На аресте священника настаивал и бывший председатель революционного совета в Севастополе Докукин, который к тому времени переехал в Москву (впоследствии он стал заведующим кафедрой общественных наук в одном из институтов). Власти приступили к проведению очередной кампании по закрытию храмов и арестам церковносвященнослужителей. Отец Роман чувствовал, что на этот раз арест не минует и его. Своих духовных детей он предупредил о предстоящих испытаниях, чтобы каждый взвесил, сможет ли перенести арест и не впасть в пагубное искушение. Прихожане настолько любили своего пастыря, что никто не захотел покинуть его и перейти в другой храм. Духовная дочь протоиерея Романа Зинаида Борютина поехала к дивеевской блаженной Марии Ивановне и рассказала ей о трудностях, которые возникли в приходе. Мария Ивановна внимательно ее выслушала и, ничего не отвечая, стала бушевать, все рвать, швырять, разбрасывать и настолько разошлась, что испугала даже келейницу. Зинаида ее действия поняла так, что наступает время испытаний, в результате которых братство будет разрушено. На следующий день после праздника Сретения, 16 февраля 1931 года, ОГПУ арестовало протоиерея Романа и около тридцати членов братства святителя Алексия. Когда прихожане утром пришли в храм, он был заперт и уже было известно об арестах. Вскоре после ареста священника и прихожан храм был закрыт и вскоре же разрушен. Сразу же после ареста начались допросы. Арестованные держались мужественно, показав себя твердыми в вере и благородными в ответах. Если отвечали, то лишь о религиозной жизни прихода, которая была далека от какой бы то ни было политической деятельности. Один из обвиняемых показал: «Когда отец Роман Медведь пригласил меня на службу, у него при храме уже было очень много народа. Службу он отправлял ежедневно (утром литургия, вечером – всенощная) при участии певчих из молящихся. Им было устроено братство… Так как члены братства были люди разных профессий, то им вменялось посещение больных, уход за ними, медицинская помощь, помощь бедным, утешение скорбящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако терпел годы, потерплю и еще. Конечно, очень мешает собственная никчемность, которую всегда ношу с собой. Сознаю, что надо делать мне в настоящее время, а не делаю, все отлагаю до будущей перемены условий. Это самая большая причина недовольства собою. Очень всех вас благодарю за вашу непрестанную любовь и заботы обо мне. Как бы мне хотелось еще в этой жизни воздать вам за нее в личном общении. Верю, что это возможно и что это будет. Крепко еще раз целую всех вас в общем и каждого в отдельности. Папа». 26 июля 1936 года окончился срок заключения, протоиерей Роман был освобожден из лагеря и поселился в окрестностях Волоколамска. Затем его перевезли под Москву в поселок Валентиновку к духовной дочери, Маргарите Евгеньевне, муж которой, Александр Андреевич Ветелев, впоследствии стал священником. Здесь отец Роман прожил три месяца. Но туберкулез, которым он болел еще в молодости, за время его заключения усилился настолько, что стал угрожать его жизни, а здешний климат оказался неподходящим для такого рода больных. Один из друзей священника, с которым он несколько лет делил заключение, позвал его к себе в город Черкассы Харьковской области, куда отец Роман и переехал. Но здоровье его и здесь ухудшалось, а отсутствие родных и отдаленность духовных детей создавали дополнительные трудности и беспокойства. Здесь он прожил несколько месяцев. Анна Николаевна в это время подыскивала место, где отец Роман мог бы поселиться, и с помощью протоиерея Зосимы Трубачева такое место было найдено в Малоярославце, где отец Зосима после возвращения из концлагеря был благочинным и служил в Казанском храме. 25 мая 1937 года отец Роман оступился на крыльце домика в Черкассах и сломал пораженную туберкулезом ногу, что до конца жизни лишило его возможности передвигаться самостоятельно. Анна Николаевна перевезла отца Романа в Малоярославец. Здесь за ним ухаживала одна из его духовный дочерей, время от времени приезжали помогать Анна Николаевна с дочерью Ириной, духовные чада отца Романа. Об этом периоде жизни священноисповедника известно из записей его духовной дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия основана Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1909 году. В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы 7 мая 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована. Обитель просуществовала до 1926 года. Возрождение Обители началось в 1992 г, когда ее территория была передана Московской Патриархии. Расписка преподобномученицы Варвары – Вместе с основательницей Марфо-Мариинской обители милосердия преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в сонме новомучеников и исповедников Российских были прославлены еще четверо подвижников Обители: преподобноисповедники Сергий (Сребрянский) и Гавриил (Игошкин), преподобномученицы Варвара (Яковлева) и Евдокия (Кузьминова). Удалось ли узнать какие-то новые подробности об их судьбах или судьбах крестовых сестер после закрытия обители? – Мы занимаемся тем, что стараемся собрать как можно больше сведений о наших новомучениках и о тех сестрах, которые жили здесь, в обители. Они не прославлены, но их жизнь была замечательной. И наверное, самое яркое, о чем можно сейчас сказать - это история преподобномученицы Варвары, которая сопровождала Великую княгиню в ссылку в Алапаевск. Сохранился документ — расписка, которую дала преподобномученица на предложение ей покинуть Великую княгиню. Этой распиской, данной екатеринбургским палачам, она подписывает себе смертный приговор, при этом она обещает безропотно перейти вместе со всеми заключенными на тюремный режим, никогда не просить об освобождении и содержать себя на собственные средства. Мне кажется, это ярко характеризует святую, которая отдала всю себя, без остатка, своей настоятельнице. В этой же расписке она аргументирует свой отказ уйти именно тем, что она очень нужна настоятельнице и никогда ее не бросит.

http://pravmir.ru/creative/nam-hotelos-b...

29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц Марию и Татьяну к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Освободившись в 1934 году, Мария поселилась в селе Высоково, а Татьяна – в деревне Шелудьково Волоколамского района, и стали помогать в Троицком храме протоиерею Владимиру. Они были арестованы в 1937 году вместе с ним. Допрошенные 26 ноября 1937 года, послушницы категорически отказались подтвердить обвинения, возводимые на них следователями, и не согласились никого оговаривать. 28 ноября следствие было закончено, и на следующий день тройка НКВД приговорила протоиерея Владимира к расстрелу, а послушниц Татьяну и Марию – к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. В это время жене отца Владимира Варваре Дмитриевне сообщили, что заключенных готовят к отправке в Москву и поезд пройдет через ближайшую от их села станцию в три часа дня. Ей сказали, что заключенных повезут в первом вагоне, который будет с решетками. Варвара Дмитриевна с детьми подошла к поезду, взяв с собой вещи, – их она полагала передать мужу. Поезд остановился, но вагон с заключенными окружила охрана, никого не подпуская к нему близко. Они стали пристально всматриваться в зарешеченные окошки и вдруг увидели, как в одном из них появилась рука и священническим благословением благословила их. Поезд стоял на станции три минуты, которые показались им одним мгновением. После отхода поезда не было сил идти назад три километра и нести вещи, предназначенные для отца Владимира. В это время подошел подросток, живший в селе Язвище, и спросил, что случилось. Они объяснили, и он помог им донести вещи до дома. Протоиерей Владимир Медведюк был расстрелян 3 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Послушница Мария Брянцева после окончания срока заключения вернулась домой, а послушница Татьяна Фомичева приняла смерть в заключении. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003 год, стр. 182-193.

http://fond.ru/kalendar/1313/tatiana/

Кто направил его в Калугу — осталось неизвестным. Писем у него с собой не было. Причем до Калуги он ехал без билета, зайцем. Он заявил, что у себя на родине читал и пел в церкви. Был сделан ему экзамен. Миша хорошо читал и пел по-славянски, хотя и запинался слегка от волнения. У него оказался звонкий, довольно сильный альт. Преосвященный был в большом затруднении. Он с радостью оставил бы Мишу у себя, но не мог сделать это по разным причинам. Приютил его добрейший иеромонах Н., служивший на приходе в одном из сел Калужской епархии. Миша сильно привязался к нему, и когда, волею судеб Божиих, иеромонах Н. вынужден был уехать, он заболел, возможно, и от переживаний. Слишком горячо реагировало его маленькое, чуткое сердечко на все случившееся. Больной, он пришел пешком в Калугу. Несколько дней пролежал в доме преосвященного, затем был отправлен в больницу, где и умер от менингита, как показало вскрытие. Так как у Миши ничего не было, его одели в рубашку преосвященного, которая была ему ниже колен, а голову обвязали белым платочком. Лежал он в гробу весь в белом, как девочка. Владыка, стоя у его гроба в «пещерном храме», плакал… Вечный тебе покой, маленький страдалец, блаженный отрок Михаил!.. В конце 1934 года матушка преосвященного, томимая тяжелыми предчувствиями и одиночеством (при ней оставалась девушка, прислуживавшая ей), обеспокоенная старческими недугами своими, убедила преосвященного разрешить ей жить вместе с ним в Могилеве. С отъездом матушки и сопровождавшей ее девушки совсем опустел тихий домик на берегу Оки. Владыка реже стал приезжать в Калугу. Но вещи все, кроме самых необходимых, остались в доме, как бы ожидая своего владельца. У преосвященного Павлина было очень много икон. Они украшали все стены не только его кабинета, но и стены приемной комнаты, которая одновременно служила и столовой. Святыня его — святые мощи и другие ценные вещи, а также вся мебель, тоже оставались в доме, который был поручен некоторым доверенным лицам. В кабинете преосвященного все оставалось без изменений, как было при нем.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Бутовский полигон — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий 30 октября. ПРАВМИР. Акция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий, прошла на Бутовском полигоне. В храме Новомучеников и Исповедников Российских  в Бутово была совершена панихида. Затем участники акции по очереди зачитывали имена расстрелянных на полигоне в годы репрессий. «Имена расстрелянных в Бутово зачитываются в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение», — сообщает РИА Новости. Бутовский полигон — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и захоронены более 20 тысяч человек. Около тысячи из них приняли мученическую смерть за исповедание православной веры, более 300 причислены к лику святых. фото: Анна Гальперина   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2014 10 мая, 2014 17 мая, 2014 30 октября, 2012 18 августа, 2014 28 февраля, 2018 18 августа, 2015 8 февраля, 2015 5 августа, 2014 11 мая, 2014 10 мая, 2014 17 мая, 2014 30 октября, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/aktsiya-pamyati-proshl...

На месте массовых расстрелов в Бутово сегодня были зачитаны имена 20 тысяч убитых в годы Большого террора. «Я специально приехала из Одессы. Вот, взяла с собой пакет, хочу набрать горсточку земли. Трудно об этом в общем говорить. Сколько лет, а как тяжело… Невозможно, просто невозможно», – показывает журналистам свой пакетик Галина Ефимова, дочь репрессированного актера ногинского театра Якова Ефимова. Галина Ефимова, дочь расстрелянного за " подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля " актера Якова Ефимова не может сдержать слез, когда вспоминает о своем отце В декабре 1937 ее отца расстреляли в Бутове по приговору «тройки» за «агитацию против советской власти», расстреляли через 15 дней после ареста. «Даже не стали разбираться, в чем дело, – считает Галина Яковлевна. –- Мне было тогда 1.5 года. Я была в архиве, читала дело. Агитация – абсолютно надуманное обвинение, кого он будет агитировать». Цитата из материалов дела: «Работая актером Московского областного театра в Ногинске, Ефимов проводил подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля и искажение образов». «Никто из труппы ничего на него не наговаривал, все говорили, что он хороший и ничего подобного не говорил, – вспоминает Галина Яковлевна. – Единственное, все от него открещивались. На вопрос «вы дружили?» отвечали, “нет, мы только по работе”». Позднее в семье вспомнили, что на спектакле «Очная ставка» отец играл следователя, и появился на сцене в нетрезвом состоянии. Видимо это и было той самой «разлагательской работой». Судьба отца долгое время оставалась неизвестной. В 1942 году вдове выдали фальшивую справку, что Яков умер в тюремной больнице от перитонита. И только в 1995 году на многочисленные запросы пришел ответ, что отец расстрелян на Бутовском полигоне, где и похоронен. Сегодня, 30 октября, Галина Яковлевна пришла вместе с другими родственниками жертв репрессий на Бутовский полигон, чтобы принять участие в мемориальной акции «Голос памяти». Ее участники вместе молились в храме святых Новомучеников и исповедников российских об упокоении пострадавших от государственного террора.

http://pravoslavie.ru/57114.html

Рейтинг: 9.5 Голосов: 299 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Илья Тимофеев 11 апреля 2017, 13:47 Это стоит прочитать тем людям которые спят и видят возвращение советов. Лидия 4 января 2017, 13:11 Читать невозможно.Я не смогу так же рассказать и мамы нет в живых чтобы переспросить. Село П-Леонтьево Нижегородской обл. В храме разгром " Беднота " выносит все что можно.В подвале находят гроб на цепях и там лежит покойный в сапогах. Символов не хватило. Простите. В след раз. Елизавета 1 января 2017, 11:34 Под тегом #помни_бутово очень хотелось бы у слышать о тех Новомучениках, которых без суда и следствия " расканонизировали " ... Как так???? Как можно? И почему мы все молча это съели? Это вопрос не к автору, конечно. Анатолий 30 декабря 2016, 19:23 Автор должна знать про девятую заповедь. Нельзя оклеветывать других людей, даже большевиских палачей. Они тоже люди, тоже дети Божьи. А то на мытарствах могут задержать. Как мне показалось, рассказ больше похож на сценарий к очередной серии пилы. Анна Ромашко 30 декабря 2016, 14:13 Дорогая Татьяна, читайте этот материал как художественное произведение - образ преследований народа во время репрессий. Это допущение: власть, погубившая царских детей могла обойтись подобным образом и с другими. Бутово здесь - лишь обозначение для подобных полигонов. И в нашем Нске есть своё Бутово Алешина Мария 29 декабря 2016, 22:29 в музее храма новомучеников и исповедников РОССИЙСКИХ собрано ВСЕ, что касается расстрелов на полигоне. там Вами указанных сведений нет. Мария 29 декабря 2016, 20:05 Я думала, что самому младшему расстрелянному, Мише, было 13 лет. Беспризорник, он с голода украл две буханки хлеба. Это информация из журнала " Фома " , там пишут, что младше не было. Меня шокировало, что были и грудные дети... Анна Рлмашко 29 декабря 2016, 19:25 Дорогие читатели, это я, автор рассказа. То, что расстреливали " целыми семьями " , - такая информация есть, причём - " для статистики " . Эти сведения в документах мне встречались ни единожды. Что стоит за этими словами - мне не известно доподлинно.

http://pravoslavie.ru/99803.html

Значение современных СМИ в духовно-просветительском и миссионерском служении Церкви трудно переоценить. Особенно действенны они в отношении молодежи — ведь не секрет, что значительная часть молодежи предпочитает не читать, а смотреть. Грамотно и с любовью поданная аудио- и визуальная информация о вере Христовой может помочь найти дорогу к храму. В истекшем году Епархиальная комиссия по канонизации святых продолжала работу по сбору сведений о пострадавших за веру Христову в ХХ веке мучениках и исповедниках. На сегодняшний день поименно прославлено в лике новомучеников и исповедников Российских ХХ в. от Московской епархии 550 человек. Заметным событием церковной жизни в некоторых благочиниях является то, что в них выбран день, когда торжественно прославляются новомученики и исповедники этого округа. За дату берется обычно день памяти либо пострадавшего в годы гонений благочинного, либо наиболее почитаемого в округе священномученика. Ряд благочиний в текущем году совместно с комиссией издали сборники житий новомучеников, пострадавших в определенных районах Подмосковья. Комиссия приняла активное участие в организации, подготовке и проведении в рамках XVIII Международных образовательных Рождественских чтений конференции «Почитание и прославление святых», которая прошла в Храме Христа Спасителя 28 января. В 2010 году члены Епархиальной богослужебной комиссии провели 10 рабочих заседаний. На них рассматривались богослужебные тексты, составленные клириками и благочестивыми мирянами Московской епархии, посвященные новомученикам и исповедникам Московской земли. Обращаюсь к вам с увещанием быть ревностными пастырями, чтобы видя свет вашей жизни и добрые дела, люди прославляли бы Отца нашего Небесного (см. Мф. 5:16). Священное Писание изобилует предостережениями, относящимися к новозаветному служителю Божию. Оно указывает на ряд ошибок и заблуждений вообще свойственных пастырям, часто очень опасных, ибо они роковым образом могут влиять на пастырский характер и сводят на нет духовный авторитет священнослужителя. К такого рода недостаткам относятся: раздражительность, жадность, завистливость, гордость, корыстолюбие. Деньги для большинства смертных — это своего рода идол, ему они неустанно и ревностно служат. Естественно, что большинство людей всегда хотят убедиться, не являются ли деньги кумиром и в жизни пастыря. Людской суд в этих случаях бывает всегда беспощаден. Слово Божие требует, чтобы пастырь был «непорочен, как Божий домостроитель; не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, блогочестив, воздержан, держащийся истинного слова, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью... приветлив ко всем, учителен, незлобив...» (2 Тим. 2:24-25; Тит. 1:7-9; 1 Тим. 3:1-4).

http://patriarchia.ru/db/text/1345976.ht...

Как хорошо известно нам это изречение: «Человек — высшая ценность». А если он высшая ценность, и если выше этой ценности нет ничего, то почему же не поклоняться человеку? И создавались целые философии, которые воспитывали людей в поклонении человеку. Избирались отдельные личности — герои, правители — они обожествлялись. Нам хорошо известно такое понятие как «культ личности». Это ведь тоже идол, созданный человеческим воображением, некоей болезненной фантазией. Но можно этот ряд продолжать до бесконечности: идолами становятся философии, идеологии, политика, личности. Сама человеческая природа, столь подвластная страстям, порокам, искушениям и грехам, обожествляется в том виде, в котором она существует, с теми самыми грехами и пороками. А отсюда поклонение этим порокам, идолопоклонство . А причем же здесь мученики и исповедники? А притом, что их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути. Сейчас, взирая на этот подвиг, мы можем сказать: «Ну да, мужественные люди». Но этого мало. Нужно представить себе атмосферу, в которой эти мужественные люди пошли против течения. Ведь с идолами связывалось человеческое счастье, так же точно, как в те античные времена, когда с поклонением идолам связывалось человеческое благополучие, плодородие, богатство, плотские наслаждения, власть. Вот так и с новыми нерукотворными идолами связывалось счастье, благополучие, построение справедливого общества, пришествие «царства божьего» в мир, но без Бога! И как много людей поклонились тем идолам, забыв о Боге! Ибо истинны слова: «Несовместим идол с храмом Божиим». Если поклоняешься идолу, невозможно поклоняться Богу, Который в храме присутствует. И произошло то, что произошло. Люди, поклоняясь идолам идеологическим и политическим, воспринимали их как величайшую ценность, религиозно служили этим идолам, отдавая порой даже свою жизнь, не говоря о комфорте, благополучии, о жизни других людей — свою собственную жизнь готовы были положить и клали на алтарь перед этими идолами.

http://patriarchia.ru/db/text/2786981.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010