Митрополит Иларион: На Страшном Суде мы окажемся перед лицом любви Божией 27 апреля, 2016. Новостная служба Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по окончании Литургии обратился к верующим со словом проповеди 27 апреля. ПРАВМИР. 26 апреля 2016 года, в Великий вторник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма. После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В Великий вторник Церковь предлагает нам евангельские чтения, посвященные тем поучениям и притчам, которые Господь Иисус Христос произнес в последние дни Своей земной жизни. Зная о предстоящих Ему страданиях, предчувствуя Свою смерть, Спаситель дает последние наставления ученикам и народу. Он говорит о последних временах, об ожидающем всех людей Страшном Суде и том, как люди должны готовиться к решающей встрече со Христом. Одна из притч, которую Господь произносит в Иерусалиме, — притча о десяти девах (Мф. 25. 1-13). В одном городе должно было состояться пышное брачное торжество и по обычаю на него приглашались девы — незамужние девушки, — чтобы вместе с невестой участвовать в торжественной процессии. Десять девушек должны были встречать жениха. Пять из этих дев были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых дев приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. А так как жених задерживался, то все девы уснули. Но вот неожиданно — в полночь — когда, казалось бы, все сроки прошли, вдруг появляется брачная процессия во главе с женихом. Мудрые девы, которые запаслись маслом, встречают жениха с зажженными светильниками, а неразумные, у которых масла нет, обнаруживают, что светильники их гаснут. Тогда они просят мудрых девушек поделиться с ними маслом, но те отвечают, что не могут этого сделать, ибо тогда не хватит и у них, и советуют неразумным пойти купить масла у торговцев. Но кто в полночь торгует маслом? Напрасно поискав елея, неразумные девушки возвращаются, но остаются вне брачного чертога. Двери затворены, брачный пир в разгаре. Они взывают к жениху, чтобы отворил им, но он отвечает: «Отойдите, не знаю вас».

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-na-...

епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий ЦВ 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 01:00 Епископ Гурий: В наши дни в Русской Церкви происходят удивительные события 6 ноября за Божественной литургией в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского.   Слово архимандрита Гурия (Федорова) при наречении во епископа Арсеньевского и Дальнегорского Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Богоносные и богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Господь Милосердный призвал меня, недостойного, к высокому епископскому служению в Русской Православной Церкви и, подобно святым апостолам, посланным во вся концы вселенныя для проповеди слова Божиего, направил послужить Ему и Церкви Своей на восточном краю нашей Родины — в Приморском крае. Оглядываясь на прожитые мною годы, осознаю, что Господь всегда был рядом. С детских лет меня не устраивала материалистическая атмосфера, в которой находилось наше общество. Поэтому мои юношеские годы были наполнены поисками Бога в различных религиозных учениях и философиях. Однако встреча с Ним произошла при размышлении над прочитанным святым Евангелием. После воцерковления прислуживал в храме, читал и распространял духовную литературу, говорил и думал только о Боге. В эти дивные годы Божественной любви и подвигов мне довелось окормляться у духоносных лаврских старцев. Троице-Сергиева лавра стала мне монашеской родиной, а Преподобный Сергий — духовным примером на всю жизнь. Небесным моим покровителем при постриге стал святитель Гурий, архиепископ Казанский, много потрудившийся на ниве христианского просвещения на восточных рубежах тогдашней Руси. Значительной вехой в моей жизни стало пятилетнее иподиаконское служение в сане иеродиакона у Святейшего Патриарха Алексия II. Его миротворческое святительское служение и неустанные подвиги стали для меня добрым примером служения в Церкви Христовой.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_guriy_h...

Митрополит Иларион: Литургия – Дар Божий, который мы получили не по нашим заслугам 13 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) По своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии Вечером 12 марта 2014 года, в среду второй седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Иерарху сослужили клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великий пост – особое время в жизни каждого из нас и в жизни Церкви: меняется весь строй церковного богослужения; меняется цвет облачений – священнослужители облачаются в темные ризы; меняются напевы, которые звучат в храме, – вместо торжественных и праздничных песнопений мы слышим песнопения скорбные и покаянные. Все это делается для того, чтобы каждый из нас осознал, что судьба всего человечества – это наша судьба, в которой, как в капле воды, отражается и судьба Адама и Евы, и всех их потомков от самого начала до настоящего времени. Церковь напоминает нам об этом всем строем великопостных богослужений: начиная Великий пост с воспоминания Адамова изгнания из рая, она в течение всего поста ведет нас путем покаяния, который должен привести к Страстной седмице и Святой Пасхе. В эти великопостные дни Церковь добровольно отказывается от самого главного, чем обладает, – от Божественной и Святой Евхаристии, которую установил Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы могли духовно и телесно через приобщение Святых Христовых Таин соединяться с Ним во все дни года, кроме некоторых дней Великого поста. Почему по будням Великого поста не совершается полная Литургия? Для нас является понятным и не вызывает сомнений, почему Церковь в дни Великого поста благословляет воздерживаться от тех или иных родов пищи: мяса, молока, алкоголя. Но для чего мы должны также воздерживаться и от Божественной литургии? Наверное, это происходит потому, что Церковь желает напомнить нам, что Литургия – Дар Божий, который мы получили не по своим заслугам и не по нашему достоинству, что по своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии, не заслуживаем причащения Святых Христовых Таин и потому наш жизненный путь должен был бы стать постоянным постом и ежедневным путем покаяния.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Митрополит Иларион: Если брат восстает на брата, это значит, что помутились очи и сердца человеческие 23 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Говоря о земле Русской, мы имеем ввиду не только нынешнюю территорию Российской Федерации, но и всю историческую Русь. 22 июня 2014 года, в Неделю 2-ую по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Перед сугубой ектеньей митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня особый день в жизни нашей великой и многонациональной Русской Церкви. Мы празднуем память всех святых, в земле Русской просиявших. Говоря о земле Русской, мы имеем ввиду не только нынешнюю территорию Российской Федерации, но и всю историческую Русь, которая и по своим политическим границам в некоторые времена значительно отличалась от нынешней России, и по своему духовному единству продолжает оставаться совершенно особым духовным пространством, которое объединяет людей, живущих в разных городах, в разных странах. Когда говорим о святых земли Русской, мы имеем ввиду святых исторической Руси – угодников Божиих, просиявших в России, великий сонм святых, которых почитает Украинская Православная Церковь, неотъемлемая составная часть Московского Патриархата, и святых, которые просияли в Белорусской, Молдавской земле, в Прибалтике, в Средней Азии, в Китае и в Японии – везде, где Русская Православная Церковь несла свое служение, где она осуществляла свое спасительное сеяние. Свои святые были во всех землях исторической Руси. Это говорит нам о том, что Божественный Сеятель, Который избрал нашу Русскую землю для того, чтобы посеять на ней слово Божие, избрал ее не как землю каменистую, не как землю, на которую семя Святого Православия упадет в терния, не как землю, на которой птицы поклюют то, что Он посеял, а как плодородную и благоудобренную почву, на которой Его спасительное слово дало такие удивительные и богатые плоды (см. Мф. 13. 1-8; Мк. 4. 1-9;  Лк. 8. 4-8). Сонм святых земли Русской – это сегодня наши заступники и покровители. На протяжении веков в разных землях исторической Руси воссиявали по милости Божией и святители, и мученики, и исповедники, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Нет такого города на земле Русской, где бы не почитался тот или иной местный святой. На канонической территории Русской Православной Церкви нет страны, где кроме угодников Божиих, известных всему миру и всей Русской Церкви, не почитались бы и свои местночтимые святые, просиявшие в конкретной стране, в конкретном городе при конкретных исторических обстоятельствах в конкретную эпоху.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-esl...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас 7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии на сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим c архипастырским словом: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Чем грозит нам Страшный суд, и почему за неделю до начала Великого поста Церковь вспоминает о Страшном суде ? Существует такое понятие, как правосудие. В нашей земной реальности это означает, что если человек совершил преступление, то он должен понести за это соответствующее наказание. Чем тяжелее преступление, тем серьезнее наказание. Весь Уголовный кодекс, вся система уголовного права построена на этом принципе. Конечно, в земной жизни правосудие совершается далеко не всегда. Иной раз преступление остается нераскрытым, и человек, который должен сидеть в тюрьме, находится на свободе. Или же в преступлении обвиняют невиновного, и он отбывает тюремный срок, в то время как реальный преступник  находится на свободе. Когда мы говорим о Божественном правосудии, то, прежде всего, мы говорим и о человеческих грехах. Грехи – это преступления против правды Божией, которые отдаляют нас от Господа и лишают Царствия Небесного. Каждый из нас совершает грехи бессчётное количество раз. Грехи бывают самые разные – тяжкие и менее тяжкие, кажущиеся нам повседневными и обыденными. Есть грехи, которые мы совершаем у других на виду, а есть, напротив, наши грехи, которые не видят люди, но видит Бог.

http://mospat.ru/ru/news/86666/

Митрополит Иларион: Великий пост – время, когда мы пересматриваем всю свою жизнь 28 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Великий пост – время, когда мы не только воздерживаемся от той или иной пищи, но, прежде всего, пересматриваем всю свою жизнь. Вечером 26 марта 2014 года, в среду четвертой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании богослужения, за которым иерарху сослужили клирики прихода, владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В течение Великого поста Церковь предлагает нам чтение из книг Ветхого Завета для того, чтобы мы, добровольно взяв на себя подвиг покаяния, погрузились в атмосферу, в которой жили ветхозаветные люди, ожидавшие пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В течение всего года Церковь радуется о Воскресении Христовом, предлагает нам чтение из Нового Завета, повествующее о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел на эту землю, что Он говорил, какие чудеса совершал. Но в преддверии Страстной седмицы, когда мы день за днем и час за часом будем вспоминать последние дни и часы земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Церковь как бы уводит нас из этой новозаветной реальности и перспективы ежедневного предстояния Господу и Спасителю. В Святую Четыредесятницу Церковь ставит нас в положение людей кающихся, ожидающих пришествия Спасителя, которые, перечитывая страницы Библии, на примере ветхозаветных героев – праведников и грешников – стараются узнать, что такое праведность и что такое грех, какова перед Господом наша ответственность за поступки и в чем заключается подвиг покаяния. На великопостных вечернях читаются паремии из книги Бытия и из книги Притчей Соломоновых, – обе эти книги прочитываются целиком в течение поста.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vel...

Митрополит Иларион: Задумываясь о подвиге святых, мы должны, прежде всего, помнить о том, что они были такими же людьми, что и мы с вами 16 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Из истории христианской Церкви нам известно о различных путях к святости во все времена. 16 июня. ПРАВМИР. 15 июня 2014 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В первое воскресенье после праздника Пятидесятницы Церковь вспоминает всех святых. Это празднование установлено для того, чтобы мы осознали, как в жизни человечества и в жизни Церкви действует благодать Святого Духа, которая столь обильно сошла на апостолов в день Пятидесятницы. Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении слова Господа Иисуса Христа о том, что апостолы воссядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (см. Мф. 19. 28). Эти слова были сказаны в ответ апостолу Петру, который спросил Спасителя: «Мы оставили всё и за Тобой последовали; что будет нам?» (см. Мф. 19. 27). Ведь мы помним, что Господь никогда Своим ученикам ничего не обещал. Он говорил: «Идите за Мною и оставьте мертвым погребать своих мертвецов» (см. Мф. 8. 22). Он обращался к ним со словами: «Бросайте свои рыболовные сети, и Я сделаю вас ловцами человеков» (см. Мф. 4. 19). Но Он никогда не сулил им награду за то, что они оставили дома, семьи, близких, свои дела и последовали за Ним. И вот, наконец, Петр решается спросить Своего Учителя: «А все же, что нам будет? Ведь мы все исполнили, что Ты сказал. Мы бросили все и за Тобой последовали. Что нам за это будет?». И Господь отвечает ему словами, которые вряд ли он или другие апостолы смогли тогда понять. А между тем, именно апостолы стали тем первым ликом христианской святости, который просиял еще в Ibeke по Рождестве Христовом. Апостолы стали первыми мучениками за Христа, отдавшими свои жизни за проповедь Евангелия, и от них начинается бытие Поместных Церквей везде, кроме Иерусалима, где Церковь основал Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому первое поколение святых – это апостолы. Неслучайно в иконостасе православного храма, если это многоярусный иконостас, один из ярусов непременно посвящен апостолам как первым христианским святым и первым мученикам за Христа.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zad...

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

Митрополит Иларион: Ледниковый период в душе как предвестник конца света 4 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Господь является тем духовным Солнцем, что сияет над нашей землей и позволяет людям жить в мире друг с другом, преодолевать собственные греховные наклонности и двигаться по пути ко спасению. Вечером 3 апреля 2014 года, в четверг пятой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За богослужением архипастырю сослужили настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Софии (Подворье Московского Патриархата), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами часто слышим о конце света, о том, что рано или поздно жизнь на этой земле прекратится. И если мы спросим ученых, по каким обстоятельствам или причинам это может произойти, они нам скажут, что причиной тому станут серьезные изменения в функционировании солнечной системы, частью которой является наша планета Земля. Ведь мы знаем, что жизнь на нашей планете существует благодаря тому, что она вращается вокруг Солнца и солнечный свет освещает Землю. Ежедневно мы встречаем рассвет, день всегда сменяется ночью, а лето – зимой. Ежегодно обновляется весь цикл творения и приходит весна − сначала в одни земли, потом в другие, сначала в одно полушарие, а затем и в другое, – вся эта система функционирует как слаженный механизм, бесконечно более совершенный, чем у швейцарских часов, показывающих время с точностью до секунды. И как часы могут остановиться и испортиться, начать показывать неправильное время, так может сбиться и весь курс движения планет вокруг Солнца, и тогда произойдет та катастрофа, которую описывают писатели-фантасты, показывают кинематографисты, предсказывают ученые.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-led...

Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы 8 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский), — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание. Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-mat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010