Иер. 3:2 . И осквернила еси землю в любодеяниих твоих. От грехов не оскверняется земля, но говорит для того, чтобы показать тяжесть преступления. Иер. 3:2 . И виждь, где не смесилася еси, на путех сидела еси. Вместо «осквернилась». Но и тогда поступала нечестиво, хоть воздавала Мне честь при посещении храма. А в настоящее время дошла до неизмеримой глубины зол, наполнив все место своим беззаконием. На путех сидела еси, аки врана особящаяся, то есть, ты стала, как одинокая ворона, не имеющая ничего доброго. Будучи пленена многими врагами, предаваема различного рода смертям, ты держишься еще нечестия. Иер. 3:3 . И имела еси пастырей многих, лице жены блудницы бысть тебе. Не Мне причинила вред, а себе повредила, ты подверглась бедствиям. Дело пастырей пасти, а не препятствовать. Беда в том, что не замечала своих грехов и вела бесчестную жизнь. Иер. 3:4 . Не аки ли домом мене нарекла еси, и отцем и вождем? Говорю это в виду (бывшего прежде) расположения твоего ко Мне, выражениями которого служат имена: отец, муж, вождь девства. То есть, ты не обратила внимания на то, что Я сделал тебя своею, став в отношении к тебе в звании отца и мужа, ведущего (в свой дом) девицу. Не прилагала ли ты Мне эти наименования близости? Иер. 3:5 . Еда пребудет во век и проч. То есть твое блудодейство и безнаказанность поступков; то есть, не коснея в зле, избежишь наказания и, живя благочестиво, победишь врагов. Иер. 3:5 . Сия глаголала еси. Видишь, что она делает с усердием и вниманием. Иер. 3:6 . И рече Господь ко мне во дни Иосии царя. Так был славен, так благочестив. Не просто указывается время, но (для) большего обвинения иудеев. Так как они не сделались лучшими, имея начальника, заботящегося о них, то Бог говорит пророку, как я мы говорим с рабами, встречая презрение со стороны тех, кого любим. Иер. 3:6 . Видел ли еси, яже сотвори ми дом Израилев? Божество, конечно, бесстрастно, однако говорит, как оскорбленный и обиженный. Дом Израилев – не один, не другой, а все множество. Он (т.е. пророк), конечно, не видел, так как это было до него; но это (видел) сказано вместо: знаешь ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В ту ночь в больнице мне приснился сон. В этом сне мне явился святой Спиридон и благословил меня. Я знала, что он говорит мне, что все будет хорошо, и я с благодарностью целовала ему руку. Выписалась из больницы и через двадцать дней опять забеременела. Родился сын Спиридон, которому сейчас четыре года. А через три месяца после рождения Спиридона я снова поняла, что беременна. На этот раз родилась дочь. Назвали ее Ольгой, в честь свекрови, которая все время говорила: «Не беспокойся за эту беременность. Твой первый сын – это твой долг, второй – исполнение обещания святому, а этот ребенок – дар тебе от Бога» с. 478–479]. Вот еще одно событие из разряда самых невероятных… Идет поезд по мосту. Внизу очень далеко – водный канал. Маленький ребенок сильно высунулся из окна и не удержался, свалился в воду Конечно, мать упавшего младенца начала слезно молиться святителю. Поиски мальчика продолжались целую неделю; никак не могли найти его ни живого, ни мертвого. И вдруг обнаружили на мощах в объятиях самого Спиридона Тримифунтского – живого и невредимиго Святой помог одному русскому туристу. Наш незадачливый соотечественник умудрился потерять кошелек, где были не только все его деньги, но также паспорт и билеты. Местные жители посоветовали ему обратиться к святому Спиридону. Турист был человеком довольно скептичным, однако в храм все-таки пошел. Поначалу кошелек не нашелся. Туристическому агентству едва удалось договориться с властями, чтобы туриста посадили на самолет, но как он будет по прилете в Россию разбираться с нашей таможней без паспорта было непонятно. И вдруг за час до отлета ему позвонили на мобильный и сказали, что нашли кошелек и уже везут в аэропорт. Курьер приехал за десять минут до конца регистрации. В кошельке в целостности и сохранности были билеты, паспорт и деньги Отец Иустин, настоятель храма святого Спиридона, рассказывает, что однажды нашелся один неверующий рыбак по имени Спиро (Спиридон): «Когда он вышел в море, начался шторм. Его корабль затонул, и сам он ушел под воду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

О истинном христианстве. 3, заключение к книге сей. Первое заключение, 271 и далее); 3) наконец, чтобы обстоятельства, среди которых совершается дело, были законны. Обстоятельства не суть что-нибудь внешнее, а входят некоторым образом в состав самого дела. Почему или увеличивают, или уменьшают собою доброту дела, или нередко уничтожают ее. Так, нравственное достоинство действий много зависит, судя по тому: а) кто совершает их; ибо не всё и каждому позволительно и не всякий ко всему одинаково обязан; например, священнодействие, действие само по себе святое, весьма преступно, если самовольно станет совершать его непризванный и непосвященный: «никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога» ( Евр. 5, 4 ); б) как совершает; дело, по своему предмету и цели хорошей, сделается худым, по крайней мере, потеряет много достоинства, если будет совершаться непозволительными средствами или не так, как должно. Апостол запрещает «творити злая, да приидут благая» ( Рим. 3, 8 ); а пророк Иеремия говорит: «Проклят творяй дело Божие с небрежением» ( Иер. 48, 10 ); в) когда и где; ибо иные действия, будучи сами по себе позволительны, не могут без вины совершаться в известном месте или в известное время. Так, например, Спаситель выгнал из храма творивших в нем куплю ( Ин. 2, 15–16 ); а Премудрый называет того безумным, кто говорит тогда, когда надлежало бы молчать: «человек премудр умолчит до времене: продерзый же и безумный превосходит время» ( Сир. 20, 7 ). а) Мнимо-добрые дела От истинно добрых дел должно отличать те, которые, хотя по виду согласны с законом Божиим, но совершаются не из уважения к нему, а только по природной склонности, из приличия, по нужде или даже с худым намерением. Такие законные действия (actions legales) можно назвать мнимо-добрыми. Они могут иметь похвалу, но только у людей, а не у Бога, Который зрит наше сердце и по его расположению ценит наши действия ( 2Кор. 9, 7 ). Кто чтит Бога устами только, а не сердцем, тот всуе чтит Его ( Мф.15, 8–9 ). «Чего в сердце нет, – говорит Тихон Воронежский, – нет в самой вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На вопрос, почему он учит других обращаться к народу, а сам не выступает с речами, он сказал, что он как точило, которое само не режет, но заостряет железо. Отец сказал ему, что послал своего сына с рабом в качестве компаньона. Хорошо, сказал он, вместо одного раба он вернет двух. Он был так огорчен смертью Сократа, что на следующий день появился в трауре. За всю жизнь он судился в двух известных случаях. Один раз против Мегаклида, который нападал со взносом на содержание корабля; он был болен и не способен защитить себя, и он поручил своему сыну Афарею, который так хорошо вел дело за своего отца, что добился успеха. Другой раз против Лисимаха, который затеял руководство кораблем; он проиграл это дело и был осужден исполнять такие обязанности. Кроме того красота стиля Исократа известна всем; как мы знаем, он ясный, приятный и пристойный; его изящество выглядит естественным, хотя постоянное и отточенное даже в мельчайших деталях. Он не из тех резких ораторов, которые оживляют свои речи частыми фигурами; наоборот, он этого лишен, и этот недостаток делает мало пригодным для судебных споров с трибуны или адвокатской скамьи: но то что в них пригодно и сообразно, это следствие аргументов, сцепленных друг с другом, что делает их бесконечно убедительными. Его пожалуй можно обвинить в плагиате, потому что его Панегирик, как кажется, заимствуют некоторые черты погребальных речей Архина, Фукидида и Лисия: но при работе с темами, к которым обращались другие, он имеет право иметь те же самые мысли и использовать те же самые аргументы, не считаясь при этом плагиатором, потому что мы не можем уличить писателей, ему предшествующих, в той же самой теме. После его смерти семьей был возведен пышный памятник, и Тимофей воздвиг бронзовую статую и выгравировал надпись: «Тимофей рассмотрев дружбу и гостеприимство, связывающие его с Исократом, поставил эту статую работы Клеохара». Афарей, его приемный сын, воздвиг возле храма Зевса Олимпийского; это был юноша напротив колонны с надписью: «Афарей 635 , сын Исократа, посвятил этот памятник в его честь Зевсу–богу, и добродетелям своего отца». Афарей родился не от подруги Исократа по имени Лагиска, но от супруги Исократа, которая имела троих детей и он был среди них.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

– Что же она сказала? – Когда она подошла поцеловать крест, я обратился к ней: «Христос Воскресе!», а она мне в ответ: «Як наш патриарх Филарет сказал, Украина воскреснет, як Христос воскресе». Я потерял дар речи и просто стоял с открытым ртом. Уже тогда знал, кто такой Филарет, и подумал про себя: «Да, эта женщина ставит Украину превыше Христа». Тот случай был прообразом последующих событий. Конечно, это не доставляет мне никакого удовольствия. Некоторые думают, что я радуюсь оказываемому мне вниманию или «дурной славе», а, пожалуй, самая большая шутка заключается в том, что «мне за это платят». На самом деле я потерял 75% заработка. Приход РПЦЗ в честь святителя Тихона, куда я перешел, сделал мне денежный подарок, благодаря которому смогу погасить счета за последний месяц – это было почти все, что они собрали для бедных. Я бы, честно, не попросил и цента, разве что немного денег на бензин, поскольку дорога до храма занимает у меня полтора часа в один конец (несколько раз в неделю). Уже сказал отцу Матфею, что мне не надо денег из его зарплаты. Это небольшой приход, поэтому я не собираюсь говорить: «Поройтесь как следует у себя в карманах – мне нужны средства!» Не хочу никаких подарков, и мне никто ничего не выплачивает. Также не получаю никаких перечислений из Москвы, а если бы Патриархия мне что-нибудь предложила, то я бы не отказался, потому что хочу трудиться ради Церкви. Но это потому, что я хотел бы сделать нечто полезное для Церкви, а не потому, что стою с протянутой рукой. Когда один добрый человек, который ведет один популярный православный блог, предложил мне начать краудфандинг , я ему ответил: «Вы смеетесь? Это вселит еще большую уверенность в циников, которые утверждают, что я принял это решение за деньги!» Никогда не буду рассматривать такую возможность. Это неправильно. Все равно что сказать: «Да, у меня есть моральные принципы, и я хочу нажиться на них!» – Одним словом, в материальном плане у вас здесь выгоды нет никакой. – Ни единого цента. Сейчас ищу работу, мог бы преподавать, работать на дому, редактировать, переводить, давать уроки английского по скайпу иностранцам. Есть масса возможностей, но все они туманны на данный момент. Я готов ездить на крыше мусоровоза, работать в Уол-Март – и если смогу погашать ипотеку и иметь продукты на столе, то мне этого достаточно.

http://pravoslavie.ru/117265.html

Друзья напомнили Антиоху и о вражде, которую в былые времена его предки испытывали к этому народу. Антиох, прозванный Епифан, разгромив евреев вступил во внутреннее святилище храма бога, куда по закону может входить только священник. Найдя там мраморную статую очень бородатого человека, с книгой в руках, сидящего на осле, он предположил, что это изображение Моисея, основателя Иерусалима и создателя нации, человека, кроме того, предписавшего для евреев их человеконенавистнические и беззаконные обычаи. А так как Епифан был потрясен такой ненавистью, направленной против всего человечества, он поставил перед собой цель уничтожить их традиционный уклад. Соответственно, перед изображением основателя и перед алтарем бога под открытым небом он принес в жертву большую свинью и вылил кровь на них. Затем, подготовив тушу, он приказал священные книги, содержащие ксенофобские законы, окропить мясным отваром, лампу, которую они называют бессмертной и которая постоянно горит в храме, погасить, а первосвященник и остальные евреи были принуждены отведать мясо. Пересказывая все эти события, друзья настоятельно советовали Антиоху положить конец этой расе, либо, в противном случае, отменить их законы и заставить изменить свое поведение. Но царь, будучи великодушным и кротким человеком, взял заложников, но отклонил обвинения против евреев как только он взыскал обусловленную дань и разобрал стены Иерусалима. Вот ложь, что Диодор возводит на обычаи и законы еврейского народа, а также на основателя Иерусалима а также на исход евреев из Египта, и предвидя доказательства, что могли бы выявить его ложь, как если бы он не хотел разоблачать сам себя, он возложил на других разоблачение лжи, им рассказанной, добавляя ложь о дружбе Антиоха с евреями. В XL–й книге Библиотеки он также писал о евреях. КНИГА XL Теперь, когда мы собираемся изложить войну против евреев, мы считаем целесообразным дать сначала краткий отчет о возникновении нации, от ее истоков, и обычаи, наблюдаемые среди них. Когда в древние времена мор возник в Египте, простонародье приписывало свои беды действию божественной силы; ибо в самом деле из-за множества чужеземцев всех видов, обитающих в их среде и исповедующих разные религии и жертвоприношения, свои традиционные обряды в честь богов вышли из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

50 Κοινωνιην ­ нашего служебника (изд. 1890 г.). Это – песнь, предшествующая причащению, и, именно, её момент пред самым разламыванием святого хлеба (Goar, р. 126. § 161). 53 Так и у Goar " a (ibid). Передача ζσιν ­ кипение чрез принятое в служебнике теплоту неточна, но у нас нет лучшего выражения. 54 Τν μεταδιδοσαν. Глагол μεταδδωμι и далее μεταλαμβνω можно передать только описательно. Нужно себе наперёд представить, что св. хлеб разделён на части, и кругом стоят готовые принять эти части, а раздаятель сам Господь. В предлоге μετ вся сила выражения – оба раза. В первом случай им обозначаются все участники, которым Господь протягивает, так сказать, руку со Своим святым телом; во втором случае – все участники, которые из протянутой руки Господа сейчас получили в свои руки святое тело. В нашем служебнике взяты для первого преподаж и преподается, для второго причащаются. 55 У нас опять читается: προσλθωμεν, а у Goar " ä προλθωμεν (р. 68). Заменить одно другим мы не нашли особенного основания. Сразу за этим приглашением, священник читает заамвонную молитву, единственную, которую он читает вслух за все это время. Для древнего времени, и ещё при тогдашней обстановке храма, это был весьма торжественный момент, и стоило сказать наперёд: подойдите. К этому у Goar " a р. 131. §§ 187, 186. 56 Из молящихся не все причащались. Таким, вместо дара ­­ ντδωρον, давали части благословленного хлеба (Goar, p. 132. § 190). 57 М εττν πλυσιν т.е., после сейчас произнесённого благословения. См. к этому 3-ю заметку на стр. 400. 58 μαργαρτης ­ перл, жемчуг. Так, из уважения, называется, какая-либо из очень мелких частиц св. хлеба. 59 Κοντκιον ­ КОНДАК (нашего служебника). Это слово производят то от лат. canticum (песнь), то от греч. Κοντς (шест, копье). Применительно к последнему, понимают здесь краткое (как копье) изложение похвал в честь прославляемого Выдержка под звёздочками (которой нет у Goar " a, см. р. 53) читается так (в своей второй половине): μεττν εχνλγειτν κφνησιν, κα μετ ταταερη νικ. Вероятно, здесь нарушен надлежащий порядок слов. Ещё нужно заметить: 1) Ερηνικ-это ряд прошений, начинающихся прошением о мире, и они различаются πρτα (первые) и δετερα (вторые); 2) εκφνησις есть громко произносимое заключение молитвы (возглашение). Goar, p. 107. §§ 65, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Все молящиеся имеют в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого, честь, которая обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и предстоятелю церковного собрания. Не случайно тело усопшего в большинстве случаев в последовании погребения именуется «мощами». Дорогие останки дорогого усопшего становятся как бы некоторой святыней. Они и действительно святыня, ибо неоднократно освящались таинствами церковными. При перенесении тела усопшего из дома в храм и из храма к могиле, ему предшествует с кадильницами, как при встрече почетных лиц и перенесения святынь. Так чествуют церковное собрание своего собрата. А в отношении окружающих гроб последования погребений имеют в виду, насколько возможно, умерить их печаль, утешить их, приободрить, подвигнуть к тому, что наиболее нужно усопшему – к молитве о нем и, наконец, самим им преподать обильное назидание. ПОСЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОЕ MIPCKUX ЧЕЛОВЕК Из последований не входящих в круг суточного богослужения главнейшие и чаще совершаемые составлены по образцу утрени, являются сокращением ее. Таковы молебен, панихида. Последование погребения мipckux человек также по образцу утрени, но утрени торжественной и лишь изредка, в исключительных случаях совершаемой. Кроме обычных для утрени псалма 50 и канона с его седальнами, кондаком и икосом, что есть и на панихиде и на молебне 489 в последовании погребения есть и стихиры, которых нет на панихиде 490 , а на молебне бывает по большей части всего одна 491 . Сверх этого в последование погребения входят непорочны как на воскресной и великосубботной утрени, блажены, как на утрени Четвертка Великого Канона и Великого Пятка, и апостол, и Евангелие, как только утрени Великой Субботы. Уже это свидетельствует о том, что последование погребения – служба важная, торжественная и что, следовательно, к нему должно относиться особливо бережно, исполнять его с возможной тщательностью и точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В ответной речи своей В. М. за оказанную ему честь просил передать глубочайшую благодарность Совету Академии, а в нарочитом посещении его мастерской Преосвященным Феодором он видит святительское благословение и освящение его посильных трудов. Между прочим, о своих жанровых картинах из быта духовенства, мелкого чиновничества и др. заметил, что они написаны были им в период бывшего у него, как вероятно и у многих, «духовного облысения», после коего он отдался народной русской душе, как она проявляется в сказках и былинах. Переход к работам религиозного содержания В. М. считает делом Вышнего предуказания и Божьего внушения. Правда, в детстве и юности он много занимался религиозными сюжетами, но это было скорее следствием внешнего влияния обстановки (иконопись и здание сельского храма), чем внутреннего увлечения. В начале своей художественной деятельности В. М. отдавался преимущественно мирским сюжетам (жанр). Его работы религиозного содержания начались позднее, и первым его трудом в этой области была его знаменита. «Богоматерь с Младенцем – Спасителем». В первоначальном эскизе эта картина находится в столовой квартиры художника. К сожалению, картина стояла так, что её трудно было рассмотреть ясно,– да и время не позволяло этого. Затем к своей светлой и просторной мастерской (стильная вышка на доме) В. М. показал нам и другие свои работы: Куликовскую битву, Апокалипсические видения и мн. др. Особенно сильное впечатление произвело большое полотно «Спящая Царевна» – символически воспроизводящая как бы всю Русь в её древней сказочной обстановке. На картине всё живое, начиная от царевны, спит глубоким сном, с закрытыми глазами,– и только у двух кукол глаза открыты. Не касаясь научно – исторической и художественной сторон картины,– кроме самой царевны, особенно запечатлелись: спящий медвежонок – годовик и девка -семилетка, сладко заснувшая над разогнутою книгою Глубинною (Голубиною), В. М. сообщил, что на картине была нарисована ещё, и нарисована весьма удачно, спящая собачка -дворняжка («она тоже уснула, и уснула хорошо», говорил В. М.), но, по совету других, он снял её с картины, как несоответствовавшую древне – русской домашней обстановке. На виднеющемся вдали клочке озера или болота (тоже спящей – стоячей воды) вместо купавки В. М. намерен нарисовать сказочную лебедь, тоже в сонном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2) Едва ли не при всех церквах в Твери, во время Богослужений в воскресные и праздничные дни, находится известное, как бы штатное, число лиц, из молодежи, с примесью иногда и солидных лиц, ведущих вне храма и у стен его смешные разговоры и горячие споры с неизбежным при сем окуриванием этих стен, в замен церковного фимиама, своим табаком через папиросы. И такого явления прежде не бывало, а если теперь к оскорблению религиозного чувства встречается, то достоит пастырям люди Божие, им врученные, яже Богу суть благоугодная учити творити. Православный.» В последствии мне сделалось известным, что автор этого письма – отставной чиновник, бывший некогда секретарем в двух консисториях – Рижской и Саратовской, М. В. Окнов, поселившийся теперь в своем родном городе. 13-го ч. писал я в Одессу, преосвященному Никанору, епископу Херсонскому: «Примите мое усердное искреннее приветствие на новой именитой кафедре. Да поможет Вам Верховный Пастыреначальник оправдать то доверие, какое Вам оказано Начальством при перемещении на эту кафедру, и да дарует Вам Господь быть достойным приемником столь знаменитых предшественников. С братской о Христе любовью и преданностью имею честь быть " … Со станции Починок писал мне от 11-го числа известный уже племянник покойного преосвященного архиепископа Тверского Алексея, Статский Сов. Руф. Павлинов. Ржаницын: «Пользуясь льготой, какую представляет деревенская жизнь зимой для чтения, я перечитал все письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию, изданные Вашим Высокопреосвященством в виде книги; думаю и прихожу к таким мыслям: а) Ваше Высокопреосвященство замечаете в предисловии, что письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию сравнительно с другими письмами того же святителя запечатлены, можно сказать, исключительным характером. Для почитателей Митрополита Филарета естественно возникает вопрос, что же это за лицо, для которого усматривается исключительность? А для иных изыскующих эта исключительность может возбуждать внимание со стороны присловья: «скажи мне, с кем ты знаком, я скажу, кто ты таков».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010