Митрополит Иларион подчеркнул, что вопрос Господа «За кого же почитают Меня люди?» до сих пор остается жизненно важным. «Вопрос этот Христос ставит и перед каждым из нас, — отметил владыка. — Кто Он для нас? Просто великий пророк или учитель нравственности, подобный другим древним пророкам? Конечно, нет. Он для нас воплотившийся Бог и Спаситель. Этим христианство и отличается от других религиозных традиций. В центре христианства стоит не нравственное учение Христа, а именно Сам Христос — Бог, воплотившийся и распятый на кресте». Чтение Евангелия в храме — важнейший момент Литургии оглашенных, ее идейная кульминация. В центре евангельской истории находится Иисус Христос — Бог, ставший человеком и пришедший на землю, чтобы спасти людей. Рассказ о Его жизни, деяниях, чудесах и поучениях, о суде над Ним, Его смерти на кресте и воскресении из мертвых составляют содержание Евангелия. За чтением Евангелия в богослужебной практике древней Церкви следовала проповедь, ибо Евангелие должно быть не только прочитано, но и истолковано, констатировал митрополит Иларион, продолжая объяснение чинопоследования Божественной литургии. После чтения Евангелия звучит сугубая ектения. Литургия оглашенных близится к завершению и начинается новый этап литургического восхождения. Митрополит Иларион пояснил, что сугубая ектения входит в состав каждой службы и по прошениям она схожа с мирной, которой обычно начинается богослужение. Однако, как отметил архипастырь, в сугубой ектении бросается в глаза значительно большее число упоминаний о церковном клире: помимо Патриарха и правящего епископа, поминаются также священники, иеромонахи и «все во Христе братство», возносятся заупокойные поминовения. Также в сугубую ектению вставляются различные прошения, например, о болящих или о тех или иных нуждах людей. Владыка рассказал, что в последние месяцы к сугубой ектении добавлены прошения о единстве Православной Церкви в связи с событиями, которые произошли не так давно, когда Константинопольский Патриархат вторгся в пределы Украинской Церкви и попытался легализовать существующий там раскол. Также он упомянул об отдельной молитве об Украине в связи с тем противостоянием, которое длится на этой земле уже несколько лет и унесло множество жизней. По свидетельству митрополита Илариона, Русская Православная Церковь является не только Церковью России, но и Церковью Украины и других сопредельных стран. Молитва об Украине совершается в последние годы во всех храмах Русской Православной Церкви по всему миру.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

3. Выразить убеждение, что в отношениях между братскими народами России и Украины не должно быть вопросов, которые решались бы силой оружия, вопреки воле людей. 4. Свидетельствовать, что Русская Православная Церковь, объемлющая народы России и Украины, движимая пастырской ответственностью, готова сделать все от нее зависящее для восстановления братских, добрососедских, исполненных взаимного уважения отношений между Россией и Украиной.   ЖУРНАЛ 5 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся мирном визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X. Справка: С 25 по 30 января 2014 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X совершил официальный визит в пределы Московского Патриархата. В состав официальной делегации, сопровождавшей Его Блаженство, в частности вошли митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас). 25 января в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялись переговоры Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей, на которых обсуждались вопросы двусторонних отношений, а также представляющие взаимный интерес темы общеправославного характера. Блаженнейший Патриарх Иоанн Χ был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира (I степени), также церковных наград были удостоены члены делегации. 26 января Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Храме Христа Спасителя в Москве и выступили с совместным обращением к участникам Международной конференции по Сирии «Женева-2». В ходе визита Предстоятель Антиохийской Церкви принял участие в открытии XXII Международных Рождественских образовательных чтений и приветствовал собравшихся в Государственном Кремлевском дворце. Его Блаженство совместно с Предстоятелем Русской Церкви посетил Подворье Антиохийской Православной Церкви, побывал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Московских духовных школах; встретился с министром иностранных дел С.В.Лавровым; совершил визиты в московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и Посольство Сирийской Арабской Республики в Москве.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3609116...

Когда день начинается, я предстою перед Господом и спрашиваю себя: чего Господь хотел бы от меня в этот день? Я прошу Бога, чтобы Он дал мне силы исполнить миссию, которую возложил на меня, а то, на что не хватит человеческих сил, сделал Сам. Вновь и вновь я убеждаюсь, что Господь через нас осуществляет дело, которое хочет осуществить на земле, – дело спасения людей. Мы только орудия в Его руках, и даже если бы мы не захотели исполнять Его послушание, Он все равно от нас этого добивается. Так, в книге пророка Ионы мы читаем о том, что Господь послал его в Ниневию: пророк не захотел идти, оказался на корабле, попал во чрево кита, прошел через трудные испытания, кит его выбросил на сушу. И чем все закончилось? Тем, что Господь сказал: «А теперь иди и делай то, что Я тебе сказал с самого начала». Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете. И то дополнительное служение, связанное с богословием и духовным образованием, о котором Вы сегодня сказали, я стараюсь нести так, чтобы от этого была польза Святой Церкви в тех областях богословской науки, которые требуют своего развития, которые требуют, чтобы мы истины Божии говорили людям на современном языке. Ваше Святейшество, я счастлив быть не только Вашим помощником, но и Вашим учеником. И соприкасаясь с Вами в этом ежедневном труде на благо Церкви, я вижу, как Вы отдаете ей свои силы, не щадя живота, не щадя здоровья; вижу, как Вы преданно несете службу Божию. Я восхищаюсь Вами и по мере своих сил стараюсь брать с Вас пример».  В дар Святейшему Патриарху Кириллу митрополит Иларион преподнес изготовленный по древним образцам Первосвятительский посох. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Я хотел бы всех вас, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравить вас с этим днем и пожелать, чтобы молитва святителя Василия Великого укрепляла нас в нашем служении. Пусть Господь всех нас хранит на многая и благая лета». Избрание игумена Илариона (Алфеева) во епископа Керченского, викария Сурожской епархии , состоялось на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2001 года. 7 января 2002 года, в праздник Рождества Христова, в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) возвел игумена Илариона в сан архимандрита. 14 января 2002 года в Москве, в Храме Христа Спасителя , рукоположен во епископа. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей, среди которых был председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. 7 мая 2003 года решением Священного Синода назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. 31 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод, освободив епископа Илариона от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями, назначили его председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом «епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси». Тогда же епископ Иларион назначен ректором вновь созданной Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени святых Кирилла и Мефодия. 9 апреля 2009 года назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1959975...

Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Фото: Михаил Чупринин/Соборы.Ru Уже в 1713 году Преображенскому храму был выдан антиминс на престол в честь прославленной иконы, с тех пор церковь в народе все чаще стала именоваться не по главному престолу в честь Преображения Господня, а Скорбященской – по приделу, посвященному чудотворному образу». Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее? У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты. В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь. – Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном. – Венчание, – отвечает та. Раз так, пора и честь знать. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке : ул. Большая Ордынка, 20; тел/факс: 7 (495) 951-60-34. Икона Божией Матери «Споручница грешных»

http://pravoslavie.ru/51846.html

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также  церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209144...

Литургия оглашенных завершается ектенией об оглашенных (о тех, кто готовится к крещению) словами: «Елицы оглашеннии, изыдите», что является призывом к оглашенным покинуть храм. Начинается Литургия верных. Митрополит Иларион объяснил, что центральный момент Литургии верных — совершение таинства Евхаристии, которому предшествует Великий вход — литургическая процессия, посвященная перенесению Святых Даров с жертвенника на престол для того, чтобы над ними было совершено освящение, и они стали Телом и Кровью Христа. Великий вход совершается во время пения Херувимской песни. Лейтмотивом ее является мысль об участии ангелов в священнодействии великого входа. Подчеркивается символизм великого входа как шествия, в котором участвует Христос в сопровождении ангелов. По окончании Великого входа звучит просительная ектения, которой Церковь начинает готовить молящихся к совершению таинства Евхаристии. В это время священник тайно читает молитву приношения, прося принять жертву. В евхаристическом приношении воскресает исконное и давно забытое понимание жертвы как дара, приносимого людьми Богу.  «Далее в древнем чине Литургии следовало целование мира, когда все присутствующие в храме друг друга целовали, — рассказал митрополит Иларион. — Сегодня этот обряд сохранился только для священнослужителей в алтаре. Все священники подходят к архиерею, который произносит: " Христос посреде нас " . Они отвечают: " И есть и будет " . Этот диалог является выражением той веры, которой пронизана вся Литургия: веры в то, что реальным совершителем Литургии является не земной архиерей или священник, а Сам Господь Иисус Христос». Владыка также пояснил, что возглас «Двери, двери, премудростию вонмем», который звучит далее, означает, что в древней Церкви в этот момент Литургии двери храма затворялись, чтобы никто из посторонних не мог войти. Затем митрополит Иларион рассказал о Символе веры — молитвословии, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви, об истории создания этой молитвы и о ее значении для православного христианина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Отец Гавриил родился в Германии в 1940 г. в семье лютеранина и католички. Большое значение в становлении его веры сыграли знакомые сверстники. В 22 года он поступил в монастырь, который жил по традициям бенедектинцев. Монашеский орден бенедектинцев обычно занимается изучением и изданием святоотеческих творений. Устроение жизни монастыря не совсем соответствовало устремлениям отца Гавриила, и он был вынужден перейти в бельгийский монастырь Шеветонь. В этом монастыре он провел 18 лет. В возрасте 32 лет рукоположен в пресвитеры. Очень любил творения отцов восточной Церкви, особенно углублялся в тексты Евагрия Понтийского В 1980 году отец Гавриил перебрался из Бельгии в Швейцарию, где обосновался в скиту Святого Креста. В скиту началось практическое освоение устава святого Бенедикта. Начав жизнь отшельника, отец Гавриил актуализировал теорию духовной жизни и переводил ее в практическую плоскость. Такой опыт привел его к выводу, что для жизни в скиту необходимо опираться на наследие восточного монашества. В возрасте семидесяти лет отец Гавриил решил перейти в Православную церковь , что и сделал в 2010 г. в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где прошел чин присоединения через покаяние. Принимал отца Гавриила в Православие митрополит Волоколамский Иларион. В 2011 г. отец Гавриил был пострижен в схиму. О причинах перехода отец Гавриил рассуждает так: «Будучи католиком, я понял, что именно Запад отпал от Востока, а не наоборот» «подлинная монашеская традиция на Западе была фактически растоптана в ходе Французской буржуазной революции 1789 года… Во Франции после всех этих кровавых событий монашество пришлось создавать в известной степени с нуля» «а в России монашество все же выжило. Да, это происходило на уровне отдельных фигур – старцев. Но они были! И духовную традицию они сохранили, оставаясь воплощением подлинной монашеской жизни» Последней и самой мощной фигурой данного повествования является архимандрит Плакида (Дезей) и хотя он уже отошел ко Господу, его рассуждения являются очень важными для данной статьи. Он не только глубоко переосмыслил произошедшее с ним, но написал «Этапы духовного странствия» – свою автобиографию – в которой подробно изложил различия между католицизмом и Православием, а также перечислил причины, побудившие его стать православным. Интересно, что данный текст написан с глубокой любовью к католичеству, в котором архимандрит прибывал около 50 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Прекрасны слова Христовы: они вдохновляют человека, потрясают его ум, трогают сердце, изменяют жизнь, преображают все его естество. Но нет ничего более сильного, чем то молчание, свидетелями и слушателями которого мы сегодня являемся. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более сильного слова о спасении человека, чем та трепетная тишина, которая исходит из гроба Единородного Сына Божия. И нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес. Преподобный Исаак Сирин говорит, что если бы у Бога Отца было что-то еще более драгоценное и любимое, чем Его Сын Единородный, Он и это бы отдал за спасение каждого из нас. Сегодня мы поклоняемся плащанице Господа Спасителя, Его святому гробу, из которого воссияло спасение всему человеческому роду. Будем со страхом приступать к этому гробу. Будем в молчании и благоговении просить Господа о милости. Будем благодарить Его за то, что Он стал одним из нас, чтобы сделать нас богами по благодати, чтобы открыть нам врата Царства Небесного. Будем благодарить Бога за то, что Он стал, как мы слышали сегодня, «нагим и уединенным» — одиноким обнаженным мертвецом, лежащим во гробе, чтобы избавить нас от одиночества и смерти и открыть нам врата в Царствие Божие. Аминь. Проповедь в день памяти Всех святых 19 июня 2011 года, в день памяти Всех святых и преподобного Илариона Нового, Далматского чудотворца, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Далее владыка настоятель обратился к верующим со словом проповеди. «О чем напоминает нам сей день, когда мы празднуем память всех святых? Что общего между этими людьми, которые жили в разные исторические эпохи, несли разное служение, говорили на разных языках, по-разному жили и по-разному умирали? Среди святых, от века Богу угодивших, были и мученики, и святители, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Они по-разному угождали Богу: одних Он ставил на свещницу церковного служения, призывал к защите Православия, другие были призваны к исповеданию имени Христова, к тому, чтобы, не боясь смерти, идти за Христом. Кого-то Господь ставил на высокое общественное служение, вручал светскую власть и ответственность за судьбы людей, и в этом своем делании они следовали пути христианской добродетели. Иным Бог вселял в сердце любовь к монашеству и пустынножительству: они оставляли мир, уходили в пустыни и там наедине с Богом оплакивали свои грехи, молились за своих ближних и за весь мир. У каждого из святых был свой подвиг, но в несении этого подвига они остались верными Богу до конца – не отступились, не свернули с прямого пути, не предпочли человеческое Божественному. Каждый из них на первое место ставил Бога и Божественную правду, а все остальное шло вслед за этим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010