Наипаче прославим Бога Отца, яко Он Единороднаго Своего Сына Господа нашего Иисуса Христа для спасения нашего в мир послал, и Его краеугольным каменем Церкви Своея положил, с таким утверждением, что «и врата адова не одолеют ей» ( Mamф. XVI. 18 ), и будет Ему «слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков» ( Еф. 3:21 ). Прославим Его, яко и Духа Своего Святаго на Апостолов и на всю Церковь Свою излиял, и Его благодатию таинства церковныя исполнил: а дабы благодать таинств, как требует самое имя и понятие таинства, имела чистое, верное и ненарушимое тайнохранилище, для сего дал нам и освятил Свой благодатный храм, сие хранилище таинств, сокровищницу благодати, чертог Тела Христова, дом молитвы, училище Боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедствующих, врачебницу недугующих, утешение скорбящих, жилище радости духовныя, преддверие обителей небесных. Так благодарно приемля залог толиких благ, подаваемый нам в освящении храма, мы должны, братия, помыслить далее о том, как бы действительно воспользоваться благодатию святаго храма, да не безплоден будет человеческий труд храмоздательства, да не потерян для нас будет Божественный дар освящения. Как же должно нам пользоваться святым храмом? – Дабы спасительно пользоваться святым храмом, надлежит вообще, подобающим образом посещать оный, в особенности участвовать в главнейшем достоянии храма – в таинстве Тела и Крови Христовы, и наконец стараться и вне храма ходить достойно святыни храма. Должно, говорю, посещать святый храм Божий. Если строят дом; то конечно для того, чтобы в нем жить: а иначе на что было бы и строить его? Так, если созидают храм, то конечно для того, чтобы приходить в него и освящаться от него: а иначе на что было бы и созидать его? Должно посещать святый храм прилежно. Правда, храм возносит молитву не только за предстоящих в нем, но и за сущих повсюду православных: но сие, без сомнения, относится к тем, которые, когда могут, с верою, благоговением и страхом Божиим входят в оный. Если же ты забудешь посещать храм: то не будет ли справедливо, чтобы и он тебя забыл, и чтобы не посетила тебя благодать его? Должно посещать храм Божий с благоговением. Если, пришед в дом царя, ты был бы в опасении и в заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразнаго с достоинством места: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя небеснаго! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома: то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит! Должно посещать храм Божий со вниманием. Слышите вы во храме молитву, Слово Божие, псалмопение, учение. Прекрасно учреждено, что все сие, без вашего труда, готовое, вы слышите: но и слышать надобно уметь. «Блюдитеся, како слышите» ( Лyk. VIII. 18 ), вразумляет сам Господь. «Вонмем», возглашает нередко священнослужитель: то есть, будем слушать с полным, с глубоким вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но это разъяснил другой пророк, говоря от лица Бога: “Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих”(Ис. 66, 1.). Давид повелевает поклоняться подножию Бога, другой пророк говорит, что земля — подножие ног Его. Разве повелевает Давид поклониться земле? Нет. Когда ты слышишь: “Земля — подножие ног Моих”, — не думай, что говорится только о земле, по которой мы ходим; пророк говорит, что вся земля, каждое живое существо, каждое создание — подножие ногам Божиим. Честнее всякого живого существа и всякого создания на земле — Церковь Господа Бога Вседержителя, и находящиеся в ней святые предметы. Так повелел Сам Господь Бог. Пророки же и апостолы чтили храм более всего и заповедали поклоняться ему и почитать его; и люди все через храм спасались и спасаются. Хорошо сказал пророк, что земля и все, что на ней, есть подножие ногам Божиим. Давид праведно заповедал поклоняться подножию ног Божиих, то есть храму. Сам Давид свидетельствует, что и храм Божий, и подножие ног Божиих — одно, ведь он прежде сказал: “Поклонюсь святому храму Твоему”, — сейчас же повелевает поклоняться подножию ног Его. Если бы не был храм подножием ног Божиих, не повелел бы Давид поклоняться как храму Божьему, так и подножию ног Божиих. Как в Ветхом завете храм и Божественные предметы в нем были подножием ног Божиих, так и в Новом завете храм, животворящий Крест честной, Божественные иконы и другие освященные предметы суть подножие ног Божиих. Также и Иеремия свидетельствует, что храм Божий и подножие ног Божиих — одно и то же. Иеремия, оплакивая Иерусалим, говорит: “Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего”(Плач. 2, 1.). Дщерью Сиона Писание называет народ Сиона, который помрачил Господь, предав его в плен халдеям, и красу Иерусалима сверг с небес. Как дьявола низринул с небес, так и красу Иерусалима, то есть красу Иудеи, отверг от Себя Господь из-за их грехов: были преданы они разным народам на поругание. “Не вспомнил о подножии ног Своих” означает, что не вспомнил Господь о святом Своем храме, но и его предал на бесчестие и осквернение. Видишь, подножие ног Его и храм — одно и то же! Потому и Моисей, и Давид, и бывшие с ними люди поклонялись храму, который есть подножие ног Божиих. И если бы Моисей не поклонялся храму — не поклонялся бы ему и Давид, ибо ничего от себя не делали пророки, но поступали так, как повелел законодатель Моисей. Если Давид поклонялся храму, как сам он свидетельствует, то достоверно известно, что и Моисей поклонялся храму. И если Моисей и Давид поклонялись храму, ясно, что и все люди вместе с ними поклонялись. Ведь Моисей — великий законодатель, Давид же — царь и пророк, от Бога посланный править Израилем, Его владением. И если законодатель Моисей и царь и пророк Давид поклонялись храму — как мог весь народ не поклоняться храму, видя законодателя и пророка-царя, посланных Господом Богом, поклоняющихся храму?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Отсюда, ни вся она в целом, ни какая-нибудь часть ее не желает почитаться вместо Бога, не желает, чтобы Богом было что-нибудь, относящееся к храму Божию, который строится из богов, творимых несозданным Богом. А поэтому, если бы Дух Святой был творением, а не Творцом, то, конечно, был бы разумным творением, так как Он есть высшее творение. И, следовательно, в символе веры не упоминался бы прежде Церкви, потому что и сам принадлежал бы к Церкви в той ее части, которая на небе. И не имел бы храма, но сам был бы храмом. Он же имеет храм, о котором говорит апостол: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?» ( 1Кор. 6:19 ). В другом месте о них говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» ( 1Кор. 6:15 ). Каким образом, следовательно, тот, кто имеет храм, не Бог ? Или Он меньше Христа, члены Которого имеет храмом? Ведь и храм Его – храм Бога, если тот же апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий» и, чтобы доказать это, прибавляет: «И Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ). Бог, следовательно, обитает в храме Своем; не только Дух Святой, но и Отец и Сын, который даже о теле Своем, через которое сделался главою церкви, пребывающей среди людей, «дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ), говорит: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2:19 ). Итак, храм Бога, то есть всей высшей Троицы, есть святая Церковь , которая вся на небе и на земле. 57. Но о той, которая на небе, что мы можем утверждать, кроме того, что нет в ней никакого зла, что никто оттуда не пал и не был низвержен после того, как Бог «ангелов согрешивших не пощадил, – как пишет апостол Петр, – но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет. 2:4 ). 58. В каком же состоянии пребывает то блаженнейшее и высшее общество, какие и у кого там преимущества (так как, хотя все они называются общим именем ангелов, как в послании к Евреям читаем: «ибо кому... из ангелов сказал..: седи одесную Меня?» ( Евр. 1:13 ); однако есть там и архангелы; или, может быть, те же архангелы называются силами, и сказанное: «Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все силы Его " ( Пс. 148:2 ); и чем различаются между собою те четыре наименования, коими апостол обозначил, по-видимому, весь тот небесный сонм, говоря: «Престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» ( Кол. 1:16 ), – обо всем этом пусть говорят те, кто могут, если, однако, они в состоянии доказать то, что говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ст. 8–10. Вот вы надеетесь на слова лжи (или лживые), который не принесут вам пользы. Вы, крадете, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, кадите Ваалу и ходите во след богов чужих, которых не знаете. И пришли вы и стали предо Мною в доме сем, в котором призвано имя Мое, и сказали: мы избавлены (или мы перестали) оттого, что сделали все эти мерзости. Что они напрасно надеются на храм, это показывают дальнейшие грехи их. Ибо какая польза дерзновенно переступать порог дома Божия, стоять с поднятою головою, а между тем не только сердце, но и руки иметь оскверненные воровством, убийством, прелюбодеянием, клятвопреступлением, кощунством и почитанием неведомых богов? Нет сомнения, что в смысле духовном совершается это и в Церкви, когда видя благополучие настоящего времени, люди не думают о грехах своих, и думают, что Бог сокрылся потому, что не тотчас следует воздаяние, и еще более когда впадают в такое безумие, что считают себя спасенными за то, что после злодеяний они отступили даже от служения Господу. Ст. 11. Не вертепом ли разбойников сделался дом сей (или Мой), в котором призвано имя Мое в глазах ваших? Я, Я есмь, Я видел, говорит Господь. Думаю, что отсюда заимствовано в евангелии: писано есть Храм Мой, храм молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником ( Мф. 21,13 ), или, как написано в другом евангелии: дом купли ( Иоан. 2. 16 ). Церковь Божия обращается в вертеп разбойников, когда живут в ней воровство, убийства, прелюбодеяния, кощунство, клятвопреступления, еретические измышления и всякие беззакония, кода князья ее горят огнем сребролюбия, когда бедная, или лучше не бедная, ряска обладает богатствами, какими некогда владели дари. Поэтому присовокупляете: Я, Я есмь, Я видел, говорит Господь. Глаза Мои видели то, что вы считаете сокрытым: мрак сокровищ не избегает Моего ведения. Тот, Кто будучи богат обнищал ради нас ( 1Кор. 8 ), теперь стыдится за наше богатство и говорит: горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего ( Лук. 6, 24 ). Ст. 12. Пойдите на место Мое в Силом, где обитало имя, Мое от начала, и посмотрите, что Я сделал с ним за нечестие народа Моего, Израиля. Прошедшим вразумляет настоящее; говорившим: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть и утешавшимся великолепием драгоценного здания напоминает об истории Силома, где сначала была скиния Божия, – историю, о которой написано в псалме: и отрину скинию Силомскую ( Пс. 77, 60 ), – что как это место обращено в развалины и прах, так падет и храм, когда он будет обиталищем подобных же грешников. Итак, как Силом служит примером для храма, так храм служит примером для нас, когда настанет время оного свидетельства: сын человеческий пришед обрящет ли си веру на земли ( Лук. 28, 8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глядя на сегодняшние события на Ближнем Востоке, на собирание евреев из других стран на свою родную землю, на воссоздание в 1948 г. государства Израиль после 1878 лет рассеяния (это время рассеяния и отвержения Израиля примерно равно благодатному времени Израиля от Авраама до Христа), глядя на объявление Иерусалима столицей, преобразования в государстве, задаемся вопросом: а не кончается ли «время язычников», и не скоро ли восстановится храм в Иерусалиме, не близок ли антихрист?!.. Это пророческое измерение храма имеет и иное толкование, более подходящее к рассматриваемому нами тексту. Храм Божий – это христианская Церковь , «дом духовный, священство святое» ( 1Пет. 2:5 ), как и апостол Павел говорит христианам: «вы храм Божий» ( 1Кор. 3:16 ). Жертвенник – это бескровная евхаристическая жертва, всегда совершаемая в христианских алтарях. Поклоняющиеся в нем – это истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине. Как в Ветхом Завете во внутреннем дворе поклонялись только священники и левиты, освященные для этого служения и отделённые от народа, так и христиане – «священство святое... род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет. 2:5,9 ). Церковь и поклоняющиеся в ней должны быть измерены , подлежат ангельскому разумению, как мы и читаем, что «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3:10 ). Церковь измерена, избрана и отделена, ибо «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2:19 ) (это и означено тем, что внешний двор храма – мир внешний от Церкви, мир языческий, безбожный, антихристианский – его исключи и не измеряй . «...Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго... и потому выйдите из среды их и отделитесь» ( 2Кор. 6:14–17 ). Храм Божий, Церковь – познаны и запечатлены Богом, измерены мерою благодати. «Внешний двор» не познан Богом. Поклоняющиеся в нем безбожные люди услышат некогда от Всевышнего: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» ( Мф. 7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо Сам сказал: Разрушьте храм сей, и в три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Евангелист Иоанн, объясняя это, говорит: Но это сказал Он о храме тела Своего. И апостол Павел упоминает, что Христос предложил Себя за нас так: Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные; и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и принес Себя за нас в приношение и жертву Богу в приятное благоухание (Еф. 5:1, 2). Поэтому Христос сотворил для нас Свое тело и храм и принес жертву. Апостол свидетельствует, что тело Его есть благословение всей Церкви, говоря о Самом Господе: Он есть Глава тела Церкви (Кол. 1:18). Он еще говорит (ст. 24): «И недостающее в страданиях Христовых восполняю в плоти моей, за Тело Его, которое есть Церковь». Но Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы следовали по Его стопам. Поэтому Христос научил нас Своим примером и показал, что Он жертва, а мы храм. Но мы не только храм Отца и Сына, но и Святого Духа: потому приносим одну жертву Отцу и Сыну и Святому Духу в мольбе. А так как в храме есть две главные обязанности, то есть молитва и жертвоприношение, то состояние человека оказывается направленным на служение этому единому и истинному и благому Богу, поэтому Спаситель наш, входя в храм, говорит: Дом Мой будет называться домом молитвы (Матфея 21:13); и говорит, что двое вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк. 18:10). Соответственно, кто отрицает жертву, принесенную Отцу, Сыну и Святому Духу, пусть знает, что он чужой для членов Христовых. Потому что святая Церковь, которая есть истинное Тело Христово, знает, что есть один храм и одна жертва Святой Троицы, поэтому она всегда приносить одну жертву Отцу и Сыну и Святому Духу в истине. веры, надежды и любви. Посему Святой Троице, Которой мы обязаны единым и отдельным служением во всем, как приносим одну жертву, так и поем одну славу с верной преданностью. Ибо, поскольку очевидно, что есть одна природа Святой Троицы, то достойно, чтобы одна слава воздавалась Отцу, и Сыну, и Святому Духу, верными, в гимнах и псалмах.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

– молокане учат так: « Церковь Христова, или храм Божий, есть общество верующихв Бога, согласно учению, преподанному Христом и Святыми Его Апостолами: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?», говорит Св. Ап. ( 1Кор. 7:16 ); и еще: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, который имеете от Бога?» ( 1Кор. 6:19 ). На основавии этого, собственно, в зданиях и украшениях никакой святости, ни Божества не признаем, тем менее же – в идолохранилищах греко-российской церкви, называемых ею храмами Божиими: «какая совместность между храмом Божиим и идолами»? говорит святой Апостол, «ибо вы храм Бога живого, так как сказал Бог: вселюся в них, и буду ходить, и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор. 6:16 ). Забыв Св. Писание, или не желая брать его в руководство, греко-российская церковь всю святость своих храмов, полагает в антиминс (?). Это шелковый платок с изображением положения во гроб Христа Спасителя, с написанным символом веры греко-российской церкви (?) и с подписью местного Архиерея, а иногда (?) с зашитым кусочком каких-то мощей. Этот кусок тафтицы полагается на, так называемом, престоле и в этой-то тряпочке, а не в людском собрании, сошедшемся для молитвы своему Богу, заключается, по учению греко-российской церкви (?), вся святость храма; так что, ежели вынести из здания этот антиминс, то молящееся людское собрание, не имеет уже в себе никакой святости (?) – в нем нет присутствия Божия; и потому, нарушить молитву каким-либо бесчинством, не есть святотатство и поругание Имени Божьего: вся святость и Божественность храма вынесена вон, с шелковой тряпкой. Такое учение само по себе есть святотатство и поругание над Богом и над истинным храмом Божиим: «храм Божий свят», говорит Св. Апостол, а сей храм – вы; если же кто разорит храм Божий, того погубит Бог. ( 1Кор. 3:17 ). А учение греко-российской церкви о храме – не есть ли это разорение храма Божьего»? Учредитель и начальник церкви есть Сам Иисус Христос. «Где соберутся двое или трое во Имя Мое», сказал Он, «там и Я посреди их» ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Чем великим могут похвастаться люди в больших городах, вне великого Бога? И какими стяжаниями способны покичиться богачи мира сего, чуждые Царству Божию как на небесах, так и в своем сердце? Хорошо, если сумеют они произнести: «Велики мы Богом и богаты Богом». Ведь все земное величие без Бога отвратительно Богу, и все земное богатство без Небесного Отца служит в погибель своим обладателям. Между тем знаем мы, что мы сыны Божии и что Отец наш Небесный не сводит с нас Своих очей ни днем, ни ночью. Послал Он нас в этот мир, как на воинскую службу, и ждет нас в Своих светлых обителях в Небесном Царстве. Знаете вы, что и сыновья самых богатых родителей терпят в армии всяческие лишения, отдавая службе немало сил и подвергаясь разного рода скорбям и тяготам. Но утешают их и подбадривают воспоминания о богатом доме их родителей, так что считают они дни до срока своего увольнения из армии, когда вернутся они к родному очагу. Мал этот наш храм, братья мои. И многие из вас жалуются на тесноту в нем и просят, чтобы построили мы в нашем селе большую церковь . Но разве тело человеческое не гораздо меньше этого храма? А ведь Господь наш благовествует: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). А Господень апостол поясняет это коринфянам, глаголя: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). А где Дух Божий, там и Божие Царство. Немного далее снова дает он истолкование, говоря: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор.6:19–20 ). Куплены мы, братья, муками Христовыми и Его крестом и смертью. Праведник пострадал за нас, грешников, чтобы растрогать нас и разжалостить Своей любовью, дабы пробудить и образумить нас Своей жертвой любви, а равно и дабы очистить нас, и усыновить Своему Отцу, и ввести в Царство вечной жизни – а не в языческую нирвану и не в аид, не в шеол и не в тартар, но в Царство бессмертной жизни, вечного света и радости. Но если в теле нашем или в сердце не тесно для Бога Всемогущего, как может быть тесен для Него этот наш деревянный храм? А если Всевышнему не тесно в этой церкви, то почему бы нам чувствовать здесь тесноту? Хорошо сказал царь Соломон, воздвигнув величественный храм Богу живому в Иерусалиме: Вот, небо и небеса небес не вмещают Тебя, – тем менее храм сей, который построил я ( 2Пар.6:18 ). Как просторный храм не способен заставить Бога обитать в нем, так и вифлеемская пещера, и сердце человеческое, и сия деревянная сельская церковь не сильны помешать Ему вселиться в них по Своему изволению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3. Церковная жизнь Слово « Церковь » употребляется как применительно к единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви (в этом случае оно пишется с большой буквы), так и применительно к конкретному зданию христианского храма (в этом случае его пишут с маленькой буквы). Церковная жизнь Очень часто знакомство людей с церковью (храмом) ограничивается тем, что они приходят туда по особым случаям – покрестить ребенка, отпеть умершего родственника, заказать молебен за тяжелобольного, поставить свечку перед экзаменами и т. д. Все это само по себе важно, но участие в церковной жизни не должно этим ограничиваться. Церковная жизнь предполагает регулярное – по крайней мере, по большим праздникам и воскресным дням,– участие в богослужениях и причащение Святых Христовых Таин. Жизнь православного христианина подчинена не только календарю светских праздников и будней, событий личной, профессиональной и семейной жизни, но и церковному календарю. И храм для него – не просто место, куда он иногда заглядывает по дороге на работу или с работы или где он появляется только по особым случаям, а то место, куда он регулярно приходит для встречи с Богом и для общения с другими членами церковной общины. Любовь к храму Божию В псалмах говорится: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс.26:4 ). Эти слова выражают чувства души, любящей Бога и стремящейся к общению с Ним. Храм – жилище Бога: «Господь во святом храме Своем» ( Пс.10:4 ). В храм ходят не потому, что «так положено» или это «требуется». Естественное состояние души христианина – стремление к храму Божию, любовь к богослужению и молитве. Подобно древнему псалмопевцу, который говорил: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ), христианин радуется, когда слышит звон колокола, возвещающего начало церковной службы, и охотно отлагает обычные дела, чтобы пойти в храм. 4. Православный храм Православный храм – место, где совершается богослужение, где люди приобщаются к Богу через молитву и церковные Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И православный народ в богохранимом Отечестве нашем издревле проявлял свою горячую любовь к храмам Божиим, всячески заботясь об их благоустроенни и благоукрашении. А святая Церковь , в ответ на эту любовь и заботу, всегда воссылала и продолжает воссылать свои усердные молитвы о создателях храмов Божиих, о плодоносящих и добродеющих в них, о труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Господа великия и богатыя милости. Но искренне любящий святой храм Божий и заботящийся о нем православный христианин призывается к еще более высокому и богоугодному служению, о котором говорит нам сегодняшнее апостольское чтение. " Вы храм Бога живаго«, – говорит в своем послании к верующим города Коринфа св. апостол Павел. – К вам и ко всем истинно верующим относится то великое обетование, которое некогда даровал Бог избранному народу: »вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом... И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерьми«. И потому, – завершает свое наставление апостол, – »имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием« ( 2Кор. 6:16, 18, 7:1 ). Та же истина о призвании христиан быть живыми храмами, в которых благоволит обитать Бог, подтверждается и другими местами из посланий св. апостола Павла. »Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы« ( 1Кор. 3:16–17 ). И не только душа христианина удостоивается быть живым храмом Божества, но и самое тело как омытое в купели святого крещения благородное орудие наиболее чистых и высоких устремлений его богообразной души. »Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии« ( 1Кор. 6:19–20 ). Все это не должно, конечно, служить для нас поводом к самообольщению, укреплять нашу самонадеянность. Указав на высокий идеал христианской жизни, на ее святую цель, апостол Павел тут же предупреждает нас об огромной ответственности, о необходимости напряженных нравственных усилий для достижения этой цели и о тяжких последствиях беспечной и нерадивой жизни, не отвечающей своему идеалу. »Вы куплены дорогой ценой«! – ценой беспримерного подвига любви, ценой искупительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, во имя Которого мы крестились, дав пред всей Церковью обеты верности Его святым заповедям.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010