Разделы портала «Азбука веры» Хлеб в Церкви – символ Христа . Об этом сказал Он Сам: « Я есть Хлеб жизни » ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: « Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие » ( Дидахе , гл. 9). Просфора своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая». В конце Литургии молящимся раздается антидор –  части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён  Святой Агнец . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и дорон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие . « Антидор , – говорит святой Симеон Солунский , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

http://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-pros...

Святоотеческая эгзегетика слов молитвы Господней «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Скачать epub pdf В святоотеческой и литургической традиции иногда даже после преложения Тело Христово именуется «хлебом», а точнее «хлебом божественным, небесным или святым». 1 Какой смысл вкладывается в данное наименование? Святоотеческая эгзегеза слов молитвы Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» ( Мф. 6, 11 ; Лк. 11, 3 ) может способствовать ответу на поставленный вопрос. Предварительно необходимо отметить, что данный тип эгзегезы единственный, поскольку слово πιοσιος впервые встречается в вышеуказанных евангельских местах, а у языческих авторов оно отсутствует. Прошение о хлебе насущном понималось святыми отцами и христианскими писателями двояко – буквально или типологически. 1) Во-первых, под «хлебом насущным» подразумевался обычный хлеб. Так, например, свт. Иоанн Златоуст писал: «Он повелел нам просить насущный хлеб, не сладость, но пищу, восполняющую телесную потребность» 2 . Данное понимание подтверждается первоначальной этимологией слова πιοσιος, которое буквально означает «грядущий», т. е. тот, который можно будет получить вскоре или в эсхатологическом будущем 3 (как причастие от глагола εμι «идти», ср. лат. quotidianus=π τν οσαν ημραν). После достаточно раннего переосмысления слово πιοσιος стало соотноситься со словом «сущность» (хотя в таком случае по правилам греческой грамматики приставка π должна была бы потерять йоту), также указывая на единое на потребу (ср. славянское «насущный» или лат. consubstantialis) 4 . 2) Во-вторых, под «хлебом насущным» подразумевался Сам Господь наш Иисус Христос , Который сказал о Себе: «Аз есмь хлеб, сшедый с небес» ( Ин. 6, 41 ). Именно так эти слова понимали Ориген 5 , свт. Григорий Нисский 6 , Маркелл Анкирский 7 , св. Кирилл Иерусалимский , св. Кирилл Александрийский 8 , прп. Максим Исповедник 9 , прп. Иоанн Дамаскин 10 , прп. Симеон Новый Богослов 11 , прп. Никита Стифат 12 . При этом в то время как первое буквальное понимание «насущного хлеба» как простого обычного хлеба никогда не прилагалось к Евхаристии, то второе типологическое понимание в подавляющем большинстве случаев относилось к этому таинству. Так, например, св. Кирилл Иерусалимский толкуя «хлеб наш насущный даждь» также прямо пишет о том, что это не обычный «общий» хлеб, а «хлеб святой», приносящий пользу душе и телу и неподлежащий законам обычного пищеварения 13 . Таким образом можно резюмировать просмотренный материал в следующих пунктах:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 1–2 (Ин.6:47–53)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 2. 5. С. 33–48 (2-я пагин.). (Продолжение.) —33— ний. Предлагая в награду верующим нечто достовожделенное, как бы орудиями 764 какими, очевидно вожделениями к этому, едва даже и против воли не принуждает и убеждает идти к проповедуемому. В самом деле, что может быть предпочтительнее вечной жизни для тех, у коих оказываются жестокая смерть и страдание от тления? Премудрому учителю подобает и это, – разумею то, чтобы посредством всякого пути, призывающего к жизни, перевоспитывать к лучшему решившихся мыслить что-либо неразумное. Он же, будучи вечной жизнью, обещается Самого Себя преподавать верующим, что и означают слова (Апостола) «вселиться Христу (да даст вам Бог) в сердцах ваших чрез веру» ( Еф.3:17 ). Глава II. О том, что животворно святое тело Христа, где говорит Он о собственном теле как о хлебе. 6:48–50. Аз есмь хлеб животный (жизни): отцы ваши ядоша манну в пустыни и умроша: сей есть хлеб с небесе сходяй, да кто от него яст, и не умрет 765 . В этих словах весьма ясно можно видеть предвозвещенное пророком Исаией в словах: «явлен стал Я Меня не искавшим и оказался Я (обретохся) у не вопрошавших о Мне; сказал Я: «вот Я» народу, который не призывал имени Моего; целый день простирал Я руки Мои к народу неповиновавшемуся и противоречившему» ( Ис.65:1–2 ). Сняв с речи этой всю (внешнюю) оболочку и устранив —34— всю, так сказать, одежду ее, Он уже неприкровенно являет Себя Израильтянам, говоря: «Я есмь хлеб жизни», дабы узнали, что, если имеют желание стать выше тления и освободиться от самой, поразившей их вследствие преступления, смерти, то им должно будет идти к принятию Имеющего силу животворить, Уничтожающего тление и Упраздняющего смерть, ибо это все действительно свойственно и подобает Жизни по природе. А как они, ссылаясь на то, что их отцам была дана в пустыне манна (с неба), не принимали хлеб, истинно сошедший с неба, то есть Христа, то по необходимости делает сравнение прообраза с истиной, дабы таким образом они увидели, что не тот (манна) есть хлеб небесный, но Кого опыт действительности показует таковым по природе. Ваши отцы, говорит, и предки, вкушая манну, отдавали долг природе тела, – приобретая чрез нее поддержание временной жизни и доставляя телу ежедневную из нее пищу, они едва достигали того, чтобы не умереть тотчас. А очевиднейшим, говорит, доказательством того, что то не был хлеб истинно небесный, служит то, что вкушавшие отнюдь не достигали посредством него бессмертия. Подобным же образом опять и знамением того, что Сын есть в собственном и истинном смысле хлеб жизни, служит то, что раз вкусившие от Него и чрез приобщение некоторым образом соединившиеся с Ним оказываются выше и самых уз смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поучение в Субботу Светлой недели об артосе Нынешний день св. церковь имеет обыкновение чрез своих служителей раздавать чадам своим св. артос. Что же такое значит артос? Для чего употребляется он в нашей церкви? Чему он научает нас? Артос есть слово не русское, а греческое. На русском наречии значит – хлеб. То есть, что мы называем хлеб, то греки называют артос. Хлеб, раздаваемый церковью, конечно, есть Божий дар, но не есть простой хлеб, который мы обыкновенно всегда вкушаем для подкрепления тела, но хлеб, освященный особою молитвою церкви, и есть образ хлеба небесного, которым питаются верные христиане. Хлебом же небесным называется сам Иисус Христос, Который, по своей любви и благодати, дал нам в пищу и питие Свое пречистое тело и кровь, Который за грехи наши пострадал и умер на кресте и силою Своего Божества воскрес из мертвых. Для сего то и на артосе изображается образ воскресшего Господа, или же образ животворящего Его креста. А потому к сему хлебу, как великой святыне, мы должны всегда иметь особенное благоговение: ибо в нем сокрыта Господня благодать. Взирая на сей св. хлеб и приемля его в свои руки, мы должны веровать, что пред нами невидимо стоит сам Господь, питающий и оживляюший нас Своею благодатью. Если обратимся к истории Евангельской, то мы найдем здесь поучительное сказание о происхождении обычая во дни праздника Воскресения Христова полагать в церкви артос и раздавать его верующим. Известно, что Иисус Христос, по воскресении Своем, неоднократно являлся ученикам своим и другим. Но многие не могли узнать Его. Так, в самый день воскресения два ученика Его Клеопа и Лука шли из Иерусалима в село Еммаус и на пути разговаривали между собою о бывших Его страданиях и смерти. Но сколько ни говорили они, сколько ни рассуждали, все находились в каком-то недоумении. В это время подошел к ним и Сам воскресший Господь и, продолжая с ними путь, стал говорить им о Себе из писаний пророческих. Но путники не узнают Его. Уже они пришли в Еммаус; день склонился к вечеру, и они вошли в один дом и стали вечерять с Господом. И вот Господь, взяв хлеб, благословил, переломил его и дал им. Тогда-то открылись у них очи, и они узнали Его; но Он стал для них невидим. Тогда-то все их недоумения и сомнения рассеялись, и небесная радость оживотворила их сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

11. О причащении Спаситель обещал дать особое небесное питание: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). Спаситель объявил, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим : «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жив вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:49–51 ). Без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядуший Меня жив будет Мною»... ( Ин.6:53–57 ). Господь исполнил это обещание, давши на Тайной вечери Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: Сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:17–20 ). Совершение этого священнодействия завещано Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Христиане всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Это таинственное священнодействие будет совершаться до Второго пришествия: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал... всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:23–26 ). Нельзя причащаться Святого Тела и Крови Христовых недостойно, потому что за это Господь карает:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Скачать epub pdf Глава 5. Хлеб жизни Вслед за рассмотренной выше беседой с иудеями в Евангелии от Иоанна рассказывается о чуде умножения хлебов ( Ин.6:1–15 ). Об этом чуде повествуют также три синоптических Евангелия ( Мф.14:15–21 ; Мк.6:34–44 ; Лк.9:12–17 ). Таким образом, умножение хлебов – единственное чудо Иисуса, о котором повествуют все четыре евангелиста. Далее Иоанн повествует о том, как Иисус пришел к ученикам по воде ( Ин.6:16–21 ). Этот рассказ имеется также у Матфея и Марка ( Мф.14:22–27 ; Мк.6:47–51 ). Оба чуда были рассмотрены нами в книге «Чудеса Иисуса» 221 . За повествованиями об умножении хлебов и буре на море в Евангелии от Иоанна следует пространная беседа о небесном хлебе, являющаяся одним из кульминационных пунктов четвертого Евангелия. Эта беседа и станет объектом нашего внимания в настоящей главе. Поскольку значительная часть беседы построена на ветхозаветном рассказе о манне, которую Бог послал с неба народу израильскому, представляется необходимым сначала остановиться на этом рассказе. 1. «Хлеб с Неба» в Ветхом Завете В 16-й главе книги Исход повествуется о том, как вскоре после выхода израильского народа из Египта, когда народ находился в Синайской пустыне, возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Тогда Господь сказал Моисею: Вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет. Вечером налетели перепелы, и народ наелся мяса, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Каждому полагалось по гомору на человека 222 , при этом не разрешалось оставлять запас на следующий день. В канун субботы выпадала двойная норма, чтобы на следующий день народ мог соблюдать заповедь субботнего покоя. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна 223 ; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. Сыны Израилевы питались манной сорок лет, пока не пришли в землю обетованную ( Исх.16:1–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евхаристия (причащение) О чинопоследовании Таинства Евхаристии мы подробно говорили в разделе, посвященном богослужению суточного круга. В настоящем разделе речь пойдет о духовном и богословском значении Таинства Евхаристии, а также о различных практических аспектах индивидуальной подготовки к этому Таинству. Под Таинством Евхаристии мы понимаем не только сам акт причащения Святых Христовых Тайн, но и все чинопоследование литургии. В отличие от большинства церковных таинств, которые в современной практике отошли в разряд частных богослужений, Таинство причащения сохраняет свой общественный, соборный характер. Причащение неотделимо от литургии. Даже в тех исключительных случаях, когда причащение совершается вне литургии (например, когда священник на дому причащает больного или умирающего), оно мыслится как продолжение литургии, совершенной в храме. Причащение на литургии Преждеосвященных Даров, за которой не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, мыслится как продолжение предшествующей полной Евхаристии, за которой это преложение совершилось. Евхаристия – сердцевина жизни христианской Церкви, ее стержень и опора. Евхаристия древнее Священного Писания Нового Завета, всех догматических и канонических церковных установлений. Церковь выросла из Евхаристии и зиждется на Евхаристии. Таинство Евхаристии является не только основой бытия всего церковного организма, но и стержнем духовной жизни христианина. Первая Евхаристия была совершена Христом на хлебе и вине. Хлеб и вино относятся к древнейшим и наиболее универсальным символам. В Ветхом Завете хлеб – символ пищи, насыщения, а значит, и символ жизни; вино – прежде всего, символ радости: И вино веселит сердце человека, и хлеб сердце человека укрепит ( Пс. 103:15 ). Хлеб есть дар Божий: обилие хлеба означает благословение Божие в награду за праведность (см.: Пс. 36:25, 131:15 ) и трудолюбие (см.: Притч. 12:11 ). Недостаток хлеба (см.: Иер. 5:17 ; Иез. 4:16 ; Плач. 1:11 ), или хлеба и вина (см.: Плач. 2:12 ), является наказанием, посылаемым Богом за грехи. Бог наделяет пророка Елисея чудесным даром умножать хлеб (см.: 4Цар. 4:42–44 ); этим же даром обладает Христос (см.: Мф. 14:15–21 ). Спаситель заповедует ученикам молиться о хлебе насущном (см.: Мф. 6:11 ), в то же время напоминая им, что Отец Небесный знает обо всех нуждах человека (см.: Мф. 6:25–32 ). В отличие от Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:15 ; Мф. 11:18 ) Христос употребляет вино (см.: Мф. 11:19 ; Лк. 7:34 ); на браке в Кане Галилейской Он претворяет воду в вино (см.: Ин. 2:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» – писал апостол Павел к коринфянам ( 1Кор. 10, 16 ). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы излишними. Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет Игнатий Богоносец . «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная», – писал он к римским христианам 368 . В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его» 369 . Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» 370 . Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Двадцать второй день. Поучение 1-ое. Преподобный Петр, иже мытарь бе. (О побуждениях к благотворительности). I. Препод. Петр, память коего совершается ныне, был сначала человек богатый, но немилостивый и не только был глух к мольбам бедных, просивших его помощи, но и жесток в обращении с ними. От такого ожесточения милосердый Бог спас Петра следующим образом. Однажды нищие, говоря между собою о своих благотворителях, укоряли немилостивого Петра, от которого никто из них никогда не видал какой-либо милостыни. Тогда один из нищих вызвался испросить у немилосердого богача подаяние и для этого, остановившись у ворот его дома, с дерзновением и настойчиво обратился к Петру за милостыней, когда он выходил из дому со множеством хлебов, для дома княжеского. Петр во гневе искал камня, чтобы отогнать нищаго, но, не нашедши, схватил хлеб и бросил им в лицо нищаго, который подхватил хлеб и сказал своим товарищам, что получил от самого Петра. Чрез два дня Петр тяжко разболелся и в видении представилось ему, что он предстоит судилищу, на котором взвешиваются дела его. С одной стороны он видит мрачных мужей, собирающих греховные дела его жизни, с другой видит светоносных мужей в скорби стоящих и не знающих, что положить на весы против множества тяжких грехов мытаря. Тогда один из светоносных мужей сказал, что есть только один хлеб, который Петр дал в лице нищего Христу и то невольно. Положивши же этот хлеб на весы, они увидали, что он перетянул все злыя дела его. Светоносные ангелы сказали Петру. «иди и приложи к хлебу сему еще милостыню, чтобы не попасть во власть диавола и не подвергнуться вечному мучению». Придя в себя Петр подумал: «если малая и невольная милостыня так содействует избавлению от власти темной, тем более может помочь с усердием и щедростию творимое дело благотворения». С этих пор он совершенно изменился в своей жизни, – начал не скудно раздавать пособие нуждающимся, и не только понимать св. чувство христ. милосердия, но и жить им и наслаждаться им. Еще более пр. Петр был укреплен в подвигах благотворения новым обстоятельством и новым небесным видением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поучение к поселянам по случаю скудного урожая хлеба Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Матф. 6:33 ). Очень часто приходилось слышать мне, братие христиане, ваши горькие жалобы на скудный урожай хлеба в нынешнем году. Да, возлюбленные, нынешний год для многих из нас, точно, скудный на хлеб, и этот хлеб, что ни дальше, становится дороже. А при скудости хлеба и его дороговизне много нагорюешься, много потерпишь голода и всякой нужды. Видя вас в такой горести, не могу я молчать пред вами, чтобы не оставить вас без своего пастырского слова. И я нахожу благопотребным сказать вам теперь о том, почему и для чего не посылает нам Господь обильных урожаев, и каким способом должны мы достигать хороших урожаев и всего необходимого нам для жизни. Вот что говорит нам об этом Господь: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся – урожаи, и все, что нужно для жизни, – приложатся вам. Что значит искать царствия Божия и правды Его? Значит прежде всего и более всего стараться убегать всякого худого дела, жить и поступать всегда по заповедям Господним, достигать вечного своего спасения. А за такую благочестивую жизнь нашу Господь посылает нам Свою благодать, благославляет наши поля, наши труды и занятия. А где Божие благословение, там и радость истинная, довольство и спокойствие души. Теперь посмотрим на самих себя, насколько искали мы царствия Божия и правды его? достойны ли мы Господня благословения? Скажем, напр., вот о чем: когда вы начинаете сеять хлеб, то вы, испрашивая у Бога небесного благословения, часто так говорите: «уроди, Господи, хлеб на всякую душу христианскую и на все доброе и полезное». То есть, этим вы даете пред Богом обещание своими избытками хлеба делиться с ближними, жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела. Какое святое и приятное Богу обещание! Какая высокая добродетель – быть милостивым и благотворительным! Для этого именно и Господь посылает нам урожаи и избытки хлеба. Но как поступаем мы, получая от Бога дары и милости? Мы часто забываем поблагодарить Бога от чистого сердца, забываем, что между нами есть люди, требующие нашей помощи, забываем и про всякое доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010