И сегодня Он взошел в храм, и предложил слушателям реки учения. Вы слышали евангельское чтение, которое к нам, в середине праздника, с высокого седалища, евангелист велегласно произнес, как бы левитской трубой: « Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил » ( абие же в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше ) (Ин. 7:14). Это Писание исполнено человеколюбия. Не сказал он: «при наступлении преследования», или — «при настоящей печали», или — «при унынии, овладевшем учениками», или (не сказал) наставления в чем–либо ином таком, что постоянно представляло дело апостольское, — но что он говорит? « Но в половине уже праздника ». Но что в середине праздника, скажи, Иоанн? Ирод наложил руки? Иудейский народ одобрил коварный замысел? Снова Иуда с предательством? «Нет, — говорит». Но что? « Вошел Иисус в храм и учил ». Приличное Христу он предложил Христу; усвоил Ему дело подходящее. Речь есть дело слова, и учение — (дело) учителя, и Христово (дело) — произнесение слушателям слов полезных. « Вошел Иисус в храм и учил ». О, непреодолимое человеколюбие! Где почти побивался камнями, там побивающих обогащал словесными учениями. « Вошел Иисус в храм и учил ». Где читался закон Моисея, там Он предложил учение благодати, будучи не уничтожителем закона, но исполнителем закона. Сам в Евангелии восклицает: « не нарушить пришел Я, но исполнить » ( не приидох разорити закон, но исполнити ) (Мф. 5:17); и Павел произносит устами Владыки: « Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего » ( кончина бо закона Христос в правду ) (Рим. 10:4). « Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил »; всех учит на месте молитвы, предлагает слово оглашения, как Слово, там, где был собран и лукавый синедрион. Иерей по чину Мелхиседека взошел в храм и учил; когда многие слушали, из иудеев никто не научался. О них Он наперед возглашал: « есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат » ( очи имут, и не видят: уши имут, и не слышат ) (Пс. 113:13, 14), объявляя о безумии богоборцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И через Таинство Святого Крещения он становится нерукотворенным храмом. - Дорогие мои, - продолжает отец Иоанн,- рукотворный храм во все времена был жертвенником Богу. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил рукотворный храм, как место Своего пребывания. Велением Божием первый Храм был создан на земле Царем Израильским Соломоном. " Я созижду храм, - сказал Господь, чтобы пребывать Имени Моему там во век. Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее " . Но почему погиб Первый Иерусалимский Храм вместе с великой святыней Ковчегом Ветхого завета, почему великая святыня Иерусалима - Второй Храм, освященный Сами Сыном Божиим и вхождением в него Пресвятой Девы, оставил нам в воспоминание о себе лишь Стену Плача? За что Господь предал израильский народ семидесятилетнему вавилонскому пленению? Почему новый Израиль - великая Россия в течение девяти столетий, созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, погрузиться в пучину богоборцев и их семидесятилетнему пленению, и " мерзости запустения " на святых местах Родины нашей? На все эти горькие вопросы " почему " , - продолжает отец Иоанн,- ответ у нас один: за беззаконие людей не пощадил Господь и своих святынь " . Причина всех бед - наше безверие, нерадение, ожесточение, наша измена истинному Богу наши богомерзкие дела. " Господь сказал народу Своему: если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, и станете служить иным богам и поклонятся им, то Я истреблю народ с лица земли и храм отвергну от Лица Моего " . За что? За то, что они оставили господа Бога своего и приняли других богов, за это навел на них Господь все эти бедствия. " Се оставляется дом ваш пуст, не может Дух Мой пребывать в народе сем " . Отступление, измена Богу и нечестие людей - вот причина семидесятилетнего вавилонского пленения, согрешившего Израиля. Семидесятилетнее пленение богоборческой властью нашей России, ее разграбление и уничтожение было уделом согрешившего русского народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

На реках Вавилонских… Был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где покланялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. 2 февраля, 2013 Был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где покланялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. Наступает второе воскресение подготовки к Великому посту , в которое читается Евангелие о блудном сыне . В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских«. Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»). Псалом «На реках Вавилонских» является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух. Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Ли Портер. Реки Вавилонские Текст псалма переносит нас в VI век до Р.Х. Это было время неисчислимых бедствий иудейского народа. Вавилоняне вторглись на территорию иудейского царства, разграбили и уничтожили до основания Иерусалим. Так же был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где поклонялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. «Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц» (Плач Иер. 2.7, 11). Казалось, что надежды на сохранение единства народа и возвращение домой уже нет. Никто не мог знать, что через 50 лет Вавилонское царство падет, а персидский царь Кир Великий милостиво разрешит иудеям вернуться домой и начать отстраивать город и Храм.

http://pravmir.ru/na-rekax-vavilonskix/

Не делая из последних фактов никаких выводов в отношении культуры (ибо с так называемым прогрессом они не убывают, а увеличиваются 25 ), я рассмотрю их и вообще эту сторону нашей жизни с христианской точки зрения, ибо к тому обязываюсь теми божественными примерами, о которых я упомянул вначале. Но поскольку во всей книге я стараюсь проводить, в основном, практическую точку зрения, то есть стараюсь доставить читателю необходимое руководство для самого дела созидания, спасения, а не дать очередную занимательную книгу для получения знаний и вострения ума, то и здесь я коснусь данного вопроса также со стороны внешней приложимости его к нашим духовным потребностям. Разве не знаете, — говорит апостол, — что вы храм Божий — ναος Θεου — и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3, 16). И в другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы — не свои?» (1 Кор. 6, 19). А отсюда что следует? Все, относящееся к нашим естественным телесным нуждам, мы должны упорядочить, уцеломудрить. Хотя сами по себе эти отправления не оскверняют человека (Мф. 15, 17–18; Мк. 7, 19), но если они сочетаются с худыми пожеланиями сердца, то превращают тело человека из храма Божьего в свиной хлев и тем навлекают гнев Божий. Вот почему Церковь такую молитву вкладывает в уста христианину при обращении его к своему ангелу-хранителю: «Христов храм сущее сердце мое, страстьми свиней умных житие соверших; но укрепи мя, помощниче души моея, очистити сие, покадити, окропити ароматы и миры молитв и чистоты, да паки будет храм Христов благоуханен» 26 . А без молитв и чистоты, какие бы мы гигиенические и санитарные меры ни употребляли, все равно и тело человеческое и необходимые места для него будут не храмом, повторяю, Божиим, а храмом — приличнее сказать капищем — диавольским. Демоны поселяются тогда в них и внушают людям вести себя бесчинно. Человек, если закоснеет в этом и погрузится в нечистоту, делается бесноватым, то есть вместо Духа Божьего, по апостолу, начинает в нем жить дух лесчий, бес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Но Бог, желая все обновить, соединить небо и землю в раю, и, кроме того, оставить врата рая отверстыми для нас и сегодня, и после, сошел на землю и создал новый храм. Камни, бриллианты и дерево, составлявшие храм в Иерусалиме, заменили плоть и кости. Храмом стала плоть, которую Господь воспринял на Себя, наша человеческая природа, человеческое тесто. Он надел на Себя нас самих, ибо мы были слеплены из той же глины ( Рим. 9:21 ), составлены из того же естества ( 2Петр. 1:4 ). Христос, совершив таинство и взойдя на Небеса, осуществляет связь земли и неба для всех тех, кого стремится к небесам. Господь есть храм, и стены его – плоть Его. Плоть! Каков же он – храм на небесах? Храм на небесах – это Сам Бог . Ибо Господъ Бог Вседержителъ – храм Его, и Агнец ( Откр. 21:22 ), и Христос! Они вместе! Но задумайтесь, почему использовано именно это выражение и сказано, что храм есть Сам Бог, а не просто, что храма там нет? Иоанн отмечает: «Храма не видел». Он старался отыскать нечто подобное тем явлениям, что наблюдал в своей прежней, земной жизни, и не находил. Он разглядел иное – храмом на небе был Сам Бог. То есть мы с вами, дорогие мои, ныне – словно сад, цветущий вокруг Бога, Его Церковь . Как Пресвятая Богородица укрыла в Себе Христа и сделалась Его ризой, Его плотью, так и мы укрываем в себе, носим Бога, его образ. Он воспринимает нашу плоть, а мы приобщаемся Его Божества. Это значит, что человек становится богом, Который входит в его плоть. Бог и человек составляют одно тело, глава которому Иисус Христос (см.: Рим. 12:5 ; Еф. 1:22–23 ). Изменилась наша жизнь, сделалась храмом на Небесах. Бог омывает нас изнутри, изнутри нас освящает. И нет больше необходимости в том, чтобы дул ветер. Нет нужды в свете. Наша глубинная душа излучает Бога. Сын живет в нас, существует вместе с нами. И Отец ходит вместе с Сыном и вместе с нами. Там, где мы, там и Он. И где Он, там и мы. Великое дело! Мы говорим: «Если бы мы обрели рай», – но на самом деле мы сами есть рай. Бог не отправил нас на поиски рая, но нас самих соделал раем. Он не бросил его нам со словами: «На, лови его, схвати его руками, заключи его в свои объятья», – но самих нас обратил во вместилище рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма. В последней четверти Х I Х века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: “никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует” (приводит­ся по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483). Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий — для священнослужителей. Он заключал в се­бе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа. Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Многие церковные писатели свидетельствуют, что Пресвятая Дева после введения ее во храм оставалась до своего обручения в самом храме, где особая часть здания была предназначена для жительства женщинам и девам, посвятившим себя служению Богу, подобно Анне пророчице, которая не отходила от храма, пос­том и молитвою служа Богу день и ночь (Лк 2:37). Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь старец Симеон принял от Пресвятой Девы Младенца Иисуса и возгласил: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром (Лк 2 : 29 ) . Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих (Ин 2 : 13–22 ) . Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы (Лк 21 : 1–4 ) . Здесь совершилось то событие, о котором повествует евангелист Матфей: Потом берет Его диавол в святой город и по­ставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего (Мф 4:5–7).

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

37 . А что есть у вас Божьего? – Жизнь наша, воля наша принадлежат нераздельно одному Богу: не можем мы преступить заповедей Божьих ни по чьему веленью. 38 . А можете ли вы быть облечены во власть и носить звания начальнические? – Так Христос сказал: между вами да не будет этого, но, кто хочет между вами быть большим, тот пусть будет всем слугою. 39 . А можете ли вы иметь власть правителей общества или пастырей церкви, будучи избираемы на то от общества и церкви? – Справедливое избрание не во власть облекает, а сугубые обязанности налагает. Помоги нам, Боже, несугубые исполнить! 40 . А почему же Христос избрал Апостолов и дал им власть решать и вязать? – Не избрание дало власть Апостолам, но их праведность: Иуда Искариот был тоже избранный апостол, а власти от Бога не получил. Только праведностью приобретает человек великую власть от Бога. 41 . Для чего же избирал Христос Апостолов? – Для того избирал, чтобы не сеять наставлений в разумении истины, как пшеницу, рассыпая по всему полю человеческому, но, чтобы наставить в истине, хотя не многих, но вполне. 42 . Есть ли у вас храм Божий? – Есть. Тела наши суть храмы Божьи. Что вопрошаете? Разве не знаете, что вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас? Храм Божий свят, а этот храм – вы ( 1Кор. 13:16–17 ). А в рукотворенных храмах Господь не живет ( Деян. 7:48 ). 43 . Есть ли у вас церковь ? – Есть. Только церковь наша состроена не на горах и долинах, не в селах и городах, не в бревнах и каменных стенах – наша церковь состроена в душах, в сердцах человеческих. 44 . Где ваша церковь находится? – Наша церковь на том месте находится, где стройно люди меж собою, по любви и свободе живут, а живя, Бога прославляют, а прославляя Бога, правду на земле водворяют. Там наша церковь находится. 45 . Собираетесь ли вы в церковь , становите ли вы свечи? – Собираемся мы в истинную церковь и становим мы свечи: неугасимые свечи горят в храминах наших, те свечи – молитвы в мыслях. Наш, предстоящий пред Богом светильник, есть горячая вера, светлая совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но и в эти десять дней мы не брошены, как не были брошены Им ученики. Он одарил их радостью, Он научил их пребывать в Иерусалиме, который продолжал оставаться святым городом — ибо именно в нем находился Храм, все еще единственное место поклонения Ему. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:51-53).  В христианском понимании храм как место встречи с Богом может пониматься и буквально, и мистически. «Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:21), когда обещал разрушить Храм Иерусалимский и восстановить его за три дня. Храм Иерусалимский был построен по указанию Божию, но руками человеческими. Тело Христово — действительно, Истинный Храм, но уже нерукотворный, Его Церковь, то есть все мы. «Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24), — свидетельствует апостол Павел, постулируя новое понимание Храма — нерукотворная, Богом созидаемая вдохновленными Им человеческими сердцами (а не руками!) Церковь.  Церковь Христова имеет прямую преемственность с Ветхозаветным народом Израиля и Ветхозаветным же Храмом. То есть пребывание апостолов в Храме после Вознесения Христова — это было благодатное время встречи Ветхого и Нового Заветов, Храма рукотворного и Храма нерукотворного, во времени и пространстве. В какой-то степени эта встреча продолжается и сейчас. Мы собираемся в рукотворных храмах каждое воскресенье — кто-то чаще, кто-то реже — ради соединения в Храм нерукотворный, в единое Тело Христово, что происходит в Таинстве Евхаристии, Причащения, то есть становления частью Тела и Крови Христа. Так что можно сказать, что период пребывания в Храме Иерусалимском после Вознесения Христова был для апостолов продолжающимся в особой исторической форме Таинством Евхаристии. Он их не оставлял.  И нас не оставит.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-od...

Но никто из святых, как говорят, не призывал Бога таким образом. И тогда вспоминаются святые патриархи, призывавшие имя Господне всякий раз, когда они строили жертвенники, на которых, конечно, приносили жертвы Богу, Которого они призывали: так что едва ли кто-нибудь из них, как иногда говорят, призывал имя Господа без сооружения жертвенника. Отсюда сказано, что блаженный мученик Стефан не просил, а призывал Господа Иисуса, когда известно, что он принес себя в жертву Богу. Из чего явствует, что без сомнения он призвал Его, когда его побивали камнями, Которому он принес себя в жертву, причем вполне живую жертву. Ведь не только Отцу и Сыну, но и Святому Духу, то есть самой Святой Троице, единому истинному и благому Богу, истинная вера предлагает одну жертву, представляет одно поклонение.: Вся Церковь таким образом один храм во всех Святых, как в одно имя Отца и Сына и Святого Духа, ибо она знает, что освобождена от царства смерти и греха. Вот почему блаженный Апостол, указывая на природное величие Святой Троицы, говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16)? И чтобы показать Духа Святого не как служителя, а как истинного и высшего Бога, обитающего в нас, в Своем храме, он еще раз говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм обитающего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога» (1 Кор. 6, 19). И чтобы показать истинное Божество Святого Духа, он добавил: «Прославляйте и носите Бога в своих телах». Поэтому в жертве святой Церкви Дух Святой не может быть чужд Отцу и Сыну, имеющим всю святую Церковь как один храм с Отцом и Сыном. И мы не можем не принести жертву Тому, Чьим храмом мы являемся, когда самые тела наши, которые являются храмом Святого Духа, представляются как жертва живая, святая, угодная Богу (Рим. 12:1), как Апостол Павел заповедует. Но как же не приносится жертва Церкви Святому Духу в хлебе и вине, когда известно, что Сам Дух имеет Церковь, и храм, и жертву? Ибо Сам Спаситель наш, пострадавший за нас, оставив нам пример и являющийся Главою тела Церкви, показывая в Себе то, что мы должны признать в нас, сотворил Свое одно и то же тело, и не только храм, но и жертву.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Понятие о Церкви как храме Божием приготовлено уже Ветхим Заветом, что показывают цитируемые места из Библии. Бог на заре истории Израиля обещал Своему народу: «Поставлю жилище Мое среди вас» ( Лев.26:11 ). Он, Помощник и Покровитель, обещал Свое постоянное присутствие. Чувственное и видимое жилище Его – Скиния Завета, впоследствии храм. Теперь, – говорит апостол Павел, – место ощутимого и действенного присутствия Живого Бога – не каменный храм на Сионе и никакая другая точка на карте Земли, а живые люди, христиане, каждый в отдельности и все вместе как Церковь. Мы помним, как уже Господь Иисус Христос у колодца Иакова говорил самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин.4:21-23 ). Но все же как и где будет происходить это поклонение? – В Новом храме, о котором говорили загадочные для современников слова Господа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. … Он говорил о храме тела Своего» ( Ин.2:19-21 ). После славного Воскресения, Вознесения и сошествия Святого Духа на Апостолов таинственное и загадочное стало явным и понятным для принявших Духа верующих: это они – Церковь Христова, Тело Христово, образуют новое «жилище Божие»: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). Как в храме, так и в Церкви особенно ощутимы присутствие и близость Бога. Дух Божий для апостола Павла – не абстрактное богословское понятие, но действующее, животворящее присутствие Божие в Церкви, не только в некоторые торжественные моменты богослужений, но в ее будничной жизни. Это относится к Церкви как к обществу, так и к каждому отдельному христианину: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» ( 1Кор.6:19 ). Кстати, церковнославянский перевод разбираемого нами отрывка подчеркивает именно этот момент: Вы бо есте церкви Бога жива. Каждый из нас – «церковь», то есть «храм». – А если так, то сколь великую ответственность налагает на нас это присутствие Бога Отца, Который называет нас Своими сынами и дочерьми!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010