В Ветхом Завете описаны события от начала сотворения мира до I века до Рождества Христова. На каком основании мы называем Завет «Ветхим»? Выражение «Ветхий Завет» имеет основания в Священном Писании. Оно встречается в Послании апостола Павла к Коринфянам ( 2Кор.3:14 ), где связывается с Моисеевым Законом. В аллегорическом сопоставлении Сарры и Агари ( Гал.4:22-26 ) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет Новому Завету, подразумевающему свободное и осознанное стремление человека к единению с Богом. Касательно раннехристианской литературы можно отметить, что, например, во II в. понятие «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαι Διαθκη), в отличие от Нового Завета (Καιν Διαθκη), использовали Мелитон Сардийский и Ориген (См. по этому поводу: «Эклоги» ). Что касается выражения «Новый Завет», то основанием для его употребления является, в частности, пророчество Иеремии о заключении Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Используется ли Ветхий Завет в церковном богослужении? Ветхий Завет широко используется в православном богослужении. Например, псалмы употребляются как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» ( Пс.103 ) за вечерней; шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 87, 102, 142 ) и хвалитные псалмы ( Пс.148, 149, 150 ) во время утрени; по три псалма на каждом часе; «благодарственным псалмом» ( Пс.33 ) заканчивается Литургия, в начале же Литургии слова мы слышим «Изобразительные» антифоны ( Пс.102, 145 ) и так далее. Кроме того, вся Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм, которые читаются еженедельно за вечерней и утреней. Во время Великого Поста вся Псалтирь прочитывается два раза каждую неделю. Опять же, во время Великого поста практикуется чтение других ветхозаветных Книг. Еще одной составляющей православного богослужения, связанной с использованием Писания Ветхого Завета, является чтение паремий – фрагментов Библии, предназначенных для чтения в особых случаях. Паремии читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. Не будем забывать и о Великом покаянном каноне, автор которого, св. Андрей Критский , для обзора перечисляемых грехов рассматривает Библейскую историю, при этом в первых восьми песнях канона он обращается преимущественно к Ветхому Завету. Для удобства изучения можно ли разделить Ветхий Завет на своего рода блоки по содержанию?

http://azbyka.ru/vetxij-zavet

На Пасху сначала совершали в большой базилике пасхальное бдение с Литургией, за которой все причащались, затем только духовенство без народа шло на Гроб Господень и там поскору совершало вторую Литургию. Народ в это время оставался в храме, слушая проповеди и пасхальные песнопения. Быстро совершив вторую Литургию на Гробе Господнем, духовенство возвращалось в базилику, и уже после этого был отпуст. В силу большого авторитета иерусалимской Церкви постепенно ряд иерусалимских обычаев был заимствован другими Церквами, и в том числе — двойная Литургия на Пасху. В конце IV века святитель Григорий Богослов составил Слово на Святую Пасху , начинавшееся словами « Воскресения день, просветимся, люди ». Достаточно быстро возник обычай торжественно читать его между двумя пасхальными службами. А в VIII веке прп. Иоанн Дамаскин составил «по мотивам» этого Слова всем хорошо известные пасхальный канон и стихиры, которые используют некоторые наиболее яркие обороты из Слова. Слово стало читаться между песнями Дамаскинова канона, к которому присоединили обычное окончание утрени с хвалитными псалмами и стихирами — так и возникла, если говорить вкратце, Светлая Заутреня, ну а потом на практике чтение Слова свт. Григория, как принято говорить, «упразднися зело» и остался только сам канон и чтение Слова Иоанна Златоуста в конце утрени. Сделав необходимые пояснения, касающиеся самой службы, перейдем к рассказу о самих чтениях, прежде всего ветхозаветных, которых на службе большинство. Часть из них содержит пророчества о Воскресении Христовом или эсхатологическом преображении мира, являющемся его плодом. В других можно усмотреть прообразы таинств Крещения и Евхаристии, либо они имеют отношение к событию ветхозаветной Пасхи — прообразу Пасхи Нового Завета. А заканчиваются чтения, как это и должно быть на Божественной Литургии, Апостолом и Евангелием. 1. Книга Бытия (1:1–13) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

Прославление Бога, хотя и может быть понято и, до известной степени, теоретически рассказано, прежде всего, раскрывается как практическое созерцание и живое движение души, которое наиболее органично выражается через молитву. Оно постоянно свидетельствуется и в Ветхом Завете – от самого простого указания (некий человек или весь народ «прославил Бога») до развернутого в виде псалма молитвенного переживания (некоторые псалмы по их содержанию принято называть «хвалитными»). Но с еще большей остротой – и как внутренний долг и как чувство – это ыражается в новозаветном сознании, особенно у св. апостола Павла. Прославление Бога становится нравственной основой, которая делает жизнь целостной: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор 10,31 ). Если эта этическая христианская норма обязательна даже для процессов физиологического характера (еда и проч.), тем более она необходима в душевных и духовных действиях личности. Прежде всего – в общении с ближними, а тем более – в молитвенном обращении к Богу, когда многие молитвы по прямому смыслу имеют хвалитное содержание. Причем это состояние настолько органично для христианского нравственного сознания, что не требуется никаких ритуалов или иных специальных приемов, чтобы обрести его. Прославление Бога раскрывается в личностном преклонении. Ибо, прославляя Бога, человек переживает Его бесконечное величие и благость и признает Его своим Господом, что и выражается в поклонении. Ощущая и осознавая свое единство со всем творением, такая личность таинственно прозревает и общее поклонение всякой твари: «Бог превознес Его [Иисуса] и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп 2,9–11 ). Слава, воздаваемая Богу, особенно раскрывается в полноте церковного знания, в единстве веры: «дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога» ( Рим 15,6 ). Вообще церковное знание и церковное переживание славы Божией проявили себя во множестве оттенков чувства и слова в святоотеческом молитвенном опыте, и преимущественно в завершающих словах молитв, где поклонение и прославление Бога выразились с наибольшей полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Первая часть заканчивается пением тропарей на «Бог Господь». Вторая часть (ее можно условно назвать псаломской) объемлет кафизмы и то, что с ними связано, и заканчивается 50-м Псалмом. Третья часть – каноны и то, что к ним прилегает. Последним песнопением, связанным с каноном, как раз и является светилен. Четвертая завершающая часть – все то, что идет после светильна. К изложению этого я и приступаю. Согласно общей схеме чинопоследования утрени, после светильнов, после того, что обозначено словом «каноны», y нас указаны хвалитные Псалмы и, быть может, стихиры. Что это за хвалитные Псалмы? Это три последние Псалма Псалтири – 148, 149 и 150. Если взять полиелейную службу, то можно увидеть довольно интересную вещь: в начале вечерни поются три первые Псалма Псалтири – то, от чего остались пять куцых стихов. А в конце утрени поются три последних Псалма – то, от чего осталась попевка «Всякое дыхание...» в обиходной службе. Это, безусловно, не случайно. В древности за рядовым суточным богослужением прочитывалась вся Псалтирь. Собственно, древнее всенощное монашеское бдение и состояло из чтения Псалтири. Если ее не торопясь читать, то как раз уходит примерно семь с половиной часов – столько, сколько идет уставное всенощное бдение. Это хорошая форма совершения всенощного бдения при всяком отсутствии богослужебных книг. Некоторые подвижники знали Псалтирь наизусть. На будничной утрени, скорее всего, стихир на хвалитех нет. Но они могут все-таки появляться. Как узнать, есть стихиры или нет? Для этого достаточно посмотреть либо в Типикон, либо в Минею. Если они там есть, то они, естественно, указаны. От наличия или отсутствия стихир на хвалитех зависит, согласно уставу, способ исполнения хвалитных Псалмов. На некоторых службах Великое славословие читаетсяч, а на некоторых поется. Так вот, согласно уставу, хвалитные Псалмы тоже иногда читаются, а иногда поются. Если стихир нет (имеются в виду хвалитные стихиры), то Псалмы просто прочитываются чтецом. Если же стихиры наличествуют, то хвалитные Псалмы поются, причем антифонно: один лик поет один стих, другой лик – другой стих. Сошлюсь на Типикон, 9 глава: «Посем (то есть после светильна) учиненный чтец глаголет Псалом «Хвалите Господа», и «Воспойте Господеви», и «Хвалите Бога во святых Его» (как раз эти три Псалма) и аще имать святый стихиры на хвалитех, тогда глаголем сии три Псалмы на лики».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 110. Утреннее хваление Хвалитные псалмы и Великое славословие Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы обсудим 4ую и последнюю часть Утрени. Начинается она вновь псалмами, но в соответствии с малой ее величиной используется для нее всего три последних псалма Псалтири, общая тема которых – призыв к хвалению Бога, отчего и называются они “Хвалитными”. Примечательно, что они изначально входили в состав Утрени, притом одинаково как на Востоке, так и Западе. И скорее всего, именно их имеет в виду преп. Ефрем Сирин , говоря: «Хвалите Бога утром, чада церкви». С этих псалмов собственно и начинается Утреня. А все, что было до этого лишь приготавливало к ней. И за свой радостный тон эти псалмы не отменяются даже на Пасху! Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и следованной Псалтири. Есть праздничный и будничный варианты их исполнения. В будни данные псалмы начинают стихословиться с 1го стиха 148 пс., причем, простым, речитативным напевом. В праздничном же исполнении, хвалитные псалмы поются на глас дня и начинаются стихом, выражающим их общую тему. Таким стихом является последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», которым же и заканчивается даное псалмопение, представляя в таком случае как бы один гимн, который концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. В наше время все стихи этих псалмов поются без особых припевов, но когда-то эти псалмы имели припевы после каждого стиха, причем различные. Например, в 148 псалме до 7 ст. припевали «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) стиха — «Дадите славу Богу», с 12 (13) стиха — «Тому (Тебе) подобает песнь»; в 149 пс. с 1 стиха — «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; в 150 пс. с 1 стиха — «Сыне Божий помилуй нас», с 3 (и 4): «Слава подавшему (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Ныне же выработалась практика петь стихи хвалитных псалмов без припевов до последнего стиха 149 псалма «Сотворити в них суд написан», с которого ко всем последующим стихам могут начинать присоединяться хвалитные стихиры, которые не всегда бывают, а если и бывают, то в небольшом количестве. За исключением воскресных служб, их количество не должно превышать 4х в виду усталости возникающей к концу немаленькой службы.

http://azbyka.ru/video/110-utrennee-hval...

Гречанинова. XVII. Служба канона, благодаря своему независимому значению представляет в общем строе утрени как бы вставку. Сами напевы гласа в канонах мало напоминают не только уставные мелодии гласов на «Господни воззвах» в вечерни, но и мелодию гласов утрени на «Бог Господь и явися нам». Только с окончанием пения канона и, стало быть, с началом четвертой (последней) части утрени вновь выступают мелодии гласа Октоиха (на «Господи воззвах» из чина вечерни) в пении хвалитных псалмов и стихир, следующих за этими псалмами. Это именно и подтверждает нашу мысль, что канон есть вставка в чинопоследовании утрени, но вставка не мало не нарушающая единства и целостности всей утрени, а скорее дополняющая богатство внутреннего содержания этого богослужебного чина. От того композитор, музыкально иллюстрирующий полный чин утреннего богослужения, вовсе не обязательно должен быть также и музыкальным творцом утренних канонов. Эти последние могут быть музыкально разработаны особыми, так сказать, специальными деятелями на ниве отечественного песнотворчества. Собственно началом заключительной (четвёртой) части вос- —469— кресной утрени следует считать возглашение диаконом стиха: «Свят Господь Бог наш», повторяемого певцами на положенный по Уставу глас Октоиха. 374 За стихом следует пение светильнов (ексапостилариев) на тот же глас и затем уже начинается исполнение хвалитных псалмов (148, 149 и 150), начинающихся словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа…» со стихирами «на хвалитех» также на прилучившийся глас октоиха. По ходу утреннего богослужения, пение светильнов (по словопроизводству от «свет») хвалитных псалмов и стихир «на хвалитех» предшествует рассвету дня. В древности, как только загоралась на небосводе утренняя заря – это первый явный признак дневного света, предстоятель клира, громким молитвенным возглашением» «Слава Тебе, показавшему нам Свет», подавал знак певцам начинать пение великого Славословия Источнику и Подателю физического и нравственного света. И теперь – после такого же возглашения священнодействующего поётся Великое Славословие (или пение утренней зари), начинающееся словами ангельской песни, воспетой в момент рождения на земле Солнца правды – Богомладенца Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и Псалтири следованной; в Типиконе же, в настоящем месте, кратко сказано: «на хвалитех Всякое дыхание на глас дне». Это, как видно из поименованного подробного чина пения этих псалмов, означает, что псалмы должны петься по-праздничному, т. е. начинаться не 1-м стихом 148 пс, как в будни, а этому стиху должен предпосылаться последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», притом петься они должны на глас дня, а не простым, речитативным напевом, как в будни. Таким образом, в праздничном своем исполнении, хвалитные псалмы начинаются стихом, выражающим их тему (подобно тому как Непорочны на погребении начинаются словами «Непорочнии в путь», а в Великую субботу стихом: «Благословен еси, Господи»), и им же оканчиваются, благодаря чему вся их группа, составляющая как бы один гимн, концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. Дальнейшее пение хвалитных псалмов в праздники и будни имеет то общее, что первые два стиха их имеют припев из Пс. 64:1: «Тебе подобает песнь Богу», аналогичный припеву к псалмам «Господи воззвах» - «Услыши мя, Господи» (и в противоположность более торжественному предначинательному псалму бдения, имеющему припев после каждого стиха). Этот припев при праздничном исполнении псалма поется по одному разу за каждым стихом; при будничном же, как бы в вознаграждение за отсутствие предначинательного стиха «Всякое дыхание», поется за первым стихом дважды (всего, значит, трижды): за 1-й половиной стиха «Хвалите Господа с небес», и снова за всем стихом, т. е. вполне по тому же чину, как стих: «Услыши мя, Господи» при «Господи воззвах» (см. выше, с. 542). Первые два стиха хвалитных псалмов недаром отмечаются особым припевом: они здесь наиболее целесообразны, так как, приглашая к прославлению Бога самих Ангелов, выражают этим сильнее всего недостаток всей нашей доселешней хвалы, подобно тому как 1 и 2 ст. 140 пс, сопровождаемые припевом, говорят о недостаточности нашей вечерней жертвы. Дальнейшие стихи псалмов поются без припевов попеременно обоими ликами, и в Ирмологии дано распределение стихов для такого пения; распределение это совпадает с библейским делением псалмов на стихи, только ввиду длины последнего - 14 - стиха 148 пс, половина 13 ст. присоединена к 12, а конец 13 ст. с 14 разбит на 2 части, но число стихов в псалме осталось то же (14, по 7 для каждого лика); из 149 пс. без припевов поются 8 стихов (по 4 каждому лику); с последнего же стиха этого псалма: «Сотворити в них суд» к стихам хвалитных псалмов, которых остается 1 в 149 пс. и 6 в 150, присоединяются хвалитные стихиры, причем пред каждой из стихир поется стих псалма, но последние два стиха 150 пс. поются за один, чтобы число припевов вышло четное, и по краткости последнего стиха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс 118 сосредоточен на личностном измерении отношения к закону. Вероятно, с этим связано обращающее на себя внимание отсутствие в нем понятия   (завет), поскольку «завет» традиционно относится в Свящ. Писании не к одному человеку, а к сообществу (Ibid. P. 260). Жанровая принадлежность Пс 118 Пс 118 сложно отнести к какому-то одному жанру (напр., «псалом-жалоба» или «псалом мудрости»), в нем мастерски переплетены формы и мотивы различных жанров: хвалы, индивидуальной жалобы, ходатайства, исповедания, песни упования, индивидуальной благодарственной песни, гимна, речения мудрости ( Kraus. 1993. P. 412). В окончательной композиции Псалтири Пс 118 занимает место между хвалитными псалмами (Пс 112-117, в еврейской традиции - пасхальный халлель) и «Песнями восхождения» (Пс 119-133, т. н. паломнические псалмы). Соседством с хвалитными псалмами можно объяснить появление в Пс 118 надписания «Аллилуия» в Септуагинте. Размещение перед паломническими псалмами делает Пс 118 как бы подготовкой к приходу в Святой город (Иерусалим). Свиток псалмов, найденный в Кумране (11QPsa), содержит их иную последовательность: 119-131, 118, 134-135. Т. е. для кумранитов, не признававших Иерусалимский храм, кульминация «Песни восхождения» виделась не в храмовом богослужении, с которым ассоциируются Пс 132-133, а в постижении Закона ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 284). Время создания, автор, предназначение Пс 118 В тематике и лексике псалом демонстрирует зависимость от Второзакония. На этом основывается наиболее ранняя из предлагавшихся датировок его создания - период Вавилонского плена ( Deissler. 1955). Но поскольку выразительность акростиха проявляется не при звучании, а в письменном тексте, псалом скорее следует отнести к письменной послепленной эпохе - времени Ездры и Неемии (ср.: Неем 8. 8). С книгами Ездры и Неемии псалом сближают темы неустроенности жизни, гонений, борьбы за преодоление отступничества, за утверждение поклонения Единому Богу и др. Однако для составителей книг Ездры и Неемии возобновление завета с Богом связано прежде всего с Храмом и восстановлением культа, о чем не сказано в псалме ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 258). При этом в псалме присутствуют мотивы и терминология лит-ры Премудрости: нечестивый против праведника, зло против добра, воздаяние (награда и наказание) и др. ( Perdue. 1977. P. 305), что может указывать на эпоху развития евр. образования и книжной культуры (IV в.). Изысканная лит. форма, оставляющая впечатление учености, позволяет думать, что перед нами один из поздних псалмов. Нек-рые исследователи считают его современным Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (1-я пол. II в. до Р. Х.) ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 263).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Когда в Неделю на «Хвалитех» поются на 10-ть, например в мясопустную Неделю (См. также послед. сырной Недели), тогда 6-й стих 150-го псалма, т. е.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», составляет особый припев, и 3-й стих 9-го псалма «Возвеселюся» – особый припев (Тип., посл. мяс. нед.). В те дни, в которые на утрени не поется (а читается) великое славословие, пение хвалитных псалмов начинается таким образом: первый лик поет сперва начало 1-го стиха, именно: «Хвалите Господа с небес» и засим поет припев: «Тебе подобает песнь Богу»; после сего тот же лик поет весь первый стих: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» и опять поет припев: «Тебе подобает песнь Богу». Затем второй лик поет 2-й стих: «Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вси силы Его». И после сего также поет припев: «Тебе подобает песнь Богу». Когда же на утрени поется (а не читается) великое славословие 501 , тогда пение хвалитных псалмов начинается иначе, тогда, по выражению церковного Устава, (Тип., гл. 2 Ирмолог.) поется: «Всякое дыхание». Это пение состоит в том, что хвалитные псалмы начинаются теми словами, которыми они всегда оканчиваются на утрени, т. е. словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Засим поется стих: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» и после сего припев: «Тебе подобает песнь Богу». Таким образом, из хвалитных псалмов и стихир составляется Богу хвалебный гимн, который начинается и оканчивается одними и теми же словами. В Октоихе стихиры на «Хвалитех» находятся только в последованиях субботних и Недельных (воскресных). В прочие дни седмицы поются стихиры на «Хвалитех» или из Минеи, или из Триоди. В субботы же стихиры на «Хвалитех» из Октоиха поются только тогда, когда поется «Аллилуиа», т. е., когда в субботу совершается служба за упокой (Тип., гд. 13). Когда же в субботу поется «Бог Господь», тогда стихиры хвалитные Октоиха поются вместо стихир в стиховне, по «Благо есть». Стихиры же стиховные Октоиха не поются (Тип., гл. 12). Если в Неделю (воскресение) не случится праздника или памяти святого, которому положено петь стихиры на «Хвалитех», то поются только стихиры воскресные Октоиха на 8-мь (Тип., гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Оставшиеся 5 Служебников характеризуются следующими отличиями от основной группы: 1) в РНБ. Соф. 518 общее число священнических молитв утрени существенно меньше, чем в других рукописях; 2) в ГИМ. Воскр. 8 и РНБ. Соф. 526 молитва [ У10 ] перемещена на позицию после [ У11 ], а общее число молитв – меньше на одну, чем в основной группе рукописей; 3) в РНБ. Q. п. I. 67 и РГБ. Рогож. 566 молитва [ У10 ] также перемещена, но на позицию между [ У4 ] и [ У5 ] 46 . Сопоставляя эти данные с результатами нашего анализа состава молитв вечерни, проведенного выше, можно заметить, что все Служебники, содержащие наиболее часто встречающийся набор молитв утрени (т. е. [ У1 ]–[ У8 ], [ У10 ]–[ У12 ], [ ГУ ] – именно в таком порядке), в отношении чина вечерни принадлежат к III или II категории. В свою очередь, из 5 Служебников с особенностями в чине утрени первые три в отношении чина вечерни принадлежат или примыкают к I категории, четвертый список (РНБ. Q. п. I. 67) содержит чин вечерни III категории, а в пятом (РГБ. Рогож. 566) зафиксирован уникальный состав чина вечерни. Исходя из сделанного нами выше вывода о том, что в древнерусской традиции чин вечерни категории I предшествовал чинам вечерни категорий II и III, а также из того факта, что в РНБ. Соф. 518 , наиболее раннем списке из сохранившихся, отсутствует [ У10 ], можно предположить, что древнейшая русская редакция чина утрени отражена именно в Служебнике РНБ. Соф. 518 . Если это предположение верно, состав чина утрени в ГИМ. Воскр. 8 и РНБ. Соф. 526 следует рассматривать как переходные редакции, в которых древнейшая уже дополнена, но еще не приобрела свою окончательную (к XIV в.) форму из двенадцати молитв. Здесь необходимо обратить внимание на нетипичное положение молитвы [ У10 ] после молитвы [ У11 ] в ГИМ. Воскр. 8 и РНБ. Соф. 526 , не соответствующее ни данным греческих Евхологиев, ни самому содержанию молитвы: [ У10 ] – это молитва пятидесятого псалма, а [ У11 ] – молитва хвалитных псалмов, но в последовании утрени, причем как в византийской монастырской практике, так и в «песненном последовании», пятидесятый псалом расположен ранее хвалитных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010