Стих: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня» (Пс. 12:2, 4).     На Преждеосвященной Литургии:    1. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя».    2. «Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе».    3. «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».    4. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс.140:1-4).     Вместо херувимской песни: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».     Причастный: «Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя» (Пс. 33:9).     При первом явлении Святых Даров: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс. 33:2). Вкусите от Хлеба Небесного и из Чаши Жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. В четверг     На утрени. На стиховне, гл.5: «Господи, Ты предложил мне грешному покаяние, желая по неизъяснимой Своей милости, спасти меня недостойного. К Тебе и припадаю я, молясь; смири постом душу мою, потому что я прибег к Тебе, Единому Многомилостивому».     Слава и ныне: «Богородица, Предстательница за всех нуждающихся, на Тебя полагаемся, Тобою хвалимся, на Тебя вся наша надежда. Молись к Родившемуся из Тебя о невоздержанных Твоих рабах».     Прокимны на 6 часе, гл.:    1. «Когда Господь возвратил пленение народа Своего».    Стих: «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1, 7).    2. Гл. 4: «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем».     Стих: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду» (Пс. 14:1-2).     На вечерни. На «Господи воззвах», гл. 2:    1. «Христе мой, Ты, вися на кресте, некогда затмил солнце и ясно озарил верных истинным светом всепрощения; просвети меня, омраченного хитростью диавола, чтобы я, ходя во свете Твоих заповедей, с чистым сердцем встретил спасительное утро в день Твоего воскресения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

а) Священство Христово выражается, прежде всего, Его ходатайством на небесах: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, ... но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр. 9, 24 ), «Он есть Ходатай нового завета» ( Евр. 9, 15 ). б) Вместе с тем священство Христово составляет таинственное основание и видимых жертвоприносительных действий, совершаемых новозаветным священством в земной Церкви: когда священник совершает бескровную евхаристическую жертву, то, произнося молитву «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы…» (во время Херувимской песни), где говорится: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе, Боже наш…» , он выражает веру Церкви в то, что невидимым Совершителем Евхаристии является Сам великий Первосвященник исповедания нашего (см. Евр. 3, 1; 4, 14 ) Господь Иисус Христос. Вопрос : В чем состоит сущность первосвященнического служения Господа Иисуса Христа? Ответ : Служение первосвященника и приносимые им жертвы прообразовали в Ветхом Завете примирительное служение Мессии – Господа Иисуса Христа, составляющее сущность Его искупительного подвига, в котором Он был и Архиереем (Первосвященником) и Жертвой, принесенной за грехи людские. Господь Иисус Христос примирил Правду Божию с человеком, сняв с каждого возрождаемого в таинстве святого крещения его вину, обусловленную как унаследованной им, так и лично приобретенной греховностью. Вместе с тем, Господь открыл путь к примирению человека с Богом, предоставив человеку возможность пользоваться очистительной благодатной божественной помощью, врачующей поврежденную грехом природу нашу. Таким образом, примирение является актом двусторонним. Это – примирение Бога (Его Правды) с человеком и человека с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их,… и как бы Сам Бог увещавает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5, 19–20 ). Вопрос : Где Мессия называется Примирителем?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Божественная Литургия продолжается в сиянии победного разрушения смерти Христом. Следующая песнь заменяет «Херувимскую»: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (т. е. в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрылатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя. Вместо песни Богородице «Достойно есть…» поётся 9-я песнь канона Утрени «Не рыдай Мене, Мати…». Причастным стихом в Великую субботу служит строка из 77-го псалма: Восста яко спя (т. е. как бы от сна воспрянул) Господь, и воскресе спасали нас. Божественная Литургия завершается причащением Тому, Кто в человеческом теле лежит мёртвым, и в то же самое время восседает на Престоле по правую руку Отца; Тому, Кто будучи Творцом жизни мира, уничтожает смерть Своей животворящей смертью. Его гроб, который по-прежнему стоит в центре храма, называется в Литургии «источником нашего воскресения». Первоначально, Литургия Великой субботы была пасхальной крещальной Литургией, но и теперь она остаётся для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и воскресения с Господом. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. ( Рим.6:8–9 ) Христос лежит мёртвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот». И нам больше ничего не остаётся, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьёт начало Дня Господа нашего и придёт эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом: Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. ( Мк.16:6 ) Воскресение Христово (Пасха) Незадолго до 12-ти часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит её в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остаётся сорок дней, до Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

«Буду петь духом, – говорит св. апостол, – буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). А такими священными песнопениями, при мелодии звуков с ясным содержанием и выражением мысли, богата наша православная церковь . Кто, внимательно слушая, не чувствует себя в каком-то не земном мире, мире высшем, при тихих мелодических звуках пения святой херувимской песни, в которой мы, подобно херувимам, и вместе с ними воспеваем трисвятую песнь животворящей Троице?!... Какая высоко-назидательная и трогательная песнь: «да молчит всякая плоть человеча…», поющаяся в великую Субботу?... А много и таких священных песней, которых многие, по каким-либо обстоятельствам, и не слыхали, как поющихся только в известное время, но которые и усладительны и назидательны для сердца, и могли бы служить предметом общего хорового пения, а чрез это много доброго внести бы в души слушающих. Можно, без преувеличения, сказать, что нет ничего успокоительнее, назидательнее и усладительнее священных песнопений; с ними на устах жили святые Божии и ими услаждали свою подвижническую жизнь; ими непрестанно славословят Бога, своего Творца, св. ангелы. К этому приглашает и св. пророк Давид, собственным опытом испытавший всю силу и влияние этого пения: «Пойте Богу нашему, пойте, говорит он, пойте Царю нашему, пойте; пойте Ему разумно» ( Пс.46:7–8 ). Дай Бог, чтобы эти слова пророка не оставались в нас одним эхом, а запали в сердца наши и пробудили желание подражать ему в разумном пении Богу, как Царю всей земли! Пение и вообще составляет как бы необходимую стихию духа нашего, неотъемлемую его потребность. Все мы по опыту знаем, что человек любит выражать свои внутренние движения довольства и радости во внешних гармонических звуках, и увлекается приятными, услаждающими душу впечатлениями, при гармонии, ощущаемой им со стороны. А это по преимуществу нужно сказать о пении священном с его возвышенным содержанием. Это и выражает св. апостол Иаков, когда говорит: «злостраждет ли кто из вас: пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

В молитве Херувимской песни Царем славы назван Иисус Христос, чем подчеркивается Его божественное достоинство. Образ Царя славы, входящего в двери вечные, соответствует тому моменту священнодействия, когда хлеб и вино, приготовленные для того, чтобы стать Телом и Кровью Христа, вносятся через царские врата в алтарь, чтобы быть положенными на престоле. Литургия («Иже херувимы»). Икона. 1570-е гг. (Третьяковская галерея, Москва) Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом подчеркиваются целым рядом других наименований, заимствованных из ветхозаветного каталога имен Божиих: Господь Бог наш; Господь серафимов; Царь Израилев; единственный Святой; почивающий во святилище. Вот лишь несколько примеров: Господь, царь Израилев, посреди тебя… Господь Бог твой среди тебя… ( Соф. 3:15, 17 ). Ты же во святилище живешь, хвала Израиля ( Пс.21:3 ) 749 . Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему] ( Пс.67:36 ). Буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! ( Пс.70:22 ). Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище… ( Ис.57:15 ). Литургия святителя Василия Великого и Иоанна Здатоуста. Фреска церкви Богородицы Евергетиды (Радославова капелла) монастыря Студеница. 1235 г. Молитва «Никтоже достоин» засвидетельствована в самом раннем дошедшем до нас списке византийской Литургии Василия Великого – Барбериновском Евхологии VIII века. Предполагают, что она вошла в чин Литургии Златоуста достаточно поздно в качестве вставки в уже существовавший литургический чин 750 . В то же время можно предположить, что рассматриваемая молитва сложилась уже в V веке, когда Церковь испытывала особую потребность в том, чтобы применять к Иисусу Христу ветхозаветные имена Божии. Молитва стала итогом догматических споров, колебавших христианский Восток на протяжении более полутора столетий: с начала IV по середину V века. В ходе этих споров были последовательно опровергнуты арианство, несторианство и монофизитство; и было провозглашено, что Сын Божий равен Богу Отцу, что Он имеет две природы – божественную и человеческую. Став человеком, Он не перестал быть Богом: на это указывают слова «непреложно и неизменно был еси Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В тайной молитве, читаемой священником при пении Херувимской песни в литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, подчеркивается: «Ты, Христе, служебныя сея и бескровныя Жертвы священнодействие предал еси нам». Св. Киприан Карфагенский (III в.) поясняет: «Иисус Христос, наш Господь и Бог, есть Сам верховный Священник Бога Отца и первый принес Сам Себя в жертву Отцу и повелел нам творить сие в Его воспоминание» 318 . Св. Кирилл Иерусалимский (JV в.), называя Евхаристию «Жертвою умилостивительною», ясно исповедует: «За усопших… принося Богу молитвы, Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя, за них и за нас Человеколюбца Бога» 319 . Закончим свидетельством Восточных Патриархов: «Веруем, что сия есть истинная умилостивительная Жертва, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших, и, как сказано в молитвах сего таинства, преданная Церкви апостолами по Господней заповеди для спасения всех» 320 . Выше изложенные принципиальные противоречия КЕС с новозаветным и святоотеческим учением о претворении св. Даров в тело и кровь Христовы и о сущности евхаристической Жертвы, не исчерпывают все богословские недостатки КЕС. Укажем и другие. 1). В соответствии с духом современного экуменизма Евхаристия рассматривается в секулярном аспекте, чуждом новозаветному откровению: «Трапезы, о которых написано, что Иисус участвовал в них во время Своего земного служения, возвещают и осуществляют близость Царствия: видимым знаком этого Царствия является напитание народа» 321 В этих строках заметна активно поддерживаемая экуменизмом идея о земном «царстве Божием», которое ничего общего не имеет с благовестием Спасителя о Царстве Божьем как несозданной, нетварной реальности, «внутренней возрождающей благодати Св. Духа и ее совершенных плодах и проявлениях» 322 (ср. Гал. 5, 22—23 ). Объяснение «напитания народа» у экуменистов абсолютно несостоятельно. К народу, напитанному Им чудесным образом, Сам Спаситель обращается со следующим упреком: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 26—27 ). После этих ясных слов, на чем может базироваться утверждение, будто «напитание народа» было «знаком Царствия Божия»? И св. ап. Павел категорически заявляет: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Велик и важен предмет, о котором я пишу вам и о котором я ежедневно сообщал отцу Исаакию , ибо что может быть важнее для христианского сердца праведнической, безболезненной кончины христианина? А этим праведником и был покойный брат ваш. 3 октября, т.е. в Воскресение, брат ваш служил в Великой церкви; служил с ним и я. Не могу вам объяснить того чувства, которое я испытывал при виде его, воздвигающим во время Херувимской песни руки свои горе: он представился мне тогда, несмотря на то что ничто не предуказывало его близкой кончины, праведнейшим мертвецом; именно — мертвецом, а не живым и священнодействующим Божиим иереем. Но тогда на это впечатление моей души я не обратил должного внимания, а между тем это прозрение сердца через две недели осуществилось на самом деле. Во вторник брат ваш служил соборную панихиду. Во время вечерни он в сухожилиях под коленями внезапно почувствовал боль. Боль эта продолжалась всю ночь по возвращении его в келью, а поутру она уже мешала ему свободно ходить; поэтому в среду у утрени он не был. Днем, в среду, он почувствовал упадок сил, особенно в руках и ногах; аппетит пропал и уже не вернулся к нему до самой его кончины. В четверг был легкий озноб. Чтобы согреться, он, по обычаю своему, лег на печку, после чего у него сделался легкий внутренний жар. Все это время мы с ним не видались: я страдал от зубной боли, а он не придавал значения своему нездоровью, полагая его простым, не опасным недомоганием, и потому не давал мне знать. Только в пятницу вечером я узнал о его немощи. Когда в субботу утром я увидал его лежащим на постели, то он вновь мне представился тем же мертвецом, каким он мне показался во время Богослужения. С этой минуты я уже не мог разубедить себя в том, что он не жилец уже более на этом свете. В этот день прибегли к лекарственным средствам, чтобы вызвать в больном испарину; но он, вероятно, чувствуя, что это для него бесполезно, видимо, принуждал себя принимать лекарство только для того, чтобы снять с окружающих нарекание в недостатке заботливости. С этого времени он слег окончательно, пищи не принимал, и даже позыв к питью в нем сокращался, как и самые дни его.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Все любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что на ней Сам Господь, Владыка жизни, преподает Себя Самого в пищу и питье верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим, как Сам говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ( Ин. 6, 54, 10, 10 ). Но виновник греха и смерти диавол всеми адскими кознями своими старается отвратить христиан от Чаши жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтобы держать их в узах греха и смерти. Надо возгревать постоянно в сердце своем веру в Иисуса Христа, размышлять чаще о Его бесконечной любви, о чудных делах Его промысла, читать чаще Святое Евангелие, вдумываться в прочитываемое; вникать в себя, видеть свою духовную бедность, свое окаянство, свою слепоту, наготу, иметь алчбу и жажду правды, то есть исправления и правоты, без чего нельзя искренно и горячею любовию, плодотворно причащаться Святых Таин; надо отрешиться от пристрастия к земным наслаждениям, которые крайне препятствуют небесной любви (Всякое ныне житейское отложим попечение...). Эти весьма важные слова Херувимской песни остаются для большей части христиан гласом вопиющего в пустыне: так мы осуетились, измельчали душевно от житейских попечений и пристрастий. Иные даже сравнивают литургию со сценой, или с театром, – бесконечная разница той и другой, как между небом и землей: литургия есть вполне небесное служение на земле, а театр – произведение чисто земное, проникнутое всевозможными земными страстями, олицетворение и училище похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, школа мира сего, прелюбодейного и грешного, грешная забава грехом и страстями, в котором, как в зеркале или в калейдоскопе, в известном физическом аппарате, отражается мир со всеми его нравами и обычаями, соблазнами, увлечениями, безобразиями и жалкими последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

" Дана Мне всякая власть на небе и на земле: (царство Христово) итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (священническое служение в Церкви), " Уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (учительная сторона Церкви). Рассмотрим сущность каждого из этих служений. А. Христос — Первосвященник Господь Иисус Христос есть не только Агнец Божий, принесенный в жертву за жизнь мира. Он есть вместе и Приносящий, Совершитель жертвы, Первосвященник. Христос есть принося и приносимый, приемля и раздаваемый (молитва " херувимской " песни на Литургии) — Сам приносится в жертву, Сам и приносит жертву, Сам и принимает ее, и приходящим Сам раздает. Свое первосвященническое служение на земле Господь выразил в наивысшей степени в молитве Своему Отцу, именуемой " первосвященнической молитвой " , произнесенной после прощальной беседы с учениками в ночь Его взятия воинами, а равно и в молитве наедине в саду Гефсиманском. " За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их " (Иоан. 17:19 и 20). Изъясняет первосвященническое служение Христово ап. Павел в послании к Евреям (главы 5-10). Он сопоставляет первосвященство Христово со служением ветхозаветных первосвященников и указывает несравненное превосходство Христова священства: Б. Христос — Благовеститель ( Пророческое служение Господа ). Благовестническое, или учительное, или пророческое служение Господа Иисуса Христа выразилось в том, что Он возвестил людям во всей доступной для них полноте и ясности волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для цели спасения новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего рода человеческого. Служение это совершенно непосредственно Самим Господом и чрез Его учеников, которые, по заповеди Его, возвестили благовестие всем народам и передали Церкви на все времена. Господь благовествовал 1) учение веры и 2) учение жизни и благочестия. Евангельское учение веры есть учение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010