серебром. Поручаю вашему преосвященству: отправиться лично в город Гродно; осмотреть тщательно помянутый выше дом графа Валицкого со всеми принадлежностями; вытребовать от владельца освидетельствованные планы местности и самого дома с фасадами, а равно формальную опись дома с принадлежностями; сделать через надёжного архитектора или через членов местной строительной губернской комиссии акт освидетельствования дома с принадлежностями насчёт прочности оного и надёжности; затем войти в условия с владельцем о сумме, которую он потребует окончательно за дом свой, а также насчёт уплаты казённых пошлин и других обстоятельств, принимающихся в уважение при составлении купчей и передаче самого дома, и обо всём меня уведомить с приложением поименованных выше документов и изъяснением вашего собственного мнения по всем обстоятельствам. Нужно также взять и прислать мне формальное объявление графа Валицкого о готовности продать нам дом, с пояснением условий, на которых желает совершить эту продажу. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (секретно), от 28 февраля за 599, с мнением по делу об истязаниях, причинённых будто бы священниками Бусяжским крестьянам Секретным отношением, от 6 сего февраля за 976, ваше сиятельство уведомляете меня, что жандармский штаб-офицер Прасолов, проверявший на месте произведённое Слонимским земским судом следствие, подтвердил показания об истязаниях, причинённых крестьянам имения Бусяжа. Из отношения моего, от 22 декабря истекшего года за 3623, вашему сиятельству известно положение настоящего дела по духовной части. Я остаюсь совершенно при прежнем намерении и распоряжении, чтобы обвинённые по тому делу священники подвергнуты были формальному суду, и виновность или невинность их обнаружилась законным порядком. Участь Православного духовенства, находящегося в здешней стране под гнетом сильной иностранной и иноверной партии, слишком была бы несчастна, если бы их предоставить произволу всякого отдельного донесения. В этой мысли меня утверждают слова самого полковника Прасолова. Он обвиняет помянутых священников, что они имеютсильное влияние на поселян. Неужели влияние приобретается истязаниями, в которых их обвиняют? О, дай-то Бог, чтобы все Православные священники в здешней стране имели это прискорбное полковнику Прасолову сильное влияние на поселян. Поверьте – оно было бы полезнее, не говорю для Церкви, но и для государства, нежели теперешнее влияние всех здешних жандармских и гражданских чиновников. Но дело вот в чём. Сильная здешняя чуждая партия, которой ненавистно Православное духовенство, старается вредить оному при всяком малейшем случае, употребляя для сего, как уже не раз испытано, самую ложь и клевету. Долг человека, долга чиновника, долг пастыря, заставляет меня быть осторожным на всяком шагу, – чтобы не обвинить напрасно обвиняемых злонамеренно, чтобы не потворствовать напрасно покровительствуемых тоже иногда злонамеренно моих подчинённых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вместе с тем, надлежало бы преобразовать лифляндское духовное правление в консисторию. В состав епархии, имеющей образоваться из рижского викариатства, по моему мнению, полезно было бы включить Эстляндскую губернию, как потому, что она с Лифляндскою и Курляндскою составляет один генерал-губернаторский округ, а по сему сношение по духовным делам было бы гораздо удобнее для епаршеского начальства и главного управления края, при нахождении того и другого в одном городе, так и потому, что во всех отношениях едва ли не было бы полезно, чтобы православные церкви, находящиеся в Лифляндской и Эстляндской губерниях и имеющие одинаковые особенности и нужды, состояли в ведении одного епархиального начальника. На содержание начальника новооткрываемой епархии, дома его и служащих при нем, а равно и консистории, нужно было бы, для подержания их внешнего достоинства, назначить, по крайней мере, такие же способы, какие предоставлены в Риге другим равностепенным с ними местам и лицам; наконец, в состав консисторской канцелярии необходимо прислать из великороссийских епархий чиновников, сколько благонадежных по нравственности, столько же сведущих в законах и опытных в делопроизводстве, ибо таких людей для сей канцелярии нельзя найти в Риге, а между тем они, при основании епархиального управления, в ней весьма нужны, потому в особенности, что нынешние члены лифляндского духовного правления, которые, вероятно, будут и членами консистории, по молодости своей и недавнему служению, мало знают канцелярский порядок и судопроизводство. В этом неудобстве я равномерно имел неоднократно случай убедиться по настоящим сношениям моим с духовным правлением. Имея в виду, что, кроме прямой пользы в движении дел, имеющей произойти от принятия мною предлагаемой меры, учреждение самостоятельной лифляндской православной епархии соответствовало бы самому достоинству православной церкви в глазах всего местного населения, как православного, так и иноверного, я обращаюсь к вам, милостивый государь, с покорнейшею просьбою о представлении моих соображений и моего ходатайства по сему предмету на благоусмотрение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преступных деяний, за которые в законе определены, как высшее наказание, арест или денежная пеня) – один год; 2) если со дня учинения тяжких преступлений и преступлений до дня постановления приговора о виновном истекли двойные, а со дня учинения проступков до дня постановления приговора – тройные против указанных в пункте первом, сроки; 3) если со дня постановления приговора до дня обращения его к исполнению истекли установленные в 2 пункте сроки, которые в сих случаях исчисляются, сообразно наказанию, назначенному судебным приговором. Согласно ст. 70 Улож., для преступного деяния, состоящего из нескольких действий, давностные сроки исчисляются со дня совершения последнего действия, а для преступного деяния, непрерывно продолжающегося, со дня его прекращения. 87 Это наказание полагается в том случае, если виновный в совершении над православным крещения не подлежит наказанию за совращение. 88 ) Всякого рода домогательства о предоставлении в распоряжение приходских попечительств сумм, принадлежащих церкви, признаны Св. Синодом противными каноническому правилу: «никто да не присвояет церковного достояния» (Феоф. Алекс. пр. 11. Ук. Син. 12 Окт. 1868 г.). 89 Лица православного исповедания, живущие среди лютеран, не обязаны платить сборы, деньгами, натурою, в пользу местной иноверной церкви и ее духовенства, исключая те сборы, которые имеют своим основанием договор о пользовании церковною землею. Реш. Прав. Сен по делу крестьянина Тенниса Кют. («Прав. Вест» 1885 г. 63) 90 Примечание. Определением Св. Синода 25 Авг. – 2 Сент. 1893 г. предоставлено сберегательным кассам принимать суммы церковно-приходских попечительств с выдачею на имя оных отдельных книжек («Церк. Вед.» 52). 91 Примечание 1. Устройство епархиальных попечительств предоставлено епархиальным архиереям. Местным же начальствам и обществам в городах и селениях, равно мировым учреждениям, по сношению с министрами внутренних дел и государственных имуществ, поручено оказывать возможное содействие для правильного и успешного хода этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

И многого потом труда стоило отыскать его в сельском уединении. Думают, что в поисках его принимал участие и султан Магомет. Разве все это могло произойти быстро и без запинок? Но продолжим рассказ, находящийся в «Historia Politica». Когда султан после продолжительного отсутствия возвратился в столицу и увидел, что христиане не делают религиозных собраний (вероятно, здесь речь идет о собраниях синода и торжественном праздновании важнейших праздников), то обратился с вопросом к своим приближенным, а равно к своим секретарям из христиан о том, что это значит. Понятно, что в ответ было получено заявление, что греческие христиане не имеют патриарха. Тогда султан, вероятно, под влиянием христиан, бывших на его службе в качестве секретарей, дал повеление, чтобы собрался греческий христианский народ и выбрал себе патриарха, какого пожелают (ход дела, заметим, очень натуральный и описание безыскусственно). Очень уместным представляется здесь добавление писателя, что, давая подобное дозволение, Магомет руководствовался не чувством какогонибудь расположения к христианам, а просто этой милостью он хотел привлечь к себе сердца своих новых подданных и заставить их снова вернуться в столицу из того рассеяния, к какому привело их падение столицы и водворение здесь иноверной власти. Затем создатель «Historia Politica» сообщает краткие сведения о личности новоизбранного патриарха — Геннадия; эти известия уже нам встречались прежде. Наконец, писателем делается замечание, что султан подчинил патриарху церкви Константинополя и все церкви всех прочих епархий Константинопольского патриархата, как это было при патриархах до завоевания Константинополя. (Весь рассказ этот при его замечательной простоте дышит исторической правдивостью.) Таково сказание автора «Historia Politica». Мы находим, что наука должна придавать ему большое значение и считать его наиболее достоверным. Это сказание тем более драгоценно, что оно в главном и существенном не разнится с вышеприведенным сказанием Франдзия, современника события.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

В обыденной жизни русского православного населения разных местностей Туркестана встречаются нередко случаи не только вообще неидеального христианского поведения, каковое могло бы располагать к себе туземное иноверное население и возвышать его духовную культуру, но и преступления гражданского и уголовного характера. В этом отношении было бы весьма назидательно для Комитета собрать статистические данные о преступлениях русского населения Туркестанского края из канцелярий областных судов и областных статистических комитетов, а равно от епархиального приходского духовенства, которому должна быть близко известна духовная жизнь прихожан. В местных газетах также нередко встречаются печальные указания на случаи разных гражданских правонарушений и уголовных преступлений, совершаемых русскими людьми в крае на глазах у туземцев, которых мы призваны облагораживать в духовном отношении и прикреплять к русской державе, внушая им своей жизнью сознание о нашем превосходстве над ними. К сожалению, мы часто не внушаем такого сознания туземцам. По моему многолетнему наблюдению, прежнее обаяние русского имени в Средней Азии не только с каждым годом заметно слабеет, но иногда заменяется открытым презрением, выражающимся в видимой непочтительности и даже в открытых плевках, какими некоторые туземцы сопровождают проходящего мимо их русского человека 3 . Представление туземцев о былом русском могуществе со времени несчастной японской войны значительно изменилось не в пользу русских, а со времени объявления свободы печати татарская пресса усилилась в России и выдвинула вопрос о панисламизме с тяготением к Турции, как к центру религиозно-мусульманского и политического единения. Кто знает, может быть, в глазах и сердцах русских подданных-мусульман, особенно татар, питается и лелеется сладостная мечта о восстановлении обширного общетюркского государства на теперешней русской территории. Наши дипломатические неудачи и поражения могут поддерживать эту несбыточную, по мнению многих русских, но не совсем невероятную для меня лично, мечту передовых мусульман России. Я допускаю существование такой смелой мечты, за которой склонен признавать определенный реальный характер. В турецких газетах было недавно заявлено: «Конец России! Она отныне вычеркнута из списка великих держав!» А турецкие газеты служат оракулом для татарских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Генерал-губернатор Сибири в представлениях своих по сему предмету, свидетельствуя также о том, что существующий порядок утверждения Бандидо-ламы Высочайшею властью действительно весьма много возвышает в глазах инородцев значение этой должности и дает лицу, занимающему оную, возможность противодействовать стремлениям православной миссии за Байкалом, – объяснил, что главное препятствие к распространению православия и русской гражданственности между бурятами, независимо от противодействия лам миссионерству, заключается в особом для инородце уставе, который, представляя им весьма важные преимущества и льготы по землевладению и отбыванию государственных повинностей, ставит инородцев в исключительное перед русским христианским положением и как бы поощряет к сохранению этого, более выгодного для них кочевого состояния. Признавая по этому весьма желательным подчинение Сибирских инородцев общим законам Империи, генерал-лейтенант Корсаков, кроме заявления о том Министерству Внутренних Дел, представлял обстоятельства сего дела также на Высочайшее благовоззрение, во всеподданейшем своем отчете по управлению Восточной Сибирью за 1868 год». Не смотря на все вышеизложенное 16 , Сибирские инородцы до сих пор еще не подчинены государственным законам, коим подчинено в Сибири православно0 русское население, а управляются до ныне особым чрезвычайно привилегированным уставом, и пресловутое Положение 1853 года, парализующее водворение между инородцами христианства и русской гражданственности, продолжает существовать, быть обязательным и производить свое разрушительное антихристианское и антигосударственное влияние!... Оказывается, что не смотря на то, что и специальное Главное Управление инородцами Сибири и местный Генерал губернатор и Архипастырь, ради справедливости и государственных потребностей, настойчиво и с основательной мотивировкой убеждают в необходимости устранения иноземно-иноверного влияния ламы на Сибирских инородцев посредством оживления деятельности христианской миссии и упразднения особого и слишком привилегированного управления Сибирскими инородцами, как причиняющего существенный вред христианству и русской гражданственности; не смотря на то, что и Сам в Бозе почивший Государь Император изволил формально приказать, чтобы отмена привилегий и подчинение Сибирских инородцев общедействующим для господствующего там христианского населения государственным законам, равно как и устранение влияния лам на инородцев, посредством, распространения христианской религии было исполнено; не смотря на то, что таковая Высочайшая законодательная воля, засвидетельствованная целым Комитетом всех государственных министров, сообщена была надлежащим образом в 1870 году Министру Внутренних Дел к надлежащему распоряжению, – все таки чрезмерно либеральное тогдашнее министерство Внутренних Дел нашло возможность воспрепятствовать исполнению, и осуществлению этой настоятельной церковно-государственной потребности, освященной даже Высочайшим повелением Верховной Власти!!!...

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

С принятием однакож приходских училищ в казённых селениях в полное заведывание духовного начальства, я полагаю необходимым, чтобы для сих училищ, равно и других приходских сельских, в ведении духовенства состоящих, составлены были особые подробные правила на общих основаниях, предложенных г-м министром государственных имуществ. Иначе должно бы прибегать во всяком случае к училищному уставу 1828 года и правилам министерства государственных имуществ 1843 года; а они вовсе несоответственны настоящему направлению сего предмета и были бы поводом запутанности и сбивчивости на всяком шагу. При составлении новых сих подробных правил должно, по моему мнению, не упустить из вида следующие два предмета. Во-первых. Не нужно стеснять епархиальные начальства в ближайшем надзоре за приходскими училищами и предоставить им назначать для сего не одних благочинных. Сии чиновники, по многочисленным, особенно в нынешнее время, занятиям, а часто по их прежнему образованию, могут быть несоответственны сему предназначению: тогда как для надзора за сельскими училищами могут быть соответственнее другие духовные, между прочим ректора и смотрители близлежащих семинарий и духовных училищ. Во-вторых. Нужно определить соотношения к сельским приходским училищам иноверного духовенства в тех местах, где население Православное смешано с населением других исповеданий, чтобы отклонить заблаговременно местные недоумения и пререкания. Уже существует правило, что Закон Божий в приходских училищах преподаётся безмездно местными священниками, обязанными по долгу пастырей пещись в сем отношении о своих прихожанах. Это правило, применённое по приходским училищам к духовенству иноверному, обеспечит вполне законную веротерпимость и неприкосновенность совести. Другие учебные предметы, самая священная история, как это и ныне бывает, должны зависеть от наставников, определяемых тем начальством, в ведении которого состоят училища. Предоставление сторонним духовным ведомствам большего влияния по сим училищам было бы постоянным поводом к разным неустройствам, вредным для успеха сих училищ, не столько по поводу иноверчества, сколько по отдельным народностям, смешанным часто на одном пункте из нескольких элементов, не только в западных губерниях, но и в других местах империи. 84. Список с рапорта Св. Синоду, от 17 октября 1850 года за 3265, о степенях родства в отношении браков по бывшему Греко-Униатскому обряду

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Регламента и по Инструкции благочинным, считается сомнительным (Дух. Регл. ч. II, ст. 12; Инстр. Бл. §18). Впрочем в случае надобности каждый приходский священник имеет право дозволить и другому священнику венчать его прихожан и не в его приходе; но в таком случае сему последнему (т.е. другому священнику) всего лучше заручиться от первого письменным дозволением на повенчание не его прихожан, и только после этого венчать их, по обычаю (Кормч. гл. L, лист. 199). Если жених принадлежит к одному приходу, а невеста – к другому, то в таком случае брак должен совершаться в той церкви, в которой принято совершать таковой, в том или другом месте, по установившемуся обычаю (Кормч. гл. L). §56. Когда одно из брачующихся лиц принадлежит к православной Церкви, а другое к иноверной, брак обязательно должен быть совершаем не иначе, как только в Церкви православной, в той, к которой принадлежат жених или невеста православные (Св. Зак. т. X, ч. I. ст. 67; Уст. Дух. К. §26). По ясному смыслу закона, браки лиц православного исповедания с лицами римско-католического исповедания, совершенные одними римско-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не будет обвенчан православным священником (Свод Закон, т. X. ч. I. ст. 72). Даже просьбы о дозволении совершить обряд брака по правилам одной лишь иноверной церкви у нас положительно принимать запрещается (там же ст. 67, §3-й). Допускается в этом случае только то, что по желанию заинтересованной стороны, лица обвенчавшиеся в Церкви православной могут после этого обращаться за благословением их брака и к той церкви, к которой принадлежит лицо иноверное. В Финляндии, для коренных ее жителей, это даже разрешается по прямому смыслу закона (Св. Зак. т. X, ч. I. ст. 68). §57. По желанию заинтересованных сторон православные священники могут также венчать в особенных обстоятельствах жениха и невесту неправославных, особенно в тех местах, где за неимением пастора или священника их веры, им не у кого более венчаться. Но в таком случае бракосочетание это должно быть совершаемо по преимуществу с благословения местного архиерея, и при этом как самое совершение оного, так и соблюдение всех основных формальностей, необходимых для правильности брака, а равно также в случае надобности и развод оного, должен производиться не иначе, как по правилам и обрядам Церкви православной, без малейшего уклонения, или изменения (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Предоставляя, однако, раскольникам и сектантам (за исключением тех из них, которые принадлежат к означенным решительно непримиримым с условиями благоустроенного человеческого общежития сектам) свободу в исповедании той веры, в которой они родились новое Уложение, исходя из другого закона Российской Империи, усвояющего одной только православной Церкви право убеждать не принадлежащих к ней к принятию ее учения о вере и в то же время обязывающего всякую духовную власть и всякое частное лицо, как инославного христианского, так и иноверного исповедания не прикасаться в делах веры к убеждению совести последователей других вер, (ст. ст. 70 и 77 Уст. о пред. и прес. прест. Т. ) 85 , признает наказуемым совращение православного «в существующие или во вновь проповедываемые расколоучение или секту», в особенности же в изуверные секты (ст. 84 Улож.). При этом новое Уложение считает более тяжким преступлением и определяет посему более строгое наказание за принудительное совращение, коим признается в Уложении отвлечение от православной веры «посредством насилия над личностью или наказуемой угрозы». В отношении ненасильственного совращения Уложение обусловливает наказуемость особыми способами воздействия на волю совращаемого, а именно «злоупотреблением властью, принуждением, обольщением обещанием выгод или обманом». Кроме этих двух видов (принудительного и непринудительного) совращения, ст. 90 нового Уложения предусматривает также совращение посредством «произнесения или чтения публично проповеди, речи или сочинения», а также «распространения или публичного выставления сочинения или изображения, возбуждающих к переходу православных в расколоучение или секту». В тесной связи с постановлениями, ограждающими православных от совращения в раскол или секты, стоит 91 ст. Уложения, определяющая ответственность раскольников или сектантов, виновных в совершении по своим обрядам крещения или иной духовной требы, знаменующей принятие в раскол или секту, над лицом заведомо православным или подлежащим крещению по правилам церкви православной», а равно и в совершении иной требы «над лицом, заведомо во время ее совершения исповедывающим веру православную.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Никодим; равно также не правда, что босно-герцеговинские епархии будут изъяты из ведения константинопольского патриарха, и, наконец, не правда, что будет закрыта буковинско-далматинская митрополия, как не правда и то, будто будут учреждены две епархии в Буковине – русская и румынская. И это всё не только не правда, но об этом никто в Вене и не думал, – более того, в министерстве просвещения в Вене, когда узнали из газет об этом слухе, были удивлены и осудили его, как просто тенденциозный. Это мы нашли нужным открыто заявить к сведению и органа русского Св. Синода и всех тех, которые могли хоть некоторое время поверить этому слуху. А мы бы просили тот орган поместить на своих столбцах это наше заявление». 560 стие, что г. Милаш относительно этой комбинации не получал никаких предложений и ничего не знает об этом проекте австрийской печати». «Весник српске цркве» 1909, янв., стр. 1–4 (статья о. С. М. Веселиновича) находит, что заявление «Гласника правосл. далмат. цркве», как и напечатанная в «Neue Freie Presse» телеграмма задрской грековосточной епархиальной консистории не успокоили возбуждения, а напротив усилили, и ссылается на отзыв журнала «Српска Pujeч» (1908, от 30 дек.): «Удовлетворятся ли сербы в Далмации этой «греко-восточной» поправкой, весьма сомнительно. А мы?! сербы в Боснии и Герцеговине?!» Православным сербским церквам – пишет о. Веселинович – приготовляется новый сюрприз, под ряд ко всем прежним экспериментам, которые производились в течении XIX-ro века с сербскою церковью в Австро-венгерской монархии. Указав целый ряд нововведений (уничтожение выборного церковного права, назначение епископов и митрополитов иноверным государем, изменение прежде действовавшей церковной юрисдикции по требованиям политического интереса, без всякого внимания к духовным интересам народа и правилам каноническим, заседания архиерейского синода не только вне резиденции митрополита, но и вне самой церковной области, как это имеет место в отношении буковинско-далматинских епископов, принужденных собираться на заседания не в Черновцах, а в Вене, и – за неимением там более соответствующего помещения – в обычной гостинице), о. Веселинович говорит: «Нововведение, которое приготовляет Австрия учреждением венской митрополии, еще более странно. До ныне, по крайней мере, митрополиты отдельных церковных областей жили и действовали в средине своей паствы и управляли церковью из своей епархии. Ныне Австро-Венгрия хочет, чтобы главный пастырь был далеко от своего стада и чтобы управлял отдаленными епархиями, без наличной своей епархии… Но Австрия забывает, что православный митрополит не папа, не министр без портфеля, – который бы парадировал в столице иноверного государя, оставивши свою паству. То уже не был бы православный митрополит по церковно-правовым понятиям. После многократных покушений уни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010