В трудные годы гонений храм был закрыт, но уже в 1948 году он был одной из первых московских церквей, которые возобновили свою богослужебную деятельность. С тех пор вновь поток богомольцев, поток ищущих утешение не пресекается у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " . И сегодня этот храм любим москвичами, каждое воскресенье и в праздничные дни здесь собирается много людей. А в день празднования иконы, как Вы сами видите, Ваше Святейшество, в храм приходит несколько тысяч людей: вечером — на всенощное бдение, утром — на раннюю Литургию и на позднюю Литургию. Ибо Пресвятая Богородица через Свой чудотворный образ подает людям особую силу и особое чувство близости ко всему человеческому роду. Мы сердечно приветствуем Ваше Святейшество как нашего Первосвятителя. Ваше имя известно и звучит в сердцах людей далеко за пределами стольного града Москвы — во всей Русской Православной Церкви с ее обширной канонической территорией и дальше. Буквально на днях я вернулся из Южной Кореи, где проходит Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей, участию в работе которого Вы отдали много времени и сил. Вас все там помнят, все спрашивают: " А как наш Святейший Патриарх Кирилл? " Очень радостно чувствовать, что Ваше слово, которое Вы несете людям и сеете, как семя, на протяжении многих лет, начиная со времени Вашей молодости, сегодня дает плоды в самых разных уголках земли. Хочу пожелать Вам, Ваше Святейшество, чтобы Господь хранил Вас на многая и благая лета. Программа возрождения духовной жизни в нашей Русской Церкви, которую Вы инициировали, успешно воплощается в жизнь. Вот и наш святой храм сегодня вновь стал свидетелем архиерейской хиротонии. Реализуемая Вами программа направлена на то, чтобы жизнь в нашем Отечестве преобразилась не только духовно, но и материально, чтобы люди зажили по-новому, почувствовали себя хозяевами своей земли, а не гостями в собственной обширной стране. Чтобы выполнить все это, требуются долголетие, несокрушимая сила и благодать Божия, без которой служение Первосвятителя Церкви Русской невозможно.

http://patriarchia.ru/db/text/3349891.ht...

24 мая, в День Святого Духа и в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, состоялось сослужение двух Патриархов в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Святейший Патриарх Варфоломей поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства. После богослужения Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей приняли участие в многолюдном шествии от Храма Христа Спасителя к Васильевскому спуску и в состоявшейся там церемонии открытия Дней славянской письменности и культуры. 25 мая в Кремле состоялась встреча Предстоятелей Константинопольского и Московского Патриархатов с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В тот же день в Патриаршей резиденции в Переделкине прошли переговоры между Предстоятелями двух Церквей. В дни пребывания в Москве Святейший Патриарх Варфоломей также встретился с мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Предстоятель Константинопольской Церкви посетил Свято-Димитриевское училище сестер милосердия и Отдел внешних церковных связей, где состоялась его встреча с преподавателями и учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, побывал в Покровском монастыре и в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, а также в подворьях Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, совершил литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию II в Богоявленском Патриаршем соборе, посетил Посольства Греции и Турции. 27-28 мая Святейший Патриарх Константинопольский совершил паломничество в ставропигиальный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, где поклонился святыням обители, молился за Божественной литургией в нижнем храме Преображенского собора, посетил Владимирский, Никольский, Ильинский и Смоленский скиты. С 29 по 31 мая Святейший Патриарх Варфоломей находился в Санкт-Петербурге. 30 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе в сослужении членов Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе посещения Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей побывал в кафедральном Казанском соборе, храме Спаса-на-Крови, здании Святейшего Правительствующего Синода, ознакомился со святынями и достопримечательностями Кронштадта и Царского Села, совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211070...

Если Господь так возлюбил этот видимый мир, то кольми паче Он возлюбил человека, ради спасения которого Сам Он стал человеком, пришел на землю, воплотился, жил и продолжает жить среди нас! Спасительное дело Христово, которое Он совершил здесь, на земле, через все таинства Своей жизни, начиная от таинственного и неизреченного зачатия во чреве Пресвятой Девы от Духа Святого (Которого Он потом пошлет ученикам), рождения, детства, отрочества, от первых шагов Своего поприща на земле и кончая крестной смертью, воскресением и вознесением - все это было совершено ради человека. Это совершено не ради какого-то абстрактного человека или отвлеченно понимаемого человечества, а ради каждого из нас, и каждый из нас таинственным образом через участие в жизни Церкви, в таинствах церковных неизреченно приобщается к этому таинству спасения. И мы ощущаем себя здесь, в храме Божием, подобно тому, как ощущали себя в Сионской горнице апостолы, когда собирались, чтобы преломить хлеб и почувствовать, что Христос вновь среди них. Мы здесь ощущаем себя так, как ощущали себя апостолы в день Пятидесятницы, когда Господь отверз им уши и очи сердца для того, чтобы они осознали свое призвание и миссию. Мы ощущаем себя так, как ощущали представители разных народов, перечисленных в сегодняшнем чтении из Деяний апостольских. Праздник Пятидесятницы - прекрасный и величественный период литургического года, когда перед нашим духовным взором прошли все дела домостроительства Божия от воплощения и рождества Христа до Его вознесения на небо и сошествия Святого Духа. Но жизнь наша продолжается, продолжается литургическая жизнь Церкви, и будут в течение года другие праздники, которые будут вновь вводить нас в реальное соприкосновение с таинственными делами Божиими, которые будут вновь говорить нам о многогранности Святого Духа. И каждый день для каждого из нас остается возможность, приходя в храм, причащаться Святых и Животворящих Христовых Таин. Кроме особых дней Великого поста, когда Церковь предписывает нам воздерживаться от Святого Причастия из-за покаяния, ради осознания своих грехов, нет такого дня в церковном календаре, когда нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. Если вам говорят, что в какой-то праздник или какой-то день нельзя причащаться, то загляните в церковный календарь: если в этот день совершается Литургия, то это значит, что причащаться можно, потому что если священник выходит с чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верой приступите», - то он обращается ни к кому иному, как ко всем присутствующим в храме. Если священник произносит слова Христовы: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя…» (см. Мф. 26. 26-28), - то он произносит их для того, чтобы люди причащались. Поэтому во всякий день, когда мы только захотим, когда у нас есть возможность, время и желание, мы можем соединяться с Господом через таинство Святого Духа. И всякий раз, когда совершается Божественная литургия, Святой Дух сходит на нас.

http://mospat.ru/ru/news/52532/

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения митрополит Волоколамский Иларион был удостоен Святейшим Патриархом ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, II степени. Также Предстоятель Русской Церкви вручил юбиляру памятные панагию и крест. С ответным словом к Его Святейшеству и участникам богослужения обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! В этот день, прежде всего, хочется воздать благодарение Богу, Который всех нас привел в эту жизнь и дал нам возможность вместе трудиться для прославления Его святого имени. Прожив на этом свете полвека, чувствуешь особую признательность родителям, которые дали тебе жизнь. Я хотел бы особую благодарность выразить своей маме, которая меня воспитала, дала мне начатки православной веры; она присутствует здесь сегодня. В моей жизни было много добрых наставников, и сегодня я с благодарностью вспоминаю их. Некоторые еще живы, а некоторые уже на небесах, и несколько из них причислены к лику святых. И это дает совершенно особое чувство соприкосновения с тем миром, к которому мы все стремимся, и чувство, что нет непроходимой и непреодолимой границы между небом и землей, между сообществом святых в Церкви торжествующей и нашим человеческим сообществом в Церкви воинствующей и Церкви странствующей. Особую и сердечную признательность хотел бы выразить Вам, Ваше Святейшество, за то, что 21 год назад Вы призвали меня на служение в Вашей команде, и за то, что с тех пор я имею радость и счастье быть Вашим помощником. Вы провели меня через разные церковные послушания, и всегда я чувствовал, что во всех решениях, которые Вы принимали относительно меня, действует воля Божия. Поэтому все эти решения я воспринимал с полным спокойствием и по завету Вашего учителя приснопамятного митрополита Никодима никогда ничего не искал, но никогда и ни отчего не отказывался. То ответственное служение председателя Отдела внешних церковных связей, которое Вы на меня возложили, предполагает совершенно особые обязанности, но мне помогает его нести Ваше постоянное Первосвятительское внимание к трудам Отдела внешних церковных связей.

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Вы говорите, что инициатива исходит сверху. Инициатива исходит снизу, потому что люди просят о том, чтобы храм был построен. И храм никогда не строится на пустом месте — храм всегда строится там, где уже есть община, у которой зачастую есть какое-то временное помещение. Иногда богослужения совершают вообще в вагончиках или в каких-то гаражах. И на этом месте строится храм. Конечно, Церковь эту работу ведет организованно. И в этом плане можно говорить, что сверху предлагаются какие-то проекты, что Патриархия все это контролирует, что викарии Патриарха по городу Москве следят за строительством этих храмов. Но ни один храм никогда не создается просто так, а всегда в ответ на инициативы людей. Е. Грачева: Но Ресин говорит о том, что храмы сегодня не вмещают всех желающих во время торжественных мероприятий, то есть, речь идет о крупных церковных праздниках. И если посмотреть на большие храмы, которые строятся в спальных районах, например, в Переделкино, где построили большой храм, который заполнен во время больших праздников, но по обычным воскресным службам он пустует… Что в данном случае является критерием? Ведь район может быть большим, но община, которая регулярно посещает службы, может быть маленькой. Митрополит Иларион: В храме, где я служу, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, на престольный праздник народу собирается очень много, и далеко не все вмещаются в храм. Из-за многолюдства не все вмещаются в храм на Пасху, на Рождество. В Великую Субботу во время богослужения многие, опять же, стоят на улице. Получается, мы должны строить маленькие храмы, чтобы люди стояли на улице? Но у нас не такой климат. Есть храмы, где можно молиться под открытым небом круглый год, а у нас под открытым небом можно молиться только летом, да и то не всегда. Поэтому мы строим такие храмы, которые могут вместить всех верующих, пришедших и на воскресную службу, и на Пасхальную службу, чтобы не было толпы, давки. Опять же, по опыту служения в своем приходе я могу сказать, что у нас постоянно происходит давка перед причастием. Я специально прошу охранников, чтобы они сдерживали толпу, чтобы люди не давили друг друга. Отчего это происходит? От того, что мало места. Поэтому здесь нет никакого перебора. Наоборот, мы пока не успеваем за той скоростью, с которой увеличивается наша паства.

http://pravoslavie.ru/103532.html

Архипастырь подробно рассказал о происхождении и истории Евхаристии: как совершалось это таинство в апостольские времена и как уже позже, в IV веке, Евхаристия превратилась из братской трапезы в торжественное богослужение, которое имело свой церемониал, предполагало наличие священнослужителей. Говоря о внешней форме Литургии, владыка выделил ее динамический характер, который показывает смысл Евхаристии как движения в Царство, движения вперед навстречу Богу и встречное движение Бога к человеку. Архипастырь также отметил диалогическую форму Литургии (диалог между церковным народом и Богом, между священнослужителем и народом, который в наше время олицетворяет хор) и символический смысл (Церковь является символом Царства Божия, Евхаристия земная — символом небесной Евхаристии, совершаемой на небесах, малый вход на Литургии символизирует восхождение на небо). «Когда выходят священнослужители на малый вход, читается молитва: " Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти " . Эта молитва отражает представление о том, что в богослужении вместе с нами участвуют не только те, кто физически присутствует в храме, но и те, кто здесь находится духовно, в том числе и ангелы», — пояснил митрополит Иларион. По словам архипастыря, неотъемлемым элементом православного богослужения является каждение, которое также имеет таинственный смысл и значение. «Православная Литургия представляет собой синтез искусств, в котором гармонично сочетаются и архитектура (храмовые здания), и живопись (фрески и иконы на стенах храма), и проза (чтения из Евангелия и Апостола, проповеди), и поэзия (литургические тексты, которые читаются и поются за богослужением), музыка (хоровое пение и колокольный звон), а также обрядность (многократное употребление крестного знамения, торжественные входы и выходы, поклоны и каждение, использование разнообразной церковной утвари и специальных облачений)», — сказал митрополит Иларион. Архипастырь напомнил, что в богослужении верующий призван участвовать всеми чувствами: прежде всего слухом и зрением, но также осязанием (через прикосновение к иконам и святыням), обонянием (при совершении каждения с использованием благовонного ладана) и вкусом (при причащении, вкушении освященного хлеба или принятия святой воды).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

За богослужением молились благотворители храма и многочисленные прихожане. Песнопения Литургии исполнил Московский синодальный хор (регент — заслуженный артист России А.А. Пузаков). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. За сугубой ектенией были вознесены молитвы о ныне чествуемом настоятеле храма митрополите Волоколамском Иларионе в связи с 50-летием со дня его рождения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Балашов. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен, за которым были вознесены прошения о ныне чествуемом митрополите Иларионе. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Поздравляя митрополита Илариона с юбилеем, Святейший Владыка, в частности, сказал: «Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить владыку митрополита Илариона, который празднует свое 50-летие. Хотел бы в связи с этим подчеркнуть очень большое значение богословия, которое помогает нам рационально воспринять истины, Богом вложенные в саму сущность человека. Мы называем эти истины онтологическими, потому что они проистекают из сущности Бога и сопричастны сущности человека. Вот для того чтобы их понимать и усваивать, нужно, чтобы Церковь могла правильно о них говорить, а для того чтобы она говорила правильно, нужно, чтобы развивалось богословие, то есть знание о Боге, а также знание о человеке, знание истории, знание истории человеческой мысли. И я хотел бы отметить вклад владыки митрополита в развитие русского богословия. Господь дал Вам, владыка, много способностей и талантов, и Вы замечательно развиваете их в разных областях церковного служения. А поскольку Ваше 50-летие мы сегодня празднуем в храме, — это литургическое, молитвенное празднование знаменательной даты, — то я хотел бы выразить Вам благодарность за труды в великом и святом деле передачи людям Божественных истин в категориях русского православного богословия. Пусть Господь хранит Вас на путях Вашего служения, пусть помогает Вам, при наличии многих обязанностей и многих интересов, уметь главное отделять от второстепенного, главному посвящать свою жизнь, а второстепенному — небольшое время человеческого досуга».

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

В силу особого значения Божественной литургии из-за совершения на ней таинства Евхаристии Церковь обусловила ее совершение подробными постановлениями. Митрополит Иларион рассказал об условиях совершения Литургии, в частности, о том, что Литургия не может совершаться только священником — в ней всегда участвует народ, и что местом совершения Божественной литургии, за немногими исключениями, может быть только храм. Святая святых православного храма — алтарь, а самое святое место алтаря — престол, на котором и совершается таинство Евхаристии. Владыка рассказал о важнейших богослужебных сосудах, которые используются священником во время Евхаристии, о значении и функции каждого из них, о предметах, составляющих принадлежность только архиерейской службы, а также о богослужебных одеяниях архиерея. В чинопоследовании Божественной литургии можно выделить три части: проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Митрополит Иларион напомнил, что основной смысл проскомидии (προσκομιδ в переводе с греческого означает «принесение» или «подношение») — приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии с чтением соответствующих молитв. Переходя непосредственно к толкованию Божественной литургии, владыка Иларион пояснил, что начальный возглас Литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» напоминает о том, что главным содержанием нашей молитвы является Царство Небесное — та духовная реальность, которую открыл людям Иисус Христос. Архипастырь также объяснил присутствующим чинопоследование Божественной литургии, рассказал о прошениях великой (мирной) ектении (в переводе с греческого слово κτενς означает «продолжительное моление»), о ектениях, которые возглашаются в разное время за богослужением, об антифонах, что поются сразу после великой ектении. «Мы должны знать, что Евангелие в богослужебном обиходе — это не только книга для чтения, но это еще и объект поклонения, — свидетельствовал митрополит Иларион. — Мы не только читаем Евангелие, но еще и целуем его, кланяемся перед ним, потому что через Евангелие с нами беседует Сам Господь наш Иисус Христос. И поклоняясь Евангелию, мы поклоняемся Господу Иисусу Христу».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Деяния апостольские говорят нам об этом - самом первом - периоде жизни Святой Церкви. Иисус Христос уже не присутствовал физически с учениками, но они ощущали Его присутствие на каждом евхаристическом собрании, потому что знали, что не апостол преломляет хлеб, но Сам Господь предлагает им Свое Тело, Свою кровь руками апостола. Это сознание присутствия Божия, чувство, что Христос незримо присутствует среди учеников, передавалось из поколения в поколение и дошло до нас. И так со святой Пятидесятницы, которая однажды совершилась в Иерусалиме, она и сегодня постоянно совершается в Церкви Христовой - не только в Иерусалиме, но и в любом другом граде и в самом скромном селе или деревне, где строится храм Божий, где совершаются Божественные таинства. Везде и всегда по молитвам священника и народа Божия, когда это необходимо, Святой Дух сходит и оживотворяет всю жизнь человека. Именно Святой Дух по молитве священника превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христа. Именно Святой Дух присутствует и в других таинствах Церкви, которые помогают нам в нашей жизни, обновляют наше человеческое естество, дают нам новые силы нести наш жизненный подвиг. Именно Святой Дух действует в таинстве рукоположения, когда мирянин становится диаконом, диакон становится священником, священник становится архиереем. Святой Дух подобно тому, как из простых и безграмотных рыбаков соделал богомудрых апостолов, и сейчас избирает на служение Церкви людей, которым дает силы нести служение, превосходящее человеческие силы. Святой Дух всё собой наполняет. Он наполняет жизнь, каждую весну Он возвращает к жизни, казалось бы, умершую растительность - и вновь зеленеют ветки деревьев, вновь распускаются почки, цветы. Как символ этого действия Святого Духа в день Пятидесятницы мы облачаемся в зеленые одежды. Мы украшаем храм цветами и ветками деревьев для того, чтобы напомнить о присутствии Духа Святого во всей природе и во всем мироздании. Наверное, многие из вас посещали какие-то красивые места и, оставаясь наедине с собой, чувствовали это Божие присутствие в природе, ощущали, с каким искусством создан каждый цветок, листок - ни один не повторяет другого. В каждом из них сокрыто присутствие и безмерная любовь Божия.

http://mospat.ru/ru/news/52532/

- Хотел бы, чтобы вы все регулярно участвовали в богослужениях или на Черниговском подворье, или в храме в честь иконы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, или в приходах, где вы несете свое служение, чтобы вы не пропускали этот очень важный аспект в предстоящие годы вашего обучения, - отметил владыка. После краткого вступительного слова студенты получили возможность задать вопросы. На минуту в зале воцарилась тишина – никто не решался, кажется, скорее ожидали каких-то слов от самого митрополита Илариона. После небольшой паузы последовал первый вопрос. Вопросы задавали самые разные: о недавней поездке митрополита Илариона на Урал (владыка ответил в нескольких словах и обратил внимание на то, что нынешняя встреча организована, чтобы задавать вопросы именно по учебе в Аспирантуре), об отношениях с англиканской Церковью (один из студентов пишет работу по этой теме), об учебных курсах, требованиях к диссертациям, возможности организации библиотеки и так далее. Отвечая на один из вопросов по поводу того, что студенты «изголодались» по общению с ректором и хотели бы говорить с ним чаще, владыка остроумно заметил, что есть некоторые планы по поводу студентов, «изголодавшихся» в прямом смысле слова: с ближайшими к Аспирантуре ресторанами и кафе ведутся переговоры о том, чтобы на льготной основе они предоставляли питание учащимся ОЦАиД. Более того, возможно, что некоторую часть расходов на обеды будет компенсировать сама Аспирантуры. По поводу организации библиотеки митрополит заметил, что, к сожалению, в ближайшее время не удастся организовать помещение, подходящее для хранения книг, поэтому Аспирантура будет обеспечивать доступ к книгохранилищам церковных и светских библиотек, в частности, библиотеки Московской духовной академии. О церковном служении спрашивали, что делать тем учащимся мирянам, которые не имеют навыка церковного чтения или пения. Владыка отметил, что это – существенный пробел, который надо срочно восполнять. Естественно возник вопрос о темах будущих работ.

http://bogoslov.ru/article/2868740

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010