия Владимировича Долгорукова, основателя г. Юрьева. Сей князь в 1152 г., по сказаниям летописи, воздвигнул в городе великолепный, из белого камня храм в честь своего ангела – св. вмч. Георгия, и его наружные стены украсил резными изображениям человеческих фигур, зверей, птиц и растений. Собор существовал слишком 80 лет, а в 1234 г., по повелению Святослава Всеволодовича, первого удельного князя Юрьевского, за ветхостью был разобран и из остатков его был построен на прежнем месте новый собор, также во имя вмч. Георгия. По примеру Георгия Долгорукова, князь Святослав Всеволодович наружные стены новопостроенного собора также украсил резными изображениями и к его благоустройству приложил все свое старание…

http://sobory.ru/article/?object=00203

В храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище (Измайловское шоссе, дом 2) можно помолиться перед иконой святой Матроны с частицей мощей и перед другими ценными святынями: иконой святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их мощей, а также иконой блаженного Августина, епископа Иппонийского, также с частицей мощей. В храме святой благоверной княгини Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, влад.6) также есть икона с частицей мощей блаженной Матроны, а также частицы мощей многих других святых, в числе которых: великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский, святитель Тихон Московский, святитель Димитрий Московский и другие. В храме святых бессребренников Косьмы и Дамиана в Шубино (Столешников пер., 2) также есть икона блаженной Матроны с частицей мощей. Такая же икона пребывает в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке. Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) На подворье Соловецкого монастыря — в храме великомученика Георгия Победоносца в Ендове (ул. Осипенко, 6) — кроме частицы мощей блаженной Матроны, пребывают частицы мощей других святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Пантелеимона и других. Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Ендове В храме святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Большая Полянка, 29а) также можно поклониться не только блаженной старице Матроне, но и святителям Григорию Неокесарийскому и Григорию Богослову, чьи мощи также находятся в храме. Особая святыня, связанная с почитанием святой Матроны Московской, хранится в храме святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (улица Александра Солженицына, дом 15) — погребальная рубашка старицы. В самом Покровском монастыре находится чуть менее известная святыня, связанная с именем блаженной — икона Божией Матери «Взыскание погибших». Часто оказывается, что к этому чудотворному образу очередь совсем небольшая или вовсе отсутствует. За эту икону мы можем поблагодарить блаженную старицу Матрону Московскую — образ написан по ее благословению.

http://pravmir.ru/moshchi-matrony-moskov...

Москва. Церковь Иверской иконы Божией Матери в Очакове-Матвеевском. Иверская церковь при Академии ФСБ Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 10 апреля 2016 года , в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего подворья в Очаково-Матвеевском г. Москвы - храма Иверской иконы Божией Матери при Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Верхний престол храма освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, нижний - во имя великомученика Георгия Победоносца. Храм построен по инициативе руководства и слушателей Академии ФСБ России. Посвящение храма связано с тем, что на протяжении веков к молитвам перед Иверской иконой Божией Матери прибегали во всех опасностях, войнах и бедах, грозивших Русской земле. С 1669 года Иверский образ, именуемый также «Вратарницей», был установлен у врат Московского Кремля. Храм столпообразный, шатровый, пятиглавый, во внешнем убранстве стилистически воспроизводит характерные приемы московской архитектуры XV-XVI веков. Несущие стены возведены из кирпича. Стены храма окрашены в белый цвет, а пять глав покрыты золотом. Вмещает 800-1000 прихожан, площадь - 1280 кв. м, высота - 57 м. Имеет два придела, верхний в честь Иверской иконы Божией Матери, нижний в честь вмч. Георгия Победоносца. В звоннице храма - 13 колоколов, самый большой из которых весит три тонны. Художественное убранство храма разработано и выполнено известными специалистами из Российской академии художеств, которые работали над воссозданием Храма Христа Спасителя и Кронштадтского Морского собора. В верхнем храме находится список Иверской иконы Божией Матери, созданный иконописцами монастыря Иверон на Святой Горе Афон. Иконы для иконостаса нижнего храма в честь вмч. Георгия Победоносца написаны монахами в скиту «Белозерка» на Афоне. При храме возведен приходской дом, в котором разместилась воскресная школа, хозяйственные и служебные постройки, трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=26460

Юрьево (Петрово). Церковь Георгия Победоносца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм св. вмч. Георгия Победоносца в селе Юрьево строили 10 лет, с 1791 по 1801 год. Он был украшен мраморным барельефом Екатерины II, созданным скульптором Ф.И. Шубиным. В 1964 году церковь была закрыта, а приход ликвидирован. Иконостас увезён в Новгородский музей-заповедник. В 1990-е и 2000-е гг. в храме силами местных жителей и приезжающих были вставлены окна. Однако храм продолжает разрушаться. С сайта boreparhia.ru Георгиевская церковь в с.Юрьево, один из наиболее ценных памятников зрелого классицизма на Новгородчине, построена в 1791-1801 гг. на собственные средства помещика, тайного советника Ивана Ивановича Кушелева, о чём свидетельствуют две мраморные доски над входом в храм. Левая доска: «Сей храмъ СВ. В. Георгия заложенъ съ благословения митрополита Гавриила въ 1791 году 15го июля въ царствование Екатерины Великой и стараниемъ сенатора и Св. Георгия 3го класса, св. Анны 1-го класса и Маттинского св. Иоанна Иерусалимского коммандоромъ и кавалеромъ Иваномъ Ивановичемъ Кушелевымъ и супругою его Елизаветою Дмитриевною Кушелевой урожденной Ланскою, бывшею фрелиной второй императрицы Екатерины». Правая доска: «Освященъ съ благословения митрополита Амвросия въ 1801 году 15го июля въ царствование императора Александра 1го въ присутствии создателей храма и ихъ детей камергера Александра, дочерей: Авдотьи и Ольги, строителем Иоасафом Аничковым, протоиереями Петромъ и Иоанномъ при многочисленномъ собрании дворянъ, духовенству и народу». Фасадную сторону архитектурного комплекса храма составляют кирпичные ворота, кованая ограда, сторожка и деревянная церковь во имя Кирика и Иулитты, фланкирующие участок. Ворота с изображением Святого Георгия на арочном фризе, полуколонками по сторонам проезда, коваными решётчатыми створками напоминает арку Новой Голландии в Петербурге. Точно рассчитанное расстояние ворот от церкви позволяет взору входящего увидеть храм как бы в раме и во всей величественности.

http://sobory.ru/article/?object=27529

31 июля 2012 года  Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма Иверской иконы Божией Матери в московском районе Очаково-Матвеевское (Мичуринский проспект, 70). Храм построен по инициативе руководства и слушателей Академии ФСБ России. Посвящение храма связано с тем, что на протяжении веков к молитвам перед Иверской иконой Божией Матери прибегали во всех опасностях, войнах и бедах, грозивших Русской земле. С 1669 года Иверский образ, именуемый также «Вратарницей», был установлен у врат Московского Кремля. Инвестором и генеральным подрядчиком строительства был концерн «Крост». Храм столпообразный, шатровый, пятиглавый, во внешнем убранстве стилистически воспроизводит характерные приемы московской архитектуры XV-XVI веков. Вмещает 800 прихожан, площадь — 1280 кв. м, высота — 57 м. Имеет два придела, верхний в честь Иверской иконы Божией Матери, нижний в честь вмч. Георгия Победоносца. В звоннице храма — 13 колоколов, самый большой из которых весит три тонны. Художественное убранство храма разработано и выполнено известными специалистами из Российской академии художеств, которые работали над воссозданием Храма Христа Спасителя и Кронштадтского Морского собора. В верхнем храме находится список Иверской иконы Божией Матери, созданный иконописцами монастыря Иверон на Святой Горе Афон. Иконы для иконостаса нижнего храма в честь вмч. Георгия Победоносца написаны монахами в скиту «Белозерка» на Афоне. При храме возведены дом причта, воскресная школа, хозяйственные и служебные постройки, трапезная. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста.

http://patriarchia.ru/db/text/4425287.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010