Синод, сочувствовали до того, что, по сношении Сената с открытым Св. Синодом, было положено основать в Пекине православную епископскую кафедру. Равно и китайское правительство с особым почетом приняло, прибывшею в начале 1715 года в Пекин, первую церковную православную миссию и относилось к ней с предупредительным расположением. Император Канси приказал записать духовных лиц миссии в первое высшее духовное сословие и пожаловать их чинами мандаринов, а церковные и певчие миссии приняты были во второе китайское сословие – воинов, и всем членам миссии отведены были казенные квартиры около православной церкви, водворенных на всегда в Китае русских албазинцев. Китайское правительство выдало этой миссии единовременного пособия на обзаведение более двадцати тысяч рублей серебром и платило ее членам жалование по 428 рублей и 70 коп. серебром ежегодно, отпуская его ежемесячно, и сверх того выдавало еще рису на каждого человека по 3 мерки ежемесячно. От русского же правительства на содержание этой церковной миссии назначено было только по 255 рублей в год. Вообще китайский багдыхан Канси выражал большое благоволение к русской церковной миссии и каждый месяц присылал к начальнику миссии Архимандриту Иллариону императорского чиновника осведомляться о здоровье и о нуждах миссии 22 … Вот как относилось китайское правительство к энергичным церковно-народным просветительным стремлениям смелого православно-русского правительства Петра Великого!.. С другой стороны достоверные источники события и обстоятельства неумолимо свидетельствуют, неоспоримо убеждают, что именно неуважение церковно-народных русских основ и потребностей иностранными 23 и обыностранившимися русскими правителями, в особенности со времен императрицы Екатерины II, и создало иноверно-инородческую организованную силу на окраинах России и в Сибири, силу враждебную православной России, силу способную теперь противоборствовать православно-русским существенным интересам и стремлениям… вот тому доказательства из жизни Забайкалья.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Св. Синод определением от 10–15 марта 1847г. постановил: «полковое православное духовенство по таковым (т.е. иноверно-христианским чинам) не может совершать домовых панихид ». (См. Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. моск. Том дополнит. Спб. 1887, § II Свои соображения московский владыка основывает на следующих апостольских и соборных правилах: 1) Апостольское правило 10: «Аще кто с отлученными от Церкви помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». 2) Антиохийского собора правило 2 : «Да не будет позволено имети общения, ниже сходится в домы и молитися с находящимися вне общения церковного. Чуждающихся собрания одной Церкви не приимати и в другой Церкви». 3) Лаодикийского собора правило 6 : «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Толкование : Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити; аще и великий Василия Уалента царя, еретика суща, к исполнению верных прият, – не было бо еще сего собора, и се правило не было изложено. 4) Лаодикийского собора правило 33 : «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем». В толковании на сие правило в пример отщепенства приводятся овдиане, иже убо веру имеют, якоже и соборная Церковь , и со всеми на месте не молятся, и хулят епископов, богатства ради и проч. «Если апостольское правило не позволяет молиться с принадлежавшими к православной Церкви, – замечает митр. Филарет, – но отлученными от нее за тяжкий грех или за упорство в каком-либо неправославном мнении, которые могут еще покаяться и возвратиться в Церковь , то кольми паче правило сие имеет силу к устранению от общения церковных молитв тех, которые никогда не принадлежали к православной Церкви, и не будут принадлежать к ней, каковы жившие и умершие вне православной Церкви?» «Второе правило Антиохийского собора запрещает молиться с находящимися вне общения церковного. Очевидно, что римско-католики, лютеране, реформаторы находятся вне общения православной Церкви. Следственно, правило запрещает молиться с ними». «Тридцать третье правило лаодикийского собора запрещает молиться с отщепенцем. Толкование сказывает, что здесь разумеются даже и такие люди, иже веру имеют, я коже и соборная Церковь , но, упорству, в некоторых особенных мнениях отделяются от нее. Из сего с тем более полною силою происходит заключение, что под сие правило подходят римско-католики, лютеране, реформаторы».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Надеюсь, что такая современная нам, правоверная мусульманская молитва слишком ясно характеризует ислам и исключает всякие комментарии и пререкания об истинном, отношении ислама к иноверцам!  Необыкновенны причины, побудившие меня, как православного и русского гражданина, хотя несколько возразить библиографу имама Баязитова и руководившие духом моего опровержения, напечатанной им в «Московских Ведомостях», статейки о христианско-русских исследованиях ислама, переводах корана и об отношении ислама к женщине и иноверцам. Издай этот анонимный библиограф означенную свою статейку отдельно, или помести он ее в каком-нибудь нераспространенном антирусском и антихристианском издании, и получи он и ахун имам Баязитов за свои сочинения не только благословения Уфимского мусульманского муфтия, а по ходатайству петербургских мусульманофилов даже еще и государственно-русские знаки отличия за отличную ревность их к исламу и корану Мохаммеда, ведь, награждали же русскими орденами сибирских лам «за отличное отправление ими своих обязанностей», то есть за успешное распространение ими между русскими инородцами их языческого суеверия в подрыв православному христианству, – я не стал бы опровергать стараний N, его мусульманской ревности и даже ошибочных уверений. Мало ли ныне, что кто хвалит и что уверяет!.. Но ведь библиограф ахуна Баязитова осмелился поместить свою не справедливую и унизительную для высоко достойных христианско-русских исследователей ислама и ложно одобрительную для ислама статейку в «Московских Ведомостях», а это совсем другое дело! «Московские Ведомости», Благодаря высокому патриотизму незабвенного их редактора Михаила Никифоровича Каткова, да упокоит его Господь в Царстве Небесном, почти полвека были лучшими литературно-общественными выразителями великих идей русского самодержавия, русской народности и веры православно-христианской. «Московские Ведомости» привыкли мы, православно-русские граждане, считать нашим всероссийским «вечем». «Московские Ведомости» с одушевленною горячею любовью служили интересам и власти, и церкви, и граждан православно-русских, но не иноверно-инородческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Милосердие оказывать ради славы Божией Милость должно делать не ради того, чтобы похвалу от человек иметь, но во имя Христово, во славу Божию и пользы ради ближняго, чтобы имя Божие, а не подающаго славилося, и ближний требующий милости созидался. Сие намерение должно быть дающаго милостыню (2:355). Не превозноситься оказанной милостью, а для этого забывать о своих добрых делах Милостию сотворенною не должно возноситься, понеже, что ни имеем, не свое имеем, но Божие, и ради того, что даем, Божие даем, а не наше собственное. Строители бо есмы, которые поверенного от Него нам добра по воли Его должны расход чинить: рабы есмы, которые должны делать тое, что Господь наш хощет и повелевает. Горе же нам, когда не слушаем Господа нашего и не делаем повеленнаго. Тако рог высокоумия может сломиться. Сделанное добро, сколько возможно, забывать должно, дабы не восхитила «шуица, что творила десница». Ибо едино о грехах память нам полезна, понеже смиряет нас. А добродетелей память не полезна, яко в высокоумие фарисейское приводит, что показует притча о мытаре и фарисее ( Лк. 18, 10–14 ) (2:356). Не допускать ТЩЕСЛАВИЯ, чтобы не потерять награду Милость должно делать не ради тщеславия, иначе мзды не будет от Отца небеснаго ( Мф. 6, 1 )... Милость, сделанную, сколько можно, должно забывать, чтобы тщеславием не повредилася (1:169). Милосердие ради самолюбия не истинное Непохвально делают, и самолюбием недугуют, которые другим благотворят ради того, чтобы их любили; и зде бо не ради имени Христова, но ради своей пользы благотворение бывает. Истинный Христолюбец и нелюбящим себе благотворит, внимая слову Христову: «просящему у тебе дай» ( Мф. 5, 42 ) (3:149). То, что создание Божие всем одинаково служит, побуждает к милосердию Создание Божие повелением Божиим всем равно служит. Солнце, месяц, звезды богатому и нищему равно сияют; облака богатому и нищему равно дождят; воздух богатаго и нищаго равно сохраняет; огнь богатаго и нищаго равно греет; вода богатаго и нищаго равно напаяет; земля богатому и нищему равно плод подает. Убо тем научаемся, что благими мира сего равно богатые и нищие довольствоваться должны. Следственно худо делают, которые богатством мира сего сами довольствуются, а нищим не сообщают его; хуже того делают те, которые не токмо не сообщают своего, но и отнимают у других и к себе привлекают (2:347).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Таковы неожиданные выводы притчи. Итак, не спасает ни бедность сама по себе, ни богатство само собой. Вечно остаётся евангельское правило: «царство Божие внутри вас есть». Всё зависит от этого внутреннего, душевного состояния, от этой напряжённой работы над собой, над своим нравственным усовершенствованием. Мы знаем, что душа человека развивается, как и тело, посредством напряжения и упражнения соответствующих сил. Поднимая тяжести, мы укрепляем силу тела: но безразлично, поднимаем ли мы землю, камни, дерево, железо или золото, – силы телесные от этого одинаково развиваются и упражняются. Так и душа: всё равно испытываем ли мы её и развиваем бедностью, богатством, т.е. терпением или милосердием, мы в том и другом случае сдерживаем и ограничиваем себя, учимся жить не для себя только, учимся себе отказывать ради угождения Богу, ради служения нашим ближним. Господь Иисус Христос, поэтому проповедал равенство религиозно-нравственное, внутреннее, духовное, перед Богом, а не внешнее, не мирское, не пред людьми. На земле всегда будут молодые и старые, способные и менее способные, здоровые и больные, сильные и слабые, будут мужчины и женщины, взрослые и дети. Значит, с этой стороны люди не равны и не могут быть равны. Отсюда же – богатые и бедные. Как невозможно насильно уравнять людей так, чтобы не было мужчин и женщин, старых и молодых, способных и неспособных, так невозможно насильно уравнять богатых и бедных. Бог и лесу не равняет. Но зато бесконечно нам дорого то другое равенство, которое нам даровал Бог, о котором и учил Христос Спаситель, – равенство перед Богом. Все мы одинаково созданы Богом; все равно призваны к вечной жизни; все равно призываемся к ней: одни – богатством, другие – бедностью, лишениями самыми разнообразными; все равно идём к небу и спасению: Всем равно даровал Господь искупление чрез Сына Своего, всем подаёт благодать, нужную для спасения; всем равно открыто Евангелие, заповеди Господни, воля Божия, благая и совершенная; всем равно доступна молитва и угождение Богу, всем дарована св. Церковь . В храме, в молитве, в подвиге, в добродетели – все равны. И разве не видим, как цари и вельможи припадают с молитвой и поклонением к тем святым и праведникам, которые в жизни земной были совершенными простецами, людьми, по мирскому суду, совершенно незначительными? В этом наглядное доказательство того, насколько внутреннее выше внешнего, духовное выше телесного, небесное и Божие выше мирского и человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Не все ли равны вероисповедания христианские? Как узнать между ними истинную Церковь Христову? Как же могут быть равны все вероисповедания христианские, если они противоречат одно другому и в догматах, и в понимании Св.Писания, одним словом - в самых существенных вещах? Истина одна и непреложна, в ней не может быть двух сторон. Рассуди, может ли быть все равно: исповедать с Св. Соборною Апостольскою Церковью, что Христос есть Бог; или верить с арианами и единомысленными им, что Он только человек? Все ли равно, исповедать в Символе Веры Никейско-Константинопольском " Духа Святаго от Отца исходящего " , как исповедали Апостолы и вся Вселенская Церковь в течение восьми веков; или прибавлять вопреки ясным словам Христовым (Ин.15,26), вместе с Западною Церковью " и от Сына " , и другие еще символы веры, никогда не находившиеся в древнем Символе? Все ли равно, признавать со Вселенскою Церковью Семь Таинств, или только два с лютеранами, или вовсе отвергать их с реформаторами? Все ли равно, веровать в Святейшей Евхаристии истинному Телу и Крови Христовой, по слову Его Божественному (Мф.26; Мк.14; Лк.22; Ин.6), как веровала вся Вселенская Церковь, или видеть с реформаторами в ней только символ и воспоминание? Все ли равно приобщаться под обоими видами, как приобщалась восемь веков вся Вселенская Церковь, или вопреки утвердительных слов Христовых: " пиите от нея вси " (Мф.26,27; Ин.6). Приобщаться только под одним видом, как Римская Церковь осудила на то мирян? Все ли равно, иметь Иерархию в непрерывной последовательности продолжающуюся чрез рукоположение от апостолов, или не иметь ее? Иметь Литургию, утвержденную Вселенскими Соборами, или не иметь ее? Все ли равно, признавать единого Христа главою Церкви и основным камнем, на коем Он создал Церковь свою, как объясняли слова Христовы (Мф.16,18) все Отцы Вселенские, и между прочими западные учители, Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, или говорить с римской церковью, что основной камень есть Петр, что папа глава церкви, что он выше Соборов Вселенских, может судить царей и раздавать им царства, и проч., и проч.?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1369...

24 . Двадцать четвертая степень – потребность относиться к творящим нам зло ровно так же, как и к делающим нам благо. Равно любить и тех и других 171 . Следует научиться, пишет святой Варсануфий, «принимать бьющего как греющего, бесчествующего как прославляющего, досаждающего как почитающего и утесняющего как успокаивающего» 172 . Преподобный Максим Исповедник больше других отцов говорит о том, что следует относиться ко всем людям одинаково и любить их всех, не деля на друзей и на врагов, на праведных и на неправедных: «Блажен человек, который всякого равно любить может» 173 ; «...человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству 174 и за благое расположение воли, а порочного как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего» 175 ; «Совершенная любовь... всех человеков равно любит: добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов» 176 ; «Если одних ненавидишь, а других ни любишь, ни ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно; то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека» 177 . Действительно, «други Христовы всех любят искренно» 178 . Такое же поучение встречаем мы и у святого Исаака Сирина : «...благотворением и честию уравнивай всех людей 179 , будет ли кто иудей, или неверный, или убийца, тем паче, что и он брат тебе, одной с тобой природы, и не с ведением заблудился от истины» 180 . «А милосердие, – замечает тот же святой, – есть печаль, возбуждаемая благодатию, и ко всем сострадательно преклоняется» 181 . «Тот, кто всех равно любит по состраданию и без различия, тот достиг совершенства» 182 . 25 . Двадцать пятая степень – относиться к врагам так же, как и к друзьям. Тот, кто поистине любит своих врагов, пишет преподобный Симеон Новый Богослов , «одинаково радушно принимает встретившихся, как друзей, с одними беседуя, с другими же вкушая пищу» 183 . То же говорит и святитель Иоанн Златоуст : «...но будем делать все для обидевших нас, как для искренних друзей, как бы для себя самих» 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Равно мне и тебе говорит: «Покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кроток, милостив, уклоняйся от зла и твори благое, не мсти ближнему твоему, отпускай согрешения его», и прочее. Также равно мне и тебе обещает будущие блага, если веровать истинно и нелицемерно будем. Равно всякому верующему, мне и тебе, говорит: «Восстанешь в силе, наследуешь вечную жизнь, блаженство, царствие небесное и нескончаемую радость». Равно и неверующим и беззаконничающим грозит Страшным Своим и праведным Судом и вечною мукою, что непременно самим делом исполнится. Божие слово верно, истинно и твердо, и не прейдет. Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут (Мф. 24:35). От такого рассуждения может с помощью Божией вселиться слово Божие в сердце наше, и оживотвориться, и плод свой иметь, и хотя от плоти и дьявола много искушения претерпим, однако благодать Божия поможет нам, если в подвиге этом не будем ослабевать. Бог рабам Своим помогает и укрепляет их, Тот же Бог и нам поможет, если будем слову Его, к нам обращенному, внимать и от Него помощи просить. Ибо Он на лица не зрит, но всех равно милует и укрепляет молящихся и уповающих на Него. § 368. Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, – что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный – утешение, сомневающийся – разум и утверждение, невежда – наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение. Ибо Бог, по милосердию Своему, всякому там потребное показывает и предлагает. В подвиге веры Божией благодатью пребывающий найдет там ободрение и подкрепление: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10), – найдет предосторожность от супостата дьявола: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8); – в бедах и скорбях (ибо много скорбей у праведного (Пс. 33:20)) отыщет утешение: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22), – и еще: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное, ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Евр. 10:36-37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Сила таинства одна и та же всегда: и ваше обязательство при сем должно быть одно и то же, и чувство, с каким должно приступать к чаше, как в первый раз, так и всегда должно быть одно и то же. Апостол воспомянул сии слова, чтоб предотвратить пагубное наше ко всему привыкание и последующее за тем равнодушие, и чтоб расположить всякий раз пред чашею возобновлять расположения, какие бывают при сем в первый раз. Вот как, говорит, установлено таинство Тела и Крови, по принятии коих вы переходите и на вечерю любви, и там ведете себя так, как не следует тому, кто помнит и разумеет, какую силу и какое значение имеет сие таинство. Какие исправительные внушения могли отсюда заимствовать коринфяне, это святой Златоуст так излагает: «Если ты приступаешь (к Тайнам Тела и Крови) для благодарения (таинство сие иначе называется Евхаристия — благодарение), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата своего, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй Церкви. Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получил; воздавай же и с своей стороны, и не отделяйся от ближнего. Христос преподал вечерю равно всем, сказав: приимите, ядите. Он равно всем преподал Тело, а ты не хочешь равно всем раздавать общий хлеб? Хлеб был преломлен Им равно за всех, и соделался Телом равно за всех. Сие творите в Мое воспоминание. А ты что делаешь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь воспоминание по умершим сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных, а совершая воспоминание о своем Господе, ты не хочешь даже поделиться трапезою». Стих 26. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. Это вывод из образа установления таинства, которым определяется значение его, на все время до второго пришествия Господня. — Смерть Господню возвещаете. «Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: сие творите в Мое воспоминание, открыл нам причину установления таинства, а между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения; ибо когда ты представишь, что потерпел для тебя Господь, то сделаешься любомудреннее, так и Павел говорит здесь: смерть Господню возвещаете. Такова эта вечеря! Внушает также этим Апостол, дабы верующие и ныне в таком же расположении духа приступали к Тайнам, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе с Апостолами и принимали от Самого Христа эту жертву» (святой Златоуст).

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

3) Нищий и богатый равно дни провождают и живут: ни богатому богатство, ни нищему нищета не отнимает, ни придает дней и жития; равно немощная плоть богатою и убогою нищею подкреплястся, равно богатым платьем и рубищем покрывается, равно в хижине и светлых чертогах упокоевается; равно и житие свое и тот и другий оканчивает, но только с тем различием, что богатый как живет, так и кончится с печалию и страхом, – нищий без печали и страха; равный, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти богатый с нищим равняется. И когда-б на всемирном суде равно судимы были! Но нет, не будет того. " Емуже бо дано... много, много взыщется от него» ( Лк. 12:48 ). Следует богатому дать ответ Судии о богатстве своем, како и на что богатство, данное ему от Бога, держал и расход чинил, как и всяк о таланте своем воздает Господу ответ ( Мф. 25:19–30 ). Нищий о том не печется: не имеет богатства, не готовит и ответа о расходе богатства. Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного блаженства от нас, паче же делает нас блаженнейшими богатых. Ибо истинное блаженство не состоит во внешнем виде, но в покое душевном, от которого богатство отводит, но нищета к тому руководствует. Не тот спокоен, следственно, и блажен, кто много имеет, но кто ни о чем не печется: к сему нищета ведет нас. Сие приими в разсуждение, христианин, и нищеты не бойся, яко она по тебе, а не противу тебе, поборает тебе, а не борет тебя. 4) В нищете твоей помяни о вольной нищете Христа Сына Божия. «Весте... благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор. 8:9 ), – иже от убогой Матери Девы родился, и положен был «во яслех, зане не бе им место в обители» ( Лк. 2:7 ); иже «во своя прииде, и свои Его не прияша» ( Ин. 1:11 ); иже не имел где главу подклонити ( Мф. 8:20 ), и убогих учеников и апостолов имел, и повелел нищету любити: «Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших», и проч ( Мф. 10:9 , и след.). Откуда Павел святой о себе и прочих апостолах глаголет: «яко нищи, а многих богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще» ( 2Кор. 6:10 ). И Петр святой к нищему хромому глаголал: «сребра и злата не имам» ( Деян. 3:6 ). Вольная убо Христова нищета и святых апостолов, твою от нищеты скорбь да умягчит и утешит сердце твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010