Повесть об иконе Стоят почти в каждом доме иконы. В красном углу, на почетном месте. Несколько раз в год мы протираем поспешной рукой пыль и паутину на них, подчас даже не замечая, кто изображен на досках… 26 июля, 2012 Стоят почти в каждом доме иконы. В красном углу, на почетном месте. Несколько раз в год мы протираем поспешной рукой пыль и паутину на них, подчас даже не замечая, кто изображен на досках… Лики как товарищи, Смотрят понимающе, С потемневших досок на меня… Владимир Высоцкий Стоят почти в каждом доме иконы . В красном углу, на почетном месте. Несколько раз в год мы протираем поспешной рукой пыль и паутину на них, подчас даже не замечая, кто изображен на досках. Из-за суеты нашей земной жизни мало всматриваемся в лики святых. Спокойные, величественно-торжественные лики, лики времени, лики вечности. А бывает подчас так, что эти иконы видели не одно поколение нас, земных, смертных людей, выросших пред ними, в их присутствии. Образа помнят нас, наш род с деда-прадеда, так есть. Они помнят солнечные всерадостные наши церковные и человеческие праздники. Когда солнце играло в каждом оконном стекле, а мы, будучи малыми и, следовательно, любопытными все назойливее торопили, спрашивая у старших о самой важной, торжественной минуте праздника или свадьбы, чтобы не проглядеть, не просмотреть нечто самое, самое судьбоносное. Иконы видели и скорбные дни, когда в доме горели проводниковые свечи, освещая хозяину или хозяйке дома последний путь в вечную жизнь, сладкозвучный сельский хор певчих выводил печально-возвышенное: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». И заметьте себе – многим иконам суждено будет пережить нас и увидеть, может быть, нечто большее, чем видели мы! Следовательно, к иконе нельзя относиться как к вещи. Икона – это целый мир, это окно в небо, в вечность. Но среди икон бывают особые образа -проводники божественной благодати, через которые, посредством которых сила Божия нисходит в мир, действует в мире, животворит в нем. В ней что-то чудотворное горит,

http://pravmir.ru/povest-ob-ikone/

Разделы портала «Азбука веры» ( 52  голоса:  3.8 из  5) Дорогая кожа В одном селе жили два брата – Данило и Гаврило. Данило был богатый, а Гаврило бедный; только и живота было у Гаврилы, что одна корова, да и тому Данило завидовал. Поехал Данило в город закупить кое-что и, воротясь из городу, пришел к брату и говорит: «Что ты, брат, держишь корову? Я был сегодня в городе и видел: там коровы очень дешевы, по пяти и шести рублей, а за кожу двадцать пять дают». Гаврило поверил ему, заколол корову и приел говядину, после дождался рынку и отправился в город. Приехал в город и поволок продавать кожу. Увидел его кожевник и спрашивает: «Что, любезный, продаешь кожу?» – «Продаю». – «Что просишь?» – «Двадцать пять рублей». – «Что ты, безумный! Возьми два с полтиной». Гаврило не отдал и волочил кожу целый день; никто ему не дает больше. Наконец, поволок ее мимо гостиного ряду; увидал его купец и спрашивает: «Что, продаешь кожу?» – «Продаю». – «Дорого ли просишь?» – «Двадцать пять рублей». – «Что ты, шальной! Где слыхал про такие дорогие кожи? Возьми два с полтиной». Гаврило подумал-подумал и сказал: «Так и быть, господин купец, уступлю тебе! Только поднеси мне хоть водки стакан». – «Хорошо, об водке ни слова!» Отдал ему купец два с полтиной да вынимает из кармана платок и говорит: «Ступай вон в тот каменный дом, отдай хозяйке платок и скажи, что я велел тебе поднесть полон стакан вина». Гаврило взял платок и пошел; приходит в дом, хозяйка его и спрашивает: «Ты зачем?» Гаврило ей говорит: «Так и так, сударыня, продал я твоему хозяину за два с полтиной кожу, да еще вырядил полон стакан вина; дак он меня сюда послал, велел тебе платок отдать да сказать, чтобы ты винца поднесла». Хозяйка тотчас налила стакан, только немного не полон, и поднесла Гавриле; он выпил и стоит. Хозяйка спрашивает: «Что ж ты стоишь?» Гаврило говорит: «У нас была ряда – полон стакан вина!» А в то время сидел у купчихи полюбовник, услыхал он эти слова и говорит: «Налей ему, душа, еще!» Она налила еще полстакана; Гаврило выпил и все стоит. Хозяйка опять спрашивает: «Теперь чего дожидаешься?» Отвечает Гаврило: «Да у нас ряда была – полон стакан, а ты полстакана подала». Любовник велел поднесть ему в третий раз; тогда купчиха взяла графин с вином, стакан отдала Гавриле в руки и налила его так, что через край побежало. Только Гаврило выпил, а хозяин на ту пору домой грядет. Она не знает, куда полюбовника девать, и спрашивает: «Куда ж я тебя спрячу?» Любовник забегал по горнице, а Гаврило за ним да кричит: «Куда ято денусь?» Хозяйка отворила западню и пихнула обоих туда.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Выходят Ангел со звездой, мальчики и девочки в русских, украинских и белорусских национальных костюмах, а также овечки, Вол, Ослик, Пастухи, Волхвы, Ангелы, Хозяйка и Хозяин. Мальчик в украинском костюме (Хозяйке и Хозяину): Люди добрые, позвольте заколядовать? Хозяин: Колядуйте во славу Божию! Все поют кондак Рождества Христова. Девочка в русском костюме: Мы пришли Христа прославить, А вас с праздником поздравить! Хозяйка: Спасибо вам, народ честной, Что не обошли нас стороной. Мальчик в белорусском костюме: Пойте песни, не молчите – Хозяина с Хозяюшкой колядой почтите! Все поют колядку «Добрый вечир, тоби…» Девочка в русском костюме: Мир и счастье добрым людям! Пусть у вас беды не будет. Пусть нужда и непокой Вас обходят стороной. Звезда в небе засияла – Время радости настало. Ангел со звездой: Через горы, через степи Поспешите вы к вертепу Ко Христу–Спасителю, Мира Избавителю. Славьте Бога и хвалите И всем людям говорите, Что пришло спасение В каждое селение. Девочка в белорусском костюме: Дева Мария Сына качает, Ангелов песни в сердце слагает. Людям желает мира Христова И пониманья Божьего Слова, Чтобы мы с вами милость творили, Богомладенцу преданы были. Мальчик в русском костюме:  Пусть ваши сердца расцветают, Любовь неземную вмещают, На братьев, сестёр изливают, Печали и горя не знают. Девочка в украинском костюме: Всегда в любви живите, люди, – Пусть между вами счастье будет! Мальчик в белорусском костюме:  Добра, изобилия, лада, Терпенья в скорбях и отрады Желаем мы вашей родне И всей православной стране. Пусть ваши являют семейства Радушие добрососедства И, словно дары в Вифлеем, Несут братолюбие всем. Девочка в русском костюме:  Пусть умножится достаток В вашем щедром доме, Чтобы были вы богаты, С хворью незнакомы. Мальчик в украинском костюме:  Я желаю всем на свете Добра и почета, Пусть растут на радость дети, Спорится работа. Девочка в украинском костюме: За любовь к Христову свету Пожелаю всем я И вниманья, и совета,

http://azbyka.ru/fiction/kolyadovanie-po...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1534  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2585 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Всмотрись и увидишь Книга В.Н. Тростникова — не что иное как стремление показать: наука не противоречит Священному Писанию, но подтверждает Слово Божие, а истинный ученый — это тот же пророк, призванный Богом на особое служение — рассказать о Создателе на языке законов сотворенного Им мира. Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины Автор книги – известный религиозный философ – стремится показать, насколько простая, глубокая и ясная вещь «настоящая философия», и как нужна она тем людям, которые по своей натуре нуждаются в укреплении веры доводами разума. Колядование по христианским и народным обычаям Выходят Ангел со звездой, мальчики и девочки в русских, украинских и белорусских национальных костюмах, а также овечки, Вол, Ослик, Пастухи, Волхвы, Ангелы, Хозяйка и Хозяин. Мальчик в украинском костюме (Хозяйке и Хозяину): Люди добрые, позвольте заколядовать? Хозяин: Колядуйте во славу Божию! Все поют кондак Рождества Христова. Девочка в русском костюме: Мы пришли Христа прославить, А вас с... Владимирская Богоматерь Не на троне — на Её руке, Левой ручкой обнимая шею, — Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует… Немею — Нет ни сил, ни слов на языке… Собранный в зверином напряженьи Львёнок-Сфинкс к плечу Её прирос, К Ней прильнул и замер без движенья Весь — порыв и воля, и вопрос. А Она в тревоге и в печали... На поле Куликовом Часть 1 Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы... Здесь память волны святой...

http://azbyka.ru/fiction/page/29/

Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, ночью он ходил тайком в церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там он читал всенощное бдение и каждую субботу причащался Святых Тайн. Господь, испытующий сердца, призрел на Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал об этом своим согражданам. Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги – плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

К концу года она предприняла сходить в Киев на богомолье. Это было первым решительным шагом на пути самоотвержений, и деятельною школою преданности в волю Божию, столь важной в духовной жизни. Первое путешествие свое в Киев она совершила благополучно. Там прожила она целый месяц и хотела поступить в монастырь, но не могла исполнить своего желания вопреки воле духовника и наставника своего. На возвратном пути из Киева она познакомилась с одною монахиней из Елецкого монастыря и дошла с нею до города Ельца. По рекомендации этой монахини, как елецкой уроженки, Иванова нашла место наставницы в Ельце у К. В новом богатом доме круг знакомства был обширный. Сделавшись наставницею, она сначала скрывала внутреннюю жизнь свою и принимала участие в званных обедах и вечерах. А между тем не употребляла ни мясной, ни рыбной пищи, даже воздерживалась от употребления чая и кофе. Наконец, чтобы не казаться странною в глазах других, она открылась хозяйке дома о желании своем поступить в монастырь и о том, чтобы готовили ей отдельный постный стол. Вскоре и от этой приправленной пищи отказалась, довольствуясь простою, обыкновенною пищей, а по средам и пятницам кушала вечером один ржаной хлеб с водою. По случаю тесноты в помещении у К., она по близости наняла особенную квартиру у одной благочестивой женщины, имевшей у себя дочерей в монастыре. А затем, для большего удобства, выпросила у своего хозяина помещение в саду во флигеле. Отсюда она свободно ходила каждый день к утрене и к ранней Литургии. Здесь также по-прежнему давала уроки детям, в свободное время читала духовные книги и работала для бедных, принимала у себя духовных лиц, в особенности нищих и странников, сама готовила им пищу и в услужение, из человеколюбия, взяла к себе одну дурочку. Великим постом для говения на целую неделю удалялась в женский монастырь. Проживши шесть лет в доме К., она вторично отправилась в Киев на богомолье. При выходе, отдала деньги хозяину и просила его построить для ней келью в Елецком Знаменском монастыре. Настоятельница знала ее и охотно устроила ей место в обители. С чувством благодарности Иванова вспоминала о семействе К. за то, что не возбраняли ей вести избранный ею образ жизни и помогли ей в устройстве монастырской кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пирог ешь, да хозяина не съешь. Рыбу ешь, да рыбака не съешь. Хочешь быть сыт, садись подле хозяйки; хочешь быть пьян, садись подле хозяина. Пирог ешь, хозяйку тешь; а вина не пить, хозяина не любить. Клич кликать (звать на пир) . Пиво вари да гостей зови! Радуйся, Кирюшка, будет у бабушки пирушка. Что не ешь? Аль крестить звали? А вы нашу-то речь послушайте: прнневольтесь, скушайте! Что рушано, да не покушано,– хозяйке покор. Только кости на собак покидайте, дорогие гости: а опричь того, чтобы все чисто было. Зовут к соседу на веселую беседу. Много пива крепкого, меду сладкого, вина зеленого, всего не приешь, не выпьешь. Опричь хором, со всем двором (т. е. просим) . Кипите, щи, чтоб гости шли. Набралось гостей со всех волостей. Не было ветру – вдруг навянули; не было гостей – вдруг нагрянули. Тащи стол на кут (от печи в красный угол) . Садитесь за скатерти браные, за напитки пьяные. Пошел пир горой, пир на весь мир. Не барину тот пир, куда бредет весь мир. Чаша, что море Соловецкое, пьют из нес про здоровье молодецкое. Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать). Пивца ведерочко, по самое перевеселочко. Всем подноси, никого не обноси; доброму для добра, худому для худа. Что кому до нас, коли праздничек у нас? У нашего соседа – веселая беседа: гуси в гусли, утки в дудки, овцы в донцы, тараканы в барабаны. Всякая копейка ребром. Последняя копейка ребром. Прокатися, грош, ребром, покажется рублем ! Гуляй, душа, нараспашку! Танцуй (Пляши), душа, без кунтуша; иди пана без жупана! Пошли наши лучинушки плясать, пляши, печь, пляши, лавочки. Ходи, изба, ходи, печь, хозяину негде лечь! Изба ходит, сени говорят. Кулака на кулак позывают, с хлеба на хлеб перезывают. Что за шум, а драки нет? Коли пировать, так не мудровать. Запило моркотье (лохмотье) , загуляли лоскутки, полетели шебельки. Запили заплатки, загуляли лоскутки. На двор зазывай, а со двора не спускай. Гости как бы со двора, а хозяин запор на ворота. Хорошо напируется, хорошо и воспомянется. Гвозди на столе – и пиру конец (гвозди из бочек, знак, что пиво все) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Сейчас нам все это кажется экзотикой, но не так давно (во всяком случае, в историческом масштабе) старики и в России играли совсем не ту роль, что играют сейчас. «Во главе крестьянской семьи стоял один человек – большак, – пишет в книге «О воззрениях русского народа» (М., 2000) известный историк М. М. Громыко. – Это положение его, как главы в религиозно-нравственном, хозяйственном и даже административном отношениях, признавали все члены семьи, община и власти. Из таких глав каждой семьи, а следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины. Большаком, как правило, становились по праву старшинства» (С. 341). Хотя в семье и в более широких социальных средах главенствовал мужчина, почитали и пожилых женщин. «Каждое сложное семейство повинуется одному хозяину… а женщины, кроме хозяина, еще и хозяйке… – рассказывал в середине XIX века этнограф А. Архангельский. – Все в семействе твердо знают и опытом научены, что для счастья семейства необходимо, чтобы все повиновались одному старшему, умнейшему и опытнейшему в семействе, от которого бы зависели все хозяйственные распоряжения» (Там же. С. 345). Собственно говоря, в последней цитате вполне определенно обозначено, какие свойства старости получали особое признание общества, что давало пожилым такой высокий статус, почему этот возраст даже назывался «почтенным». Мудрость – вот качество, особо ценимое в людях данного возраста. Качество, иному возрасту, как правило, не присущее, потому что оно приходит с жизненным опытом. Да и на нашей детской памяти эта роль стариков была еще актуальной. Обе мы проводили много времени со своими бабушками и дедушками и хорошо помним, как к ним приходили соседи, знакомые, бывшие сослуживцы – самые разные люди, более молодые по возрасту. Приходили именно как к старшим, чтобы получить совет в какой-то затруднительной ситуации. Другие члены семьи воспринимали это как нечто само собой разумеющееся: с кем еще советоваться, как не с людьми, прожившими жизнь? И гордились тем, что к их родственнику столь многие обращаются за советом. Хотя им, учитывая тогдашние жилищные условия, это доставляло определенные неудобства. И так деваться было некуда, а тут еще чужие люди сидят.

http://pravoslavie.ru/705.html

Комната, в которую мы пришли сейчас - это столовая. Стоят специальные комоды, буфет, сервант. Например, кажется, что перед нами выдвижные комоды, а на самом деле это шкафчик. Те, кто знает, что такое старинная мебель, ясно, что имеет свои секреты, например в серванте есть такой выдвижной столик для того, чтобы увеличить площадь. Перед вами сохранившаяся стеклянная посуда и вы видите стеклянные предметы, похожие на ножки бокалов для вина. Все всегда спрашивают - что это такое. Это специальные подставки для ножей и вилок, чтобы они не пачкали хозяйке скатерть. Столовая. Конечно, все то, что вы видели сейчас - не все, что было в этом доме. Фотографии говорят, что все было гораздо более эффектно, потому что те светильники, которые вы видите в этой комнате, сделаны были потом. Судя по фотографии, здесь висела великолепная люстра. Сохранились еще картины. Мы пока не можем все расположить так, как хотели бы. Сегодня интерьер - это музей, а не жилой дом, поэтому приходилось выбирать. Скажите, что это такое? Это сифон. Тех времен? Да. В этом доме нет ни одной вещи нашего времени. Все пушкинские музеи сделаны почти с нуля. Мы отличаемся от всех других музеев. Здесь все подлинное. Вы стоите на подлинном паркете из 4 сортов дерева. В доме нет ничего лишнего. Недалеко от дома в парке находится часовня Св. Варвары. Дом сделан анфиладами. Одна анфилада - парадная, для приема гостей, мы их сейчас прошли, а теперь другая анфилада - жилая. Здесь были жилые комнаты, спальни, ванна. В этом помещении жили люди, а теперь тут находится экспозиция жизни и творчества Пушкина. В основном это экспозиция для школьников, для которых наш гид рассказывает о поэте. В этом году исполняется 180 лет со времени написания первой сказки о попе и его работнике Балде. Как раз перед вами наброски самого Пушкина к этой сказке. В 1831 году, когда Пушкин женился, он написал эту сказку. Эта комната и экспозиция в ней посвящена хозяину дома и самому дому. Вот интерьер домовой церкви, которую они сами построили. Григорий Александрович специально выписывал журнал " Зодчество " и выбрал оттуда модель домовой церкви, которую хотел построить. В Вильнюсе ничего подобного нет, здесь не сохранилось ни одной домовой церкви, а в нашей усадьбе сохранилась.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Любушка могла без приглашения прийти в любой дом, найти ножницы, вырезать из бумаги фигурку и подарить её хозяйке или хозяину дома. Таким необычным образом она предупреждала, предсказывала: кому даст лошадку или паровозик, тому предстоит дорога, кому веночек –замужество, а кому гробик – смерть грядет… Следует отметить, что фигурки она подавала молча, подаст – и уйдет. В начале 1917 года блаженная Любушка металась по улицам города и повторяла: «Стены иерихонские падают, стены иерихонские падают!». После революции все поняли, о чём предупреждала блаженная. Пожилым монахиням из Казанского монастыря она предсказала: «Вы-то косточки свои здесь в монастыре оставите, а другие – нет». Вскоре монастырь закрыли. Как-то двум девочкам блаженная Любушка подарила бумажные иконки. Одной иконку святого благоверного Александра Невского, другой – иконку благоверной Анны Кашинской. Впоследствии первая вышла замуж за Александра, и жить молодым пришлось на станции «Александр Невский». Судьба второй была схожей с жизнью благоверной княгини Анны, она рано овдовела, одна воспитывала двоих детей. Из воспоминаний Лизы М.: «Недели за три до своей смерти пришла к нам в дом Любушка… Сказала: «Лизонька, я ведь скоро умру, а ты за меня Богу молись, ходи на мою могилку, песочек бери, а гроб мой оббей розовым». Я её спрашиваю: «Песочек-то зачем мне?» И вижу, как после этих слов словно какая-то тень прошла по её лицу. Задумалась она не минутку и говорит: «Всё же бери песочек, насыпай в банку с цветами и в доме будет благодать». Когда Любушка умерла, я была на работе. Вернувшись домой, узнала о её смерти и тотчас пошла к ней… Я вспомнила просьбу Любушки – обить гроб розовым – и загоревала: как же исполнить её просьбу? Умерла она в 1921 году. В магазинах тогда ничего не было. Материю продавали по талонам, а наша семья уже всё отоварила… Пришла в магазин, стала говорить с заведующим: «Мне бы у вас хотя бы марли купить: гроб надо знакомой старушке обить…» Заведующий позвал мальчика-ученика: «Миша, там, на полке есть у нас розовая марля, ступай принеси»…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010